Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПРИКАЗ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 04.04.96 N 136 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КРАЕВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТАНДАРТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРА"

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                          КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
                    АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
   
                                 ПРИКАЗ
   
                       от 04 апреля 1996 г. N 136
   
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО КОМПОНЕНТА
           ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО
         ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КРАЕВЫХ ТРЕБОВАНИЙ
                  К СТАНДАРТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
                          "ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРА"
   
   
       Во  исполнение   решения    коллегии    комитета   образования
   администрации  Хабаровского края  от  20.10.95 г.  "О  Хабаровском
   краевом  компоненте государственного образовательного стандарта" и
   в соответствии с постановлениями главы администрации  Хабаровского
   края  от  29.11.95  N 460   "Об  утверждении  порядка  разработки,
   утверждения и введения в действие Хабаровского краевого компонента
   государственного  образовательного стандарта общего образования" и
   от 16.02.96 N 77  "Об утверждении Хабаровского краевого компонента
   государственного  образовательного  стандарта общего образования в
   части общих требований к его структуре и содержанию"
   ПРИКАЗЫВАЮ:
       1. Утвердить Хабаровский  краевой  компонент  государственного
   образовательного    стандарта    общего    образования   в   части
   дополнительных  краевых  требований  к  стандарту  образовательной
   области "Языки и литература",  присвоив соответствующему документу
   код "ХКК ГОС ОО 03.01,02,03.01-96".
       2. Установить  дату введения требований настоящего стандарта в
   параллелях первых, пятых и десятых классов - с 01.09.97 г.
       3. Муниципальным      органам     управления     образованием,
   руководителям общеобразовательных учреждений:
       3.1. Обеспечить     подведомственные    учреждения    текстами
   дополнительных  краевых  требований  к  стандарту  образовательной
   области "Языки и литература".
       3.2. Привести   содержание   общеобразовательных   программ  в
   соответствие    с    федеральными   и   дополнительными   краевыми
   требованиями  к  стандарту  образовательной   области   "Языки   и
   литература".
       3.3. Определить  систему  организационных  мер   по   введению
   настоящего   стандарта   в   подведомственных  общеобразовательных
   учреждениях и обеспечению безусловного выполнения его требований.
       4. Ведущему  отделу  развития  общего образования (Л.П.Карпец)
   совместно  с  Хабаровским  краевым   институтом  переподготовки  и
   повышения квалификации педагогических кадров (Н.П.Гришина):
       4.1. Принять  меры  по  организации  разработки  в  1996  году
   программно - методического   обеспечения  дополнительных   краевых
   требований  к   стандарту   образовательной   области   "Языки   и
   литература".
       4.2. До   01.08.96 г.  подготовить  и   направить   в   районы
   методические  рекомендации  по  реализации  требований  настоящего
   стандарта.
       5. Ведущему  отделу  педагогического  образования  и кадрового
   обеспечения   (В.И.Пахомов)   проработать   вопрос   о    введении
   дополнительных   требований   к   учителям   начальных  классов  и
   литературы при подготовке кадров в  учреждениях  профессионального
   педагогического образования Хабаровского края.
       6. Хабаровскому краевому институту переподготовки и  повышения
   квалификации   педагогических  кадров  (Н.П.Гришина)  организовать
   повышение квалификации учителей начальных классов  и  литературы с
   учетом   дополнительных  требований  к  стандарту  образовательной
   области "Языки и литература".
       7. Центру  лицензирования,  аттестации и аккредитации комитета
   образования  (Г.Н.Елисеева)  при  аттестации  учителей   начальных
   классов    и   литературы   по   первому   направлению   учитывать
   подготовленность специалистов к реализации требований Хабаровского
   краевого компонента государственного образовательного стандарта.
       8. Подведомственным     комитету     учреждениям      среднего
   профессионального    педагогического    образования   (Г.М.Гостев,
   А.П.Сизоненко,  Ю.М.Макаров) скорректировать  содержание  программ
   соответствующих  учебных  курсов  и  дисциплин  учебных  планов по
   специальности 0312 - "Преподавание в начальных классах"  с  учетом
   дополнительных  краевых  требований  к  стандарту  образовательной
   области "Языки и литература".
       9. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  оставляю за
   собой.
       Основание: план работы комитета образования на 1996 г.
   
                                                Председатель комитета
                                                        В.Н.Никитенко
   
   
   
   
   
                                                            УТВЕРЖДЕН
                                                             Приказом
                                                 Комитета образования
                                                   администрации края
                                           от 04 апреля 1996 г. N 136
   
             ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
   
        НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ, СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
   
   Дополнительные краевые
   требования  к стандарту
   образовательной области
   "Литература"                          ХКК ГОС ОО 03.01,02,03.01-96
   
                                          Дата введения с 01.09.97 г.
   
                        I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   
       1.1. Дополнительные    краевые    требования    к    стандарту
   образовательной   области   "Литература"   устанавливают   уровень
   подготовки школьников по дальневосточной литературе.
       1.2. Региональный   компонент  образования  вводится  с  целью
   обогащения российского образовательного пространства и включает  в
   себя   ту   часть   содержания  образования,  в  которой  отражено
   региональное своеобразие культуры (литературы) Дальнего Востока.
       1.3. Ключевая идея освоения учащимися регионального компонента
   литературного образования  -  от  освоения  региональной  культуры
   (литературы) - к российской, а затем - к мировой.
       1.4. В общеобразовательной школе содержание курса основывается
   на  государственном  образовательном  стандарте  по  литературе  и
   интегрируется с существующими государственными программами.
       1.5. Параллельность  изучения  дальневосточной  литературы  на
   всех этапах образования позволит показать единство и  незыблемость
   человеческих духовных ценностей.
       1.6. Региональный компонент литературного образования входит в
   учебные   программы  всех  аккредитованных  комитетом  образования
   администрации Хабаровского края образовательных  учреждений  края,
   независимо от вида, национального состава и контингента учащихся и
   обеспечивается за счет инвариантной и вариативной части  Базисного
   учебного плана Российской Федерации.
   
                  II. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
                 РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЛИТЕРАТУРНОГО
                              ОБРАЗОВАНИЯ
   
       2.1. Приобщение  к  чтению и изучению значимых для духовного и
   нравственного  развития  и  соответствующих  возрастной   эволюции
   школьников - читателей произведений дальневосточных авторов.
       2.2. Формирование  представления о дальневосточной  литературе
   как  о  социокультурном  феномене,  жизнеспособной  ветви мирового
   древа   культуры   (литературы),   занимающем   важное   место   в
   общественной жизни региона, России.
       2.3. Воспитание   чувства   "малой    родины",    патриотизма,
   нравственной оседлости, культуры этноотношений, интернационализма.
       2.4. Развитие   экологического    сознания   и   нравственно -
   ценностных ориентиров личности.
   
                  III. КРИТЕРИИ ОТБОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
                ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
                   ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                            УЧРЕЖДЕНИЯХ КРАЯ
   
       3.1. Привлекательность формы и содержания произведения.
       3.2. Доступность   и   соответствие   возрастным  особенностям
   школьников того или иного сензитивного периода.
       3.3. Высокие идейно - художественные достоинства.
       3.4. Общественное и  литературное  значение  произведения  для
   современников.
       3.5. Наличие  в  произведении  приоритетных  тем,  позволяющих
   влиять на ценностные ориентации школьников.
       3.6. Возможность углубления на основе  художественных  текстов
   знаний   о   литературе   и   формирование   специальных   умений,
   предусмотренных федеральным образовательным стандартом.
   
                 IV. ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО
                МАТЕРИАЛА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
                     НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
   
                             ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
   
       4.1. Начальная    школа.     Жанрово - тематический    принцип
   структурирования учебного материала.
   
                             ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
   
       4.2. 5 - 7 классы:  проблемно - жанрово - тематический принцип
   структурирования учебного материала;
       8 - 9 классы: начальный курс на историко - литературной основе
   без обязательного линейно - хронологического построения.
   
                             ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
   
       4.3. 10 - 11 классы:  курс на историко - литературной  основе.
   Соотнесение   исторических   судеб   Дальнего  востока  и  России.
   Творческий путь дальневосточных писателей,  их  вклад  в  развитие
   отечественной и мировой литературы.
   
                    V. БАЗОВЫЙ ИНВАРИАНТНЫЙ УРОВЕНЬ
                    ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
   
         Круг чтения (первая предметно - деятельностная линия)
   
                             ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
                           (1 - 3 (4) КЛАССЫ)
   
       5.1. Младшим   школьникам  предлагаются  произведения  устного
   народного творчества (сказки,  прибаутки, пословицы, скороговорки,
   молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки), произведения
   дальневосточных писателей и поэтов, специально созданные для детей
   и  прочно  вошедшие  в  круг  детского чтения.  Это произведения о
   школе, о родном, крае, о животных, о временах года, о детях.
   
                             ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
                             (5 - 9 КЛАССЫ)
   
       5.2. На данной образовательной ступени предлагаются народные и
   литературные сказки, малые жанры дальневосточного фольклора, мифы,
   легенды,  предания,  благопожелания,  бытующие  на дальневосточной
   земле, наиболее значимые произведения поэтов и писателей  Дальнего
   Востока.
       5.3. По степени глубины и детальности работы с  произведениями
   определяется три круга чтения:
       - первый: монографическое изучение произведений;
       - второй:   чтение   и  обсуждение,  предполагающее  свободное
   общение    с    текстом    (слабо    регламентированная    область
   самостоятельного чтения);
       - третий: внеклассное чтение.
       5.4. Первый круг определяет минимум начитанности школьников по
   дальневосточной литературе и является региональным образовательным
   стандартом по данной предметно - деятельностной линии.
   
                             ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
                            (10 - 11 КЛАССЫ)
   
       На третьей  ступени  среднего  общего  образования  школьникам
   предлагается:
       5.5. Самостоятельно  прочитать  и  под  руководством   учителя
   текстуально изучить наиболее значимые произведения дальневосточной
   литературы, отражающие:
       - события далекой истории - движение русских на Амур;
       - исторические  связи  и  общность  судеб  русского  народа  и
   народов, исторически проживающих на дальневосточной земле;
       - события революции и гражданской войны на Дальнем Востоке;
       - беспримерный   подвиг   дальневосточников   в  годы  Великой
   Отечественной войны;
       - темы родной земли, "малой родины", созидания и строительства
   на ней, единства человека и природы.
       5.6. Разграничивать в общем потоке  дальневосточной литературы
   творчество приезжих и собственно дальневосточных писателей.
       5.7. Устанавливать  взаимосвязь  между  важнейшими событиями и
   направлениями  развития  дальневосточной,  российской  и   мировой
   литературы.
       5.8. Давать оценку явлениям художественной литературы Дальнего
   Востока.
       5.9. Предлагаемый стандарт не претендует на всеохватность и по
   желанию  учащихся  и  учителя  может быть дополнен произведениями,
   рекомендуемыми региональной программой по литературе для второго и
   третьего кругов чтения.
       5.10. Учащимся предстоит прочитать и под руководством  учителя
   текстуально изучить:
   
                             ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
                           (1 - 3 (4) КЛАССЫ)
   
       - 3 - 5 стихотворений П.Комарова (напр. "Первый урок", "Лесная
   музыка"),  Р.Добровенского (напр.  "Лукошко", "Следы"), В.Шульжика
   (напр.  "Стихи о моей собаке"),  Б.Кополыгина  (напр.  "Букварь"),
   Е.Кохана (напр. "Зимняя сказка", "Тайна", "Тайга", "Чистописание",
   "Воробей"), Ю.Архарова (напр. "В краю родном");
       - рассказы  о  первоклассниках  Т.Чинаревой  "Прощайте,  белые
   медведи";
       - главы из повести С.Булгаковой-Петренко "Виноваты варежки";
       - прозаические  зарисовки  Р.Добровенского  (напр.  "Бронзовый
   человек"), П.Комарова (напр. "У прорубей");
       - статьи Ю.Аракчеева об уссурийской тайге;
       - малые    жанры    дальневосточного    фольклора   из   книги
   С.Красноштанова "Ехала деревня мимо мужика";
       - 2 - 3  фольклорные  сказки  народов Приамурья и литературные
   сказки  А.Вальдю,  И.Баранова,  П.Комарова,  Б.Копалыгина   (напр.
   нивхская  сказка  "Охотник  и  тигр",   А.Вальдю  "Заяц  и выдра",
   "Саранка",  И.Баранова  "Сказ  о  душистой  черемухе",  П.Комарова
   "Веселое "новоселье", Б.Копалыгина "Можно" и "Нельзя");
       - 2 - 3 литературные сказки Э.Кириченко  из  сборника  "Сказки
   дремучей    тайги"    (напр.    "Тигр   и   тигренок   Полосатик",
   "Ласка - непоседа",  "Хорза - плясунья",  "Снегурочкин    олень"),
   Е.Наумова  из  сборника  "Сказки  северного  сияния " (напр.  "Три
   шубки"),  Д.Нагишкина из сборника "Амурские сказки" (напр. "Пустая
   голова", "Как звери ногами менялись");
       - 3 - 5 рассказов Б.Аленкина (напр. "Полкан и Барбос", "Лева",
   "Воробышек")  и  Т.Чинаревой  (напр.  "Завтрак  для волка",  "Гусь
   Семенов-Ямской",   "Сверчок   Питирим",   "Внучатый    племянник",
   "Осторожно, дети!", "Звезда");
       - 1 - 2  новеллы   В.К.Арсеньева   (напр.  "Страшный   зверь",
   "Рассказ зверолова");
       - маленькие повести Е.Кохана  "Детство,  опаленное  войной"  и
   А.Максимова "Как я жил в тайге");
       - отрывки  из  повести  сказки  Н.Наволочкина  "Знакомые  кота
   Егора";
       - 3 - 5  стихотворений  П.Комарова  (напр.  "Сказки",  "Зима",
   "Теремок", "Медвежий угол", "Серый щенок"), В.Шульжика (напр. "Над
   Амуром чайкой - птица",  "Утренний  лес",  "Запах  моря",  "Зимние
   каникулы"),  В.Рябова (напр.  "Домик детства", "Лесная тропинка"),
   Р.Добровенского  (напр. "Ночь", "Лисица - огневица"),   В.Захарова
   (напр.  "Волшебный лес"), Б.Копалыгина (напр. "Кто нашел радугу?",
   "Лилия"), Н.Наволочкина (напр. "Откуда течет Морошка?");
       - повести   А.Максимова   "Петрушкина   застава"  и  В.Сысоева
   "Повесть о гималайском медведе";
       - главы  из  повестей А.Гайдара "Дальние страны",  Г.Федосеева
   "Пашка из  Медвежьего  лога",  Т.Чинаревой  "Однажды   в   Шишкино
   весной", В.Захарова "Волочаевские дни";
       - повесть - сказку Н.Наволочкина "Знакомые кота Егора";
       - 3 - 5  новелл  П.Комарова  (напр.  "Амур - мечта рыбацкая"),
   С.Кучеренко из сборника "Лесные знакомства", В.Клипеля из сборника
   "Лесные узоры";
       - 3 - 5   рассказов   Е.Трофимова  (напр.  "Морской   закон"),
   Б.Аленкина (напр. "Медведь, сом и часовой");
       - 3 - 5  стихотворений  Н.Наволочкина  (напр.  "Как  исправить
   единицу",  "Грамотей",  "Поищите Федота"), К.Бельды (напр. "Родная
   сторона",  "Осень"),  А.Ходжер (напр.  "Я - земли нанайской дочь",
   "Березок расписной наряд", "Зимней ночью");
       - 3 - 5 литературных  сказок  Д.Нагишкина  (напр.  "Кто  самый
   сильный", "Кукушкино богатство" и др.).
   
                             ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
                             (5 - 9 КЛАССЫ)
   
       - 2 - 3 фольклорные сказки народов Приамурья, дальневосточного
   Севера (напр. "Ангадяган - сиротка", "Жестокий Мудур-Мэргэн");
       - 2 - 3 литературные сказки (напр.  "Храбрый Азмун", "Недобрая
   Ладо" Д.Нагишкина);
       - малые жанры дальневосточного  фольклора  (напр.  считалки  и
   небылицы из книги С.И.Красноштанова "Ехала деревня мимо мужика");
       - 2 - 3   новеллы  В.К.Арсеньева  (напр.  "Пчелы  и  муравьи",
   "Лесные предания" из книги "Встречи в тайге");
       - 4 - 5 стихотворений П.Комарова (напр. "Мой город", "Сторонка
   родная,   где   прожиты  годы...",  "Шалаш  в  тайге",  "Сенокос",
   "Олененок");
       - повесть В.Сысоева "Золотая Ригма";
       - мифы,  легенды,  предания,  благопожелания,   мифологические
   сказки  народов,  исторически  населяющих  Дальний  Восток  (напр.
   нивхский миф "О сотворении мира", нанайская сказка "Как орел землю
   добыл",  эвенское  предание  "Орла  эвены  не убивают",  нанайские
   легенды "Откуда произошел  род  Самар-Монгол"  и  "Род  Ахтанка  -
   тигриный  род",  эвенкийское  предание  "Первый  олень  из  дерева
   родился", эскимосская сказка "Как звери и птицы  достали  солнце",
   "Благопожелание" эвенов к природе и реке");
       - эпическая поэма В.М.Санги "Человек Ыхмифа"  (отрывок,  напр.
   "Речи сказителей не согрешат суесловием...");
       - одно - два произведения Анатолия  Максимова  (напр.  повесть
   "Норка",   главы   из  повести  "Лесные  клады":  "Погоня",  "Танк
   Москвилы");
       - повесть В.Н.Александровского "Друг мой Омголон";
       - 1 - 2 ст. Б.П.Копалыгина "Возвращение солдата";
       - 2 - 3 лирических стихотворения дальневосточных поэтов (напр.
   Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева);
       - повесть В.К.Арсеньева "Дерсу Узала";
       - главы из произведений Г.А.Федосеева (напр.  "Тропою  снежных
   баранов" из книги "Смерть меня подождет");
       - "Дикая  собака   динго   или   повесть   о   первой   любви"
   Р.И.Фраермана;
       - одна - две новеллы из произведения С.П.Кучеренко  "Застывшие
   мгновения" (напр. "Лет стрекоз", "Журавли");
       - два - три произведения о войне (напр.  рассказ Г.Ходжера "На
   свидание   к   деду",   стихотворения   В.Афанасьева,  А.Артемова,
   И.Бронфмана);
       - два - три  лирических  стихотворения  о  родной земле (напр.
   Р.Казаковой, Л.Миланич, С.Смолякова);
       - два - три  текста  древних философов  о  смыслах и ценностях
   человеческой жизни (напр. Конфуция, Лао-цзы, Мо-цэы, Чжуан Чжоу);
       - историческую повесть В.Н.Иванова "Императрица "Фике",  роман
   "Александр Пушкин и его время";
       - повесть М.П.Белова "Полюс холода";
       - повесть Д.Б.Кимонко "Там, где бежит Сукпай";
       - повесть В.М.Санги "Изгин";
       - два - три стихотворения поэтов малочисленных народов  (напр.
   В.М.Санги, А.А.Пассара, В.Г.Кеулькут);
       - повесть А.М.Грачева "Тайна Красного озера";
       - повесть Т.М.Борисова "Сын орла".
   
                             ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
                            (10 - 11 КЛАССЫ)
   
       - 2 - 3 художественно - путевых  очерка  русских  писателей  о
   Дальнем  Востоке  (напр.  из  произведений  И.А.Гончарова  "Фрегат
   Паллада", А. П.Чехова "Остров Сахалин");
       - 1 - 2   произведения   из   поэтической   летописи   событий
   гражданской войны (напр. К.Рослого, Г.Отрепьева);
       - 1 - 2 произведения дальневосточной исторической прозы (напр.
   Н.П.Задорнова "Амур - батюшка", "Война за океан");
       - роман  В.Н.Иванова "Черные люди" (в контексте изучения жизни
   и творчества писателя);
       - 1 - 2 произведения  об  исторических связях и общности судеб
   русского народа и  народов,  исторически  проживающих  на  Дальнем
   Востоке    (напр.    Н.Вагнера    "Человек    бежит   по   снегу",
   В.Г.Богораза-Тан "Воскресшее племя", Г.Г.Ходжера "Амур широкий");
       - 1 - 2  произведения  из  художественной   летописи   истории
   Дальнего Востока от начала века до наших дней  (напр.  Н.Е.Шундика
   "Быстроногий   олень",   Т.З.Семушкина  "Алитет  уходит  в  горы",
   Ю.А.Шестаковой "Новый перевал");
       - 2 - 3   стихотворения  дальневосточных  поэтов   о   Великой
   Отечественной   войне   (напр.    В.Н.Афанасьева,    А.А.Артемова,
   С.А.Смолякова, П.С.Комарова);
       - 1 - 2  послевоенных  произведения  о  Великой  Отечественной
   войне  (напр.  Д.Д.Нагишкина  "Сунгарийский перевал",  Г.И.Маркова
   "Солдат пехоты", И.П.Ботвинника "Парни ехали на войну");
       - 1 - 2 произведения  о  созидателях  и  строителях на Дальнем
   Востоке  (напр.  А.М.Грачева  "Первая   просека",   В.К.Кетлинской
   "Мужество",  П.Проскурина  "Корни  обнажаются в бурю",  П.В.Халова
   "Последний циклон");
       - 2 - 3 лирических  шедевра П.С.Комарова (в контексте изучения
   жизни и творчества поэта);
       - 2 - 3 лирических шедевра С.А.Смолякова (в контексте изучения
   жизни и творчества поэта);
       - 2 - 3  произведения  зарубежных  авторов из стран АТР (напр.
   Арисимо Такео "Потомок Каина",  Абэ Кобо  "Чужое  лицо",  Лу  Синь
   (Чжоу  Чжуень) "Записки сумасшедшего",  Лао Шэ "Записки о кошачьем
   городе");
   
              VI. ЗНАНИЯ О ЛИТЕРАТУРЕ (ВТОРАЯ ПРЕДМЕТНО -
                    ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЛИНИЯ). ЗНАНИЯ ПО
                     СТИЛИСТИКЕ (ТРЕТЬЯ ПРЕДМЕТНО -
                         ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЛИНИЯ)
   
       6.1. К   знаниям   по   литературе  и  знаниям  по  стилистике
   дополнительных краевых требований не  предъявляется.  Инвариантный
   (минимальный)  уровень  предъявления  учебного материала по данным
   предметно - деятельностным  линиям   определяется  государственным
   образовательным стандартом по литературе.
   
                  VII. МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
                          ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
   
         Круг чтения (первая предметно - деятельностная линия)
   
                             ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
                           (1 - 3 (4) КЛАССЫ)
   
       7.1. Под  руководством  учителя познакомиться с произведениями
   дальневосточной  литературы,  рекомендуемыми   для   текстуального
   изучения.
       7.2. Читать   наизусть 3 - 5  стихотворений,  2 - 3   описания
   (природы,  животных,  событий) из прозаических произведений, уметь
   пересказывать близко к тексту 2 - 3 сказки.
   
                             ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
                             (5 - 9 КЛАССЫ)
   
       7.3. Самостоятельно   прочитать  и  под  руководством  учителя
   изучить произведения дальневосточной литературы, рекомендуемые для
   текстуального изучения.
       7.4. Читать  наизусть  стихи   и   отрывки   из   прозаических
   произведений: 5 - 7 стихотворения,  включая фрагменты поэмы, 2 - 4
   отрывка из прозы.
       7.5. В    остальном    требования   по   данной    предметно -
   деятельностной      линии      соответствуют      государственному
   образовательному стандарту.
   
                             ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
                            (10 - 11 КЛАССЫ)
   
       7.6. Самостоятельно  прочитать  и  под  руководством   учителя
   текстуально  изучить  наиболее  значимые в общем потоке литературы
   произведения дальневосточных авторов.
       7.7. Воспроизводить сжато и выборочно их содержание.
       7.8. Владеть литературным анализом:
       - характеризовать художественные образы;
       - формулировать идею и проблематику;
       - определять особенности композиции;
       - обнаруживать позицию автора;
       - называть род и жанр изученного произведения;
       - чувствовать  особенности   стиля   и   художественной   речи
   писателя.
       7.9. Объяснять обусловленность поступков  и  поведения  героев
   жизненными обстоятельствами и влиянием общественной среды.
       7.10. Читать  наизусть  стихи  и   отрывки   из   прозаических
   произведений:
       - 4 - 5 стихотворений, 2 - 3 отрывка из прозы.
   
                   VIII. ЗНАНИЯ О ЛИТЕРАТУРЕ (ВТОРАЯ
              ПРЕДМЕТНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЛИНИЯ), ЗНАНИЯ ПО
                     СТИЛИСТИКЕ (ТРЕТЬЯ ПРЕДМЕТНО -
                         ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЛИНИЯ)
   
       8.1. Знания о литературе и знания по стилистике дополнительных
   краевых  требований  к  уровню  подготовки  учащихся   не   имеют.
   Инвариантный    (минимальный)   уровень   требований   по   данным
   предметно - деятельностным  линиям   определяется  государственным
   образовательным стандартом по литературе.
   
                    IX. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ
                     УЧАЩИМИСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ
                ПОДГОТОВКИ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
   
       9.1. В  соответствии  с  выделением  в  качестве регионального
   образовательного стандарта предметно - деятельностной линии  "круг
   чтения",  предлагаются проверочные работы первого типа на освоение
   школьниками круга обязательного чтения (первого).
       9.2. Начитанность  школьников  по  дальневосточной литературе,
   ввиду значительного объема материала,  может  проверяться  как  по
   окончанию  образовательной  ступени,  так и по завершению учебного
   года.
       9.3. Работы     по     проверке     усвоения     регионального
   образовательного стандарта могут проводиться как отдельно, так и в
   комплексе с проверкой государственных образовательных стандартов.
       9.4. В  соответствии   с   государственными   образовательными
   стандартами  каждая  работа  включает  в  себя задания двух видов:
   задания первого вида - на  определение  названия,  автора,  героев
   произведения  по  фрагменту  из  него.  Задание  второго вида - на
   припоминание некоторых особенностей его содержания (героев,  темы,
   проблемы) и формы (жанра, характера повествования).
       9.5. Примерные работы на усвоение круга обязательного чтения:
   
                         ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО ВИДА.
          (НАЗВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ИЗ КОТОРОГО ПРИВЕДЕН ОТРЫВОК.
                   КТО ЕГО АВТОР? КАК ЗОВУТ ГЕРОЕВ?)
   
                             ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
                           (1 - 3 (4) КЛАССЫ)
   
       "Ожидался ледоход.   У   берегов  вода  крутилась,  морщилась.
   Льдинки  выплывали,  стукались  звеня  и  пропадали.  Они  спешили
   вперед, не  желая  дожидаться,  когда синяя великая река затрещит,
   крошась и вздымаясь, и двинется мимо тайги и сопок в океан.
       Издалека доносились глухие взрывы - у мостов рвали лед.
       Ночью вдруг затрещало,  загрохотало,  словно на тайгу рушилось
   небо с тучами и звездами.
       - Проснулся,  батюшка,  проснулся,  - взволновано говорил дед,
   надевая сапоги".
   
       "Целый вечер  мы ловили по дому зеленого кузнеца.  Он прятался
   то в книгах,  то за часами.  Он скрипел, будто чистили сковороду и
   звенел, будто точат косу. Куда ему было до сверчка...  Разве можно
   называть его Питиримом?  Зеленый кузнец да и все.  Отчаявшись,  мы
   принесли в дом белую кошку, мы просили ее поймать хулигана, потому
   что он не дает нам спать.  Но кошка, вспомнив, как сидели мы с ней
   под крыжовником,  обиженно ушла и легла под стул.  Всю ночь в доме
   верещал зеленый кузнец".
   
       "Да, это была не лягушка,  не злой грабитель - хорек, а просто
   мышка.  Но обрадовался ей Егор так, как не радовался, когда одолел
   хорька.  Теперь он наконец-то мог считать  себя  настоящим  котом.
   Потому  что  каждому  свое.  Одному  -  клевать  зерна,  другому -
   получать в школе четверки и пятерки, а третьему - ловить мышей."
   
                             ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
                             (5 - 9 КЛАССЫ)
   
       "С какой  жадностью  вдохнула  она  полной грудью сырой воздух
   леса,  обмытого дождем,  терпкий от запаха молодых листьев березы!
   Отвыкшая  от  длительных  переходов,  Ригма растянулась на полене,
   прислушалась.  Погони не было.  Подставляя свое разгоряченное тело
   утихающему  дождю,  Ригма  блаженствовала.  Самое  дорогое в жизни
   любого зверя - свобода вновь обретена ею. Таинственный лес властно
   звал  к  себе,   и   тигрица  растаяла  в  зеленой  чаще  молодого
   березняка."
   
       "- Я кулак?  Старуха,  скажи им,  сколь сопрело рубах на  моем
   горбу   за   лето!  Скажи,  когда  я  укладываюсь  спать  и  когда
   поднимаюсь! - Он встал и широко махнул рукой. - Забирайте все, что
   стоит  и  по  земле бродит.  - Он распахнул конюшню,  черенком вил
   выгнал лошадей. Тыкал лесным колдуном. - Ваше!"
   
       "Какие-то два человека,  причислившие себя к лику  европейцев,
   совершили  гнусное  убийство  с  целью грабежа.  Они убили бедного
   дикаря,  у которого была чистая душа и который во всю жизнь никому
   не  сделал  зла.  Цивилизация  родит  преступников.  Созидай  свое
   благополучие за счет другого - вот лозунг двадцатого  века.  Обман
   начинается  с торговли,  потом,  в последовательном порядке,  идут
   ростовщичество,  рабство, кражи, убийства, и, война... со всеми их
   ужасами."
   
                             ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
                            (10 - 11 КЛАССЫ)
   
       "...трехлетнее движение  изголодавшихся  по  земле   крестьян,
   которых ведет исполин Егор Кузнецов."
       "Преодоление опасностей и  бедствий  в  этом  пути  по  рекам,
   теснинам и горам схвачены с горьковским реализмом".
       Произведение "показывает  жизнь поселенцев на новых  местах  и
   то, как они сумели добиться дружбы туземных народов".
       О каком  произведении   в   приведенных   выше   высказываниях
   зарубежных критиков Эдди Вудса и Джека Линдсея идет речь?  Кто его
   автор? На каком историческом фоне разворачиваются события романа?
   
       "Свежий воздух  социализма распахнул для  полной  жизни  умы и
   сердца.  А  ведь  это  еще  первые часы социализма - только первые
   часы!  Как же прекрасна будет жизнь,  когда освобожденный  человек
   полностью использует все веками добытые победы человеческого ума и
   богатство  своей природы!  Да,  человек сольется с природой, но не
   упрощением  жизни,  а тем,  что будет уничтожено насилие и человек
   вернется к естественному состоянию свободы гармоничного  развития,
   но  теперь  на основе величайшего творчества ума и воли над слепой
   стихией.
       И тогда,  наверное, наши шаги к счастью будут увереннее. Мы не
   будем так ошибаться, так путаться. Новая Тоня придет к радости без
   страданий,  без  боли.  И  новый  Круглов...  он  не повторит моих
   заблуждений.
       Так думал Андрей."
       Назовите автора и произведение.  О каких событиях идет  в  нем
   речь? Спорное и бесспорное в современном прочтении романа.
   
                         ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ВИДА.
             (ПО НАЗВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВСПОМНИТЬ НЕКОТОРЫЕ
       ОСОБЕННОСТИ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ (ГЕРОИ, ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ) И ФОРМЫ
                    (ЖАНРЫ, ХАРАКТЕР ПОВЕСТВОВАНИЯ)
   
                             ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
                           (1 - 3 (4) КЛАССЫ)
   
       "Первый урок":   назвать   жанр   произведения,   его  автора,
   перечислить героев, прочитать самые важные строчки.
       "Как белка  с  бурундуком  дружить  перестали":  назвать  жанр
   произведения,  рассказать,  о чем оно?  Назвать героев. Определить
   свое отношение к каждому из них.
   
                             ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
                             (5 - 9 КЛАССЫ)
   
       "Недобрая Ладо":  назвать  форму   произведения,   перечислить
   героев сказки, передать собственное отношение к главной героине.
       "Дикая собака динго или повесть о первой любви" Р.И.Фраермана:
   назвать  главную  героиню  произведения  и  охарактеризовать ее на
   основе поступков, пересказать понравившийся эпизод.
   
                             ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
                            (10 - 11 КЛАССЫ)
   
       "Черные люди":    объяснить,   по   каким   признакам   данное
   произведение относится к историческим  повествованиям,  определить
   автора,  перечислить  главных  героев,  раскрыть идейный смысл его
   названия.
       "Остров Сахалин":  назвать автора произведения, сформулировать
   его тему, дать оценку изображенным в нем событиям и фактам.
   
       9.6. Задания  первого  вида  направлены  на  проверку   уровня
   начитанности  школьников по  дальневосточной литературе и выявляют
   тех учащихся, которые не освоили круга обязательного чтения.
       9.7. Задания  второго  вида  -  на  выявление глубины освоения
   изученных произведений и знаний по литературе,  а  также  проверку
   уровня развития речи школьников - рекомендуется проводить с учетом
   обязательного    круга    чтения,     являющегося     региональным
   образовательным стандартом.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz