ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 1998 г. N 289
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ РЫНКОВ НА
ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
В целях установления единых правил розничной торговли на
рынках Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Временные правила работы рынков на территории
Хабаровского края" (прилагаются).
2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на
заместителя главы администрации края Павлова Э.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Глава администрации
В.И.Ишаев
Приложение
к постановлению
главы администрации края
от 22 июля 1998 г. N 289
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
РАБОТЫ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила определяют основные требования к
порядку работы рынков независимо от ведомственной подчиненности,
формы собственности и организационно - правовой формы. Настоящие
Правила не распространяются на работу авторынков.
1.2. Основной задачей рынков является обеспечение наиболее
благоприятных и безопасных условий для продажи промышленных и
продовольственных товаров, сельскохозяйственной и другой
продукции, создание необходимых удобств для ее покупки населением,
соблюдение прав и интересов потребителей.
1.3. Непосредственное руководство хозяйственной деятельностью
рынков осуществляется:
- находящихся в государственной или муниципальной
собственности - соответствующими органами исполнительной власти
или органами местного самоуправления на основании разработанного,
положения или устава, утвержденного в установленном порядке;
- находящихся в собственности предприятий и организаций,
основанных на иных формах собственности - собственником на
основании устава;
- находящихся в собственности частных предпринимателей -
собственников на основании свидетельства о его регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя.
1.4. Статус "Рынок" на территории края определяется
соответствующим органом исполнительной власти или органами
местного самоуправления.
Разрешение на открытие рынков выдаются соответствующими
исполнительными органами власти местного самоуправления при
наличии соответствующих заключений органов Госсанэпиднадзора,
ветеринарной службы, пожарного надзора, а при необходимости и
других уполномоченных на это служб.
1.5. Режим работы государственных или муниципальных рынков
устанавливается соответствующими органами исполнительной власти
или органами местной администрации. Режим работы рынков,
основанных на других формах собственности определяется
собственником и согласовывается с органами местной администрации.
1.6. Рынок в соответствии со специализацией должен иметь
нормативные документы, регламентирующие правила торговли и
требования к качеству реализуемых на рынке товаров, ассортиментный
перечень, утвержденный в установленном порядке.
1.7. Рынок должен иметь вывеску с указанием наименования,
организационно - правовой формы, юридического адреса (для
юридических лиц) и режима работы.
1.8. Рынок должен быть обеспечен необходимым для нормального
функционирования набором помещений.
Территории рынков и подъездные пути к ним в городах и районных
центрах должны быть заасфальтированы или замощены и иметь уклоны
для стока дождевых вод.
Граница территории рынка оборудуется ограничительным забором.
Санитарно - технологическое оборудование рынка должно
удовлетворять требованиям санитарных правил для предприятий
продовольственной торговли.
Рынки должны быть оборудованы туалетами для персонала и
посетителей.
Для сбора мусора устанавливаются контейнеры на бетонированной
площадке из расчета 1 контейнер на 200 кв. м площади рынка; вдоль
линии торговых рядов должны быть размещены урны из расчета 1 урна
на 50 кв. м площади рынка. Для сбора пищевых отходов
устанавливаются специальные емкости с крышками.
1.9. Число торговых мест на рынке должно соответствовать его
проектной мощности. Размещение торговых мест, лотков и т.п. на
рынке должно обеспечивать удобства для торговли, свободный проход
покупателей по рынку и доступ к торговым местам, соблюдение
санитарных и противопожарных правил, надлежащую культуру
обслуживания и соблюдение правил торговли в соответствии с
действующими нормативными актами.
Специализация торговых зон рынка производится с учетом
санитарно - ветеринарных требований к продаже отдельных видов
товаров, исключения встречных потоков сырья и готовых пищевых
продуктов, персонала и покупателей.
1.10. Рынки должны быть оснащены необходимым для торгового
процесса оборудованием, инвентарем, весоизмерительными приборами,
санитарной одеждой для торгующих и персонала рынка, имеющего
контакты с продуктами питания, в соответствии с действующими
нормами.
Санитарная одежда, как правило, должна быть светлых тонов,
разрешается использование торгующими личной специальной одежды.
Используемые торгующими на рынке весы, гири и другие
измерительные приборы должны быть в исправном состоянии, иметь
ясные клейма и представляться на проверку в установленном порядке.
Запрещается использовать измерительные приборы, не прошедшие
поверку и не предназначенные для взаимных расчетов (бытовые весы).
1.11. Время завоза продукции на рынки определяется, как
правило, до начала работы рынка.
1.12. За предоставление торгового места с торгующих взимается
разовый сбор, утвержденный администрацией рынка. Все тарифы должны
иметь экономическое обоснование.
1.13. Виды услуг, предоставляемых рынками на договорной
основе:
- разруб мяса, выдача на прокат весов, маркированных по видам
продукции, гирь, мерных кружек, вилок, лотков и другого торгового
инвентаря и санитарной одежды (фартуки, нарукавники);
- взвешивание на товарных весах;
- предоставление мест в холодильниках и складских помещениях
для хранения товаров;
- предоставление оборудованных помещений для фасовки товаров;
- погрузо - разгрузочные работы;
- рекламные услуги и др.
1.14. Плата за услуги вносится торгующими в кассу рынка или
контролеру с выдачей плательщику кассового чека в погашенном виде
или квитанции установленного образца, а при приемке продуктов на
хранение также и накладной. Передача кассовых чеков или квитанций
об уплате разового сбора и о внесении платы за услуги другим
торгующим запрещается.
1.15. Рынок должен иметь информацию, необходимую для торгующих
и покупателей. Информационный стенд должен размещаться в доступном
и удобном для обозрения месте и содержать в обязательном порядке:
- выписки из Правил работы рынка;
- выписки из Правил продажи товаров, утвержденных
Правительством РФ;
- перечень основных видов предоставляемых услуг;
- размеры разового сбора за предоставление торгового места и
ставки платы за услуги;
- телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой
рынков;
- сведения об органе по защите прав потребителей при местной
администрации;
- фамилия, инициалы директора или собственника рынка, номер
телефона;
- ассортиментный перечень товаров, утвержденный для реализации
на рынке;
- перечень продукции, запрещенной к свободной реализации.
1.16. Торговлю на рынках могут осуществлять предприятия всех
форм собственности, имеющие Устав, зарегистрированный в городской
или районной администрации, граждане (в том числе иностранные),
имеющие свидетельство о предпринимательской деятельности,
зарегистрированное в налоговой инспекции районной администрации, и
физические лица, товарами в соответствии с ассортиментным
перечнем, утвержденным для данного рынка в установленном порядке,
кроме продукции, запрещенной к свободной реализации.
Договоры аренды торговых мест могут заключаться на срок от
нескольких часов до одного года (по усмотрению администрации
рынка). Преимущественное право на заключение договоров аренды
должно предоставляться производителям сельскохозяйственной
продукции, фермерам, владельцам садовых и огородных участков.
1.17. Предприятия всех форм собственности и индивидуальные
предприниматели осуществляют торговлю на рынке при наличии патента
на право торговли, выданного в установленном порядке, и
утвержденного ассортиментного перечня, согласованного в
установленном порядке, предусматривающего наименование и объем
реализуемой продукции с учетом торговой площади, мощности
установленного торгового и холодильного оборудования.
1.18. Продавец обязан довести до сведения потребителя
фирменное наименование своей организации, место ее нахождения
(юридический адрес). Индивидуальный предприниматель должен
представить потребителю информацию о государственной регистрации и
наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемый продавцом, подлежит
лицензированию (продажа лекарственных средств, очковой оптики,
алкогольной продукции и др.), потребителю должна быть представлена
информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об
органе, выдавшем лицензию.
Данная информация должна быть доведена до потребителей при
осуществлении торговли с лотков, во временных помещениях и в
других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места
нахождения продавца.
1.19. Продавец обязан обеспечить наличие правильно и
единообразно оформленных ценников на реализуемые товары,
надлежащий уровень обслуживания покупателей и по требованию
покупателя дать полную информацию об изготовителях, основных
потребительских свойствах товаров.
К реализации допускаются только доброкачественные продукты,
сертифицированные в установленном порядке. Пищевые продукты должны
иметь четкие данные о сроках их годности, изготовителе и др. в
соответствии с требованиями по этикетированию. Все пищевые
продукты и продовольственное сырье должны иметь документацию,
подтверждающую их качество и безопасность.
Продавец несет ответственность за качество реализуемых
товаров.
1.20. Продавцы, реализующие продовольственные товары, обязаны
иметь на рабочем месте личную медицинскую книжку с отметкой о
допуске к работе с продуктами питания.
1.21. Продажа скота, птицы, домашних животных и сырья
животного происхождения производится в специально отведенных для
этого секциях рынка при наличии у торгующих соответствующих
документов от ветеринарной службы о благополучии животных и мест
их нахождения по заразным болезням.
1.22. Денежные расчеты с покупателями за купленные на рынках
товары осуществляются в соответствии с нормативными актами
Российской Федерации и администрации Хабаровского края.
1.23. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров,
рассмотрение претензий покупателей осуществляются с соблюдением
требований законодательства о защите прав потребителей.
Товары, на которые установлен срок годности, продавец обязан
передать покупателю с таким расчетом, чтобы они могли быть
использованы по назначению до истечения срока годности.
1.24. Развесные продовольственные товары, а также ткани,
одежда, меховые товары и обувь, купленные у предприятия или
индивидуального предпринимателя, передаются покупателю в
упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
2. ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ НА РЫНКАХ КРАЯ
2.1. Продажа продовольственных товаров на рынках производится
на торговых местах (лотках, киосках и т.д.), специально отведенных
для реализации этих товаров.
2.2. Торговые места (столы, прилавки) покрываются материалом,
разрешенным для контакта с пищевыми продуктами. Торговые места,
определенные для реализации скоропортящихся товаров, должны иметь
навесы, подводы воды и канализации, оснащены холодильным
оборудованием.
2.3. Продажа продовольственного сырья и пищевых продуктов
(мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, свежая рыба разных
видов, мед, яйцо, зелень, свежие фрукты, овощи, ягоды, дикоросы,
соленые, квашеные, маринованные овощи, фрукты, салаты национальной
кухни, сухие грибы, семечки, орехи, крупа, зерно) допускается
только после проведения ветеринарно - санитарной экспертизы,
подтвержденной выдачей соответствующего разрешения.
Мясо, не распроданное в течение дня и не сданное на хранение в
холодильники (ледники) рынка, подлежит на следующий день
повторному осмотру и клеймению.
Клеймо ветеринарно - санитарной экспертизы должно сохраняться
до полной продажи туши.
2.4. Хранение и продажа пищевых продуктов должны производиться
при строгом соблюдении установленных санитарных требований.
Реализация скоропортящихся продуктов должна осуществляться из
охлаждаемых витрин.
Запрещается выкладка и реализация скоропортящихся продуктов с
прилавков и столов.
2.5. Все пищевые продукты в складских помещениях рынка и
непосредственно на торговом месте должны храниться на
подтоварниках.
2.6. Торговый инвентарь подлежит ежедневной уборке и обработке
с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к
применению учреждениями госсанэпиднадзора.
2.7. Торговля в развал разрешается бахчевыми, овощами,
картофелем.
2.8. Реализация рыбы и других водных животных и растений
разрешается только при наличии разрешения на право занятия этой
деятельностью, а также при наличии документов, подтверждающих
законность приобретения подлежащих реализации водных биоресурсов
(договор на приобретение, фактура и др.).
Частным лицам запрещается торговля рыбой и получаемой из нее
продукцией.
2.9. Реализация продукции природных ресурсов производится при
наличии у продавца документов, подтверждающих законность заготовки
или приобретения данной продукции, и предоставлении сертификата
безопасности.
Запрещается продажа на рынках края продукции редких и
исчезающих видов ресурсов охотничьих животных и побочного
лесопользования (дикорастущих), занесенных в Красную Книгу РФ и в
список видов растений и животных, включаемых в Красную Книгу
Хабаровского края.
2.10. Запрещается реализация растительной продукции без
карантинных сертификатов, выдаваемых пограничной госинспекцией по
карантину растений по Хабаровскому краю:
- импортных и завезенных из других регионов страны свежих
плодов, овощей, картофеля, крупы, муки, сухофруктов,
посадочного материала и другой растительной продукции;
- семенного материала независимо от происхождения.
Реализация импортных и завезенных из других регионов страны
срезов цветов разрешается по карантинным сертификатам, выданным
госинспекциями по карантину растений по месту отгрузки.
3. ПОРЯДОК ПРОДАЖИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ НА РЫНКАХ КРАЯ
3.1. Продажа непродовольственных товаров на рынках
производится на специально отведенных для этой цели местах.
3.2. При продаже тканей, одежды, обуви оборудование торговых
мест должно позволять свободный доступ покупателей к товарам.
3.3. Покупателю при выборе одежды (швейных изделий, верхних
трикотажных изделий, головных уборов и обуви) должны быть созданы
условия для примерки. Для этих целей оборудуются примерочные либо
торговые места оснащаются зеркалами и банкетками.
3.4. Продавец обязан ознакомить покупателя со свойствами
реализуемого товара, способами ухода за ними. Информация о товаре,
в том числе и инструкция по его эксплуатации, должны быть на
русском языке.
3.5. Продажа сложных товаров на рынках производится только в
специально оборудованных помещениях, позволяющих провести
предпродажную подготовку, предоставляющих продавцу условия показа
товара в действии и оформления соответствующих документов.
Продавец при отпуске товара покупателю проверяет в его
присутствии качество товара, комплектность изделия, наличие
паспорта, гарантийного талона и инструкции о правилах пользования.
При продаже отдельных видов товаров (текстильных, трикотажных,
швейных, меховых товаров, обуви, технически сложных товаров
бытового назначения, изделий из драгоценных металлов и драгоценных
камней) вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в
котором указывается наименование товара и продавца, дата продажи и
цена товара, подпись лица, осуществляющего непосредственную
продажу и характеристика товара (марка, номер, тип и т.п.).
3.6. Комиссионная торговля на рынке непродовольственными
товарами производится в соответствии с Правилами комиссионной
торговли непродовольственными товарами.
3.7. Товары, подлежащие обязательной сертификации (товары для
детей, для профилактики и лечения заболеваний, технические
средства реабилитации инвалидов, парфюмерно - косметические товары
и мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные
уборы, трикотажные изделия, пушно - меховые и овчинно - шубные
изделия, обувь, строительные материалы, предметы обстановки дома,
оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения,
сантехника), допускаются к продаже только при наличии сертификатов
безопасности.
3.8. Торговля орудиями лова (добычи) рыбы и других водных
животных и растений (сетные орудия лова, крючковые снасти)
осуществляется при наличии у продавца лицензии на право
изготовления орудий добычи, выдаваемой департаментом по
рыболовству администрации края.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА
4.1. Продавец на рынке обязан:
4.1.1. Выполнять данные Правила и распорядок работы рынка,
соблюдать установленный порядок продажи продовольственных и
непродовольственных товаров, в соответствии с действующим
законодательством.
4.1.2. Иметь эстетически оформленную вывеску о принадлежности
торговой точки и нагрудный знак с указанием фамилии, имени,
отчества продавца.
4.1.3. Содержать торговую точку в чистоте, вывозить мусор в
специально отведенное для этих целей место.
4.1.4. Подчиняться требованиям администрации рынка в части
выполнения действующих правил.
4.2. Продавец на рынке имеет право:
- требовать от администрации рынка полного выполнения условий
заключенных договоров аренды.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ РЫНКА
5.1. Администрация рынка обязана:
5.1.1. Заключить с продавцами товаров договоры аренды торговых
мест, оговорив в них порядок деятельности, права и обязанности
продавцов и администрации рынка.
5.1.2. Предоставить торгующим в соответствии с договором
помещение, позволяющее произвести выкладку товаров, обеспечивающее
свободный доступ к нему покупателей, а также возможность
проведения погрузочно - разгрузочных работ.
5.1.3. Обеспечить охрану складских и торговых помещений рынка
в нерабочее время и соблюдение правопорядка в течение рабочего
дня.
5.1.4. Осуществлять коммунальное обслуживание: обеспечение
электрического освещения, своевременный вывоз мусора, санитарную
уборку территории и т.д. в соответствии с договором аренды.
5.1.5. Предоставлять за дополнительную плату торгово -
технологическое оборудование (стеллажи, подтоварники, витрины,
весоизмерительное оборудование), автотранспорт, погрузо -
разгрузочные механизмы.
5.1.6. Контролировать соблюдение торгующими действующих правил
торговли и своевременно принимать меры к нарушителям. Обеспечить
наличие контрольных весов для покупателей.
5.1.7. Содержать в чистоте территорию рынка и прилегающую к
ней на 25 метров по периметру. Ежедневно по окончании рабочего дня
проводить уборку с дезинфекцией и дератизацией.
5.1.8. Разместить автостоянку служебного и индивидуального
транспорта на расстоянии не менее 50 метров от жилых домов.
5.2. Администрация рынка имеет право:
Расторгать досрочно договоры аренды на предоставление торговых
мест при невыполнении и нарушении торгующими настоящих Правил.
6. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ РЫНКОВ
6.1. Контроль за работой рынков осуществляется органами и
службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством
в пределах своей компетенции, а также общественными организациями
потребителей при проверках соблюдения правил торгового
обслуживания и прав потребителей на основании статьи 45 Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей".
6.2. Работники контролирующих органов проводят проверки
предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще
оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью
организации) удостоверений с указанием сроков полномочия на право
проверки рынка.
6.3. На рынках ведется контрольный журнал, в который
проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация
рынка обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к
устранению недостатков и нарушений.
6.4. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники
рынка и торгующие несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, кроме того
контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности
предприятия - нарушителя вплоть до лишения его права торговли на
рынке.
|