УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ОТ 26.01.2005 N 257
30 сентября 1998 года N 63
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
(в ред. Закона Хабаровского края
от 29.12.2003 N 159)
Настоящий закон определяет порядок формирования и реализации
краевой составляющей федеральной государственной научно-
технической политики; координации, регулирования и финансирования
научной, научно-технической деятельности, использования
результатов этой деятельности в интересах социально-экономического
развития Хабаровского края.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о научной, научно-технической
деятельности и научно-технической политике
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Основная цель и задачи краевой научно-технической
политики
Статья 4. Принципы краевой научно-технической политики
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ КРАЕВОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 5. Порядок формирования научно-технической политики
Статья 6. Компетенция Законодательной Думы края
Статья 7. Компетенция Правительства края
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Исключена. - Закон Хабаровского края от 29.12.2003 N
159.
Глава III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 10. Координация и регулирование научно-технической
деятельности
Статья 11. Взаимодействие с субъектами Российской Федерации
Статья 12. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях
научно-технического развития
Статья 13. Поддержка конкуренции и предпринимательства в научно-
технической сфере
Статья 14. Научно-техническая экспертиза
Статья 15. Открытость и гласность краевой научно-технической
политики
Статья 16. Создание и развитие инфраструктуры научной, научно-
технической и инновационной деятельности
Статья 17. Информационное обеспечение научной, научно-
технической и инновационной деятельности
Статья 18. Права на создание, передачу и использование
результатов научной и научно-технической деятельности
Глава IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
КРАЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 19. Финансирование научной и научно-технической
деятельности в крае
Статья 20. Стимулирование инвестиционной и инновационной
деятельности
Статья 21. Стимулирование научной и научно-технической
деятельности
Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Вступление в силу настоящего закона
______________________________________________________________________________
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о научной, научно-технической
деятельности и научно-технической политике
Законодательство о научной, научно-технической деятельности и
научно-технической политике состоит из Федерального закона "О
науке и государственной научно-технической политике", настоящего
закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и
Хабаровского края (далее по тексту - край), относящихся к сфере
науки.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем законе используются основные понятия Федерального
закона "О науке и государственной научно-технической политике", а
также следующие понятия:
Научная деятельность, в том числе фундаментальные и прикладные
исследования, - деятельность, направленная на получение и
применение новых знаний.
Краевая научно-техническая политика - составная часть
государственной научно-технической политики, которая определяет
цели, направления, формы деятельности органов государственной
власти края в области науки, техники и реализации достижений науки
и техники.
Научно-техническая и инновационная деятельность - деятельность,
направленная на решение задач социально-экономического развития,
объединяющая в себе проведение поисковых научных исследований,
выполнение прикладных научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ (НИОКР) и реализацию новых научных
результатов в производстве и социальной сфере, в том числе на
коммерческой основе, обеспечивающая функционирование науки,
техники и производства как единой системы.
Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной
деятельности - комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг
друга функциональных систем и соответствующих им организационных
элементов, необходимых и достаточных для осуществления всего цикла
этой деятельности.
Приоритетные направления научно-технического развития
тематические направления научных исследований и разработок,
которые обеспечивают основной вклад в достижение поставленных
текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития.
Абзац исключен. - Закон Хабаровского края от 29.12.2003 N 159.
Абзац исключен. - Закон Хабаровского края от 29.12.2003 N 159.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе
иностранными гражданами и юридическими лицами, а также
международными организациями, получившими право на предоставление
грантов на территории Российской Федерации в установленном
Правительством Российской Федерации порядке, на проведение
конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных
грантодателями.
Статья 3. Основная цель и задачи краевой научно-технической
политики
1. Основная цель краевой научно-технической политики -
достижение высокой эффективности научно-технического обеспечения
развития экономики и социальной сферы края.
2. Достижение основной цели краевой научно-технической политики
предусматривает решение следующих задач:
- рациональное и эффективное использование имеющегося научно-
технического потенциала при осуществлении научной, научно-
технической и инновационной деятельности;
- создание экономических условий, стимулов и мотивации работы
природохозяйственного комплекса края для создания производств
опережающего технологического уровня и выпуска конкурентоспособной
продукции на основе достижений науки и техники;
- создание краевого механизма инвестирования в наукоемкие
технологии, привлечение дополнительных российских и зарубежных
инвестиций в развитие научной, научно-технической и инновационной
деятельности;
- развитие инфраструктуры научной, научно-технической и
инновационной деятельности, способной эффективно работать в
условиях рыночной экономики;
- содействие сохранению и развитию научного потенциала края,
привлечению молодежи в сферу науки, интеграции научной и
образовательной деятельности;
- развитие и поддержка межрегиональных связей и международного
сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной
деятельности, развитие рынка наукоемкой продукции.
Статья 4. Принципы краевой научно-технической политики
Краевая научно-техническая политика основывается на следующих
принципах:
- признание науки наиболее эффективной и социально значимой
отраслью, определяющей уровень развития производительных сил края;
- концентрация творческого потенциала научных организаций,
отдельных исследователей, а также ресурсов на приоритетных
направлениях развития природохозяйственного комплекса края;
- преимущественное использование программно-целевого подхода в
координации и регулировании научной, научно-технической и
инновационной деятельности;
- стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности через систему экономических рычагов и льгот на
конкурсной основе;
- финансовое обеспечение программ и мероприятий краевой научно-
технической политики из средств краевого бюджета и краевых
внебюджетных фондов;
- использование множественности источников финансирования;
- инновационная направленность научно-технической политики;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной
деятельности;
- открытость и гласность научно-технической политики;
- развитие международного научного и научно-технического
сотрудничества.
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ КРАЕВОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 5. Порядок формирования научно-технической политики
1. Основные направления краевой научно-технической политики на
долгосрочный период разрабатываются и принимаются Губернатором
края с учетом предложений органов местного самоуправления,
Законодательной Думы края, субъектов научной, научно-технической и
инновационной деятельности.
2. Основные направления научно-технической политики должны
содержать:
- оценку текущего состояния и развития науки и техники в
интересах края и их влияние на решение социально-экономических
проблем края;
- обоснование приоритетных направлений научной и научно-
технической деятельности;
- объемы финансирования и механизмы поддержки научно-
технических программ и проектов;
- рекомендации по совершенствованию правового, финансового,
материально-технического и прочего обеспечения научной, научно-
технической и инновационной деятельности.
Статья 6. Компетенция Законодательной Думы края
Законодательная Дума края:
- осуществляет законодательное регулирование научной, научно-
технической деятельности и краевой научно-технической политики;
- вносит предложения Губернатору края по основным направлениям
краевой научно-технической политики;
- утверждает долгосрочные краевые целевые научно-технические
программы в соответствии с законодательством Российской Федерации
и края;
(абзац в ред. Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 159)
- утверждает краевой бюджет в части средств, направляемых на
научную и научно-техническую деятельность в интересах края;
- в пределах компетенции, определенной федеральным
законодательством устанавливает налоговые и иные льготы, порядок
их предоставления субъектам научной, научно-технической
деятельности и предприятиям, вкладывающим свои средства в развитие
научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- осуществляет контроль за исполнением краевого бюджета в части
средств, предусматриваемых на научную и научно-техническую
деятельность.
Статья 7. Компетенция Правительства края
Правительство края:
- с учетом предложений органов местного самоуправления,
Законодательной Думы края, субъектов научной, научно-технической и
инновационной деятельности разрабатывает основные направления
краевой научно-технической политики;
- разрабатывает и реализует краевые целевые научно-технические
программы в соответствии с законодательством Российской Федерации
и края;
(абзац в ред. Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 159)
- разрабатывает и реализует экономический механизм краевой
научно-технической политики;
- обеспечивает координацию, формирование и финансирование
научной и научно-технической деятельности в крае;
(абзац в ред. Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 159)
- создает фонды поддержки научной, научно-технической и
инновационной деятельности;
- осуществляет управление краевыми научными организациями,
включая их создание, реорганизацию и ликвидацию, и контроль за
деятельностью государственных научных организаций, федерального
значения по вопросам, относящимся к полномочиям государственной
власти края;
- содействует созданию и поддержанию информационных систем в
сфере науки.
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
- обеспечивают исполнение законодательных и других нормативных
правовых актов в области научно-технической политики на своей
территории;
- содействуют созданию в пределах своей компетенции необходимых
социальных и коммунально-бытовых условий для осуществления на
своей территории научной и научно-технической деятельности;
- оказывают содействие формированию фондов поддержки научной,
научно-технической и инновационной деятельности;
- как субъекты права законодательной инициативы участвуют в
разработке краевых целевых научно-технических программ.
Статья 9. Исключена. - Закон Хабаровского края от 29.12.2003 N
159.
Глава III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 10. Координация и регулирование научно-технической
деятельности
1. Координация и регулирование научной, научно-технической
деятельности осуществляется с использованием преимущественно
экономических методов, опирающихся на законодательную основу, при
обеспечении широкой демократизации, свободы научного творчества,
развития состязательности и конкурсности.
2. Регулирование научной, научно-технической деятельности
базируется на установленном Федеральным законом "О науке и
государственной научно-технической политике" совместном ведении
органами государственной власти Российской Федерации и ее
субъектов общих вопросов науки, реализуется путем разделения
компетенции и ответственности между Российской Федерацией и краем
и направлено на:
- формирование экономического механизма осуществления
государственной научно-технической политики;
- формирование рынков научной и научно-технической продукции;
- организацию научно-технического прогнозирования;
- разработку и реализацию мер по социальной защите научных и
научно-технических работников;
- формирования совместных фондов поддержки научной, научно-
технической и инновационной деятельности;
- содействия расширению международных научных связей.
3. Регулирование научной и научно-технической деятельности
органами государственной власти края в пределах их компетенции
осуществляется путем:
- формирования приоритетных для края направлений научной и
научно-технической деятельности;
- формирования научно-технических программ и проектов и
определения бюджетного финансирования в интересах развития края;
- введения системы налогов с дифференцированием налоговых
ставок и льгот;
- предоставления финансовой помощи субъектам научной, научно-
технической деятельности в виде субсидий и бюджетных ссуд;
- контроля за соблюдением государственных норм и стандартов;
- использования антимонопольных мер;
- прямых инвестиций и содействия инновационной деятельности;
- управления государственными научными организациями
регионального значения;
- контроля за деятельностью государственных научных организаций
федерального значения и поддержки общественных научных
организаций;
- формирования межрегиональных и краевых фондов поддержки
научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Статья 11. Взаимодействие с субъектами Российской Федерации
1. Правительство края осуществляет взаимодействие с органами
исполнительной власти других субъектов Российской Федерации в
целях наилучшего использования имеющегося в крае и других регионах
научно-технического потенциала, экономии средств на научно-
техническое обеспечение решения проблем социально-экономического
развития края, сокращения сроков решения этих проблем.
2. Взаимодействие осуществляется на основе соглашений,
предусматривающих в том числе:
- взаимное информирование о приоритетных проблемах социально-
экономического развития и задачах научно-технического обеспечения
решения этих проблем; о планируемых и осуществляемых научно-
инновационных мероприятиях; о представляющих взаимный интерес
научно-технических достижениях и разработках и т.п.;
- осуществление совместной деятельности по научно-техническому
обеспечению решения общих социально-экономических проблем;
- формирование межрегиональных фондов поддержки научной, научно-
технической и инновационной деятельности.
Статья 12. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях
научно-технического развития
1. В целях эффективного использования научно-технического
потенциала страны и края, обеспечения преимущественного развития
областей науки и техники, способных внести прогрессивные изменения
в структуру экономики и повысить технический уровень производства,
органы государственной власти края концентрируют ресурсы края на
приоритетных направлениях научно-технического развития.
2. Концентрация ресурсов на эти цели обеспечивается как путем
непосредственного выделения средств из краевых источников, так и
создания экономической заинтересованности предприятий, объединений
и организаций в использовании достижений науки и техники.
Статья 13. Поддержка конкуренции и предпринимательства в научно-
технической сфере
1. Органы государственной власти края поощряют деятельность
разных научных школ, стимулируют конкуренцию и
предпринимательство, развитие рыночных отношений в сфере науки и
техники путем развития конкурсных начал, независимой экспертизы
проектов, множественности источников финансирования научной и
научно-технической деятельности.
2. Органы государственной власти края поддерживают создание
разнообразных, в том числе и малых форм научной и научно-
технической деятельности путем целенаправленной кредитно-
финансовой, ценовой, налоговой и антимонопольной политики.
Статья 14. Научно-техническая экспертиза
1. Научно-техническая экспертиза является неотъемлемым
элементом разработки и реализации краевой научно-технической
политики и проводится на всех ее этапах и уровнях: при выборе
направлений научно-технической политики, формировании научно-
технических программ и проектов, проведении конкурсов на участие в
программах и проектах, контроле за их осуществлением, получением и
использованием результатов в народном хозяйстве.
2. Порядок, объем и характер экспертизы определяется
Правительством края.
Статья 15. Открытость и гласность краевой научно-технической
политики
Открытость и гласность формирования и реализации краевой научно-
технической политики обеспечивается путем:
- закрепления основных положений научно-технической политики в
нормативных правовых актах края;
- привлечения компетентных и заинтересованных организаций,
общественных объединений к разработке указанной политики и
подготовке стратегически значимых решений;
- широкого информирования населения края, заинтересованных
организаций и общественных объединений об основных положениях
краевой научно-технической политики, мероприятиях по ее
реализации, ожидаемых и достигнутых результатах этих мероприятий.
Статья 16. Создание и развитие инфраструктуры научной, научно-
технической и инновационной деятельности
1. Органы государственной власти края содействует развитию на
территории края многообразия организационных форм рыночной
инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной
деятельности; обеспечивает приоритетную поддержку объектам
инфраструктуры, таким как: научно-координационные, инновационно-
технологические и научно-методические центры; технопарки и
технополисы; научные инкубаторы; центры подготовки специалистов в
области инновационного менеджмента; центры научно-технической
экспертизы; центры стандартизации, сертификации и сервисного
обслуживания; консультационные пункты, инновационные банки, биржи
инновационных проектов; фонды страхования рискового вложения
капитала и лизинговые фирмы с последовательным объединением их в
единую интегрированную инфраструктуру, которая охватывает весь
цикл от генерации научной идеи до выпуска и реализации созданной
наукоемкой и технически новой продукции.
2. Правительство края с целью привлечения внебюджетных средств
коммерческих банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов,
собственных средств промышленных предприятий, а также иностранных
инвесторов организует проведение краевых, межрегиональных,
международных выставок-ярмарок научно-технической продукции и
обеспечивает участие экспонентов края в аналогичных мероприятиях
за рубежом. В рамках краевых и межрегиональных выставок-ярмарок
проводится конкурс перспективных проектов и разработок.
Статья 17. Информационное обеспечение научной, научно-
технической и инновационной деятельности
Правительство края:
- содействует созданию информационных систем обеспечения
научной, научно-технической и инновационной деятельности и
увеличению доступности для научных работников зарубежных
информационных сетей, оказывает материальную помощь в создании
Центров коллективного пользования научно-технической информацией;
- создает в своих структурных подразделениях систему
мониторинга в области научной, научно-технической и инновационной
деятельности на основе банков данных завершенных научно-
технических разработок и заказов предприятий на наукоемкие услуги,
технологии и проекты. Положение о порядке предоставления
информации потенциальным заказчикам и потребителям научно-
технической продукции, в том числе внебюджетным организациям
утверждается постановлением Губернатора края;
- оказывает финансовую и организационную помощь научным
организациям в проведении научно-технических конференций и в
издательской деятельности.
Статья 18. Права на создание, передачу и использование
результатов научной и научно-технической деятельности
1. Основной правовой формой взаимоотношений научных
организаций, заказчиков и иных потребителей научной, научно-
технической продукции являются договоры (контракты) на создание,
передачу и использование научной и научно-технической продукции,
оказание научных, научно-технических, инженерно-консультативных и
иных услуг, а также лицензионные и другие соглашения, включая
соглашения о совместной научно-производственной деятельности,
распределении прибыли.
2. Условия владения, пользования и распоряжения результатами
научной, научно-технической деятельности определяются нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также не противоречащими
им договорами (контрактами, соглашениями) сторон-участников
научной, научно-технической деятельности.
(ч. 2 в ред. Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 159)
Глава IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
КРАЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 19. Финансирование научной и научно-технической
деятельности в крае
(Статья в ред. Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 159)
Финансирование научной и научно-технической деятельности в крае
осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и края.
Статья 20. Стимулирование инвестиционной и инновационной
деятельности
Органы государственной власти края создают режим наибольшего
благоприятствования в области налогообложения и представляют
государственные гарантии для получения кредитов юридическим и
физическим лицам, в том числе иностранным:
- использующим разработки научных организаций;
- осваивающим выпуск наукоемкой или технически новой продукции;
- вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме,
в развитие научной, научно-технической и инновационной
деятельности.
Статья 21. Стимулирование научной и научно-технической
деятельности
1. С целью повышения престижа научной и научно-технической
деятельности и стимулирования творческих успехов ученых и
специалистов Правительством края ежегодно выделяются гранты на
проведение исследований в приоритетных направлениях научной и
научно-технической деятельности.
2. Количество указанных грантов, их величина, порядок
проведения конкурсов на их присуждение определяются в соответствии
с положениями о них постановлениями Губернатора края.
3. Органы государственной власти края создают научным
организациям режим наибольшего благоприятствования в области
налогообложения.
Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
(Глава V. Исключена. - Закон Хабаровского края
от 29.12.2003 N 159)
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Председатель Законодательной
Думы Хабаровского края
В.А.Озеров
г. Хабаровск,
30 сентября 1998 года, N 63
|