ХАБАРОВСКАЯ КРАЕВАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 1994 г. N 61
О КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевая Дума
ПОСТАНОВИЛА:
1. Одобрить концепцию информатизации Хабаровского края,
предложенную постоянными комитетами краевой Думы по бюджету,
финансовому регулированию и налоговой политике, по
социально - экономическому развитию края и экономической реформе,
и направить главе администрации Хабаровского края для рассмотрения
вопроса о разработке проекта программы информатизации Хабаровского
края.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на постоянные комитеты краевой Думы по бюджету, финансовому
регулированию и налоговой политике, по социально -
экономическому развитию края и экономической реформе.
Председатель Думы
В.А.Озеров
ХАБАРОВСКАЯ КРАЕВАЯ ДУМА
АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
город Хабаровск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Актуальность проблемы информатизации
Хабаровского края
3. Основные цели и принципы комплексной
информатизации края
3.1. Основные принципы
3.2. Основные цели информатизации
4. Основные направления информатизации
4.1. Информатизация органов власти и управления
4.2. Информатизация социальной сферы (образования,
службы занятости, социальной поддержки,
здравоохранения)
4.3. Информатизация финансовой сферы края
4.4. Развитие систем телекоммуникаций и связи
4.5. Внедрение и развитие передовых информационных
технологий
5. Первоочередные задачи
6. Заключение
Введение
Сегодня стало ясно, что процесс информатизации общества
является социально и экономически целесообразным, создающим
предпосылки к его устойчивому развитию. Устойчивое развитие
общества, а во многом и нормальное его существование невозможно
без информационного обеспечения различных аспектов его
жизнедеятельности.
По оценкам зарубежных специалистов к 2005 году из каждых 100
человек трудоспособного населения 65 будут работать в области
информатики. Этот прогноз заставляет уже сейчас задуматься о роли
и месте информатики в жизни и развитии общества. Стихийное
развитие процесса информатизации приводит к существенным
издержкам, а подчас и к трагическим ситуациям связанным с жизнью и
деятельностью людей. Именно поэтому задача информатизации общества
ставится на уровень государственной и требует постоянного внимания
и ресурсов необходимых на ее поддержание и развитие. Именно
государство должно быть той интегрирующей и направляющей силой,
которая позволит разработать и реализовать комплексную программу
информатизации края по каждому из важнейших направлений.
Владение полной, достоверной и своевременной информации
органами власти и управления является необходимым условием как
на этапе принятия адекватных и эффективных управленческих решений
так и на этапе их реализации.
Во взаимовыгодном информационном сотрудничестве с государством
заинтересованы практически все предприятия и организации,
коммерческие структуры, общественные движения и партии.
Потребность в создании общего информационного пространства
рамках территории Хабаровского края и Дальневосточного региона, в
значительной степени также предопределяет эффективность
информационной поддержки в решении вопросов, проводимых в России
социально - экономических реформ.
В условиях рыночной экономики существенно меняется суть
государственного регулирования социально - экономическими
процессами.
Провозглашение человека основным субъектом экономики, а
следовательно, действительная забота государства о развитии
личности, требует расширения сферы информационных услуг,
направленных на обеспечение потребностей личности.
Возникает настоятельная необходимость, в рамках процесса
информатизации, формирования единого подхода в области
организационно - правовой, финансовой и информационно -
технической политики, для интеграции усилий всех заинтересованных
сторон.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Уровень научно - технического прогресса, степень
экономического и социального развития в каждой конкретной стране
стали определяться мощностью информационной индустрии. Наряду с
такими показателями, как добыча угля, нефти, газа, выработка
энергии, валовой национальный продукт и так далее, стали
применяться и такие показатели, как число баз данных,
количество людей, занятых информационной деятельностью, доля
информационной деятельности в валовом национальном продукте.
Стартовые условия Хабаровского края в процессе информатизации
таковые:
- сырьевой придаток Европейской части, финансирование которого
осуществлялось по остаточному принципу, отсюда отсталость,
неразвитость информационной инфраструктуры;
- большая миграция, особенность социального состава населения,
его интеллектуальной прослойки;
- территориальная разбросанность населенных пунктов края,
отсутствие между ними современных и надежных систем связи;
- удаленность от центральных источников информации;
- практическое отсутствие как специализированных, так и
публичных баз данных и знаний по различным аспектам
жизнедеятельности, особенно предназначенных для всех уровней
органов власти и управления.
Затруднено получение полной информации в любой области
социальной сферы. Особенно в сложных условиях находятся жители
отдаленных районов края.
В то же время развивается прогресс интеграции России в
Тихоокеанский рынок, есть поле для создания современных свободных
экономических зон, уникальные природные условия для туризма,
охоты, рыбной ловли, торговли, лечения, совместной со странами -
соседями деятельности по использованию природных ресурсов земли и
моря.
Выбор стратегического направления развития, Дальневосточной
зоны России, интеграция в социально - экономическое сотрудничество
со странами Азиатско - Тихоокеанского региона должны лежать в
плоскости наращивания и эффективного использования информационного
ресурса.
С другой стороны, близость Хабаровского края к мощным
компьютерным центрам в АТР (Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг
и так далее), их заинтересованность в развитии информационного
взаимодействия будет способствовать широкомасштабным инвестициям
в сферу информатизации, и ускоренному развитию информатизации
региона, в том числе во внедрении новых информационных технологий.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ
КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
При составлении концепции развития необходимо определить
основные принципы, в соответствии с которыми будет строиться и
развиваться вся информационная структура края.
3.1. Основные принципы.
Принципы комплексной информатизации Хабаровского края
предполагают:
- приоритет прав и свобод человека, социальных и экономических
структур гражданского общества;
- соблюдение принципов и норм международного и федерального
права в международных и межрегиональных информационных отношениях
и коммуникациях;
- верховенство закона как высшей формы государственной власти,
источника и основы государственных отношений;
- демократические механизмы формирования и развития
правоотношений, органов и служб информатики и связи;
- интеграция разнородных отраслей и служб информатики и связи
на единой правовой, организационной, технологической и
методологической основе;
государственная поддержка, регулирование и обеспечение
развития информационной инфраструктуры, как ключевого фактора
государственного суверенитета Российской Федерации и
самостоятельности края;
- неотделимость процесса информатизации края от Программы
информатизации России, интеграцию в единое информационное
пространство Российской Федерации;
- единство организации и координации и законодательной
поддержки работ по информатизации на уровне органов власти и
управления края;
- государственная поддержка и финансирование
социально - экономически целесообразных и эффективных проектов;
- постоянное совершенствование компонент сети, расширение
сферы услуг и возможностей;
- необходимость учитывать особенности региона - Дальний
Восток;
- преемственность существующих в научно - техническом
комплексе края интеллектуального потенциала, существующих
проектных решений и опыта.
3.2. Основные цели информатизации
Основные цели рассматриваются в контексте реализации основных
целей развития края: политических, государственных, экономических,
образовательных, производственных, научных, социальных и
культурных, что явится предпосылкой к созданию условий
устойчивого развития территории.
Основными целями информатизации являются:
- создание общего информационного пространства для органов
власти и управления с целью повышения качества и обоснованности
принятия решений на всех уровнях управления;
- повышение эффективности механизма экономического управления
краем;
- содействие формированию рыночных отношений на основе
информационного взаимодействия предприятий и организаций различных
форм собственности между собой и с различными международными
информационными системами;
- обеспечение доступа различных групп специалистов к
отечественным и зарубежным базам и банкам данных для повышения
эффективности и практической направленности научных исследований,
опытно - конструкторских и технологических разработок, а также
качества подготовки специалистов;
- создание условий для развития информационной культуры
населения, повышение уровня общеобразовательной подготовки в
системе образования края;
- создание минимально необходимого уровня современного
информационного обслуживания населения края для развития
инициативы, политической и творческой активности, правовой и
социальной ответственности и защищенности всех членов общества.
Основные цели информатизации реализуются долгосрочной
стратегией формирования устойчивого социального заказа на
различную информацию, как важнейший ресурс, эффективное
использование которого становится основным условием для достижения
успеха в любом из видов деятельности человека.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КРАЯ
Программно - целевое планирование работ по реализации
различных сложных проектов и систем хорошо зарекомендовало себя во
всем мире именно поэтому в рамках запуска и реализации процесса
информатизации края необходимо сформировать основные направления
развития. Это позволит правильно спланировать и оптимизировать
работу всех заинтересованных сторон в данной области через
формирование целевых творческих коллективов специалистов и
привлечение к реализации каждого направления всех заинтересованных
предприятий и организаций.
В качестве основных направлений информатизации края необходимо
выделить следующие:
4.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Информатизация органов власти и управления края должна
проходить опережающими темпами по отношению к остальным
направлениям информатизации, ввиду того, что уровень и качество
принимаемых управленческих решений напрямую определяются их
информационной поддержкой и касается таких сложных и ресурсоемких
комплексов как:
- нормативно - правовое обеспечение и законотворчество;
- социальное обеспечение;
- культура, образование, наука;
- жилищно - коммунальное хозяйство;
- сфера материального производства;
- экология;
- трудовые ресурсы;
- правопорядок;
- сельское хозяйство;
Реализация данного направления позволит в ближайшей
перспективе существенно улучшить информационную поддержку всех
принимаемых решений, а в конечном итоге повысить эффективность и
демократичность процесса управлением краем.
4.2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
(образование, службы занятости,
социальной поддержки, здравоохранение)
Решение задач стоящих перед всеми социальными институтами
общества невозможно без их широкомасштабной информатизации.
Особое место данного направления развития информатизации
обусловлено его непосредственным влиянием на качество жизни
практически всех групп населения нашего края и охватывает весь
жизненный цикл человека.
Компьютерная грамотность населения - необходимое условие
современного образования, на котором базируется профессиональная
ориентация и адаптация человека в современной производственной и
иной деятельности. Информатизация процесса обучения и
переподготовки позволит многократно повысить его эффективность.
Изменение демографической ситуации, большая миграция
населения, стремительное вхождение различных слоев населения
в новые рыночные отношения требуют адекватного реагирования
служб занятости, социальной реабилитации, образования,
здравоохранения.
Реализация данного направления информатизации позволит
обеспечить социальную стабильность и прогресс всего общества
максимально удовлетворяя его информационные потребности.
4.3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ КРАЯ
От информатизации финансовой сферы во многом зависит
реализация экономической реформы на территории края, а также
эффективность и своевременность реализации различных хозяйственных
проектов и работ, их своевременного финансирования и концентрация
финансовых ресурсов на наиболее важных направления социально -
экономического развития края.
В качестве приоритетных направлений развития информатизации
финансовой сферы следует выделить:
- быстрейшее создание единого межбанковского информационного
пространства края, что позволит:
- внедрить информационные технологии в систему взаиморасчетов
с зарубежными и внутренними потребителями (внедрение кредитных
карточек, безналичные кассовые операции и т.д.)
- сформировать единую базу данных о потенциальных инвесторах,
объемах финансовых ресурсов и проектов прилагаемых к
инвестированию.
Государственная заинтересованность в развитии данного
направления основывается на стремлении к снижению издержек от
осуществления платежных операций прежде всего бюджетными
организациями, не допущению кризиса неплатежей по причинам
технологического характера, снижению влияния времени проводок
финансовых средств на инфляционные процессы, становлению системы
точных прогнозов налоговых поступлений в бюджет края.
4.4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СВЯЗИ
Основу любой информационной системы составляют средства
телекоммуникаций и связи, обеспечивающие свободную передачу
информации всем потребителям. Имея ввиду, что информатизация будет
охватывать существенные географические пространства, развитию и
совершенствованию всех средств телекоммуникаций и связи отводится
особая роль и внимание.
Развитие и реализация данного направления имеет
самостоятельное значение и сказывается на качестве жизни всех
слоев населения. На федеральном уровне программа развития средств
связи выходит за рамки Программы информатизации России. Вместе с
тем, программа развития средств телекоммуникаций и связи в крае
должна быть увязана с процессом информатизации края.
4.5. ВНЕДРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕДОВЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Эффективность реализации программы информатизации края во
многом будет обусловлена уровнем используемых для этих целей
информационных технологий. Именно поэтому для успешной реализации
процесса информатизации края внедрению и развитию передовых
информационных технологий необходимо уделить особое внимание
выделив его в отдельное направление охватывающее: законодательно -
правовой, инвестиционный, технический и технологический аспекты.
Развитие данного направления должно идти по пути максимально
возможного использования уже имеющихся ресурсов, с четким
представлением путей и методов их развития и совершенствования.
5. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
Для успешного запуска процесса информатизации Хабаровского
края необходимо решить следующие основные задачи:
1. Создать постоянно действующий орган по проблемам
информатизации края (Координационный Совет по информатизации) при
краевой администрации в составе ведущих ученых, специалистов и
представителей органов власти и управления края.
2. Определить и законодательно закрепить объемы и источники
постоянного финансирования процесса информатизации края.
2. Координационному совету:
- разработать и внести на рассмотрение комплекс первоочередных
законодательно - правовых мер создающих основу для успешного
развития процесса информатизации края;
- провести ревизию в крае всех существующих интеллектуальных,
и материальных ресурсов необходимых для реализации процесса
информатизации;
- сформировать институт генеральных заказчиков и генеральных
подрядчиков по главным направлениям информатизации;
- поручить генеральным заказчикам совместно с генеральными
подрядчиками разработать программы информатизации по каждому
направлению;
- представить проект сметы на разработку программ
информатизации по каждому направлению.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие процесса информатизации в крае, и в России,
интеграция в мировое информационное пространство предусматривает
проведение широкого спектра научных исследований по различным
направлениям информатизации, а также объединение усилий и
ресурсов государственных и коммерческих структур, всего общества.
Процесс информатизации начат не в лучшее время. Однако ход
развития мировой цивилизации не оставил нам времени на выжидание.
Отставание России от стран вступивших в стадию информационного
общества, достигло стратегически опасного уровня.
Для подготовки данной концепции привлекался широкий круг
ученных и практиков представляющих ведущие научные центры России и
края. В подготовке участвовали специалисты ВЦ ДВО РАН,
Хабаровского ЦНТИ, ДИНЦИС, Хабаровского Государственного
технического университета, ряда общественных организаций и
предприятий новых организационно - правовых форм. Работа
осуществлялась на базе подкомиссии по информатике комиссии по
науке, образованию и культуре Хабаровского краевого Совета
народных депутатов в 1992 - 93 годах.
Рабочая группа отразила свое понимание решения проблемы
информатизации Хабаровского края на основе собственных знаний и
опыта создания аналогичных информационных систем, применительных
к условиям Дальнего Востока и концептуальным положением Программы
социально - экономического развития Хабаровского края в 1993-1995
годах.
|