31 марта 1999 года N 109
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
(в ред. Законов Хабаровского края
от 25.02.2004 N 170, от 19.01.2005 N 250)
Настоящий закон в соответствии со статьей 72 Конституции
Российской Федерации, статьями 31 - 34, 41 Гражданского кодекса
Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской
Федерации, Уставом Хабаровского края регулирует отношения,
возникающие в сфере организации и деятельности государственных
органов власти и местного самоуправления по опеке и попечительству
на территории Хабаровского края.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие понятия:
ребенок (несовершеннолетний) - лицо в возрасте до 18 лет;
дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты;
дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, проживающие в
семье, которым не обеспечен необходимый для них уровень нормальной
жизнедеятельности;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они
находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный
родитель, а также которые остались без попечения родителей и в
иных случаях признания ребенка, оставшегося без попечения
родителей, в установленном законом порядке;
права и законные интересы ребенка - совокупность личных
неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка,
обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и
охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными;
попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты
прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных
лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять свои права и исполнять установленные законом
обязанности;
подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества
установлена опека (попечительство);
подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние
дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство
в форме патронажа;
приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании договора о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами
опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или
отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в
семью);
опекуны - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие
опекунские обязанности в отношении несовершеннолетних детей в
возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом
недееспособными вследствие психического расстройства;
попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие
попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными в
дееспособности, и над совершеннолетними дееспособными лицами,
которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и
обязанности;
несовершеннолетние, не имеющие нормальных условий для
воспитания в семье - несовершеннолетние, в семьях которых созданы
условия, представляющие угрозу для их жизни и здоровья.
Статья 2. Законодательство об организации деятельности по
осуществлению опеки и попечительства
1. Органы государственной власти, органы местного
самоуправления муниципальных образований в организации своей
деятельности по осуществлению опеки и попечительства
руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской
Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской
Федерации, настоящим законом, Уставом Хабаровского края, уставами
муниципальных образований, другими федеральными и краевыми
нормативными правовыми актами.
(ч. 1 в ред. Закона Хабаровского края от 19.01.2005 N 250)
2. Правительство края координирует деятельность по
осуществлению опеки и попечительства.
(ч. 2 в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
Статья 3. Принципы организации деятельности по осуществлению
опеки и попечительства
Организация деятельности по осуществлению опеки и
попечительства является частью семейной политики Хабаровского
края, признается приоритетной сферой деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления и основана на
следующих принципах:
государственной поддержки семьи, органов местного
самоуправления, образовательных учреждений и учреждений социальной
и медицинской реабилитации, иных организаций, осуществляющих
защиту прав и законных интересов семьи, детей и граждан;
законодательного обеспечения прав детей, совершеннолетних лиц,
над которыми установлена опека и попечительство, и недопустимости
ограничения уровня защиты этих прав;
обеспечения дифференцированного адресного подхода в
предоставлении помощи по поддержанию социально приемлемого уровня
жизни нетрудоспособных членов семьи, детей, совершеннолетних лиц,
над которыми установлена опека и попечительство;
подготовки детей к самостоятельной реализации и защите своих
прав и законных интересов;
равенства семей и их членов независимо от социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности;
ответственности за нарушение прав и законных интересов детей,
совершеннолетних лиц, над которыми установлена опека и
попечительство, а также за причинение им вреда.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КРАЯ
В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
(название в ред. Закона Хабаровского края
от 25.02.2004 N 170)
Статья 4. Государственное управление в сфере организации
деятельности по осуществлению опеки и попечительства
1. Государственное управление в сфере организации деятельности
по осуществлению опеки и попечительства в Хабаровском крае
осуществляется Правительством края.
(ч. 1 в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
2. Непосредственное осуществление функций государственного
управления по опеке и попечительству возлагается на органы
исполнительной власти края в сфере образования, здравоохранения и
социальной защиты населения в пределах их полномочий.
(ч. 2 в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти края по
вопросам опеки и попечительства
(название в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
1. Орган исполнительной власти края в сфере образования:
(абзац в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
вносит предложения Губернатору края о разработке законов и иных
краевых нормативных правовых актов по защите прав и законных
интересов детей;
(абзац в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
принимает участие в разработке краевых программ, направленных
на защиту прав и интересов несовершеннолетних, осуществляет
контроль за их реализацией; организует исполнение федеральных
программ по вопросам детства; направляет и контролирует работу
муниципальных органов управления образованием, учреждений
образования и других структурных подразделений органов местного
самоуправления по выполнению функций по опеке и попечительству;
контролирует обеспечение оптимального устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение),
под опеку или попечительство, в приемные семьи, детские дома,
школы-интернаты;
разбирает заявления, жалобы на действия органов опеки и
попечительства по вопросам, связанным с защитой прав
несовершеннолетних;
проводит обследование по наиболее сложным, спорным вопросам,
связанным с защитой прав несовершеннолетних;
дает заключение по поручению судов;
взаимодействует в своей работе с иными органами исполнительной
власти края по вопросам защиты прав детства;
(абзац в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
разрабатывает методические рекомендации по вопросам защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних;
ежегодно анализирует отчетность муниципальных органов
управления образованием (по форме 103-РИК), в которой отражается
состояние дел по выявлению и устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, и охране прав несовершеннолетних;
формирует и ведет региональный банк данных о детях, оставшихся
без попечения родителей, и не устроенных на воспитание в семью по
месту их жительства;
ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства -
кандидатов в усыновители, выдает направления кандидатам в
усыновители для посещения детей, находящихся в образовательных,
лечебных, реабилитационных учреждениях;
направляет информацию о детях, оставшихся без попечения
родителей, и занесенных в региональный банк данных, в
государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей;
ведет работу с иностранными агентствами, занимающимися
вопросами усыновления (удочерения);
осуществляет психолого-педагогическую и юридическую
консультацию кандидатов в усыновители;
организует работу по повышению квалификации специалистов по
защите прав детей органов управления образованием, руководителей,
методистов, социальных педагогов детских учреждений по вопросам
защиты прав несовершеннолетних;
вносит предложения при определении финансовых нормативов
формирования краевого бюджета на цели организации деятельности по
осуществлению опеки и попечительства, в том числе на обеспечение
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жильем в орган исполнительной власти края в сфере
финансов.
(Абзац в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
2. Орган исполнительной власти края в сфере здравоохранения:
(в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
контролирует осуществление функций по опеке и попечительству
муниципальными органами управления здравоохранением,
психиатрическими учреждениями, домами ребенка;
организует работу экспертной медицинской комиссии по передаче
детей на воспитание в семью;
организует работу по выполнению федеральных и краевых законов,
направленных на охрану здоровья несовершеннолетних, нуждающихся в
государственной помощи.
3. Орган исполнительной власти края в сфере социальной защиты
населения:
(в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
контролирует осуществление функций по опеке и попечительству
муниципальными органами социальной защиты населения и социальными
учреждениями;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по расширению сети
учреждений социального обслуживания населения, осуществляет
контроль за их работой и оказывает им содействие;
направляет и контролирует деятельность муниципальных органов
социальной защиты с лицами из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации
органами опеки и попечительства в крае выступают органы местного
самоуправления.
2. Функции по опеке и попечительству осуществляют:
муниципальные органы управления образованием и другие
структурные подразделения органов местного самоуправления - в
отношении несовершеннолетних лиц;
муниципальные органы управления здравоохранением - в отношении
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными;
муниципальные органы социальной защиты населения - в отношении
несовершеннолетних и совершеннолетних дееспособных лиц,
нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, и лиц в
возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего и
высшего профессионального образования.
Статья 7. Основные задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
организация выявления детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей и несовершеннолетних, не имеющих нормальных
условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц,
которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять
свои права и выполнять свои обязанности;
обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье;
осуществление контроля за содержанием и образованием
вышеуказанной категории несовершеннолетних, а также осуществление
контроля за содержанием совершеннолетних, которые по состоянию
здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и
обязанности;
защита личных неимущественных, жилищных и имущественных прав и
интересов несовершеннолетних и совершеннолетних, указанных в
абзаце 1 настоящей статьи.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
В соответствии с возложенными на них задачами исполнительные
органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
выявляют, ведут учет, устройство детей, оставшихся без
попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных
условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц,
которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять
права и выполнять обязанности и нуждаются в установлении над ними
опеки и попечительства;
устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними
детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами,
признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или
слабоумия, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять права и
выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными
судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими веществами;
назначают опекунов, попечителей, а также освобождают и
отстраняют их от выполнения возложенных на них обязанностей;
принимают решения о помещении несовершеннолетних в
воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты населения,
лечебные учреждения, приемную семью; о передаче ребенка на полное
государственное обеспечение;
заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью;
принимают решения по содержанию опекаемых (подопечных) и
распоряжению их текущими доходами и имуществом;
назначают (освобождают) управляющего над имуществом граждан,
признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими;
принимают меры по защите жилищных прав подопечных и
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и
обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных
федеральными и краевыми законами;
дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению,
в том числе обмену жилой площади подопечных, обмену или дарению
имущества подопечных, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное
пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих
подопечным прав, раздел их имущества или выделения из него долей,
а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества
подопечных;
принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипированным);
принимают решение о присвоении или изменении фамилии, имени
несовершеннолетнего;
дают письменное согласие органам записи актов гражданского
состояния на установление отцовства в случае, если место
жительства матери неизвестно, смерти матери, признания ее
недееспособной или в случае лишения ее родительских прав;
дают письменное разрешение на выезд несовершеннолетних за
границу; разрешают вопросы содержания подопечных, ухода за ними,
их лечения, защиты их интересов и прав;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних и
принимают по ним необходимые меры;
принимают решения о раздельном проживании подопечного и
попечителей;
предъявляют иски в суды, связанные с защитой прав и законных
интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании
граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;
предоставляют в суды, по их запросам, документы на усыновление
(удочерение) несовершеннолетних; дают разрешение на снижение
брачного возраста.
Статья 9. Основные функции по опеке и попечительству
Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением
и социальной защиты населения:
ведут подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна
или попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения
опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении их
от выполнения возложенных на них обязанностей;
готовят разрешение на отчуждение, обмен жилой площади,
совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному
прав;
ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или
попечительство;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей,
оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и
трудоустройства подопечных;
в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и
имущественных прав и интересов подопечных в случае использования
опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а
также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой
помощи;
готовят материалы о назначении денежных средств на содержание
подопечного в порядке и размере, установленном краевым законом;
(в ред. Закона Хабаровского края от 19.01.2005 N 250)
участвуют в судах по делам опекаемых, подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
привлекают общественность к работе органов опеки и
попечительства;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые
меры.
Статья 10. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов управления образованием
1. Помимо функций, перечисленных в статье 9 настоящего закона,
муниципальные органы управления образованием:
участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, которые
вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, болезни
родителей или по другим причинам остались без попечения родителей;
ведут учет выявленных детей, оставшихся без попечения
родителей;
обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке
(попечительстве) несовершеннолетних, а также принимают меры по
сохранности их имущества в законном порядке;
осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних,
не имеющих нормальных условий для воспитания, под опеку
(попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление, а при
отсутствии такой возможности в воспитательное, лечебное учреждение
или учреждение социальной защиты населения;
ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на
территории данного муниципального образования, способных к
выполнению обязанностей усыновителя;
дают заключение гражданам Российской Федерации о возможности
быть усыновителями (удочерителями), готовят необходимые материалы
в суд на усыновляемого (удочеряемого) несовершеннолетнего, а также
ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление
(удочерение);
осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей
приемных родителей; дают заключение гражданам Российской Федерации
о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о
создании приемной семьи;
оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в
воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
подают иски в суды о лишении родительских прав, ограничении
родительских прав, об отобрании ребенка при непосредственной
угрозе жизни ребенка или его здоровью, о признании брака
недействительным в случаях, предусмотренных статьями 27 и 77
Семейного кодекса Российской Федерации, об отмене усыновления
(удочерения) и другие иски в защиту прав и охраняемых законом
интересов несовершеннолетних;
участвуют в судебных заседаниях по делам, связанным с
воспитанием детей, усыновлением (удочерением); проводят
обследования условий жизни ребенка, лица, претендующего на его
воспитание, и представляют заключение в суд по спорам, связанным с
воспитанием детей;
разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
разрешают споры, возникающие между опекуном ребенка и
несовершеннолетними родителями;
участвуют при исполнении решения суда о передаче или отобрании
детей (ребенка);
осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при
разделе наследственного имущества;
готовят документы для регистрации брака лиц, не достигших
совершеннолетия;
выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно
действующему законодательству в интересах несовершеннолетних.
2. Муниципальные органы управления образованием дают
заключения:
на раздельное проживание попечителя с подопечным;
о возможности объявления несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипированным).
Статья 11. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов управления здравоохранением
Помимо функций, перечисленных в статье 9 настоящего закона,
муниципальные органы управления здравоохранением:
выявляют душевнобольных и слабоумных лиц, нуждающихся в
установлении над ними опеки;
оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам,
признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни или
слабоумия;
осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными
вследствие душевной болезни или слабоумия, в психиатрические или
психоневрологические учреждения;
возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным
или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего лица
дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о
признании брака недействительным в интересах лица, признанного
судом недееспособным, и другие дела в интересах прав и охраняемых
законом интересов подопечных;
способствуют помещению несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей, душевнобольных в психиатрические или
психоневрологические учреждения по заявлению муниципальных органов
управления образованием;
осуществляют устройство новорожденных детей, оказавшихся без
опеки родителей, в подведомственные учреждения, обеспечивают
временное содержание несовершеннолетних в домах ребенка в возрасте
до 3 лет;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им
помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;
выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно
действующему законодательству.
Статья 12. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов социальной защиты
Помимо функций, перечисленных в статье 9 настоящего закона,
муниципальные органы социальной защиты населения:
выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права
и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве;
оказывают необходимую помощь до установления попечительства
дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья
не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои
обязанности;
осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц,
нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома-
интернаты для инвалидов и престарелых и принимают меры по
сохранности их имущества и жилья в законном порядке;
выявляют несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной
помощи;
оказывают социально-правовую и материальную помощь
несовершеннолетним лицам, нуждающимся в государственной помощи;
осуществляют устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в
государственной помощи, в приюты и центры социальной реабилитации;
ведут учет совершеннолетних лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и способствуют предоставлению
им льгот в соответствии с федеральными и краевыми законами;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно
действующему законодательству.
Статья 13. Функции сельских, поселковых органов местного
самоуправления по вопросам опеки и попечительства
1. Органы местного самоуправления городских, сельских поселений
непосредственно осуществляют функции по опеке и попечительству,
предусмотренные статьями 9 - 12 настоящего закона, за исключением
вопросов, связанных:
с формированием регионального банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей;
с удочерением (усыновлением) детей и передачей детей в приемную
семью;
с объявлением несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипированным);
с присвоением или изменением фамилии, имени
несовершеннолетнего;
с отчуждением, обменом и расторжением договоров о приватизации
жилой площади;
с назначением денежных средств на содержание подопечного в
порядке и размере, установленных краевым законом.
2. Органы местного самоуправления городских, сельских поселений
вправе делегировать свои полномочия по организации опеки и
попечительства администрациям муниципальных районов.
(в ред. Закона Хабаровского края от 19.01.2005 N 250)
Статья 14. Кадровое обеспечение
Для осуществления функций по опеке и попечительству
несовершеннолетних в штате муниципальных органов управления
образованием предусматриваются должности специалистов по защите
прав детства в соответствии с потребностями муниципальных
образований.
Для осуществления функций по опеке и попечительству
совершеннолетних лиц в штатных расписаниях муниципальных органов
управления социальной защиты могут предусматриваться должности
специалистов по вопросам защиты прав и интересов совершеннолетних
граждан, находящихся под опекой и попечительством.
Статья 15. Деятельность специалистов по защите прав детства
Деятельность специалистов по защите прав детства осуществляется
на основании положения о специалисте по защите прав детства
Хабаровского края, утверждаемого Губернатором края.
(в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 N 170)
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение настоящего закона
Должностные лица органов государственной власти и органов
местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение настоящего закона в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Обжалование действий (бездействия) органов
государственной власти, органов опеки и попечительства
Действия (бездействие) органов государственной власти, органов
опеки и попечительства могут быть обжалованы в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Председатель Законодательной
Думы Хабаровского края
В.А.Озеров
г. Хабаровск,
31 марта 1999 года, N 109
|