КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 09 октября 1997 г. N 175
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В ЧАСТИ
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Во исполнение решения коллегии комитета образования
администрации Хабаровского края от 20.10.95 г. N 2 "О Хабаровском
краевом компоненте государственного образовательного стандарта" и
в соответствии с постановлениями главы администрации Хабаровского
края от 29.11.95 N 460 "Об утверждении порядка разработки
утверждения и введения Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта общего образования" и
от 16.02.96 N 77 "Об утверждении Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта общего образования в
части общих требований к его структуре и содержанию" и
постановлением Главного санитарного врача по Хабаровскому краю N 5
от 22.08.97 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям органов управления образованием:
1.1. Принять меры по внедрению Хабаровского краевого
компонента государственного образовательного стандарта в части
санитарно - гигиенических требований к организации
образовательного процесса в различных видах общеобразовательных
учреждений Хабаровского края ХКК ГОС 05.01 - 97 (опубликован в
выпуске N 7 Информационного бюллетеня Комитета образования и науки
администрации края).
1.2. Обеспечить общеобразовательные учреждения территорий
текстами документа "Санитарно - гигиенические требования к
организации общеобразовательного процесса в различных видах
общеобразовательных учреждений Хабаровского края".
1.3. Совместно с территориальными Центрами санитарно -
эпидемиологического надзора определить систему организационных мер
по введению настоящих требований в общеобразовательных учреждениях
в период до 2000 года.
2. Отделу лицензирования, аттестации и аккредитации комитета
образования и науки (Г.Н.Елисеева) при лицензировании
образовательных учреждений независимо от форм собственности
учитывать требования Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта в части санитарно -
гигиенических требований, предъявляемых к организации
образовательного процесса.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Председатель комитета
Т.Н.Силукова
Приложение
к приказу
Комитета образования и науки
администрации Хабаровского края
от 09 октября 1998 г. N 175
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Главного государственного санитарного
врача по Хабаровскому краю
от 22 августа 1997 г. N 5
ТСанПиН 2.4.2.001-97
Дата введения:
с момента опубликования
2.4.2 ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Территориальные санитарные правила и нормы
ТСанПиН 2.4.2.001-97
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные
правила) предназначены для обеспечения благоприятных условий
обучения и воспитания детей и подростков в общеобразовательных
учебных заведениях, сохранения и укрепления их здоровья и
профилактики заболеваний.
1.2. Санитарные правила разработаны в качестве Хабаровского
краевого компонента государственного образовательного стандарта
общего образования.
-------------------------------
Издание официальное
Настоящие территориальные санитарные правила и нормы не могут
быть полностью или частично воспроизведены и тиражированы без
разрешения Центра госсанэпиднадзора в Хабаровском крае
1.3. Санитарные правила устанавливают требования к условиям
обучения и организации учебного процесса в общеобразовательных
учреждениях всех видов независимо от ведомственной принадлежности
и форм собственности:
- общеобразовательные школы, школы - интернаты;
- лицеи;
- гимназии;
- школы с углубленным изучением предметов.
1.4. Создание новых видов общеобразовательных учреждений,
внедрение новых программ, методик и режимов обучения, утверждается
только при наличии заключения территориальных органов
госсанэпиднадзора об их соответствии настоящим Санитарным
правилам.
1.5. Санитарные правила обязательны для исполнения органами
государственной власти и местного самоуправления, органами
управления образования, руководителями и медицинскими работниками
общеобразовательных учреждений всех видов.
Издание приказов и других документов руководителями
общеобразовательных учреждений и органов управления образования не
должны противоречить требованиям настоящих Санитарных правил.
1.6. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил
возлагается на руководителей общеобразовательных учреждений.
1.7. Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил
осуществляют:
- постоянно - медицинские работники общеобразовательных
учреждений;
- периодически - районные педиатры, специалисты дошкольно -
школьных отделений поликлиник или другие специалисты
педиатрической службы территории; краевая комиссия по
лицензированию общеобразовательных учреждений;
- другие инспектирующие службы в пределах своей компетенции.
1.8. Государственный санитарно - эпидемиологический надзор и
периодический контроль за выполнением настоящих Санитарных правил
осуществляется учреждениями государственной санитарно -
эпидемиологической службы в крае, а ведомственный санитарно -
эпидемиологический надзор и контроль - учреждениями санитарно -
эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств
на территории края.
1.9. Настоящие Санитарные правила разработаны в дополнение к
федеральным Санитарным правилам и нормам 2.4.2.576-96
"Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
различных видах современных общеобразовательных учреждений" и
действуют наравне с ними в пунктах, не противоречащих последним.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии
населения".
2.2. Закон РФ "Об образовании".
2.3. Положение о Государственной санитарно -
эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о
Государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
5 июня 1994 года N 625.
2.4. СНиП 2.08.02 - 89 "Общественные здания и сооружения".
2.5. СанПиН 2.2.2.542 - 96 "Гигиенические требования к
видеодисплейным терминалам, персональным электронно -
вычислительным машинам и организации работы".
2.6. Санитарные правила и нормы 2.4.2.576-96 " Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в различных видах
современных общеобразовательных учреждений".
2.7. Информационное письмо "Гигиенические требования к
обучению школьников в условиях 5-дневной учебной недели" от
10.07.92 г.
2.8. Санитарно - гигиенические правила и нормы по организации
обучения детей шестилетнего возраста N 42-125-4216-86 от
05.11.86 г.
2.9. Концепция социально - функциональных требований к
организации системы и проектированию общеобразовательных школ I,
II и III ступеней обучения Российской Федерации, утвержденная
Министерством образования РФ и Госкомсанэпиднадзором России
10.04.92 г.
3. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3.1. Здания общеобразовательных учреждений должны
преимущественно обеспечиваться централизованными системами
водоснабжения, канализации, энерго - и теплоснабжения.
В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и
водопровода, организация системы водоснабжения, способ удаления
нечистот, а также использование фильтров для очистки воды в каждом
конкретном случае согласовывается с территориальным Центром
госсанэпиднадзора.
В сельских поселениях при отсутствии централизованного
водопровода допускается организация водоснабжения на привозной
воде с установкой емкости для ее временного хранения. Вода должна
соответствовать требованиям ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая". Машина,
осуществляющая подвоз воды, должна иметь санитарный паспорт,
выданный территориальным Центром госсанэпиднадзора.
3.2. Количество детей в школе не должно превышать ее
вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или
приспособлено здание. При размещении школы в приспособленном
здании набор помещений, их площади определяются по согласованию с
территориальным Центром госсанэпиднадзора в каждом конкретном
случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и
возраста учащихся, количества классов и прочее.
3.3. Здания общеобразовательных учреждений должны иметь
следующие группы помещений:
- учебные секции для учащихся 1-4 (1-3) классов;
- " - 5 - 11 классов;
- для трудового обучения;
- учебно - спортивного и культурно - массового назначения;
- общешкольного назначения - пищеблок, библиотека,
административно - хозяйственного, медицинского.
3.4. Обучение проводится по классно - кабинетной системе.
Количество кабинетов принимается по количеству классов (учебных
групп), а не по часовой нагрузке кабинетов в соответствии с
учебными планами. Преподавание различных предметов рекомендуется
осуществлять в закрепленном классе - кабинете, в который
транспортируются учебные пособия и ТСО. Обучение предметам,
требующим специально оборудованных учебных помещений (физика,
химия, информатика, иностранный язык с использованием лингафонного
оборудования, технология, физкультура и др.) осуществляется по
кабинетной системе.
При введении лекционных занятий в 10 - 11 классах оборудуется
лекционная аудитория из расчета 1 кв. м на 1 место.
3.5. Учебные кабинеты должны быть изолированы от помещений,
являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и
актовых залов, пищеблока).
3.6. Классные комнаты, учебные кабинеты и лаборатории
допускается размещать на любых, кроме подвальных и цокольных,
этажах здания. Кабинеты биологии целесообразно размещать на 1
этаже. Кабинеты химии рекомендуется размещать на верхних этажах.
3.7. Учебные секции для 1-х, 2 - 4-х классов следует размещать
обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп.
3.8. Наполняемость классов и групп продленного дня в
общеобразовательных учреждениях должна составлять не более 25
человек для всех ступеней обучения.
3.9. При организации обучения детей с 6-летнего возраста для 1
класса требуется следующий набор помещений:
- классная комната;
- комната для отдыха;
- игровая комната.
Площадь этих помещений принимается из расчета не менее 2 кв.
метров на 1 учащегося в каждом из них.
3.10. При наличии в школе групп продленного дня для них
выделяется отдельное помещение площадью из расчета 2 кв. м на 1
учащегося, оснащенное мебелью и игровым оборудованием.
3.11. На каждом этаже блока учебных секций размещаются
санитарные узлы для мальчиков и девочек. Вход в санитарный узел не
должен располагаться напротив входа в учебные помещения.
3.12. Помещения для трудового обучения следует размещать
изолировано от других учебных помещений (в отдельных блоках,
торцах зданий на 1 этаже) с устройством звукоизолирующих
капитальных стен и перекрытий. Не разрешается размещение учебных
мастерских в цокольном и подвальном этажах. При размещении
мастерских в отдельно стоящем здании следует предусматривать в нем
туалет и гардероб.
3.13. При спортивном зале следует оборудовать раздевалки для
мальчиков и девочек, душевые, туалеты, комнату для хранения
спортивного инвентаря.
3.14. Рекомендуется оборудовать в каждой школе отдельный
спортивный зал площадью 75 - 100 кв. метров для учащихся 1 - 4
классов и занятий специальных медицинских групп.
3.15. Помещения пищеблока выделяются в специальный блок на 1
этаже, и должны иметь отдельный выход на хозяйственный двор. В
случае размещения школы в нескольких зданиях, при столовой
оборудуется гардероб для верхней одежды.
3.16. Площадь обеденного зала следует принимать из расчета на
одно место в зале не менее:
0,75 кв. м - до 80 мест в зале;
0,65 кв. м - свыше 80 мест в зале.
Количество мест в обеденном зале определяется из расчета не
более 4-х посадок, исходя из числа учащихся в наиболее заполненную
смену.
3.17. Количество мест в актовом зале определяется из расчета
25% от общего числа учащихся в школе.
3.18. Для медицинского обслуживания детей в каждой школе
предусматривается кабинет врача, площадью не менее 12 кв. м и
длиной 7 м (для определения остроты зрения и слуха), процедурный
кабинет площадью 14 кв. м, оборудованные раковинами с подводом
холодной и горячей воды.
Стоматологический кабинет оборудуется в соответствии с
"Санитарными правилами устройства, оборудования, эксплуатации
амбулаторно - поликлинических учреждений стоматологического
профиля, охраны труда и личной гигиены персонала" N 2956а-83
от 28.12.83 г.
Площадь стоматологического кабинета принимается не менее 14
кв. м.
3.19. Для улучшения условий работы учителей предусматриваются
учительская из расчета 3 кв. м на 1 работающего с рабочим столом,
исходя из количества работающих в наиболее загруженную смену;
методкабинет; комната эмоциональной разгрузки и отдыха;
санитарно - бытовые помещения с двумя санузлами.
3.20. Площади основных помещений общеобразовательных
учреждений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП
2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" согласно табл. 1.
Таблица 1.
Площади основных помещений общеобразовательных
учреждений
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦ Основные учебные помещения ¦ Площадь, кв. м. на ¦
¦ ¦ одного учащегося ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦Классные, учебные кабинеты ¦ 2.0 ¦
¦ ¦ ¦
¦Лаборатории по естественным наукам, ¦ 2.4 ¦
¦кабинеты черчения и рисования ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Кабинет информатики и вычислительной ¦не менее 6 кв. м на 1 ¦
¦техники 1 ¦рабочее место у дисплея¦
¦ ¦ ¦
¦Лингафонные кабинеты ¦ 2.4 ¦
¦ ¦ ¦
¦Мастерские трудового обучения ¦ 6.0 ¦
L----------------------------------------+------------------------
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦ Помещения общего назначения ¦ Площадь, кв. м на 1 ¦
¦ ¦ учащегося в школе ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦Библиотека ¦ 0.3 ¦
¦ ¦ ¦
¦Актовый зал ¦не менее 0.65 кв. м на ¦
¦ ¦1 учащегося в зале ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦не менее 0.22 кв. м на ¦
¦ ¦1 учащегося в школе ¦
¦ ¦ ¦
¦Спортивные залы (без учета ¦ 0.9 ¦
¦вспомогательных помещений при них, а ¦ ¦
¦также бассейнов) ¦ ¦
L----------------------------------------+------------------------
Площадь рекреаций на 1 учащегося в школе принимается - 0,6
кв. м, вестибюля с гардеробом - 0.2 кв. м.
Устройство и оборудование кабинетов информатики должно
соответствовать "Гигиеническим требованиям к видеодисплейным
терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и
организации работы" N 2.2.2.542-96 от 14.07.96 г.
3.21. Занятие образовательным учреждением предпринимательской
деятельностью не должно осуществляться в ущерб основному учебному
процессу, сдача в аренду помещений коммерческим и другим
организациям возможна только при наличии согласования с органами
госсанэпиднадзора.
4. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ,
ВОЗДУШНО - ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ
4.1. Освещение в зданиях общеобразовательных учреждений должно
соответствовать требованиям СНиП 23.05-95 "Естественное и
искусственное освещение".
4.2. Все учебные помещения (классы, кабинеты, лаборатории,
мастерские) должны иметь непосредственное прямое естественное
освещение.
Наилучшими видами естественного освещения являются боковое
левостороннее и ленточное. При глубине учебных помещений более 6
метров обязательно устройство правостороннего подсвета.
Высота правостороннего подсвета должна быть не менее 2,2 м от
потолка при наличии глухой перегородки 0,8 м от пола (при высоте
помещения 3,0 м).
4.3. Направление основного светового потока справа, спереди и
сзади от учащихся недопустимо.
4.4. Допускается освещение вторым светом проходных коридоров,
не являющихся рекреационными, умывальных, а также раздевальных при
спортивных залах.
4.5. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в учебных
помещениях в наиболее удаленной от окон точке должен быть не менее
1,2%.
4.6. Для окраски парт и столов рекомендуется светлая гамма
цветов (светло голубая, светло - серая, светло - зеленая, цвет
натуральной древесины) с коэффициентом отражения 0,45.
Для классной доски - темно - зеленый или коричневый цвет с
коэффициентом отражения 0,1 - 0,2.
4.7. В учебных помещениях следует предусматривать наличие
солнцезащитных приспособлений на окнах. Солнцезащитные
приспособления должны иметь светлую окраску с коэффициентом
отражения не менее 0,6.
Для учебных помещений лучшим видом солнцезащитных
приспособлений являются жалюзи. Допускается применение штор из
хлопчатобумажных тканей, обладающих достаточной степенью
светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами (поплин,
штапельное полотно, репс). Шторы в открытом виде должны
располагаться сбоку от оконного проема, не закрывая застекленную
часть окна. Запрещается применять шторы, закрывающие верхнюю
светонесущую часть окна, а также шторы из поливинилхлоридной
пленки (ПВХ).
В кабинетах технических средств обучения шторы и
солнцезащитные устройства должны быть плотные, их внутренняя
поверхность, во избежание уменьшения светоотражения, должна быть
светлой, с коэффициентом отражения 0,6.
4.8. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих
поверхностей: витрины, плакаты, стенгазеты следует развешивать на
стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край
этих предметов не располагался выше 1,75 м от пола. Шкафы и другое
оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
Нельзя расставлять на подоконниках комнатные цветы. Их следует
помещать в переносных цветочницах высотой 65 - 75 см от пола.
4.9. Очистку оконных стекол снаружи и изнутри необходимо
проводить не реже 1 раза в год.
4.10. Во избежание уменьшения уровней естественной
освещенности в учебных помещениях деревья следует сажать на
расстоянии не ближе 15 м от здания, а ветки растущих около здания
деревьев коротко подрезать каждую весну.
4.11. Искусственное освещение помещений обеспечивается
преимущественно люминесцентными лампами типа ЛБ, ЛТБЦ, МГЛ, ЛХБ и
должно создавать достаточный уровень освещенности всех помещений.
Запрещается использование в учебных помещениях ламп без
защитной арматуры. Классная доска освещается двумя установленными
параллельно ей зеркальными светильниками, расположенными выше
верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед
доской.
Светильники в учебном помещении располагают рядами параллельно
линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5 м, от
классной доски - 1,2 метра, от задней стены - 1,6 метра;
расстояние между рядами светильников не более 3 метров.
4.12. В классах должна предусматриваться возможность
раздельного включения ламп для освещения парт и столов, наиболее
отдаленных от окон и местного освещения классной доски.
Светильники с люминесцентными лампами укомплектовываются
пускорегулирующими аппаратами с пониженным уровнем шума.
4.13. Искусственная освещенность принимается в соответствии с
таблицей 2.
Таблица 2
Искусственная освещенность
--------------------------T------------------------T-----------------------¬
¦ Наименования помещения ¦ Освещенность в лк ¦Удельная мощность (ватт¦
¦ ¦ ¦ на 1 кв. м пола) ¦
¦ +------------T-----------+------------T----------+
¦ ¦при люмин. ¦при лампах ¦при лампах ¦при люмин.¦
¦ ¦лампах ¦накаливания¦накаливания ¦лампах ¦
+-------------------------+------------+-----------+------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-------------------------+------------+-----------+------------+----------+
¦Классные комнаты, учебные¦ 300 ¦ 150 ¦ 48 ¦ 20 ¦
¦кабинеты, мастерские по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обработке металла и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дерева, кабинеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживающих видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦труда, библиотека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Классные доски ¦ 500 ¦ 300 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабинеты черчения (на ¦ 500 ¦ 300 ¦ 80 ¦ 32 ¦
¦столах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Швейные мастерские ¦ 400 ¦ 200 ¦ 64 ¦ 25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабинет врача, ¦ 200 ¦ 100 ¦ 32 ¦ 13 ¦
¦учительская, кабинет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦директора, буфеты, акт., ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорт. залы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Рекреации ¦ 150 ¦ 75 ¦ 24 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Вестибюли, гардероб ¦ 100 ¦ 50 ¦ 16 ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Коридоры, санузлы, ¦ 75 ¦ 30 ¦ 9.6 ¦ 5 ¦
¦лестничные площадки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------+------------+-----------+------------+-----------
4.14. Запрещается использование новых типов ламп и
осветительной арматуры, не имеющих разрешения органов
госсанэпиднадзора.
4.15. Дополнительное местное освещение предусматривается у
верстаков и станков в учебных и производственных мастерских, в
кабинетах врача, директора, завуча, учительской, лингафонных
кабинетах и аналогичных рабочих местах.
4.16. Светильники очищаются не реже 2-х раз в год.
Отработанные люминесцентные лампы временно хранятся в герметично
закрытой металлической емкости (контейнере, ящике) с последующей
сдачей специализированным предприятиям. Хранение их в
неприспособленных помещениях учебных заведений запрещено.
4.17. Оптимальные параметры воздушно - теплового режима в
школах принимать: температура (град. С) в учебных помещениях,
библиотеке, кабинетах администрации - 17 - 21; в мастерских по
обработке древесины и металла - 16 - 18; в спортзалах - 15 - 17; в
раздевалках при спортзале - 19 - 23; в актовых залах,
киноаудиториях, кабинетах ТСО - 17 - 20; в рекреациях - 16 - 18, в
вестибюле, гардеробе - 16 - 19. Влажность воздуха в помещениях
допускается до 75%.
4.18. Содержание вредных химических веществ в воздухе учебных
помещений не должно превышать среднесуточных концентраций для
атмосферного воздуха в соответствии с "Предельно допустимыми
концентрациями (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
населенных мест" (с изменениями и дополнениями) от 27.08.84
N 3086-84.
4.19. Во всех учебных помещениях должна быть предусмотрена
вытяжная вентиляция, а в учебно - производственных мастерских,
спортзалах, санузлах предусматривается вытяжная вентиляция с
механическим побуждением. Из помещений бассейнов, пищеблоков,
вытяжных шкафов лабораторий и кабинетов химии и физики -
механическая вытяжная или приточно - вытяжная вентиляция. Ежегодно
на все вентиляционные системы должны обновляться паспорта,
составляемые специализированными пусконаладочными предприятиями.
4.20. Естественный воздухообмен обеспечивается через каналы
естественной вытяжной вентиляции, окна, фрамуги, форточки. Каналы
естественной вытяжной вентиляции и их решетки прочищаются не менее
1 раза в год.
Фрамуги и форточки должны размещаться в верхней части окна,
функционировать в любое время года, площадь их должна быть не
менее 1/50 площади пола.
Запрещается забивать и заклеивать фрамуги и форточки, утеплять
окна на зимний период полиэтиленовой пленкой.
4.21. Сквозное проветривание учебных помещений (при открытых
дверях и форточках) должно обязательно проводиться перед началом
занятий, во время перемен, также между первой и второй сменами.
Проветривание рекреаций - во время занятий.
Продолжительность сквозного проветривания зависит от
температуры наружного воздуха и принимается в соответствии с
табл. 3.
Таблица 3
Продолжительность сквозного проветривания
---------------------T-------------------------------------------¬
¦Наружная температура¦ Длительность проветривания помещений в ¦
¦ в градус. С ¦ минутах ¦
+--------------------+---------------------T---------------------+
¦ ¦ в малые перемены ¦в большие перемены и ¦
¦ ¦ ¦ между сменами ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦ от +10 до 6 ¦ 4 - 10 ¦ 25 - 35 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ от +5 до 0 ¦ 3 - 7 ¦ 20 - 30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ от 0 до -5 ¦ 2 - 5 ¦ 15 - 25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ от -5 до -10 ¦ 1 - 3 ¦ 10 - 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ниже -10 ¦ 1 - 1,5 ¦ 5 - 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+---------------------+----------------------
4.22. Печное отопление допускается только в одноэтажных
зданиях школ вместимостью не более 80 ученических мест.
Запрещается устанавливать железные печи. Топка должна устраиваться
в коридоре. Печные трубы закрываются не позднее, чем за два часа
до прихода учащихся.
5. ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
5.1. Каждый класс - кабинет общеобразовательного учреждения
следует обеспечивать мебелью согласно действующих ГОСТов и
соответствующей возрасту, росту детей и специфике учебного
помещения. Запрещается использовать табуреты и скамейки.
Таблица 4
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам
"Столы ученические" и "Стулья ученические"
------------T-----------T---------------T------------T-----------¬
¦ Номера ¦ Группа ¦ Высота над ¦ Цвет ¦Высота над ¦
¦мебели по ¦ роста (в ¦ полом крышки ¦ маркировки ¦ полом ¦
¦ ГОСТам ¦ мм) ¦ края стола, ¦ ¦ переднего ¦
¦11015-93, ¦ ¦ обращенного ¦ ¦ края ¦
¦11016-93 ¦ ¦ к ученику ¦ ¦сидения по ¦
¦ ¦ ¦ по ГОСТу ¦ ¦ ГОСТу ¦
¦ ¦ ¦11015-93 (в мм)¦ ¦ 11016-93 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в мм) ¦
+-----------+-----------+---------------+------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----------+-----------+---------------+------------+-----------+
¦ 1 ¦1000 - 1150¦ 460 ¦оранжевый ¦ 260 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2 ¦1150 - 1300¦ 520 ¦фиолетовый ¦ 300 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3 ¦1300 - 1450¦ 580 ¦желтый ¦ 340 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4 ¦1450 - 1600¦ 640 ¦красный ¦ 380 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦1600 - 1750¦ 700 ¦зеленый ¦ 420 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦Свыше 1750 ¦ 760 ¦голубой ¦ 460 ¦
L-----------+-----------+---------------+------------+------------
5.2. Парты (столы) устанавливаются вдоль класса в три ряда при
продольной конфигурации и в четыре ряда при квадратной или
поперечной конфигурации.
Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения
соблюдают следующие установленные расстояния:
- в помещениях прямоугольной конфигурации: от наружной стены
до первого ряда столов (парт),- 0,6 - 0,7 м; от внутренней стены
до третьего ряда столов (парт) - 0,5 - 0,6 м; от задней стены до
столов (парт) - 0,4 - 0,5 м; от классной доски до первых столов
(парт) - 2 - 4 м; между рядами - 0,6 - 0,8 м;
- в помещениях квадратной и поперечной конфигурации при
расстановке мебели в четыре ряда: расстояние от классной доски до
первых столов (парт) - не менее 3 м; от окон до первого ряда
столов (парт) - 0,8 - 1,0 м; от последних столов (парт) до шкафов,
расположенных вдоль стены помещения - 0,9 - 1,0 м; ширина проходов
между рядами учебной мебели не менее 0,6 м. В лабораториях
расстояние между рядами учебной мебели - 1 м; между чертежными
столами в кабинетах черчения - 0,7 м. Максимальное удаление
последних столов (парт) от доски не более 8 м. Максимальное
удаление мест занятий от окон не более 6 м.
5.3. Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель
меньших размеров. Рабочие места за первыми и вторыми партами
(столами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным
снижением остроты слуха и зрения. При хорошей коррекции остроты
зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду. Школьникам с
ревматическими заболеваниями, часто болеющим (ангина, острые
заболевания верхних дыхательных путей) места отводят дальше от
окон. Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в первом и
третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия
номеров мебели их росту.
5.4. Во всех учебных помещениях мебель расставляется с учетом
обязательного левостороннего естественного освещения.
5.5. Классная доска может быть универсальной, раздвижной или
иной конструкции и подвешивается на высоту 85 см от пола в 1 - 4х
классах; 95 см - в остальных, должна иметь лотки для задерживания
меловой пыли, ванночки для хранения мела, тряпки, держатели для
указки и чертежных принадлежностей.
5.6. Для проведения работ, сопровождающихся выделением
вреднодействующих паров и газов, кабинет химии и лаборантская
оборудуются вытяжными шкафами, воздух из которых отводится по
трубопроводу и выбрасывается на 1 м выше конька здания.
5.7. Кабинеты химии, физики, биологии должны быть оборудованы
в соответствии с типовыми правилами по технике безопасности,
укомплектованы аптечками первой помощи. Практические занятия в
кабинете химии должны проводиться в спецодежде. Запрещается
хранить в школе и использовать в учебном процессе ртутьсодержащие
приборы и аппаратуру.
5.8. Кабинеты химии и физики запрещается использовать в
качестве классных комнат для проведения занятий по другим
предметам, собраний и т.д.
5.9. Помещения для обучения детей 6-летнего возраста
оборудуются в соответствии с СанПиН N 42-125-4216-86 "Санитарно -
гигиенические правила и нормы по организации обучения детей
шестилетнего возраста".
5.10. Технические средства обучения хранятся при кабинете ТСО
или в специальных передвижных шкафах - подставках непосредственно
в учебных кабинетах.
5.11. Кабинет обслуживающего труда рекомендуется размещать в
2-х помещениях, в одном из них, площадью не менее 50 кв. м,
оборудуется швейная мастерская, в другом - кабинет кулинарии.
Допускается размещение швейной мастерской и кабинета кулинарии в
одном помещении.
В швейной мастерской вдоль светонесущей стены перпендикулярно
к окнам, с учетом левостороннего освещения, устанавливаются
швейные машины. Через проход, шириной 0,6 - 0,75 м,
устанавливаются 2-х местные ученические столы. Расстояние между
рабочими местами внутри ряда не менее 0,65 м. Раскрой ткани
производится на 2-3-х, сдвинутых вместе, рабочих столах.
Запрещается устанавливать один большой длинный стол, вместо
ученических столов.
Вдоль внутренней стены размещается оборудование для кулинарных
работ (плита, холодильник, мойка, шкаф для посуды, разделочный
стол с гигиеническим покрытием).
Предусматривается установка зеркала, манекена.
5.12. В столярной мастерской верстаки с изменяющейся высотой
подверстачья, размером 1,25 м х 0,45 м, устанавливаются в 3 ряда
перпендикулярно или под углом 45 градусов к окнам. Расстояние
между верстаками внутри ряда не менее 0,65 м, 0,7 м между рядами и
0,45 - 0,5 м - от окон и внутренней стены.
Для изменения высоты рабочего места рекомендуется использовать
подставки 3-х размеров (5, 10, 15 см). Для учащихся старшего
возраста необходимо предусмотреть 2 - 3 верстака для взрослых
(91 см).
5.13. В слесарной мастерской используются верстаки длиной 1 м,
шириной 0,5 м, высотой 80, 87 и 95 см от пола до губок тисков.
Верстаки устанавливаются рядами перпендикулярно к окнам.
Станки устанавливаются вдоль светонесущей стены. Расстояние между
тисками - 1 м, между рядами - 1 м, между верстаками и станками -
1 м, между верстаками и внутренней стеной - 0,5 м.
При отсутствии верстаков (столов) разной высоты используются
тиски с изменяющейся высотой или подставки для ног. Между тисками
устанавливаются защитные сетки.
5.14. Запрещается установка верстаков так, чтобы свет падал
сзади, спереди, справа.
5.15. Каждое рабочее место в столярной и слесарной мастерской
должно быть оборудовано сиденьями (откидными, на кронштейнах,
табуретами высотой 40 - 42 см).
5.16. Инструментарий по размерам и массе должен
соответствовать возрастным антропометрическим и физическим
возможностям учащихся. С 15 лет учащиеся могут применять
инструменты для взрослых. Инструменты должны быть промаркированы и
закреплены за рабочими местами.
5.17. При работе в мастерских каждый из учащихся должен быть
обеспечен индивидуальной спецодеждой (халат, фартук, косынка,
берет и т.д.).
5.18. Место учителя располагается на возвышении (25 - 30 см)
длиной 1,6 м и оборудуется верстаком, столом, классной доской,
распределительными щитами с рубильниками для отключения всего
электрифицированного оборудования и отдельных групп станков.
5.19. В кабинетах ручного и обслуживающего труда, мастерских
должны быть установлены умывальники со щетками и мылом,
электрополотенца, укомплектованы аптечки первой помощи.
5.20. Спортивный зал для занятий физкультурой должен иметь
полный набор оборудования и инвентаря, отвечающего возрастным
особенностям учащихся, согласно типового перечня.
Все спортивные снаряды и оборудование должны быть в полной
исправности и надежно закреплены; проводить занятия с применением
неисправного оборудования запрещается.
Поверхность снарядов (металлическая, деревянная) должна быть
гладкой, отполированной, без трещин, вмятин, углы закруглены.
Надежность установки оборудования должна регулярно
проверяться, результаты проведенных испытаний фиксироваться в
специальном журнале.
Осветительная арматура, окна, отопительные приборы должны быть
закрыты съемными защитными решетками (сетками, экранами).
Не допускается устройство ограждений на отопительных приборах
из древесностружечных плит и других полимерных материалов.
Пол должен быть не скользким, без щелей и выступающих заплат с
деревянным или другим специальным покрытием.
Стены спортивного зала должны быть гладкими, на высоту 2 м не
иметь выступов, покрыты масляной краской.
При спортивном зале оборудуются две раздевалки с санитарным
узлом в каждой. В раздевалках оборудуются вешалки, устанавливаются
скамейки.
В каждом санитарном узле устанавливается по одному унитазу и
одной умывальной раковине. Рекомендуется оборудовать при
раздевалках душевые. Спортивный зал, в том числе спортивные
снаряды и инвентарь, убирают влажным способом или с помощью
пылесоса не менее 2-х раз в день (кольца, ручки на коне и жерди на
брусьях обтирают сухой тряпкой). Генеральную уборку зала (мытье
полов, окон, дверей, панелей) производят не реже 1 раза в неделю.
Маты не реже 1 раза в неделю выколачивают на открытом воздухе или
удаляют из них пыль с помощью пылесоса. Маты, за исключением
кожаных, должны иметь съемные матерчатые чехлы, которые не реже 1
раза в неделю стирают.
Текущую уборку раздевалок, душевых, туалетов производят по
мере загрязнения, а полную уборку - ежедневно по окончании
занятий.
Вход в спортзал разрешается только в спортивной одежде и
обуви.
5.21. В помещениях начальных классов, кабинетах черчения,
изобразительного искусства, устанавливаются умывальные раковины с
подводкой холодной воды.
К раковинам лабораторных столов в кабинетах химии и к
раковинам демонстрационных столов в лабораториях химии, физики и
биологии подводится холодная вода.
К умывальным раковинам и мойкам в кабинетах обслуживающих
видов труда, ручного труда, учебных мастерских, учительской,
кабинете врача и процедурной, к лабораторным шкафам в лабораториях
химии, физики, биологии, в умывальных санузлов подводится холодная
и горячая вода.
5.22. Санитарные узлы состоят из умывальных и туалетных
комнат. Число санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз
на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 писсуара
и 1 умывальник на 30 мальчиков.
При актовом зале - киноаудитории до 160 мест предусматриваются
2 туалета с одним унитазом и одной умывальной раковиной в каждом;
при количестве мест более 160 предусматривается женский туалет с
2-мя унитазами и одной умывальной раковиной и мужской туалет с
одним унитазом, одним писсуаром и одной умывальной раковиной.
5.23. Унитазы в туалетах для учащихся должны размещаться в
открытых кабинетах, отделенных перегородками - экранами высотой не
менее 1,75 м, не доходящими до пола на 0,2 м. Размер кабины
0,8 х 1 м. Одна из кабин в туалете для девочек должна иметь дверь.
Высота установки умывальных раковин над полом 0,7 м для
учащихся 1 - 4-х классов и 0,8 м - для учащихся 5 - 11-х классов.
Учащиеся должны быть обеспечены индивидуальными полотенцами
(бумажными, одноразовыми из ткани и т.д.) или устройствами их
заменяющими (электрополотенца и т.д.).
5.24. Для персонала оборудуется 2 отдельных санитарных узла
площадью 2 кв. м с одним унитазом и одним умывальником.
5.25. Питьевые фонтанчики оборудуются по одному в каждой
рекреации. Конструкция питьевых фонтанчиков должна исключать
возможность захватывания выпускных отверстий ртом и обеспечивать
полный глоток. Питьевые фонтанчики содержат в исправном состоянии
и регулярно очищают.
В школах, где питьевые фонтанчики отсутствуют, учащихся
обеспечивают кипяченой водой, которая находится в эмалированных
бачках с кранами. Воду в бачках меняют ежедневно. Стаканы после
использования моют горячей водой.
5.26. Гардероб оборудуется вешалками с крючками, высота
вешалок должна соответствовать росту учащихся. Допускается
установка закрытых шкафов с индивидуальными ячейками в классах 1
ступени. Использование сменной обуви допустимо только при наличии
условий для ее хранения в школе. Запрещается хранение верхней
одежды в классах и кабинетах.
5.27. Поверхности стен, полов учебных помещений, рекреаций и
т.д. должны быть гладкими, доступными для мытья и дезинфекции.
5.28. Для внутренних интерьеров применяются отделочные
материалы, имеющие гигиенические сертификаты и разрешенные к
применению в помещениях группы А.
5.29. Внутренняя отделка помещений.
5.29.1. Поверхности стен, потолков, полов, оборудования
учебных помещений должны быть матовыми, окрашены в единой цветовой
композиции с учетом назначения и ориентации помещений.
5.29.2. Потолки и верхняя часть всех учебных помещений,
мастерских, лабораторий должны быть окрашены в белый цвет клеевой
или водоэмульсионной краской.
5.29.3. Стены учебных помещений окрашиваются масляной краской
светлых тонов на высоту дверей.
В санузлах на высоту 1,8 м стены облицовываются глазурованной
плиткой. В помещениях пищеблока стены на высоту 1,8 м
облицовываются глазурованной плиткой, выше - масляной краской.
В мастерских, лабораториях химии, физики, биологии, спортивном
зале стены на всю высоту покрываются масляной краской.
В рекреациях, административных помещениях, актовых залах и
других помещениях общественного назначения при окраске стен могут
быть использованы многоцветовые композиции.
Не рекомендуются для отделки стен учебных помещений рулонные
пленочные материалы (водостойкие обои, линкруст).
5.29.4. Полы в вестибюлях, гардеробах, лестничных клетках,
помещениях пищеблока, санузлах, душевых и раздевалках при
спортзалах, фотолабораториях покрываются керамической плиткой или
выполняются из бетона с мраморной крошкой с обеспыливающим
покрытием.
В мастерских пол должен быть только дощатый (за исключением
бетонных оснований для станков).
Во всех остальных учебных помещениях пол может быть деревянный
или бетонный с линолеумным покрытием на теплоизолирующий основе. В
кабинете информатики и лаборантской при нем линолеум должен иметь
антистатические свойства.
В качестве подстилающего утепляющего слоя под линолеум
допускается использовать древесноволокнистую плиту (оргалит).
Натуральные ковровые покрытия разрешены только в игровых
комнатах для групп продленного дня и детей шестилетнего возраста.
Запрещается использование синтетических ковровых покрытий.
Ковровые покрытия должны быть прочными, водостойкими, не давать
усадок, легко чиститься пылесосами или мыться водой, подвергаться
дезинфекционной обработке.
5.29.5. Оконные рамы и подоконники должны быть окрашены
масляной краской светлых тонов.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
6.1. Экспериментальные программы, методики и режимы
воспитания, обучения и профессиональной подготовки, учебные
нагрузки, превышающие установленные для Хабаровского края
нормативы, подлежат обязательному согласованию с территориальными
учреждениями государственного санитарно - эпидемиологического
надзора.
6.2. Внедрение экспериментальных программ и методик обучения
должно осуществляться при обязательном контроле со стороны
медработника школы или территориальной поликлиники за состоянием
здоровья школьников по разработанной методике. В случае
установления отрицательного влияния на здоровье и
работоспособность детей директор учреждения по представлению
медработника эксперимент должен прекратить.
6.3. Учебный план разрабатывается в каждом общеобразовательном
учреждении самостоятельно, но с учетом соблюдения норм
обязательной и максимально допустимой нагрузки школьников.
Учебный план на год и расписание уроков в каждом
общеобразовательном учреждении согласовывается врачом или средним
медработником учреждения, при их отсутствии - районным педиатром
или заведующим ДШО территориальной поликлиники.
6.4. Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от
языка обучения, устанавливается следующее допустимое количество
часов в неделю с учетом ее продолжительности (табл. 5).
Таблица 5
Допустимое количество часов в неделю при
разной ее продолжительности
-------T-------------------------------------T-------------------------------------¬
¦Классы¦ При 6-дневной неделе, в том числе ¦ При 5-дневной неделе, в том числе ¦
¦ +------------T------------T-----------+------------T------------T-----------+
¦ ¦Обязательная¦Факультативы¦Максимально¦Обязательная¦Факультативы¦Максимально¦
¦ ¦ нагрузка ¦ ¦допустимая ¦ нагрузка ¦ ¦допустимая ¦
¦ ¦ ¦ ¦нагрузка ¦ ¦ ¦нагрузка ¦
+------+------------+------------+-----------+------------+------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+------+------------+------------+-----------+------------+------------+-----------+
¦1 ¦24 ¦2 ¦26 ¦20 ¦2 ¦22 ¦
¦2 ¦24 ¦3 ¦27 ¦20 ¦3 ¦23 ¦
¦3 ¦24 ¦3 ¦27 ¦20 ¦3 ¦23 ¦
+------+------------+------------+-----------+------------+------------+-----------+
¦1 ¦20 ¦2 ¦22 ¦18 ¦2 ¦20 ¦
¦2 ¦22 ¦3 ¦25 ¦20 ¦3 ¦23 ¦
¦3 - 4 ¦24 ¦3 ¦27 ¦20 ¦3 ¦23 ¦
¦5 ¦29 ¦3 ¦32 ¦26 ¦3 ¦29 ¦
¦6 ¦30 ¦3 ¦33 ¦27 ¦3 ¦30 ¦
¦7 ¦32 ¦3 ¦35 ¦29 ¦3 ¦32 ¦
¦8 ¦32 ¦3 ¦35 ¦29 ¦3 ¦32 ¦
¦9 ¦33 ¦3 ¦36 ¦30 ¦3 ¦33 ¦
¦10 ¦32 ¦6 ¦38 ¦30 ¦5 ¦35 ¦
¦11 ¦32 ¦6 ¦38 ¦30 ¦5 ¦35 ¦
L------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------
Примечание:
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в
школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки
учащихся.
6.5. Школьное расписание уроков должно составляться отдельно
для обязательных и факультативных занятий. Использовать
факультативы для занятий с отстающими учениками не допускается.
6.6. Факультативные занятия должны проводиться в дни с
наименьшей нагрузкой и не менее, чем через 45 - 60 мин. после
обязательных занятий.
6.7. Максимальное число уроков в день должно составлять в
начальных классах - 4, в 5 - 6-х классах - 5, в 7 - 11-х
классах - 6.
6.8. В отдельных случаях, по согласованию с санитарной
службой, обязательная нагрузка в лицеях, гимназиях, классах с
углубленным изучением отдельных предметов может быть увеличена для
9 - 11 классов, но не более, чем на 1 - 2 часа в неделю, за счет
часов, выделенных на факультативные занятия.
6.9. Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся
5 - 11 классов всех видов общеобразовательных учреждений с
углубленным содержанием обучения. Для остальных школ организация
учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима при условии
работы школы не более, чем в две смены. Суббота должна
использоваться как досуговый развивающий день (занятия в
спортивных секциях, кружках по интересам и т.д.). В целях
сохранения здоровья школьников не реже 2-х раз в месяц по субботам
рекомендуется проводить массовые спортивно - игровые мероприятия.
6.10. Наиболее оптимальным вариантом является обучение в одну
смену с началом занятий в 9 часов. При обучении в две смены первая
смена должна начинаться не ранее 8 часов 15 минут. Для учащихся
начальных классов, а также в школах комплектующихся не по
территориальному принципу, рекомендуется начало первой смены в 9
часов.
Запрещается проведение нулевых уроков. Обучение в
общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных
программ должно быть организованно только в первую смену. В
общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен,
учащиеся первых классов, 5-х, выпускных и классов компенсирующего
обучения должны обучаться в первую смену.
6.11. Длительность урока составляет 40 - 45 минут.
Рекомендуется для начальных классов, а также школ, обучающихся в
более чем две смены, длительность уроков во всех классах по 40
минут. При обучении во вторую смену рекомендуется сокращать
длительность пятого и шестого уроков на 5 - 7 минут.
6.12. В целях облегчения процесса адаптации детей к
требованиям школы в 1-х классах должен применяться "ступенчатый"
режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
- в сентябре - октябре - 3 урока по 35 мин. каждый;
- со второй четверти - 4 урока по 35 мин. каждый;
- со второго полугодия - согласно пункта 6.4.
Для обучающихся в первых классах в течение года
устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
6.13. В первые классы школы принимаются дети, достигшие к 1-му
сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Обучение
детей 6-летнего возраста должно проводиться в соответствии с
СанПиН 42-125-4216-86 "Санитарно - гигиенические правила и нормы
по организации обучения детей 6-летнего возраста". Размещаться эти
классы должны, как правило, на базе детских садов в комплексах
сад - школа или в отдельных специально оборудованных помещениях.
Запрещается размещать классы для детей 6-летнего возраста в
школьных зданиях, работающих более чем в одну смену.
6.14. Обучение в коррекционных и классах для детей с задержкой
психического развития организовывается в режиме группы продленного
дня. Учебная нагрузка не должна превышать обязательную и
максимально допустимую согласно учебным планам для коррекционных
учреждений и коррекционных классов (в т.ч. для классов с задержкой
психического развития и умственной отсталостью), утвержденным
Министерством общего и профессионального образования.
Дополнительные коррекционно - развивающие занятия (исправление
недостатков развития, восполнение пробелов знаний, ритмика) должны
проводиться во вторую половину дня по индивидуальному плану.
Продолжительность уроков для 1-х классов согласно п.6.12, для
остальных - 40 мин. В случае невозможности организации работы в
коррекционных учреждениях и коррекционных классах в режиме
продленного дня коррекционно - развивающие занятия должны
проводиться по принципу факультативных в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к последним.
6.15. При составлении расписания учитывается оптимальное
соотношение, а также правильное чередование в течение дня и недели
предметов естественно - математического и общественно -
гуманитарного циклов с уроками пения, рисования, труда,
физкультуры с учетом ранговой шкалы трудности предметов согласно
приложения 1.
Наиболее трудные предметы следует включать вторыми или
третьими уроками. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных
уроков подряд, рекомендуется чередовать их с менее трудными
уроками гуманитарного цикла.
Сдвоенные уроки допускаются только при проведении уроков труда
и на занятиях физической культуры в зимнее время при выполнении
программы по лыжной подготовке в 5 - 11-х классах, лабораторных и
контрольных работ в 7 - 11 классах, при изложении нового материала
в виде лекций по отдельным предметам в 10 - 11-х классах.
Категорически запрещаются сдвоенные уроки в начальных классах. Не
рекомендуется ставить сдвоенные уроки в конце дня, в первый и
последний дни недели.
В день должно проводиться не более одного контрольного
мероприятия.
6.16. Продолжительность перемен между уроками для учащихся
всех классов 10 минут, большой перемены (после второго урока) - 30
минут; вместо одной большой перемены допускается после второго и
третьего уроков устраивать 2 перемены по 20 минут.
Перемены необходимо проводить при максимальном использовании
свежего воздуха, в подвижных играх. Запрещается за счет перемен
продлевать урок, использовать их для повторения или выполнения
дополнительных заданий и т.д.
6.17. Домашние задания даются с учетом возможности выполнения
их в пределах: в 1-х классах - до 1 часа, во 2-х классах - до 1,5
часов, в 3 - 4-х классах - до 2 часов, в 5 - 6-х классах - до 2,5
часов, в 7-х классах - до 3 часов, в 8 - 11-х классах - до 4
часов.
Учащиеся 6-летнего возраста и в первом полугодии 1-го класса
домашние задания не получают.
6.18. Число уроков в неделю с применением технических средств
обучения (ТСО) для учащихся младших классов не должно превышать
3 - 4, старших классов - 4 - 6, при этом необходимо придерживаться
рекомендуемой длительности согласно табл. 6.
Таблица 6
----------T------------------------------------------------------¬
¦ Классы ¦ Максимальная длительность просмотра в мин ¦
¦ +------------------------T--------------T--------------+
¦ ¦диафильмов, диапозитивов¦ кинофильмов ¦ телепередач ¦
+---------+------------------------+--------------+--------------+
¦ 1 - 2 ¦ 7 - 15 ¦ 15 - 20 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3 - 4 ¦ 15 - 20 ¦ 15 - 20 ¦ 20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5 - 8 ¦ 20 - 25 ¦ 20 - 25 ¦ 20 - 25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9 - 11 ¦ - ¦ 25 - 30 ¦ 25 - 35 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+------------------------+--------------+---------------
Длительность использования программированных звукозаписей в
лингафонных кабинетах допустима в младших классах в пределах 12 -
15 минут в течение урока, в старших классах - 15 - 20 минут.
Каждая пара головных телефонов (типа ТОН-2) должна быть
оборудована индивидуальными регуляторами громкости (уровень
громкости около уха школьника - 40 - 45 ДБ).
При составлении расписания необходимо предусмотреть, чтобы
уроки с применением ТСО не шли один за другим или вслед за уроками
с применением ТСО не ставились уроки изобразительного искусства,
черчения, труда, т.е. связанных со зрительным напряжением.
6.19. Учебный процесс в кабинетах вычислительной техники
должен быть организован в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96
"Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно - вычислительным машинам и организации
работы".
6.20. Организация трудового обучения.
6.20.1. Трудовое обучение проводится в соответствии с учебными
программами "Технология" 1 - 4 класс, 5 - 11 класс (базовый
инвариантный курс), исходя из имеющихся условий в каждом
конкретном общеобразовательном учреждении. Условия ведения
дополнительных вариантных курсов допрофессиональной и
профессиональной подготовки согласовываются с санитарной службой.
6.20.2. При организации трудового обучения на базе
промышленных предприятий запрещается привлекать учащихся к работам
с тяжелыми и вредными условиями труда.
Организация рабочих мест на промышленных предприятиях должна
проводиться в соответствии с действующими санитарно -
гигиеническими и санитарно - противоэпидемическими правилами и
нормами для данного вида производства.
6.20.3. Учащиеся сельских школ могут привлекаться к труду в
сельском хозяйстве в счет времени, выделяемого на обязательный
общественно - полезный труд и ежегодную трудовую практику.
6.20.4. Для учащихся 1 - 4х классов занятия по предмету
"Технология" проводятся в кабинетах ручного труда или классных
комнатах в течение 1 учебного часа 2 раза в неделю. Сдваивание
уроков недопустимо.
6.20.5. Занятия по предмету "Технология" в 5 - 11 классах
проводятся в учебных мастерских и других специально оборудованных
помещениях раз в неделю в форме сдвоенных уроков. Практическая
работа должна занимать 60 - 65% времени в 5 - 7 классах и 70 - 75%
в 8 - 11 -х классах.
6.20.6. Для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья
следует подбирать более простые задания, с меньшим числом
трудоемких операций и повторяемостью движений, разрешать
дополнительные паузы для отдыха.
Для детей с нарушениями остроты зрения предоставляются рабочие
места ближе к окнам и доске.
Учащихся с заболеваниями кожи рук (экзема, дерматиты)
необходимо освобождать на уроках кулинарии от мытья посуды и
влажной уборки помещений, а с гнойничковыми заболеваниями кожи - и
от приготовления пищи.
Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму
работы учащихся в связи с их состоянием здоровья должны быть
отражены в листке здоровья классного журнала и учтены
преподавателем технологии.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛЕЗНОГО
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА
7.1. Общественно - полезный производительный труд во
внеучебное время включает в себя: самообслуживание, работы по
благоустройству школьной территории, изготовление и ремонт
учебного оборудования, инвентаря, участие в ремонте школьного
здания, работу на учебно - опытном участке и т.д.
Учащиеся начальных классов привлекаются к работам по охране
природы (сбор лекарственного сырья, плодов, ягод и т.д.),
выращиванию рассады и посадке цветов, кустарников, поделке
кормушек для птиц, уходу за садом, выращиванию нетрудоемких
сельскохозяйственных культур (фасоль, горох, бобы, морковь,
свекла), уборке классных комнат (кроме мытья полов), уходу за
растениями в школьных помещениях.
Учащиеся 5 - 7-х классов могут выполнять в мастерских школ
заказы различных организаций, участвовать в уборке урожая, уходе
за посевами, в выращивании молодняка сельскохозяйственных животных
и домашней птицы; убирать кабинеты, мастерские, изготавливать и
ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия, а также
охранять водоемы, участвовать в разведении рыб, в борьбе с
вредителями сельскохозяйственных культур, в работах по очистке и
посадке леса и др.
С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на
животноводческих фермах, а также к работе в торговле, на
предприятиях общественного питания, транспорта, связи,
коммунального хозяйства, к помощи в поддержанию чистоты дворов,
скверов, парков.
С 10-го класса разрешается возделывание сельскохозяйственных
культур с применением машин, а также труд на рабочих местах
промышленных предприятий.
7.2. Занятия общественно - полезным трудом должны начинаться
через 1 час после окончания уроков по расписанию.
Продолжительность труда для учащихся 1 - 4-х классов - 30
минут, 5 - 7-х классов - 1 час, для 8 - 9-х классов - 2 часа, для
10 - 11-х классов - 3 часа в неделю.
К общественно - полезному труду должны привлекаться только
здоровые учащиеся. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья
либо имеют ограничения в соответствии с рекомендациями педиатра,
либо освобождаются совсем.
7.3. Дети и подростки не должны привлекаться к работам:
- не отвечающим возрасту и связанным с большой физической
нагрузкой (учащиеся 1-х классов - к мытью пола, подростки 5 - 7-х
классов - к погрузке и разгрузке тяжелых предметов, натирке полов
и др.);
- опасным для жизни: к сбрасыванию снега с крыши и проезжих
частей улиц, ремонту и обслуживанию электросети, мытью и протирке
осветительной арматуры и оконных стекол на любом этаже,
обслуживанию котельной, проведению текущей дезинфекции и
дератизации, а также к работам, связанным с ядохимикатами;
- опасным в эпидемиологическом отношении: уборке санузлов,
умывальных комнат, мест общего пользования, уборке и вывозу
отбросов и др.
7.4. К подсобной работе на кухне (резке хлеба, мытью посуды,
раздаче пищи, заправке питьевых бачков и др.) могут привлекаться
учащиеся только с 14-летнего возраста, прошедшие медицинское
обследование, как работники пищевых предприятий.
7.5. Работы по общественно - полезному труду учащиеся
выполняют в спецодежде (комбинезоны, халаты, фартуки, косынки).
Инвентарь должен соответствовать росту и возрастным особенностям
учащихся.
7.6. Мытье полов, радиаторов, панелей должно проводиться
только при наличии теплой (25 - 30 град. С) воды.
К работам с бытовыми машинами (пылесосы, электрополотеры и
т.д.) допускаются учащиеся только с 14 лет.
Переноска тяжестей в пределах возрастной нормы (до 4 кг)
должна занимать не более 1/3 их рабочего времени.
7.7. После работы учащихся обеспечивают условиями для
соблюдения правил личной гигиены (теплая вода, мыло, полотенце).
8. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
8.1. Система физического воспитания состоит из уроков по
физической культуре, физкультурно - оздоровительных мероприятий в
режиме школьного дня, внеклассной спортивно - массовой работы.
8.2. Урок физической культуры является основной формой
физического воспитания, которая в обязательном порядке охватывает
всех учащихся.
Содержание урока и величина нагрузки должны соответствовать
состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу
учащихся.
На основании данных о состоянии здоровья и физической
подготовленности все школьники для занятий физкультурой
распределяют на три группы: основную, подготовительную и
специальную.
В основной группе проводятся уроки физкультуры в соответствии
с учебной программой, сдача контрольных нормативов, участие в
физкультурно - оздоровительных мероприятиях.
В подготовительной группе проводятся уроки физкультуры в
соответствии с учебной программой при условии более постепенного
освоения двигательных навыков и умений, а также исключения
упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму, сдача
некоторых контрольных нормативов, участие в физкультурно -
оздоровительных мероприятиях.
В специальной группе уроки физкультуры проводятся по
специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания.
Комплектование специальных групп производится в начале учебного
года врачом при обязательном участии преподавателя физической
культуры и утверждается директором школы. Наиболее целесообразно
комплектовать группы, объединяющие учащихся по классам (1 - 2,
3 - 5, 6 - 8, 9 - 11 классы). При объединении учащихся 3 - 4-х
классов занятия необходимо проводить дифференцировано с учетом их
возрастных особенностей. Допустимо комплектовать межшкольные
(кустовые) группы из учеников близлежащих школ.
Учебные занятия со специальными группами выносятся за сетку
часов основного учебного времени, но обязательно планируются при
составлении расписания: два занятия в неделю продолжительностью
40 - 45 минут или три занятия по 30 минут.
8.3. Занятия физической культурой должны проводиться в
спортивном или гимнастическом зале, на специально оборудованном
пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе, бассейне. Занятия
проводятся учащимися в спортивной одежде и при температурных
условиях, обеспечивающих закаливание организма.
8.4. Уроки по физической культуре проводятся не менее 2-х раз
в неделю по возможности с перерывом в 1 - 2 дня.
Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние
часы учебного дня.
В структуре урока выделяется три части: вводная (5 - 10 мин.),
основная (25 - 30 мин.) и заключительная (3 - 5 мин.).
Рекомендуемая моторная плотность урока 60 - 80%.
8.5. Занятия проводятся в следующих температурных условиях:
-----------------------------T------------------------------------¬
¦ Вид занятий ¦ Температура в градусах С ¦
¦ +-----------T------------------------+
¦ ¦в помещении¦ на открытом воздухе ¦
+----------------------------+-----------+------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------------------+-----------+------------------------+
¦Волейбол ¦не ниже +10¦не ниже - 8 без ветра + ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Баскетбол ¦не ниже +8 ¦не ниже - 8 без ветра + ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Футбол ¦ - ¦не ниже - 10 без ветра +¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ручной мяч ¦ - ¦не ниже - 8 без ветра + ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Гимнастика художественная ¦не ниже +14¦не ниже +20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Гимнастика спортивная ¦не ниже +14¦не ниже +20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Акробатика ¦не ниже +14¦не ниже +20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Фигурное катание ¦ - ¦не ниже - 15 без ветра +¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Конькобежный спорт ¦ - ¦не ниже - 15 без ветра +¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Плавание ¦ ¦ ¦
¦воды не ниже ¦ +18 ¦+25 ¦
¦воздуха не ниже ¦ +18 ¦+24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Легкая атлетика ¦ +7 ¦от +12 до +30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Велосипедный спорт ¦ - ¦не ниже +10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Лыжный спорт ¦ - ¦не ниже - 20 при ветре ¦
¦ ¦ ¦не выше 1,5 - 2 м/сек. ¦
L----------------------------+-----------+-------------------------
Учитель физкультуры несет ответственность за охрану жизни и
здоровья учащихся.
8.6. Физкультурно - оздоровительные мероприятия состоят из
проведения гимнастики до начала учебных занятий, физкультурных
пауз на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на
удлиненных переменах, а также ежедневных занятий физкультурой и
спортом (спортивный час) с учащимися в группах продленного дня.
Гимнастика до начала занятий должна проводиться на открытом
воздухе, в плохую погоду - в проветренных коридорах и
рекреационных помещениях, но не в классных комнатах.
Продолжительность гимнастики не должна превышать 5 - 6 минут в
начальных классах и 6 - 7 минут в 5 - 11-х классах.
Физкультурные паузы на уроках проводятся в классе при открытых
форточках, окнах. Их продолжительность 1 - 2 минуты. Каждый
комплекс физкультурной минуты состоит из 4 - 5 упражнений,
повторяемых 4 - 6 раз. Подвижные игры на переменах проводятся
дежурными учителями, специально подготовленными физоргами
преимущественно на открытом воздухе.
"Спортивный час" в группах продленного дня проводит
воспитатель, пользуясь консультацией учителя физкультуры и врача.
В основе занятий лежат подвижные игры и спортивные развлечения.
8.7. Внеклассная спортивно - массовая работа в
общеобразовательном учебном заведении включает в себя организацию
занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и
спорта.
Для этой работы создаются различные секции.
Занятия в секциях проводятся 2 - 3 раза в неделю,
продолжительность каждого из них 1,5 - 2 часа.
В дни здоровья и спорта проводятся пешие прогулки, подвижные и
спортивные игры, туристские походы, массовые соревнования и т.д.
При планировании такой работы следует учитывать, что участие
школьников 1 - 3-х классов не должно превышать 3-х часов в день,
4 - 7-х классов - 4-х часов, 8 - 11 классов - 5-ти часов.
В туристских походах могут участвовать дети не младше 9 лет и
только с разрешения врача. Протяженность маршрута и
продолжительность похода должны соответствовать возрасту и
физической подготовке учащихся. Походы следует проводить группами
(классами) с сопровождающими из расчета 1 взрослый на 15 детей.
8.8. Места и условия проведения походов, слетов и т.д.
подлежат обязательному согласованию с территориальным учреждением
госсанэпиднадзора и органами милиции.
9. САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧАСТКА И ПОМЕЩЕНИЙ
9.1. Уборка участка проводится ежедневно. В зимнее время
подъездные дороги и пешеходные дорожки очищаются от снега и наледи
по мере необходимости и посыпаются песком; в теплую сухую погоду
территория поливается водой не реже 2 раз в день.
9.2. Кабина надворного туалета должна периодически
дезинфицироваться 10% раствором хлорной извести, стульчики должны
промываться 1-2 раза в день горячей водой со щелоком или
хлорсодержащими средствами.
9.3. При входе в школу устанавливаются скребки и решетки для
очистки обуви, в тамбуре - коврики и веники. Все эти
приспособления перед каждой сменой занятий очищаются от грязи,
пыли, снега.
9.4. Все помещения учебного учреждения подлежат ежедневной
влажной уборке - протирке подоконников, шкафов, столов, парт,
мытью классных досок и т.д. Желательно при уборке использовать
пылесосы. Уборка помещений проводится при открытых окнах или
фрамугах с применением моющих средств (кальцинированная сода,
стиральный порошок и др.).
Уборка проводится:
- классов, мастерских, учебных кабинетов - после окончания
последнего урока в каждой смене;
- коридоров и рекреаций - после каждой перемены;
- гардероба (вестибюля) - после начала занятий каждой смены;
- игровых комнат - в конце дня;
- обеденного зала - после каждого приема пищи;
- медицинских помещений - утром;
- актового зала и других клубных помещений - в конце дня;
- административно - хозяйственных помещений - в конце рабочего
дня и в течение дня по мере необходимости;
- санузлов - после каждой перемены (с применением 0,5 - 1,0%
раствора хлорсодержащих дезинфицирующих препаратов, хранящихся и
приготавливаемых в специально отведенном месте).
9.5. Один раз в месяц проводится генеральная уборка помещений
с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств. Для
этих целей используют 0,5% раствор хлорной извести, хлорамина или
гипохлорита кальция, 0,2% раствор сульфохлорантина, 3% раствор
амфолана, 1% (по ДВ) раствор полисапта, 1% (по ДВ) раствор
перамина, 3% (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством.
Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и
медицинский кабинет) всегда убирают с использованием
дезинфицирующих средств. Санитарно - техническое оборудование
подлежит ежедневному обеззараживанию не зависимо от
эпидобстановки.
Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют
теплой водой с мылом. Раковины, унитазы чистят квачами или щетками
чистяще - дезинфицирующими средствами: Блеск-2, Санита, Белка,
Санитарный и др. - в соответствии с указаниями на этикетке или
двукратно протирают ветошью, смоченной в одном из дезинфицирующих
средств.
9.6. Уборочный инвентарь маркируется и хранится в специальных
шкафах в санузлах и кладовых. Инвентарь, используемый для уборки
туалетов, хранится отдельно и используется строго по назначению.
9.7. При возникновении ситуации с загрязнением помещений школы
металлической ртутью или другими высокотоксичными веществами
руководство школы должно вывести детей из этих помещений и
немедленно сообщить в отдел образования, территориальный Центр
госсанэпиднадзора и местное подразделение по чрезвычайным
ситуациям и гражданской обороне. Все мероприятия по демеркуризации
помещений должны проводиться под контролем этих служб с
привлечением специально подготовленных подразделений. Привлекать к
демеркуризации учащихся или персонал школы, не прошедший
специальную подготовку и без его согласия, категорически
запрещается.
10. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И МЕДИЦИНСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
10.1. Гигиеническое воспитание и обучение школьников
осуществляется в целях пропаганды знаний по предупреждению
заболеваний и здорового образа жизни.
10.2. Гигиеническое воспитание осуществляется на протяжении
всех лет обучения, начиная с первого класса, путем включения в
учебные программы по каждому предмету сведений по основам школьной
гигиены, полового воспитания, профилактике вредных привычек
(алкоголь, курение, токсикомания, наркомания и др.), а также
специальных и факультативных занятий по этим вопросам.
10.3. Программы по гигиеническому воспитанию должны быть
согласованы с медработником школы (районным педиатром, заведующим
ДШО детской поликлиники). Медицинские работники осуществляют
контроль за их выполнением, а также сами ведут
санитарно - просветительную работу по пропаганде гигиенических
знаний среди учащихся, их родителей, персонала учреждения.
10.4. Все общеобразовательные учреждения должны быть
укомплектованы квалифицированными кадрами средних медицинских
работников, врачей - педиатров. При отсутствии медицинского
работника руководство школы заключает договор с близлежащей
поликлиникой о медицинском обслуживании детей.
10.5. На основании действующих приказов Минздрава РФ
территориальными амбулаторно - поликлиническими учреждениями
организовывается проведение углубленных медицинских осмотров
учащихся.
Персонал школы обязан перед поступлением на работу и
периодически один раз в год проходить профилактический медосмотр в
объеме, согласованном с территориальными органами здравоохранения
и госсанэпиднадзора. Запрещается прием на работу лиц, не прошедших
медицинский осмотр и имеющих противопоказания в соответствии с
действующим законодательством.
Администрация общеобразовательных учреждений обязана оказывать
содействие в организации медицинских осмотров учащихся и
персонала.
10.6. Медицинские работники обязаны информировать
педагогический коллектив, родителей и учащихся о результатах
углубленных медосмотров и причинах, влияющих на состояние здоровья
детей.
На основании результатов углубленных медосмотров учащихся и
санитарно - гигиенической оценки условий обучения в
общеобразовательных учреждениях разрабатывается план совместной
работы медицинских работников и педагогических коллективов по
профилактике заболеваемости и гигиеническому воспитанию,
утверждаемый руководителем учреждения. Выполнение плана ежегодно
заслушивается на совете учреждения.
10.7. Медицинские работники учебного заведения проводят работу
по профессиональной ориентации учащихся с учетом состояния их
здоровья.
Приложение 1
к Санитарно - гигиеническим требованиям
к организации образовательного процесса
в различных видах общеобразовательных
учреждений Хабаровского края
РАНГОВАЯ ШКАЛА ТРУДНОСТИ ПРЕДМЕТОВ
----T---------------------------------------------T--------------¬
¦N ¦ Название предмета ¦Ранг трудности¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦1. ¦Математика, информатика, русский язык ¦ ¦
¦ ¦(для национальных школ) ¦ 11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Иностранный язык ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Физика, химия, экономика, астрономия ¦ 9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦История, граждановедение ¦ 8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Родной язык, литература ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Естествознание, география, основы ¦ ¦
¦ ¦психолого - педагогических знаний, экология ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Физкультура, танцы, театр ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Технология, ОБЖ ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Черчение ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Рисование ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Пение ¦ 1 ¦
L---+---------------------------------------------+---------------
Примечание:
Школьное расписание оценивается положительно в том случае,
если по сумме баллов предметов по данной шкале наибольший подъем
нагрузки приходится на среду или четверг или два подъема - в среду
и пятницу. Расписание оценивается как "нерациональное" при
наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при
равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.
|