ХАБАРОВСКАЯ КРАЕВАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 1996 г. N 135
О ПОВТОРНОМ РАССМОТРЕНИИ ЗАКОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Краевая Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить Закон Хабаровского края "О выборах главы
муниципального образования в Хабаровском крае" в редакции,
предложенной главой администрации края.
2. Направить закон для опубликования в средства массовой
информации.
Председатель Думы
В.А.Озеров
ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы участия гражданина Российской
Федерации в выборах главы муниципального
образования
1. Глава муниципального образования избирается гражданами
Российской Федерации, проживающими на территории данного
муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах главы
муниципального образования является добровольным.
Статья 2. Законодательная основа выборов главы
муниципального образования
Законодательную основу выборов главы муниципального
образования составляют Конституция Российской Федерации,
Федеральные Законы "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Устав
Хабаровского края, краевой закон "Об организации местного
самоуправления в Хабаровском крае", настоящий закон.
Статья 3. Избирательные права гражданина Российской
Федерации
1. Право избирать главу муниципального образования принадлежит
каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день
выборов 18 лет и проживающему на территории данного муниципального
образования.
2. Главой муниципального образования может быть избран
гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года,
постоянно проживающий на территории данного муниципального
образования не менее 1 года.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.
Статья 4. Назначение выборов главы муниципального
образования
1. Дата первых выборов глав муниципальных образований
определяется Законодательной Думой Хабаровского края. В дальнейшем
выборы главы муниципального образования назначаются
представительным органом местного самоуправления либо собранием
(сходом) граждан данного муниципального образования. Днем выборов
главы муниципального образования является первое воскресенье после
истечения срока, на который был избран прежний глава
муниципального образования. Срок со дня назначения выборов до дня
выборов должен быть не менее трех месяцев.
2. Дата выборов главы муниципального образования может
совмещаться с датой проведения выборов депутатов представительного
органа местного самоуправления.
3. При досрочном прекращении полномочий главы муниципального
образования в случаях и порядке, предусмотренных уставом
муниципального образования, представительный орган местного
самоуправления либо собрание (сход) граждан назначает досрочные
выборы главы муниципального образования. Днем выборов в этом
случае является последнее воскресенье перед истечением трех
месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы
муниципального образования.
Статья 5. Право выдвижения кандидата на должность главы
муниципального образования
1. Право выдвижения кандидата на должность главы
муниципального образования принадлежит непосредственно
избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам.
2. Избирательными объединениями и избирательными блоками
являются:
2.1. районные, городские, поселковые, сельские объединения
общефедеральных и краевых, городских и районных партий,
политических движений, иных общественных объединений, устав
которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает
их участие в выборах;
2.2. блок указанных общественных объединений на период
проведения выборов.
3. Районные, городские, поселковые, сельские организации
партий, политических движений и общественных организаций помогут
входить в состав более чем одного избирательного объединения.
Партия, политическое движение и общественная организация в случае
вхождения в состав избирательного блока не могут выступать
в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Избирательное объединение, избирательный блок должны быть
зарегистрированы в территориальной избирательной комиссии не
позднее двух месяцев до дня выборов главы муниципального
образования.
Статья 6. Финансирование выборов
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и
проведением выборов главы муниципального образования,
осуществляется за счет средств местного бюджета.
Статья 7. Гласность при подготовке и проведении выборов
главы муниципального образования
Подготовка и проведение выборов главы муниципального
образования осуществляются открыто и гласно. Решения избирательных
комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления
края, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат
опубликованию.
Глава II
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 8. Образование избирательного округа по выборам
главы муниципального образования
Для проведения выборов главы муниципального образования, не
позднее чем за 60 дней до дня выборов образуется избирательный
округ, охватывающий территорию данного муниципального образования:
- в городах и районах границы избирательного округа и число
избирателей в нем определяются территориальной избирательной
комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом;
- в поселках и сельсоветах границы избирательного округа и
число избирателей определяются территориальной избирательной
комиссией и утверждаются решением главы муниципального
образования (главы местной администрации).
Статья 9. Образование избирательных участков по выборам
главы муниципального образования
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей
при выборах главы муниципального образования образуются
избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются главой муниципального
образования (главой местной администрации) по согласованию
с территориальной избирательной комиссией из расчета не более 3000
избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45, дней до дня
выборов. Границы избирательных участков не должны пересекаться
с границами других избирательных участков.
3. Избирательные участки образуются с учетом границ районов,
городов, районов в городах, поселков и сельсоветов с целью
создания максимальных удобств для избирателей.
4. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и
других местах временного пребывания избирателей; в труднодоступных
и отдаленных районах, на судах, находящихся в плавании,
избирательные участки могут образовываться в срок, установленный
п. 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее,
чем за 5 дней до выборов. Такие участки входят в избирательный
округ по месту их расположения или месту приписки судна.
5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
В порядке исключения допускаются образования избирательных
участков в воинских частях, расположенных в обособленных,
удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях
избирательные участки организуют командиры воинских частей по
решению территориальных избирательных комиссий. При этом должен
быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам
избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным
лицам по предъявлению соответствующего удостоверения.
6. Списки избирательных участков с указанием их границ и
адресов участковых избирательных комиссий публикуются
территориальными избирательными комиссиями в течение пяти дней
после принятия решения, указанного в п. 2. настоящей статьи.
Глава III
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 10. Списки избирателей
1. Список избирателей составляет участковая избирательная
комиссия на основании данных, представляемых по установленной
форме главой муниципального образования (главой местной
администрации). Периодическое уточнение списка зарегистрированных
избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года
осуществляет глава муниципального образования (глава местной
администрации). Указанные сведения направляются в соответствующие
избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской
Федерации, обладающий на день выборов активным избирательным
правом и проживающий на территории соответствующего избирательного
участка.
3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином
порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов
избирателей и т. д.). В списке указываются фамилия, имя, отчество,
дата рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и
адрес места жительства избирателя. Уточнение списков избирателей
должно быть завершено не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
4. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских
частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей,
если они проживают на территории расположения воинских частей,
составляется на основании сведений, представляемых командиром
воинской части в срок, установленный в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются
в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
5. Список избирателей, которые в день голосования будут
находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и
других стационарных лечебно - профилактических учреждениях, а
также в иных местах временного пребывания составляется на
основании данных, представляемых руководителями указанных
учреждений за 7 дней до дня выборов.
6. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным
на судах, находящихся в день проведения голосования в плавании,
метеостанциях, составляется на основании данных, представляемых
капитанами судов и руководителями метеостанций.
7. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного
участка после представления списка избирателей для всеобщего
ознакомления, а также избиратели, по какой - либо иной причине не
включенные в список, дополнительно включаются участковой
избирательной комиссией в список избирателей на основании
документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место
жительства на территории данного избирательного участка.
8. Избиратель может быть включен в список избирателей только
на одном избирательном участке.
9. Список избирателей составляется в двух экземплярах по
форме, утвержденной избирательной комиссией Хабаровского края,
подписывается председателем и секретарем избирательной
комиссии. Один экземпляр списка передается в соответствующую
территориальную избирательную комиссию.
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления
не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Вносить, изменения в списки избирателей после начала подсчета
голосов избирателей запрещается.
Глава IV
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 11. Система избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов главы муниципального
образования обеспечивают избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Хабаровского края;
Территориальные (районные, городские) избирательные комиссии,
на которые возлагаются функции окружных избирательных комиссий.
Участковые избирательные комиссии, которые образуются не
позднее чем за 44 дня до дня выборов.
2. Порядок формирования всех видов комиссий, полномочия и
организация их деятельности по подготовке и проведению выборов
главы муниципального образования определяются краевым законом
"О системе избирательных комиссий в Хабаровском крае".
Глава V
ВЫДВИЖЕНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И СТАТУС КАНДИДАТА
НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 12. Выдвижение кандидата на должность главы
муниципального образования избирательными
объединениями, избирательными блоками
1. Выдвижение кандидата на должность главы муниципального
образования производится на конференциях (собраниях)
избирательного объединения, избирательного блока.
2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе
выдвигать не более одного кандидата на должность главы
муниципального образования.
3. Избирательное объединение, избирательный блок вправе
выдвигать кандидатом на должность главы муниципального образования
лицо, не являющееся членом входящих в них общественных
объединений.
Статья 13. Выдвижение кандидата на должность главы
муниципального образования непосредственно
избирателями
1. Каждый избиратель или группа избирателей после назначения
даты выборов могут образовывать инициативную группу избирателей
в количестве не менее 20 человек для выдвижения кандидата на
должность главы муниципального образования.
2. Инициативная группа избирателей обращается в
территориальную избирательную комиссию с уведомлением в письменной
форме о регистрации группы. К уведомлению должны быть приложены
протокол собрания группы избирателей о выдвижении кандидата на
должность главы муниципального образования, назначение
уполномоченных представителей инициативной группы избирателей.
В уведомлении инициативной группы избирателей указываются:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая
должность (род занятий) и место жительства кандидата на должность
главы муниципального образования, фамилии, имена, отчества, даты
рождения, места жительства, номера и серии паспортов
(удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы
избирателей.
3. Территориальная избирательная комиссия, установив
соответствие представленных ей документов требованиям настоящего
закона, выдает инициативной группе избирателей регистрационное
свидетельство. С момента получения регистрационного свидетельства
инициативная группа избирателей вправе собирать подписи
избирателей в поддержку кандидата на должность главы
муниципального образования.
Статья 14. Сбор подписей в поддержку кандидата на
должность главы муниципального образования
1. Избирательное объединение, избирательный блок или
инициативная группа избирателей, выдвинувшая кандидата на
должность главы муниципального образования обязаны собрать в его
поддержку не менее одного процента подписей от общего числа
избирателей данного округа. Сбор подписей проводится по месту
работы, службы, учебы и жительства граждан. При этом недопустимо
принуждение и подкуп избирателей со стороны лица, собирающего
подписи. Абсолютная цифра для каждого округа устанавливается
территориальной избирательной комиссией. Подписные листы
изготавливаются по форме, утвержденной территориальной
избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются
фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и постоянное место
жительства кандидата на должность главы муниципального
образования.
2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе,
указывает свою фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте
18 лет - дополнительно день и месяц), адрес, серию и номер
паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения
подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи,
с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и
номера его паспорта или заменяющего его документа и кандидатом на
должность главы муниципального образования.
3. Подписные листы, сброшюрованные и пронумерованные, итоговая
ведомость собранных подписей, заявления кандидата о согласии
баллотироваться на должность главы муниципального образования
передаются уполномоченными представителями избирательных
объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей
до 18 часов не позднее за 35 дней до дня выборов в территориальную
избирательную комиссию.
Территориальная избирательная комиссия выдает указанным
полномочным представителям подтверждение в письменной форме о
приеме документов.
Статья 15. Регистрация кандидата на должность главы
муниципального образования
1. Территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней
со дня приема документов проверяет их соответствие требованиям
настоящего закона и не позднее чем за 30 дней до дня выборов
принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное
решение об отказе в регистрации кандидата.
2. При проверке правильности оформления подписных листов и
других документов вправе присутствовать уполномоченные
представители соответствующих избирательных объединений,
избирательных блоков и инициативных групп избирателей, а также
кандидаты на должность главы муниципального образования.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся
в подписных листах, или достоверности подписей избирателей
территориальная избирательная комиссия организует проверку
подписных листов.
3. Решение территориальной избирательной комиссии о
регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть
обжаловано в краевой суд.
4. Каждому зарегистрированному кандидату выдается
удостоверение о регистрации с указанием даты и времени
регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух
суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
5. Если в срок, указанный в части первой настоящей статьи,
будет зарегистрирован только один кандидат на должность главы
муниципального образования, выборы откладываются по решению
территориальной избирательной комиссии на срок не более 50 дней
для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления
последующих избирательных действий.
Статья 16. Статус кандидатов на должность главы
муниципального образования
1. Кандидаты на должность главы муниципального образования
обладают равными правами и несут равные обязанности.
2. После регистрации кандидаты на должность главы
муниципального образования, находящиеся на государственной или
муниципальной службе, работающие в средствах массовой информации,
а также главы местных администраций, главы муниципальных
образований на время их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения.
3. После регистрации кандидаты по личному заявлению на время
участия в выборах могут освобождаться от работы, военной службы,
военных сборов и учебы. В течение этого срока территориальная
избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию
подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам денежную
компенсацию в размере среднемесячной заработной платы по основному
месту работы.
4. Во время проведения выборов кандидаты на должность главы
муниципального образования не могут быть по инициативе
администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия
переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах
засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по
которой он работал до регистрации.
5. Кандидат на должность главы муниципального образования
имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах
территории данного муниципального образования, в котором он
баллотируется (кроме такси), из средств территориальной
избирательной комиссии.
6. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств
(болезнь и т.д.) территориальная избирательная комиссия относит на
его счет соответствующую часть понесенных ею расходов по
проведению выборов, включая выделенные средства на предвыборную
агитацию.
7. Кандидат на должность главы муниципального образования
может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются
территориальной избирательной комиссией. Доверенные лица получают
от избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную
и иную деятельность, способствующую избранию кандидата главой
муниципального образования. На указанный в части второй настоящей
статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам
по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты на должность главы
муниципального образования вправе в любое время отозвать своих
доверенных лиц, уведомив об этом территориальную избирательную
комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам
удостоверения.
8. Каждый зарегистрированный кандидат на должность главы
муниципального образования вправе назначить по одному члену
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую
избирательную комиссию (территориальную, участковую). В день
голосования каждый кандидат, каждое избирательное объединение,
каждый избирательный блок вправе назначить в соответствующие
участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, которые
имеют право находиться в помещении для голосования с начала
голосования до окончания оформления документов об итогах
голосования и получить заверенные копии этих документов.
9. Кандидат на должность главы муниципального образования
после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора
(соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности,
арестован или подвергнут мерам административного взыскания,
налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор извещает
об этом территориальную избирательную комиссию, осуществившую
регистрацию кандидата.
Глава VI
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 17. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на
соответствующей территории, кандидаты на должность главы
муниципального образования, избирательные объединения,
избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную
агитацию.
2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять
любые предвыборные агитационные материалы:
2.1. государственным органам и органам местного
самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими
служебных обязанностей;
2.2. воинским частям, военным учреждениям и организациям;
2.3. благотворительным организациям и религиозным
объединениям;
2.4. членам избирательных комиссий.
Статья 18. Сроки проведения предвыборной агитации
1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации
кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени
накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и
в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
2. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
Статья 19. Формы предвыборной агитации
Предвыборная агитация может проводиться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий,
в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных
предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций,
выпуска и распространения агитационных печатных материалов, а
также в других формах, не противоречащих действующему
законодательству.
Статья 20. Недопустимость злоупотребления правом на
проведение предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается
злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные
программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на
собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны
содержать призывы к насильственному изменению основ
конституционного строя и нарушению целостности Российской
Федерации. Запрещаются агитация или пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превосходства,
выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих
социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки,
инициативные группы избирателей и их представители не вправе
вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные
ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной
работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому
подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно
распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе
иллюстрированных материалов, а также значков, специально
изготовленных для избирательной кампании.
3. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой
информации запрещается участвовать в освещении избирательной
кампании через средства массовой информации, если указанные лица
являются кандидатами на должность главы муниципального образования
либо доверенными лицами кандидатов.
4. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о
распространении противоправных агитационных материалов, они
принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться
в соответствующие органы с представлением о пресечении
противоправной агитационной деятельности, а также в суд
с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Статья 21. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
1. Кандидаты на должность главы муниципального образования
имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах
государственных и муниципальных телерадиокомпаний, а также
коммерческих телерадиокомпаний, частично финансируемых из краевого
бюджета, осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на
территории соответствующего избирательного округа, на равных
основаниях (бесплатно, равное количество предоставленного эфирного
времени, одно время выхода в эфир и другие условия).
Инструкция о порядке предоставления эфирного времени
кандидатам на каналах государственных и муниципальных
телерадиокомпаний издается ·территориальной избирательной
комиссией с участием государственных органов, обеспечивающих
соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой
информации, при обязательном рассмотрении предложений кандидатов.
2. Периодические печатные издания, одним из учредителей
(соучредителей) которых являются государственные или муниципальные
органы, государственные предприятия, учреждения и организации либо
которые финансируются полностью или частично за счет средств
федерального, краевого или муниципального бюджета, обязаны
обеспечивать равные возможности для публикации предвыборных
агитационных материалов всем кандидатам.
Порядок публикации предвыборных агитационных материалов
в периодических печатных изданиях, указанных в настоящей статье,
устанавливается территориальной избирательной комиссией с участием
государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных
прав и свобод в области массовой информации.
3. Предвыборная агитация через средства массовой информации
может осуществляться в виде публичных предвыборных дебатов,
"круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений,
политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При
этом кандидат на должность главы муниципального образования вправе
самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
4. Запрещается прерывать теле - и радиопрограммы, содержащие
предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
В информационных теле - и радиопрограммах сообщения о
проведении предвыборной агитации кандидатами должны даваться
исключительно отдельным блоком, как правило в начале оказанных
программ, без комментариев. Данные информационные блоки не
оплачиваются кандидатами.
Теле - и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию,
выпускаются в эфир с параллельной видео - и аудиозаписью, которая
хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанной программы
в эфир.
Статья 22. Условия проведения предвыборных собраний,
встреч с избирателями
1. Органы местного самоуправления в крае обязаны оказывать
содействие кандидатам на должность главы муниципального
образования в организации и проведении предвыборных собраний,
встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
2. Заявления о выделении помещений для проведения таких
собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами
местного самоуправления в пятидневный срок со дня их подачи и
удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной
избирательной комиссией.
3. По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные
для проведения массовых мероприятий и находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, в собственности
государственных предприятий, учреждений и организаций,
безвозмездно предоставляются в пользование на установленное
территориальной избирательной комиссией время для встреч
кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. При этом
избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для
всех кандидатов.
Статья 23. Распространение агитационных печатных
материалов
1. Избирательные объединения, избирательные блоки,
инициативные группы избирателей и кандидаты на должность главы
муниципального образования вправе беспрепятственно выпускать
плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия
собственника или владельца указанных объектов.
Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об
организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
2. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов местная
администрация обязана выделить специальные места для вывешивания
или расклейки агитационных печатных материалов.
Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и их
должно быть не менее одного в пределах территории каждого
избирательного участка. Каждому кандидату должна быть выделена
равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных
материалов.
Не допускается вывешивание агитационных печатных материалов на
памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую,
культурную или архитектурную ценность, а также в помещении
избирательной комиссии и в помещении для голосования.
3. Запрещается распространение анонимных агитационных
печатных материалов.
ГЛАВА VII
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 24. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению
выборов главы муниципального образования производятся за счет
средств местного бюджета.
2. Средства, выделяемые на проведение выборов главы
муниципального образования, поступают в распоряжение
территориальной избирательной комиссии и расходуются ею
в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного
самоуправления.
Средства, выделяемые кандидатам на должность главы
муниципального образования на проведение предвыборной кампании,
распределяются между ними в равном количестве и составляют не
менее 8 минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на день выборов. Указанные средства
перечисляются в избирательные фонды кандидатов в 5 - дневный срок
на основании заявлений кандидатов.
Статья 25. Избирательные фонды и порядок их создания
1. Кандидаты на должность главы муниципального образования
вправе создавать собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять
из следующих средств:
1.1. средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию
избирательными комиссиями;
1.2. собственных средств кандидата на должность главы
муниципального образования, которые не могут превышать
100 - кратный минимальный размер оплаты труда, установленный
федеральным законом на день назначения выборов;
1.3. средств, выделенных кандидату выдвинувшим его
избирательным объединением, избирательным блоком, которые не могут
превышать 150 - кратный минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом на день назначения выборов;
1.4. добровольных пожертвований физических и юридических лиц,
кроме иностранных государств, организаций и граждан, лиц без
гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием,
российских юридических лиц, зарегистрированных на территории
другого субъекта Российской Федерации, а также со стороны
международных организаций и международных общественных
объединений.
2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического
лица в избирательный фонд кандидата не может превышать
10 - кратного установленного законом минимального размера оплаты
труда. Сумма пожертвования отдельного юридического лица
в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный
законом минимальный размер оплаты труда более чем в 100 раз.
3. Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам на
должность главы муниципального образования.
4. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов
кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны
представить в территориальную избирательную комиссию финансовый
отчет, в котором указываются источники денежных поступлений
в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях
предвыборной агитации. Территориальная избирательная комиссия
обязана обнародовать этот отчет не позднее 45 дней после его
представления в избирательную комиссию.
Статья 26. Порядок расходования средств избирательных
фондов
1. Все денежные средства, создающие избирательный фонд,
перечисляются на специальный счет в банке или кредитном
учреждении, которой открывается кандидатом или избирательным
объединением с разрешения территориальной избирательной комиссии
после регистрации кандидата.
2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного
фонда устанавливается территориальной избирательной комиссией.
ГЛАВА YIII
ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 27. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования безвозмездно предоставляются
в распоряжение участковых избирательных комиссий районной,
городской, поселковой, сельской администрацией.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для
тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного
голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным
ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой
избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд
с информацией обо всех избирательных объединениях, избирательных
блоках и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех иных
кандидатах, баллотирующихся на должность главы муниципального
образования в избирательном округе, с обязательным указанием
фамилии, имени, отчества, даты рождения, образования, места работы
и занимаемой должности.
Статья 28. Избирательные бюллетени
1. Для выборов главы муниципального образования каждый
избиратель получает один избирательный бюллетень. Форму и текст
избирательного бюллетеня устанавливает территориальная
избирательная комиссия.
2. Избирательные бюллетени содержат в алфавитном порядке
фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по
избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в пункте 1
статьи 15 настоящего закона. Справа от данных о каждом кандидате
помещается пустой квадрат.
В конце перечня кандидатов помещается строка "против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению
территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней
до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от
территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не
поз нее чем за три дня до дня выборов. Число избирательных
бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не
может превышать число зарегистрированных по избирательному участку
избирателей более чем на два процента. В правом верхнем углу
лицевой стороны избирательного бюллетеня ставятся подписи двух
членов участковой избирательной комиссий, которые заверяются
печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные
участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени
признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете не
учитываются.
6. В случае выбытия отдельных кандидатов на должность главы
муниципального образования до дня выборов, но после изготовления
избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по
решению территориальной избирательной комиссии вычеркивают
в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо
изготовляют новые избирательные бюллетени.
Статья 29. Порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22
часов по местному времени. О времени и месте голосования
участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей
не позднее чем за 20 дней до дня его проведения.
На избирательных участках, образованных на судах, находящихся
в плавании, в воинских частях, обособленных и труднодоступных
районах, участковая избирательная комиссия может голосование
законченным ранее 22 часов, если проголосовали все избиратели,
включенные в список избирателей.
В случае необходимости, с учетом местных условий,
территориальные избирательные комиссии могут изменять время
голосования при сохранении его продолжительности.
2. Если менее чем за 30 дней до дня выборов избиратель,
включенный в список избирателей, установит, что не будет иметь
возможности прибыть в день выборов в помещение того избирательного
участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить
в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение
на право участия в выборах главы муниципального образования.
О получении открепительного удостоверения избиратель расписывается
в списке избирателей с указанием даты получения. Выдача
открепительного удостоверения регистрируется в специальном
реестре. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин
должен быть включен в список избирателей на любом другом
избирательном участке. Форма открепительного удостоверения и форма
реестра выдачи открепительного удостоверения утверждается
избирательной комиссией Хабаровского края.
Избирательная комиссия Хабаровского края вправе разрешить
территориальным избирательным комиссиям провести голосование
досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах
торгового, рыболовецкого, научно - исследовательского,
военно - морского и речного флотов, которые в день выборов будут
находиться в экспедициях, иностранных портах, автономном плавании,
а также в других отдаленных и труднодоступных районах. Избиратель
голосующий досрочно, расписывается в получении бюллетеня во втором
экземпляре списка избирателей, заполненный бюллетень помещает
в конверт, который запечатывает и передает члену территориальной
избирательной комиссии. На месте склеивания конверта ставятся
печать территориальной избирательной комиссии либо подписи двух
членов, а также подпись проголосовавшего избирателя.
Территориальные избирательные комиссии передают второй
экземпляр списка избирателей в соответствующую участковую
избирательную комиссию с запечатанными конвертами с избирательными
бюллетенями. Секретарь участковой избирательной комиссии делает
в соответствующей строке первого экземпляра списка избирателей
запись "досрочное" и расписывается.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой
участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим
избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые
вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой
избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными
избирательными бюллетенями, досрочно проголосовавшими
избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные
бюллетени в избирательные ящики после чего приглашает избирателей
получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и
заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной
комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта
или заменяющего его удостоверения личности, а избиратель
расписывается.
5. Заполнение избирательного бюллетеня производится
в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень,
вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования
любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
6. В избирательном бюллетене для выборов главы муниципального
образования избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом
квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует.
7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув
кабину или комнату для тайного голосования, опускает
в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле
зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при
его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии,
уполномоченный ею.
9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать
в выборах, не может прибыть на участок для голосования по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной
или устной просьбе избирателя участковая избирательная комиссия
организует голосование по месту нахождения этого гражданина
в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке
для голосования, и с использованием специального переносного
избирательного ящика. В этих целях в участковой избирательной
комиссии должно быть необходимое количество переносных
избирательных ящиков, которое определяется решением
территориальной избирательной комиссии. Указанная просьба должна
быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии
к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае
члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям,
получают под роспись количество избирательных бюллетеней,
соответствующее количеству письменных или устных заявлений.
Избиратель, проголосовавший на дому, в своем письменном заявлении
при получении избирательного бюллетеня указывает фамилию, имя,
отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и
месяц), адрес места жительства и расписывается. Члены участковой
избирательной комиссии при прибытии на избирательный участок
в список избирателей против данного избирателя вносят отметку
"проголосовал вне помещения для голосования" и расписываются.
Статья 30. Подсчет голосов на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После
этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. В помещении, где происходит подсчет голосов, кроме членов
участковой избирательной комиссии, вправе присутствовать
наблюдатели и доверенные лица кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков, а также иностранные
наблюдатели.
3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии
погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их
число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность
печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает
удостовериться в их неповрежденности членам участковой
избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам
кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков и
вскрывает их.
4. После извлечения бюллетеней из ящиков прежде всего
отделяются бюллетени неустановленной формы, т. е. неизготовленные
официально либо незаверенные избирательной комиссией и
недействительные избирательные бюллетени из которых нельзя
установить волеизъявление избирателя, и в частности такие,
в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем
в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
5. Подсчет голосов избирателей должен проводиться членами
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
6. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по
итогам голосования.
В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
6.1. число избирателей, внесенных в список избирателей,
включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
6.2. число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
6.3. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день выборов;
6.4. число погашенных неиспользованных избирательных
бюллетеней;
6.5. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
6.6. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
6.7. число избирательных бюллетеней, содержащихся
в избирательных ящиках;
6.8. число действительных избирательных бюллетеней;
6.9. число избирательных бюллетеней признанных неустановленной
формы;
6.11. фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный
бюллетень кандидатов;
6.10. число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
6.12. число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
6.13. число голосов, поданных против всех кандидатов;
6.14. число поступивших в комиссию жалоб и заявлений
избирателей (решения, принятые по ним прилагаются к протоколу).
7. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается
всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии
с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не
согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением,
вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе
делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола
приобщаются жалобы и заявления о нарушениях настоящего закона,
поступившие в участковую избирательную комиссию в день
голосования, а также принятые по ним решения избирательной
комиссии.
8. Первый экземпляр протокола участковой избирательной
комиссии после его подписания незамедлительно направляется
в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
9. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями, списками членов избирательной
комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
инициативных групп избирателей, представителей печати,
телевидения, радио, присутствовавших при подсчете голосов
избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной
комиссии до окончания ее работы.
10. Третий экземпляр протокола предоставляется для
ознакомления доверенным лицам кандидата избирательных объединений,
блоков, наблюдателям, членам избирательной комиссии,
представителям средств массовой информации.
11. Избирательная документация, включая избирательные
бюллетени, передается в соответствующие территориальные
избирательные комиссии не позднее десяти дней после официального
объявления результатов выборов.
Статья 31. Определение результатов выборов главы
муниципального образования
1. Территориальная избирательная комиссия на основании
протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования
путем суммирования содержащихся в них данных не позднее пяти дней
со дня выборов определяет результаты выборов главы муниципального
образования.
2. По результатам выборов главы муниципального образования
территориальная избирательная комиссия составляет протокол,
в который вносятся следующие данные:
2.1. число избирательных участков, образованных
в избирательном округе;
2.2. число избирателей, внесенных в список избирателей,
включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
2.3. число избирательных бюллетеней, полученных участковыми
избирательными комиссиями;
2.4. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательных участках в день выборов;
2.5. число погашенных неиспользованных избирательных
бюллетеней по округу;
2.6. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
2.7. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
2.8. число избирательных бюллетеней, содержащихся
в избирательных ящиках;
2.9. число действительных избирательных бюллетеней;
2.10. число избирательных бюллетеней неустановленной формы;
2.11. число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
2.12. фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный
бюллетень кандидатов;
2.13. число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
2.14. число голосов, поданных против всех кандидатов;
2.15. число поступивших жалоб и заявлений избирателей
(решения, принятые по ним прилагаются к протоколу).
3. Число избирателей, принявших участие в голосовании,
определяется по числу избирательных бюллетеней установленного
образца, обнаруженных в избирательных ящиках.
4. Избранным считается кандидат на должность, главы
муниципального образования, получивший в ходе выборов большинство
голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
5. Официальное объявление о результатах выборов главы
муниципального образования в средствах массовой информации
публикуется территориальной избирательной комиссией в течение трех
дней с момента подписания протокола.
6. Территориальная избирательная комиссия признает выборы
недействительными, если допущенные при голосовании, установлении
итогов голосования и определении результатов выборов нарушения
настоящего закона не позволяют с достоверностью установить
результаты волеизъявления избирателей.
Статья 32. Опубликование итогов голосования и результатов
выборов главы муниципального образования
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку,
территории данного муниципального образования в объеме данных,
содержащихся в протоколе территориальной избирательной комиссии,
должны представляться для ознакомления любому избирателю или
наблюдателю.
2. Территориальные избирательные комиссии публикуют в местных
средствах массовой информации данные, содержащиеся в их протоколах
и в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах
голосования, не позднее месяца со дня проведения выборов.
Глава IX
ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 33. Вступление в должность главы муниципального
образования
Глава муниципального образования, избранный в соответствии
с настоящим законом, вступает в должность с момента официального
объявления результатов выборов территориальной избирательной
комиссией, которая делает об этом специальное уведомление.
Глава X
ВЫБОРЫ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ИЗ СВОЕГО СОСТАВА
Статья 34. Выборы главы муниципального образования
представительным органом местного
самоуправления из своего состава
1. Если уставом муниципального образования предусмотрено
избрание главы муниципального образования представительным органом
местного самоуправления из своего состава, то глава муниципального
образования избирается на первом заседании данного
представительного органа местного самоуправления.
2. Представительный орган местного самоуправления правомочен
избирать главу муниципального образования, если на его заседании
присутствует не менее двух третьих от числа избранных депутатов.
3. Открывает и ведет первое заседание представительного органа
местного самоуправления до избрания главы муниципального
образования старший по возрасту депутат.
4. Право выдвинуть кандидатуру на должность главы
муниципального образования принадлежит каждому депутату либо
группе депутатов данного представительного органа местного
самоуправления.
5. Выборы главы муниципального образования производятся, как
правило, на альтернативной основе, тайным голосованием.
6. Данные о кандидатах на должность главы муниципального
образования вносятся в бюллетень для тайного голосования.
7. Для проведения голосования и подсчета голосов избирается
счетная комиссия в составе не менее трех человек и определяется
порядок ее работы.
8. Глава муниципального образования считается избранным, если
за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов
представительного органа местного самоуправления.
9. В случае, если ни один из кандидатов на должность главы
муниципального образования не набрал необходимого числа голосов,
проводится повторное выдвижение, обсуждение кандидатур и
голосование.
10. Глава муниципального образования исполняет свои полномочия
до избрания нового главы муниципального образования.
11. В случае досрочного прекращения полномочий главы
муниципального образования, выборы нового главы муниципального
образования проводятся на очередном заседании представительного
органа местного самоуправления в порядке, установленном настоящей
статьей.
12. На заседании представительного органа местного
самоуправления по выборам главы муниципального образования вправе
присутствовать представители органов государственной власти,
органов местного самоуправления, средств массовой информации.
ГЛАВА ХI
РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
Статья 35. Оспаривание неправильностей в списках
избирателей
1. Любой гражданин Российской Федерации, обладающий
избирательным правом и не подпадающий под действие пункта 3 статьи
3 настоящего закона, может заявить в участковую избирательную
комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой
ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов
участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и
либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ
с изложением мотивов отклонения заявления.
2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд
в установленном законом порядке.
Статья 36. Оспаривание отказа в регистрации кандидата
1. В случае отказа зарегистрировать кандидата на должность
главы муниципального образования территориальная избирательная
комиссия обязана выдать ему или его представителю письменный ответ
с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только
невыполнение требований настоящего закона.
2. Отказ в регистрации кандидата на должность главы
муниципального образования, мотивация отказа, а также невыдача
письменного ответа могут быть обжалованы кандидатом в суд
в установленном законом порядке.
ГЛАВА XII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 37. Последствия фальсификации подписных листов
В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных
листах, если количество таковых превышает три процента собранных
подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно
для регистрации кандидата согласно условиям настоящего закона,
регистрация отдельного кандидата аннулируется территориальной
избирательной комиссией.
Статья 38. Ответственность за нарушение настоящего закона
За нарушение настоящего закона наступает ответственность
в соответствии с действующим федеральным и краевым
законодательством.
г. Хабаровск,
29 мая 1996 года, N 47
|