КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 24 ноября 1999 г. N 1-9-2028
Главам муниципальных
образований Хабаровского края
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Комитет общего образования администрации края направляет
информацию "Об итогах 1998/1999 учебного года и о работе
муниципальных органов управления образованием по организованному
началу нового 1999/2000 учебного года".
Просим принять необходимые меры по устранению отмеченных
недостатков.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Приложение
к письму
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 24 ноября 1999 г. N 1-9-2028
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ИТОГАХ 1998/1999 УЧЕБНОГО ГОДА И
О РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ОРГАНИЗОВАННОМУ НАЧАЛУ
НОВОГО 1999/2000 УЧЕБНОГО ГОДА
Сеть и контингент
По состоянию на 01.09.99 в крае функционирует 456
общеобразовательных школ, в том числе 5 общеобразовательных
школ - интернатов, в которых обучается 213533 учащихся.
По сравнению с 1998 г. сеть муниципальных общеобразовательных
школ края сократилась на 6 единиц. Произошли следующие изменения
сети: открылись два общеобразовательных учреждения "начальная
школа - детский сад" в г. Николаевске-на-Амуре. Закрыты школы:
основная школа с. Меньшикове Советско - Гаванского района,
начальная школа с. Виданово Николаевского района, средняя школа
N 4 п. Солнечный. Реорганизованы из начальной школы N 4 - в
специально - коррекционную школу в Краснофлотском районе, две
основные школы - в две специально - коррекционные школы в
Индустриальном и Железнодорожном районах г. Хабаровска; из
основной школы реорганизована в полную среднюю школа с. Глебово
Вяземского района, из основной в начальную реорганизована школа в
с. Троицкое Нанайского района, реорганизована школа - интернат в
детский дом в п. ЦЭС Верхнебуреинского района и начальная школа
N 9 в основную школу в г. Амурске.
В школах края число учащихся уменьшилось на 9166 человек или
на 4,1%, что вызвано в основном демографическими факторами
(снижением рождаемости, миграционными процессами). Наиболее
значительное сокращение числа учащихся произошло: в г. Хабаровске
(на 3,7%), Советско - Гаванском (на 5,2%). Николаевском (на 4,6%),
Амурском (5,0%), Ванинском (4,9%), районе им. Лазо (4,4%),
Солнечном (5,9%), Ульчском (на 3,8%), Хабаровском районе (на
3,0%).
В связи с уменьшением контингента учащихся в
общеобразовательных школах и сокращением количества классов и
классов - комплектов в целом по краю снизился уровень второй смены
до 27,9% по сравнению с 1998/1999 учебным годом (28,8%). Однако в
ряде образовательных учреждений края сохраняется высокий удельный
вес числа учащихся, занимающихся во вторую смену: г. Хабаровск -
34,6%; г. Комсомольск-на-Амуре - 30,7%, Верхнебуреинской район -
34,1%. Число учащихся, занимающихся в третью смену,
в г. Хабаровске снизилось на 476 учащихся, однако в сш N 22
Краснофлотского района 84 учащихся занимаются в третью смену.
На начало 1999/2000 учебного года средняя наполняемость
классов по школам края (без учета классов для детей с задержкой в
развитии и умственно отсталых) составила 23,4 против 23,6 в
1998/1999 году.
Уменьшение наполняемости классов произошло в Вяземском районе
(с 7,8 чел. до 7,1), в Аяно - Майском районе (с 16,5 до 15,2),
Тугуро - Чумиканском (с 17,1 до 16,2), в Хабаровском районе (с
21,1 до 20,3), Солнечном районе (с 21,3 до 20,5), в районе
им. Лазо (с 20,2 до 19,3), в районе им. П.Осипенко (с 16,8 до
15,6), Охотском районе (с 17,4 до 16,8).
В ряде районов были закрыты классы с низкой наполняемостью и
объединены в классы - комплекты: район им. Лазо п. Хор средняя
школа N 2 - один класс, с. Джигда основная школа Аяно - Майского
района - один класс. Имеют место случаи открытия классов с низкой
наполняемостью: район им. П.Осипенко (вспомогательный класс - 5
человек), г. Хабаровск начальная школа "Открытие" с наполняемостью
15,5 человек и начальная школа - сад "Родничок" с наполняемостью
19 человек, что приводит к нерациональному использованию бюджетных
средств.
В целом по общеобразовательным школам края число классов и
классов - комплектов сократилось на 287 по сравнению с 1998/1999
учебным годом.
Финансово - экономическая деятельность
Органами управления образованием администраций городов,
районов края проведена организационная работа по выполнению
постановления главы администрации края от 05.04.99 N 143 "Об
утверждении положения о порядке привлечения, расходования и учета
добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц
образовательными учреждениями края". Во всех территориях края
изданы приказы отделов и управлений образования, проведены
совещания с руководителями образовательных учреждений о значимости
и порядке исполнения указанного постановления. В г. Хабаровске,
г. Комсомольске-на-Амуре, Советско - Гаванском, Комсомольском
районах подготовлены постановления глав администраций по
упорядочению привлечения средств родителей.
В крае начата работа по переходу учреждений на самостоятельный
баланс. Наиболее интенсивно эта работа проводится в г. Хабаровске,
где за 9 месяцев текущего года 41 образовательное учреждение
переведено на самостоятельный баланс. В г. Комсомольске-на-Амуре
из 115 учреждений 94 учреждения переведены на самостоятельный
баланс, что оставляет 81,7%.
Медленно этот вопрос решается в Охотском, Солнечном,
Нанайском, Ульчском, Тугуро - Чумиканском, Бикинском, Николаевском
районах, что обусловлено слабой оснащенностью учреждений
компьютерной техникой, недостаточной профессиональной подготовкой
руководителей образовательных учреждений, отсутствием
квалифицированных работников бухгалтерских служб. Планируется
перевести в 1999/2000 учебном году 40 учреждений на
самостоятельный баланс, в том числе: в Амурском районе - 16
учреждений; Советско - Гаванском - 21; район им. Лазо - 3.
Для оказания помощи муниципальным образованиям по подготовке
учреждений образования к началу учебного года в краевом бюджете на
1999 год в соответствии с постановлением главы администрации края
от 28.12.98 N 483 зарезервированы средства в сумме 8,9 млн.
рублей, что позволило своевременно оказать помощь Амурскому,
Бикинскому, Вяземскому, им. Лазо, Николаевскому, Комсомольскому,
Нанайскому, Солнечному, Хабаровскому районам в финансировании
работ по неотложному ремонту школ, приобрести современные учебные
компьютерные классы для школ Вяземского, Бикинского, Ульчского,
им. П.Осипенко, им. Лазо районов и 6 краевых учреждений.
Более активно была организована работа по использованию
указанных средств Амурским, Бикинским, Вяземским районами. По
состоянию на 19.10.99 не решены вопросы использования средств
Советско - Гаванским, Верхнебуреинским, Охотским, Ульчским,
Тугуро - Чумиканским, им. П.Осипенко районами.
Материально - техническая база
Все школы края были своевременно подготовлены к началу
учебного года.
По текущему ремонту выполнено работ на 16,9 млн. рублей, в том
числе 63% (10,7 млн. рублей) были выделены из бюджетов территорий
края и 37% (6,2 млн. рублей) получены как спонсорская и
родительская помощь. Необходимо отметить, что в таких территориях,
как г. Комсомольск-на-Амуре, Советско - Гаванский, Николаевский,
Амурский, Аяно - Майский, Верхнебуреинский, Нанайский, Охотский,
им. П.Осипенко, Солнечный, Ульчский районы администрациями
муниципальных образований уделяется большое внимание объектам
образования. Основная часть средств на подготовку школ в этих
территориях была выделена из местных бюджетов. В Хабаровском,
Охотском районах, г. Хабаровске были использованы также и
привлеченные средства.
Работы по выборочному капитальному ремонту на начало учебного
года в школах были в основном завершены, продолжались работы в
отдельных дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного
образования. К новому учебному году в крае отремонтированы 61
школа (из 70 нуждающихся в ремонте), 13 детских садов (из 30), 5
детских домов (из 9).
По состоянию на 01.09.99 г. было выполнено работ на 19,6
млн. рублей, оплачено 19,2 млн. рублей, в том числе по
взаимозачету на 9,9 млн. рублей. Долги 1999 года и прошлых лет
составляют 23 млн. рублей.
Большой объем работ был выполнен в средней школе с. Найхин
Нанайского района, в сш N 2 п. Ванино Ванинского района, в сш N 3
г. Советская Гавань, в спальном корпусе санаторной школы
г. Комсомольска-на-Амуре. Завершены основные работы по
реконструкции детского сада под школу в с. Удское Тугуро -
Чумиканского района. Выполнены работы по выборочному капитальному
ремонту в 29 школах из планируемых 38 в г. Хабаровске. Однако
тревожит то, что в закрытой на комплексный капитальный ремонт
сш N 33 Центрального района г. Хабаровска работы ведутся
медленными темпами. Была подготовлена к началу учебного года и
принята комиссией сш N 25 Индустриального района г. Хабаровска, а
08.09.99 г. она была закрыта как аварийная.
В целом по краю уменьшилось число аварийных школ с 24 до 22,
так как закончены комплексные капитальные ремонты в средней школе
с. Найхин Нанайского района и средней школе с. Полетное района
им. Лазо, с. Удское Тугуро - Чумиканского района, средняя школа в
с. Екатеринославка района им. Лазо.
По-прежнему сложным остается положение в Ульчском районе, где
находится 5 аварийных школ. Проведенные текущие ремонты не
изменили к лучшему ситуацию с материально - технической базой
учреждений в этом районе.
Из-за плохого финансирования в крае к началу учебного года не
введено в эксплуатацию ни одной новой школы.
В 1999 году для улучшения материальной базы учреждений
образования была изготовлена и получена учреждениями края мебель,
в том числе 2392 школьных комплекта на сумму 3,2 млн. рублей.
В крае начата целенаправленная работа по установке счетчиков
тепла и воды, что дает значительную экономию, средств на
коммунальные услуги. По состоянию на 01.09.99 г. установлено 115
счетчиков тепла, 222 - холодной воды и 34 - горячей воды. Только в
г. Комсомольске-на-Амуре экономия средств за коммунальные услуги
за 8 месяцев т.г. составила 6,8 млн. рублей.
Более организованно, чем в прошлые годы, ведется подготовка
учреждений образования к началу отопительного сезона. По состоянию
на 24.09.99 г. отремонтировано 104 котельных (из 105), все
наружные т/сети (10 из 10), 76 внутренних систем (из 77).
По-прежнему отмечается тяжелое положение с поставкой топлива. Для
учреждений образования завезено угля - 46%, дров - 33%, жидкого
топлива - 10% от потребности. Для работников - 38,6% дров и 19%
угля.
Содержание общего образования
Итоги 1998/1999 учебного года показали, что более
целенаправленной стала деятельность педагогических коллективов
общеобразовательных учреждений по обеспечению конституционного
права граждан на получение обязательного основного и
общедоступного среднего (полного) общего образования.
Муниципальные органы управления образованием, руководители
общеобразовательных учреждений усилили внимание к вопросам
создания условий, обеспечивающих гарантии права граждан на
получение обязательного основного и общедоступного среднего
(полного) общего образования.
Складывается система выявления и учета всех детей и подростков
школьного возраста, накануне учебного года проводятся акции
"Помоги собраться в школу", "Милосердие", "Гарантии права на
получение основного общего образования - каждому подростку",
совершенствуется воспитательная работа, психологическая поддержка
школьников и т.д.
В результате по итогам 1998/1999 учебного года наблюдается
дальнейшее сокращение численности учащихся, выбывших из
общеобразовательных учреждений края до получения основного общего
образования: 1998 г. - 840 чел. (0,74%), 1999 г. - 720 чел.
(0,5%). Наиболее результативно работа по предупреждению "отсева"
учащихся из школ проведена в г. Хабаровске, Вяземском, им. Лазо,
Амурском, Бикинском, им. П.Осипенко, Аяно - Майском районах.
Вместе с тем в ряде территорий (Ульчском, Ванинском,
Советско - Гаванском, Нанайском районах) данный показатель
существенно выше краевого, что свидетельствует о недостаточном
внимании к решению проблемы обеспечения права граждан на общее
образование. Совершенствуется система подготовки к школе детей, не
посещающих дошкольные образовательные учреждения. В течение
прошлого учебного года на базе детских садов, школ, учреждений
дополнительного образования, негосударственных образовательных
учреждений 6116 детей (60%) из 10172, не посещающих дошкольные
учреждения, получили необходимую подготовку для более успешной
адаптации к школьной жизни. Наиболее целенаправленно решение
вышеуказанной проблемы осуществляется в Комсомольском районе,
г. Николаевске-на-Амуре, где охват подготовкой к школе
неорганизованных детей составил 100%. Ослаблено внимание к данному
участку работы, влияющему на профилактику "отсева" учащихся из
школ, в Ванинском, Ульчском, Солнечном районах.
Несколько сократилось в крае количество учащихся, оставленных
на повторное обучение: 1998 г. - 2082 чел. (1,0%), 1999 г. - 1617
чел. (0,8%). Подавляющее большинство из них (97,8%) продолжают
обучение. Более высокие результаты по данному направлению работы
отмечены в г. Хабаровске (0,2%), г. Комсомольске-на-Амуре
(0,6%), Вяземском (0,4%), Амурском (0,6%) районах. В ряде
территорий (Тугуро - Чумиканском, Ульчском, Охотском, Советско -
Гаванском районах) процент оставленных на повторное обучение
значительно превышает краевой уровень.
Одним из значимых показателей функционирования и развития
системы общего образования является рост численности выпускников,
получивших аттестаты об основном и о среднем (полном) общем
образовании. Так, в 1999 г. 13558 выпускников против 12460 в
1998 г. получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании,
из них 88,9% против 88,0% продолжают образование, в том числе
48,6% - в высших учебных заведениях (в 1998 г. - 48,0%), 1746
(13,0%) - в учреждениях начального профессионального, 3904
(29,1%) - среднего профессионального образования.
Растет процент численности выпускников 9-х классов, желающих
продолжить обучение в средней школе (1998 г. - 69,4%, 1999 г. -
70,7%), почти 16% девятиклассников поступили в учреждения
начального профессионального образования, более 7% - в средние
специальные учебные заведения.
Положительная динамика основных показателей функционирования
системы общего образования края связана с обновлением содержания
образования, возможностью выбора реализуемых общеобразовательных
программ, учебников, методик и технологий, направленных на
развитие школьников.
В большинстве общеобразовательных учреждений края учебные
планы разрабатываются на основе регионального Базисного учебного
плана, утвержденного приказом комитета общего образования от
03.07.98 N 262 с учетом перспективного планирования,
учебно - методического обеспечения.
В целом школы края обеспечены учебниками. За счет краевого
бюджета на сумму 5,4 млн. рублей приобретены и направлены в
территории учебники федерального комплекта согласно перечню
программ и учебников, утвержденному комитетом общего образования.
Учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей полностью
обеспечены учебниками. Оставшиеся учебники из школьных фондов
выданы учащимся из обеспеченных семей, недостающие учебники для
этой категории школьников приобретены через систему свободной
продажи, которая была организована во всех муниципальных
образованиях, за исключением Аяно - Майского, Тугуро -
Чумиканского, Охотского районов.
Во всех общеобразовательных учреждениях края продолжается
работа по введению Хабаровского краевого компонента
государственного образовательного стандарта общего образования,
отражающего особенности социокультурного пространства региона.
Возрос интерес школьников к истории, литературе, искусству,
экологии, географии родного края, формируются качественные
новообразования в сознании и социальном поведении учащихся, растет
их общекультурная осведомленность. Практически в каждом районе
имеется положительный, результативный опыт учителей по данному
направлению. Целенаправленно реализуют требования ХКК ГОС ОО
педагогические коллективы школ гг. Хабаровска,
Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Амурского, Солнечного,
Хабаровского, Бикинского, Вяземского, Николаевского, Нанайского,
им. Лазо районов.
Вместе с тем в реализации федерального и регионального
компонентов содержания образования имеют место нерешенные
проблемы, связанные со снижением ответственности педагогических
коллективов за реализацию общеобразовательных программ в полном
объеме в соответствии со ст.32 Закона РФ "Об образовании".
Вызывают тревогу нерациональное использование часов Базисного
учебного плана на индивидуальные, групповые, факультативные
занятия, ослабленный контроль за реализуемыми программами
факультативов, необоснованное включение их в расписание уроков,
что лишает школьников возможности выбора занятий по интересам,
затрудняет дифференцированный подход к обучению, ведет к
недопустимой учебной нагрузке учащихся. Не во всех образовательных
учреждениях есть ясность, по каким программам ведут факультативные
занятия учителя, имеют место факты замены большей части часов не
на факультативные, а на групповые, индивидуальные занятия.
Требует совершенствования организация дифференцированного
подхода к обучению учащихся, особенно старшей ступени. В крае
отмечено сокращение количества классов и школ, реализующих
программы углубленного изучения предметов, профильного обучения,
повышенного уровня. Так, если в 1997 году в крае насчитывалось 115
школ, реализующих программы углубленного изучения отдельных
предметов, в 1998 году их количество составило 75 школ, то в 1999
году произошло сокращение до 53 школ.
В соответствии с постановлением главы администрации края от
06.10.98 N 393 "О единых сроках получения общего образования
учащимися общеобразовательных учреждений Хабаровского края" с
1999/2000 учебного года начат постепенный переход системы
начального образования края на единый четырехлетний срок обучения.
Школы г. Бикина с Бикинским районом, им. П.Осипенко,
Тугуро - Чумиканского, Ульчского районов приняли первые классы
только в четырехлетнюю школу. Учреждения г. Советская Гавань с
Советско - Гаванским районом, г. Амурска с Амурским районом,
г. Вяземский с Вяземским районом, Верхнебуреинского,
Комсомольского, Солнечного, им. Лазо районов значительно
перевыполнили намеченный план, практически без затруднений в
2000/2001 учебном году смогут полностью перевести первые классы на
четырехлетний срок обучения.
В соответствии с графиком перехода системы начального
образования края на четырехлетний срок обучения осуществлен набор
в первые классы в гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре,
Хабаровском, Нанайском, Ванинском районах.
Такие сдерживающие факторы, как недостаточное количество
заказанных учебников для четырехлетней школы, отсутствие
финансовых средств на проведение переподготовки учителей не
позволили школам г. Николаевска-на-Амуре с Николаевским
районом, Аяно - Майского района выйти на плановые показатели.
Дошкольное образование
В крае на 01.01.99 сеть дошкольных образовательных учреждений
составила 491 единицу, из которых 3.72 - бюджетных, 119 -
ведомственных. Охват дошкольным образованием составляет 48%. За
период с 01.01.99 по 01.09.99 количество дошкольных учреждений
сократилось на 25 (в т.ч. 22 бюджетных и 3 ведомственных). Из
всего количества закрытых дошкольных учреждений 7 передано под
образовательные учреждения других типов, 13 передано другим
социальным структурам (милиции, здравоохранению, социальным
службам муниципальных образований), 4 законсервировано (не
используются из-за отсутствия средств у учредителя на их
содержание), 1 детский сад закрыт по аварийному состоянию.
Наиболее сложная обстановка по сохранению сети дошкольных
учреждений остается в г. Хабаровске, где за период с января по 1
сентября 1999 г. закрыто 14 детских садов.
В крае развивается сеть дошкольных учреждений, в которых
создаются группы социальной поддержки. На 01.09.99 г. по
оперативным данным в крае действует 92 группы социальной поддержки
с численностью 1602 ребенка. За текущий год группы открыты в
Солнечном районе (3 ед.), Амурском районе (2 ед.), Охотском районе
(3 ед.).
В крае проводится определенная работа по обновлению содержания
дошкольного образования. По состоянию на 01.09.99 года приведена в
соответствие с Основными (примерными) требованиями к содержанию и
методам воспитания и обучения в дошкольных образовательных
учреждениях деятельность детских садов гг. Хабаровска,
Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Нанайского района. В этих
территориях практически все дошкольные учреждения работают по
комплексным программам нового поколения ("Радуга", "Детство",
"Развитие"). Дошкольные учреждения Аяно - Майского, Тугуро -
Чумиканского, им. П.Осипенко районов работают по традиционной
программе "Воспитание и обучение в детском саду", не используя
порциальные программы и новые педагогические технологии.
Проводится работа по обновлению содержания дошкольного образования
в Амурском, Верхнебуреинском, Вяземском районах.
Социальная защита детей, охрана прав детства,
коррекционная педагогика
За 1998/1999 учебный год в крае расширилась сеть учреждений
общественного воспитания за счет открытия детского дома на 70 мест
в районе им. Лазо. На начало учебного года функционирует 67
интернатных учреждений, которыми охвачено 6844 детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч.: детских домов -
34, детей в них 2203, общеобразовательных школ - интернатов - 5,
детей в них 1132; школ - интернатов для детей с недостатками в
умственном и физическом развитии 26, детей в них 3450, одна
школа - интернат для детей с девиантным поведением с охватом
детей - 59.
Укрепилась их материально - техническая база. Завершен
капитальный ремонт школы - интерната N 5 Верхнебуреинского района.
Приобретена загородная дача для детского дома N 1 г. Амурска.
Во всех учреждениях общественного воспитания проведены текущие
ремонты. Детские дома и школы - интернаты обеспечены мягким и
твердым инвентарем, технологическим оборудованием. Воспитанники в
основном обеспечены одеждой, обувью, учебниками, учебно -
канцелярскими принадлежностями.
Все учреждения укомплектованы руководящими, педагогическими и
медицинскими кадрами. С 01.09.99 г. начался переход на обучение
учащихся с умственной отсталостью по новым программам.
Во всех районах (городах) края создана система по защите прав
и интересов несовершеннолетних. Ее обеспечивают 58 специалистов по
охране прав детства.
Органы опеки и попечительства совместно с другими ведомствами
проводят большую работу по оказанию помощи многодетным и
малообеспеченным семьям. За время проведения краевой акции "Помоги
собраться в школу" собрано денежных средств, одежды, обуви для
школьников на сумму около 1 млн. рублей, что способствовало
снижению количества учащихся, не явившихся 1 сентября в школы по
социальным причинам.
На начало 1999/2000 учебного года из 451 общеобразовательной
школы края питание организовано в 434, из них 237 школ перешли на
самостоятельную организацию питания. Всего охват питанием учащихся
(горячим, буфетной продукцией) составил 54,6% (1998 г. - 50,2%). В
10 районах края этот показатель выше краевого (им. П.Осипенко,
Солнечном, Аяно - Майском, Ульчском, Охотском, им. Лазо,
Совгаванском, Бикинском, Хабаровском, г. Хабаровске). Бесплатным
питанием в крае обеспечено 18,3% (1998 г. - 20,4%), а в
Аяно - Майском, Ульчском, Охотском, Вяземском, Тугуро -
Чумиканском, Солнечном, Ванинском, Бикинском охват учащихся
бесплатным питанием составляет от 26% до 72%). За родительские
средства в школах края питается 36,3% учащихся.
Однако не во всех территориях уделяется должное внимание
организации питания школьников. На начало учебного года 45,4%
учащихся не питаются в школах. Ниже краевого показателя охват
учащихся школьным питанием в г. Комсомольске-на-Амуре,
Совгаванском, Амурском, Ванинском, Комсомольском, Нанайском,
Верхнебуреинском районах. Отсутствует бесплатное питание для
учащихся из многодетных и малообеспеченных семей в Нанайском
районе.
Продолжает ухудшаться здоровье школьников. В течение ряда лет
(1991-1998 гг.) отмечается рост заболеваний по ряду классов
болезней, в т.ч. органов пищеварения в 1,8 раза, из них язвенная
болезнь желудка в 1,5 раза.
Дальнейшее развитие в крае получила коррекционная педагогика.
На начало учебного года в общеобразовательных школах работает 502
класса для детей с задержкой психического развития и
компенсирующего обучения, в которых обучается 7367 учащихся.
Большое внимание этому направлению уделяют органы управления
образованием Индустриального, Железнодорожного, Краснофлотского
районов г. Хабаровска.
В 14 территориях края функционируют 19 психолого -
педагогических комиссий на постоянной основе. В течение 1998/1999
учебного года были созданы такие комиссии в Железнодорожном
г. Хабаровска, Вяземском районах. Большой опыт работы накоплен
Хабаровской городской психолого - медико - педагогической
комиссией.
Больше внимания стало уделяться психологической службе
учреждений образования; в общеобразовательных учреждениях
увеличилось количество практических психологов и составляет 356
(1998 г. - 341). Стабильно функционируют психолого - медико -
педагогические и реабилитационные центры в
г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Верхнебуреинском районах.
Вместе с тем на начало нового учебного года имеются вопросы,
требующие дальнейшего решения.
Имеются большие трудности с устройством детей - сирот Аяно -
Майского, им. П.Осипенко, Тугуро - Чумиканского районов в детские
дома, школы - интернаты, т.к. данного вида учреждений в этих
территориях нет.
Затрудняет работу по защите прав детей - сирот отсутствие
социальных педагогов в ряде школ - интернатов гг. Хабаровска,
Комсомольска-на-Амуре.
Значительное количество детей с недостатками в умственном
развитии Хабаровского (242 чел.), Нанайского (143 чел.),
Верхнебуреинского (70 чел.) районов вынуждены обучаться в
общеобразовательных школах из-за отсутствия специальных
(коррекционных) школ - интернатов VIII вида в этих территориях.
За прошедший учебный год сократилось число логопедов в
образовательных учреждениях в гг. Хабаровске, Комсомольске-на-
-Амуре, Совгаванском, Николаевском, Амурском, Хабаровском районах,
психологов - в Николаевском, Бикинском, Нанайском, Охотском,
Солнечном, Хабаровском районах, что не способствует дальнейшему
совершенствованию коррекционно - развивающего обучения. Не все
учреждения общественного воспитания г. Комсомольска-на-Амуре,
Николаевского, Совгаванского, Амурского, Бикинского, Вяземского,
им. Лазо. Солнечного, Ульчского, Хабаровского районов обеспечены
кадрами психологов.
Из-за отсутствия постоянно действующих психолого - медико -
педагогических комиссий в Нанайском, Ульчском, им. П.Осипенко,
Аяно - Майском, Тугуро - Чумиканском районах не оказывается
своевременная помощь детям с недостатками в умственном и
психофизическом развитии.
Воспитание и дополнительное образование
В крае наметилась тенденция на сокращение сети учреждений
дополнительного образования детей со 100 учреждений в 1998 году до
91 на начало 1999/2000 учебного года. На 9 учреждений уменьшение
произошло в г. Хабаровске. Сократился охват детей на 3346 человек
(с 68613 в 1998 г. до 65267 в 1999 г.). Наибольшее сокращение
допустили учреждения гг. Комсомольска-на-Амуре,
Николаевска-на-Амуре, Комсомольского, им. Лазо, Охотского,
Хабаровского районов.
Охват детей по художественному и туристическому направлению в
динамике 1997/1998 гг. имеет тенденцию к росту, например:
художественное направление - 1997 г. - 23,4 тыс. детей,
1998 г. - 24,3 тыс. детей;
туристическое направление - 1997 г. - 4,6 тыс. детей,
1998 г. - 5,4 тыс. детей), но по остальным направлениям
деятельности охват детей снижается:
спортивное направление - 1997 г. - 21,6 тыс. детей, 1998 г. -
19,4 тыс. детей;
техническое направление - 1997 г. - 6,8 тыс. детей, 1998 г. -
4,8 тыс. детей;
эколого - биологическое направление - 1997 г. - 9,1 тыс.
детей, 1998 г. - 6,9 тыс. детей.
В рамках районных программ развития образования учреждения
дополнительного образования гг. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска,
Совгаванского, Амурского, Верхнебуреинского, Нанайского районов
приступили к разработке программ развития своих учреждений. В крае
есть опыт интересного по содержанию программного обеспечения
деятельности педагогов дополнительного образования детей
авторскими образовательными программами:
- военно - спортивный клуб "Русич" п. Хурба Комсомольского
района, автор Е.А.Сбойчикова;
- "Юный экскурсовод", автор А.И.Внукова г. Амурск;
- Театральная студия "Сказка", п. Чегдомын, автор
А.А.Федоренко;
- "Умелица", п. Чегдомын, автор Е.И.Мурашко;
- "Флористика", п. Солнечный, автор Н.С.Балабанова.
В общеобразовательных учреждениях идет процесс сокращения
педагогов дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях, в соответствии с этим уменьшается охват детей
дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях
края. На 2000 учебный год планируется в общеобразовательных
учреждениях 2779 кружковых объединений с охватом 60709 детей, что
по отношению к 1998/1999 учебному году на 1313 (8,2%) объединений
меньше, сократился и охват детей в общеобразовательных учреждениях
на 20938 человек. Значительное сокращение кружков и детей в них
произошло в им. Лазо, Нанайском, Охотском, Ванинском районах.
Однако в каждой территории есть свои особенности. В
г. Комсомольске-на-Амуре в 1997 году приняты постановления
главы администрации "Об утверждении типовых штатов и норматива
оплаты труда в образовательных учреждениях", "О внесении
дополнений в постановление главы города от 17.07.97 N 525 "Об
утверждении типовых штатов и норматива оплаты труда в
образовательных учреждениях" и "О работе учреждений культуры и
школ города по развитию детского творчества", в результате чего за
два года в г. Комсомольске-на-Амуре увеличилось количество
ставок педагогов дополнительного образования с 116 до 178,
количество кружков технического творчества с 1476 до 2092,
занятость детей в школьных кружках выросла с 7464 чел. до 16222
чел. Процент занятости составляет 37,2. В Комсомольском районе с
октября 1999 года распоряжением главы администрации в штатные
расписания школ передаются 23 ставки педагогов дополнительного
образования из учреждений дополнительного образования. В Вяземском
районе сохранено 60 ставок педагогов дополнительного образования в
общеобразовательных учреждениях. В Хабаровском районе по сравнению
с 1998 годом увеличился на 335 человек (4%) охват школьников в
кружках на базе школ.
Вместе с тем в Верхнебуреинском районе не отмечается
разнообразие направлений кружковой работы: в основном действуют
объединения спортивные и художественно - эстетические, менее
многочисленные - технические, туристско - краеведческие,
экологические, так как являются более затратными. В районе
им. Лазо (Хорская сш N 2) произошло сокращение ставок педагогов
дополнительного образования, повлекшее за собой закрытие школьного
эстетического центра, что недопустимо в условиях растущей
преступности в районе и поселке. Растет число кружков и детей в
них в общеобразовательных учреждениях Бикинского района, однако
есть в этой работе нерешенные проблемы, наиболее острая -
отсутствие специалистов и материально - технической базы в районе
для развития туристско - краеведческой работы с детьми.
Результаты собеседования с руководителями муниципальных
органов управления образованием показали, что детское общественное
движение в крае претерпевает постоянные качественные и
количественные изменения. За последние два года количество детских
объединений и количество детей в них несколько уменьшилось.
Произошло это вследствие повышения требований к самому определению
"детское общественное объединение". Анализ показывает, что
большинство детских общественных объединений функционируют без
государственной регистрации; в 1999 году увеличилось число
зарегистрированных детских организаций: если в 1997 году это было
одно объединение (Ванинский район), то в 1999 году их в крае стало
180; основная часть объединений существует на базе образовательных
учреждений. В крае создаются советы организаторов и координаторов
детского движения (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре);
принимаются решения по объединению мелких объединений в более
крупные (г. Комсомольск-на-Амуре, Солнечный, Вяземский), о
вступлении организаций и клубов в Федерацию детских объединений
(Николаевский район).
Муниципальные органы управления образованием Аяно - Майского,
Охотского и им. П. Осипенко районов не способствуют созданию
детских общественно - полезных объединений и организаций в
образовательных учреждениях: не принимают участия в краевых
семинарах, совещаниях, конференциях и педагогических чтениях по
проблемам развития детского движения.
В крае накоплен некоторый опыт работы с семьей. Сделаны первые
шаги в выработке новых моделей взаимоотношений семьи и
образовательного учреждения.
Заслуживает внимания опыт такой работы в г.г. Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Комсомольском, Хабаровском,
Вяземском районах. В практику учреждений дополнительного
образования вошли такие мероприятия, как посвящение в кружковцы,
творческие отчеты кружковцев, где родителям вручаются
благодарственные письма. Помощь родителям в воспитании детей
оказывается и через "родительскую страницу" в местной газете
"Вяземские вести".
Одним из направлений деятельности управления образования
администрации г. Хабаровска является координация работы с семьей
всех заинтересованных ведомств: ежеквартально совместно с членами
городской комиссии по делам несовершеннолетних изучается работа с
семьей в образовательных учреждениях, была изучена работа
муниципальных органов управления образованием города и результаты
заслушаны на совещаниях директоров образовательных учреждений.
Городским научно - методическим центром подготовлены рекомендации
по работе с родителями, обобщен опыт Центра "Генезис" по работе с
семьей, созданного при Центре творчества детей и молодежи в
Индустриальном районе. Возрождены такие формы, как районные
конференции отцов, собрания матерей, организация "горячих линий"
для ответов родителям по самым сложным вопросам воспитания детей,
ежегодно проводится городская общеродительская конференция.
Есть попытки приведения в систему работы с семьей в Нанайском,
Хабаровском, Верхнебуреинском, Николаевском районах.
За 8 месяцев 1999 года по краю количество преступлений
несовершеннолетних увеличилось на 16 по сравнению с 1998 годом, в
том числе в г. Хабаровске на 4 (в Железнодорожном +2, Кировском
+1, Краснофлотском +6 районах), Николаевском на 14, Ванинском на
5, Комсомольском на 8, Солнечном на 2, им. Лазо на 16, Вяземском
на 10, Верхнебуреинском на 8, Ульчском на 5 преступлений.
Увеличилось количество участников преступлений за 8 месяцев
текущего года по сравнению с аналогичным периодом 1998 года в
г. Хабаровске на 2 чел. (в Кировском на 6 чел., в Краснофлотском
на 2 чел., Николаевском на 15 чел., Ванинском на 9 чел.,
Комсомольском на 5 чел., Солнечном на 3 чел., им. Лазо на 13 чел.,
в Вяземском на 12 чел., Верхнебуреинском на 7 чел., Ульчском на 9
чел).; по краю в целом произошло уменьшение на 3 человека.
Сокращение количества преступлений произошло в Индустриальном
районе г. Хабаровска, Комсомольске-на-Амуре, Совгаванском,
Хабаровском, Амурском, Нанайском, Аяно - Майском районах;
уменьшилось количество школьников, совершивших преступления, в
Центральном и Индустриальном районах г. Хабаровска, в
Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском, Амурском, Нанайском,
Бикинском, Охотском, Аяно - Майском районах.
Уменьшение преступлений и количества школьников, совершивших
преступления, в г. Комсомольске-на-Амуре напрямую связано с
большой профилактической работой отдела образования,
образовательных учреждений, педагогов, заинтересованных ведомств.
Ежемесячно проводятся собеседования с заместителями директоров по
воспитательной работе по вопросам профилактики правонарушений
несовершеннолетних, посещения ими занятий, успеваемости
школьников. Совместно с органами внутренних дел проводятся
мероприятия по предупреждению бродяжничества и попрошайничества
среди детей, рейды в семьи и места скопления детей. Большую работу
в этом направлении ведет Центр социальной реабилитации
несовершеннолетних: только за первое полугодие в нем побывало 142
чел., для родителей и детей проводились беседы на правовые темы. В
каждой школе работает совет профилактики, проведены месячники
правовых знаний. Постановления главы администрации по улучшению
положения педагогов дополнительного образования способствовали
стабилизации дополнительного образования в городе, и, как
следствие, повлияли на снижение преступности. Положительные
тенденции наблюдаются в Амурском районе и связаны с увеличением
количества объединений, кружков, улучшением состояния базы
учреждений дополнительного образования.
Большая работа проводится муниципальными органами управления
образованием администраций Комсомольского, Солнечного, им. Лазо,
Верхнебуреинского, Ванинского районов по профилактике детской
преступности, однако положительных результатов нет. Рост
преступлений и числа совершивших их школьников требуют обновления
содержания, форм и методов работы в этом направлении.
Нормативно - правовое обеспечение
образовательного процесса
Анализ графиков лицензирования по всем типам и видам
образовательных учреждений края показал, что в нарушение ст.33
Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения некоторых
районов работают с лицензиями, которые утратили силу в связи с
истечением срока действия, т.е. образовательная деятельность
осуществляется незаконно.
Шесть общеобразовательных школ и три учреждения
дополнительного образования Тугуро - Чумиканского района работают
без лицензий. Незаконно выданы лицензии образовательным
учреждениям Аяно - Майского района. В этих районах до настоящего
времени здания и имущество не переданы образовательным учреждениям
в оперативное управление.
У 53 учреждений г. Хабаровска сроки действия лицензий
закончились 01.09.98 г. Истек срок действия лицензий у 18
образовательных учреждений Николаевского района, 8 - Ульчского,
13 - Нанайского, 9 - Амурского, 5 - Верхнебуреинского, 16 -
Ванинского, 15 - Комсомольского районов. Готовятся к проведению
лицензирования образовательные учреждения Охотского района.
В течение 1998/1999 гг. в территориях края проводилась работа
по приведению названий образовательных учреждений в соответствие с
перечнем типов и видов государственных и муниципальных
образовательных учреждений, определенных письмом Министерства
образования РФ от 17.02.97 N 150/14-12.
Внесли дополнения и изменения в Уставы в связи с изменением
наименований образовательных учреждений г. Хабаровска,
им. П.Осипенко, Ульчского, Верхнебуреинского, Советско -
Гаванского районов, г. Комсомольска-на-Амуре.
Однако в настоящее время в территориях края имеют место такие
наименования образовательных учреждений, как "комплекс ясли -
сад", "ясли - сад", "центр - сад", "основная школа - сад" и т.д.
Несоответствие наименований общеобразовательных учреждений
требованиям законодательства лишает педагогических работников
права на пенсию по выслуге лет.
Согласно п.3 ст.11 образовательное учреждение должно заключать
с учредителем договор о разграничении компетенций. Не представили
договоры отделы образования Ванинского, Аяно - Майского,
Тугуро - Чумиканского районов.
По-прежнему остается проблемой обновление и изготовление
технических паспортов. Обновили технические паспорта
образовательные учреждения Хабаровского, Амурского, Ульчского,
Солнечного районов.
В Верхнебуреинском, Ванинском, Тугуро - Чумиканском, Аяно -
Майском районах 30-50% учреждений вообще не имеют технических
паспортов.
В крае решается проблема передачи зданий и имущества в
оперативное управление учреждениям образования. Практически во
всех территориях комитеты по управлению имуществом закрепили на
праве оперативного управления за образовательными учреждениями
здания и имущество (кроме арендуемых помещений).
В Ванинском и Верхнебуреинском районах передача зданий и
имущества осуществлена через отделы образования по согласованию с
комитетами по управлению имуществом.
Только в 4 районах края в стадии решения проблема передачи
земли в бесплатное бессрочное пользование (п.1.ст.39 Закона РФ "Об
образовании"), 40 процентов образовательных учреждений Амурского
района, 50% - Ванинского, 100% - Тугуро - Чумиканского и Аяно -
Майского районов не закрепили за собой землю.
Все территории края подтвердили участие в аттестации
дошкольных образовательных учреждений согласно перспективного
плана - графика на 1999/2000 учебный год. Отказался от аттестации
дошкольных образовательных учреждений г. Хабаровск.
Кадровое обеспечение.
Социальная защита работников образования
В образовательных учреждениях края работает 14821 учитель. В
целом кадровая обеспеченность учреждений общего образования в крае
составляет 99,9% от необходимого. По данным на 05.10.99 г.
насчитывается 23 вакансии по учебным предметам: английский язык -
17 вакансий, русский яз. - 1, математика - 2, химия - 1,
технический труд - 1, начальные классы - 1. Вакансии открыты в
Тугуро - Чумиканском, Нанайском, Комсомольском-на-Амуре, Вяземском
и других районах.
В крае не ведутся учебные предметы в школах Вяземского района
(Дормидонтовская, Красицкая сш - английский язык), Нанайского (сш
п. Дада, Арсеньево - английский язык), Ульчского (сш
п. Быстринск, Решающий - английский язык), Тугуро - Чумиканского -
химия, Советско - Гаванского (сш N 16 п. Заветы Ильича -
технический труд).
В 1999 году из педагогических вузов и ссузов в систему общего
образования было направлено 729 выпускников, из них 68,6%
трудоустроились в учреждениях общего, дошкольного и
дополнительного образования детей. Из числа выпускников,
направленных на трудоустройство в районы, явка составила: в
Ульчский р-н - 38,1%, р-н им. С.Лазо - 42,8%, Аяно - Майский р-н -
50%, Нанайский р-н - 55,6%. Явка выпускников целевого набора в
Вяземском районе в 1999 году составила 30%, в Охотском - 40%, в
Ульчском - 45%, в р-не им. Лазо - 45%, Нанайском - 56%.
Работа с выпускниками "целевого набора" хорошо поставлена в
Верхнебуреинском, Амурском, Советско - Гаванском районах,
г. Комсомольске-на-Амуре.
Качественный состав педагогических кадров естественно -
математического и гуманитарного циклов по данным на 05.10.99 г.
составляет 94% (в 1998 г. - 93,2%). В отдельных районах края
данный показатель составляет ниже 90%: Тугуро - Чумиканском
(78,9%), Ульчском (80,8%), Николаевском (83,5%), Охотском (83,4%),
Нанайском (89%), Вяземском (89,4%).
В крае на 05.10.99 г. квалификационную категорию имеют 61,5%
педагогов. Однако не везде аттестация педагогических и руководящих
кадров используется для развития кадрового потенциала, не находит
достаточного организационного начала. Количество педагогических
работников, имеющих квалификационную категорию, в Ульчском районе
составляет лишь 14,5%. В г. Комсомольске-на-Амуре
квалификационную категорию имеют 90,9% педагогических работников,
в Советско - Гаванском районе - 88,5%, в Солнечном - 86,8%,
Ванинском - 88%, в г. Хабаровске - 49,8%.
В крае в 1999 году повысило квалификацию 10,8% педагогических
работников. Основной причиной такого состояния является отсутствие
средств для командировок учителей на курсы. Ряд территорий:
Бикинский, им. С.Лазо, Вяземский, Охотский, Советско - Гаванский,
Ванинский районы провели работу по организации выездных потоков по
обучению слушателей без отрыва от места работы и проживания. За
последние 5 лет наиболее организованно повышали квалификацию
педагоги в Хабаровском (78,3%), им. Лазо (60,7%), им. П.Осипенко
(58,1%), Верхнебуреинском (51,9%), Охотском (54,3%) районах,
г. Хабаровске (79,3%).
Слабо организована работа по повышению квалификации педкадров
в Ульчском (9,5%), Аяно - Майском (18,6%), Амурском (19,4%),
Тугуро - Чумиканском (22,3%) районах.
Продолжает наблюдаться "старение" кадров: в целом в крае 17,6%
педагогических работников - пенсионеры. В отдельных территориях
края данный показатель значительно превышает общекраевой: Охотский
район (34,7% от общего числа и 45,8% из числа педагогов начальных
классов), Николаевский р-н (соответственно - 34,4% и 28,4%),
Советско - Гаванский район (27,2% и 21,2%), Тугуро - Чумиканский
район (20% и 21%).
Руководящими кадрами система образования укомплектована
полностью. В то же время остается проблемой работа по
совершенствованию качества руководящих кадров. Всего в крае имеют
квалификационную категорию 45,5% руководителей. В таких районах,
как Тугуро - Чумиканский, Аяно - Майский эта работа организована
слабо. В Комсомольском районе квалификационную категорию имеют
лишь 11,9% руководящих работников учреждений образования, в
Верхнебуреинском - 12,5%.
Недостаточно еще организована профессиональная переподготовка
руководителей. В Бикинском районе лишь 1,8% руководителей имеют
диплом по занимаемой должности, Николаевском - 1,4%, Ульчском -
1,3%, в г. Комсомольске-на-Амуре - 0,6%. В то же время в
Советско - Гаванском районе обучено 68,1% руководителей, Вяземском
соответственно - 67%, Ванинском - 64,9%.
Собеседование с руководителями органов управления образованием
городов и районов края показало, что вопросы решения социальных
проблем работников образования находятся под контролем
администраций территорий, учреждений образования. Льготы,
установленные на федеральном уровне в основном выполняются. Имеет
место задержка (2 - 3 месяцы) по выплате компенсации за
книгоиздательскую продукцию.
В Ульчском, Нанайском, Тугуро - Чумиканском, Бикинском районах
имеется задолженность за 2 - 3 года по обеспечению бесплатным (по
нормативам) топливом.
В Хабаровском, Бикинском, Ванинском, Комсомольском, Аяно -
Майском, Вяземском районах не разработаны Положения о порядке
предоставления отпусков длительностью до 1 года, предусмотренные
ст.55 Закона РФ "Об образовании".
В крае не в полном объеме предоставляются льготы,
установленные ст.33 Закона РФ "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях". В Советско - Гаванском,
Солнечном, Ульчском районах эти льготы предоставляются только
остронуждающимся работникам образования.
Льготы, установленные на краевом уровне, в основном
выполняются.
Однако не во всех территориях (Хабаровский, им. П.Осипенко,
Тугуро - Чумиканский районы, г. Комсомольск-на-Амуре) производятся
выплаты единовременного пособия в размере трех должностных
окладов пенсионерам, уходящим на заслуженный отдых. Эта льгота
установлена Законом Хабаровского края от 25.06.97 N 25
"Об основных направлениях развития и дополнительных гарантиях
приоритетности образования в Хабаровском крае".
Этим же законом предусмотрено повышение ставок и должностных
окладов работников образования на 25% в рабочих поселках. Не
полностью выполняется это положение закона в районе им. Лазо,
Солнечном, Ванинском районах.
Во многих территориях края установлены льготы для
педагогических работников на местном уровне.
В частности, практически во всех территориях повышены на 1 - 2
разряда ставки, должностные оклады молодым педагогам.
Оплачивают из средств местного бюджета за аренду жилья для
педагогов в Амурском, Комсомольском, Аяно - Майском районах.
Оплачивается проезд к месту работы и обратно (из города в
село) в Николаевском, Хабаровском, Ванинском районах.
В Бикинском, Амурском районах за счет средств бюджета
доплачивается заработная плата руководителям учреждений
образования.
В г. Комсомольске-на-Амуре руководителям учреждений
образования за счет средств бюджета выплачивается ежеквартально
премия.
Снижена оплата за содержание детей работников образования в
дошкольных учреждениях на 50 и более процентов в Николаевском,
Охотском, Верхнебуреинском, Солнечном, Нанайском районах.
В Хабаровском районе для учителей бесплатно подвозится вода в
с. Гаровка, технический персонал в с. Сергеевка получает за счет
спонсорской помощи обеды.
В Бикинском районе за счет средств бюджета выдается бесплатная
ссуда на строительство и приобретение жилья.
В Амурском, Ванинском, Нанайском районах оплачиваются
коммунальные услуги педагогам дополнительного образования.
Материальная база информатизации
В 1998/99 учебном году на фоне нестабильной финансово -
экономической обстановки в стране процесс обновления компьютерного
парка и внедрения новых информационных технологий в системе общего
образования края продолжает осуществляться.
За счет средств краевого бюджета в 1998/99 у. г. приобретены 5
современных компьютерных классов и телекоммуникационное
оборудование для муниципальных базовых учреждений в области
информатизации образования Вяземского, Бикинского, им. Лазо,
им. П.Осипенко, Ульчского районов на сумму 1164884,75 рублей.
В течение учебного года пополнялась и модернизировалась
компьютерная техника для нужд системы образования за счет местных
бюджетов и внебюджетных средств: приобретено 4 компьютерных класса
и персональные компьютеры в г. Хабаровске, Амурском, Ванинском,
Солнечном, Хабаровском районах.
Таким образом, доля современного оборудования в кабинетах
информатики средних общеобразовательных учреждений в 1999 г.
составила 10,3%, в 1998 г.- 6,8%, в 1997 г.- 1,6%, происходит
постепенный процесс улучшения материально - технической базы
процессов информатизации в крае.
Вместе с тем остается низким уровень обеспеченности
образовательных учреждений края современной учебной компьютерной
техникой. Несмотря на то, что в количественном отношении
(безотносительно к типу техники) он не ниже среднестатистического
по России, степень обеспечения компьютерами в различных районах
(городах) края при этом неодинакова.
Меньше среднекраевого уровня степень оснащенности
компьютерными классами школ гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре,
Совгаванского, Николаевского, Амурского, Ванинского, Охотского,
Хабаровского районов (при этом в гг. Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре и Советско - Гаванском районе посредством
организации межшкольных УПК обеспечен доступ большинства
учащихся этих территорий к учебной компьютерной технике). Хуже
всего обстоит положение дел в Охотском районе, в котором лишь 30%
средних общеобразовательных учреждений имеют полнокомплектные
компьютерные классы.
Качественный состав учебного компьютерного парка не отвечает
современным требованиям, предъявляемым к школьным средствам
вычислительной техники: в 1999 г. - 82,2%, в 1998 г. - 86,3%, в
1997 г. - 90,7% учебных компьютерных классов, эксплуатирующихся в
крае, можно отнести к нестандартному компьютерному оборудованию,
использование которого в учебном процессе малоэффективно и
абсолютно неперспективно. В учреждениях среднего общего
образования Хабаровского и Охотского района 100% учебной
компьютерной техники является морально и физически устаревшей. В
Советско - Гаванском, Амурском, Охотском, Хабаровском районах
современные учебные компьютерные классы вовсе отсутствуют.
Нестандартное и несертифицированное компьютерное оборудование не в
состоянии обеспечить выполнение современных образовательных задач
в области школьной информатики и не обеспечивает выполнение
элементарных санитарно - гигиенических требований.
По причине отсутствия бюджетного финансирования очень сложно в
районах решается вопрос внедрения телекоммуникаций в
образовательные учреждения и систему управления образованием на
муниципальном уровне. В отчетном учебном году осуществлено
подключение к сети Интернет 1 образовательного учреждения: средней
общеобразовательной школы с. Сергеевка Хабаровского района.
Электронная почта и доступ к сети Интернет имеется в комитете
общего образования администрации края, управлении образования
г. Хабаровска, 2 краевых и 5 муниципальных образовательных
учреждениях гг. Хабаровска, Комсомольска - на - Амуре, Ванинского,
Николаевского, Хабаровского районов.
Остается низким уровень информатизации и технической
оснащенности системы управления образованием, несмотря на
предпринятые попытки улучшения технической оснащенности органов
управления образованием. Имеющиеся персональные компьютеры
используются отдельными специалистами для выполнения простого
круга задач (в основном, набора текстов).
Для ведения баз данных и организации телекоммуникационной
связи с вышестоящими и подведомственными учреждениями имеющиеся в
органах управления образованием персональные компьютеры не
применяются. Вместе с тем многие районные (городские)
централизованные бухгалтерии используют персональные компьютеры
для решения стандартных бухгалтерских задач (расчет заработной
платы, материальный учет, тарификация и др.).
Организация подписки на краевые
образовательные издания
С целью удовлетворения информационных потребностей различных
категорий педагогических и руководящих работников на основе
применения традиционных печатных технологий продолжает развиваться
издательская деятельность в сфере образования.
В 1999 году было продолжено создание системы информационного и
научно - методического обеспечения деятельности субъектов сферы
общего образования посредством периодического издания (без
привлечения бюджетных средств) и свободного распространения по
подписке краевых образовательных изданий. Сформирована редакция
нового краевого образовательного журнала "Мир детства". В качестве
средств массовой информации к концу 1999 зарегистрирован один
информационный бюллетень комитета общего образования, 7 краевых
научно - методических журналов, один учебно - методический журнал
для учащихся, увлекающихся дисциплинами физико - математического
профиля.
Недостаточно организована подписка в 1999 г. на краевые
научно - методические журналы ЭПИ, МИФ, УВО, ППЖ, "Технология" во
всех районах края. Руководителями муниципальных органов управления
образованием не решен вопрос по организации подписки на краевые
образовательные журналы в Тугуро - Чумиканском, Бикинском районах.
Наличие вычислительной техники
в учреждениях среднего общего образования края
(на 05.09.99)
---------------------T------T------T-----------------------------------------¬
¦ Район ¦Кол-во¦Кол-во¦ Тип техники ¦
¦ ¦школ/ ¦каби- +------T------T------T------T------T------+
¦ ¦в них ¦нетов/¦Penti-¦ IBM ¦ IBM ¦ IBM ¦Ямаха ¦УКНЦ, ¦
¦ ¦уч-ся ¦в них ¦um и ¦ 486 ¦ 386 ¦ 286, ¦ ¦Кор- ¦
¦ ¦ ¦мест ¦др. ¦ ¦ ¦PC XT ¦ ¦вет и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦др. ¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦г. Хабаровск ¦ 84/¦48/460¦ 3/30¦ 4/50¦ 6/58¦ 6/60¦ 5/54¦24/208¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦г. Комсомольск- ¦ 43/¦24/267¦ 8/94¦ -¦ 1/8¦ 1/9¦ 1/5¦13/151¦
¦-на-Амуре ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Советско - Гаванский¦ 10/¦ 4/38¦ -¦ -¦ -¦ -¦ -¦ 4/38¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Николаевский ¦ 18/¦ 8/90¦ 2/26¦ -¦ -¦ -¦ 1/15¦ 5/49¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Амурский ¦ 18/¦ 9/98¦ -¦ ¦ 1/7¦ 2/19¦ 1/18¦ 5/54¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Бикинский ¦ 8/¦ 6/66¦ 1/8¦ -¦ -¦ -¦ 1/10¦ 4/48¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Аяно - Майский ¦ 2/¦ 2/26¦ 1/12¦ ¦ ¦ -¦ -¦ 1/14¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Ванинский ¦ 12/¦ 6/82¦ -¦ 1/15¦ -¦ -¦ 2/30¦ 3/37¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Верхнебуреинский ¦ 9/¦ 9/84¦ -¦ 1/9¦ -¦ 1/9¦ 1/9¦ 6/57¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Вяземский ¦ 11/¦ 9/187¦ 1/8¦ -¦ -¦ -¦ -¦ 8/179¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Комсомольский ¦ 19/¦15/162¦ 1/13¦ 1/13¦ -¦ -¦ 1/10¦12/126¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Им. Лазо ¦ 21/¦15/147¦ 1/8¦ -¦ -¦ 2/19¦ -¦12/120¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Нанайский ¦ 9/¦ 9/93¦ 1/12¦ -¦ -¦ 1/11¦ 1/9¦ 6/61¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Охотский ¦ 7/¦ 2/24¦ -¦ -¦ -¦ -¦ 1/10¦ 1/14¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Им. П.Осипенко ¦ 3/¦ 4/38¦ 1/8¦ -¦ -¦ -¦ 1/10¦ 2/20¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Солнечный ¦ 9/¦ 7/62¦ 1/8¦ -¦ 1/7¦ -¦ -¦ 5/47¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Тугуро - Чумиканский¦ 1/¦ 1/7¦ 0/1¦ -¦ -¦ -¦ -¦ 1/6¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Ульчский ¦ 15/¦18/190¦ 1/8¦ -¦ -¦ 1/11¦ 4/36¦12/135¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Хабаровский ¦ 27/¦17/153¦ -¦ -¦ -¦ -¦ -¦17/153¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ВСЕГО: ¦ 326/¦ 213/¦ 22/¦ 7/87¦ 9/80¦ 14/¦ 20/¦ 141/¦
¦ ¦ ¦ 2274¦ 236¦ ¦ ¦ 138¦ 216¦ 1517¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ 65%¦ 10,3%¦ 3,3%¦ 4,2%¦ 6,6%¦ 9,4%¦ 66,2%¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦По состоянию на ¦ 326/¦ 204/¦ 14/¦ 7/87¦ 8/73¦ 14/¦ 20/¦ 141/¦
¦05.09.98 ¦ ¦ 2203¦ 172¦ ¦ ¦ 138¦ 216¦ 1517¦
+--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ 63,0%¦ 6,8%¦ 3,4%¦ 3,9%¦ 6,8%¦ 10,0%¦ 69,1%¦
L--------------------+------+------+------+------+------+------+------+-------
Сведения о подписке
на краевые образовательные журналы по районам края
на II полугодие 1999 г.
(данные УФПС по подписке на июль 1999 г.)
---------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T------¬
¦Район ¦ ИБ ¦ЭГБО ¦ ЭПИ ¦ МИФ ¦МИФ-2¦ УВО ¦ ППЖ ¦Техно-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦логия ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦г. Хабаровск ¦ 158¦ 24¦ 19¦ 20¦ 26¦ 37¦ 18¦ 9¦
+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Хабаровский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦г. Комсомольск-на- ¦ 92¦ 9¦ 6¦ 11¦ 26¦ 4¦ 11¦ 28¦
¦-Амуре ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Комсомольский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Советско - Гаванский¦ 28¦ 5¦ 2¦ 2¦ 5¦ 2¦ 2¦ 2¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Николаевский ¦ 28¦ 20¦ 2¦ 2¦ 1¦ 2¦ 2¦ 3¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Амурский ¦ 20¦ 26¦ 2¦ 6¦ 4¦ 5¦ 3¦ 3¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Бикинский ¦ 2¦ -¦ -¦ 1¦ 2¦ -¦ -¦ 1¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Аяно - Майский ¦ 8¦ 3¦ 2¦ 3¦ 1¦ 3¦ -¦ -¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Ванинский ¦ 23¦ 6¦ 3¦ 3¦ 5¦ 1¦ 3¦ -¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Верхнебуреинский ¦ 11¦ 3¦ 2¦ 3¦ 3¦ 2¦ 3¦ 1¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Вяземский ¦ 34¦ 6¦ 1¦ -¦ 2¦ 1¦ 1¦ -¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Им. Лазо ¦ 11¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 2¦ -¦ 3¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Нанайский ¦ 13¦ 2¦ 1¦ 2¦ 1¦ 2¦ 4¦ 1¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Охотский ¦ 11¦ 3¦ 2¦ 3¦ 2¦ 2¦ 4¦ 2¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Им. П.Осипенко ¦ 4¦ 2¦ 1¦ 1¦ 7¦ -¦ 1¦ -¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Солнечный ¦ 24¦ 6¦ 4¦ 2¦ -¦ 2¦ 1¦ 5¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Тугуро - Чумиканский¦ -¦ -¦ 1¦ 1¦ 2¦ -¦ -¦ -¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Ульчский ¦ 42¦ 23¦ 2¦ 2¦ 3¦ 1¦ 1¦ 1¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦ВСЕГО: ¦ 509¦ 138¦ 53¦ 65¦ 93¦ 66¦ 54¦ 59¦
L--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------
|