КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 15 ноября 1999 г. N 401
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И
ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УЧРЕДИТЕЛЯМИ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ
ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В целях упорядочения процедуры лицензирования дошкольных
образовательных учреждений приказываю:
1. Утвердить критерии лицензионной экспертизы (приложение N 1)
и требования к содержанию и оформлению документов, представляемых
учредителями дошкольных образовательных учреждений на
лицензирование (приложение N 2).
2. Сектору лицензирования, аттестации и аккредитации
(Г.Н.Фролова)
2.1. При приеме документов на лицензирование образовательной
деятельности дошкольных образовательных учреждений после
01.06.2000 г. и организации лицензионной экспертизы
руководствоваться утвержденными критериями и требованиями к
содержанию и оформлению документов, представляемых учредителями
дошкольных образовательных учреждений на лицензирование.
2.2. До 01.02.2000 г. разработать примерные формы (образцы)
документов, представляемых учредителями на лицензирование
образовательной деятельности дошкольных образовательных
учреждений.
2.3. Осуществлять информирование заявителей о критериях
лицензионной экспертизы и требованиях к содержанию и оформлению
документов, представляемых на лицензирование образовательной
деятельности дошкольных образовательных учреждений.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя комитета А.М.Короля.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Приложение 1
к приказу
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 15 ноября 1999 г. N 401
КРИТЕРИИ
ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Под лицензированием понимается процедура, включающая
проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в
выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения
образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.
При проведении лицензионной экспертизы для принятия решения о
выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности
дошкольным образовательным учреждением устанавливаются следующие
критерии:
1. Соответствие учредительных документов дошкольного
образовательного учреждения требованиям Законодательства
Российской Федерации, в частности требованиям Гражданского Кодекса
Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О
некоммерческих организациях", Закона Российской Федерации "Об
образовании".
Соответствие устанавливается в процессе анализа заявления
учредителя на получение лицензии на образовательную деятельность,
устава образовательного учреждения и свидетельства о
государственной регистрации.
Лицензия на образовательную деятельность выдается
образовательному учреждению (ст.33 Закона Российской Федерации "Об
образовании") либо организации, имеющей образовательные
структурные подразделения (ст.21 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
В соответствии с п.1 ст.12 Закона Российской Федерации "Об
образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее
учебный процесс, то есть реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и
воспитание обучающихся и воспитанников.
Понятие "учреждение" законодательно определено (Гражданский
Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О
некоммерческих организациях") и должно применяться при
регулировании правоотношений, возникающих при лицензировании
образовательной деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
все образовательные учреждения, к которым, в частности, относится
дошкольное образовательное учреждение, должны иметь статус
юридического лица (п.2 ст.12 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
Юридическим лицом является организация (учреждение), которая:
имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество;
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права;
выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего
имени;
обладает организационным единством, закрепленным в его уставе,
определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного
целого образования;
имеет самостоятельный баланс или смету;
самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
Филиалом, отделением, структурным подразделением,
представительством образовательного учреждения является
организация, которая является частью какой-либо другой
организации. Положение о структурном подразделении должно
соответствовать ст.13 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
Негосударственные образовательные организации могут
создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных
гражданским законодательством Российской Федерации (ст.11 прим.
Закона Российской Федерации "Об образовании", гл.4, пар.5
Гражданского Кодекса Российской Федерации): потребительский
кооператив, общественные и религиозные организации (объединения),
фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и
союзы).
Обязательные (инвариантные) требования к уставу
образовательного учреждения указаны в ст.13 Закона Российской
Федерации "Об образовании", Устав дошкольного образовательного
учреждения составляется на основе Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении (постановление Правительства Российской
Федерации от 01.07.95 N 677 в редакции постановления Правительства
от 14.02.97 N 179).
Юридическое лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации (ст.51 Гражданского Кодекса Российской
Федерации).
При выявлении соответствия учредительных документов
дошкольного образовательного учреждения требованиям
Законодательства Российской Федерации устанавливаются:
А) правовой статус лицензиата (образовательной организации,
образовательного учреждения либо организации, имеющей
образовательные подразделения), его организационно - правовая
форма, тип, вид, категория;
Б) соответствие требованиям, предъявляемым гражданским
законодательством Российской Федерации к юридическому лицу;
В) соответствие требованиям Закона Российской Федерации "Об
образовании" (в том числе ст. NN 11, 12, 13).
При необходимости лицензирующий орган вправе затребовать от
учредителя дополнительные к установленному перечню документы,
подтверждающие соответствие учредительных документов и
фактического положения дел установленному критерию (учредительный
договор, документы, подтверждающие права собственности или
оперативного управления имуществом, договоры аренды и др.). Отказ
учредителя от предоставления дополнительных документов,
разъясняющих спорные ситуации, может являться основанием для
отрицательного заключения о выдаче лицензии.
2. Соответствие реализуемых (предполагающихся к реализации)
образовательных программ заявленному их уровню (программы
дошкольного образования) и направленности.
Соответствие устанавливается в процессе анализа заявления
учредителя на получение лицензии на образовательную деятельность,
устава образовательного учреждения, образовательных программ
(программ дошкольного образования).
При этом содержание, организация и методика образовательного
процесса предметом экспертизы не является.
3. Соответствие условий осуществления образовательного
процесса, предлагаемых образовательным учреждением,
государственным и местным требованиям в части строительных норм и
правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья
обучающихся, воспитанников и работников образовательных
учреждений; оборудования учебных помещений, оснащенности
образовательного процесса; образовательного ценза педагогических
работников и укомплектованности штатов:
3.1. При реализации программ дошкольного образования
устанавливается соответствие условий осуществления
образовательного процесса и условий содержания воспитанников
перечисленным выше требованиям, которые не должны превышать
среднестатистические показатели для территории, на которой
зарегистрировано дошкольное образовательное учреждение.
Основанием для формулировки выводов о соответствии
(несоответствии) условий осуществления образовательного процесса
государственным и местным (среднестатистическим) требованиям
является заключение органов санитарно - эпидемиологической службы,
органов государственного пожарного надзора о пригодности
соответствующих помещений для осуществления образовательного
процесса и содержания воспитанников. При необходимости
лицензирующий орган вправе провести дополнительную экспертизу
соответствия на месте с привлечением соответствующих специалистов.
3.2. При выполнении образовательным учреждением уставных
функций содержания детей при их пребывании в учреждении более 4
суммарных часов в сутки (в том числе в ходе контрольных проверок
за соблюдением лицензионных нормативов) устанавливается
соответствие Территориальным санитарным нормам и правилам,
утвержденным постановлениями Главного Государственного санитарного
врача по Хабаровскому краю.
3.3. Устанавливается соответствие режима работы дошкольного
образовательного учреждения, длительности пребывания в нем детей,
сетки учебных часов и длительности проведения занятий
государственным нормативам и требованиям.
3.4. Устанавливается соответствие профессионально -
педагогической квалификации лиц, осуществляющих педагогическую
деятельность, требованиям квалификационных характеристик по
должностям и полученным специальностям, подтвержденных документами
об образовании.
Обязательным требованием для положительного решения вопроса о
выдаче лицензии является отсутствие на педагогических должностях
лиц, лишенных права педагогической деятельности приговором суда
или по медицинским показаниям, а также лиц, имевших судимость за
определенные преступления.
Основанием для формулировки выводов о соответствии
(несоответствии) условий содержания и воспитания детей
государственным и местным (среднестатистическим) требованиям
является заключение органов санитарно - эпидемиологической службы,
органов государственного пожарного и технического надзора о
пригодности соответствующих помещений, а также заключения
экспертов о режиме работы, учебной нагрузке воспитанников и
профессиональной квалификации педагогических работников. При
необходимости лицензирующий орган вправе провести дополнительную
экспертизу соответствия на месте с привлечением соответствующих
специалистов.
Приложение 2
к приказу
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 15 ноября 1999 г. N 401
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УЧРЕДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
1. Заявление учредителя (ей).
Документы на лицензирование образовательной деятельности
дошкольного образовательного учреждений принимаются лицензирующим
органом на основании заявления учредителя. При наличии двух и
более учредителей заявление подписывается правомочными лицами от
каждого учредителя. При наличии доверенности от имени
соучредителей на право выступать от имени всех учредителей одному
их них, заявление может быть подписано правомочным лицом одного
учредителя.
В заявлении указывается:
А) тип, вид, категория, полное и сокращенное наименование
образовательного учреждения в соответствии с Уставом; ИНН;
юридический и фактический адрес; контактный телефон; банковские
реквизиты (при функционировании дошкольного образовательного
учреждения в качестве структурного подразделения учреждения,
организации, предприятия указываются соответствующие реквизиты
учреждения, организации, предприятия).
Б) уровень и вид заявленных к реализации образовательных
программ (программы дошкольного образования: комплексные,
порциальные).
В) Направленность заявленных к реализации образовательных
программ (в соответствии с видами дошкольных образовательных
учреждений).
Г) Сроки реализации программ дошкольного образования.
Д) Преобладающие формы обучения.
Е) Предельные возрастные категории обучающихся для каждой
программы.
Ж) Наполняемость групп.
З) Общий контингент детей (в среднем).
И) Название всех прилагаемых документов.
Заявления заверяются подписью правомочного лица (подписями
правомочных лиц) и скрепляются печатью (печатями).
Примечание:
Заявители по своему усмотрению имеют право в заявлении указать
дополнительную информацию.
2. Копия утвержденного в установленном порядке устава
дошкольного образовательного учреждения (в случае функционирования
дошкольного образовательного учреждения в качестве структурного
подразделения предприятия или организации - устава предприятия,
организации и положения о структурном подразделении - для
отдельных ведомственных дошкольных образовательных учреждений),
отвечающего требованиям ст.13 Закона Российской Федерации "Об
образовании" и иным законодательным актам сферы гражданского
права.
Предоставление устава, принятого и зарегистрированного с
грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации может
послужить основанием для отказа в принятии заявления на
лицензирование либо отказа в выдаче лицензии.
3. Копия свидетельства о государственной регистрации
дошкольного образовательного учреждения (в случае функционирования
дошкольного образовательного учреждения в качестве структурного
подразделения - соответствующего учреждения, организации,
предприятия). Формулировка записей в регистрационном свидетельстве
для государственных и муниципальных дошкольных образовательных
учреждений должна однозначно определять тип образовательного
учреждения (дошкольное образовательное учреждение) и вид (в
соответствии с письмом Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 17.02.97 N 150/14-12 "О
наименованиях государственных и муниципальных образовательных
учреждений"), указывать на статус и организационно - правовую
форму образовательного учреждения.
В случае несоответствия формулировок записей в регистрационном
свидетельстве требованиям настоящего пункта в принятии заявления
может быть отказано до выяснения (уточнения) обстоятельств дела.
4. Сведения о педагогических кадрах и укомплектованности
штатов.
Сведения должны содержать перечень должностей по штатному
расписанию, фамилию имя отчество каждого педагогического
работника, условия труда (штатная должность, контракт, почасовая
оплата), год рождения работников, образование (ВУЗ, ССУЗ, год
окончания, специальность по диплому), ученая степень (звание,
почетное звание), вид педагогической деятельности, стаж работы по
специальности (общий, педагогический), для совместителей -
основное место работы и должность.
Сведения заверяются подписью правомочного лица и скрепляются
печатью.
5. Данные о материально - технической базе и оснащенности
образовательного процесса:
5.1. Общие сведения о помещениях для содержания детей
(спальные помещения, туалетные комнаты), проведения мероприятий,
занятий и игр, питания воспитанников.
5.2. Общие сведения о капитальных постройках (описание
основных конструктивных элементов здания).
5.3. Общие сведения о спортивных площадках и комплексах (в том
числе бассейнах).
5.4. Общие сведения об экспериментально - опытнических
приусадебных участках, оранжереях для организации специальных
занятий с детьми.
5.5. Общие сведения о помещениях для медицинского обслуживания
воспитанников.
5.6. Общие сведения о пищеблоке.
5.7. Сведения о методическом фонде, обеспеченности
методического кабинета (уголка) учебной и специальной методической
литературой.
5.8. Сведения о наличии игрушек, игровых комплектах,
спортивном инвентаре (в том числе самодельные игрушки, фабричные
игрушки), наличие гигиенических сертификатов на игрушки и
спортивный инвентарь.
Сведения заверяются подписью правомочного лица и скрепляются
печатью.
6. Копии документов, подтверждающих право владения,
пользования помещениями (в т.ч. форма владения с указанием
реквизитов правомочных документов).
7. Положительные заключения санитарно - эпидемиологической
службы, органов государственного пожарного надзора о пригодности
помещений для осуществления образовательного процесса (в том числе
для обеспечения содержания воспитанников).
Заключения заверяются подписью правомочного лица и скрепляются
печатью.
8. Программы дошкольного образования (основные и
дополнительные), годовой план работы.
Образовательные программы оформляются в соответствии с
требованиями ст.19, 20 Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении.
Содержание реализуемых программ должно соответствовать
заявленному уровню и направленности, исключать методы физического
и психического насилия над личностью, исключать принудительное
привлечение детей к деятельности общественных (в том числе
религиозных) общественно - политических организаций, объединений,
движений и партий. Образовательные программы экспортируются только
на предмет соответствия требованиям п.5 ст.1, п.4 ст.2, ст.9, п.14
ст.50, п.15 ст.50, п.16 ст.50 Закона Российской Федерации "Об
образовании".
При невозможности или нежелании учредителя предоставить
программы дошкольного образования и годовой план работы он
предоставляет письменное обязательство соблюдать требования
указанных выше статей при организации обучения и воспитания детей
в дошкольном образовательном учреждении.
Обязательство заверяются подписью правомочного лица и
скрепляются печатью.
|