КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 15 декабря 1998 г. N 1-9-2224
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Комитет общего образования администрации края направляет для
использования в работе информацию "Об итогах государственной
статистической отчетности и собеседования с руководителями
муниципальных органов управления образованием". Просим принять
необходимые меры по устранению отмеченных недостатков.
Заместитель председателя комитета
И.А.Иванцева
Приложение
к письму
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 15 декабря 1998 г. N 1-9-2224
ИНФОРМАЦИЯ
КОМИТЕТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ
ОБ ИТОГАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
И СОБЕСЕДОВАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
I. Государственная статистическая отчетность
В соответствии с планом работы комитета общего образования с
15.09.98 по 03.10.98 прошли отчеты руководителей муниципальных
органов управления образованием на начало 1998/99 учебного года.
В целом по краю статистическая отчетность была предоставлена в
установленные графиком сроки и с удовлетворительным качеством.
Итоги собеседования показали, что в крае сохранена и получила
дальнейшее развитие сеть учреждений системы общего образования.
По состоянию на 01.09.98 в крае функционирует 462
общеобразовательные школы, в том числе 6 общеобразовательных
школ - интернатов, в которых обучается 222699 учащихся. По
сравнению с 1997 г. сеть муниципальных общеобразовательных школ
края увеличилась на 1 единицу. Произошли следующие изменения сети
общеобразовательных школ: открылись 2 комплекса "начальная школа -
детский сад" в г. Хабаровске, 1 начальная школа в г. Амурске,
начальная школа в с. Славянка Нанайского района. Были закрыты
школы: начальная школа N 79 в г. Хабаровске, начальная школа в
районе им. С.Лазо (в/ч 52 км), начальная школа в п. Чильба
Ульчского района. Реорганизованы: из полной средней школы в
основную - школа в с. Озерках Николаевского района, из основной в
полную среднюю - школа в с. Котиково Вяземского района; из
начальной школы в основную - школа N 3 в с. Троицкое и из
основной - комплексная начальная школа - детский сад в с. Верхняя
Манома Нанайского района, из полной средней в основную - школа в
п. Октябрьский района им. П.Осипенко.
В школах края число учащихся уменьшилось на 4581 человек или
на 2,1%, что вызвано в основном демографическими факторами
(снижением рождаемости, миграционными процессами). Наиболее
значительное сокращение числа учащихся произошло в
г. Комсомольске-на-Амуре (на 2%), Советско-Гаванском (на 4,2%).
Николаевском (5,4%), Амурском (на 4,5%), Ванинском (3,4%),
Комсомольском (4,6%). Охотском (на 4,7%), Тугуро-Чумиканском (на
5,4%), Хабаровском (3,9%).
В связи с уменьшением контингента учащихся в
общеобразовательных школах и сокращением количества классов и
классов - комплектов в целом по краю снизился уровень 2-ой смены
до 28,8 процента по сравнению с 30,9 процента в 1997/98 учебном
году. Однако, в ряде образовательных учреждений края сохраняется
высоким удельный вес числа учащихся, занимающихся в II и III смены
(г. Хабаровск - 34,7%, г. Комсомольск-на-Амуре - 32,5%, Ванинский
район - 28,9%).
На начало 1998/99 учебного года средняя наполняемость классов
по школам края (без учета классов для детей с задержкой в развитии
и умственно отсталых) составила 23,6% против 23,4% в 1997/98 году,
что позволило уменьшить число классов - комплектов в целом по краю
на 82. Увеличение наполняемости классов произошло в г. Хабаровске
(с 26,1 чел. до 26,6 чел.), в г. Комсомольске-на-Амуре (с 26,0
чел. до 26,4 чел.), в Амурском районе (с 24,4 чел. до 24,7 чел.),
в Ванинском районе (с 23,0 чел. до 23,9 чел.), в районе им. Лазо
(с 19,8 чел. до 20,2 чел.). Также была увеличена средняя
наполняемость классов для детей с задержкой психического развития
и умственно - отсталых детей с 13,5 чел. до 14,4 чел., что привело
к сокращению 42 классов по краю для этой категории учащихся.
В целом по общеобразовательным школам края число классов и
классов - комплектов сократилось на 335 по сравнению с 1997/98
учебным годом.
В крае за счет всех источников финансирования по состоянию на
01.10.98 г. введены в эксплуатацию 6 общеобразовательных школ на
1040 мест. Это школы в с. Иннокентьевка Нанайского района на 360
мест, в п. Ургал на 192 места, в г. Амурске первый пусковой
комплекс на 160 мест, в п. Чегдомын Верхнебуреинского района
произведена реконструкция детского сада под школу на 218 мест, в
п. Пивань Комсомольского района - на 50 мест, в с. Котиково
Вяземского района - пристройка к школе на 60 мест. До конца года
за счет средств местного бюджета планируется ввод в эксплуатацию
школы - интерната в п. Ванино на 120 мест за счет реконструкции
детского сада.
II. Материально - техническая база системы
общего образования
Для поддержания стабильного функционирования образовательных
учреждений и создания необходимых санитарно - гигиенических
условий в них к новому учебному году проведен текущий ремонт на
сумму 18,8 млн. рублей, из них привлеченные средства
(родительские, спонсорские) составили 7,5 млн. рублей. Например, в
г. Хабаровске на текущий ремонт использовано 8,3 млн. рублей, из
них 5,7 млн. рублей - это средства спонсоров и родителей; в
г. Комсомольске-на-Амуре - 4,6 млн. рублей, в том числе 0,4
млн. рублей - средства родителей и спонсоров, в Советско-Гаванском
районе из 688 тыс. рублей - 158 тыс. рублей - средства родителей и
спонсоров.
По капитальному ремонту на 01.09. выполнено работ на 17,3 млн.
рублей, оплачено 11,1 млн. рублей, в том числе по взаимозачетам -
6,6 млн. рублей. Задолженность за выполненные работы составила
21,5 млн. рублей, в том числе за 1997 г. - 13 млн. рублей, 1998 -
8,5 млн. рублей.
Необходимо отметить, что поддержка органов управления
образованием со стороны глав администраций в части решения проблем
укрепления материальной базы имеет место в г. Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре, Совгаванском, Ванинском, им. С.Лазо,
Верхнебуреинском районах. В г. Хабаровске произведен комплексный
капитальный ремонт школы N 13, большой объем ремонтных работ
выполнен по школам NN 50, 23, 66. Администрацией Индустриального
района проделана большая работа по ремонту и реконструкции
детского сада под начальную школу N 72, отремонтирована
школа N 61.
Ликвидированы аварийные ситуации в школах NN 38, 63
г. Хабаровска, NN 7, 10 г. Комсомольска-на-Амуре, в неполной
средней школе с. Долми, ведется ремонт спортзала средней школы
с. Полетное района им. Лазо.
Совместная целенаправленная деятельность администрации и
управления образования Верхнебуреинского района позволила не
только ввести в эксплуатацию новую школу в п. Ургал, но и
отремонтировать здание детского сада, в которое переведена из
аварийного начальная школа N 3, и вести комплексный ремонт
спального корпуса школы - интерната п. ЦЭС.
Большой объем работ выполнен по ремонту кровель в школах
Хабаровского района с.с. Ильинка, Сергеевка, Тополево, Дружба.
Вместе с тем в отдельных районах (Ульчский,
Тугуро-Чумиканский, им. П.Осипенко, Ванинский) средства из бюджета
практически не направляются на капитальный ремонт образовательных
учреждений. Сложная финансовая обстановка приводит к тому, что во
всех территориях края не проводятся комплексные капитальные
ремонты, а ведутся только выборочные ремонтные работы и проводится
ликвидация аварийных ситуаций. Отсутствие планируемых в
муниципальных бюджетах средств на укрепление материально -
технической базы привело к тому, что физический износ зданий резко
повысился.
На 01.09 в крае 24 школы размещены в ветхих и аварийных
зданиях, требующих замены. 139 школ требуют комплексного
капитального ремонта.
Тревожная ситуация сложилась с материальной базой
образовательных учреждений в Ульчском районе. Из 26 школ пять
находятся в ветхом состоянии и ремонту не подлежат, 6 - требуют
комплексного ремонта.
К началу отопительного сезона были отремонтированы все 114
котельных, находящихся на балансе органов управления образованием,
15 наружных теплотрасс, 89 внутренних систем отопления.
Сложно решаются в районах края вопросы по завозу топлива для
котельных и педагогических работников. Особенно остро эта проблема
обозначилась в Хабаровском, Ульчском, Солнечном, Нанайском,
им. С.Лазо, Тугуро-Чумиканском районах.
III. Содержание общего образования
Анализ работы муниципальных органов управления образованием
показал, что деятельность учреждений системы общего образования в
крае была направлена на выполнение постановления главы
администрации края N 524 от 15.12.97 "О персональной
ответственности руководителей органов управления образованием за
выполнение Закона РФ "Об образовании" в части обеспечения
содержания общего образования и учебно - методической базы
учреждений образования", решения коллегии комитета общего
образования N 1 от 03.03.98 "О содержании образования в
общеобразовательных учреждениях Хабаровского края и задачах по его
совершенствованию".
В крае улучшились показатели, характеризующие деятельность
органов управления образованием по реализации основных требований
Закона РФ "Об образовании" в части обеспечения прав граждан на
образование.
Работа образовательных учреждений была направлена на повышение
ответственности руководителей образовательных учреждений и лично
каждого педагога за сохранение контингента учащихся, на
недопущение фактов выбытия учащихся из школ без уважительных
причин до получения ими основного общего образования. В результате
такой работы в крае несколько снизился "отсев" учащихся с 0,83% в
1997 г. до 0,74% в 1998 г. Наиболее результативно эта работа
проводится в г. Хабаровске (0,2%), районе им. С.Лазо (0,2%),
Вяземском (0,3%), Комсомольском (0,6%), Амурском (0,6%) районах.
Снизилось число учащихся, оставленных на повторный курс обучения с
1,1% в 1997 году до 1,0% в 1998 году. Увеличилось число учащихся
из числа второгодников, продолжающих обучение с 89,8% в 1997 году
до 90,9% в 1998 году. В г. Комсомольске-на-Амуре, Ванинском,
Верхнебуреинском, Комсомольском, районе им. С.Лазо, Нанайском,
Охотском, Хабаровском районах этот показатель выше краевого.
Увеличилось число выпускников девятых классов, продолжающих
среднее образование в образовательных учреждениях с 68,6%
в 1997 г. до 69,4% в 1998 г. Целенаправленно эта работа проводится
в г. Хабаровске (72,9%), Ванинском (82,1%), Верхнебуреинском
(77,7%), Нанайском (77,1%), Охотском (80,45%) районах. В крае
отмечается устойчивая тенденция стремления молодежи к продолжению
образования на основе среднего (полного) общего образования:
1996 г. - 82,8%, 1997 г. - 86,6%, 1998 г. - 88,0%. В т.ч. в высших
учебных заведениях: 1996 г. - 46,3%, 1997 г. - 47,9%, 1998 г. -
48,0%).
Однако в отдельных территориях уровень управленческой и
организационно - педагогической деятельности не в полной мере
соответствует требованиям Закона РФ "Об образовании". При
средне - краевом показателе 1% в Аяно-Майском районе на повторный
курс обучения оставлено 7,5% учащихся, Ульчском - 2,8%, Охотском -
2,7%, в Николаевском - 2,3%, Советско-Гаванском - 2,2%,
Тугуро-Чумиканском - 2,3%. Из общеобразовательных учреждений края
в течение 1997/98 учебного года и летний период 1998 года выбыло
840 (0,74%) школьников до получения ими основного общего
образования, что свидетельствует о серьезных недостатках в
управленческой и организационно - педагогической деятельности ряда
органов управления образованием администраций районов (городов)
края и подведомственных им образовательных учреждений.
Особенно велик "отсев" школьников из общеобразовательных
учреждений Ванинского (2,9%), Тугуро-Чумиканского (2,5%),
Ульчского (2,5%), Охотского (1,6%), Нанайского (1,4%),
Николаевского (1,3%), Советско-Гаванского (1,2%) районов. В ряде
районов недостаточно проводится работа по сохранению контингента
учащихся 10-11 классов, в результате чего "отсев" составил в
Нанайском - 14,8%, Ульчском - 11,4%, Советско-Гаванском - 7,9%,
Хабаровском и Аяно-Майском - 6,0%.
В крае в 1998 году не устроено 417 выпускников, получивших
основное общее образование (1,9%). Особенно тревожное положение
сложилось в Тугуро-Чумиканском (42,3%), Аяно-Майском (17,5%),
им. П.Осипенко (16,0%), Охотском (6,9%) районах.
Увеличилось число выпускников одиннадцатых классов, которые по
состоянию на 20.09.98 не работают и не продолжают учебу. В 1997 -
5,8%, в 1998 г. - 6,0%. В Ульчском районе этот показатель
составляет 16,8%, Тугуро-Чумиканском - 20,0%, им. П.Осипенко -
16,4%, Нанайском - 15,7%, Бикинском -15,1%.
Нормативными документами, определяющими структуру и содержание
в общеобразовательных учреждениях разных типов и видов в крае
являются Федеральный и региональный Базисные учебные планы.
Учебные планы образовательных учреждений края приведены в
соответствие с вышеуказанными нормативными документами в части
наполнения областей знаний образовательными компонентами
(предметами), количеством часов для их изучения, определенным в
зависимости от выбранной программы и имеющегося программного,
учебно - методического обеспечения. Все общеобразовательные
учреждения края работают в новом учебном году по Базисному
учебному плану. Учебные планы муниципальных общеобразовательных
учреждений прошли необходимую процедуру утверждения
педагогическими советами, согласования с учредителями и органами
санэпиднадзора. Увеличилось по сравнению с прошлым учебным годом
количество образовательных учреждений в крае, имеющих
перспективные учебные планы, программное и учебно - методическое
обеспечение по ступеням обучения.
Целенаправленно такая работа проведена в г.г. Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Вяземском, Верхнебуреинском,
Ванинском, Советско-Гаванском, Хабаровском, Бикинском, им. Лазо
районах.
Вместе с тем реализация федерального компонента Базисного
учебного плана выявила ряд проблем. Максимальная учебная нагрузка
на учащегося при 5-дневной учебной неделе не позволяет
реализовывать имеющиеся в школах края общеобразовательные
программы в полном объеме, что может негативно отразиться на
целостности и системности общего образования, уровне подготовки
школьников на II и III ступенях обучения. Вызывает тревогу переход
на 5-дневную рабочую неделю образовательных учреждений Солнечного,
Николаевского, им. П.Осипенко районов.
Упорядочение содержания общего образования обозначило проблему
сохранения вариативности общего образования, дифференцированного
подхода к обучению на III ступени. Следует отметить
целенаправленную работу по использованию школьного
компонента в учреждениях г. Комсомольска-на-Амуре, где 46,6%
общеобразовательных школ имеют профильные классы, углубленного
изучения предметов. Аналогично выстраивают свою работу в этом
направлении школы Советско-Гаванского и Комсомольского районов.
В целом же в крае наметилась тенденция сокращения количества
школ, классов с углубленным, профильным изучением отдельных
предметов, областей знаний. В условиях дефицита финансовых средств
затруднено сложившееся ранее сотрудничество между школами и вузами
как в сельских, так и в городских школах.
Если в 1997 г. таких школ в крае было 106 (91 - город; 15 -
село) с охватом 32497 учащихся, то в 1998 г. - всего 72 школы
(68 - город, 4 - село) с охватом детей - 28290 человек. Это
свидетельствует об ослаблении внимания руководителей муниципальных
органов управления образованием, учреждений к проблемам обновления
содержания общего образования, формированию школьного компонента
Базисного учебного плана, особенно в сельских общеобразовательных
учреждениях.
Одним из основных направлений образовательной политики
комитета общего образования является регионализация содержания
общего образования в части реализации Хабаровского краевого
компонента государственного образовательного стандарта общего
образования. Введение ХКК ГОС ОО осуществляется в школах края в
соответствии с нормативными документами. В муниципальных
учреждениях г.г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, им. С.Лазо,
Бикинском, Вяземском, Комсомольском, Амурском, Верхнебуреинском
районах складывается система работы по регионализации содержания
общего образования.
Во всех территориях края проведена инвентаризация учебно -
методического, программного фонда.
На 1998/99 учебный год, несмотря на недостаточное
финансирование из краевого бюджета (40,9% от планируемого) на
приобретение учебников, постановление главы администрации края
N 246 от 20.06.97 "Об обеспечении учащихся общеобразовательных
учреждениях края учебниками федерального комплекта" выполнено. Все
учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей в школах края
учебниками обеспечены. Совместная работа комитета общего
образования, муниципальных образований по упорядочению
использования в учебном процессе учебников федерального комплекта,
сохранности школьных библиотечных фондов и организации свободной
продажи учебников в городах и районах края позволила начать
учебный год без особых проблем с учебниками. Вместе с тем
ежегодное снижение финансирования на приобретение учебников
(1996 - 30%, 1997 - 35%) от предусмотренных краевым бюджетом
отражается на состоянии учебного фонда. В 1998/99 учебном году
каждый из учащихся школы получил 1 - 2 учебника 1993-94 г. издания
(т.е. учебники, подлежащие списанию). В 1999/2000 г. количество
таких учебников достигнет 4 экземпляров на одного учащегося. В
1998 году не выполнен из-за отсутствия средств заказ муниципальных
органов управления образованием на учебники по дошкольному
образованию, для коррекционной школы, большинство учебников для
начальной школы, не приобретены учебники по технологии и истории.
В 1998 г. не издан ни один учебник регионального комплекта.
IV. Информатизация системы общего образования
В 1997/98 учебном году за счет средств краевого бюджета
приобретены компьютерные классы, локальные персональные компьютеры
и телекоммуникационное оборудование для Николаевского-на-Амуре
межшкольного учебно - производственного комбината, Аянской и
Чумиканской средних школ, Центра внешкольной работы с. Троицкое
Нанайского района, средней школы N 80 г. Хабаровска на общую сумму
564953 тыс. рублей.
Вместе с тем уровень обеспеченности образовательных учреждений
края современной учебной компьютерной техникой остается низким. В
большинстве районов края только 60% школ имеют собственные
компьютерные классы, а в Охотском и Ванинском районах лишь 30%
образовательных учреждений имеют полнокомплектные компьютерные
классы; 85,5% учебных компьютерных классов, эксплуатирующихся в
крае, можно отнести к нестандартному компьютерному оборудованию,
использование которого в учебном процессе малоэффективно и
неперспективно.
V. Система дополнительного образования
Положительной тенденцией в развитии дополнительного
образования в крае является расширение сети учреждений этой
системы, ее видовое разнообразие. Количество учреждений
дополнительного образования в крае не изменилось (99), но
появились новые их виды: "Лингвистическая школа" в г. Амурске,
школа "Юный земледелец" в Комсомольском районе, Центр детского и
юношеского творчества в п. Новый Ургал Верхнебуреинского района,
школа искусств в п. Охотск. В Николаевском районе 2 учреждения
дополнительного образования (Детско - юношеский клуб физической
подготовки и подростковый клуб "Самородок") были переданы на
баланс районного комитета по спорту. Особое внимание в отчетный
период было уделено вопросам создания нормативно - правовой базы в
учреждениях дополнительного образования. Практически все
учреждения имеют лицензии на образовательную деятельность,
формируется нормативно - правовая база функционирования всех видов
учреждений этой системы.
В общеобразовательных учреждениях края работают 4092 кружка
различных направлений деятельности с охватом 35,5% учащихся от их
общего количества. Выше краевого процент охвата кружками, клубами
по интересам в Бикинском, Николаевском, Нанайском, Аяно-Майском,
Комсомольском, им. Лазо, им. П.Осипенко районах. По видам
деятельности кружки представлены следующим образом: технического
творчества - 7,2% от общего количества кружков, эколого -
биологические - 6,7%, спортивные - 29,8%, художественного
творчества - 32,8%.
Развитие детского общественного движения в крае является
характерной чертой последних лет, что обусловлено прежде всего
потребностью детей в коллективном творчестве. Всего в крае
насчитывается более 1040 детских общественных объединений с
охватом свыше 57 тысяч детей. В основном эти объединения имеют
общественно - полезную, досугово - развлекательную направленность.
Особенно отличаются разнообразием объединения в г.г. Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском, Солнечном, Комсомольском
районах.
Муниципальные органы управления образованием уделяют большое
внимание организации работы по семейному воспитанию и
взаимодействию школьных коллективов с семьей, в том числе с
неблагополучной. По данным статистики, в крае 418043 ребенка в
возрасте до 18 лет, 25% школьников растут в семьях, где
прожиточный минимум ниже уровня бедности. Малообеспеченных семей -
84093, многодетных - 17936. Постоянное внимание требуют в крае
2588 семей, стоящих на учете в ОВД, 1539 детей стоящих на учете в
КДН. Опыт взаимодействия школы с семьей накоплен в учреждениях
г.г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского, Амурского,
Верхнебуреинского, Солнечного, Вяземского и Бикинского районов. В
течение летнего периода во всех районах края проводится
комплексная операция "Подросток".
В Верхнебуреинском районе с целью предупреждения
правонарушений и преступлений детьми "группы риска" проводятся
операции "Каникулы" и "Группа", в Вяземском и п. Осипенко районах
в системе организована операция "Семья", в ходе которой выявляются
и ставятся на учет неблагополучные семьи, оказывается им
психолого - педагогическая помощь.
В Николаевском и Нанайском районах организованы акции "За
здоровый образ жизни", в Комсомольском внедряется программа "Пути
взросления". Вместе с тем проводимая органами управления
образованием работа по профилактике правонарушений и преступлений
недостаточно эффективна, о чем свидетельствует рост числа
преступлений в 1 полугодии 1998 года на 16% к этому же периоду
1997 года.
VI. Социальная защита и реабилитация детей
В крае приняты меры по защите прав несовершеннолетних.
Увеличилась сеть учреждений общественного воспитания за счет
открытия школы - интерната для детей с недостатками в умственном
развитии в п. Пивань Комсомольского района на 50 мест, созданы
условия для обучения и воспитания детей в них. В настоящее время в
крае функционирует 66 детских домов и школ - интернатов, в которых
обучается 6922 ребенка. Все дети - сироты и дети, лишенные
попечения родителей, нуждающиеся в учреждениях общественного
воспитания, охвачены ими.
Большое внимание уделялось обучению детей с недостатками в
психофизическом развитии.
На 01.09.98 открыто 530 классов для детей с задержкой
психического развития с общим количеством 6963 ребенка; 97 классов
компенсирующего обучения для 1261 ребенка. В общеобразовательных
школах функционирует 40 классов (961 уч-ся) для детей с
недостатками в умственном развитии. Созданы условия для обучения
детей - инвалидов с нарушениями зрения, слуха, речи, болеющих
детским церебральным параличом; 528 детей - инвалидов обучаются на
дому по специальным программам (в 1997 г. - 381 ребенок).
В школе - интернате для незрячих и слабовидящих детей создан
компьютерный центр, в школе - интернате для глухих детей
продолжается эксперимент, проводимый Министерством общего и
профессионального образования РФ по программе "Интенсификация
учебного процесса в школах для глухих детей", совершенствуется
система обучения глухих детей по верботональному методу.
С обострением социально - экономического положения в стране
значительно ухудшилось и положение детей в крае. Растет число
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (1997 г. -
150 чел.; 8 месяцев 1998 г. - 1066 чел. ), неблагополучных семей
(1997 г. - 564, детей в них 14950; 1998 г. - 6938, детей в них
15366). Из-за несвоевременно оказанной помощи в приобретении
школьной одежды, обуви 329 детей из Амурского, им. Лазо,
Бикинского, Солнечного, Совгаванского, Вяземского, Нанайского
районов не явились 01.09.98 в школы.
Для оказания помощи семьям в воспитании детей в школах
увеличилось количество социальных педагогов с 192 в 1997 г. до 235
в 1998 г. Улучшилась организация оказания психологической
поддержки учащимся общеобразовательных школ, которую обеспечивают
341 психолог (в 1997 - 322 человека), логопедической помощи за
счет увеличения числа логопедов в общеобразовательных
учреждениях - 338 чел. - в 1998 г., и 1997 г. - 223 человека.
По состоянию на 01.09.98 в крае проживает 4246 детей,
находящихся под опекой (1997 г.- 4119 чел.) из них 2572 ребенка
получают денежное содержание (1997 г. - 2361). Задолженность
опекунским семьям составила на 01.09.98 10235908 рублей. Наиболее
сложная обстановка сложилась в Тугуро-Чумиканском, Охотском,
Нанайском, Амурском районах, где денежные средства на содержание
опекаемых не выплачиваются от 9 месяцев до 1 года 4 месяцев. Очень
остро стоит в крае и проблема финансирования фонда всеобуча. В
большинстве территорий края в бюджетах муниципальных образований
этот фонд не планируется, а если и предусмотрен бюджетом, то не
финансируется. Только в Верхнебуреинском, им. Лазо, Бикинском,
Николаевском, Аяно-Майском и Комсомольском районах была выделена
незначительная часть средств (общая сумма 115970 рублей) на
приобретение одежды, обуви учащимся школ.
Отсутствие средств в местных бюджетах края приводит и к
снижению процента охвата учащихся школ горячим питанием. Если в
1997/98 году он составлял 43,5%, то в текущем учебном году лишь
33,4%.
VII. Кадровое обеспечение учреждений общего образования
Итоги собеседования показали заметное улучшение состояния
кадрового обеспечения учреждений общего образования края. В
общеобразовательных учреждениях в 5 - 11 классах работает 92,7%
учителей гуманитарного и естественно - математического циклов с
высшим образованием, в начальной школе - 42,3%. Меры, принимаемые
органами управления образованием, позволили снизить уровень
дефицита педагогических кадров. В текущем году в учреждения
образования трудоустроено 410 выпускников высших и средних
специальных педагогических учебных заведений края. В крае
сформирована система целевой контрактной подготовки педагогических
кадров, в 1998 году в учебные заведения на условиях целевой
подготовки поступило 633 выпускника школ. Усилилась
профориентационная работа в школах на педагогическую профессию, в
районах функционируют 13 очно - заочных психолого - педагогических
школ, краевая летняя психолого - педагогическая школа.
В 1998 году в крае началась массовая аттестация руководителей
образовательных учреждений. Всего аттестовано 644 руководящих
работника. Организованно проведена аттестация в г. Хабаровске,
Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванском, Амурском, Бикинском,
Солнечном, Ульчском, Хабаровском районах. Всего было аттестовано
3584 чел., в том числе получили высшую категорию 410 чел.,
первую - 989 чел., вторую категорию - 1187 чел. Всего в крае
квалификационную категорию имеют 59,2% педагогических работников.
В прошедшем учебном году 299 руководителей образовательных
учреждений (14,5%) получили диплом профессиональной переподготовки
(1997 г. - 70 чел.). Однако к организации профессиональной
переподготовки не приступили органы управления образованием
Комсомольского, им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканского, Ванинского,
Аяно-Майского районов.
На курсах повышения квалификации в 1997-98 учебном году
обучалось 3180 чел. (16,8%), в т.ч. 391 руководитель (19,8%).
В Амурском, им. С.Лазо, Солнечном, Вяземском, Охотском районах
были организованы выездные потоки обучения кадров. Вместе с тем на
начало учебного года 85 образовательных учреждений испытывали
недостаток в педагогических кадрах, насчитывалось 121 вакансия. По
состоянию на 1.10.98 г. не велся 21 учебный предмет. Наибольшая
потребность в учителях иностранного языка наблюдалась в Амурском,
Вяземском, Бикинском, Хабаровском, им. С.Лазо районах. На
неукомплектованность ряда учреждений педагогическими кадрами
оказывает влияние сложная социально - экономическая ситуация в
крае, текучесть кадров из северных и сельских территорий края.
Увеличивается тенденция старения педагогических кадров, рост числа
работающих пенсионеров.
VIII. Лицензирование, аттестация образовательных
учреждений
Анализ информации, предоставленной муниципальными органами
управления образованием показал, что в крае наметилась
положительная тенденция в вопросах упорядочения и приведения в
соответствие с законодательными актами нормативной документации
отделов (управлений) образования и образовательных учреждений. В
части выполнения п.2 ст.12 Закона РФ "Об образовании" и Типовых
положений учреждений образования все образовательные учреждения
края зарегистрированы как юридические лица.
Своевременно провели работу по регистрации Уставов в новой
редакции (в соответствии с Законом "Об образовании" 1996 г.).
Органы управления образованиями г. Комсомольска-на-Амуре,
Верхнебуреинского, Охотского, Хабаровского, Ульчского, им. С.Лазо,
Вяземского районов.
Однако много образовательных учреждений края продолжают
работать по Уставам регистрации 1994-95 г. без внесения изменений.
Так, в Амурском районе Уставы регистрации 1994 г., а один -
1993 г., по Уставам 1995 г. работают 84,6% учреждений Солнечного
районов, 80% учреждений Нанайского, 43,1% - Николаевского, 39%
Советско-Гаванского, 36,5% Комсомольского районов, 69% учреждений
г. Хабаровска.
В нарушение п.6 ст.33 Закона РФ "Об образовании" 98
образовательных учреждений края осуществляют свою деятельность без
лицензий, в том числе в Николаевском районе - 1; Хабаровском - 26;
Верхнебуреинском - 2; Нанайском - 3; Комсомольском - 10;
г. Комсомольске-на-Амуре - 56.
Ст.45 Закона РФ "Об образовании" дает право образовательным
учреждениям оказывать платные дополнительные образовательные
услуги. Данная деятельность должна способствовать улучшению
качества образовательного процесса и привлечению дополнительных
средств. В крае развитие платных дополнительных образовательных
услуг осуществляется очень медленно. Только 8 территорий в крае
(1997 г. - 7) оказывают платные образовательные услуги
(г.г. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Ульчский, Бикинский,
Николаевский, Солнечный, Верхнебуреинский, Амурский район).
В 53 учреждениях (48,6%) из 109 г. Комсомольска-на-Амуре
предложен широкий спектр платных дополнительных услуг: подготовка
для поступления в ВУЗы и ССУЗы, адаптация детей к условиям
школьной жизни, обучение работе на компьютере, изучение учебных
дисциплин сверх часов по программе, кружки по обучению на
музыкальных инструментах и т.д.
Не все образовательные учреждения, оказывающие платные услуги,
имеют лицензии на этот вид деятельности. В г. Хабаровске из 256
образовательных учреждений только 40 (15,6%) имеют лицензии на
оказание платных дополнительных образовательных услуг, в Солнечном
районе - 8 учреждений, Николаевском - 2, Верхнебуреинском - 2,
Амурском - 3.
Во исполнение приказа комитета образования N 175 от 09.10.97
"Об утверждении Хабаровского краевого компонента государственного
образовательного стандарта в части санитарно - гигиенических
требований к организации образовательного процесса в различных
видах образовательных учреждений Хабаровского края" в
Верхнебуреинском, Комсомольском, Амурском, П.Осипенко, Бикинском
районах проводится совместная работа с территориальными Центрами
санитарно - эпидемиологического надзора санитарных норм и правил.
Учебные планы и расписания уроков в большинстве территорий края
прошли согласование с Центрами госсанэпиднадзора. По выполнению
рекомендаций СанПинов осуществляется постепенный переход всех
учреждений на шестидневную рабочую неделю в Амурском, Хабаровском,
Верхнебуреинском районах.
В соответствии с графиком лицензирования в 1997/98 году все
детские дома и школы - интернаты края должны были получить
лицензии на медицинскую деятельность. Однако лицензии получили
только учреждения данного типа в г.г. Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре, Николаевском, Амурском и Верхнебуреинском
районах. Без разрешения на этот вид деятельности работают
образовательные учреждения Ульчского, Вяземского,
Советско-Гаванского, Хабаровского, Комсомольского, Солнечного,
Нанайского, Охотского и Бикинского районов.
В 1998 году в крае проходила аттестация дошкольных учреждений.
Ее прошли 48 дошкольных образовательных учреждений. Не приняли
участие в аттестации ДОУ Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского
районов, ранее заявившие на аттестацию. Муниципальными органами
управления образованием представлен в комитет график аттестации
ДОУ на 1999-2002 годы. Согласно уточненному плану - графику в 1999
году на аттестацию в крае выходят 70 дошкольных учреждений
общеразвивающего и комбинированного вида.
|