ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1996 г. N 521
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА (РАЙОНА) КРАЯ
В целях придания организованного характера развитию процесса
информатизации городских и районных администраций в условиях
значительной неравномерности подготовленности информационных служб
к работе по созданию автоматизированных информационных систем в
органах местного самоуправления края
ПОСТАНОВЛЯЮ :
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о службе
информационного обеспечения администрации города (района)
Хабаровского края (далее именуется - Типовое положение).
2. Рекомендовать главам администраций городов и районов края
использовать Типовое положение при разработке и утверждении
положения о службе информационного обеспечения соответствующей
администрации.
3. Информационно - аналитическому центру комитета по экономике
администрации края (В.М.Захаров) оказывать необходимую
методическую помощь и содействие в работе местных администраций по
реализации настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя главы администрации края, председателя комитета по
экономике А.Б.Левинталя.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Глава администрации
В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
главы администрации края
от 25 ноября 1996 г. N 521
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА (РАЙОНА)
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Типовое положение разработано
информационно - аналитическим центром комитета по экономике
администрации края в соответствии с предложениями
семинара - совещания информационных работников органов местного
самоуправления края и определяет типовые функции и задачи, права и
обязанности, кадровый состав служб информационного обеспечения
городских и районных администраций.
1.2. Служба информационного обеспечения (далее по тексту -
Служба) является структурным подразделением администрации города
или района (далее по тексту - администрация) и непосредственно
подчиняется главе администрации.
1.3. Служба образована в целях повышения эффективности
управления и качества процессов выработки и принятия решений
администрацией, передового технологического обеспечения
повседневной работы подразделений и специалистов администрации,
эффективной отработки выборных кампаний и чрезвычайных ситуации за
счет:
совершенствования методов работы структурных подразделений
администрации путем внедрения информационных технологий на основе
применения компьютерной техники в практику их работы;
обеспечения оперативного доступа к документам и базам данных
подразделений администраций путем создания новых механизмов
информационного взаимодействия структурных подразделений
администрации между собой, со структурными подразделениями
администрации края, администрациями других городов и районов;
повышения достоверности информации в процессе машинного
документооборота путем перевода справочной информации в категорию
документальной.
1.4. Служба обеспечивает:
создание, развитие, поддержание в рабочем состоянии системы
информационного обеспечения;
формирование, эксплуатацию и использование информационных
ресурсов местного самоуправления, а также информационных ресурсов
совместного ведения через создание и ведение системы баз данных;
создание, внедрение и использование новых информационных
технологий и средств их обеспечения в управленческой деятельности;
функционирование комплексов средств автоматизации и систем
связи ГАС "Выборы", автоматизированной информационной управляющей
системы по чрезвычайным ситуациям (АИУС ЧС), а также использование
систем связи в межвыборный период для оперативного взаимодействия
администрации с администрацией края и ее структурными
подразделениями.
1.5. Регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска,
распространения и предоставления потребителю документированной
информации;
защите информационных ресурсов и защите прав администрации,
участвующей в информационных процессах и информатизации.
1.6. Служба руководствуется в своей деятельности федеральными
законами Российской Федерации "Об информации, информатизации и
защите информации", "Об участии в международном информационном
обмене", "О правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных", постановлениями и
распоряжениями главы администрации края, постановлениями и
распоряжениями главы администрации города (района),
законодательными актами, нормативно - техническими документами в
области информатизации, а также настоящим Типовым положением.
1.7. В процессе внедрения информационных технологий Служба
участвует в создании и развитии территориальных систем и сетей
города (района), обеспечивает их совместимость и взаимодействие в
создаваемых единой информационной сети края и системе
информационного взаимодействия членов Межрегиональной Ассоциации
экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье".
2. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
2.1. Основные функции :
выполнение работ по созданию и развитию информационных систем
в органах местного самоуправления города или района;
реализация функций методического центра (координатора) по
информационному взаимодействию в подведомственных управленческих
структурах;
обеспечение постоянной функциональной работоспособности
информационной системы администрации, бесперебойного
функционирования оборудования локальных сетей и
телекоммуникационного оборудования администрации,
программно - технических средств и систем связи, используемых в
ГАС "Выборы", АИУС ЧС, информационной сети края;
реализация единой технической политики в сфере информатизации
края с учетом современного уровня развития информационных
технологий при условии оптимизации затрат на приобретение
программно - технических средств и создания единой информационной
сети края, объединяющей администрации территорий и структурные
подразделения администрации края;
планирование и внедрение типовых проектных решений по
информатизации администрации;
содействие формированию на территории края рынка
информационных ресурсов, услуг и информационных систем;
обеспечение защиты информационных ресурсов и права
собственности на информационные ресурсы, информационные системы и
средства их обеспечения;
соблюдение режима обработки и правил предоставления
информационных ресурсов в информационную систему края.
2.2. Основные задачи:
разработка и реализация общесистемных принципов создания и
развития в администрации информационной системы с учетом передовых
технологических решений с целью ее совместимости и взаимодействия
с единой информационной сетью края;
внедрение современных информационных технологий на основе
компьютерной техники в практику работы подразделений
администрации, адаптация программных продуктов;
анализ информационных потоков, перечня задач, подлежащих
автоматизации, и их взаимодействия в структурных подразделениях
администрации с целью создания сквозных систем запросов;
нормативно - правовое и информационно - справочное обеспечение
руководства и структурных подразделений администрации;
создание условий для качественного и эффективного
информационного обеспечения граждан и заинтересованных
организаций;
информационное обеспечение ГАС "Выборы" и АИУС ЧС;
определение совместно со структурными подразделениями
администрации информационных потребностей пользователей, сбор,
предварительная аналитическая обработка информации;
приобретение технических средств, оборудования связи,
общесистемного и прикладного программного обеспечения;
организация работ по монтажу, установке и функционированию
комплексов программно - технических средств и средств связи;
формирование, использование и сопровождение банков и баз
данных администрации, в том числе входящих в единую краевую
информационную сеть, и поддержание их в рабочем режиме;
эксплуатация средств и систем связи, используемых в ГАС
"Выборы" и АИУС ЧС;
создание реестра информационных ресурсов, находящихся в
ведении администрации, при включении в реестр информационных
ресурсов края;
контроль за соблюдением требований к защите информационных
ресурсов администрации от несанкционированного доступа, за
эксплуатацией специальных программно - технических средств защиты,
а также обеспечение организационных мер защиты информационных
систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом;
оказание методической и практической помощи структурным
подразделениям администрации при внедрении в практику их работы
новых технологий;
обучение руководителей и сотрудников администрации работе с
компьютерной и оргтехникой, применению прикладных программ;
разработка нормативных документов, регулирующих вопросы
информатизации структурных подразделений администрации.
3. ПРАВА СЛУЖБЫ
3.1. Получать решения органов власти и местного самоуправления
в соответствии с категорией доступа.
3.2. Использовать государственные, в том числе
правительственные, системы связи и коммуникации для связи с
другими территориями.
3.3. Пользоваться банками и базами данных единой
информационной сети края, а также банками и базами данных
федеральных органов власти.
3.4. Привлекать в установленном порядке специалистов
структурных подразделений администрации и других организаций для
выполнения работ по созданию и обеспечению функционирования
автоматизированных информационных систем.
3.5. Проверять выполнение правил эксплуатации структурными
подразделениями администрации имеющихся программно - технических
средств, комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы", АИУС ЧС и
систем связи, осуществлять контроль за использованием их по
назначению, вносить предложения по повышению эффективности их
использования.
3.6. Представлять администрацию в вышестоящих органах и других
организациях по вопросам автоматизации информационного обеспечения
и информационного взаимодействия.
3.7. Решать совместно с финансовым и юридическим
подразделениями организационно - правовые вопросы, возникающие в
процессе выполнения функций Службы.
3.8. Готовить проекты постановлений и распоряжений главы
администрации по вопросам информатизации.
3.9. Вносить предложения главе администрации, краевой
информационной службе по вопросам информатизации, создания
информационных систем и сетей общего пользования, а также по
вопросам повышения эффективности их использования.
3.10. Вносить предложения в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации по модернизации и совершенствованию ГАС
"Выборы".
4. ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ
4.1. Своевременное и полное выполнение функций и задач,
возложенных на Службу настоящим Типовым положением и другими
директивными документами.
4.2. Принятие современных и технически обоснованных решений
при создании, внедрении и развитии автоматизированной
информационной системы в утвержденные сроки и в запланированных
объемах.
4.3. Соблюдение единой технической политики развития
информационной системы края, обеспечение эффективного
взаимодействия со смежными автоматизированными информационными
системами.
4.4. Качественная разработка организационно - правового и
методического обеспечения автоматизированных информационных
технологий.
4.5. Своевременное и качественное информационно - справочное
обеспечение руководителей администрации, граждан и организаций по
закрепленной за Службой предметной областью деятельности.
4.6. Обеспечение постоянной функциональной готовности
программно - технических комплексов и средств связи, закрепленных
за администрацией.
4.7. Обеспечение функционирования комплекса средств
автоматизации ГАС "Выборы" и АИУС ЧС.
4.8. Обеспечение сохранности и достоверности передаваемой и
принимаемой информации по ГАС "Выборы", конфиденциальности ее
хранения.
4.9. Защита информационных ресурсов и защита прав
администрации при участии в информационных процессах и
информатизации.
5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ
5.1. Выполнение функций и задач, возложенных на Службу,
обеспечивается следующим профессионально - квалификационным ее
составом:
специалист - аналитик в области информационных ресурсов и
технологий;
инженер по автоматике и телемеханике;
специалист - системотехник в области операционных систем,
систем управления базами данных, сетевого программного
обеспечения;
программист - разработчик прикладного программного обеспечения
для ПЭВМ;
оператор ПЭВМ с навыками разработки форм документов.
На должность руководителя Службы рекомендуется назначать
специалиста - аналитика.
5.2. Структура и штатное расписание Службы утверждаются главой
администрации в пределах нормативов по труду и исходя из
потребностей в сопровождении имеющихся и внедрении новых
информационных технологий.
В зависимости от среднесписочной численности персонала
администрации рекомендуется следующий численный состав Службы:
при численности персонала администрации до 100 человек - не
менее трех специалистов Службы;
при численности персонала администрации свыше 100 человек - не
менее одного специалиста Службы на 25 человек персонала
администрации.
Назначение и освобождение от должностей специалистов Службы
осуществляется главой администрации.
Для обеспечения требуемого профессионального состава Службы
недостающие специалисты могут привлекаться по трудовым соглашениям
из сторонних организаций.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
28.02.95 N 227 "Об обеспечении создания, функционирования и
развития Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации "Выборы" и постановлением главы администрации
Хабаровского края от 31.05.95 N 213 "Об обеспечении создания,
функционирования автоматизированной системы "Выборы" в Хабаровском
крае" при разработке структуры и штатного расписания Службы
функции системного администратора могут быть возложены на одного
из ее специалистов.
5.3. Профессиональные требования к руководителю Службы.
5.3.1. Руководитель Службы должен знать:
структурный состав администрации, методику функционирования и
взаимодействия подразделений и подчиненных органов администрации
как при повседневной работе, так и при отработке разовых
мероприятий, способы и методы работы специалистов подразделений;
законодательные документы вышестоящих органов;
состояние и развитие информационных технологий, развитие
компьютерных платформ и программного обеспечения, последние
достижения в сфере управления информационными системами;
методические, нормативные и другие материалы по разработке,
созданию и эксплуатации автоматизированных информационных систем;
методы организации управления;
порядок разработки планов и руководящих документов по созданию
и развитию автоматизированных информационных систем;
методы определения эффективности автоматизации управленческого
труда;
систему документации администрации;
основы трудового законодательства, правила охраны труда,
техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной
безопасности.
5.3.2. Руководитель Службы должен владеть:
методом научной организации труда;
методами анализа и оценки конкретных ситуаций;
методами выработки и принятия решений;
методами подбора, расстановки и воспитания кадров;
навыками работы с коллективом;
методами создания автоматизированных информационных систем.
5.3.3. Руководитель Службы должен иметь представление о
задачах, решаемых в структурных подразделениях администрации.
5.4. Функции руководителя Службы:
разрабатывает и представляет на утверждение главе
администрации структуру, штатное расписание, персональный состав
сотрудников Службы, планы работы и вносит предложения по вопросам
ее деятельности, в том числе по финансированию работ;
определяет обязанности сотрудников Службы и утверждает их
должностные инструкции;
определяет задачи работы Службы, организует исполнение
утвержденных планов и решение оперативных вопросов;
участвует в заседаниях, совещаниях, проводимых главой
администрации, в работе коллегии при главе администрации;
представляет администрацию в других организациях по вопросам,
входящим в компетенцию Службы;
подготавливает и представляет главе администрации предложения
о совместном, с другими территориями края, финансировании
приобретаемых программных средств с правом их совместного
использования;
руководит деятельностью Службы, несет всю полноту
ответственности за состояние трудовой и исполнительской
дисциплины;
определяет состав задач, подлежащих автоматизации,
разрабатывает общесистемные принципы создания информационной
системы и концептуальные решения по всем видам ее обеспечения.
5.5. Функции специалиста - аналитика в области информационных
ресурсов и технологий:
разрабатывает и согласовывает с соответствующими
подразделениями администрации содержание и формы выходных
документов и справок по каждой автоматизированной задаче, состав
входных наборов, алгоритмы и постановки решаемых задач;
разрабатывает системы документации, классификации и
кодирования информации, состав и структуру баз данных,
организационно - правовое и методическое обеспечение
информационной системы, протоколы стыковки системы со смежными
автоматизированными системами;
оказывает методическую помощь программистам в разработке и
осуществляет приемку программ автоматизированных задач;
формирует информацию в базе данных в объеме контрольного
примера по каждой автоматизированной задаче;
обучает специалистов структурных подразделений администрации
методам работы с программно - техническими средствами, оказывает
методическую помощь в формировании баз данных на стадии внедрения
автоматизированных задач, в процессе внедрения и эксплуатации
информационной системы, решает нестандартные вопросы по
сопровождению информационного обеспечения;
осуществляет приемку информационного обеспечения компонентов
системы, приобретаемых у сторонних организаций, и типовых
компонентов;
отрабатывает информационно - справочные оперативные запросы
руководителей администрации, граждан, заинтересованных
организации.
5.6. Функции инженера по автоматике и телемеханике:
участвует в выработке решений по комплексу технических средств
автоматизированной информационной системы и их приобретении;
организовывает работы по монтажу и наладке комплекса
технических средств в структурных подразделениях администрации,
осуществляет приемку приобретаемых технических средств;
обеспечивает функционирование всех технических средств и
систем связи администрации, в том числе в составе единой
информационной сети края, систем информационного взаимодействия
членов Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия
"Дальний Восток и Забайкалье", ГАС "Выборы";
оказывает методическую помощь специалистам структурных
подразделений администрации в процессе эксплуатации технических
средств, решает нестандартные вопросы по их сопровождению.
5.7. Функции специалиста - системотехника:
участвует в выработке решений по общесистемному программному
обеспечению (сетевому программному обеспечению, операционным
системам, системам программирования, системам управления базами
данных) и его приобретению;
обеспечивает установку общесистемного программного обеспечения
в структурных подразделениях администрации, осуществляет приемку
приобретаемых программных средств;
обеспечивает функционирование общесистемного программного
обеспечения в структурных подразделениях администрации, в том
числе в составе единой информационной сети края, систем
информационного взаимодействия членов Межрегиональной Ассоциации
экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье", ГАС
"Выборы";
оказывает методическую помощь специалистам структурных
подразделений администрации в процессе эксплуатации общесистемных
программных средств, решает нестандартные вопросы по их
сопровождению;
участвует в разработке эксплуатационной программной
документации.
5.8. Функции программиста - разработчика:
разрабатывает специализированное программное обеспечение для
утвержденных постановок задач, осуществляет его установку и
сопровождение в структурных подразделениях администрации;
осуществляет адаптацию и сопровождение программного
обеспечения, приобретенного в других организациях;
оказывает методическую помощь специалистам структурных
подразделений администрации по специализированному программному
обеспечению.
5.9. Функции оператора ПЭВМ:
отрабатывает информационно - справочные оперативные запросы по
указанию руководителя Службы;
формирует информационные массивы и документы на ПЭВМ;
оказывает методическую помощь операторам структурных подразделений
администрации.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЛУЖБЫ
6.1. Содержание и способы взаимодействия Службы со
структурными подразделениями администрации города (района),
администрациями других городов и районов, администрацией края в
процессе создания, внедрения и развития автоматизированной
информационной системы, определяются в рабочем порядке, в
соответствии с утвержденными планами, общесистемными принципами
создания и развития информационной системы.
6.2. Финансирование работ, выполняемых Службой, в том числе
приобретение программно - технических средств, осуществляется в
установленном порядке.
6.3. Взаимодействие Службы со сторонними организациями
осуществляется на основе заявок, утвержденных планов работы, по
мере необходимости.
6.4 Материально - техническое, документационное, правовое
обеспечение Службы осуществляется соответствующими подразделениями
администрации.
7. ПОРЯДОК ВВОДА И СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящее Типовое положение вводится в действие с момента
его утверждения на основании распоряжения главы администрации края
и не утрачивает силу, если вносимые изменения и дополнения
оформлены и утверждены в установленном порядке.
7.2. Типовое положение может быть использовано администрацией
города (района) при разработке положения о службе информационного
обеспечения.
|