ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 1999 г. N 493
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Законодательная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний по вопросу
"О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Хабаровском крае"
согласно приложению.
2. Направить настоящее постановление главе администрации
Хабаровского края, главам муниципальных образований городов и
районов края, прокурору Хабаровского края.
Председатель Думы
В.А.Озеров
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 28 апреля 1999 г. N 493
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ "О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Цель депутатских слушаний - получение информации об
изменениях, произошедших в крае по сравнению с началом 1998 года в
сфере жилищно - коммунального хозяйства в связи с его
реформированием, о выполнении рекомендаций аналогичных депутатских
слушаний, проведенных в июне 1998 года, а также определение
основных мер, направленных на эффективное проведение реформы и
социальной защиты населения края.
Реформа жилищно - коммунального хозяйства началась в 1993 году
после принятия Закона Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики". Но до сих пор цели реформирования
жилищно - коммунального хозяйства - обеспечение условий
проживания, отвечающих стандартам качества, снижение издержек
производителей услуг и соответственно тарифов предоставляемых
услуг - еще очень далеки от достижения.
За время проведения реформ уровень оплаты населением жилищно -
коммунальных услуг в среднем вырос с 1 - 2 процентов до 45
процентов. Реформа отрасли идет в основном в одном направлении -
переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья. В
1999 году доля платежей населения составляет:
40 процентов затрат на коммунальные услуги (на газ и
электрическую энергию - 100 процентов);
50 процентов затрат на содержание и ремонт (включая
капитальный) мест общего пользования.
Кроме того, установлен 40-процентный уровень платы за наем
жилых помещений.
В 1998 году эти платежи составляли: 30 процентов - за
коммунальные услуги и 40 процентов - за жилищные услуги.
В крае нет ни одного примера снижения ставок оплаты населением
жилищно - коммунальных услуг. Дальнейшее их повышение может
привести к развалу отрасли из-за неплатежеспособности населения
края.
Введение единого в г. Хабаровске расчетно - кассового центра
позволило увеличить сбор платежей от населения до 88 процентов от
начислений в 1998 году. Но, то что намечено получать от жильцов в
перспективе (а в 2000 году в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации "О реформе жилищно - коммунального хозяйства
в Российской Федерации" от 25.05.97 N 425 - доля платежей
населения в покрытии затрат на все виды жилищно - коммунальных
услуг составит 70 процентов) - нереально. Половина населения не
сможет оплачивать все возрастающую себестоимость жилищных и
коммунальных услуг.
Для преодоления негативных последствий монопольного или
доминирующего положения организаций жилищно - коммунального
хозяйства необходимо привлечение организаций различных форм
собственности для оказания жилищно - коммунальных услуг. Но
конкурсные условия на такие услуги не реализуются из-за отсутствия
денег на их оплату.
С целью совершенствования системы управления жилищно -
коммунальным хозяйством сформирована единая служба заказчика
жилищно - коммунальных услуг в Кировском районе г. Хабаровска. И
опять проблема: нечем платить подрядчику.
Не внедрена система расчетов за произведенные и потребленные
жилищно - коммунальные услуги на основе договоров, следовательно
не применяются экономические санкции за нарушение договорных
отношений.
Один из способов достижения цели реформы - совершенствование
системы социальной защиты населения, упорядочение существующей
системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти
цели средств - проводится путем предоставления субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг. В районных администрациях созданы
службы субсидий. Однако механизм защиты сложен и получение
субсидий затруднено.
Еще одна проблема сегодняшнего дня - неравенство в размерах
платежей у жильцов муниципального, государственного жилищных
фондов и у жильцов, проживающих в домах жилищно - строительных
кооперативов. Последние вступили в стадию реформ не
подготовленными: не созданы кондоминиумы, товарищества
собственников жилья - как один из приемлемых способов защиты прав,
влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг.
Обсудив проблемы жилищно - коммунальной отрасли края,
участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе края:
совместно с администрацией края принять участие в подготовке
проекта Закона Хабаровского края "О жилищных правоотношениях в
Хабаровском крае";
с целью уменьшения выпадающих доходов края пересмотреть
социальную норму площади жилья, в пределах которой осуществляется
предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
совместно с администрацией края пересмотреть в сторону
увеличения размеры штрафов за нарушение правил использования жилых
и нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий.
2. Администрации края:
обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением
отодвинуть сроки перехода на полную оплату населением затрат на
содержание жилья;
приостановить действие постановления главы администрации края
"Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг на
территории Хабаровского края в 1999 году" от 25.01.99 N 23 до
завершения проверки прокуратурой края правомерности взимания платы
за найм жилых помещений и затрат на капитальный ремонт.
3. Администрации края и исполнительным органам местного
самоуправления:
ужесточить контроль над ценами монополистов всех уровней, с
целью выявления неэффективных и необоснованных затрат совместно с
энергетической комиссией и Дальневосточным территориальным
управлением государственного антимонопольного комитета Российской
Федерации провести их экспертную оценку;
не производить повышение ставок платы населения за жилищно -
коммунальные услуги без проведения экспертизы экономического
обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые в
оплате жилья и коммунальных услуг, а также без реального повышения
доходов населения;
оказывать поддержку созданию товариществ собственников жилья,
как одной из форм управления жилищным фондом;
активизировать с использованием средств массовой информации
работу среди населения края по разъяснению сути реформы
жилищно - коммунального хозяйства;
разработать порядок внедрения приборов учета и регулирования
потребления коммунальных услуг организациями бюджетной сферы,
предусматривающий стимулирование проведения мероприятий по
снижению расходов;
не допускать нарушений действующего законодательства при
начислении ставок платы за жилищные и коммунальные услуги
гражданам, проживающим в домах жилищно - строительных
кооперативов;
провести анализ выпадающих доходов края в связи с
предоставлением льгот и субсидий по оплате жилищных и коммунальных
услуг;
провести проверки использования целевых фондов, созданных для
концентрации средств, поступающих на капитальный ремонт жилых
помещений и мест общего пользования.
4. Главам муниципальных образований городов и районов края:
разработать и реализовать меры по упрощению процедуры
получения субсидий малообеспеченным гражданам;
применять меры социальной защиты в виде предоставления
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг нуждающейся
категории граждан, проживающих в домах жилищно - строительных
кооперативов;
принять меры по совершенствованию и оптимизации существующей
структуры управления жилищно - коммунальным хозяйством;
изучить опыт организации управления жилищно - коммунальным
хозяйством г. Комсомольска-на-Амуре с целью анализа экономической
целесообразности создания альтернативных структур (домовых
комитетов, специализированных служб по техническому обслуживанию);
внедрить договорные отношения на всех этапах производства и
предоставления жилищно - коммунальных услуг, включая
собственника - домовладельца, производителя услуг и их
потребителя.
5. Прокуратуре края рассмотреть повторно правомерность
включения в ставку оплаты жилья платы за наем жилых помещений и
затрат на капитальный ремонт. В случае нарушения законодательства
внести протест в установленном порядке. О результатах проверки
сообщить в Законодательную Думу края.
|