ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 мая 1999 г. N 3
Я, Главный Государственный санитарный врач по Хабаровскому
краю Либерова Р.Н., в целях охраны и укрепления здоровья
подрастающего поколения, обеспечения благоприятных условий отдыха
и оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных
учреждениях края, руководствуясь Федеральным Законом "О
санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от
30.03.99 г., и изменениями и дополнениями к "Положению о
государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании",
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июня 1998 г. N 680 постановляю:
1. Утвердить Территориальные санитарные правила и нормы
2.4.4. Детские внешкольные учреждения, летние оздоровительные
учреждения, санитарно - гигиенические требования к организации
оздоровительных лагерей с дневным пребыванием и общественно -
полезного труда школьников в летнее время в Хабаровском крае,
2.4.4.002-99.
2. Ввести в действие на территории Хабаровского края указанные
Санитарные правила и нормы со дня их опубликования.
3. Главным государственным санитарным врачам по городам и
районам края довести Территориальные санитарные правила и нормы
ТСанПиН 2.4.4.002-99 до сведения всех заинтересованных
организаций, учреждений и обеспечить контроль за их выполнением в
лагерях с дневным пребыванием и при организации общественно -
полезного труда школьников в летнее время.
4. Руководителям отделов образования, организаторам летнего
отдыха детей, начальникам лагерей с дневным пребыванием и
руководителям общественно - полезного труда школьников независимо
от подчиненности и форм собственности, руководствоваться настоящим
документом при организации летнего отдыха и занятости детей и
подростков.
5. Контроль за выполнением постановления возлагаю на
заместителя главного государственного санитарного врача по
Хабаровскому краю Т.А.Меньшикову.
Главный государственный
санитарный врач по
Хабаровскому краю
Р.Н.Либерова
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача по
Хабаровскому краю
от 05 мая 1999 г. N 3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
2.4.4. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ,
ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
И ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛЕЗНОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ
В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Территориальные санитарные правила и нормы
ТСанПиН 2.4.4.002-99
Дата введения: с момента подписания
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработаны:
- специалистом Центра госсанэпиднадзора в Хабаровском крае
Меньшиковой Т.А.;
- специалистами Центра госсанэпиднадзора в г. Хабаровске
Зуевой Е.Г., Бахметьевой Г.П., Редько О.А., Ерчевой С.В.,
Павленко И.Н.;
- специалистами Департамента здравоохранения и Комитета общего
образования администрации Хабаровского края Романовой Н.В. и
Квардаковой Н.К.
2. Согласовано с Департаментом здравоохранения, Комитетом
общего образования администрации Хабаровского края.
3. Утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача по Хабаровскому краю от 05 мая 1999 г. N 3.
4. Введены взамен "Санитарно - гигиенических требований к
организации оздоровительных лагерей с дневным пребыванием разного
профиля, туристическим походам и экскурсиям, общественно -
полезному труду школьников в летнее время в Хабаровском крае"
ТСанПиН 2.4.4.002-98.
Федеральный Закон "О санитарно - эпидемиологическом
благополучии населения" от 30.03.99 г.:
"Государственные санитарно - эпидемиологические правила и
нормативы (далее санитарные правила) - нормативные правовые акты,
устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том
числе критерии безопасности и/или) безвредности факторов среды
обитания для человека, гигиенические и иные нормативы),
несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а
также угрозу возникновения и распространения заболеваний"
(статья 1).
"Соблюдение санитарных правил является обязательным для
граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц"
статья 39.
"За нарушение санитарного законодательства устанавливается
дисциплинарная, административная и уголовная ответственность"
статья 55.
"В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо
от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по
профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья
обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их
питания, и выполняются требования санитарного законодательства"
статья 28.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные
правила) предназначены для обеспечения благоприятных условий
отдыха детей и подростков в оздоровительных лагерях различного
профиля с дневным пребыванием, обеспечению безопасности при
проведении общественно - полезных работ и производственной
практики во время каникул.
1.2. Оздоровительные лагеря предназначены для организации
отдыха, досуга, оздоровления, духовного и физического развития
детей и подростков от 7 до 17 лет в каникулярное время.
1.3. Санитарные правила устанавливают требования:
1.3.1. К условиям организации отдыха и досуга детей и
подростков в оздоровительных лагерях любого профиля с дневным
пребыванием детей, независимо от ведомственной принадлежности и
форм собственности.
1.3.2. К условиям организации общественно - полезного труда
учащихся и производственной практике в период летних каникул.
1.4. Санитарные правила обязательны для исполнения
предприятиями, учреждениями, общественными и религиозными
объединениями, частными лицами, организующими летний отдых детей и
подростков, в городах и других населенных пунктах Хабаровского
края.
Издание приказов и других документов по организации отдыха
детей в оздоровительных учреждениях указанного типа, общественно -
полезного труда и производственной практики не должны
противоречить настоящим Санитарным правилам.
1.5. Ответственность за соблюдение настоящих Санитарных правил
несут должностные лица организаций, учреждений, общественных и
религиозных объединений, частные лица, в ведении которых находятся
оздоровительные лагеря, а также начальники этих лагерей.
Постоянный контроль за выполнением настоящих Санитарных правил
осуществляет медицинский персонал оздоровительных лагерей,
территориальные детские поликлиники; периодический контроль -
учреждения государственной санитарной службы в территориях.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. Федеральный Закон "О санитарно - эпидемиологическом
благополучии населения".
2.2. Закон РФ "Об образовании"
2.3. "Положение о государственной санитарно -
эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденное
постановлением Правительства РФ от 30.06.98 г. N 680.
2.4. Руководство Р 1.1.004-94 "Государственная система
санитарно - эпидемиологического нормирования РФ. Общие требования
к построению, изложению и оформлению санитарно - гигиенических и
эпидемиологических нормативных и методических документов",
утвержденное Госсанэпиднадзором РФ 09.02.94 г.
2.5. Санитарные нормы и правила "Устройство, содержание и
организация режима детских оздоровительных лагерей". СанПиН
N 5204-90 от 05.12.90 г.
2.6. Санитарные нормы и правила "Гигиенические критерии
допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и
труда подростков" СанПиН 2.4.6.664-97
2.7. Методические указания "Медико - биологические критерии
оценки условий труда с целью определения противопоказаний и
показаний к применению труда подростков" МУ 2.4.6.665-97
2.8. Методические указания "Организация питания учащихся
образовательных учреждений края" МУ 2.4.5.001.-98.
3. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ И ОТКРЫТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ
3.1. Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием создаются на
время каникул для учащихся органами управления образованием,
культуры, физкультуры и спорта, а также предприятиями,
организациями, учреждениями, общественными и религиозными
объединениями, частными лицами:
- оздоровительные лагеря общего профиля при
общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях;
- оздоровительные лагеря профильного типа - туристско -
краеведческие, экологические, творческие и другие при учреждениях
дополнительного образования (Домах детского и юношеского
творчества, Домах культуры, клубах и т.д.), общественных
религиозных объединениях и организуемых частными лицами;
- оздоровительно - спортивные лагеря при юношеско - спортивных
школах и спортивных комплексах;
- оборонно - спортивные лагеря при центрах и учреждениях
технических видов спорта, воинских частях и т.д.
3.2. Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием может
комплектоваться из числа учащихся одной или нескольких школ,
учреждений дополнительного образования с радиусом обслуживания не
более 1 км. Отряды в лагере создаются с учетом возраста детей -
7 - 9 лет, 10 - 14 лет, 15 - 17 лет, наполняемостью не более 25
человек.
3.3. Каждый лагерь в соответствии с Уставом (Положением)
самостоятельно определяет продолжительность смены, распорядок и
режим дня с учетом профиля работы, возраста детей и их интересов.
3.4. Дислокация и специфика лагерей с дневным пребыванием
утверждается городской (районной и др.) оздоровительной комиссией
не позднее, чем за месяц до начала работы.
3.5. Руководитель учреждения, на базе которого развертывается
лагерь с дневным пребыванием, и начальник лагеря обеспечивают
материальную базу - выделяют необходимые помещения для игр, отдыха
(сна), питания детей, спортивных, кружковых и других занятий,
мебель, игровой и спортивный инвентарь.
3.6. Подготовка лагерей проводится на основании плановых
заданий, санитарных предписаний, выданных территориальными
органами госсанэпиднадзора не позднее, чем за месяц до открытия.
3.7. Приемка лагеря любого профиля проводится межведомственной
комиссией города (района), другого населенного пункта с
оформлением соответствующего акта (приложение N 1). В состав
комиссии обязательно входят представители органов местного
самоуправления, образования, территориальных органов ГСЭН,
здравоохранения, начальник, врач лагеря, директор и заведующий
производством столовой.
3.8. Разрешение на открытие выдается территориальным органом
госсанэпиднадзора на каждую смену отдельно на основании следующих
документов:
- акта приемки;
- договора с предприятием общественного питания (при
отсутствии собственной столовой);
- списка персонала с данными результатов медицинского осмотра;
- списка детей, заверенного врачом учреждения или районным
педиатром, с допуском их в лагерь с учетом его профиля, объема
физических нагрузок, индивидуальных рекомендаций об ограничениях
режима;
- для летней практики - перечень работ, к которым будут
привлекаться дети, предварительно согласованный с санитарной
службой.
3.9. Открытие лагеря без разрешения санитарной службы
запрещается. При открытии лагеря на базе ведомственных учреждений,
имеющих отраслевую санитарную службу, приемка и выдача разрешения
на его открытие осуществляется единой межведомственной
территориальной комиссией, в дальнейшем работа по контролю за
эксплуатацией лагеря должна постоянно координироваться с
территориальными органами ГСЭН, здравоохранения и образования.
3.10. Для подготовки лагеря к последующим сменам перерыв между
ними должен быть не менее 2-х дней.
3.11. Начальник лагеря и персонал несут ответственность за
безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в лагере.
4. ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ
4.1. Для создания лагеря с дневным пребыванием рекомендуется
выделять все здание школы (учреждения) или его изолированный блок
(часть), имеющий самостоятельный выход на участок. В крупном
населенном пункте, где имеется несколько школ, желательно
создавать лагерь на принципе кооперирования для нескольких
учреждений с размещением его в одном здании, полностью
оборудованном под лагерь в соответствии с требованиями.
4.2. При размещении лагеря в здании, в котором имеются
функционирующие учреждения другого профиля работы, последние не
должны ухудшать условия отдыха детей.
4.3. Не допускается во время работы лагеря проведение в
соседних помещениях ремонтных и других работ, являющихся
источниками шума и выделения в воздух вредных веществ.
4.4. Для лагерей общего профиля предусматривается следующий
набор помещений:
- помещение для хранения верхней одежды и сменной обуви;
допускается использование имеющихся гардеробных, если они
расположены рядом с помещениями лагеря и в них можно выделить
отдельное место для одежды детей;
- игровые и комнаты для кружковых занятий из расчета 2 кв. м
на 1 человека;
- спальни (при организации сна) из расчета 3 кв. м на 1
человека;
- санузлы раздельные для мальчиков и девочек, с умывальными из
расчета 1 унитаз и 1 раковина соответственно на 20 девочек и 30
мальчиков; в неканализованных населенных пунктах должен быть
оборудован надворный туалет и рукомойники из того же расчета.
4.5. Спальни должны быть раздельными для мальчиков и девочек,
оборудованы стационарными или раскладными кроватями. Запрещается
оборудование спален в актовых и спортивных залах и совмещение их с
игровыми комнатами. Каждый учащийся обеспечивается домашним
комплектом постельных принадлежностей, постельного белья,
индивидуальных полотенец для рук и ног.
4.6. Умывальные должны быть обеспечены мылом, туалеты -
туалетной бумагой. Допускается использование вместо индивидуальных
полотенец одноразовых бумажных или электрополотенец.
4.7. При организации дневного сна создаются условия для мытья
ног, для этого используются имеющиеся в предтуалетной комнате
поддоны с душевыми сетками на гибком шланге (кроме тех, что
используются для слива грязной воды после мытья пола). При их
отсутствии устанавливаются тазы (ведра) с деревянными
(пластмассовыми) решетками и чайниками (ковшами) для полива воды.
Умывальные должны быть обеспечены горячей водой. Не разрешается
организовывать мытье ног в туалетных комнатах.
4.8. Для проведения закаливающих процедур должны
использоваться имеющиеся душевые. При их отсутствии рекомендуется
оборудовать летнюю душевую на участке.
4.9. В игровых комнатах и комнатах для кружковых работ
устанавливается мебель (столы, стулья, кресла, диваны и др.),
соответствующие росту детей и назначению помещений. Расстановка
мебели не должна повторять интерьер учебного класса, мебель
располагается в свободном и удобном стиле, для младших школьников
часть комнаты рекомендуется застилать ковром для игр на полу.
4.10. Для проведения кружковых занятий необходимо максимально
использовать имеющиеся в здании специально оборудованные помещения
(актовый зал, мастерские, библиотека и т.п.).
4.11. Для занятий физкультурой и спортом используются
имеющиеся в здании и на территории, а также арендуемые в других
учреждениях спортивные и тренажерные залы, бассейны, стадионы,
спортплощадки. Для детей младшего школьного возраста на территории
школы (другого учреждения) должны оборудоваться игровые площадки.
4.12. Для медицинского обслуживания необходимо использовать
имеющийся в здании медкабинет, при его отсутствии - выделить
дополнительно помещение площадью 10 - 15 кв. м, оснастить мебелью,
оборудованием, инструментарием и медикаментами для оказания
экстренной медицинской помощи и проведения оздоровительного
лечения.
4.13. Профильные лагеря могут открываться на вышеупомянутых
базах при условии обязательного наличия помещения для отдыха детей
и подростков (2 кв. м на человека), раздельных санузлов (1 унитаз
и 1 раковина на 30 человек), определения места питания по
согласованию с территориальной санитарной службой. Создание лагеря
только на условиях почасовой аренды специализированных помещений
не допускается.
4.14. Все арендуемые помещения для занятий физкультурой и
спортом, проведения кружковых и других занятий должны отвечать
соответствующим санитарно - гигиеническим требованиям и правилам
техники безопасности для этого типа сооружений.
4.15. Для организации летней практики и проведения
общественно - полезного труда по профилям при школе также должна
выделяться комната для переодевания и временного пребывания детей
(2 кв. м на 1 человека), предоставляться условия для питания и
соблюдения правил личной гигиены (санузлы, умывальник).
5. СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ЛАГЕРЯ
5.1. Все помещения оздоровительных лагерей любого профиля
подлежат в конце каждого дня влажной уборке с применением моющих
средств. Ковры и мягкая мебель обязательно не реже 2 раз в неделю
подвергаются очистке пылесосом. Все работы должны проводиться при
открытых окнах и фрамугах.
5.2. Уборка всех помещений, санузлов с умывальными и столовых
проводится техническим персоналом. В профильных лагерях для детей
старше 11 лет допускается привлечение их к влажной уборке
помещений, кроме санузлов, умывальных и производственных помещений
пищеблока.
5.3. Смена постельного белья и индивидуальных полотенец должна
проводиться не реже 1 раза в неделю.
5.4. В умывальных и уборных полы, стены, раковины и унитазы
ежедневно следует мыть с применением моющих средств. Раковины,
сидения унитазов, ручки смывных бачков, внутренние поверхности и
ручки дверей туалетов моют теплой водой с чистяще -
дезинфицирующими средствами, протирают ветошью, смоченной
дезраствором (1% осветленный раствор хлорной извести, 0,5% р-р
хлорамина, 0,5% р-р двутретьеосновной соли гипохлорита кальция и
др.).
5.5. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован, храниться
в специальных шкафах в кладовых. Инвентарь для санузлов хранится
отдельно и используется строго по назначению. Запрещается,
хранение инвентаря в помещениях, где, находятся дети (игровые,
спальни и т.д.). Запас моющих и дезинфицирующих средств, готовых
растворов из них хранится в недоступных для детей местах.
5.6. Тазы (ведра) и решетки, душевые поддоны для мытья ног
должны ежедневно обрабатываться с применением чистяще - моющих
средств, высушиваться и храниться в местах использования.
5.7. В помещениях столовой уборка проводится ежедневно с
применением моющих и дезинфицирующих средств, обеденные столы
моются после каждого приема пищи. Ветошь для мытья посуды и столов
в конце дня стирается, кипятится с моющими средствами в течение
10 - 15 мин., сушится и хранится в специальной промаркированной
емкости.
5.8. Между сменами во всех помещениях лагеря, но не реже 1
раза в месяц, проводится генеральная уборка (санитарный день).
5.9. Территория лагеря должна в течение дня поливаться и
убираться по мере загрязнения. Выгребные ямы надворных туалетов,
мусоросборники очищаются при заполнении не более 2/3 объема.
Кабина надворного туалета ежедневно обрабатывается 10% раствором
хлорной извести, стульчаки промываются 1 - 2 раза в день горячей
водой с хлорсодержащими веществами, 1 раз в неделю выгребная яма
засыпается сухой хлорной известью.
5.10. Вывоз мусора из контейнеров, нечистот из выгребных ям
должен проводиться специализированным транспортом на условиях
договора с предприятиями, осуществляющими эти виды деятельности.
Не допускается сжигание мусора в контейнерах на территории лагеря
и вблизи жилых домов, вывоз мусора собственным транспортом в не
установленные для этих целей места.
6. РЕЖИМ ДНЯ В ЛАГЕРЯХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ
6.1. Режим дня в лагере определяется возрастом детей и его
профилем, утверждается начальником лагеря по согласованию с
медицинским работником.
6.2. Лагерь может быть организован как на полный рабочий
день - до 17 - 18 часов, так и по сокращенному режиму - до 15 - 16
часов.
6.3. Для детей 7 - 9 лет по согласованию с родителями и при
наличии условий рекомендуется организовывать дневной сон, особенно
при продолжительности пребывания детей в лагере до 17 - 18 часов.
6.4. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется
следующий режим дня:
Сбор 9-00
Утренняя зарядка 9-00 - 9-20
Завтрак 9-20 - 9-50
Занятия по интересам,
спортигры, общественно -
полезный труд 9-50 - 11-20
Прогулка, оздоровительные
процедуры, закаливание 11-20 - 13-00
Обед 13-00 - 13-30
Дневной сон 13-30 - 15-00
Занятия по интересам 15-00 - 15-30
Полдник 15-30 - 16-00
Занятия в кружках,
прогулка 16-00 - 17-00 (18-00)
Режим дня может быть изменен в дни проведения экскурсий,
походов и т.д.
6.5. В лагере общего профиля могут проводиться
профилактические лечебно - оздоровительные мероприятия (санация
полости рта, физиотерапевтические процедуры, лечебная гимнастика,
фиточаи и т.д.) на базе собственного медицинского кабинета или
лечебно - профилактических учреждений, расположенных от лагеря не
более чем в 500 м. Объем и перечень процедур определяется
медработником лагеря, с учетом рекомендаций лечащего врача и
состояния здоровья детей.
6.6. Физическое воспитание должно соответствовать возрасту
детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и
подготовленности:
- Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во
всех физкультурно - оздоровительных и спортивно - массовых
мероприятиях без ограничений.
- С детьми подготовительной медицинской группы проводятся
физкультурно - оздоровительные мероприятия, они не допускаются к
участию в соревнованиях и сдаче нормативов. Разрешается участие в
однодневных туристических походах.
- Объем физической нагрузки для детей специальной медицинской
группы определяется индивидуально лечащим врачом.
6.7. Купание в открытых водоемах можно проводить в солнечные
безветренные дни при температуре воды не ниже 20 гр., воздуха - не
ниже 23 гр. Купание должно проводиться в проверенных местах, дно
водоема должно быть предварительно обследовано и освобождено от
корней, коряг, тины, камней, стекол. Не допускается купание в
водоемах в местах, близких к сбросу сточных и ливневых вод от
жилых массивов, предприятий.
Купание осуществляется с разрешения начальника лагеря, после
осмотра детей медработником, группами не более 10 человек. Перед
купанием детям проводят инструктаж по безопасному поведению на
воде. Время пребывания в воде и получения солнечных ванн
определяет медработник. Купание проводится в присутствии
инструктора по плаванию, воспитателей и медработника, обученных
навыкам оказания помощи на воде.
6.8. Режим дня для лагерей другого профиля и детей старшего
возраста определяется индивидуально. В режиме любого лагеря
необходимо предусматривать максимальное пребывание на свежем
воздухе, но не менее 3 часов в день, оздоровительные процедуры,
купание, обливание, солнечные ванны, занятия спортом, проводимые
под непосредственным контролем инструкторов и консультации
медработников.
6.9. В оздоровительно - спортивном лагере режим дня включает
групповые учебно - тренировочные занятия по видам спорта, занятия
и тренировки по индивидуальным планам, лично - командные
соревнования, спартакиады и др. Число тренировочных занятий и
объем нагрузок должны соответствовать возрастным особенностям,
состоянию здоровья и не превышать двух в день. Первое
тренировочное занятие должно проводиться до завтрака, но не ранее
8-00, второе - до полдника (с 15-30 до 17-00). Запрещается
проведение тренировочных занятий в утренние ранние и поздние
вечерние часы.
6.10. В оборонно - спортивном лагере режим дня строится с
учетом времени, отводимого на военную и физическую подготовку
(ориентировочно 4 - 6 час. и 1,5 - 2 час. соответственно). В
профильных лагерях обязательно предусматривать свободное время и
время отдыха.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
7.1. В оздоровительных лагерях любого профиля с полным днем
пребывания организуется 3-х разовое питание, с неполным днем - 2-х
разовое питание, при этом интервал между приемами пищи не должен
превышать 3,5 - 4 часов.
7.2. Питание организуется на базе имеющегося в учреждении
пищеблока, в случае его отсутствия - по согласованию с
территориальными органами госсаннадзора на базе пищеблока любого
образовательного учреждения или предприятия общественного питания,
расположенного не далее 500 м от лагеря.
7.3. Питание организовывается не более чем в 2 смены, пищеблок
должен быть обеспечен столовой посудой в количестве, рассчитанном
на прием пищи в одну смену.
7.4. При организации питания в оздоровительных лагерях общего
профиля следует руководствоваться примерным 7-дневным меню для
загородных оздоровительных лагерей; в спортивно - оздоровительных
и оборонно - спортивных лагерях - примерными 7-дневными меню для
загородных лагерей соответствующего профиля.
7.5. Единое перспективное меню для любого лагеря составляется
районным педиатром (медработником лагеря) и утверждается
директором столовой и начальником лагеря. Ежедневное меню
(меню - раскладка) составляется заведующих производством,
калькулятором с участием медработника, кладовщика и также
утверждается начальником лагеря.
7.6. Требования к устройству, оборудованию, содержанию
пищеблока и организации питания детей должны соответствовать
"Санитарным правилам для предприятий общественного питания"
(СанПиН 42-123-5777-91) и Методическим указаниям "Организация
питания учащихся образовательных учреждений края" МУ 2.4.5.001-98.
7.7. Кулинарная обработка пищевых продуктов проводится в
соответствии с требованиями, установленными к рецептурам и
приготовлению блюд и кулинарных изделий для предприятий
общественного питания. При этом питание детей должно быть щадящим,
эпидемиологически безопасным, необходимо избегать грубой,
травмирующей пищи, жареных блюд. Меню должно включать натуральные
продукты, разнообразные мясные, рыбные, молочно - кислые продукты,
натуральные соки, свежие фрукты и овощи.
7.8. В питании детей и подростков категорически запрещается
использовать:
- остатки пищи от предыдущего приема, а также пищи,
приготовленной накануне;
- собственное изготовление простокваши и других молочно -
кислых продуктов, блинчиков с мясом, макарон по-флотски,
кондитерских изделий с кремом, собственного кваса, мучных изделий
во фритюре, напитков и морсов без термической обработки;
- использование фляжного молока без кипячения, фляжного
творога, сметаны, консервированного зеленого горошка и кукурузы
без термической обработки, продуктов домашнего консервирования.
Сметана и творог, выработанные молокоперерабатывающими
предприятиями в мелкой фасовке, не требуют специальной термической
обработки и выдаются индивидуально на каждую порцию. Запрещается
предварительно на пищеблоке изготавливать из них творожную массу.
7.9. Ежедневно должна оставляться суточная проба готовой
продукции (вся приготовленная для детей пища в течение последних
24 часов). Отбор и хранение суточных проб проводится зав.
производством или медработником, в стерильную стеклянную посуду с
крышкой. Оставляются все готовые кулинарные изделия, кроме хлеба,
мучных изделий, чая, фруктов, гарнир отбирают в отдельную посуду.
Пробы хранятся в специально отведенном холодильнике при
температуре +2 +6 гр.
7.10. Выдача готовой пищи детям осуществляется только после
снятия пробы медработником или членами бракеражной комиссии
(начальник лагеря, дежурный педагог). В бракеражном журнале
готовых блюд оценивается каждое блюдо и делается отметка о
разрешении на выдачу. При нарушении технологии приготовления и в
случае неготовности, блюдо к выдаче не допускается до устранения
выявленных кулинарных недостатков.
7.11. Работники пищеблока (директор столовой, заведующий
производством, старший или дежурный повар) несут ответственность,
а медработник осуществляет контроль за:
- качеством продуктов, поступивших на пищеблок;
- условиями хранения продуктов и соблюдением сроков их
реализации;
- качеством приготовленной пищи;
- правильностью отбора и хранения суточной пробы;
- соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.
7.12. За организацию и качество питания в оздоровительных
лагерях любого типа ответственность несет начальник лагеря.
7.13. Питьевой режим организуется в столовой или в игровой
комнате. Для питья используется только кипяченая вода. Мытье
емкостей для хранения кипяченой воды и используемых стаканов
проводится в моечной пищеблока. При отсутствии пищеблока должно
быть определено специальное место для кипячения воды, хранения и
мытья индивидуальной посуды.
При организации централизованного водоснабжения от подземного
источника вопрос возможности использования некипяченой воды
решается в каждом конкретном случае по согласованию с
территориальным органом госсанэпиднадзора.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ
8.1. Данные требования распространяются на экскурсии,
туристические прогулки, походы в пригородную зону и зону отдыха
населенных мест. Продолжительность экскурсий и туристических
прогулок для детей младшего школьного возраста не должна превышать
3 - 4 часа, для остальных возрастов не более 6 - 7 часов.
8.2. К экскурсиям и туристическим походам протяженностью 3 - 4
км и однодневным походам протяженностью 6 - 15 км допускаются дети
с 7 лет. При продолжительности маршрута экскурсии свыше 4 км может
использоваться специальный или общественный транспорт.
8.3. Маршрут экскурсии, прогулки, время пребывания в нем
утверждается руководителем школы, лагеря или другого учреждения,
на базе которых формируется группа.
8.4. Маршрут экскурсии, места стоянок, должны быть
предварительно обследованы руководителем похода лично и
подготовлены.
8.5. Экскурсии, прогулки, походы следует проводить группами не
более 15 детей в каждой с однородным составом по возрасту и
физической подготовленности. Группу сопровождают руководитель,
инструктор (воспитатель), медработник, имеющие навыки в
организации похода и обученные правилам оказания первой помощи.
Каждая группа в походе должна быть оснащена аптечкой со средствами
оказания первой медицинской помощи.
8.6. К участию в походе, экскурсиях допускаются только
здоровые дети, предварительно все участники должны пройти
медицинский осмотр.
8.7. Все дети в походе должны иметь соответствующую одежду и
обувь, вес рюкзака не должен превышать: для детей 7 - 9 лет,
девочек до 14 лет - 2 - 3 кг, для мальчиков до 14 лет 4 - 5 кг.
8.8. При выходе на экскурсию или в поход в лесную зону, где
зарегистрировано наличие иксодовых клещей, все участники должны
быть привиты против клещевого энцефалита. Во время походов и
экскурсий необходимо через каждые 2 часа проводить самоосмотры с
целью выявления клещей на одежде и теле. Обнаруженного клеща
нельзя раздавливать руками, его необходимо сжигать.
8.9. В питьевых целях на маршруте используется индивидуальный
запас кипяченой воды, минеральной, бутилированной воды и соков в
заводской упаковке. В местах стоянок и привалов используется
только кипяченая вода, категорически запрещается употреблять сырую
воду из открытых водоемов, колодцев и других непроверенных
источников.
8.11. Продолжительность экскурсии, похода должна
преимущественно укладываться в интервал между питанием. При более
длительной продолжительности рекомендуется брать с собой сухой
паек, не требующий специального приготовления в пути. Сухой паек
не должен содержать скоропортящихся продуктов.
8.12. Перед экскурсией, походом все, дети должны быть
проинструктированы о соблюдении правил безопасности на маршруте,
недопустимости употребления в пищу неизвестных ягод, грибов и
других дикоросов.
8.13. Руководитель и все сопровождающие в экскурсии, походе
несут ответственность за жизнь и здоровье детей.
9. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛЕЗНОГО ТРУДА И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ
9.1. Общественно - полезный труд детей и подростков во время
каникул (летняя практика, ремонтные бригады, профильные отряды,
сельхозработы), а также труд на производстве носят добровольный
характер и организуются по решению Совета школы, родительского
комитета с учетом интересов учащихся, потребности школы и
имеющихся возможностей.
9.2. Виды работ и продолжительность рабочего дня должны
соответствовать возрасту и состоянию здоровья детей. Для детей и
подростков в возрасте до 16 лет продолжительность рабочего дня
общественно - полезного труда в школе не должна превышать 3-х
часов в день, старше 16 лет - 4-х часов в день. При устройстве
подростков на работу во время летних каникул рабочая неделя не
должна превышать 24-х часов для подростков до 16 лет и 36-х
часов - старше 16 лет.
9.3. Запрещается привлекать школьников к видам работ, в
процессе которых они могут иметь контакт с вредными
производственными факторами (шум, вибрация, токсические химические
вещества и т.д.), а также к работам, связанным с большой
физической нагрузкой и опасным для жизни и здоровья детей.
При проведении ремонта в школе не допускается работа учащихся
с нитрокрасками и привлечение их к любым покрасочным работам в
закрытых помещениях. К покрасочным работам на открытых площадках
допускаются учащиеся с 15 лет. При работе на улице, в "зеленых
патрулях" и т.д. учащиеся не должны привлекаться к уборке и
дезинфекции надворных туалетов, контейнеров для мусора,
мусорокамер, дети до 12 лет - к копке газонов и т.д.
Все виды работ должны согласовываться с территориальными
органами госсанэпиднадзора.
9.4. Допуск учащихся к тому или иному виду общественно -
полезного труда проводится школьным медработником или врачом
поликлиники (лечащим врачом) по результатам углубленного
медосмотра, оформляется в виде списка с отметкой индивидуальных
рекомендаций и ограничений. Список хранится в школе у руководителя
работ (практики).
9.5. Для детей, занятых на общественно - полезных и
сельскохозяйственных работах свыше 3 часов в день, рекомендуется
организовывать одноразовое питание на базе школьного пищеблока или
любого местного предприятия общественного питания.
9.6. Во время общественно - полезных работ школьники должны
использовать спецодежду (комбинезоны, халаты, фартуки, косынки),
используемый рабочий инвентарь должен быть исправным и
соответствовать возрасту и росту детей.
9.7. При организации работы школьников на производстве во
время каникул следует руководствоваться требованиями СанПиН
2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов
работ для профессионального обучения и труда подростков".
9.8. К сельхозработам на полях (прополка и сборка овощей)
допускаются дети с 14-летнего возраста. Для питья должен
использоваться индивидуальный запас кипяченой воды или
бутилированной воды в заводской упаковке. Категорически
запрещается организация питания непосредственно в поле и
использование привозной воды в неприспособленных цистернах,
флягах, бочках. Время работы определено в п.10.2, в которое входит
и дорога. Начало работы рекомендуется с 7 - 7-30, окончание 11 -
12, во время наиболее интенсивной солнечной активности (с 12 до 16
час) работа прекращается. Во избежание перегревания и солнечных
ожогов необходимо пользоваться головными уборами и ограничивать
загорание. Ответственный педагог должен иметь аптечку и уметь
оказывать первую помощь.
10. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
10.1. Гигиеническое воспитание детей и подростков проводится
медицинским и педагогическим персоналом по утвержденным программам
с целью закрепления гигиенических навыков и умений, углубления
знаний, полученных в школе и семье.
10.2. Гигиеническое воспитание строится на пропаганде
здорового образа жизни в виде бесед не более 15 - 20 мин. по
тематике: о вреде курения, алкоголя, употребления наркотиков;
гигиена юноши и девушки, профилактика венерических заболеваний и
СПИДа; правила личной гигиены; предупреждение отравлений грибами,
ядовитыми ягодами и растениями; профилактика травматизма и
оказание первой помощи при несчастных случаях и др.
11. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
11.1. Медицинский контроль за организацией работы
оздоровительных лагерей, общественно - полезного труда и других
видов отдыха и занятости детей и подростков во время каникул в
городах и населенных пунктах осуществляется территориальной
(районной) поликлиникой. За лагерем закрепляется или вводится в
штатное расписание врач или фельдшер (медсестра).
11.2. В лагерь принимаются дети со справкой участкового
врача - педиатра о состоянии здоровья, наличии прививок,
хронических заболеваний, рекомендаций об ограничении режима,
возможности участия в спортивных соревнованиях и т.п.
11.3. К работе, не связанной с приготовлением пищи,
допускается персонал, прошедший медицинский осмотр, включающий в
себя флюорографию, обследование на венерические заболевания,
осмотр дерматовенерологом и терапевтом при поступлении на работу,
и в дальнейшем 1 раз в год флюорографическое обследование и осмотр
врачом - терапевтом.
11.4. Весь персонал, включая руководителя и медицинского
работника, должен пройти гигиеническое обучение, сдать зачет и
получить отметку в личной медицинской книжке о знании санитарных
настоящих санитарных правил. Лица, не прошедшие медосмотр и не
сдавшие зачет по санитарному минимуму, к работе не допускаются.
Санитарные книжки должны храниться у начальника лагеря и
предъявляться по первому требованию.
11.5. В обязанность медицинского работника входит:
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей;
- проведение медосмотра в начале и конце каждой смены, анализ
эффективности их пребывания на основании специальных тестов;
- контроль за прохождением медосмотра персоналом;
- контроль за организацией физического воспитания, проведением
оздоровительных мероприятий, закаливания, спортивных игр,
соревнований, экскурсий и походов;
- контроль за организацией питания и питьевого режима детей,
профилактикой инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
- контроль за организацией общественно - полезного труда и
летней практикой учащихся в школе;
- контроль за санитарным состоянием зданий и территорией
лагеря;
- ведение учетно - отчетной документации согласно приказов
органов здравоохранения.
Приложение 1
к ТСанПиН 2.4.4.002-99
АКТ ПРИЕМКИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
___________________________________________________
от "_____" _______________ 199 г.
Школа, учреждение, на базе которого создан оздоровительный
лагерь ___________________________________________________________
(наименование, адрес)
Комиссия в составе _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
провела приемку лагеря к открытию.
Санитарно - техническая характеристика лагеря:
1. Лагерь расположен (хар-ка здания, указать другие
организации, размещенные в здании, их влияние на лагерь)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Оздоровительный лагерь рассчитан на __________ детей в
возрасте ______________, количество смен ________, их
продолжительность __________________ дней.
3. Профиль лагеря ____________________________________________
4. Набор помещений лагеря:
- игровые комнаты: количество ______ общая площадь ________, на 1
чел. ___________
- комната для кружков: кол-во _______, общая площадь _______, на 1
чел. ___________
- спальные: количество ______________, общая площадь _______, на 1
чел. ___________
- гардероб (раздевалка) __________________________________________
- условия для занятий физкультурой и спортом (перечень помещений,
собств. или арендуемые, где, вид занятий) ________________________
__________________________________________________________________
- условия для занятий военно - технич. видами спорта _____________
__________________________________________________________________
- условия для занятия другими видами деятельности ________________
__________________________________________________________________
- условия для мытья, закаливания _________________________________
__________________________________________________________________
- санузлы и умывальные ___________________________________________
__________________________________________________________________
(раздельно для М и Д, число сан-тех. приборов)
- организация питания (базовое предприятие ОП, собств. или
арендуемый пищеблок, кратность питания и др.) ____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- организация питьевого режима ___________________________________
__________________________________________________________________
- медицинское обслуживание (поликлиника, медкабинет и его
оснащение) _______________________________________________________
__________________________________________________________________
При приемке представлена следующая документация:
1. Список детей, заверенный врачом лагеря (школы) ____________
__________________________________________________________________
2. Штатное расписание персонала ___________ чел., фактически
_______, список персонала с результатами медосмотра ______________
__________________________________________________________________
Дополнительные предложения ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
На основании результатов приемки комиссия отмечает, что лагерь
__________________________________________________________________
на _______ мест, к работе в ________ смене _______________________
Заключение: разрешается открытие лагеря с "____" ______ 199 г.
Подписи членов комиссии: _____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
|