КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 17 апреля 1995 г. N 2-4-410
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
В современных условиях профессиональная ориентация
рассматривается как служба сопровождения профессиональной карьеры,
как система социально - экономических, психолого - педагогических,
медицинских и организационных мероприятий, направленных на
формирование у человека готовности к осознанному выбору профессии,
дальнейшему профессиональному росту, с учетом федеральных и
региональных потребностей рынка труда и рынка профессий. Система
профессиональной ориентации выступает как организационный
инструмент управления человеческими ресурсами и социально -
психологической защиты населения.
Конечной целью профориентации является активизация процесса
трудоустройства человека в соответствии с его желаниями,
склонностями, знаниями и сформировавшимися способностями.
В отечественной и мировой науке давно доказано, что процесс
профориентации необходимо начинать в условиях общеобразовательной
школы. От того, насколько адекватно будет сформирована у
выпускника школы самооценка уровня своей подготовленности к выбору
профессии, зависит насколько он сможет адаптироваться во взрослой
жизни, самореализовываться в труде.
При проведении профориентационной работы в школах Хабаровского
края специалистам, ответственным за эту работу, приходится
сталкиваться со следующими проблемами:
- несоответствие между фактической кадровой потребностью в
крае и профессиональными замыслами и планами выпускников школы;
- преобладание в профориентационной работе представителей
учреждений профессионального образования форм и методов, носящих
рекламный характер, не учитывающих индивидуальные и возрастные
особенности школьников;
- отсутствие единых нормативно - правовых документов,
регламентирующих профориентационную работу в школах;
- недостаточная научно - методическая и диагностическая база;
- несовершенство методического руководства специалистами школ,
осуществляющими профориентационную работу в школах в соответствии
с их должностными инструкциями;
- разобщенность и отсутствие координации между субъектами,
осуществляющими профориентационную деятельность в соответствии с
их положениями и уставами (службы занятости населения, центр
профориентации, учреждения сферы образования, учреждения
здравоохранения, культуры, комитеты по делам молодежи и др.);
- отсутствие критериев оценки состояния профориентационной
работы в школах;
- отсутствие системы гарантированного устройства выпускников
школ.
В связи с тем, что решение проблем профессиональной ориентации
на отдельно взятом отраслевом уровне невозможно, в крае начали
организовываться районные (городские) системы профессиональной
ориентации на кооперативных началах, объединяющие научно -
методические, материальные, финансовые и кадровые ресурсы всех
субъектов системы (учреждения общего и профессионального
образования, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы
занятости населения, предприятия). Такой подход позволяет
скоординировать профориентационную работу, повысить отдачу
вложенных средств.
В ряде территорий края муниципальные органы власти нашли
конструктивные пути организации системы профориентационной работы.
Наиболее оптимальным вариантом является создание районных пунктов
профориентации, организованных совместно с краевым центром
профессиональной ориентации молодежи. Работа районных пунктов
(центров) профориентации направлена на решение следующих задач:
1. Координация профориентационной работы.
2. Методическое обеспечение специалистов.
3. Оказание профориентационных услуг школьникам и незанятой
молодежи (профконсультация, профотбор, психологическая
консультация, коррекционная работа, профессиональная информация,
юридическая консультация, развитие профессионально важных качеств
специалиста, содействие практической пробе сил и трудоустройству,
медицинская профконсультация).
В настоящее время организованы районные пункты профориентации
школьников и незанятой молодежи в Центральном и Ленинском районах
г. Комсомольска-на-Амуре, Комсомольском, Амурском и Николаевском
районах. Работают три пункта медицинской профконсультации - два в
г. Комсомольске-на-Амуре и один - в Хабаровском краевом
подростковом центре. Все профориентационные услуги для школьников
и незанятой молодежи этих районов оказываются бесплатно.
Комитет образования администрации Хабаровского края
рекомендует муниципальным органам управления образования
рассмотреть вопрос об улучшении профориентационной работы с
учащимися. Считаем целесообразным:
- изучить возможности долевого (с Хабаровским краевым центром
профориентации; г. Комсомольск-на-Амуре, директор В.П.Мельников и
другими заинтересованными сторонами) участия в создании районного
(городского) пункта профессиональной ориентации школьников и
незанятой молодежи;
- использовать межшкольные учебно - производственные
комбинаты, школьные мастерские, учебные цеха и участки предприятий
в качестве необходимой базы для обеспечения профессиональных проб
по всему спектру сфер деятельности: "человек - человек",
"человек - знаковая система", "человек - природа", "человек -
техника", "человек - художественный образ";
- изыскать возможность доплат педагогическим работникам
муниципальных учреждений общего и дополнительного образования,
осуществляющим профориентационную работу со школьниками (письмо
МО РФ N 67-М от 09.04.93 г. "О порядке установления доплат и
надбавок работникам учреждений образования");
- решить вопрос о стажировках и повышении квалификации
специалистов, осуществляющих профориентационную работу в школах, в
Хабаровском краевом центре профессиональной ориентации молодежи;
- определить критерии, отражающие состояние и качество
профориентационной работы в школах; проанализировать исполнение
педагогическими работниками функций по организации
профориентационной работы в соответствии с должностными
инструкциями (Приложение N 2 к приказу Министерства образования РФ
от 11 ноября 1992 г. N 406 "Тарифно - квалификационные
характеристики по должностям работников учреждений и организаций
образования");
- отработать систему документального сопровождения организации
профориентационной работы в школе (приказы о назначении
ответственных за организацию профориентационной работы,
планирование, отчеты, решения педагогических советов,
индивидуальные профориентационные карты школьников, записи в
медицинской карте о соответствии состояния здоровья требованиям
выбранной профессии);
- систематизировать методические материалы по проведению
профориентационной работы со всеми возрастными группами
школьников; организовать методические объединения
профориентаторов;
- решить вопрос о создании на основе прямых договоров
"Хабаровский краевой центр занятости населения - школа"
информационных уголков при школьных библиотеках, содержащих
периодические и специальные тематические бесплатные экземпляры
изданий службы занятости (справочники для поступающих в учреждения
профессионального образования, газета "Забота", "Труд - инфо" и
др.);
- содействовать специалистам службы занятости населения и
Хабаровского краевого центра профориентации молодежи в организации
и проведении мероприятий по профориентации для школьников во
внеурочное время;
- обеспечить в полном объеме реализацию учебных программ
образовательной области "Технология" в соответствии с
рекомендациями МО РФ (письмо МО РФ N 403/11 от 21.04.94 г.);
- предусмотреть в смете расходов на новый учебный год затраты
на проведение профориентационных мероприятий и методическое
обеспечение педагогических работников (подписка на периодическую
печать, изготовление и приобретение методик, инструментария
психолога, оплата курсов повышения квалификации и стажировок).
Директор Хабаровского краевого
центра профессиональной ориентации
молодежи и психологической
поддержки населения
В.П.Мельников
Председатель комитета
образования администрации
Хабаровского края
В.Н.Никитенко
|