КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 03 декабря 1999 г. N 2-26-2130
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Направляем для использования в работе "Рекомендации по
реализации вариативных программ и технологий в дошкольных
образовательных учреждениях", подготовленные специалистами
комитета общего образования и Хабаровского краевого института
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Первый заместитель
председателя комитета
И.А.Иванцева
Приложение
к письму
Комитета общего образования
администрации края
от 03 декабря 1999 г. N 2-26-2130
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНЫХ ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В условиях вариативности дошкольного образования особое
значение приобретает его качество, которое неразрывно связано с
внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений
современных программ и технологий, базирующихся на
личностно - ориентированном подходе к ребенку.
Это программы и технологии, общая характеристика которых -
целостность, системность, учет возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка. Среди них комплексные и порциальные
программы.
Общие требования к программам, реализуемым в дошкольных
образовательных учреждениях:
- программы должны соответствовать виду учреждения;
- содержание программ должно быть ориентировано на
общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать
российским культурным традициям;
- программы должны включать развитие речи ребенка, его
знакомство с основами естественно - научных знаний, физическое,
художественно - эстетическое развитие.
Программы должны быть нацелены на:
- развитие любознательности как основы познавательной
активности у дошкольника;
- развитие способностей ребенка;
- формирование творческого воображения у детей;
- развитие коммуникативности у дошкольников.
Программы должны обеспечивать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его
творческих способностей;
- приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Организация педагогического процесса:
- программы должны предусматривать возможность реализации
индивидуального подхода к ребенку, организацию работы с разными
подгруппами детей;
- программы должны включать описание организации развивающей
среды с указанием применяемых материалов и оборудования;
- программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на
ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Требования к сочетанию программ:
- порциальные программы, используемые в педагогическом
процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса
и дополнять друг друга;
- используемые в педагогическом процессе порциальные программы
должны строиться на единых принципах (концепции);
- при использовании порциальной программы вместо
соответствующего раздела комплексной программы не допускается
дублирование содержания, противоречие основных принципов данных
программ;
- набор программ, используемых в педагогическом процессе,
должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.
Комитет общего образования администрации Хабаровского края и
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров рекомендуют для реализации в
дошкольных образовательных учреждениях следующие комплексные и
наборы порциальных программ, обеспечивающих целостность
педагогического процесса.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "РАДУГА"
Программа "Радуга" и руководство к ней по воспитанию и
обучению детей дошкольного возраста в детском саду разработаны
авторским коллективом под руководством Дороновой Т.Н., к.п.н.
Программа представляет целостную систему развития, воспитания
и обучения детей от 2-х до 7 лет в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Для каждой возрастной группы
программа "Радуга" издается отдельной книгой издательством
"Просвещение".
Для детей от 2 до 3-х и от 3-х до 4-х лет первое издание
программы вышло в 1993 г.;
от 4-х до 5 лет - в 1995 г.;
от 5 до 6 и от 6 до 7 лет - в 1997 г.
К программе "Радуга" изданы 3 хрестоматии по детской
художественной литературе:
"Уж, ты заинька, послушай" для детей от 2-х до 4-х лет; "Про
все на свете" для детей от 4-х до 5 лет; "Волшебный сундучок" для
детей от 6 до 7 лет; учебно - наглядное пособие для работы с
детьми: серии картин "Как много интересного вокруг" для детей от
2-х до 4-х лет; "Почему и отчего" для детей 4 - 5 лет.
Цель программы "Радуга" - обеспечение всестороннего развития
ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, охрана и
укрепление здоровья детей, приобщение его к миру общечеловеческих
ценностей. Кроме того, программа предусматривает развитие речи
детей, знакомство их с естественно - научными знаниями об
окружающем мире, физическое и художественно - эстетическое
развитие дошкольников.
Организация педагогического процесса
Для всех возрастных групп занятия рекомендуется проводить с
сентября по май. В первой младшей группе (2 - 3 года) проводится
не более 10 занятий в неделю по подгруппам (8 - 10 детей)
продолжительностью 10 минут (одно занятие в первую, второе занятие
во вторую половину дня).
Во второй младшей и средней группах рекомендуется проводить
занятия комплексного характера (по подгруппам в первую половину
дня) на игровой основе, продолжительностью не более 20 минут. На
занятиях решается одна обучающая задача. Занятия по математике
заканчиваются коллективной продуктивной деятельностью (ИЗО, лепка,
аппликация). В день проводится не более 2-х занятий (третье -
физкультурное занятие проводится во время прогулки).
В неделю проводится не более 10 занятий. Для детей старшей и
подготовительной групп сетка занятий подвижная, так как занятия по
математике, познавательной деятельности и знакомству с буквами,
конструированию проводятся блоками (по 4 занятия подряд).
Например, можно проводить занятия по познавательной деятельности и
знакомству с буквами в первую неделю месяца, тогда на протяжении
трех недель задачи данного направления закрепляются в повседневной
жизни, или провести два занятия в конце третьей недели и два
занятия в начале четвертой недели. В остальные дни обучающие
занятия по вышеперечисленным направлениям отсутствуют.
Целесообразно планировать по три занятия в неделю (по обучению
грамоте) в первом полугодии и одно занятие в неделю во втором
полугодии. По художественной литературе рекомендуется проводить
занятия один раз в неделю в первом и втором полугодии. В период с
10 декабря по 10 января занятия с детьми 5 - 6 лет не проводятся в
связи с каникулами, у детей 6 - 7 лет каникулы с 15 декабря по 8
января. Подготовка детей к обучению в школе заканчивается в
апреле, май посвящен повторению пройденного материала.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста проводятся
фронтально или по подгруппам (длительность занятия 25 - 30 минут).
Ввиду того, что в программе "Радуга" представлены примерные
виды занятий по всем возрастным группам, за исключением первой
младшей группы, предлагаем примерные виды занятий для первой
младшей группы дошкольного образовательного учреждения.
N п/п Виды занятий Количество
занятий в неделю
1. Развитие речи 2
2. Лепка 1
3. Рисование 1
4. Музыкальное 2
5. Физкультурное 2
Итого: 8
Дошкольные образовательные учреждения, имеющие положительный
опыт по реализации программы "Радуга":
- г. Хабаровск, NN 77, 83, 170, 41, 171, 49, 57, 35,
25, 31, 102, 65, 165, 202, 48, 104, 82, 167, 179;
- г. Комсомольск-на-Амуре, NN 26, 35, 129, 6;
- г. Советская Гавань, NN 3, 9;
- г. Амурск, NN 9, 13, 15, 21.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ДЕТСТВО"
Программа "Детство" разработана коллективом преподавателей
кафедры дошкольной педагогики Санкт - Петербургского ГПУ
им. А.И.Герцена В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др., издана в 1996
году издательством "Акцидент", Санкт - Петербург. Программа
состоит из трех частей, каждая из которых посвящена отдельному
этапу дошкольного детства: младшему, среднему и старшему. Каждый
раздел программы обеспечен краткими методическими рекомендациями и
характеристиками уровней усвоения детьми программных знаний и
умений.
Цели программы: обеспечение здорового образа жизни; начальная
социализация дошкольников; приобщение детей к общечеловеческим
ценностям, ведущим сферам бытия - миру людей, предметов, природы;
осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний.
Основные инновационные моменты программы "Детство" связаны с
переструктурированием и обновлением преподаваемых детям знаний и
представлений об окружающем. В плане организации педагогического
процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение
традиционной фронтальной формы занятия с детьми работой по
подгруппам и индивидуально. Каждый раздел программы обеспечен
краткими методическими рекомендациями и характеристиками уровней
усвоения детьми программных знаний и умений.
Педагогическое содержание.
Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно - игровым,
обеспечивать субъектную позицию ребенка и постоянный рост его
самостоятельности и творчества. Занятия проводятся по подгруппам и
носят интегративный характер. Педагогам предлагаются план -
программы с конспектами игровых занятий для детей с 3 до 7 лет по
математике (занятия в первой младшей группе носят игровой
характер, в процессе игры - занятия дети познают окружающий
предметный мир через игры с предметами, геометрическими фигурами,
песком и водой, познают свойства предметов) и план - программа
образовательно - воспитательной работы по всем возрастным группам,
в которой познавательные задачи по всем направлениям деятельности
распределены поквартально. На основе планов - программ воспитатель
самостоятельно выбирает, что из предложенного содержания может
быть реализовано через самостоятельную детскую деятельность,
совместную деятельность педагога с детьми, что можно включить в
содержание занятий, игр - занятий, вечеров досуга, развлечений и
т.д. Содержание коллективных и индивидуальных форм организации
детей педагог определяет сам.
Прежде чем приступать к реализации данной программы,
необходимо внимательно изучить познавательные задачи и соотнести
их с особенностями построения образовательно - воспитательного
процесса в конкретной возрастной группе, уровнем развития детей,
их личностными проявлениями. Программы включают разделы:
- Дошкольник в детском саду.
- Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными.
- В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
- Ребенок входит в мир социальных отношений.
- Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду.
- Ребенок открывает мир природы.
- Развиваем речь детей.
- Ребенок в мире художественной литературы.
- Изобразительное искусство и музыка.
- Первые шаги в математику.
В каждом разделе указана необходимая методическая литература
для реализации программы. Ввиду того, что раздел N 8 программы
охватывает весь цикл эстетического воспитания детей предлагаем на
данном разделе остановиться более подробно.
Раздел "Изобразительное искусство" предусматривает различные
виды изобразительной деятельности дошкольников: ознакомление с
произведениями изобразительного искусства, рисование, лепка,
аппликация, конструирование. Именно в этих видах деятельности, по
мнению авторов программы, гармонично развиваются художественно -
творческие способности дошкольников. Освоение детьми содержания
этого раздела осуществляется не только на занятиях, но и в
повседневной жизни детей, в ходе их самостоятельной и совместной
деятельности, в процессе организации наблюдений, прогулок, путем
интеграции естественных для дошкольников видов деятельности,
главным из которых является игра. Воспитатель сам определяет какое
содержание в соответствии с поставленными задачами лучше раскрыть
через занятие (мы рекомендуем проводить по 2 занятия еженедельно),
а какое - через другие формы организации деятельности детей:
самостоятельную деятельность, наблюдения, экскурсии, развлечения,
игры и др.
Примерные виды занятий
Первая младшая группа (2 - 3 года)
(длительность занятий - 10 - 15 минут)
N п/п Виды занятий Примерное количество
занятий в неделю
1. Физкультурное 3
2. Музыкальное 2
3. Математика 1
4. Развитие речи 1
5. ИЗО 2
6. Экологическое 1
Итого: 10
Вторая младшая группа (3 - 4 года)
и средняя группа (4 - 5 лет)
(длительность занятий - 15 - 20, 20 - 25 минут)
N п/п Виды занятий Примерное количество
занятий в неделю
1. Физкультурное 3
2. Музыкальное 2
3. Математика 1
4. Развитие речи 1
5. Экологическое 1
6. ИЗО 2
7. Социально - нравственное 1
Итого: 11
Старшая группа (5 - 6 лет)
и подготовительная группа (6 - 7 лет)
(длительность занятий - 25 - 30 и 30 - 35 минут)
N п/п Виды занятий Примерное количество
занятий в неделю
1. Физкультурное 3
2. Музыкальное 2
3. Математика 1
4. Развитие речи 1
5. Обучение грамоте 1
6. Экологическое 1
7. ИЗО 2
8. Социально - нравственное 1
Итого: 12
В крае действует сеть базовых дошкольных образовательных
учреждений, имеющих положительный опыт по реализации программы
"Детство":
- г. Хабаровск, NN 140, 185, 196, 199, 128, 75, 190, 137;
- г. Комсомольск-на-Амуре, NN 106, 46, 132;
- г. Советская Гавань, NN 6, 42;
- г. Амурск, N 52.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ"
Программа "Развитие" разработана научным коллективом под
руководством Л.А.Венгера, издана в 1994 году издательством "Новая
школа", Москва. В ее основе лежит концепция А.В.Запорожца об
амплификации развития в дошкольном возрасте и концепции
Л.А.Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном
детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно - образными
и знаковыми моделями.
Приоритетная цель программы - развитие умственных способностей
детей 3 - 7 лет. Задача программы - продвижение детей (освоение
ими способов деятельности, а не просто накопление знаний и
умений). В программе дифференцирование определены задачи развития
для каждой возрастной группы детей, пути их реализации на
специально организованных обучающих занятиях по подгруппам (8 - 10
человек). Программа включает следующие виды занятий: сенсорное
воспитание; конструирование; ознакомление с детской художественной
литературой; изобразительная деятельность; музыкальное воспитание.
Вне занятий организуется систематическое проведение сюжетно -
ролевых игр, игр с правилами, физическое воспитание
(преимущественно на воздухе). Занятия проводятся с сентября по
май. Программа содержит конкретные планы занятий, рекомендации по
развитию игровой деятельности детей вне занятий.
Виды занятий
Вторая младшая группа (3 - 4 года)
(длительность занятий - 15 - 20 мин.)
N п/п Виды занятий Количество
занятий в неделю
1. Сенсорное воспитание 2
2. Ознакомление с художественной
литературой и развитие речи 2
3. Конструирование 1
4. Музыкальное 2
5. ИЗО (вторая половина дня) 2
6. Физкультурное (на прогулке) 1
Итого: 10
Средняя группа (4 - 5 лет)
(длительность занятий - 20 - 25 мин.)
Занятия по развитию элементарных математических представлений,
ознакомлению с природой, подготовке к обучению грамоте проводятся
1 раз в две недели. Все занятия проводятся по подгруппам.
Занятия по изобразительной деятельности и художественной
литературе проводятся во второй половине дня.
N п/п Виды занятий Количество
занятий в неделю
1. Ориентировка в пространстве 1
2. Математика (один раз в две недели) 1
3. Ознакомление с природой (один раз в 2 недели) 1
4. Музыкальное 2
5. Конструирование 1
6. ИЗО 1
7. Подготовка к обучению грамоте
(один раз в 2 недели) 1
8. Художественная литература
и развитие речи 1
9. Физкультурное 1
Итого: 9
Старшая группа (5 - 6 лет)
(длительность занятий - 25 - 30 мин.)
Программа "Развитие" для детей 5 - 6 лет включает занятия по
развитию элементов логического мышления, обучению грамоте, по
усвоению различных форм символизации, которые являются основанием
для развития творческих способностей.
N п/п Виды занятий Количество занятий в год
1. Математика 28
2. Подготовка к обучению грамоте 34
3. Развитие логического мышления 16
4. Ознакомление с природой 16
5. Музыкальное 32
6. Художественная литература 27
7. ИЗО 17
8. Ориентировка в пространстве 16
9. Конструирование 22
10. Физкультурное 48
Итого: 256
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
(длительность занятий - 30 - 35 мин)
В программе для детей 6 - 7 лет большое внимание уделяется
занятиям, направленным на овладение различными формами наглядного
моделирования и символизации.
Познавательный материал дается детям через чтение
художественной литературы и ее обсуждение. В программу введены
самостоятельные разделы: логика и ознакомление с пространственными
отношениями.
N п/п Виды занятий Количество занятий в год
1. Подготовка к обучению грамоте 50
2. Математика 50
3. Развитие логического мышления 20
4. Ознакомление с природой 16
5. Музыкальное 32
6. Художественная литература 32
7. Конструирование 22
8. Ориентировка в пространстве 27
9. ИЗО 10
10. Физкультурное 48
Итого: 307
Программу "Развитие" реализует ДОУ N 207 г. Хабаровска.
Целостность педагогического процесса в дошкольном
образовательном учреждении может быть обеспечена и путем
применения набора порциальных программ. Экспертиза набора
порциальных программ осуществляется советом педагогов дошкольного
образовательного учреждения.
Предлагаем следующий набор порциальных программ и методик к
ним.
Авторская программа Алямовской В.Г. "Как воспитать здорового
ребенка" М., 1993 г. Материал к программе представлен в журнале
"Дошкольное воспитание" NN 11, 12, 1993. Программа включает в себя
четыре основных направления:
- обеспечение психологического благополучия детей;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- духовное здоровье детей;
- нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим
ценностям.
Программа состоит из разделов:
1. Организация двигательной деятельности.
2. Лечебно - профилактическая работа, закаливание.
3. Планирование и организация физкультурных мероприятий.
4. Диагностика физического развития.
5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
6. Совместная работа дошкольного образовательного учреждения и
семьи по воспитанию здорового ребенка.
Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста",
Авторский коллектив: Р.Стеркина (Минобразование России), Н.Авдеева
(Институт человека РАН), О.Князева (Институт педагогических
инноваций РАО). Программа и методический комплект к ней
представлены в журналах "Дошкольное воспитание", 1997, NN 3 и 4.
Программа содержит тематический план и соответствующие ему шесть
разделов:
- ребенок и другие люди;
- ребенок и природа;
- ребенок и дом;
- здоровье ребенка;
- эмоциональное благополучие ребенка;
- ребенок на улице города.
Программа содержит также рекомендации по работе с родителями.
Программа "Росток" разработана преподавателем ТРИЗ-РТВ
Страунинг А.М., г. Обнинск, 1995.
Программа содержит теоретическое обоснование особенностей
развития детей всех периодов дошкольного детства, задачи
воспитания и обучения детей, конспекты занятий познавательного
цикла для каждой возрастной группы. Программа включает 280
занятий, взаимосвязанных между собой, диагностические карты для
подведения итогов в середине и в конце учебного года.
Программу можно приобрести по адресу: 249020, г. Обнинск-1,
а\я 1001, Страунинг А.М.
Программа развития самосознания дошкольников в речевой
активности "Открой себя". Рылеева Е. Материалы к данной программе
представлены в журнале "Дошкольное воспитание" , NN 2, 4, 1998 г.
Данная программа разработана в рамках концепции дошкольного
образования "Я сам", ориентирована на индивидуализацию личностного
развития, объединяет следующие направления:
- речевое развитие детей;
- развитие представлений о человеке в истории и культуре;
- развитие естественно - научных представлений;
- развитие экологической культуры.
Цель программы - помочь ребенку раскрыть в себе человеческую
сущность, свою принадлежность к роду человеческому и одновременно
с этим осознать свою индивидуальность, особенность,
неповторимость.
Содержание программы делится на четыре цикла, каждый из
которых решает свои задачи:
- я такой;
- мир людей;
- мир нерукотворный;
- я готов к испытанию.
В программе представлен тематический план на год по каждому
циклу для работы с детьми 2 - 6 лет.
Программа Дороновой Т.И. "Изобразительная деятельность" для
детей 2 - 6 лет. Материал к программе представлен в журнале
"Дошкольное воспитание", NN 8 - 12, 1997 год; NN 8 - 12, 1998 год;
NN 1 - 4, 1999 год.
Авторская программа Каринского Г.С. "Волшебные краски года",
для детей 5 - 7 лет.
Материал к программе можно найти в Хабаровском городском
эстетическом Центре "Гармония".
Программа "Театр - творчество - дети", Сорокина Н.Ф.,
Миланович Л.Г. Программа представлена в журнале "Дошкольное
воспитание", NN 8, 9, 11, 1996 год. Программа состоит из четырех
разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства
(от 3 до 7 лет). В этой программе систематизированы средства и
методы театрально - игровой деятельности, обосновано использование
их в соответствии с особенностями развития детей на различных
этапах.
Программа "Наш дом - природа" (для детей старших групп).
Рыжова Н.А.. Программа направлена на формирование у ребенка
целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически
грамотного и безопасного поведения. Программа опубликована в
журнале "Дошкольное воспитание", 1998, N 7.
Программа "Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста" (для детей от 3 до 7 лет). Николаева С.Н. Программа
направлена на формирование экологической культуры у дошкольников.
В программе содержатся рекомендации для родителей "Как приобщить
ребенка к природе" и методические рекомендации для воспитателей
"Создание условий для экологического воспитания детей". Программа
опубликована в журналах "Дошкольное воспитание", 1996, N 7 - 9,
11, 12; 1997, N 1, 7, 8, 10, 11, 12; 1998, N 1 - 5, 1999, N 8, 9.
Учебно - методические пособия в помощь воспитателям дошкольных
образовательных учреждений:
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для
дошкольников. - М., Просвещение, 1992. Данное пособие поможет дать
ребенку элементарные представления о математике, подскажет как
организовать занятия с детьми 3 - 7 лет, активизировать их,
научить самостоятельно мыслить и свободно общаться друг с другом.
Кроме того, авторы пособия предлагают занимательный материал по
математике, который может быть использован родителями в часы
досуга для игр - занятий с детьми.
Занятия по развитию речи детей 2 - 4 лет / Под редакцией
В.В.Гербовой. - М., "Просвещение", 1993.
Занятия по развитию речи детей 4 - 6 лет / Под редакцией
В.В.Гербовой - М., Просвещение, 1987.
Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Журова Л.Е.,
Варенцова Н.С. - М., 1994 г.
В данном пособии излагаются основы подготовки детей к обучению
грамоте в детском саду. Описываются демонстрационный материал и
пособия, необходимые для обучения дошкольников. Приводятся
конспекты 108 занятий в средней, старшей и подготовительной
группах.
Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред.
Тумаковой Г.А. - М., "Просвещение", 1991 г.
В пособии рассматриваются содержание, методы и приемы работы
воспитателя по развитию у дошкольников фонематического слуха,
формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова.
Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в
малокомплектном детском саду / Под ред. Хухлаевой Г.В. - М.,
"Просвещение", 1992 г.
В пособии представлены разные варианты физкультурных занятий,
построенных на основе игровых методов и приемов воспитания и
обучения.
Занятия по физической культуре в старшей группе ДОУ с
применением нетрадиционных методов обучения и воспитания / Под
ред. Глазыриной Л.Д. - Минск, 1995 г.
В рекомендациях рассматривается методика организации
физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с
использованием нетрадиционных подходов. Система занятий
ориентирована на потенциальную социально - психологическую,
интеллектуальную и физическую подготовку ребенка.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.. Обучение детей 2 - 4 лет
рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., " Просвещение" 1992 г.
Материал представлен в журнале "Дошкольное воспитание", 1997,
N 8 - 12, 1998, N 1 - 12, 1999, N 1 - 12.
Виды занятий при использовании
набора порциальных программ
Вторая младшая группа (3 - 4 года)
N п/п Виды занятий Количество
занятий в неделю
1. Математика 1
2. Развитие речи 2
3. Музыкальные 2
4. Физкультурные 3
5. Рисование 1
6. Лепка (аппликация) через неделю 1
Итого: 10
Средняя группа (4 - 5 лет)
N п/п Виды занятий Количество
занятий в неделю
1. Математика 1
2. Развитие речи 2
3. Музыкальные 2
4. Физкультурные 3
5. Рисование 1
6. Конструирование 1
7. Лепка (аппликация) через неделю 1
Итого: 11
Старшая группа (5 - 6 лет)
N п/п Виды занятий Количество
занятий в неделю
1. Математика 1
2. Познавательное 1
3. Обучение грамоте 1
4. Музыкальное 2
5. Физкультурное 3
6. Рисование 1
7. Лепка (аппликация) через неделю 1
8. Ознакомление с художественной
литературой и развитие речи 1
Итого: 11
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
N п/п Виды занятий Количество
занятий в неделю
1. Математика 2
2. Познавательное 2
3. Обучение грамоте 1
4. Ознакомление с художественной
литературой и развитие речи 1
5. Музыкальное 2
6. Физкультурное 3
7. Изобразительная деятельность 1
Итого: 12
Длительность занятий для детей младшего возраста составляет 15
минут; среднего возраста - 20; старшего возраста - 25 минут; для
детей подготовительной группы - 30 - 35 минут.
Занятия проводятся по подгруппам в игровой, занимательной
форме.
Для детей 6 - 7 лет занятия по конструированию проводятся в
ходе самостоятельной деятельности в режиме дня. Занятия по
изобразительной деятельности варьируются в течение месяца по
усмотрению воспитателя.
Курсы повышения квалификации по программам "Радуга",
"Детство", "Развитие", порциальным программам проводятся на базе
ХК ИППК ПК ежегодно. Заявки на прохождение курсовой подготовки
принимаются в 4 квартале.
В разработке методических рекомендаций принимали участие:
Шатанкова Л.Н., зав. отделом дошкольного образования ХК ИППК
ПК.
Дрокина А.Ф., главный специалист комитета общего образования
администрации Хабаровского края.
Устинова А.А., зав. отделом эстетического образования ХК ИППК
ПК.
Паламарчук Е.И., лектор ХК ИППК ПК.
|