КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 20 октября 1995 г. N 2
О КРАЕВОМ КОМПОНЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА
Заслушав сообщение начальника ведущего отдела развития общего
образования Л.П.Карпец "О краевом компоненте государственного
образовательного стандарта" и рассмотрев представленные проекты
документов по стандартизации общего образования на краевом уровне,
коллегия отмечает своевременность разработки документов,
регламентирующих порядок разработки, принятия и введения в
действие Хабаровского краевого компонента государственного
образовательного стандарта общего образования и соответствие общих
требований к его структуре и содержанию интересам развития
образования в крае. Коллегия
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить концепцию, структуру и методический аппарат
документов Хабаровского краевого компонента государственного
образовательного стандарта общего образования.
2. Рекомендовать председателю комитета образования
администрации Хабаровского края (В.Н.Никитенко) до 01.01.96 г.
представить в администрацию края проекты постановлений главы
администрации Хабаровского края "Об утверждении порядка
разработки, принятия и введения в действие Хабаровского краевого
компонента государственного образовательного стандарта общего
образования", "Об утверждении Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта общего образования в
части общих требований к его структуре и содержанию".
3. Ведущему отделу развития общего образования (Л.П.Карпец):
3.1. Доработать с учетом замечаний и предложений коллегии
проекты Типовых учебных планов учреждений общего образования
Хабаровского края по ступеням обучения, представить их к
утверждению до 01.03.96 г. и рекомендовать к внедрению.
3.2. Организовать разработку и представить на утверждение до
01.06.96 г. Хабаровский краевой компонент государственного
образовательного стандарта общего образования в части краевых
требований к минимуму содержания и уровню подготовки школьников по
отдельным образовательным областям (дисциплинам), включенным в
Типовой учебный план учреждений общего образования Хабаровского
края в качестве инвариантной части краевого компонента.
3.3. Организовать доработку и представить на утверждение до
01.06.96 г. дополнительные краевые требования к минимуму
содержания и уровню подготовки школьников по отдельным
образовательным областям (дисциплинам), включенным в Типовой
учебный план учреждений общего образования Хабаровского края в
качестве инвариантной части федерального компонента.
3.4. Организовать разработку плана мероприятий
программно - методического обеспечения Хабаровского краевого
компонента государственного образовательного стандарта до
01.11.96 г.
3.5. До 01.07.96 г. подготовить к публикации специальный
выпуск информационного бюллетеня комитета образования,
посвященного вопросам стандартизации общего образования на краевом
уровне.
4. Ведущему отделу педагогического образования и кадрового
обеспечения (В.И.Пахомов) до 01.05.96 г. внести предложения о
механизмах совершенствования подготовки педагогических кадров
учреждениями высшего и среднего профессионального образования
Хабаровского края для работы в условиях реализации краевого
компонента государственного образовательного стандарта.
5. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (Н.П.Гришина) до 01.08.96 г.
скорректировать программы повышения квалификации педагогических и
руководящих кадров, уделив особое внимание изучению содержания и
механизмов реализации Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта.
6. Рекомендовать факультету повышения квалификации руководящих
кадров ХГПУ (Л.Ф.Вязникова) включить в содержание курсовой
подготовки вопросы, отражающие содержание и механизмы реализации
Хабаровского краевого компонента государственного образовательного
стандарта.
7. Ведущим отделам развития общего образования (Л.П.Карпец),
педагогического образования и кадрового обеспечения (В.И.Пахомов)
совместно с Хабаровским краевым институтом переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров (Н.П.Гришина)
продолжить экспериментальную работу по апробированию в условиях
общеобразовательных учреждений Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта.
8. Центру лицензирования, аттестации и аккредитации комитета
образования (Г.Н.Елисеева) до 01.12.96 г. обеспечить разработку и
принятие Хабаровского краевого компонента государственного
образовательного стандарта в части санитарно - гигиенических
требований, предъявляемых к организации образовательного процесса
в учреждениях общего образования Хабаровского края.
9. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием
Хабаровского края:
- организовать широкое обсуждение проектов документов
Хабаровского краевого компонента государственного образовательного
стандарта педагогической и родительской общественностью;
- начать совместно с ХК ИППК ПК (Н.П.Гришина) подготовку к
широкому эксперименту в 1996-97 учебном году по внедрению и
апробации Хабаровского краевого компонента государственного
образовательного стандарта;
- изыскать возможности дополнительного финансирования
деятельности по экспериментальному внедрению и апробации
Хабаровского краевого компонента государственного образовательного
стандарта в 1996-97 учебном году.
10. Планово - финансовому отделу комитета образования
(Н.В.Макарова) при планировании бюджета и подготовке предложений
по расходованию однопроцентного сбора, направляемого на нужды
развития образования, исходить из приоритетности
программно - методического обеспечения Хабаровского краевого
компонента государственного образовательного стандарта.
11. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
первого заместителя председателя комитета образования С.В.Досаеву.
Председатель коллегии
В.Н.Никитенко
Секретарь коллегии
Н.В.Землякова
Приложение
к решению
Коллегии комитета образования
администрации Хабаровского края
от 20 октября 1995 г. N 2
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИЯ
ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
в компетенцию Хабаровского края входит установление национально -
региональных компонентов государственных образовательных
стандартов общего и профессионального образования.
Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта общего образования разрабатывается на основе требований
к содержанию образования, изложенных в статье 14 Закона "Об
образовании". Сущностное определение федерального госминимума
состоит в том, что за ним стоит минимальный корпус идей,
ценностей, содержательных представлений, ссылка на которые
обеспечивает взаимопонимание между людьми, живущими в одном
государстве, и возможность им организовать совместную жизнь и
деятельность как гражданам единого государства. Поскольку
существует государство, постольку и должен существовать и
федеральный компонент государственного образовательного стандарта:
в противном случае могут оказаться нарушены каналы социализации,
затруднено включение людей в осуществление общегосударственных
функций (прохождение армейской службы, работа на производстве и
др.).
До утверждения федерального компонента государственного
образовательного стандарта роль такового играют учебный план и
государственные примерные учебные программы по отдельным
образовательным дисциплинам (предметам).
Национально - региональный компонент государственного
образовательного стандарта должен выражать реально
материализованное воздействие региональной системы общего
образования на все сферы жизнедеятельности данного региона. Он
является обязательным только для граждан, проживающих на
определенной территории, и призван обеспечить полноценное
включение подрастающего поколения своей территории в решение
собственно территориально - региональных проблем. При этом целью
его реализации не является жесткое прикрепление молодых людей к
определенным специализированным типам производства, представленным
на территории, а введение учащихся в круг общечеловеческих,
общероссийских и собственно регионально - территориальных проблем,
которые выделены путем использования некоторых технологий в
качестве актуальных на некоторый период времени на заданной
территории.
Исходя из понимания образования как процесса идентификации
личности с окружающим миром, можно считать основной идеей
стратегии обновления содержания образования в крае создание
необходимых условий развития личности и ее самосознания в
целостном единстве мироздания, начиная с уровня ее (личности)
места во Вселенной, на планете Земля, в масштабах человеческого
общества, Отечества, Хабаровского края, города, села, семьи и
школы. Школа может и должна внести свой вклад в реализацию идеи
коренизации населения края - идеи формирования социально -
антропологического типа "ДАЛЬРОССА", россиянина -
дальневосточника, самоидентифицирующим себя с Дальней Россией и
Хабаровским краем, его будущим и его судьбой.
Следует отметить, что термин "национально - региональный
компонент ..." вряд ли является удачным для Хабаровского края, так
как национальные и этнические особенности находят свое отражение в
региональном укладе жизнедеятельности края. Именно поэтому ниже
будет использоваться термин "Хабаровский краевой компонент...".
Реализация требований Хабаровского краевого компонента
Государственного образовательного стандарта должна быть направлена
на создание условий для осознанного самоопределения учащихся
общеобразовательных учреждений края в мире общечеловеческих,
общероссийских и собственно регионально - территориальных
(краевых) проблем и обеспечение возможности практического
(деятельностного) включения в их решение.
Предлагается следующий механизм определения содержания
краевого компонента государственного образовательного стандарта
общего образования:
1. Определение комплекса дополнительных к федеральным норм и
требований к имеющимся объектам стандартизации в области
образования, учитывающих социально - экономические потребности
края.
2. Определение дополнительных к федеральным объектов
стандартизации в области образования и установление к ним
обоснованных требований, исходя из специфики края и перспектив его
развития.
3. Установление верхних и нижних границ автономии
образовательных учреждений в реализации краевого компонента
государственного образовательного стандарта, обеспечивающих
эквивалентность образования в стране в условиях его
децентрализации и дифференциации.
С учетом того, что объектами стандартизации федерального
уровня являются:
- общая структура учебного плана (продолжительность обучения
по ступеням; перечень образовательных областей; минимальное
количество часов на изучение образовательных областей; недельная
учебная нагрузка для обязательных занятий по выбору и
факультативных занятий; максимальная недельная учебная нагрузка
учащегося; итоговое количество часов, финансируемое
государством) - генеральный уровень стандарта;
- требования к минимуму содержания и уровню подготовки
школьников по отдельным образовательным областям (дисциплинам);
- критерии оценки достижения учащимися требований
государственного образовательного стандарта;
- санитарно - гигиенические требования, предъявляемые к
организации образовательного процесса в учреждениях общего
образования,
могут быть определены:
- структура Типового учебного плана учреждений общего
образования Хабаровского края, ориентированная на выполнение
социального заказа Хабаровского края (в том числе включающая
дополнительные образовательные дисциплины (курсы) в качестве
инварианта краевого компонента стандарта);
- дополнительные требования к федеральному минимуму содержания
основных общеобразовательных программ, отражающие экономические и
социокультурные особенности Хабаровского края (должны
регламентироваться документом, именуемым: "Хабаровский краевой
компонент государственного образовательного стандарта общего
образования. Дополнительные краевые требования к стандарту
образовательной области (дисциплины)");
- санитарно - гигиенические требования, предъявляемые к
организации образовательного процесса в учреждениях общего
образования Хабаровского края (должны регламентироваться
документом, именуемым: "Хабаровский краевой компонент
государственного образовательного стандарта общего образования.
Санитарно - гигиенические требования к организации
образовательного процесса").
Дополнительные краевые требования к минимуму содержания и
уровню подготовки школьников по отдельным образовательным областям
(дисциплинам), включенным в Типовой учебный план учреждений общего
образования Хабаровского края в качестве инвариантной части
федерального компонента регламентируются отдельными документами и
разрабатываются отдельно по каждой образовательной области
(дисциплине, курсу, разделу).
Документ, именуемый "Хабаровский краевой компонент
государственного образовательного стандарта общего образования.
Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной
области (дисциплины)", должен устанавливать дополнительные краевые
требования к минимуму содержания и уровню подготовки школьников по
отдельным образовательным областям (дисциплинам), включенным в
Типовой учебный план учреждений общего образования Хабаровского
края в качестве инвариантной части федерального компонента, и
критерии оценки достижения учащимися требований этого минимума. Он
должен задавать особенности изучения отдельных инвариантных
образовательных областей учебного плана общеобразовательных
учреждений с учетом реальных условий осуществления
образовательного процесса в Хабаровском крае.
Введение дополнительных краевых требований к содержанию
обучения по соответствующим образовательным областям имеет целью
создание условий для самоопределения учащихся общеобразовательных
учреждений Хабаровского края в основных сферах жизнедеятельности
человека ("человек - общество", "человек - природа", "человек -
техника", "человек - человек") в реальных условиях Хабаровского
края. Дополнительные краевые требования предъявляются к содержанию
следующих образовательных областей Базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации:
- Языки и литература;
- Общественные дисциплины;
- Естественные дисциплины;
- Физическая культура.
Документ, именуемый "Хабаровский краевой компонент
государственного образовательного стандарта общего образования.
Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной
области "Языки и литература", определяет обязательный минимум
содержания обучения, отражающий вопросы литературы Дальнего
Востока и включает в себя:
- краткое целеполагание;
- содержание дополнительного инвариантного блока учебного
материала в объеме, достаточном для достижения соответствующих
целей и задач с учетом расчасовки Типового учебного плана
учреждений общего образования Хабаровского края, а также
распределение по ступеням (классам) общеобразовательной школы;
- дополнительные минимальные и в то же время достаточные для
достижения целей самоопределения личности по отношению к
соответствующей стороне жизнедеятельности Хабаровского края
требования к обязательному уровню подготовки учащихся по каждой из
представленных содержательных единиц.
Документ, именуемый "Хабаровский краевой компонент
государственного образовательного стандарта общего образования.
Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной
области "Общественные дисциплины", определяет обязательный минимум
содержания обучения, отражающий вопросы истории и культуры
Хабаровского края и включает в себя:
- краткое целеполагание;
- содержание дополнительного инвариантного блока учебного
материала в объеме, достаточном для достижения соответствующих
целей и задач с учетом расчасовки Типового учебного плана
учреждений общего образования Хабаровского края, а также
распределение по ступеням (классам) общеобразовательной школы;
- дополнительные минимальные и в то же время достаточные для
достижения целей самоопределения личности по отношению к
соответствующей стороне жизнедеятельности Хабаровского края
требования к обязательному уровню подготовки учащихся по каждой из
представленных содержательных единиц.
Документ, именуемый "Хабаровский краевой компонент
государственного образовательного стандарта общего образования.
Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной
области "Естественные дисциплины", определяет обязательный минимум
содержания обучения, отражающий специфику географического
положения Хабаровского края, проблемы экологии, транспорта,
энергетики, промышленности и связи Хабаровского края, вопросы
развития биологических систем Хабаровского края и включает в себя:
- краткое целеполагание;
- содержание дополнительного инвариантного блока учебного
материала в объеме, достаточном для достижения соответствующих
целей и задач с учетом расчасовки Типового учебного плана
учреждений общего образования Хабаровского края, а также
распределение по ступеням (классам) общеобразовательной школы;
- дополнительные минимальные и в то же время достаточные для
достижения целей самоопределения личности по отношению к
соответствующей стороне жизнедеятельности Хабаровского края
требования к обязательному уровню подготовки учащихся по каждой из
представленных содержательных единиц.
Документ, именуемый "Хабаровский краевой компонент
государственного образовательного стандарта общего образования.
Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной
области "Физическая культура", определяет содержание
дополнительного инвариантного блока учебного материала по ОБЖ,
краевые требования к уровню физической подготовленности учащихся и
включает в себя:
- краткое целеполагание;
- краевые требования к уровню физической подготовленности
учащихся.
Реализация Хабаровского краевого компонента государственного
образовательного стандарта в части дополнительных краевых
требований к минимуму содержания и уровню подготовки школьников по
отдельным образовательным областям (дисциплинам), входящим в
Типовой учебный план учреждений общего образования Хабаровского
края в качестве инвариантной части федерального компонента, будет
осуществляться путем включения в содержание обучения по конкретным
предметным дисциплинам инвариантной образовательной области
учебного плана школы, составленному на основе Типового краевого
учебного плана, соответствующего учебного материала, отражающего
особенности Хабаровского края. При этом различные методические
концепции реализации настоящих требований краевого компонента
государственного образовательного стандарта могут разрабатываться
и приниматься на конкурсной основе.
Конкретный заказ на разработку указанных выше документов
должен осуществляться комитетом образования на основе технических
заданий по каждой образовательной области (дисциплине, курсу,
разделу).
В качестве дополнительного к федеральным объектам
стандартизации может быть взят минимум содержания и уровень
подготовки школьников по отдельным образовательным дисциплинам
(курсам), жестко включенным в Типовой учебный план учреждений
общего образования Хабаровского края в качестве инвариантной части
краевого компонента, исходя из соображений необходимости создания
практических рычагов формирования сознательного отношения учащихся
края к различным сторонам окружающей действительности, в
недостаточной степени предоставляемых федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта. Соответствующие
требования определяются документом, именуемым "Хабаровский краевой
компонент государственного образовательного стандарта общего
образования. Стандарт образовательной дисциплины (курса)".
Необходимость введения дополнительных образовательных
дисциплин (курсов) в качестве инвариантного краевого компонента
Типового учебного плана учреждений общего образования Хабаровского
края диктуется потребностями самоопределения школьников по
отношению к различным сферам жизнедеятельности Хабаровского края.
Дополнительные образовательные дисциплины (курсы),
составляющие инвариантный краевой компонент Типового учебного
плана учреждений общего образования Хабаровского края, выделяются
в качестве самостоятельных, так как содержание соответствующей
подготовки учащихся несводимо к рассредоточенному изучению основ
представленных Базисным учебным планом учебных дисциплин и курсов.
Выделяются следующие "нерастворенные" в федеральном спектре
образовательных областей дополнительные образовательные дисциплины
(курсы):
- Область знаний "Основы психолого - педагогических знаний";
- Мир профессий;
- Информатика;
- Основы экономики и права.
Конкретный заказ на разработку указанных стандартов
дополнительных образовательных дисциплин (курсов) должен
осуществляться комитетом образования на основе технических заданий
по каждой образовательной дисциплине (курсу).
Хабаровский краевой компонент государственного
образовательного стандарта общего образования в части требований к
Типовому учебному плану учреждений общего образования Хабаровского
края, минимуму содержания и уровню подготовки школьников
устанавливает примерные направления и объем содержания школьного
компонента содержания образования.
Содержание общего образования в конкретном образовательном
учреждении определяется рабочими учебными планами и программами,
разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми общеобразовательным
учреждением самостоятельно на основе федерального и Хабаровского
краевого компонентов государственных образовательных стандартов.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно избрать
технологию наполнения образовательных областей Типового учебного
плана конкретными предметами, исходя из требований документов,
являющихся частью Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта общего образования.
Количество часов, определенное образовательным учреждением на
каждый предмет в учебном плане, должно предусматривать
качественное усвоение учебной программы, обеспечивающей
федеральный и краевой компоненты государственного образовательного
стандарта. Настоящие требования могут быть изложены в
пояснительной записке к Типовому учебному плану учреждений общего
образования Хабаровского края.
|