ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 1998 г. N 276
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и в целях совершенствования координации деятельности
эвакуационных органов края при возникновении чрезвычайных ситуаций
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения
эвакуационных мероприятий на территории края при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
2. Руководство проведением эвакуационных мероприятий возложить
на краевую эвакуационную комиссию.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. главы администрации
Ю.Ф.Матвеев
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
главы администрации края
от 16 июля 1998 г. N 276
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА
ТЕРРИТОРИИ КРАЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок
планирования и проведения эвакуационных мероприятий на территории
края.
2. Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются в
мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по
организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных
ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера и его
кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по
условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон
действия поражающих факторов ЧС) районах.
1.2. Особенности проведения эвакуации определяются характером
ЧС, пространственно - временными характеристиками воздействия
поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого
(выводимого) населения, временем и срочностью проведения
эвакомероприятий.
1.3. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются
следующие варианты эвакуации населения: упреждающая
(заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
1.4. При получении достоверных данных о высокой вероятности
возникновения аварии на потенциально опасных объектах или
стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из
зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон
ЧС).
1.5. В случае реализации ЧС, а также при нарушении нормального
жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и
здоровью людей - проводится экстренная эвакуация.
1.6. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из
зоны ЧС населения выделяются следующие виды эвакуации: локальная,
местная, региональная.
1.7. Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона
возможного воздействия поражающих факторов ограничена пределами
отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов,
при этом численность эваконаселения не превышает несколько тысяч
человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как
правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или
непострадавших районах города (вне зон действия поражающих
факторов).
1.8. Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС
попадают средние города, отдельные районы крупных городов,
сельские районы. Численность эваконаселения может составлять от
нескольких тысяч до десятка тысяч человек, которые размещаются,
как правило, в безопасных районах пострадавшего и соседних с ним
регионов.
1.9. Региональная эвакуация осуществляется при условии
распространения воздействия поражающих факторов на площади,
охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой
плотностью населения, включающие крупные города. Эваконаселение
вывозится на значительные расстояния от постоянного места
проживания.
1.10. В зависимости от охвата населения эвакуационными
мероприятиями различают следующие варианты их проведения: общая и
частичная эвакуация.
1.11. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех
категорий населения из зоны ЧС. При частичной эвакуации
осуществляется вывод из зоны ЧС отдельных категорий населения.
1.12. Право принятия решения на проведение эвакуации имеют
начальники ГО или председатели КЧС административно -
территориальных образований. Экстренная или упреждающая эвакуация,
носящая местный или региональный характер, осуществляется по
указанию соответствующих КЧС. Экстренная эвакуация, носящая
локальный характер, может осуществляться по указанию начальника
дежурно - диспетчерской службы потенциально опасного объекта.
1.13. Общее руководство эвакомероприятиями осуществляют
начальники ГО через КЧС, а непосредственная организация
эвакуационных мероприятий осуществляется эвакуационными органами,
создаваемыми главами муниципальных образований городов и районов
края и руководителями объектов экономики.
1.14. Эвакуация населения планируется, организуется и
осуществляется по производственно - территориальному принципу,
который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих,
студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ
организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным
заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в
производстве и в сфере обслуживания - по месту жительства через
жилищно - эксплуатационные органы. Транспортом планируется
вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться
пешим порядком.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Планирование, организация и проведение эвакуации
населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и
управления ГОЧС.
К эвакуационным органам относятся:
эвакуационные комиссии;
эвакоприемные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (СЭП);
приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
2.2. Эвакуационные комиссии создаются в административно -
территориальных образованиях и на всех объектах экономики, откуда
планируется эвакуация.
В состав эвакокомиссий решением соответствующих глав
администраций назначаются ответственные работники краевых,
городских, районных организаций. Председателем эвакуационной
комиссии назначается, как правило, заместитель главы
административно - территориального образования, членами -
руководители (их заместители) органов здравоохранения,
образования, социального обеспечения, транспортных организаций,
управлений (отделов) внутренних дел, представители военных
комиссариатов.
Объектовые эвакокомиссии возглавляет, как правило, один из
заместителей директора (руководителя) предприятия, организации, в
состав комиссии назначаются начальники основных служб (отделов),
начальники цехов или их заместители.
2.3. Сборные эвакопункты предназначаются для сбора и
регистрации эваконаселения, формирования эвакоколонн и эшелонов,
посадки на транспорт и отправки в безопасные районы
эваконаселения. Создаются они из расчета один СЭП вблизи каждой
станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим
порядком из расчета отправления 5 - 6 поездов в сутки и подготовки
к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час. Каждому СЭП
присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты
экономики и жилищно - эксплуатационные организации.
2.4. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в
пунктах высадки эваконаселения и предназначаются для его встречи и
отправки в места последующего размещения.
2.5. Экстренная эвакуация в связи с необходимостью
максимального сокращения времени на вывоз (вывод) населения из зон
ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в
этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми
закрепляются соответствующие административно - территориальные
единицы.
Задачи оперативных групп:
- оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на
транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
- распределение населения по территориальным средствам,
формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по
маршрутам эвакуации;
- осуществление контроля за ходом проведения эвакуации;
- организация и поддержание общественного порядка в зоне их
ответственности.
2.6. На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные
пункты эвакуации (ППЭ). ППЭ должны обеспечить: учет,
перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную
обработку и отправку населения в места размещения в безопасных
районах.
2.7. В целях обеспечения организованности и порядка среди
эвакуируемого населения назначаются:
- при перевозке населения железнодорожным и водным
транспортом - начальники эшелонов;
- при перевозке автомобильным транспортом - старшие
автомобильных колонн;
- для организации движения пеших эвакоколонн создаются группы
управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации пешим
порядком. В состав группы управления входят: звено связи - 3 - 4
чел.; посты регулирования движения - 5 - 8 чел.; отделение
обеспечения движения - 8 - 10 чел.; медицинский пост - 3 чел.
2.8. На все население, подлежащее эвакуации по месту
жительства (в ЖЭУ), на предприятиях, в учреждениях и организациях
составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве (не
работающие) члены семей рабочих и служащих включаются в списки по
месту работы главы семьи.
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются
при периодической корректировке планов эвакуации, а также при
введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения
ЧС).
Списки составляются в 3-х экземплярах: первый остается на
объекте или в ЖЭУ; второй - с получением распоряжения на
проведение эвакуации направляется на СЭП (в оперативную группу) и
после завершения вывоза (вывода) населения передается в
соответствующую эвакокомиссию; третий - с началом вывоза (вывода)
эваконаселения направляется в эвакоприемную комиссию в районе
размещения.
Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами
для учета, размещения и обеспечения эвакуируемого населения.
2.9. Размещение эваконаселения планируется осуществлять, как
правило, в границах своих административно - территориальных
образований.
Для кратковременного размещения эваконаселения используются
служебно - бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебные
учреждения, турбазы, дома отдыха, санатории, центры временного
размещения Федеральной миграционной службы.
III. ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом
конкретном случае определяется условиями ее возникновения и
развития, характером и пространственно - временными параметрами
воздействия поражающих факторов ЧС.
3.2. Из пострадавших в результате землетрясений районов в
случае нарушения основных систем и объектов жизнеобеспечения при
необходимости проводится экстренная эвакуация населения. Она может
носить местный либо региональный характер. Решение на проведение
эвакуации принимается председателем комиссии по действиям в ЧС.
3.3. Сроки проведения эвакомероприятий по выведению населения
из зоны ЧС определяются дорожно - транспортными возможностями.
Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений осуществляется,
как правило, после восстановления транспортных систем. В период
пребывания людей в зоне ЧС организуется их временное
жизнеобеспечение.
3.4. Из районов, пострадавших в результате землетрясения,
проводится частичная эвакуация населения по производственно -
территориальному принципу. По месту работы эвакуируются рабочие,
служащие, а также находящиеся на их иждивении члены семей,
студенты ВУЗов, учащиеся техникумов и ПТУ. Остальное население, за
исключением привлеченного к спасательным и неотложным аварийно -
восстановительным работам, эвакуируются по месту жительства.
Эвакуация осуществляется с развертыванием СЭПов, под которые
используются городские площадки, стадионы и другие безопасные в
случае повторных толчков места. При этом, потерявшее кров
население может быть временно размещено в палатках,
вагонах - домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, судах
водного транспорта, домах отдыха, санаториях, лечебно -
оздоровительных лагерях.
3.5. При аварии на объектах экономики с выбросом СДЯВ в
зависимости от масштабов и степени заражения местности эвакуация
населения может носить, как правило, локальный или местный
характер, подразделяясь на упреждающую общую или частичную
эвакуацию.
3.6. Общая упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится
по территориальному принципу в один или два этапа. В первом случае
эвакуация населения осуществляется пешим порядком, а при наличии
времени на организацию перевозок - также автотранспортом от мест
проживания до районов временного размещения в безопасных районах.
При этом количество автотранспортных средств должно быть
достаточным для вывоза всего эваконаселения за один рейс.
3.7. Частичная упреждающая (заблаговременная) эвакуация
проводится по территориальному принципу в один этап. Вывод
населения осуществляется, как правило, пешим порядком или
комбинированным способом.
3.8. Общая экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится
в районе вокруг химически опасных предприятий, а также в районах
железнодорожных магистралей, по которым перевозятся СДЯВ.
Осуществляется она в один или два этапа, пешим порядком или
комбинированным способом.
3.9. Дети младших возрастов (до 14 лет), нетранспортабельные
больные и инвалиды должны вывозиться автотранспортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эвакуация (реэвакуация) населения является сложной задачей.
Успешность ее проведения определяется заблаговременной подготовкой
эвакуационных органов, систем оповещения и связи, детальным
планированием с учетом местных условий и особенностей,
заблаговременной подготовкой сил и средств, тщательной проработкой
всех мероприятий по обеспечению эвакуации.
Особое значение имеет подготовка руководящего состава
административно - территориальных образований и объектов
экономики, эвакуационных и транспортных органов, которые являются
непосредственными исполнителями планов эвакуации.
|