УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы администрации Хабаровского края от 18.09.2000 N 331
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июля 1998 г. N 265
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ
(МУНИЦИПАЛЬНОМ) ОРГАНЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
В соответствии с Уставом Хабаровского края, в целях
разъяснения и конкретизации условий и порядка применения п.3 ст.37
Закона Российской Федерации от 13.01.96 N 12-ФЗ "Об образовании"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое "Примерное положение о местном
(муниципальном) органе управления образованием в Хабаровском
крае".
2. Главам муниципальных образований городов и районов края на
основе Примерного положения разработать и утвердить до 01.09.98
положения о муниципальных органах управления образованием.
3. Комитету общего образования администрации края
(Обухова Л.Ф.) оказать методическую помощь главам муниципальных
образований городов и районов края в подготовке проектов положений
о муниципальных органах управления образованием, определении их
структуры и штатного расписания в зависимости от объема решаемых
задач.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя главы администрации края Стрелкову И.И.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Глава администрации
В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
главы администрации края
от 07 июля 1998 г. N 265
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕСТНОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) ОРГАНЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
1. Общие положения
1.1. Местный (муниципальный) орган управления образованием в
районе или городе Хабаровского края создается по решению
соответствующего органа местного самоуправления, входит в его
структуру и непосредственно ему подчиняется.
1.2. Орган управления образованием организуется с целью:
1.2.1. Обеспечения подведомственных учреждений образования
оперативной и долгосрочной информацией для принятия мер,
направленных на защиту и развитие системы образования района
(города);
1.2.2. Объективной оценки состояния системы образования на
районном (городском) уровне; преобразования местной (городской,
районной) системы образования в приоритетную сферу, эффективно
действующую в социально - экономических условиях рыночного
хозяйствования;
1.2.3. Осуществления координационной работы в образовательной
деятельности с другими государственными, профессиональными и
общественными структурами в целях обеспечения функционирования
полной и сбалансированной системы образования и удовлетворения
образовательных запросов жителей города и района;
1.2.4. Осуществление контроля за исполнением законодательства
Российской Федерации об образовании, за соблюдением
государственных образовательных стандартов и нормативов в
образовательных учреждениях, выполнением порядка аттестации
педагогических кадров.
1.3. Местный (муниципальный) орган управления образованием
действует в рамках единой системы государственно - общественного
управления в России и крае, добиваясь проведения согласованной
политики в сфере образования, учитывающей местную и национальную
специфику.
1.4. В своей деятельности орган управления образованием
руководствуется законодательством Российской Федерации и
Хабаровского края в области образования, приказами и инструкциями
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации, краевого органа управления образованием,
постановлениями и распоряжениями краевых органов государственной
власти и органов местного самоуправления, иными нормативными
актами, а также настоящим Положением.
1.5. Муниципальный орган управления образованием является
юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные
счета в банковских и других кредитных учреждениях, а также
соответствующие печати, штампы, бланки.
2. Основные задачи
2.1. Основной задачей органа управления образованием является
обеспечение реализации федеральной, региональной и местной
программ развития образования.
2.2. Осуществление контроля за соблюдением государственных
образовательных стандартов и нормативов в учебных заведениях,
анализ и экспертная оценка деятельности образовательных
учреждений.
2.3. Осуществление анализа состояния системы образования в
районе (городе), тенденции ее развития и прогнозирование
перспектив, направленных на защиту системы образования.
Определение основных направлений развития системы общего
образования в городе (районе), включающей в себя сеть
образовательных учреждений дошкольного, общего (начального,
основного, среднего), дополнительного образования, специальные
(коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии, а также нуждающихся в
особых условиях воспитания, образовательные учреждения для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
учебно - методические учреждения и районные (в городах с районным
делением) органы управления образованием.
2.4. Создание необходимых условий для реализации прав граждан
в области образования, гарантирующих охрану и укрепление здоровья
обучающихся, воспитанников, их социально - правовую защиту.
2.5. Участие в проведении аттестации, лицензировании
образовательных учреждений и аттестации педагогических работников
в пределах предоставленных полномочий государственными органами
управления образованием.
3. Функции местного (муниципального) органа
управления образованием
3.1. Выработка целевых требований к развитию муниципальной
системы образования и соответствующих нормативов с учетом
образовательных потребностей и наличных ресурсов территории.
3.2. Прогнозирование состояния местной системы образования на
основе результатов диагностики и определения вероятностных путей
ее развития; формирование и развитие сети образовательных
учреждений с учетом выявленных потребностей.
3.3. Разработка в соответствии с поставленными целями и
задачами целевых программ в области образования, внесение их на
согласование в краевой орган управления образованием, внесение на
рассмотрение и утверждение в местные органы представительной и
исполнительной власти.
3.4. Мотивированная разработка и реализация мер по организации
исполнения правовых актов, руководство конкретными объектами
управления с целью удовлетворения образовательных потребностей
населения; организация работы по предупреждению безнадзорности
несовершеннолетних, устройству детей, оставшихся без попечения
родителей.
3.5. Аналитическая обработка документации, установленной
статистической отчетностью.
3.6. Контроль в сфере руководства местного (муниципального)
органа управления образованием за выполнением принятых решений с
целью адаптации принятых программ местной системы образования к
существующим социально - экономическим условиям.
3.7. Координация деятельности образовательных учреждений,
организаций района (города) с целью проведения
государственно - общественной политики в области образования.
Контроль за исполнением законодательства по соблюдению
санитарно - гигиенических условий пребывания детей в
образовательных учреждениях, обеспечение охраны жизни, здоровья,
создание безопасных условий труда обучающихся, воспитанников и
работников образовательных учреждений.
3.8. Содействие в совершенствовании современной системы
внутришкольного управления, изучение и распространение передового
педагогического опыта, развитие творческой инициативы, организация
экспериментальной работы по приоритетам в рамках своей
компетенции, создание методической службы, условий для
своевременного повышения квалификации руководящих, педагогических
кадров и учебно - вспомогательного персонала, формирование
муниципального заказа на молодых специалистов для подведомственных
образовательных учреждений.
3.9. Участие в разработке и обосновании бюджета системы
образования района (города) в части расходов на образование,
местных образовательных нормативов, планов капитального
строительства и реконструкции, распределения государственных
фондов, материально - технических средств по подведомственным
учреждениям.
3.10. Осуществление координационной деятельности в
негосударственном секторе образования.
3.11. Комплектование учащимися и воспитанниками муниципальных
школ - интернатов, специальных школ, детских домов, специальных
детских дошкольных учреждений. Организация работы городских
(районных) медико - педагогических комиссий.
3.12. Представление в установленном порядке работников
образования к государственным наградам и присвоению почетных
званий; организация системы поощрения обучающих и воспитанников.
3.13. Утверждение уставов подведомственных образовательных
учреждений, согласование положений о районных отделах образования
(для городов с районным делением).
3.14. Разработка и реализация мер по информатизации
муниципальной системы образования.
3.15. Сбор информации для определения:
- потребности и развития сети образовательных учреждений;
- бюджета системы образования района (города) и планов
капитального строительства, распределения денежных и материально -
технических средств (фондов) по подведомственным учреждениям;
- запросов населения, предприятий и организаций к системе
образовательных учреждений района (города);
- муниципального заказа на молодых специалистов для
подведомственных образовательных учреждений;
- условий для своевременного повышения квалификации
педагогических кадров.
3.16. Реализация права граждан на установленное Законом
Российской Федерации "Об образовании" получение бесплатного общего
образования в пределах государственных образовательных стандартов.
4. Права местного (муниципального) органа
управления образованием
4.1. Местный (муниципальный) орган управления образованием
издает приказы, распоряжения, инструкции, указания, рекомендации
на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации и
Хабаровского края, указов Президента, постановлений Правительства,
распоряжений и приказов Министерства общего и профессионального
образования, вышестоящего органа управления образованием
администрации края, постановлений, распоряжений местного органа
самоуправления и контролирует их исполнение; вносит предложения
администрации города или района об отмене или приостановлении
действия на территории района (города) нормативных актов, входящих
в противоречие с существующим законодательством Российской
Федерации и края.
4.2. Местный (муниципальный) орган управления образованием
назначает и освобождает от занимаемой должности руководителей
муниципальных образовательных учреждений, если иное не
предусмотрено уставом данного типа и вида образовательного
учреждения или решением органа местного самоуправления.
4.3. Местный (муниципальный) орган управления образованием
осуществляет контроль за проведением аттестации педагогических
кадров при делегировании соответствующих функций вышестоящим
органом управления.
4.4. Местный (муниципальный) орган управления образованием не
вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы,
отнесенные к компетенции государственных органов управления
образованием.
4.5. Местный (муниципальный) орган управления образованием
рассматривает в установленном законодательством порядке письма,
заявления, жалобы трудящихся, ведет прием граждан по личным
вопросам, обеспечивает выполнение их обоснованных просьб и
законных требований, принимает меры к устранению отмеченных
гражданами недостатков в деятельности подведомственных учреждений,
организаций.
4.6. Местный (муниципальный) орган управления образованием
осуществляет необходимые меры для использования научного и
культурного потенциала города (района) для решения актуальных
проблем развития муниципальной системы образования.
4.7. Местный (муниципальный) орган управления образованием
вправе приостанавливать в установленном порядке деятельность
подведомственных учреждений, осуществляемую с нарушениями
требований законодательства Российской Федерации, Хабаровского
края и уставов учреждений.
4.8. Местный (муниципальный) орган управления образованием
имеет право участвовать в разработке программ социального развития
района (города), формировании районного (городского) бюджета,
участвовать в работе коллегий отделов, управлений, комитетов,
советов отделов администрации района (города).
4.9. Местный (муниципальный) орган управления образованием
вправе заключать в пределах ассигнований, предусмотренных в
соответствующем бюджете, договоры со сторонними организациями,
учреждениями, предприятиями, физическими лицами на выполнение
научно - технических и других видов работ, необходимых для решения
задач и функций, определенных настоящим Положением.
4.10. Местный (муниципальный) орган управления образованием
выполняет функции учредителя образовательных учреждений в случае
делегирования ему этого права органом местного самоуправления.
5. Исключительная компетенция местного
(муниципального) органа управления образованием
К исключительной компетенции местного (муниципального) органа
управления образованием относятся:
- планирование, организация, регулирование и контроль
деятельности подведомственных учреждений по исполнению
образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в
целях осуществления государственной политики в области
образования;
- участие в формировании местных бюджетов и фондов развития
образования, в разработке местных нормативов финансирования
образования;
- обеспечение гражданам, проживающим на данной территории,
возможности выбора образовательного учреждения;
- определение потребности в строительстве зданий муниципальных
образовательных учреждений;
- контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов
собственности образовательными учреждениями;
- согласование учебных планов образовательных учреждений и
графиков организации учебного процесса.
6. Порядок создания и организации деятельности
местного (муниципального) органа
управления образованием
6.1. Местный (муниципальный) орган управления образованием
создается по решению соответствующего органа местного
самоуправления.
6.2. Местный (муниципальный) орган управления образованием
создается при наличии в территориях двух или более образовательных
учреждений.
6.3. Разграничение компетенции в области образования между
районом и городом районного подчинения, иным населенным пунктом на
территории района, а также между городом и районом в городе
регулируется администрацией муниципального образования.
6.4. Местный (муниципальный) орган управления образованием
ведет установленное для него делопроизводство, архив, отчитывается
о работе перед вышестоящими органами управления, органом местного
самоуправления.
6.5. Местному (муниципальному) органу управления образованием
как исполнительно - распорядительному органу подконтрольны
подведомственные ему учреждения и организации, находящиеся в его
непосредственном управлении на территории данного муниципалитета.
6.6. Местный (муниципальный) орган управления образованием
взаимодействует с образовательными учреждениями, исходя из их
самостоятельности и ответственности перед местными органами
управления и самоуправления, и строит свои отношения с ними на
принципах сотрудничества, оставляя за собой право на получение
оперативной и долгосрочной информации и ведомственной статистики.
6.7. Местный (муниципальный) орган управления образованием
является главным механизмом сохранения единого образовательного
пространства в Российской Федерации и крае.
6.8. Финансирование аппарата управления осуществляется за счет
средств районного (городского) бюджета.
6.9. Ликвидация и реорганизация местного (муниципального)
органа управления образованием осуществляется обоснованным
постановлением районной (городской) администрации по согласованию
с краевым органом управления образованием с указанием
правопреемника данного органа управления.
7. Руководство местным (муниципальным) органом
управления образованием
7.1. Местный (муниципальный) орган управления образованием
возглавляет руководитель, который несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на него задач и
обязанностей.
Руководитель органа управления образованием назначается главой
администрации муниципального образования по согласованию с краевым
органом управления образованием.
7.2. Руководитель местного (муниципального) органа управления
образованием:
7.2.1.Осуществляет на принципах единоначалия оперативное
руководство деятельностью управления, в пределах своей компетенции
принимает решения, издает приказы, распоряжения, инструкции,
указания, подлежащие обязательному исполнению работниками аппарата
органа управления, муниципальными образовательными учреждениями, и
организует проверку их исполнения;
7.2.2. Осуществляет подбор и расстановку кадров органов
управления, назначает на должность и освобождает от должности
работников, распределяет обязанности между ними;
7.2.3. Принимает меры поощрения, налагает взыскания на
работников органа управления, руководителей учреждений,
находящихся в подчинении органов управления образованием;
7.2.4. Обеспечивает повышение квалификации и социальную защиту
работников органа управления;
7.2.5. Распоряжается в установленном порядке имуществом и
средствами органа управления;
7.2.6. Обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины;
совершает от имени органа управления банковские операции,
подписывает финансовые документы;
7.2.7. Представляет без доверенности орган управления и
интересы сферы образования во всех органах власти, учреждениях,
организациях, предприятиях, в том числе за рубежом;
7.2.8. Определяет полномочия районных органов управления
образованием (для городов с районным делением); согласует
положения о районных органах управления образованием, назначение
на должность и освобождение от должности руководителей районных
органов управления образованием, вносит предложения главам
районных администраций по применению к руководителям органов и
учреждений образования мер дисциплинарного воздействия;
7.2.9. Назначает на должность и освобождает от должностей
руководителей учреждений, находящихся в подчинении органа
управления образованием;
7.2.10. Утверждает уставы, должностные обязанности
руководителей и другие документы, регулирующие деятельность
учреждений;
7.2.11. Отменяет приказы и решения подведомственных учреждений
в необходимых случаях;
7.2.12. Осуществляет руководство службой гражданской обороны в
муниципальной системе образования;
7.2.13. Ведет прием граждан.
При местном (муниципальном) органе управления образованием по
решению администрации муниципального образования может быть
создана коллегия. Положение о коллегии местного (муниципального)
органа управления образованием и ее состав утверждается главой
администрации муниципального образования. Коллегия на своих
заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы, отнесенные к ее
компетенции положением о коллегии. Решения коллегии реализуются
приказами и другими распорядительными документами местного
(муниципального) органа управления образованием.
7.3. Руководитель местного (муниципального) органа управления
образованием разрабатывает структуру, положение, штатное
расписание и представляет в органы местного самоуправления на
утверждение. Структура и штатное расписание местного
(муниципального) органа управления образованием должны быть
адекватны объему решаемых в соответствии с настоящим Положением
задач, географическому положению территории и другим условиям.
|