КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 11 августа 1998 г. N 2-26-1533
О ПРИЕМЕ УЧАЩИХСЯ В 1-Е КЛАССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Хабаровского края
Многочисленные обращения граждан, поступающие в комитет общего
образования администрации края, инспекторская проверка
общеобразовательных учреждений г. Хабаровска, Хабаровского района
по выполнению Закона РФ "Об образовании" в части соблюдения
порядка приема детей в первые классы общеобразовательных
учреждений свидетельствуют о том, что
- актуализировалась проблема психологической готовности детей
к обучению в школе;
- нарушается принцип общедоступности и бесплатности
образования;
- в большинстве общеобразовательных учреждений проводятся
тестирование, собеседование, на основе которых формируются
разноуровневые 1-е классы.
Определение психологической готовности детей к школьному
обучению осуществляется через широкий спектр психологического
тестирования. Рассматривается уровень актуального психофизического
развития ребенка по отдельным психическим функциям: памяти,
мышлению, воображению и т.д.; проверяется умение его читать,
считать, писать, т.е. выявляется соответствие уровня развития
будущего первоклассника неким "нормам", которые в разных школах
имеют разную критериальную основу, нередко прямо противоположную.
Таким образом, эмпирические психологические исследования,
самостоятельно проводимые общеобразовательными учреждениями,
эклектично определяют обученность ребенка на данный момент.
Уровень же обучаемости (потенциальные возможности) детей
определяется "зоной ближайшего развития", которая может быть
выявлена только в результате длительного взаимодействия педагога и
ребенка через меру помощи ребенку со стороны учителя при
выполнении конкретной деятельности. Кроме того, используемые в
общеобразовательных учреждениях тестовые методики:
- не позволяют диагностировать эмоционально - волевую сферу,
включающую важнейшие показатели готовности ребенка к
школе - коммуникативные навыки и уровень саморегуляции и
произвольности;
- применяются в период кризисного развития ребенка и не могут
служить основой для объективного определения уровня его развития
при приеме в школу.
Идея использования таких тестов противоречит и гуманистической
ориентации в современном образовании.
До настоящего времени вопрос о создании достаточно надежных,
валидных психодиагностических средств, с помощью которых можно
определить психологическую готовность детей к обучению в школе,
распределить детей по степени интеллекта, остается открытым и
нерешенным.
В связи с этим комитет общего образования администрации края
считает необходимым:
1. Обеспечить прием в общеобразовательные учреждения любого
вида всех граждан, имеющих право на получение образования и
проживающих на закрепленной за общеобразовательным учреждением
территории.
2. Установить, что осуществлять прием учащихся на конкурсной
основе имеют право по согласованию с учредителем
общеобразовательные учреждения, реализующие программы углубленного
изучения общеобразовательных областей или отдельных предметов с 1
класса, организующие образовательный процесс в одну смену.
3. Считать формой проведения приема учащихся в 1 классы для
каждого образовательного учреждения заявительный порядок (на
основе заявления родителей, медицинской карты ребенка).
4. Руководителям муниципальных органов управления
образованием:
- установить в соответствии с п.1 ст. 16 Закона РФ "Об
образовании" порядок приема в муниципальные образовательные
учреждения на ступень начального общего образования;
- запретить использование психологических тестов при приеме
учащихся на ступень начального общего образования;
- утвердить перечень муниципальных общеобразовательных
учреждений, проводящих прием в 1 классы на конкурсной основе;
- изучить возможность создания сводных районных (городских)
классов для особо одаренных детей после окончания ими 1 класса в
связи с обострением в государственном масштабе проблемы подготовки
интеллектуальной элиты;
- довести (до 10.02.99) до сведения населения информацию об
условиях приема в общеобразовательные учреждения, осуществляющие
прием учащихся в 1-е классы на условиях бесконкурсного набора,
закреплении их за определенной территорией, перечне
общеобразовательных учреждений, осуществляющих прием в 1-е классы
в форме конкурсного набора;
- взять под контроль организацию приема учащихся в 1-е классы.
5. Руководителям общеобразовательных учреждений:
- разработать условия конкурсного набора (порядок, содержание,
критерии) провести их экспертизу, согласовать с учредителем,
довести до сведения родителей, определить дни консультаций по
вопросам приема;
- установить формой собеседования при приеме в 1 класс -
педагогическую беседу с родителями и детьми в целях знакомства с
ребенком и его индивидуальными особенностями;
- считать заключения психолого - медико - педагогических
комиссий о готовности ребенка к обучению рекомендательными.
Председатель комитета
общего образования
Л.Ф.Обухова
|