ХАБАРОВСКАЯ КРАЕВАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 1995 г. N 165
О ПОВТОРНОМ РАССМОТРЕНИИ ЗАКОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Краевая Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить Закон Хабаровского края "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в хабаровском
крае" в ранее принятой редакции.
2. Направить Закон Хабаровского края "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в хабаровском
крае" главе администрации Хабаровского края для подписания и
обнародования.
Председатель Думы
В.А.Озеров
ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов
1.1. Настоящий Закон определяет порядок выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления.
1.2. Выборы депутатов представительных органов местного
самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации,
постоянно проживающими на соответствующей территории края, на
основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании.
Статья 2. Законодательная основа выборов депутатов
представительных органов местного
самоуправления
2.1. Законодательную основу выборов депутатов представительных
органов местного самоуправления составляют Конституция Российской
Федерации, Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федерации", Федеральный Закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Устав Хабаровского края, Закон Хабаровского края
"О системе избирательных комиссий в Хабаровском крае".
Статья 3. Избирательное право
3.1. Право избирать депутатов представительных органов
местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской
Федерации, достигшему 18 - летнего возраста и постоянно
проживающему на соответствующей территории.
3.2. Депутатом представительного органа местного
самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации,
достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным правом
и постоянно проживающий на соответствующей территории. Депутатом
не может быть избран гражданин Российской Федерации, имеющий
гражданство иностранного государства.
3.З. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.
Статья 4. Назначение выборов депутатов представительных
органов местного самоуправления
4.1. Выборы депутатов представительных органов местного
самоуправления назначаются Законодательной Думой Хабаровского
края. Днем выборов является первое воскресенье после истечения
срока, на который были избраны депутаты представительного органа
местного самоуправления прежнего созыва. Срок со дня назначения
выборов до дня выборов должен быть не менее трех месяцев.
4.2. В случае досрочного прекращения полномочий
представительных органов местного самоуправления, дату выборов
депутатов представительных органов местного самоуправления
назначает Законодательная Дума Хабаровского края. Выборы депутатов
представительных органов местного самоуправления нового созыва
производятся не позднее чем в 3 - х месячный срок со дня
досрочного прекращения полномочий представительных органов
местного самоуправления прежнего созыва.
Статья 5. Выборы депутатов представительных органов
местного самоуправления
5.1. Выборы депутатов представительных органов местного
самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы по
избирательным округам (один округ - один депутат).
Статья 6. Право выдвижения кандидатов в депутаты
6.1. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных
органов местного самоуправления принадлежит непосредственно
избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам.
6.2. Избирательными объединениями и избирательными блоками
являются:
- районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские
объединения общефедеральных и краевых партий, политических
движений, иных общественных объединений, устав которых
зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает их
участие в выборах;
- блок указанных общественных объединений на период проведения
выборов.
6.3. Районные, городские, районные в городе, поселковые,
сельские организации партий, политических движений и общественных
организаций не могут входить в состав более чем одного
избирательного объединения. Партия, политическое движение и
общественная организация в случае вхождения в состав
избирательного блока не могут выступать в качестве
самостоятельного избирательного объединения. Избирательное
объединение, избирательный блок должны быть зарегистрированы
в территориальной избирательной комиссии в срок, не превышающий
одного месяца со дня назначения выборов в представительные органы
местного самоуправления.
Статья 7. Финансирование выборов
7.1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и
проведением выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Статья 8. Гласность проведения выборов
8.1. Подготовка и проведение выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления осуществляются
открыто и гласно. Решения избирательных комиссий, органов
государственной власти и местного самоуправления края, связанные
с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию.
Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА
И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 9. Образование избирательных округов
9.1. Для проведения выборов депутатов представительных органов
местного самоуправления решением территориальной избирательной
комиссии образуются одномандатные избирательные округа,
охватывающие всю соответствующую территорию.
9.2. Избирательные округа должны отвечать следующим
требованиям:
- равенство числа избирателей в избирательных округах
с допустимым взаимным отклонением не более 10 процентов,
а в труднодоступных местностях - не более 15 процентов;
- избирательный округ образует единую территорию, не
допускается создание избирательных округов из не граничащих между
собой территорий.
9.3. Схема избирательных округов утверждается и публикуется
территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней
до дня выборов.
Статья 10. Образование избирательных участков
10.1. Для проведения голосования и подсчета голосов
избирателей при выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления образуются избирательные участки.
10.2. Избирательные участки образуются не позднее чем за 60
дней до дня выборов решением территориальной избирательной
комиссии из расчета от 100 до 3000 избирателей на один
избирательный участок. В малонаселенных местностях допускается
образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.
10.3. Избирательные участки образуются с учетом границ
районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов и
с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы
избирательных участков не должны пересекать границ избирательных
округов.
10.4. Список избирательных участков с указанием адресов
участковых избирательных комиссий и их описанием публикуется
территориальными избирательными комиссиями в течение пяти дней
после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
Глава III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 11. Список избирателей
11.1. Список избирателей составляет участковая избирательная
комиссия на основании данных, представляемых по установленной
форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка
зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля
каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об
избирателях глава местной администрации направляет в избирательную
комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
11.2. В список избирателей включается каждый гражданин
Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 3 настоящего
закона и имеющий постоянное место жительства на территории
соответствующего избирательного участка.
11.3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином
порядке (по населенным пунктам, улицам, домам и т.д.). В списке
указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес
избирателя. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не
позднее чем за 30 дней до дня выборов.
11.4. Список избирателей - военнослужащих, находящихся
в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других
избирателей, если они проживают в районах расположения воинских
частей, составляется на основании сведений, представляемых
командиром воинской части в срок, установленный в настоящей
статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются
в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
11.5. Список избирателей, которые в день голосования будут
находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и
других стационарных лечебно - профилактических учреждениях,
а также в иных местах временного пребывания составляется на
основании данных, представляемых руководителями указанных
учреждений за 7 дней до дня выборов.
11.6. Списки избирателей по избирательным участкам,
образованным на судах, находящихся в день проведения голосования
в плавании, метеостанциях, составляются на основании данных,
представляемых капитанами судов и руководителями метеостанций.
11.7. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного
участка после представления списка избирателей для всеобщего
ознакомления, а также избиратели, по какой - либо иной причине не
включенные в список, дополнительно включаются участковой
избирательной комиссией в список избирателей на основании
документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место
жительства на территории данного избирательного участка.
11.8. Списки избирателей представляются для всеобщего
ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 12. Система избирательных комиссий
12.1. Подготовку и проведение выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления обеспечивают
избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Хабаровского края;
Территориальные избирательные комиссии;
Окружные избирательные комиссии;
Участковые избирательные комиссии.
12.2. Порядок формирования всех видов комиссий, полномочия и
организация их деятельности по подготовке и проведению выборов
депутатов представительных органов местного самоуправления
определяются краевым законом "О системе избирательных комиссий
в Хабаровском крае".
Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И СТАТУС
КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 13. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным
объединением, избирательным блоком
13.1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительных
органов местного самоуправления производится на конференциях
(собраниях) избирательного объединения, избирательного блока.
13.2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе
выдвигать не более одного кандидата в депутаты.
13.3. Избирательное объединение, избирательный блок вправе
выдвигать в депутаты лиц, не являющихся членами входящих в него
общественных объединений.
Статья 14. Выдвижение кандидатов непосредственно
избирателями
14.1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями
проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении
кандидатом. Сбор подписей производится по месту работы (в том
числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства.
14.2. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его
выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей).
Статья 15. Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты
15.1. Для выдвижения кандидатов в избирательном округе по
выборам депутатов представительных органов местного самоуправления
требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей
данного округа в количестве не менее 1 процента от общего числа
избирателей округа. Сбор подписей проводится по месту работы,
службы, учебы и жительства граждан. При этом недопустимо
принуждение и подкуп избирателей со стороны лица, собирающего
подписи. Абсолютная цифра для каждого округа устанавливается
территориальной избирательной комиссией и доводится до сведения
окружных избирательных комиссий при образовании последних.
Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной
территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе
указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и
постоянное место жительства кандидата.
15.2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе,
указывает свою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес,
серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи,
с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и
номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности, и
лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
15.3. Инициаторы сбора подписей в поддержку кандидата
в депутаты уведомляют в письменной форме соответствующую окружную
избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны
быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы,
занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
Статья 16. Регистрация кандидатов в депутаты
16.1. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят
подписные листы либо представление зарегистрированного
в территориальной избирательной комиссии избирательного
объединения, избирательного блока и заявление кандидата
о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на
регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30
дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет
соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и
в течение 5 дней со дня внесения подписных листов либо
представления избирательного объединения, избирательного блока
регистрирует его, обнародует данные о нем, перечисленные в статье
15 пункт 1 настоящего закона и выдает ему удостоверение
о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает
в регистрации.
16.2. Если в период между завершением регистрации кандидатов и
днем выборов в избирательном округе останется менее двух
кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по
решению территориальной избирательной комиссии на 12 недель для
дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих
избирательных действий в соответствии со сроками, указанными
в настоящем законе.
Статья 17. Статус кандидата в депутаты
17.1. Все зарегистрированные кандидаты в депутаты органов
местного самоуправления обладают равными правами и несут равные
обязанности.
17.2. Работодатель обязан предоставить кандидату по его
желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента
опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний
заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие
дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем
7 - кратный установленный законом размер минимальной месячной
оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату
зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных
средств, представленных для проведения выборов.
17.3. После регистрации кандидаты в депутаты, находящиеся на
государственной или муниципальной службе, а также работающие
в средствах массовой информации, на время их участия в выборах
освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе
использовать преимущества своего служебного положения.
17.4. Кандидаты в депутаты не могут быть по инициативе
администрации работодателя) уволены с работы во время проведения
выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время
участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в общий
трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до
регистрации.
17.5. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов
в пределах территории избирательного округа, в котором он
баллотируется (кроме такси), из средств соответствующей
избирательной комиссии.
17.6. Если кандидат баллотируется в избирательном округе
в пределах территории города, где имеется несколько избирательных
округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на
территории города (кроме такси).
17.7. Кандидат, постоянно проживающий вне пределах территории
избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право
совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и
обратно на любом виде транспорта (кроме такси), оплачиваемые из
средств соответствующей избирательной комиссии.
17.8. Право на возмещение транспортных расходов действует со
дня регистрации и до для опубликования итогов выборов
включительно. Порядок оплаты определяется территориальной
избирательной комиссией.
17.9. Кандидат может баллотироваться только в одном
избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной
избирательной комиссии.
17.10. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру. Районное, районное в городе, поселковое, сельское,
городское избирательное объединение или блок могут в любое время
до дня выборов отозвать по решению уполномоченных на то органов
любого зарегистрированного кандидата, кроме тех, в поддержку
которых по избирательным округам собраны подписи избирателей. Если
это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, территориальная
избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо
избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею
расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию.
17.11. Кандидат после регистрации по его личному заявлению
освобождается от работы, военной службы, военных сборов и учебы на
время участия в выборах. В течение этого срока окружная
избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию
подготовки и проведения выборов, выплачивает ему денежную
компенсацию.
17.12. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц,
регистрируемых той же избирательной комиссией, которая
зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать
требованиям статьи 3 настоящего закона. Доверенные лица получают
от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут
агитационную и иную деятельность, способствующую избранию
кандидатов депутатами. Кандидаты и избирательные объединения или
избирательный блок вправе в любое время отозвать своих доверенных
лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая
аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
17.13. Кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора
края к уголовной ответственности или подвергнут мерам
административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При
даче согласия прокурор края обязан известить окружную
избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию депутата.
Глава VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 18. Право на участие в предвыборной агитации
18.1. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на
соответствующей территории, кандидаты в депутаты представительных
органов местного самоуправления, избирательные объединения и блоки
вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
18.2. Запрещается проводить предвыборную агитацию,
распространять любые предвыборные агитационные материалы:
- государственным органам и органам местного самоуправления,
а также их должностным лицам;
- членам избирательных комиссий.
Статья 19. Сроки проведения предвыборной агитации
19.1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации
кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени
накануне дня предшествующего дню выборов. В день выборов и
в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
19.2. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
Статья 20. Формы предвыборной агитации
20.1. Предвыборная агитация может проводиться через средства
массовой информации, путем проведения публичных предвыборных
мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями,
публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий,
демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных
материалов.
Статья 21. Недопустимость злоупотребления правом
на проведение предвыборной агитации
21.1. При проведении предвыборной агитации не допускается
злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные
программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на
собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны
содержать призывы к насильственному изменению основ
конституционного строя и нарушению целостности Российской
Федерации. Запрещаются агитация или пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превосходства,
выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих
социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
21.2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные
блоки, инициативные группы избирателей и их представители не
вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные
материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной
организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор
подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров,
бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных,
в том числе иллюстрированных материалов, а также значков,
специально изготовленных для избирательной кампании.
21.3. Журналистам, должностным лицам средств массовой
информации запрещается участвовать в освещении избирательной
кампании через средства массовой информации, если указанные лица
являются кандидатами в депутаты либо доверенными лицами
кандидатов.
21.4. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Поставленные в известность о противоправных выступлениях или
о распространении противоправных агитационных материалов, они
принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться
в соответствующие органы с представлением о пресечении
противоправной агитационной деятельности, а также в суд
с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Статья 22. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
22.1. Кандидаты в депутаты имеют право на предоставление им
эфирного времени на каналах государственных и муниципальных
телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное вещание и
радиовещание на территории соответствующего избирательного округа,
на равных основаниях (бесплатно, равное количество
предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и
другие условия).
22.2. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок
и инициативная группа избирателей имеют право на основании
заключенного с телерадиокомпанией договора получить за плату
эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно.
Условия оплаты по отношению к кандидатам, избирательным
объединениям, избирательным блокам и инициативным группам
избирателей должны быть равными.
22.3. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени
кандидатам на каналах государственных и муниципальных
телерадиокомпаний издается территориальной избирательной комиссией
с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение
конституционных прав и свобод в области массовой информации, при
обязательном рассмотрении предложений кандидатов.
22.4. Должностные лица редакций периодических печатных
изданий, одним из учредителей (соучредителей) которых являются
государственные или муниципальные органы, государственные
предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются
полностью или частично за счет средств федерального, краевого или
муниципального бюджета обязаны обеспечивать равные возможности для
публикации предвыборных агитационных материалов всем кандидатам.
Порядок публикации предвыборных агитационных материалов
в периодических печатных изданиях, указанных в настоящей статье,
устанавливается территориальной избирательной комиссией с участием
государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных
прав и свобод в области массовой информации.
22.5. Предвыборная агитация через средства массовой информации
осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых
столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической
рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат
в депутаты вправе самостоятельно определять форму и характер
предвыборной агитации.
22.6. Запрещается прерывать теле - и радиопрограммы,
содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
В информационных теле - и радиопрограммах сообщения о
проведении предвыборной агитации кандидатами должны даваться
исключительно отдельным блоком, как правило в начале указанных
программ, без комментариев. Данные информационные блоки не
оплачиваются кандидатами.
Теле - и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию,
выпускаются в эфир с параллельной видео - и аудиозаписью, которая
хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанной программы
в эфир.
Статья 23. Условия проведения предвыборных собраний,
встреч с избирателями
23.1. Государственные органы и органы местного самоуправления
края обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты
представительных органов местного самоуправления в организации и
проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и
их доверенных лиц с избирателями.
23.2. Заявления о выделении помещений для проведения таких
собраний и встреч рассматриваются соответствующими
государственными органами и органами местного самоуправления
в пятидневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке,
установленном территориальной избирательной комиссией.
23.3. По требованию избирательных комиссий помещения,
пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, в собственности
государственных предприятий, учреждений и организаций,
безвозмездно предоставляются в пользование на установленное
избирательной комиссией время для встреч кандидатов и доверенных
лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны
обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
Статья 24. Распространение агитационных печатных
материалов
24.1. Кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать
плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия
собственника или владельца указанных объектов.
Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об
организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
24.2. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов местная
администрация обязана выделить специальные места для вывешивания
или расклейки агитационных печатных материалов.
Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и их
должно быть не менее одного в пределах территории каждого
избирательного участка. Каждому кандидату должна быть выделена
равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных
материалов.
Не допускается вывешивание агитационных печатных материалов на
памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую,
культурную или архитектурную ценность, а также в помещении
избирательной комиссии и в помещении для голосования.
24.3. Запрещается распространение анонимных агитационных
печатных материалов.
ГЛАВА VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 25. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
25.1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и
проведению выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления производятся за счет средств местного бюджета.
25.2. Средства, выделяемые на проведение выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления, поступают в
распоряжение территориальной избирательной комиссии и
распределяются ею между окружными избирательными комиссиями.
25.3. Средства, выделяемые кандидатам в депутаты на проведение
предвыборной агитации, распределяются между ними в равном
количестве и составляют не менее 8 минимальных размеров оплаты
труда.
25.4. Окружные избирательные комиссии представляют
территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании
выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального
опубликования результатов выборов.
Статья 26. Избирательные фонды и порядок их создания
26.1. Кандидаты в депутаты вправе создавать собственные
избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Такие фонды могут состоять из следующих средств:
- средств, выделенных избирательному объединению,
избирательному блоку, инициативной группе избирателей или
кандидату на предвыборную агитацию избирательными комиссиями;
- собственных средств кандидата в депутаты, которые не могут
превышать 100 - кратный минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом на день назначения выборов;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его региональным
избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной
группой избирателей, партией, политическим движением, иным
общественным объединением, которые не могут превышать
150 - кратный минимальный размер оплаты труда, установленный
федеральным законом на день назначения выборов;
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
26.2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического
лица в избирательный фонд кандидата не может превышать
10 - кратного установленного законом минимального размера оплаты
труда. Сумма пожертвования отдельного юридического лица
в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный
законом минимальный размер оплаты труда более чем в 100 раз.
26.3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных
государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских
юридических лиц с иностранным участием, российских юридических
лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской
Федерации, а также со стороны международных организаций и
международных общественных объединений.
26.4. Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам
в депутаты.
Статья 27. Порядок расходования средств
избирательных фондов
27.1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд
кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который
открывается территориальной избирательной комиссией после
регистрации соответствующего кандидата.
27.2. Порядок учета расходования денежных средств
избирательного фонда устанавливается территориальной избирательной
комиссией.
27.3. Не позднее 6О дней после определения результатов выборов
по округу кандидаты обязаны представить в территориальную
избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются
источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты,
совершенные в целях предвыборной агитации.
ГЛАВА VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 28. Помещение для голосования
28.1. Помещения для голосования безвозмездно предоставляются
в распоряжение участковых избирательных комиссий районной,
городской, районной в городе, поселковой, сельской администрацией.
28.2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для
тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного
голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным
ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой
избирательной комиссии и наблюдателей.
28.3. В помещении для голосования либо непосредственно перед
ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией
стенд с информацией обо всех избирательных объединениях,
избирательных блоках, инициативных группах избирателей и всех
выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах,
баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с
обязательным указанием для всех кандидатов данных, предусмотренных
пунктом 1 статьи 15 настоящего закона.
Статья 29. Избирательные бюллетени
29.1. Для выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления каждый избиратель получает избирательный бюллетень.
Форма и цвет избирательного бюллетеня устанавливается
территориальной избирательной комиссией.
29.2. Избирательные бюллетени содержат в алфавитном порядке
фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по
избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в пункте 1
статьи 15 настоящего закона. Справа от данных о каждом кандидате
помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается
строка "против всех кандидатов" с расположенным справа от нее
пустым квадратом.
29.3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться
указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
29.4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
29.5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению
территориальной избирательной комиссии и пересылаются окружным
избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают от окружных
избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за
три дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число
избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной
комиссии, не может превышать число зарегистрированных по
избирательному участку избирателей более чем на два процента. На
обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать
участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
29.6. В случае выбытия отдельных кандидатов избирательных
объединений до дня выборов, но после изготовления избирательных
бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по
указанию территориальной избирательной комиссии вычеркивают
в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо
изготовляют новые избирательные бюллетени.
Статья 30. Порядок голосования
30.1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22
часов по местному времени. Если по избирательному участку
проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая
избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22
часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, окружные
избирательные комиссии могут по согласованию с территориальной
избирательной комиссией изменять время голосования при сохранении
его продолжительности.
30.2. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив
избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня
выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов)
избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна
голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной
избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему
избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной
избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает
в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену
соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На
месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной
или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов
соответствующей избирательной комиссии, а также подпись
проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии
передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их
бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию
одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая
избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей,
проголосовавших таким образом избирателей.
30.3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой
участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим
избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые
вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой
избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными
избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими
избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные
бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей
получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и
заносится в отдельный протокол участковой избирательной комиссии.
30.4. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной
комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер
удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель
расписывается.
30.5. Заполнение избирательного бюллетеня производится
в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень,
вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования
любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
30.6. В избирательном бюллетене для выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления избиратель ставит
крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того
кандидата, за которого он голосует.
30.7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув
кабину или комнату для тайного голосования, опускает
в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле
зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
30.8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при
его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии,
уполномоченный ею.
30.9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать
в выборах, не может прибыть на участок для голосования по
состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, по
письменной или устной просьбе избирателя участковая избирательная
комиссия организует голосование по месту нахождения этого
гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на
участке для голосования, и с использованием специального
переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более
двух на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена
избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов
участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой
избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под
роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее
количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей,
проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный
список, в котором избиратель расписывается в получении
избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его
выдаче.
Статья 31. Подсчет голосов на избирательном участке
31.1. По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После
этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
31.2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии
погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их
число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность
печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все
извлеченные из избирательных ящиков избирательные бюллетени
распределяются по избирательным округам.
31.3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются
недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются
бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью
окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух
членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из
которых нельзя установить волеизъявление избирателя, и в частности
такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен
более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
31.4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по
итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются:
- число зарегистрированных избирателей и число избирателей
дополнительно внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день голосования;
- число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими на дому;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных
ящиках;
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
- фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов;
- число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов "за", "против";
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- число поступивших в комиссию жалоб и заявлений избирателей
(решения, принятые по ним прилагаются к протоколу).
31.5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всем составом участковой избирательной комиссии. Член участковой
избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или
с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое
мнение.
31.6. Один экземпляр протокола участковой избирательной
комиссии незамедлительно направляется в соответствующую окружную
избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе
с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря
участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
31.7. Избирательная документация, включая избирательные
бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные
комиссии не позднее 10 дней после официального объявления итогов
выборов.
Статья 32. Определение результатов выборов
в избирательном округе
32.1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении
протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного
округа производит подсчет голосов, поданных по данному
избирательному округу по выборам депутатов представительных
органов местного самоуправления, путем суммирования данных,
содержащихся в этих протоколах.
32.2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в
котором указывает:
- число избирательных участков, образованных в избирательном
округе;
- число зарегистрированных избирателей и число избирателей,
дополнительно внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковыми
избирательными комиссиями;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательных участках в день голосования;
- число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней
по округу;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями
проголосовавшими на дому;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных
ящиках;
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
- фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов;
- число действительных голосов, поданных за каждого из
депутатов, "за", "против";
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- число поступивших жалоб и заявлений избирателей (решения,
принятые по ним прилагаются к протоколу).
32.3. Избранными признаются те кандидаты, которые получили
наибольшее число голосов избирателей, принявших участие
в голосовании.
32.4. Протокол окружной избирательной комиссии составляется
в двух экземплярах и подписывается председателем и членами
окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола
незамедлительно направляется в территориальную избирательную
комиссию. Все документы участковых и окружной избирательных
комиссий хранятся не менее 6 месяцев, а второй экземпляр протокола
о результатах выборов по округу - до назначения даты следующих
выборов.
Статья 33. Установление общих итогов выборов
33.1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий
территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней по их
получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение
одного месяца со дня выборов территориальная избирательная
комиссия обнародует итоги голосования по всем избирательным
округам и избирательным участкам.
33.2. Территориальная избирательная комиссия признает
недействительными выборы по отдельным избирательным округам, если
установит, что допущенные в этих избирательных округах при
проведении выборов нарушения настоящего закона не позволяют
с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
33.3. В избирательных округах, выборы в которых признаны
недействительными по причине нарушений настоящего закона,
территориальная избирательная комиссия назначает новые выборы и
определяет календарные сроки избирательных действий.
Территориальная избирательная комиссия может распорядиться
о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных
комиссий в новом составе.
Статья 34. Регистрация избранных депутатов
представительных органов
местного самоуправления
34.1. Территориальная избирательная комиссия после подписания
протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного
в представительные органы местного самоуправления.
34.2. Окружная избирательная комиссия на основании протокола
о результатах выборов не позднее 5 дней после подписания протокола
официально оповещает об итогах выборов, производит регистрацию
избранного депутата в представительные органы местного
самоуправления и выдает ему удостоверение об избрании.
ГЛАВА IX. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
Статья 35. Оспаривание неправильностей в списках
избирателей
35.1. Любой гражданин Российской Федерации, обладающий
избирательным правом и не подпадающий под действие пункта 3 статьи
3 настоящего закона может заявить в участковую избирательную
комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой
ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов
участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и
либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ
с изложением мотивов отклонения заявления.
35.2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд
в установленном законом порядке.
Статья 36. Оспаривание отказа в регистрации кандидата
36.1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная
комиссия обязана выдать ему или его представителю письменный ответ
с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только
невыполнение требований настоящего закона.
36.2. Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа, а также
невыдача письменного ответа могут быть обжалованы кандидатом в суд
в установленном законом порядке.
Статья 37. Оспаривание границ избирательных округов
37.1. В течение 5 дней после опубликования списка
избирательных округов границы избирательных округов, образованных
в соответствии с настоящим законом могут быть оспорены. Жалоба
подается в территориальную избирательную комиссию, которая
в течение пяти дней производит проверку жалобы и, либо производит
соответствующее исправление границ избирательных округов
с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю
письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
37.2. Отклонение жалобы территориальной избирательной
комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной
в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд
в установленном законом порядке.
ГЛАВА Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38. Замещение вакантных мандатов
38.1. В случае досрочного выбытия депутата представительного
органа местного самоуправления территориальная избирательная
комиссия назначает в течение 15 дней после появления вакантного
депутатского мандата в соответствующем избирательном округе
дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии
с настоящим законом. Если до окончания срока полномочий
представительного органа местного самоуправления остается менее
шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.
Статья 39. Последствия фальсификации подписных листов
39.1. В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных
листах, если количество таковых превышает три процента собранных
подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно
для регистрации кандидата согласно условиям настоящего закона,
регистрация отдельного кандидата аннулируется соответствующей
избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах
устанавливается после выборов, соответствующие мандаты
аннулируются решением представительных органов местного
самоуправления по представлению мандатной комиссии.
Статья 40. Ответственность за нарушение
настоящего закона
40.1. За нарушение настоящего закона наступает ответственность
в соответствии с действующим федеральным и краевым
законодательством.
Глава администрации
В.И.Ишаев
г. Хабаровск,
27 декабря 1995 года, N 26
|