КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 18 декабря 1998 г. N 7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Заслушав и обсудив доклад Короля А.М., начальника отдела
информации, информатизации и издательской деятельности, коллегия
комитета общего образования отмечает, что в системе общего
образования края осуществляется определенная работа в области
информатизации.
На фоне углубляющегося общего финансово - экономического
кризиса в стране, процесс обновления компьютерного парка и
внедрения новых информационных технологий в системе общего
образования края несколько активизировался.
За счет средств краевого бюджета приобретены современные
компьютерные классы, локальные персональные компьютеры и
телекоммуникационное оборудование для Николаевского-на-Амуре
межшкольного учебно - производственного комбината, Аянской средней
школы, Чумиканской средней школы, центра внешкольной работы
с. Троицкое Нанайского района, средней школы N 80 г. Хабаровска.
Приобреталась и модернизировалась компьютерная техника для
нужд системы образования за счет средств местных бюджетов и
внебюджетных источников (Ульчский, Амурский районы, г. Хабаровск,
г. Комсомольск-на-Амуре).
Компьютерные классы помимо проведения уроков информатики
используются образовательными учреждениями для организации
внеклассной работы по информатике (кружки по программированию,
прикладная информатика) и по другим предметам (физическое и
математическое моделирование, экология, прикладная экономика и
др.). В школах существуют игровые кружки для школьников младшего и
среднего возраста; имеются игровые компьютерные классы в ряде
учреждений дополнительного образования.
В большинстве общеобразовательных школ в соответствии с
краевым Базисным учебным планом преподавание информатики
осуществляется в 10 - 11 классах на основе требований ХКК ГОС ОО
(82% - машинный вариант, 13% - безмашинный вариант, 5% -
информатика не изучается, преимущественно по причине отсутствия
кадров). Отдельные школы края, имеющие соответствующую
материальную базу, реализуют учебные программы по информатике в
среднем звене и в начальной школе.
В связи с ограниченностью возможностей школьной компьютерной
техники, отсутствием единой учебной программы и учебника, большое
количество учителей края ведут курс информатики по индивидуальным
программам, адаптированным к реальным условиям преподавания в
конкретных школах.
В системе общего образования края насчитывается 233 учителя,
обучающих информатике - 94% с высшим образованием, из них имеют
педагогическое образование - 76%.
По уровню профессиональной подготовки (специальности по
диплому):
- "учитель математики", "учитель физики" - 37%;
- "учитель математики (физики) и информатики" - 25%;
- "инженер", "прикладная математика" - 20%.
В плане внедрения телекоммуникационных технологий осуществлено
подключение ряда образовательных учреждений в Интернет, проводятся
экспериментальные сеансы связи образовательных учреждений с
комитетом общего образования по электронной почте. Электронная
почта установлена в комитете общего образования, 5 краевых и
7 муниципальных учреждениях.
Комитет общего образования администрации края имеет доступ к
мировым информационным ресурсам через Интернет, к служебным базам
данных администрации края (базы нормативно - правовой информации
"Консультант Плюс", Федеральное Агентство Правительственной связи,
Минобразования Российской Федерации и другие). Действует
устойчивая телекоммуникационная связь с Минобразования России,
органами управления образованием субъектов Федерации, ведущими
вузами края и страны. Осуществляется деловая переписка по
электронной почте с зарубежными партнерами.
Образовательная страничка о краевой системе общего образования
размещена в Интернете.
Значительная часть документов в комитете общего образования
готовится и хранится на компьютере, что позволило заключить
договор на включение краевых документов по вопросам общего
образования в региональный выпуск "Консультант Плюс", на
WEB-сервер в Интернете.
В целях создания организационной инфраструктуры для решения
задач информатизации образования, концентрации современных
технических, научно - методических и кадровых ресурсов
информатизации глава администрации края принял постановление от
12.05.98 N 190 "Об утверждении Примерного положения о
муниципальном базовом учреждении в области информатизации
образования". В соответствии с этим постановлением в крае
развернута муниципальная сеть базовых учреждений в области
информатизации (36 учреждений), осуществляется планирование их
деятельности в соответствии с рекомендациями комитета общего
образования.
В рамках работ по информатизации системы общего образования
получила дальнейшее развитие издательская деятельность в сфере
образования, имеющая целью удовлетворение информационных
потребностей различных категорий педагогических и руководящих
работников на основе применения традиционных печатных технологий.
В течение двух лет в крае была создана система информационного и
научно - методического обеспечения деятельности субъектов сферы
общего образования посредством периодического издания и свободного
распространения по подписке информационного бюллетеня нормативных
документов комитета общего образования, 6 краевых научно -
методических журналов, одного учебно - методического журнала для
учащихся, увлекающихся дисциплинами физико - математического
профиля.
Вместе с тем, уровень обеспеченности образовательных
учреждений края современной учебной компьютерной техникой остается
низким. Несмотря на то, что в количественном отношении
(безотносительно к типу техники) он не ниже среднестатистического
по России, степень обеспечения компьютерами в различных районах
(городах) края при этом неодинакова. Более 60% школ имеют
собственные компьютерные классы в Николаевском, Амурском,
Верхнебуреинском, Вяземском, Комсомольском, им. С.Лазо, Нанайском,
Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах. Меньше среднекраевого уровня
степень оснащенности компьютерными классами школ гг. Хабаровска,
Комсомольска, Совгаванского, Ванинского, Бикинского,
Аяно-Майского, Охотского, Солнечного, Хабаровского районов (при
этом в Совгаванском районе и г. Комсомольске-на-Амуре посредством
организации межшкольных УПК обеспечен доступ большинства учащихся
этих территорий к учебной компьютерной технике). Хуже всего
обстоит положение дел в Охотском и Ванинском районах, в которых
лишь около 30% общеобразовательных учреждений имеют
полнокомплектные компьютерные классы.
Качественный состав учебного компьютерного парка не отвечает
современным требованиям, предъявляемым к школьным средствам
вычислительной техники: 85,5% учебных компьютерных классов,
эксплуатирующихся в крае можно отнести к нестандартному
компьютерному оборудованию, использование которого в учебном
процессе малоэффективно и абсолютно неперспективно. Нестандартное
и несертифицированное компьютерное оборудование не в состоянии
обеспечить выполнение современных образовательных задач в области
школьной информатики и не соответствует элементарным санитарно -
гигиеническим требованиям.
В учреждениях общего и дополнительного образования края
установлены комплекты учебной вычислительной техники более 8
типов, имеющих к тому же различные модификации, которые в
большинстве своем ни аппаратно, ни программно не совместимы. Такая
ситуация чрезвычайно затрудняет техническое обслуживание
комплектов учебной вычислительной техники, сдерживает темпы
развития программного обеспечения и ставит образовательные
учреждения в заведомо разные условия по их возможностям в
применении новых информационных технологий. Компьютерные классы,
оснащенные современными типами компьютеров, составляют лишь 14,5%
от количества всех компьютерных классов в крае, а школы, имеющие
данные типы компьютеров, составляют около 10% от общего количества
общеобразовательных учебных заведений края. В Бикинском,
Ванинском, им. П.Осипенко, Солнечном, Хабаровском районах
современные учебные компьютерные классы вовсе отсутствуют.
Остается низким уровень информатизации и технической
оснащенности системы управления образованием. Лишь в отдельных
территориях края специалистами муниципальных органов управления
образованием используются персональные компьютеры для выполнения
простого круга задач (в основном, набора текстов).
Для ведения баз данных и организации телекоммуникационной
связи с вышестоящими и подведомственными учреждениями имеющиеся в
органах управления образованием персональные компьютеры не
применяются. Вместе с тем многие районные (городские)
централизованные бухгалтерии используют персональные компьютеры
для решения стандартных бухгалтерских задач (расчет заработной
платы, материальный учет, тарификация и др.).
Анализ выполнения санитарно - гигиенических требований выявил
наиболее характерные нарушения, связанные с несоответствием
предписываемым нормам площадей компьютерных классов и применением
несертифицированной на предмет соответствия российским стандартам
компьютерной техники.
Такое положение дел объясняется бессистемным характером и
издержками процессов информатизации конца 80-х годов, с одной
стороны, и ухудшением финансово - экономической ситуации, с
другой.
Определенную положительную роль в развитии идей информатизации
образования и воплощении их в практику деятельности
общеобразовательных учреждений в крае сыграло решение коллегии
комитета образования N 3 от 21.10.94 "Об основных положениях
концепции информатизации образования". Ряд первоочередных
мероприятий по реализации основных положений концепции был
выполнен в 1994-98 годах. Выполнение отдельных мероприятий стало
невозможным из-за ухудшения финансово - экономической ситуации,
необходимость в выполнении ряда мероприятий отпала вследствие
непредсказуемого развития новых информационных технологий.
Опережающие темпы развития новых информационных технологий,
элементной базы персональных компьютеров, программного обеспечения
выдвинули задачи корректировки краевой политики в области
информатизации образования, уточнения приоритетных направлений
информатизации в реальных условиях дефицита бюджетного
финансирования.
На основании вышеизложенного коллегия
РЕШИЛА:
1. Продолжить работу по информатизации, внедрению новых
информационных технологий во все сферы системы общего образования
края.
2. Утвердить:
2.1. Программу информатизации системы общего образования
Хабаровского края на ближнюю перспективу (Приложение N 1).
2.2. Примерную структуру муниципальной программы
информатизации общего образования (Приложение N 2).
3. Представить Программу в краевые законодательные и
исполнительные органы власти для утверждения объемов
финансирования (01.03.99).
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов
управления образованием:
4.1. Разработать и принять в 1999 году муниципальные программы
информатизации общего образования на основе примерной структуры
(Приложение N 2).
4.2. Изучить возможность осуществления в 1999 - 2001 годах
приоритетного финансирования деятельности в области информатизации
образования и внедрения новых информационных технологий.
4.3. Принять меры по укреплению в 1999 - 2001 годах
материально - технической базы муниципальных базовых учреждений в
области информатизации образования. Создать муниципальным базовым
учреждениям в области информатизации образования благоприятные
условия для развития телекоммуникаций, внедрения новых
информационных технологий и выполнения методических функций по
вопросам информатизации.
4.4. Изучить возможности привлечения внебюджетных средств для
активизации процессов информатизации, шире использовать систему
взаимозачетов для обновления учебного компьютерного парка.
4.5. Рассмотреть вопрос о поэтапной модернизации компьютерного
парка, в том числе на основе ЛиНТех - технологий.
4.6. Усилить контроль за выполнением санитарно - гигиенических
требований, предъявляемых к эксплуатации учебной компьютерной
техники.
5. Отделу информации, информатизации и издательской
деятельности (А.М.Король):
5.1. Обеспечить методическую помощь субъектам сферы
образования в реализации краевой и муниципальных программ
информатизации образования.
5.2. Продолжить совместно с краевыми подведомственными
учреждениями выпуск и распространение по подписке краевых
образовательных изданий.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя председателя комитета Г.Д.Меркушеву.
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Землякова
Приложение 1
к решению коллегии
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 18 декабря 1998 г. N 7
ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДО 2001 ГОДА
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Концептуальные основы программы.
2. Социально - экономический эффект программы.
3. Терминология программы.
4. Анализ информатизации и компьютеризации.
4.1. Образовательный процесс.
4.2. Система управления образованием.
4.3. Информационная система.
4.4. Система подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
5. Цели (задачи) программы.
5.1. Образовательный процесс.
5.2. Система управления образованием.
5.3. Информационная система.
5.4. Система подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
6. Схема функционирования информационной системы
образовательных учреждений Хабаровского края.
6.1. Образовательный процесс.
6.2. Система управления образованием.
6.3. Информационная система.
6.4. Система подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
7. Программные мероприятия.
7.1. Образовательный процесс.
7.2. Система управления образованием.
7.3. Информационная система.
7.4. Система подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
8. Приложения.
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
1. Для дальневосточного региона, находящегося в специфических
геополитических условиях, процессы информатизации и внедрения
информационных технологий имеют стратегическое значение для
ускорения социально - экономического развития, повышения статуса
региона в России и на международном уровне.
2. Функционирование и развитие системы общего образования
Хабаровского края как равноправного члена регионального,
федерального и мирового информационного пространства.
3. Ориентация на формирование информационной среды в системе
общего образования, аналогичной складывающейся информационной
среде в обществе; открытость информационной среды.
4. Ориентация на использование в системе общего образования
Хабаровского края профессиональной компьютерной и
телекоммуникационной техники, позволяющей применять современные
информационные технологии.
5. Ориентация на использование в образовательном процессе и в
управлении образованием в крае современных информационных
технологий.
6. Вложение средств в информатизацию образования - фундамент
будущего резкого подъема всех сфер жизнедеятельности Хабаровского
края.
2. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ
1. Подготовка поколения граждан, свободно ориентирующегося в
современных информационных технологиях, для которых использование
этих технологий является естественным делом, готового применить
свои знания, умения и навыки в различных отраслях экономики края.
Это поколение людей будет способствовать внедрению компьютерных
информационных технологий в экономику.
2. Существенная экономия на междугородных и международных
переговорах, горючем, командировочных расходах за счет создания
телекоммуникационной структуры системы общего образования края,
использования электронного ("безбумажного") документооборота.
3. Получение прибыли и привлечение ее для развития
информатизации за счет внедрения элементов хозяйственного расчета
в деятельность образовательных учреждений и оказания платных услуг
населению и сторонним организациям в областях, связанных с
компьютерными технологиями и компьютерным обучением.
4. Решение вопросов укрепления материальной базы кабинетов
информатики, обеспечение муниципальных образовательных учреждений
и учащихся учебными компакт - дисками по минимальной (льготной)
цене, организация льготного доступа в Интернет за счет организации
взаимовыгодного сотрудничества краевых и муниципальных базовых
учреждений в области информатизации с ведущими компьютерными и
телекоммуникационными фирмами края, частными предпринимателями.
3. ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ
Примечание: здесь и далее по тексту программы употребляются
термины в значениях, определенных редакцией Федерального Закона
Российской Федерации от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации" с учетом специфики системы
образования.
Информация - сведения о персоналиях, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах независимо от формы их
представления.
Информатизация образования - организационный социально -
экономический и научно - технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей и
реализации прав субъектов сферы образования (педагогических и
руководящих работников различного уровня, учащихся, родителей,
учреждений, общественных объединений) на основе формирования и
использования информационных ресурсов.
Компьютеризация образования - оснащение субъектов сферы
образования компьютерной и телекоммуникационной техникой и
техническое создание компьютерных сетей. Является одним из
начальных этапов информатизации.
Информационные процессы, технологии - процессы сбора,
обработки, переработки, накопления, хранения, поиска и
распространения информации.
Информационная система - организационно упорядоченная
совокупность документов (массивов документов) и информационных
технологий, в том числе с использованием средств вычислительной
техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других информационных системах).
Специалист по информатизации - специалист, профессионально
владеющий средствами и способами обработки информации, основанными
на применении компьютерной техники.
Подразделение информатизации (сектор, отдел, управление) -
структурное подразделение муниципального (краевого) органа
управления образованием, занимающееся проблемами информатизации
системы общего образования, а также обеспечивающее
функционирование информационных процессов в системе управления
образованием.
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся
к информационной системе или посреднику за получением необходимой
ему информации и пользующийся ею.
Мультимедиа лаборатория - компьютерная лаборатория по созданию
обучающих и учебных интерактивных средств обучения (в том числе
компьютерных программ на компакт - дисках) с использованием
мультимедиа технологий.
WEB-лаборатория - компьютерная лаборатория по созданию
информационных систем в сети Интернет (WEB-страниц),
представляющих информацию (о всей системе образования, об
образовательных учреждениях, о мероприятиях, совместных проектах),
а также по организации телеконференций в сети.
Дистанционное (дистантное) образование - система образования
посредством современных средств телекоммуникаций (телевидение,
глобальные компьютерные сети).
4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
4.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Обеспечение компьютерной техникой учреждений системы общего
образования Хабаровского края велось с конца 80-х годов. Этот
процесс во многом носил бессистемный характер и привел к
укомплектованию учебных компьютерных классов несовместимой между
собой техникой, которая к тому же была морально устаревшей уже на
момент установки. В результате классов, оснащенных современной
компьютерной (IBM-совместимой техникой в крае насчитывается около
14,5% от общего числа компьютерных классов:
---------------------------------------T------------T------------¬
¦ Тип техники ¦ 1994 г. ¦ 1998 г. ¦
+--------------------------------------+------------+------------+
¦КУВТ "УКНЦ", "Корвет" и др. ¦ 83,0% ¦ 74,5% ¦
+--------------------------------------+------------+------------+
¦КУВТ 86, "Ямаха" ¦ 11,0% ¦ 11,0% ¦
+--------------------------------------+------------+------------+
¦IBM-совместимая техника (процессоры ¦ 6,0% ¦ 14,5% ¦
¦8086, 80286, 80386, 80486, Pentium) ¦ ¦ ¦
L--------------------------------------+------------+-------------
Компьютерные классы помимо уроков информатики используются
образовательными учреждениями для организации внеклассной работы
по информатике (кружки по программированию, прикладная
информатика) и по некоторым другим предметам (физическое и
математическое моделирование, экология, прикладная экономика и
др.). В школах существуют игровые кружки для школьников младшего и
среднего возраста; имеются игровые компьютерные классы в ряде
учреждений дошкольного образования.
Кроме того, в компьютерных классах (кабинетах информатики)
проводятся отдельные уроки по математике, физике, экономике,
иностранным языкам и другим предметам учебного плана.
Если рассматривать только школы, оснащенные IBM-совместимыми
компьютерами, то процентное соотношение школ, использующих хотя бы
эпизодически в преподавании предметов и предметных областей
компьютерные классы, распределяются следующим образом:
------------------------------------------------T----------------¬
¦ Предмет ¦ % школ ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Предметы естественно - математического цикла ¦ 60,0 ¦
¦(без информатики) ¦ ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Языки и литература ¦ 5,0 ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Прикладная экономика ¦ 32,0 ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Искусство ¦ 5,0 ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Технология ¦ 0 ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Внеурочная работа по информатике ¦ 90,0 ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Внеурочная работа по другим предметам ¦ 0 ¦
+-----------------------------------------------+----------------+
¦Игровые кружки ¦ 70,0 ¦
L-----------------------------------------------+-----------------
В настоящее время для обучения современным информационным
технологиям пригодны лишь классы, оснащенные IBM-совместимыми
компьютерами типа 386, 486 и выше. Компьютерные классы, оснащенные
этими типами компьютеров, составляют 14,5% от количества всех
компьютерных классов в крае, а школы, имеющие данные типы
компьютеров, составляют 10,0% от общего количества
общеобразовательных учебных заведений.
Преподавание предмета "Основы информатики и вычислительной
техники" в Хабаровском крае начато в 1985/86 году. Курс был
рассчитан на изучение в 10, 11 (тогда - 9, 10) классах. На первом
этапе (1985-1987 г.г.) курс преподавался в основном в безмашинном
варианте по программе и учебнику А.П.Ершова. Целью курса было
развитие у учащихся алгоритмического мышления под девизом
"Программирование - вторая грамотность". Основой курса стало
изучение программирования на одном из алгоритмических языков (в
основном BASIC, PASCAL ).
Большинство компьютеров, установленных в школах края, не
позволяют изучать современные прикладные программы или
пользоваться современными версиями языков программирования. Но и в
школах, имеющих IBM-совместимые 386 и 486 компьютеры, изучение
современных программных средств, в большинстве случаев, не
ведется.
В некоторых школах края начато преподавание информатики в 7 -
9, 5 - 9 классах и в начальной школе.
В связи с ограниченностью возможностей школьной компьютерной
техники, отсутствием единой учебной программы и учебника, большое
количество учителей края ведут курс информатики по индивидуальным
программам. Испытывая неудовлетворенность содержанием устаревшей
государственной программы, учителя информатики обращаются в
комитет общего образования с просьбой выдать индивидуальное
разрешение на реализацию авторских вариантов скорректированной
государственной программы по информатике.
Примерная краевая программа основного курса информатики для
(10 - 11) классов подготовлена специалистами лаборатории
информационных технологий ХК ИППК ПК и издана небольшим тиражом
без прохождения необходимой процедуры грифования комитетом общего
образования администрации края. Аналогично выпущена программа по
информатике для школ (классов) физико - математического профиля.
Несмотря на появление возможностей организации дистанционного
обучения на основе использования сети Интернет в большинстве
районов края, эти возможности не используются.
4.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Большинство муниципальных органов управления образованием
Хабаровского края в той или иной степени компьютеризованы, однако,
компьютерная техника используется, в основном, в бухгалтерии и для
несложных машинописных работ, в некоторых отделах (управлениях)
образования начата работа по созданию различных банков данных.
Телекоммуникационные сети, используемые для организации
безбумажного документооборота между учреждениями образования и
органом управления образованием, отсутствуют практически во всех
районах.
В комитете общего образования администрации Хабаровского края
все компьютеры являются автономными (за исключением
централизованной бухгалтерии, в которой имеется локальная сеть) и
используются для следующих работ:
бухгалтерский учет;
машинописные работы;
обработка и хранение данных;
создание и ведение служебных баз данных (в том числе
федеральных - программа международного усыновления "Надежда");
ведение информационно - статистического раздела по образованию
АРМ "Глава администрации края";
использование электронной почты для обмена информацией с
различными учреждениями края, России и мира;
использование средств Интернет для поиска, обработки
информации, актуальной субъектам сферы общего образования;
организация удаленного доступа к официальным (правовые системы
ФАПСИ) и неофициальным ("Консультант плюс") банкам данных, базам
данных общего пользования комитета по экономике администрации
края.
Комитет общего образования является абонентом Государственной
автоматизированной системы ГАС "ВЫБОРЫ", обеспечивающей
оперативную связь с администрациями муниципальных образований края
дважды в день.
4.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
В настоящее время некоторые учреждения образования в
Хабаровском крае пользуются информационными компьютерными услугами
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации - системой "ТВ Информ - образование". Ряд учреждений
образования подключены к сети "Интернет".
Продолжается процесс внедрения в системе образования
традиционных средств информатизации.
Комитетом общего образования администрации Хабаровского края
периодически выпускается и распространяется путем организации
свободной подписки информационный бюллетень (тираж более
800 экз.), содержащий нормативные и методические документы и
материалы, издаваемые на уровне края.
С целью удовлетворения информационных потребностей отдельных
категорий педагогических работников края, комитет общего
образования совместно с краевыми подведомственными учреждениями
приступил к изданию научно - методических приложений к
информационному бюллетеню:
- журнал "МИФ: Математика, информатика, физика в школах
Хабаровского края" (Хабаровский краевой центр технического
творчества, В.Ф.Макуха);
- журнал "ЭГБО: Экологическое, географическое, биологическое
образование в школах Хабаровского края" (Хабаровский краевой
детско - юношеский эколого - биологический центр, Н.Г.Бельтюкова);
- журнал "ЭПИ: Экономика, право, история в школах Хабаровского
края" (краевой дом работников образования, С.В.Досаева);
- журнал "УВО: Управление в образовании" (Хабаровский краевой
центр детско - юношеского туризма и экскурсий, В.В.Ермаков);
- журнал "ППЖ: Психолого - педагогический журнал" (Хабаровский
краевой институт переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров, Н.П.Гришина; краевой центр охраны
психосоматического здоровья детей, Н.А.Кравцова);
- журнал "Технология: Перспективы образования в Хабаровском
крае" (Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический
институт, В.П.Балов).
В соответствии с утвержденным планом выпуска информационной и
методической литературы осуществляет издательскую деятельность
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК, Н.П.Гришина).
Отдел информации, информатизации и издательской деятельности
комитета общего образования имеет доступ к информационным ресурсам
комитета по экономике администрации края: информационная правовая
система "Консультант Плюс" (версия "ПРОФ" и региональный выпуск),
официальный правительственный банк нормативной и правовой
информации и др.
Информационное обеспечение образовательного процесса в крае
осуществляют городские и районные методические кабинеты (центры),
муниципальные информационно - прокатные центры (фильмотеки). В
настоящее время в образовательных учреждениях имеется большое
количество киноустановок различного типа, видеомагнитофоны,
проекционная, телевизионная и звуковоспроизводящая аппаратура
(приобретены преимущественно до 1990 года). В информационно -
прокатных центрах (ИПЦ) и фильмотеках сосредоточено более пяти
тысяч единиц учебных фильмокопий, диафильмов и слайдфильмов, спрос
учителей на которые в последние годы значительно снижается. Другие
традиционные услуги фильмотек образовательным учреждениям
становятся невостребованными. Вследствие разрыва связей между
районами и соответствующего разделения бюджетов фактически
прекратили существование межрайонные фильмотеки.
Существующие муниципальные службы, вследствие ограниченности
технических возможностей, отсутствия опыта и материалов, не могут
обеспечить реализацию информационных запросов образовательных
учреждений.
Практически без всякого информационного обеспечения остались
малокомплектные школы и учреждения коррекционной педагогики - нет
достаточного количества пособий и учебных материалов по
современным педагогическим технологиям, не используются средства
интерактивного и интенсивного обучения.
В большинстве образовательных учреждений края находятся на
балансе технически и морально устаревшие кино -, аудио -,
диапроекционная аппаратура, в т.ч. лингафонные кабинеты, радиоузлы
и т.д.
Оснащенность образовательных учреждений края современными
телевизионными и видео средствами составляет не более 10% от
нормативной потребности. При этом значительное количество
телевизоров имеют технически устаревшую конструкцию, не
позволяющую использовать их в комплексе с видеотехникой.
Реформирование в 1995-1996 гг. ряда фильмотек в ИПЦ дало
ощутимые результаты в плане накопления видео - и диапроекционного
фонда учебных программ, созданных специализированными студиями при
Министерстве образования Российской Федерации с 1993 по 1996 г.г.
Дал положительные результаты опыт пополнения учебных пособий
за счет видеозаписи познавательных и научно - популярных программ
телевидения.
В с.ш. N 80 г. Хабаровска с 1998 г. отрабатывается модель
школьной (районной) медиатеки.
4.4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
В Хабаровском государственном педагогическом университете и
Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом институте
подготовка учителей информатики осуществляется с 1986 г.
В программы подготовки по всем остальным педагогическим
специальностям ВУЗов включены вопросы формирования информационной
культуры и компьютерной грамотности.
Информатизация процесса повышения квалификации осуществляется
в ХК ИППК ПК с 1995 г. Она проводится по следующим направлениям:
- создание единого банка данных по проблемам педагогики и
образования;
- формирование банка передового педагогического опыта;
- изучение и обеспечение информационных потребностей
слушателей курсов;
- издательская деятельность (подготовка оригинал - макетов);
- эпизодическое использование электронной почты для
организации безбумажного документооборота с комитетом общего
образования.
Из-за отсутствия собственного компьютерного класса
преподавание вопросов использования новых информационных
технологий осуществляется с привлечением сторонних специалистов на
базе ХГПУ. В количественном отношении организационная работа по
повышению квалификации в области использования новых
информационных технологий оставляет желать лучшего.
5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главной целью настоящей программы является создание условий
для оперативного получения, обработки и использования информации
при помощи современных информационных технологий всеми субъектами
сферы образования в интересах функционирования и развития системы
общего образования Хабаровского края.
5.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Цели и задачи компьютеризации и информатизации
образовательного процесса:
- достижение компьютерной и информационной грамотности
субъектов сферы образования;
- использование современных информационных технологий в
образовательном процессе;
- индивидуализация и интенсификация процесса обучения на
основе применения современных информационных технологий.
Компьютерная грамотность и информационная культура
предполагают наличие знаний и умений в обращении с компьютерной
техникой, умение пользоваться прикладными программами для
обработки информации, решения специфических задач, а также умение
оценивать ситуации и задачи, при разрешении которых может быть
использована компьютерная техника и конкретные прикладные
программы. Кроме того, в связи с широким развитием
телекоммуникационных компьютерных сетей, необходимо наличие умений
и навыков работы в сетях для получения информации и организации
информационного обмена.
В настоящее время подавляющее большинство пользователей в
нашей стране и во всем мире используют IBM-совместимую
компьютерную технику. Поэтому школьный курс информатики должен
быть ориентирован на использование этих типов компьютеров и
программного обеспечения к ним.
Содержательная структура основного курса информатики должна
претерпеть значительные изменения. Разделы курса должны включать
изучение общих вопросов, связанных с компьютерной техникой,
практическое использование компьютерной техники и изучение
современных программных средств:
графических операционных систем (MS Windows, OS/2 и др.);
текстовых редакторов;
графических редакторов;
электронных баз данных;
электронных таблиц;
сервисных программ для обслуживания компьютеров;
язык QBasic (основы программирования).
Основы программирования изучаются для того, чтобы познакомить
учащихся с основами алгоритмизации, основными способами построения
компьютерных программ, с основными способами построения
изображения, создания диалогового режима работы и др. При этом,
раздел основ программирования не должен занимать больше 25%
учебного времени. Более глубоко программирование целесообразно
изучать на факультативных занятиях, в классах с углубленным
изучением информатики, математики, физики и в профильных курсах.
В разделе основ программирования основного курса информатики в
качестве учебного языка программирования можно использовать язык
(QBasic, входящий в стандартный набор DOS (если есть возможность,
то можно использовать расширенную версию этого языка -
QuickBasic 4.5). Выбор данного языка программирования обусловлен
следующими причинами:
- широкая распространенность (язык (QBasic входит в
стандартный комплект DOS, поэтому имеется у каждого пользователя
DOS);
- не требуется дополнительных затрат на приобретение;
- простота изучения в сочетании с широкими возможностями;
- использование в современных системах программирования
(Visual Basic, Word Basic, Excel Basic и др.) в качестве
программного ядра языка QuickBasic.
В связи с тем, что по Закону РФ "Об образовании" обязательным
является основное общее образование, ставится перспективной задача
переноса изучения основного курса информатики в 8 - 9 (7 - 9)
классы. В этом случае в 10 и 11 классах необходимо ввести
профильные курсы информатики (в рамках школьного компонента),
такие как "Программирование", "Компьютерное делопроизводство",
"Компьютерная обработка текстов" и т.д., обеспечивающие
допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку
учащихся. Однако, в настоящее время задача переноса курса
информатики в среднее звено может быть реализована лишь в
отдельных школах из-за низкой пропускной способности большинства
кабинетов информатики и имеющегося на балансе компьютерного
учебного оборудования.
Развитие школьной информатики и информационных процессов в
жизни Российского общества через несколько лет (ориентировочно -
5 - 15 лет) приведет к ситуации, которая уже существует в развитых
странах мира - практически прекращено преподавание курса
информатики, ориентированного на изучение компьютерной техники и
пользовательских программ. Вместо этого, с одной стороны,
появились и существуют профильные курсы, дающие допрофессиональную
и начальную профессиональную подготовку по специальностям,
связанным с использованием компьютера, а с другой стороны, -
компьютер стал инструментом, который применяется при изучении
большинства предметов школьного курса. В связи с вышеизложенным,
следует уделить пристальное внимание созданию профильных курсов и
целенаправленно внедрять компьютерные технологии в преподавание
предметов школьного курса.
Особое внимание следует обратить на курс информатики в
начальной школе. Целью этого курса должно быть формирование у
детей навыков логического и алгоритмического мышления на основе
игровых и творческих заданий, без изучения программирования и
решения математических задач. При этом использование компьютеров
не является обязательным. Если компьютеры применяются, то они
должны быть оснащены мониторами, как минимум, удовлетворяющими
международному стандарту MPR II, а компьютерные кабинеты должны
удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические
требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно -
вычислительным машинам и организации работы".
5.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Задачами компьютеризации и информатизации системы управления
образованием является:
- повышение достоверности и оперативности информации;
- компьютерно - информационная поддержка принятия
управленческих решений;
- компьютеризация делопроизводства;
- мониторинг каждого учащегося, учителя, учреждения
(документирование данных о субъектах сферы образования в
динамике);
- анализ функционирования системы общего образования и любого
ее структурного уровня;
- моделирование развития системы общего образования и
перспективное планирование.
5.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Целью развития информационной системы является создание
открытого информационного образовательного пространства
Хабаровского края, которое будет связано с российским и мировым
информационным пространством посредством глобальной компьютерной
сети Интернет.
Единое информационное образовательное пространство должно
обеспечить информационные потребности учебной и досуговой
деятельности учащихся, учебно - методической и научной работы
работников образовательных учреждений всех типов, видов и
организационно - правовых форм.
Составной частью единого информационного образовательного
пространства Хабаровского края должна стать телекоммуникационная
система, основанная на использовании существующих
телекоммуникационных сетей, с перспективой создания собственной
телекоммуникационной сети.
Для организации информационного наполнения
телекоммуникационной сети системы образования необходимо создание
краевого центра информационных технологий и дистантного
образования, включающего в качестве структурных подразделений
краевую мультимедиа лабораторию, WEB-лабораторию, компьютерный
клуб и Интернет - клуб.
Одними из элементов информационной системы в Хабаровском крае
должны стать муниципальные информационно - прокатные методические
центры (ИПМЦ), созданные на базе РМК и фильмотек, при сохранении
самостоятельных ИПЦ в крупных районах и городах края.
Одним из возможных путей решения организационных проблем
является создание в соответствии с постановлением главы
администрации края от 12.05.98 N 190 муниципальных базовых
учреждений в области информатизации образования и развертывание
при органах управления образованием или школах медиацентров и
медиатек (по опыту с.ш. N 80 г. Хабаровска).
5.4. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Система повышения квалификации работников образования (в части
"компьютерной грамотности" и использования новых информационных
технологий) должна обеспечить создание кадровых и информационных
условий для информатизации системы образования по следующим
направлениям:
- подготовка и переподготовка кадров из числа учителей и
работников управления образованием всех уровней для работы в новых
информационно - технических условиях и использовании новых
информационных технологий в учебной и управленческой работе;
- выявление, изучение и развитие передового методико -
педагогического и управленческого опыта в области информатизации;
- создание электронных вариантов банков данных передового
педагогического и управленческого опыта;
- информационное наполнение и поддержка единого
информационного пространства Хабаровского края;
- создание базовых площадок по апробации новых информационных
технологий.
6. СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
После реализации данной программы структура и функционирование
информационного комплекса системы общего образования Хабаровского
края будет иметь следующий вид:
6.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Учебно - методическую работу по информатике ведет районный
(городской) Центр информатизации образования на базе центральной
районной школы или иного образовательного учреждения
(муниципальное базовое учреждение в области информатизации
образования). Роль краевых головных научно - методических
учреждений выполняют специально назначенные краевые
образовательные учреждения.
Преподавание информатики:
а) 10, 11 классы (в рамках ХКК ГОС ОО 04.03.03-96. Стандарт
образовательной дисциплины "Информатика").
Примечание: при наличии возможностей у школы за счет часов
школьного компонента учебного плана возможно преподавание
информатики в 8 - 9 (7 - 9) классах - основной обязательный курс
(в рамках ХКК ГОС ОО 04.03.03-96.). При этом в 10 - 11 классах
осуществляется в рамках ХКК ГОС ОО (или факультативно)
преподавание профильных курсов.
б) Использование компьютеров в 1 - 11 классах в качестве
средств обучения при изучении предметов учебного плана;
в) Использование телекоммуникаций для дистанционного
(дополнительного) образования.
6.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
а) Создание телекоммуникационных сетей "Комитет общего
образования - муниципальные органы управления образованием",
"Органы управления образованием - образовательные учреждения"
(возможен вариант, когда в качестве корпоративной сети
используется глобальная сеть Интернет);
б) Создание и ведение банков данных по краю на центральном
сервере;
в) Создание и ведение банков данных по районам на районных
серверах (аналогично существующему серверу администрации
г. Амурска с Амурским районом);
г) Аппаратная и программная совместимость элементов сетевой
системы (комитет общего образования, отделы (управления)
образования, образовательные учреждения);
д) Организация сетевого документооборота "Комитет общего
образования - муниципальные органы управления образованием",
"Органы управления образованием - образовательные учреждения";
е) В муниципальных органах управления образованием действуют
организационные подразделения информатизации (в некоторых
отделах - специалист по информатизации), в функциональные
обязанности которых входит сбор, обработка, хранение информации и
подготовка информационных (при наличии кадровых условий) и
аналитических отчетов. Подразделения (специалисты) по
информатизации несут ответственность за достоверность и качество
представляемой информации и за полное и своевременное
информирование подведомственных учреждений.
6.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Функционирует и развивается единое информационное
образовательное пространство Хабаровского края, позволяющее:
- учащимся учреждений общего и дополнительного образования,
студентам педагогических профессиональных учебных заведений края:
иметь доступ к необходимой информации для использования в
учебной и досуговой работе;
использовать телекоммуникации для совместной деятельности со
сверстниками в других территориях России и странах;
- педагогическим работникам учреждений общего и
дополнительного образования детей, профессорско - педагогическому
составу ХГПУ, КГПИ, ХПК, КПК, НПУ, ХК ИППК ПК:
иметь доступ к необходимой информации для использования в
учебной, методической и научной работе;
использовать телекоммуникации для совместной деятельности с
соответствующими специалистами в других территориях и странах;
иметь возможность повысить квалификацию в дистантной форме;
- управленческим работникам всех уровней:
иметь доступ к необходимой информации для выработки
управленческих решений;
использовать телекоммуникации для получения оперативной
информации о подведомственных структурах;
использовать телекоммуникации для получения оперативной
информации от вышестоящих структур;
использовать телекоммуникации как средство связи.
Информационную поддержку системы общего образования края
поддерживает система создания и представления региональной учебной
и научной информации на носителях различного типа, включая краевые
серверы Интернет.
6.4. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
а) Подготовка и переподготовка кадров из числа учителей и
работников управления образованием всех уровней для работы в новых
информационно - технических условиях и использовании новых
информационных технологий в учебной и управленческой работе;
б) Выявление, изучение и развитие передового педагогического и
управленческого опыта в области информатизации;
в) Создание банков данных передового педагогического и
управленческого опыта;
г) Создание базовых площадок по апробации новых информационных
технологий.
7. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
7.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В связи с децентрализацией финансирования системы общего
образования возникает проблема оснащения образовательных
учреждений края совместимой, отвечающей современным требованиям
учебного процесса, компьютерной техникой.
Для проведения региональной политики в области компьютеризации
и информатизации общего образования предполагается в каждом районе
края создать муниципальное базовое учреждение в области
информатизации образования (МБУИО) за счет средств краевого и
местных бюджетов. МБУИО должен располагаться на базе учреждений
общего или дополнительного образования детей. МБУИО имеет
компьютерный класс, оборудованный необходимой компьютерной,
телекоммуникационной и оргтехникой. МБУИО будет вести учебную и
методическую работу по внедрению новых информационных технологий в
образовательный процесс при постоянном взаимодействии с краевыми
базовыми учреждениями (ХКЦТТ, ШНД, ХК ИППК ПК) и вузами края. По
примеру МБУИО должны оборудоваться другие образовательные
учреждения района (города), а также строиться работа по
информатизации образовательного процесса.
Организация МБУИО позволит сделать эффективными финансовые
вложения в компьютеризацию и информатизацию образования и могут
быть использованы для повышения компьютерной грамотности
работников районных администраций и других учреждений района.
----------------------------------T-----------------T------------¬
¦ Этапы, содержание мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦1. Создание сети муниципальных ¦Муниципальные ¦I полугодие ¦
¦базовых учреждений в области ¦органы управления¦1999 г. ¦
¦информатизации образования ¦образованием ¦ ¦
¦(МБУИО) в соответствии с ¦ ¦ ¦
¦постановлением главы ¦ ¦ ¦
¦администрации края от 12.05.98 ¦ ¦ ¦
¦N 190 и рекомендациями комитета ¦ ¦ ¦
¦общего образования администрации ¦ ¦ ¦
¦края. Нормативное закрепление ¦ ¦ ¦
¦статуса МБУИО постановлением ¦ ¦ ¦
¦главы муниципального образования.¦ ¦ ¦
¦Создание условий наилучшего ¦ ¦ ¦
¦благоприятствования для ¦ ¦ ¦
¦выполнения МБУИО его уставных ¦ ¦ ¦
¦функций (укрепление материально -¦ ¦ ¦
¦технической базы, введение ¦ ¦ ¦
¦дополнительных штатных единиц). ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦2. Планирование и организация ¦Муниципальные ¦Ежегодно ¦
¦деятельности муниципальных ¦базовые ¦(начиная с I¦
¦базовых учреждений в области ¦учреждения в ¦полугодия ¦
¦информатизации образования в ¦области ¦1999 г. ¦
¦соответствии с рекомендациями ¦информатизации ¦ ¦
¦комитета общего образования ¦образования, ¦ ¦
¦ ¦муниципальные ¦ ¦
¦ ¦органы управления¦ ¦
¦ ¦образованием, ¦ ¦
¦ ¦отдел ИИИ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦3. Создание сети краевых базовых ¦Комитет общего ¦I полугодие ¦
¦учреждений в области ¦образования ¦1999 г. ¦
¦информатизации образования в ¦ ¦ ¦
¦качестве головных центров по ¦ ¦ ¦
¦выполнению программы ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦4. Корректировка ХКК ГОС ОО ¦Отдел общего и ¦II полугодие¦
¦04.03.03-96 "Стандарт ¦дополнительного ¦1999 г. ¦
¦образовательной дисциплины ¦образования, ¦ ¦
¦"Информатика" (приказ КО АК от ¦отдел ИИИ, ¦ ¦
¦31.03.97 N 110) в соответствии с ¦вычислительная ¦ ¦
¦требованиями обязательного ¦лаборатория ХГПУ,¦ ¦
¦государственного минимума ¦ХКЦТТ ¦ ¦
¦содержания образования, ¦ ¦ ¦
¦утверждение приказом комитета ¦ ¦ ¦
¦общего образования ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦5. Разработка и утверждение ¦Отдел общего и ¦II полугодие¦
¦приказом комитета общего ¦дополнительного ¦1999 г. ¦
¦образования краевой учебной ¦образования, ¦ ¦
¦программы основного курса ¦отдел ИИИ, ¦ ¦
¦"Информатика" с учетом требований¦вычислительная ¦ ¦
¦ХКК ГОС ОО ¦лаборатория ХГПУ,¦ ¦
¦ ¦ХКЦТТ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦6. Разработка ¦Отдел ИИИ, ¦2000 г. ¦
¦учебно - методического комплекса ¦вычислительная ¦ ¦
¦по курсу "Информатика" ¦лаборатория ХГПУ,¦ ¦
¦ ¦ХКЦТТ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦7. Ведение нормативно - ¦ ¦ ¦
¦методического сопровождения ¦ ¦ ¦
¦использования компьютеров и новых¦ ¦ ¦
¦информационных технологий в ¦ ¦ ¦
¦преподавании предметов школьного ¦ ¦ ¦
¦курса: ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦А) ведение банка учебных и ¦Хабаровское ¦Постоянно ¦
¦компьютерных программ ¦краевое отделение¦ ¦
¦ ¦Российского фонда¦ ¦
¦ ¦компьютерных ¦ ¦
¦ ¦учебных программ ¦ ¦
¦ ¦(ХКЦТТ, ¦ ¦
¦ ¦В.Ф.Макуха) ¦ ¦
¦ ¦совместно с ХК ¦ ¦
¦ ¦ИППК ПК ¦ ¦
¦ ¦(Н.П.Гришина) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦Б) публикация материалов ¦Редакции журналов¦Постоянно ¦
¦соответствующего содержания в ¦МИФ (В.Ф.Макуха),¦ ¦
¦краевых научно - методических ¦ЭПИ ¦ ¦
¦журналах "МИФ", "ЭПИ", "ЭГБО", ¦(С.В.Досаева), ¦ ¦
¦"УВО", "ППЖ", "Технология", а ¦ЭГБО ¦ ¦
¦также в непериодических изданиях ¦(Н.Г.Бельтюкова),¦ ¦
¦ХК ИППК ПК и краевых ¦УВО ¦ ¦
¦подведомственных учреждениях ¦(В.В.Ермаков), ¦ ¦
¦ ¦ППЖ ¦ ¦
¦ ¦(Н.П.Гришина), ¦ ¦
¦ ¦ХК ИППК ПК ¦ ¦
¦ ¦(Н.П.Гришина) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦В) Разработка и принятие ¦Отдел ¦2001 г. ¦
¦постановлением ¦лицензирования ¦ ¦
¦главного санитарного врача края ¦аттестации и ¦ ¦
¦санитарно - гигиенических ¦аккредитации ¦ ¦
¦требований к использованию ¦ ¦ ¦
¦дисплейных классов ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦8. Создание и внедрение модели ¦ХКЦТТ ¦1999 - ¦
¦дистанционного обучения в ¦(В.Ф.Макуха) ¦2000 гг. ¦
¦дополнительном образовании детей ¦ ¦ ¦
¦на примере Хабаровской краевой ¦ ¦ ¦
¦заочной физико - математической ¦ ¦ ¦
¦школы и школы программистов ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦9. Создание программ профильных ¦Отдел ИИИ, ¦I полугодие ¦
¦курсов для 10 - 11 классов и ¦вычислительная ¦2000 г. ¦
¦разработка учебно - методического¦лаборатория ХГПУ,¦ ¦
¦обеспечения к ним ¦ХКЦТТ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦10. Создание региональных ¦Отдел ИИИ, ¦II полугодие¦
¦дополнений к учебникам ¦вычислительная ¦2000 г. ¦
¦федерального комплекта по ¦лаборатория ХГПУ,¦ ¦
¦профильным курсам информатики ¦ХКЦТТ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦11. Переход образовательных ¦Муниципальные ¦с 1999 г. ¦
¦учреждений края (имеющих ¦органы управления¦(по мере ¦
¦соответствующие условия) на ¦образованием ¦создания ¦
¦работу по программам основного ¦ ¦условий) ¦
¦курса информатики в 8 - 9 (7 - 9)¦ ¦ ¦
¦классов и профильных ¦ ¦ ¦
¦курсов в 10 - 11 классов в ¦ ¦ ¦
¦качестве школьного компонента ¦ ¦ ¦
¦учебного плана) ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦12. Создание хозрасчетного ¦Комитет общего ¦1999 г. ¦
¦краевого Центра информационных ¦образования ¦ ¦
¦технологий и дистантного ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦13. Разработка концепции ¦Краевая ¦1999 г. ¦
¦информатизации в профессиональном¦школа - интернат ¦ ¦
¦самоопределении детей - инвалидов¦слабовидящих и ¦ ¦
¦ ¦незрячих детей ¦ ¦
¦ ¦(В.И.Лушнов, ¦ ¦
¦ ¦Е.Ю.Щедрова) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦14. Создание учебных программ по ¦Краевая ¦2000 г. ¦
¦тифлоинформатике для общего и ¦школа - интернат ¦ ¦
¦допрофессионального образования ¦слабовидящих и ¦ ¦
¦детей - инвалидов ¦незрячих детей ¦ ¦
¦ ¦(Е.Ю.Щедрова) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦15. Создание учебных программ и ¦Краевая ¦2000 г. ¦
¦краевых дополнений к учебникам (в¦школа - интернат ¦ ¦
¦т.ч. брайлевских) по информатике ¦слабовидящих и ¦ ¦
¦для общего и допрофессионального ¦незрячих детей ¦ ¦
¦образования детей - инвалидов ¦(Е.Ю.Щедрова) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦16. Создание системы сертификации¦Отдел ИИИ, ХКЦТТ,¦2000 - ¦
¦учебной компьютерной техники и ¦вычислительная ¦2001 г.г. ¦
¦программного обеспечения на ¦лаборатория ХГПУ ¦ ¦
¦предмет разрешения к ¦ ¦ ¦
¦использованию в учебном процессе ¦ ¦ ¦
¦в соответствии с ¦ ¦ ¦
¦санитарно - гигиеническими, ¦ ¦ ¦
¦психолого - педагогическими ¦ ¦ ¦
¦и методическими требованиями ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦17. Модернизация имеющейся ¦Муниципальные ¦1999 - ¦
¦компьютерной техники, в том числе¦органы управления¦2001 г.г. ¦
¦с использованием ¦образованием, ¦ ¦
¦ЛИНТЕХ-технологий ¦комитет общего ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
L---------------------------------+-----------------+-------------
7.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Для создания телекоммуникационной системы образовательного
комплекса края (на основе электронной почты) необходимо в каждом
муниципальном органе управления образованием создать
телекоммуникационный пункт. Все пункты должны иметь аппаратную и
программную совместимость с центральным узлом комитета общего
образования. Для унификации оборудования и программного
обеспечения пунктов предлагается оснастить их за счет краевого и
местных бюджетов. Для увеличения эффективности работы
телекоммуникационного пункта, его можно использовать для
обслуживания потребностей администрации района наряду с системой
ГАС "ВЫБОРЫ".
----------------------------------T-----------------T------------¬
¦ Этапы, содержание мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦1. Оснащение муниципальных ¦Муниципальные ¦1999 - ¦
¦телекоммуникационных пунктов ¦органы управления¦2000 гг. ¦
¦ ¦образованием ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦2. Экспериментальное подключение ¦Комитет общего ¦1999 г. ¦
¦к сети (электронная почта) первых¦образования, ¦ ¦
¦оснащенных 5 - 7 районных ¦муниципальные ¦ ¦
¦телекоммуникационных пунктов ¦органы управления¦ ¦
¦ ¦образованием ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦3. Экспериментальная эксплуатация¦Комитет общего ¦1999 г. ¦
¦электронной почты и организация ¦образования, ¦ ¦
¦информационного взаимообмена. ¦муниципальные ¦ ¦
¦Создание пакета нормативных ¦органы управления¦ ¦
¦документов, регламентирующих ¦образованием ¦ ¦
¦информационный обмен ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦4. Создание локальной ¦Отдел ИИИ ¦2001 г. ¦
¦вычислительной сети (ЛВС) ¦ ¦ ¦
¦комитета общего образования, ¦ ¦ ¦
¦подключение рабочих станций к ¦ ¦ ¦
¦Интернет ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦5. Подключение к Интернет краевых¦Отдел ИИИ ¦До декабря ¦
¦образовательных учреждений (ХК ¦совместно с ¦1999 г. ¦
¦ИППК ПК, ХКЦТТ, ХКСДЮСШОР, ¦соответствующими ¦ ¦
¦ХКДЮЦТиЭ, ХК ЭБЦ, КДРО, ¦отделами ¦ ¦
¦школа - интернат слабовидящих и ¦комитета, ¦ ¦
¦незрячих детей). Отработка ¦руководители ¦ ¦
¦сетевого документооборота между ¦образовательных ¦ ¦
¦комитетом и ОУ ¦учреждений ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦6. Организация ¦Отдел ИИИ ¦Постоянно ¦
¦телекоммуникационной связи с ¦ ¦ ¦
¦Министерством общего и ¦ ¦ ¦
¦профессионального образования РФ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦7. Организация ¦Отдел ИИИ ¦С января ¦
¦телекоммуникационной связи с ¦ ¦1999 г. ¦
¦краевой администрацией и ее ¦ ¦ ¦
¦структурными подразделениями в ¦ ¦ ¦
¦соответствии с распоряжением ¦ ¦ ¦
¦главы администрации края от ¦ ¦ ¦
¦29.04.98 N 227-р "О работе в ¦ ¦ ¦
¦телекоммуникационных сетях" ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦Подключение к ¦Комитет общего ¦2001 г. ¦
¦телекоммуникационной связи всех ¦образования, ¦ ¦
¦муниципальных ¦муниципальные ¦ ¦
¦телекоммуникационных пунктов ¦органы управления¦ ¦
¦ ¦образованием ¦ ¦
L---------------------------------+-----------------+-------------
7.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
----------------------------------T-----------------T------------¬
¦ Этапы, содержание мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦1. Разработка и утверждение ¦ХК ИППК ПК (Центр¦1999 г. ¦
¦приказом комитета общего ¦АВИСО) ¦ ¦
¦образования примерного положения ¦(Н.Гришина, ¦ ¦
¦о муниципальном ¦О.В.Скляр) ¦ ¦
¦информационно - прокатном центре,¦ ¦ ¦
¦ориентированного на внедрение ¦ ¦ ¦
¦новых информационных технологий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦2. Реорганизация муниципальных ¦Муниципальные ¦1999 г. ¦
¦информационно - прокатных центров¦органы управления¦ ¦
¦в соответствии с примерным ¦образованием ¦ ¦
¦положением ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦3. Создание краевой диспетчерской¦ХК ИППК ПК ¦2000 г. ¦
¦службы по справочно - ¦(Н.П.Гришина) ¦ ¦
¦информационному и сервисному ¦ ¦ ¦
¦обслуживанию региональных ИПЦ и ¦ ¦ ¦
¦образовательных учреждений ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦4. Создание методических условий ¦ХК ИППК ПК ¦ ¦
¦для использования ¦(Н.П.Гришина) ¦ ¦
¦видеопроекционной и ¦ ¦ ¦
¦телеаппаратуры в образовательном ¦ ¦ ¦
¦процессе: ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦А) ведение банка учебных и ¦ ¦Постоянно ¦
¦обучающих видео - и диапродуктов ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦Б) выпуск краевого каталога ¦ ¦1999 г. ¦
¦видео - и диапродукции ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦В) подготовка методических ¦ ¦1999 г. ¦
¦рекомендаций по изготовлению, ¦ ¦ ¦
¦эксплуатации и хранению фонда ¦ ¦ ¦
¦интерактивных средств ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦5. Создание краевой ¦Отдел ИИИ, ХК ¦2000 г. ¦
¦мультимедиалаборатории с учетом ¦ИППК ПК, ¦ ¦
¦обобщения опыта с.ш. N 80 ¦Г.В.Полухина ¦ ¦
¦Железнодорожного р-на ¦ ¦ ¦
¦г. Хабаровска ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦6. Создание учебных аудио -, ¦ХК ИППК ПК ¦1999 - ¦
¦диа -, видеопрограмм для ¦(Н.П.Гришина) ¦2001 гг. ¦
¦дистанционного обучения по ¦ ¦ ¦
¦программам дополнительного ¦ ¦ ¦
¦профессионального педагогического¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦7. Создание фонда учебных аудио-,¦Хабаровская ¦1999 - ¦
¦диа -, видеопрограмм для ¦краевая ¦2001 гг. ¦
¦дистанционного обучения по ¦школа - интернат ¦ ¦
¦программам коррекционной ¦слабовидящих и ¦ ¦
¦педагогики для детей - инвалидов ¦незрячих детей ¦ ¦
¦(за счет спонсорских средств) ¦(Е.Ю.Щедрова) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦8. Создание совместно с ¦ХК ИППК ПК ¦1999 - ¦
¦творческими коллективами фонда ¦(Н.П.Гришина) ¦2001 гг. ¦
¦региональных интерактивных ¦ ¦ ¦
¦материалов и средств по культуре,¦ ¦ ¦
¦искусству, истории, географии и ¦ ¦ ¦
¦экологии Дальнего Востока и ¦ ¦ ¦
¦Хабаровского края ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦9. Выпуск периодических ¦КДРО ¦Постоянно ¦
¦научно - методических журналов ¦(С.В.Досаева), ¦ ¦
¦"ЭПИ", "МИФ", "ЭГБО", "УВО", ¦ХКЦТТ ¦ ¦
¦"ППЖ", "Технология" ¦(В.Ф.Макуха), ¦ ¦
¦ ¦ХКЭБЦ ¦ ¦
¦ ¦(Н.Г.Бельтюкова),¦ ¦
¦ ¦ХКДЮЦТиЭ ¦ ¦
¦ ¦(В.В.Ермаков), ¦ ¦
¦ ¦КГПИ (В.П.Балов) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦10. Создание WEB-лаборатории ¦Комитет общего ¦1999 г. ¦
¦ ¦образования, ¦ ¦
¦ ¦ХКЦТТ ¦ ¦
¦ ¦(В.Ф.Макуха) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦11. Переход образовательных ¦Муниципальные ¦1999 - ¦
¦учреждений края, имеющих ¦органы управления¦2001 гг. ¦
¦соответствующие условия, на ¦образованием ¦ ¦
¦создание школьных мультимедиатек ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦12. Переход Центра АВИСО для ¦ХК ИППК ПК ¦С 2000 г. ¦
¦работы со всеми категориями ¦(Н.П.Гришина) ¦ ¦
¦потребителей информации на ¦ ¦ ¦
¦договорные отношения по оказанию ¦ ¦ ¦
¦платных дополнительных услуг ¦ ¦ ¦
¦населению ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦13. Создание и актуализация ¦ХКЦТТ ¦1999 - ¦
¦компьютерного банка данных ¦(В.Ф.Макуха) ¦2001 г.г. ¦
¦"Информационные источники" ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+-----------------+-------------
7.4. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
----------------------------------T-----------------T------------¬
¦ Этапы, содержание мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦1. Подготовка программ и ¦ХК ИППК ПК ¦С 1999 г. ¦
¦учебно - тематических планов по ¦(Н.П.Гришина) ¦ ¦
¦обучению различных категорий ¦ ¦ ¦
¦работников образования ¦ ¦ ¦
¦компьютерной грамотности и ¦ ¦ ¦
¦информационной культуре ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦2. Оборудование кабинета ¦Отдел ИИИ, ¦1999 г. ¦
¦информатики ХК ИППК ПК ¦планово - ¦ ¦
¦ ¦финансовый отдел ¦ ¦
¦ ¦комитета, ХК ИППК¦ ¦
¦ ¦ПК (Н.П.Гришина) ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦3. Обучение работников управления¦ХК ИППК ПК ¦Постоянно ¦
¦образованием новым информационным¦(Н.П.Гришина), ¦ ¦
¦технологиям ¦ХГПУ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦4. Проведение индивидуальных ¦ХК ИППК ПК ¦С 1999 г. ¦
¦стажировок по вопросам ¦(Н.П.Гришина), ¦ ¦
¦использования новых ¦ХКЦТТ ¦ ¦
¦информационных технологий для ¦(В.Ф.Макуха) ¦ ¦
¦учителей информатики ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+------------+
¦5. Создание творческих площадок ¦ХК ИППК ПК ¦С 1999 г. ¦
¦для апробации новых ¦(Н.П.Гришина), ¦ ¦
¦информационных технологий в общем¦ХКЦТТ ¦ ¦
¦и дополнительном образовании ¦(В.Ф.Макуха) ¦ ¦
¦детей ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+-----------------+-------------
Примечания: управление программой осуществляется комитетом
общего образования администрации края, муниципальными органами
управления образованием, руководящими структурными подразделениями
образовательных учреждений - участников программы в рамках
средств, ежегодно планируемых для реализации целей информатизации.
Реализация программы выполняется за счет средств, отпущенных на
образование в краевом, муниципальном бюджетах, внебюджетных
средств. Мероприятия выполняются по мере наличия средств.
Последовательность выполнения мероприятий является
ориентировочной. Приоритет устанавливается бюджетодержателем с
учетом экспертных заключений краевого координационного совета по
информатизации.
Приложение
к Программе информатизации
системы общего образования
Хабаровского края до 2001 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) В связи с тем, что финансирование образовательных
учреждений осуществляется из местных бюджетов, приобретение
компьютерной техники стало децентрализованным. Чтобы оградить
учреждения образования от приобретения морально устаревшей и
несертифицированной техники, комитет общего образования
администрации края рекомендует временные технические требования к
компьютерной технике, которая будет приобретаться образовательными
учреждениями самостоятельно в 1999-2000 годах. Данные требования
являются минимальными с точки зрения возможности использования их
в системе общего образования и не могут быть изменены в сторону
ухудшения технических параметров. При наличии средств, технические
характеристики компьютерной техники могут быть изменены в сторону
их улучшения.
2) Данные требования подготовлены согласно решению коллегии
Министерства образования Российской Федерации от 22.02.1995 г., а
также, с учетом развития компьютерной техники.
3) Компьютерная техника должна быть рассчитана на эксплуатацию
в течение не менее 5 лет, компьютеры должны иметь возможность
модификации на процессорном уровне (без смены системной платы),
должна быть предусмотрена возможность расширения ОЗУ.
4) Допускается использовать в образовательных учреждениях
только программные продукты, приобретенные легальным путем на
основе лицензионных соглашений.
5) При приобретении новых компьютерных классов и дооснащении
существующих, необходимо особое внимание уделять созданию
библиотек компьютерных программ по различным учебным предметам.
6) При выборе общесистемных и учебных программ, предпочтение
должно отдаваться программам, работающим в графической
операционной среде (Windows, OS/2 и др.).
Временные минимальные технические требования
к компьютерной технике, программному обеспечению и
комплектации компьютерных классов на 1999-2000 г.г.
1.1. ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА:
компьютеры для учащихся - не ниже Pentium-90, с ОЗУ не менее
8 Мб, жестким диском не менее 850 Мб и тактовой частотой не менее
90 МГц, звуковая плата, стереонаушники, сетевая плата;
компьютер для учителя - не ниже Pentium-120, с ОЗУ не менее
16 Мб, жестким диском не менее 1,3 Гб, сетевой CD-ROM, звуковая
плата, сетевая плата, микрофон, звуковые стереоколонки; мониторы
SVGA, зерно не более 28, антибликовое покрытие, пониженная
радиация (LR);
принтеры струйный или лазерный и матричный;
сканер планшетный;
сеть, совместимая с Ethernet;
модем, не менее 28800 б/с;
блоки бесперебойного питания.
ПРОГРАММЫ:
Графическая операционная система (Windows, OS/2 или др.);
один из языков программирования;
текстовый редактор (для графической операционной системы);
графический редактор (для графической операционной системы);
электронные таблицы (для графической операционной системы);
электронные базы данных (для графической операционной
системы);
универсальная развивающая учебная среда (типа программы Лого
Миры);
программы обслуживания компьютера (типа Norton Utilities);
программы по физике;
программы по математике;
программы по иностранному языку;
программы для начальной школы;
программы для предметов эстетического цикла.
1.2. ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ:
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА:
компьютеры - не ниже Pentium-100, с ОЗУ не менее 16 Мб,
жестким диском не менее 850 Мб;
монитор SVGA с зерном не более 28, LR (пониженная радиация);
принтер лазерный;
модем, не менее 28800 б/с;
блок бесперебойного питания.
ПРОГРАММЫ:
DOS и Windows (или только Windows 95);
пакет программ Microsoft Office;
программы обслуживания компьютера (типа Norton Utilities).
Примечание: В связи с быстрым развитием компьютерной техники
невозможно установить минимальные технические характеристики на
срок до 2001 г. Новые технические характеристики на 2001 г. будут
приняты в конце 1999 г.
|