ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
ПИСЬМО
от 10 февраля 1998 года
Вопрос.
В производстве т/п "Аэропорт" находятся дела о нарушении
таможенных правил в отношении физических лиц не предоставивших
(МПО) международные почтовые отправления в установленный
таможенными правилами 14-дневный срок со дня получения.
Был направлен запрос в Управление Федеральной почтовой связи
на основании ст.336 ТК РФ с требованием сообщить: получались ли
МПО? Если получались, то кем и по каким документам? Предупреждался
ли получатель о необходимости в 14-дневный срок предоставить МПО в
таможенный орган?
Был получен ответ, что согласно ст.140, 142 Правил оказания
услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ
N 1239 от 26.09.98 г. информация об адресных данных пользователей
услуг почтовой связи выдается только на основании судебного
решения.
Прошу сообщить правомерно ли отказали т/п "Аэропорт" в данной
информации и разъяснить соответствие ст.336 ТК РФ и указанного
постановления.
Ответ.
На основании норм действующих законов отказ Управления
федеральной почтовой связи в предоставлении информации таможенному
органу является неправомерным по следующим мотивам:
1) Ст.336 ТК РФ предусмотрено право таможенного органа, в
производстве которого находится дело о НТП, на истребование
документов, необходимых для производства по делу или его
рассмотрения.
2) В целях проведения таможенного контроля, в том числе за
международными почтовыми отправлениями, таможенные органы вправе
на основании ст.182 ТК РФ получать от других правоохранительных,
контролирующих и иных организаций документы и сведения,
необходимые для таможенного контроля.
Взаимодействие таможенных органов и предприятий связи при
оформлении, контроле за поступающими из-за границы МПО прямо
предусмотрено Правилами оказания услуг почтовой связи (утверждены
постановлением Правительства РФ от 26.04.97 г. N 1234) (п.21) и
совместной технологией (письмо Министерства связи от 04.09.92 г.
N ОПС и РП-5-9 и ГТК РФ от 28.10.92 г. N 02-22/6598).
Таким образом, законом (ТК РФ) и иными подзаконными актами
оговорено право таможенного органа на досмотр входящих и исходящих
международных почтовых отправлений в целях таможенного контроля и
взимания платежей. Поэтому ссылки УФПС на ст.ст.140, 142 Правил
оказания услуг, как на основание непредставления сведений,
касающихся МПО, составляющих почтовую тайну, необходимых для
ведения производства по делу о НТП или в целях таможенного
контроля являются незаконными и препятствующими таможенному органу
в осуществлении возложенных на него функций по контролю за
перемещаемыми через таможенную границу РФ товарами (МПО).
3) Аналогично право таможенного органа на проведение
оперативно - розыскных мероприятий, в т.ч. на направление запросов
организациям, располагающим необходимой информацией, предусмотрено
ст.ст.6, 7, 13 Закона РФ "Об оперативно - розыскной деятельности"
и ст.14 Закона РФ от 16.02.95 г. N 15-ФЗ "О связи" и не связано с
нарушением гражданских прав. Лишь в случае проведения
оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные
права граждан на тайну переписки, почтовых сообщений, они
производятся на основании решения суда (ст.8 Закона "Об
оперативно - розыскной деятельности").
В данной ситуации, при направлении запроса в УФПС ни о каком
ограничении прав граждан на тайну почтовых отправлений не могло
быть и речи, так как информация о получателях, МПО и иная уже
имелась в распоряжении таможенного органа, осуществляющего функции
контроля за международными отправлениями, а имел целью проверку
сведений в рамках производства по делу о НТП, касающихся получения
лицом конкретного МПО и уклонения от таможенного контроля,
оформления и оплаты таможенных платежей.
Таким образом, сведения относящиеся к таможенному контролю и
оплате налогов в бюджет РФ, не могут составлять тайну почтовой
связи и соответственно являться основанием для отказа в их
представлении таможенному органу.
Ведущий инспектор юридического отдела
Хабаровской таможни
Н.А.Дороговцева
|