КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ИНСТРУКТИВНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 20 октября 1999 г. N 7-9-1719
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Руководителям муниципальных органов
управления образованием
Комитет общего образования администрации края направляет
методические разъяснения по организации и проведению аттестации
педагогических и руководящих работников учреждений образования в
Хабаровском крае:
1. Территориальное Положение по аттестации педагогических и
руководящих работников учреждений образования в 1999-2000 учебном
году:
1.1. П.2.2.4. (4 абзац). "Аттестационная комиссия использует
научно обоснованные методики, имеет право посещения учебных
занятий, внеклассных мероприятий, проводимых педагогом;
анкетирование родителей, учащихся, педагогов..."
В данном пункте ключевыми словами являются: "имеет право...",
что не предусматривает обязательного посещения экспертной
комиссией учебных занятий, анкетирования родителей, учащихся,
педагогов. Это право комиссия использует в исключительных случаях
и должна использовать его очень корректно, чтобы не навредить
аттестуемому работнику и педагогическому коллективу в целом.
Обращаем внимание, что при анкетировании учащихся, родителей,
педагогов, методики должны быть научно обоснованы и
характеризоваться точной формулировкой цели и адресностью.
1.2. П.3.2.2. В данном пункте ключевыми словами являются
"... Используются результаты...".
Имеется в виду следующее: экспертная комиссия должна
"использовать результаты" текущей (за четверть, полугодие)
аттестации учащихся, итоги различных уровней контрольных работ
(проводимых администрацией школы, района, города и т.д.),
аналитических справок по результатам проверок учебно -
воспитательных занятий, мероприятий и т.п. Данная информация
систематизируется, обобщается с целью выявления тенденций качества
обучения, уровня усвоения образовательных программ учащихся.
При необходимости экспертная комиссия имеет право посещения
учебных занятий, внеклассных мероприятий, проводить контрольные
работы, анкетировать, проверять журналы и тетради. (См. п.2.2.4.
Территориального положения...).
2. П.5. приложения N 1 к приказу МО РФ от 14.12.95 г.
N 622/1646.
При аттестации на квалификационную категорию использование
таких дополнительных критериев (требований), как например, наличие
печатных работ, ведение научной работы, руководство методическими
объединениями, наставничество и др., не допускается. Обращаем
внимание на то, что, в случае высоких достижений работника в
данных видах профессиональной деятельности (в том числе и участие
в профессиональных конкурсах), эти показатели необходимо отразить
в аттестационных материалах.
3. Считать недействительными ранее направленные рекомендации
по написанию педагогом обоснования на заявленную квалификационную
категорию. Впредь в реальной практике использовать их в следующей
редакции:
обоснование подается вместе с заявлением и пишется в свободной
форме, с учетом требований, предъявляемых к квалификационной
категории, заявленной педагогом на аттестацию (Приказ
Минобразования и Госкомвуза от 14.12.95 г. N 622/1646), в котором
необходимо отразить:
- специальность и уровень образования (высшее, среднее
специальное) согласно записи в дипломе;
- общий педагогический стаж;
- занимаемая должность и стаж работы по занимаемой должности;
- государственные и ведомственные награды;
- курсы повышения квалификации, пройденные за последние три
года перед аттестацией;
- ознакомлен ли с требованиями к квалификации по категориям
(Приказ Минобразования и Госкомвуза от 14.12.95г. N 622/1646,
приложение N 2);
- при желании указать наличие научно - методических и иных
разработок, успешное участие в профессиональных конкурсах, работу
в методических объединениях, успехи воспитанников в олимпиадах
(конкурсах) по специальности, иные достижения в профессиональной
деятельности.
4. Комитет общего образования края разъясняет, что необходимо
сохранить условия оплаты труда, установленные приказом
Минобразования и Госкомвузом России от 14.12.95 г. N 622/1646
руководителям учреждений образования, их заместителям,
руководителям филиалов, старшим мастерам и руководителям
структурных подразделений, не имеющим квалификационной категории
до внесения Министерством образования соответствующих изменений в
Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих
работников государственных, муниципальных учреждений и организаций
образования РФ.
При этом следует иметь в виду, что снижение разряда оплаты их
труда недопустимо, поскольку постановлением Минтруда России от
17.08.95 г. N 46 для руководящих работников установлена оплата
труда по определенным разрядам ЕТС (См. Инструктивное письмо МО РФ
от 14.08.98 г. N 52. Прилагается).
Заместитель председателя комитета
Г.Д.Меркушева
Приложение 1
к Инструктивно - методическому письму
Комитета общего образования
администрации края
от 20 октября 1999 г. N 7-9-1719
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПО АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ
РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
(Утверждено приказом комитета общего образования
администрации края от 25.10.99 N 376)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Территориальное Положение, в соответствии со
ст.28 Закона Российской Федерации "Об образовании", регламентирует
порядок проведения аттестации педагогических и руководящих
работников государственных, муниципальных учреждений и организаций
образования Хабаровского края; составлено на основе Типового
Положения по аттестации, не противоречит действующему
законодательству Российской Федерации, не ограничивает права и
уровень социальных гарантий педагогических и руководящих
работников системы образования.
1.2. Целью аттестации в целом является стимулирование роста
квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и
управленческого труда, развитие творческой инициативы работников.
Задачами аттестации являются установление соответствия между
качеством и оплатой труда; целенаправленное непрерывное повышение
профессионального уровня педагогических и руководящих работников;
управление качеством образования для создания оптимальных условий
развития личности.
Аттестация - средство решения поставленных задач путем
установления соответствующих квалификационных категорий и разрядов
оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.
Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня
квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и
продуктивности деятельности работников учреждений образования.
1.3. Основными принципами аттестации являются добровольность,
открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное
отношение к работникам.
1.4. Нормативной основой для проведения аттестации в
учреждениях Хабаровского края являются данное Территориальное
Положение; приказ МО РФ N 256 от 17.06.93 г. "Об утверждении
Типового положения об аттестации педагогических и руководящих
работников государственных, муниципальных учреждений и организаций
образования Российской федерации"; приказ МО РФ N 463/1268 от
31.08.95 г. "Об утверждении тарифно - квалификационных
характеристик (требований) по должностям работников учреждений
образования, объемных показателей по отнесению учреждений
образования к группам по оплате труда руководителей"; приказ МО РФ
N 622/1646 от 14.12.95 г. "Об утверждении рекомендаций по
определению уровня квалификации этих работников при присвоении им
квалификационных категорий и внесении изменений в приказ МО РФ
Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 г.
N 463/1268" и другие нормативные акты, регламентирующие уровень
оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений
образования.
Квалификационная категория - соответствующий нормативным
критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности
педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику
возможность решать профессиональные задачи определенной степени
сложности.
Квалификационные категории педагогическим и руководящим
работникам присваиваются сроком на пять лет. За год до истечения
срока действия квалификационной категории работник должен быть в
официальном порядке извещен об этом руководителем образовательного
учреждения.
В течение последнего года действия квалификационной категории
работник может пройти аттестацию на ее подтверждение или
повышение.
1.5. Педагогическим и руководящим работникам учреждений
образования, не изъявившим желание проходить аттестацию на
подтверждение или присвоение квалификационной категории, разряды
оплаты труда по Единой тарифной сетке устанавливаются:
- педагогическим работникам - в зависимости от образования и
стажа педагогической работы;
- руководящим работникам - по начальному разряду в диапазоне
разрядов, соответствующих группе по оплате труда руководящих
работников, к которой отнесено учреждение образования.
1.6. Аттестация для вновь назначенных на должность
руководителей образовательных учреждений является обязательной в
соответствии с п.3. ст.35 Закона РФ "Об образовании" и
осуществляется в соответствии с приказом МО РФ от 31.09.95 г.
N 463/1268; N 622/1646 от 14.12.95.
Заместители руководителей аттестуются в порядке и на условиях
для руководителей учреждений образования.
1.7. Аттестацию могут проходить педагогические и руководящие
работники, квалификационные характеристики которых предусматривают
наличие квалификационных категорий. Аттестация педагогических
работников, преподающих два и более учебных предмета, проводится
по предмету, который определяет сам учитель при равной нагрузке,
или по предмету, по которому педагог имеет основную нагрузку.
1.8. Педагогические работники, претендующие на вторую, первую
или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь
высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по
которой они желают пройти аттестацию, не менее одного года - для
второй квалификационной категории, не менее двух лет - для первой
квалификационной категории и не менее трех лет - для высшей
квалификационной категории.
Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа
работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и
получить ее при успешном прохождении аттестации (п.3.2 Типового
положения).
1.9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации,
правовой и социальной защищенности педагогических и руководящих
работников учреждений образования Хабаровского края осуществляют
комитет образования администрации Хабаровского края, районные
(городские) органы управления образованием, руководители
образовательных учреждений всех типов, а также аттестационные
комиссии всех уровней в пределах своей компетенции.
II. Аттестационная комиссия
2.1. Задачами аттестационной комиссии являются обобщение
итогов деятельности педагогических и руководящих работников;
определение уровня квалификации, профессионализма и продуктивности
их деятельности; установление соответствующих квалификационных
категорий; обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение
основных принципов проведения аттестации.
Аттестационные комиссии, руководствуясь Территориальным
Положением, определяют формы и процедуры процесса аттестации,
организуют работу экспертной комиссии по оценке профессионализма и
результативности деятельности работника; выносят в пределах своей
компетенции решения по итогам аттестации.
2.2. Для проведения аттестации в Хабаровском крае создаются:
- Главная (краевая) аттестационная комиссия;
- Городская, районная аттестационная комиссия;
- Аттестационная комиссия учреждения образования.
2.2.1. Главная аттестационная комиссия (ГАК) создается
государственным органом управления образования края. Персональный
состав и сроки полномочий комиссии определяются приказом
руководителя Комитета образования администрации Хабаровского края.
Главная аттестационная комиссия принимает решение о
соответствии (несоответствии) работников высшей квалификационной
категории и имеет право передавать полномочия на присвоение данной
квалификационной категории городским (районным) аттестационным
комиссиям.
2.2.2. Городская (районная) аттестационная комиссия создается
органом управления образования города (района). Персональный
состав и сроки полномочий определяются приказом руководителя
органа управления образованием города (района).
В состав городских (районных) аттестационных комиссий могут
включаться члены Главной аттестационной комиссии при аттестации на
высшую квалификационную категорию. Аттестационная комиссия города
(района) принимает решение о соответствии (несоответствии)
работников первой квалификационной категории, а также организует и
проводит экспертизу по II направлению аттестации педагогов, в том
числе руководителей и их заместителей как педагогов, заявивших на
высшую квалификационную категорию.
2.2.3. Документы на присвоение первой (высшей)
квалификационной категории предоставляются в районную
аттестационную комиссию до 15 апреля; в Главную аттестационную
комиссию - до 1 мая текущего года. Руководители образовательных
учреждений и руководители территориальных органов управления
образованием несут персональную ответственность за подготовку,
качество и своевременное представление материалов для аттестации.
2.2.4. Аттестационная комиссия образовательного учреждения
создается приказом руководителя образовательного учреждения с
обязательным рассмотрением состава комиссии на педагогическом
совете.
В состав аттестационной комиссии образовательного учреждения
могут включаться работники образовательного учреждения, члены
городской (районной) аттестационной комиссии, представители
профсоюзов, представители родительского комитета, органов
представительной и исполнительной власти, общественных
организаций.
Аттестационная комиссия образовательного учреждения проводит
аттестацию педагогов, заявивших на вторую и первую
квалификационные категории и принимает решение о соответствии
(несоответствии) их второй квалификационной категории.
Аттестационная комиссия использует научно обоснованные
методики, имеет право посещения учебных занятий, внеклассных
мероприятий, проводимых педагогом; анкетирование родителей,
учащихся, педагогов; запрашивает необходимую информацию и
выступает в качестве экспертов в пределах своей компетенции.
2.2.5. Для аттестации педагогических работников
малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений,
коррекционных классов общеобразовательных учреждений, классов при
медицинских и других учреждениях, могут создаваться аттестационные
комиссии на базе одного из опорных образовательных учреждений при
органе управления образованием.
2.3. Аттестационные комиссии создаются в следующем составе:
- председатель аттестационной комиссии - руководитель (или
заместитель руководителя) учреждения образования, органа
управления образованием;
- заместитель председателя, ответственный секретарь, члены
аттестационной комиссии.
При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные
группы по аттестации различных специалистов.
За работниками образовательных учреждений на период их
деятельности в составе комиссии сохраняется заработная плата по
месту основной работы, установленная при тарификации. Участие в
работе аттестационной комиссии не должно наносить ущерб основной
работе специалиста.
Члены аттестационной комиссии, ответственный секретарь
получают почасовую оплату за работу в аттестационной комиссии по
фактически затраченному времени из фонда экономии заработной платы
учреждения.
2.3.1. Требования к члену аттестационной (экспертной)
комиссии:
- высшее педагогическое образование;
- стаж педагогической работы не менее пяти лет;
- для работников учреждений образования - наличие
квалификационной категории, не ниже чем 1 квалификационная
категория;
- владение нормативно - правовой базой по аттестации
педагогических и руководящих работников образования;
- для категории непедагогических работников, включенных в
состав аттестационной комиссии, необходимо наличие высшего
образования и владение нормативно - правовой базой по проведению
аттестации педагогических работников.
2.3.2. Перечень документации, представляемый в аттестационную
комиссию (любого уровня) для присвоения квалификационной
категории:
- заявление аттестуемого и обоснование на квалификационную
категорию;
- копия документа о прохождении первого направления
аттестации;
- заполненный Аттестационный лист и экспертная оценка
(оформляется согласно приказа МО РФ и Госкомвуза за N 622/1646 от
14.12.95 года);
- копия документа об основной специальности по диплому (для
педагогов учреждений дополнительного образования).
2.4. Результаты аттестации определяются открытым или тайным
голосованием на итоговом заседании комиссии.
По результатам аттестации комиссия выносит по каждому
работнику одно из решений:
а) соответствует заявленной квалификационной категории;
б) не соответствует заявленной квалификационной категории.
Решение считается принятым, если в голосовании участвовало не
менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии и оно принято
большинством голосов. При равенстве голосов, аттестуемый работник
признается соответствующим заявленной им квалификационной
категории.
Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед
вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации работника на
более высокую квалификационную категорию относительно заявленной,
на основании результатов аттестации.
Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации заявленную или
имеющуюся у него квалификационную категорию, она определяется
решением соответствующей аттестационной комиссией по результатам
аттестации.
В случае признания работника не соответствующим заявленной
квалификационной категории, повторная аттестация на ту же
категорию по заявлению работника может проводиться не ранее, чем
через год.
2.4.1. В случае, если педагогический работник желает пройти
аттестацию ранее указанного срока, он может пройти, но не раньше,
чем через год после принятия решения о присвоении квалификационной
категории.
Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в
аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах и
сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования.
Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации
хранится в личном деле работника, другой - выдается аттестуемому.
Протокол и аттестационный лист подписываются председателем,
заместителем председателя, секретарем, членом аттестационной
комиссии, принимавшими участие в голосовании.
III. Порядок проведения аттестации педагогических
и руководящих работников
3.1. Основанием для включения в списки аттестуемых является:
- личное заявление работника, с указанием квалификационной
категории, на которую он претендует, формы и места прохождения
первого направления аттестации (см. приложение 1);
- обоснование (см. рекомендации). Сроки подачи данных
документов с 1 мая по 30 мая и с 1 сентября по 15 сентября
текущего года.
До 20 ноября текущего года должны быть поданы заявки в
экспертные комиссии, соответствующего уровня на прохождение
педагогами первого направления аттестации.
3.2. Аттестация проходит с 1 сентября текущего года по 30 мая
следующего года по двум направлениям.
3.2.1. Первое направление аттестации педагогических и
руководящих работников - это определение уровня квалификации
профессионализма. Оно проводится в форме собеседования,
прохождения курсов повышения квалификации, экстернате - экзамене
по программе курсов повышения квалификации, защиты опытно -
экспериментальной или научно - методической разработки,
творческого отчета педагога.
В ходе прохождения первого направления аттестации выявляются
знания по общей или специальной педагогике; общей, возрастной и
педагогической психологии; содержания и методики преподаваемого
предмета; методов психодиагностики и педагогических исследований.
Собеседование, творческий отчет, защита опытно -
экспериментальной или методической разработки проводится
экспертными комиссиями, создаваемыми при аттестационных комиссиях
соответствующего уровня приказом руководителя органа управления
образования, учреждения.
В зависимости от заявленной квалификационной категории,
педагог проходит 1 направление аттестации:
- II квалификационная категория - в экспертной комиссии
образовательного учреждения, которая определяется органом
управления образования; или в экспертной комиссии города (района),
или в экспертной комиссии ХК ИППК ПК, или в экспертной комиссии
филиала ХК ИППК ПК г. Комсомольска-на-Амуре; или в экспертной
комиссии ГИНМЦ г. Хабаровска.
- I квалификационная категория - в экспертной комиссии города
(района), или в экспертной комиссии ХК ИППК ПК, или в экспертной
комиссии филиала ХК ИППК ПК г. Комсомольска-на-Амуре, или в
экспертной комиссии ГИНМЦ г. Хабаровска.
- Высшая квалификационная категория - в экспертной комиссии ХК
ИППК ПК; или в экспертной комиссии филиала ХК ИППК ПК
г. Комсомольска-на-Амуре; или в экспертной комиссии ГИНМЦ
г. Хабаровска.
Курсы повышения квалификации соискатель может пройти в
аккредитованных учреждениях системы повышения квалификации, или в
учреждениях, имеющих документ об общественной аккредитации курсов
повышения квалификации и включенных в реестр Комитета общего
образования администрации Хабаровского края.
Обязательным условием курсовой подготовки является итоговая
аттестация по усвоению содержания обучения на курсах в форме:
защиты курсовой работы, творческой разработки, собеседования,
экзамена, защиты реферата (по выбору аттестуемого).
Собеседование - форма экспертизы, при которой аттестуемый в
ходе свободной беседы раскрывает содержание предложенных вопросов
обучения, воспитания, общей и возрастной психологии, содержание и
методики преподаваемого предмета, методов психодиагностики и
педагогических исследований.
Руководители образовательных учреждений в ходе собеседования
должны показать знания нормативных документов, регламентирующих
работу учреждения образования; основ теории и практики управления
системами образования; основы организации экономической
деятельности образовательного учреждения.
Творческий отчет проводится в образовательном учреждении с
приглашением двух специалистов, работающих в данной области
образования, в том числе специалист ХК ИППК ПК или филиала ХК ИППК
ПК, или специалист ГИНМЦ г. Хабаровска и один член аттестационной
комиссии, соответствующие уровню заявленной квалификационной
категории. Программа творческого отчета представляется в
экспертную комиссию соответствующего уровня, не позднее чем за 20
дней до его проведения.
Опытно - экспериментальная или научно - методическая
разработка в оформленном виде должна быть направлена в экспертную
комиссию, соответствующего уровня, для изучения и написания
рецензии, за месяц до проведения заседания экспертной комиссии. По
выбору аттестуемого согласно его заявлению, защита разработки
после ее экспертизы осуществляется самим аттестуемым или заочно на
основании результатов экспертных решений.
Лица, имеющие ученые степени и звания по педагогике,
психологии, закончившие аспирантуру по педагогике, психологии,
преподаваемому предмету, освобождаются от аттестации по первому
направлению с момента защиты диссертации, или окончания
аспирантуры сроком на пять лет. Обучение в аспирантуре на момент
прохождения аттестации приравнивается к прохождению курсов
повышения квалификации.
В случае выхода педагога на досрочную аттестацию ему
необходимо пройти вновь первое направление, выбирая другую форму
квалификационных испытаний, чем при предыдущей аттестации.
Документ (не менее 100 часов), полученный по окончанию курсовой
подготовки для аттестации по первому направлению, действителен в
течение трех лет со дня его получения.
3.2.2. Второе направление - экспертная оценка результатов
практической деятельности педагогических и руководящих работников.
В ходе этого направления аттестации используются результаты
текущей аттестации учащихся, их тестирование, итоги контрольных
работ, анализ учебно - воспитательных занятий, внеклассных
мероприятий; результаты работы с родителями, участие педагогов в
различных методических мероприятиях.
3.3. За педагогическими и руководящими работниками, вышедшими
на аттестацию по собственному желанию до истечения срока
установленной ранее квалификационной категории и не подтвердившими
заявленную квалификационную категорию, имеющаяся у них
квалификационная категория сохраняется до истечения срока ее
действия.
Неуспешные попытки аттестации на более высокую
квалификационную категорию не могут являться основанием для
продления срока действующей квалификационной категории.
3.4. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с
переездом в другую территорию Хабаровского края, за
педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная
им квалификационная категория по прежнему месту работы и
устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда,
применяемый в данном регионе на срок, определенный территориальным
положением.
3.5. В случае истечения срока действия квалификационной
категории у педагогических и руководящих работников во время:
длительной нетрудоспособности (более 4-х месяцев непрерывной
болезни), отпуска по уходу за ребенком, длительной командировки на
работу по специальности в российские образовательные учреждения
или иные учреждения по контракту (договору) за рубежом, отпуска до
одного года в соответствии с п.5. ст.55 Закона РФ "Об
образовании", творческого отпуска для завершения и защиты
диссертации, очного обучения для получения второй педагогической
специальности по выходу на работу срок действия имеющейся у них
квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке и
оформляется приказом.
Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим
педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учреждения
образования, или уходом на пенсию, независимо от ее вида, в случае
возобновления ими педагогической деятельности, имеющаяся у них
квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее
действия, а в случае истечения срока ее действия - продлевается не
более чем на один год.
3.6. Победителя краевого конкурса "Учитель года" считать
прошедшим аттестацию с присвоением высшей квалификационной
категории.
Победителям районного, городского конкурса "Учитель года"
может присваивается вторая или первая квалификационная категория
на основании решения аттестационной комиссии соответствующего
уровня.
3.7. Педагогические и руководящие работники, получившие после
введения в ЕТС почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный
учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный тренер России",
"Заслуженный работник физической культуры", "Заслуженный работник
культуры", "Заслуженный деятель искусств", при условии работы по
профилю, считаются прошедшими аттестацию с присвоением им высшей
квалификационной категории сроком на пять лет с момента присвоения
звания.
3.8. В случае истечения срока действия квалификационной
категории у педагогических и руководящих работников, которым до
пенсии по старости (возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у
них квалификационная категория сохраняется до наступления
пенсионного возраста. При продолжении работы в образовательном
учреждении педагог пенсионного возраста проходит аттестацию на
общих основаниях. Не изъявившим желание проходить аттестацию на
подтверждение или присвоение квалификационной категории, разряды
оплаты труда по ЕТС устанавливаются в зависимости от образования и
стажа педагогической работы.
3.9. Педагогическим работникам образовательных учреждений,
получившим квалификационные категории в других регионах страны,
присвоенные им категории сохраняются сроком на 5 лет с момента
прохождения аттестации.
IV. Реализация решений аттестационной комиссии
4.1. Руководитель органа управления образованием, учреждения
образования на основании решения соответствующей аттестационной
комиссии издает приказ о присвоении (снятии) работникам
квалификационных категорий и установлении уровня оплаты труда по
соответствующим им разрядам.
4.2. Аттестуемый должен быть извещен о результатах аттестации
после заседания аттестационной комиссии:
- образовательного учреждения - не позднее 10 дней,
- городской (районной) не позднее 15 дней,
- главной аттестационной комиссии - не позднее 1 месяца.
4.3. Оплата труда работника в соответствии с присвоенной ему
квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения
решения аттестационной комиссией.
4.4. Педагогическим и руководящим работникам, которым по
результатам аттестации присвоена квалификационная категория
производится соответствующая запись в трудовую книжку: в разделе
"Сведения о работе" в графе 2 ставится порядковый номер вносимой
записи, в графе 3 пишется "Присвоена высшая (первая, вторая)
квалификационная категория по должности "учитель" (без указания
преподаваемого предмета), "преподаватель", "воспитатель",
"методист", "директор (заведующий, начальник)" и т.д.; в графе 4
указывается на основании чего внесена запись: приказ, его дата и
номер.
По желанию руководителя учреждения, выполняющего одновременно
работу учителя и прошедшего аттестацию на присвоение
квалификационной категории по той и другой должности, в трудовую
книжку вносится две записи.
4.5. В случае несогласия с решением аттестационной комиссии
педагогические работники имеют право подать апелляцию в
вышестоящую комиссию в течение одного месяца со дня ознакомления с
решением комиссии.
4.6. Трудовые споры, связанные с организацией и проведением
аттестации, рассматриваются в соответствии с действующим
законодательством о порядке трудовых споров.
Приложение 2
к Инструктивно - методическому письму
Комитета общего образования
администрации края
от 20 октября 1999 г. N 7-9-1719
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ
ЗАЧТЕНИЯ ИХ В КАЧЕСТВЕ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ПРОХОЖДЕНИЯ
ПЕРВОГО НАПРАВЛЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Курсы повышения квалификации могут быть зачтены как
прохождение первого направления аттестации педагогическими
работниками Хабаровского края при условии, если
- целью деятельности является повышение квалификации
специалиста, обеспечивающее рост его профессионализма в
педагогической деятельности: повышает профессиональную
компетентность специалиста, способствует усвоению новых знаний и
умений в педагогической деятельности, освоению новых и
совершенствованию имеющихся профессиональных умений, способствует
развитию творческого потенциала педагога;
- содержание курсов соотнесено с требованиями квалификационных
характеристик специалистов, педагогов, утвержденных приказом МО РФ
от 31.08.95 г. N 463/1268;
- минимум содержания курсовой подготовки включает в себя
а) проблемы теории и практики процесса обучения,
б) проблемы теории и практики процесса воспитания,
в) проблемы психологии "в основе - разделы возрастной
психологии, педагогического общения, психологии обучения),
г) новые научные достижения в области преподаваемого предмета,
д) новые апробированные методики и технологии обучения
предмету;
- объем курсовой подготовки должен составлять не менее 100
часов аудиторных занятий. При этом содержание курсов по проблемам
минимального перечня должно занимать не менее 90% общего
содержания. Количество часов, выделенных на общую психолого -
педагогическую подготовку (п.п. а, б, в) должно составлять не
менее 45% общего содержания.
Документ, выдаваемый слушателю по окончании учебы, должен
включать в себя перечень основных блоков тематики или разделов
учебного плана, по форме и содержанию соответствовать документу,
определенному нормативной документацией.
Комитет общего образования обращает внимание на то, что при
аттестации педагогов
- нельзя учитывать курсы, где отсутствуют отдельные разделы из
данного минимального перечня;
- суммирование курсов, на которых педагог обучался в различных
учреждениях дополнительного педагогического образования, возможно
только при условии, если эти курсы (учреждения) являются
аккредитованными и их содержание соответствует требованиям
минимального перечня (п.п. а + б + в + г + д).
|