КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 1999 г. N 440
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО КАДРОВОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КРАЕ
В 2000 ГОДУ
Статистический анализ состояния педагогических кадров в
дневных общеобразовательных школах по данным госстатотчетности
1999 года (РИК - 83) показывает, что учреждения образования края в
целом обеспечены высококвалифицированными педагогическими кадрами.
На 01.11.99 г. по сравнению с прошлым годом количество
педагогических работников (учителя и руководители) в целом
уменьшилось на 215 чел. (соответственно - 14821 в 99 г. и 15036 в
98 г.). Незначительно сократилось количество руководящих
работников школ (1362 чел. и 1385 чел. в 1998 г.). Из них, на 7
чел. сократилось количество руководителей начальных
общеобразовательных школ (с 51 до 44) и на 16 чел. - руководителей
основных и средних школ вследствие слияния учреждений и иных
реорганизационных мероприятий.
В то же время, по данным на 01.11.99 г, в крае на 184 чел.
увеличилось учителей - предметников, работающих в 5 - 11 классах
(включая руководителей, ведущих учебные дисциплины) с 11308
(01.11.98 г.) до 11492 (01.11.99 г.). В основном - в группе
учебных предметов естественно - математического и гуманитарного
циклов. В том числе, учителей информатики увеличилось на 66 чел.,
физики - на 60 чел.; в пределах 40 чел. увеличилось количество
учителей географии и математики; в пределах до 20 чел. - учителей
химии и истории, менее 10 чел. - учителей музыки и других учебных
предметов.
Уменьшилось количество учителей изобразительного искусства,
физической культуры в пределах от 10 до 20 чел.; на 38 чел. -
учителей трудового обучения. Увеличивается количество учителей
английского языка (на 69 чел.) и, одновременно, снижается число
учителей немецкого языка (на 15 чел.). Наибольшее количество
педагогических работников уменьшилось в начальных классах - на 305
чел. (3627 педагогов 01.11.98 г. и 3322 - 01.11.99 г.).
Таким образом, произошло сокращение педагогических работников,
работающих в начальных классах и увеличилось количество педагогов
в средних и старших классах. Основной причиной этого является
упорядочение комплектования учебных групп в начальных классах
общеобразовательных школ.
В то же время, по данным на 01.10.99 г. в крае насчитывалось
23 вакансии, в основном в сельских школах, расположенных в
отдаленных необустроенных поселках. В некоторых территориях края
не проведена в достаточной мере организаторская работа по
обеспечению школ педагогическими кадрами, в результате чего не
велось преподавание английского языка в отдельных школах
Нанайского (в пос. Дада, Арсеньево, Найхин), Вяземского
(с. Красицкое, Дормидонтовка, Глебово), Комсомольского
(пос. Гурское, Галечный, Даппы), Николаевского-на-Амуре
(пос. Н.Пронге, Лазаревский), Ульчского (пос. Быстринск,
Решающий), Солнечного (с.ш. N 2), трудового обучения в Советско -
Гаванском (пос. Заветы Ильича) районах. Не уделяется должного
внимания мерам по заполнению вакансий в учреждениях с неполной
нагрузкой учителей.
За отчетный период вырос качественный состав педагогических
кадров в целом. Так, высшее образование на 01.11.99 г. имеют 1243
руководящих работника основных и средних дневных
общеобразовательных школ, что составляет 94,3% (93,8%
01.11.98 г.), 70,4% - руководителей начальных школ (47%
01.11.98 г.).
Наиболее высоких показателей качественного состава
руководителей добились в Советско - Гаванском - 100%, Ванинском -
97,8%, Комсомольском - 96,2%, Николаевском-на-Амуре - 94,9%,
Вяземском - 94% районах, г. Хабаровске - 99,4%,
г. Комсомольске-на-Амуре - 96,1%.
Наиболее низкие показатели качественного состава руководящих
кадров, работающих в городской местности отмечен в р-не
им. С.Лазо - 80%, Охотском - 87,5%, Солнечном - 88,8%; работающих
в сельской местности в Аяно - Майском - 66,6%, Бикинском - 75%,
Нанайском - 79%, Ульчском - 80,8%, Тугуро - Чумиканском - 83,3%.
районах.
За прошедший год данный показатель в целом повысился в
г. Хабаровске - с 99,2 до 99,4%, г. Комсомольске-на-Амуре - с 94,4
до 96,1%, Ванинском - с 91,1 до 97,8%, Комсомольском - с 90,1 до
96,2%, Верхнебуреинском - с 82,5 до 92,1%, Николаевском-на-Амуре -
с 92,3% до 94,9%, Вяземском - с 80,9 до 94,8%, Охотском - с 75 до
82,1%, Чумиканском - с 55,5 до 83,3%.
За отчетный период данный показатель понизился в районах
Амурском - с 91,1% до 90,3%, Бикинском - с 90,9% до 87,8%,
Аяно - Майском - с 88,8% до 66,6%, им. С.Лазо - с 92,4 до 87,5%,
Нанайском - с 83,3% до 79%, Ульчском - с 88,3% до 80,8%.
В целом по краю среди педагогических работников дневных
общеобразовательных школ (включая руководителей и учителей
учреждений начального, основного и среднего образования) имеют
высшее образование 11307 чел., что составляет 76,3% от общего
числа (75,6% в 98 г.). Из них, учителей 5 - 11 классов
естественно - математического и гуманитарного циклов основных и
средних общеобразовательных школ высшее образование имеют 7890,
что составляет 94% от общего числа этой категории работников
(93,2% 01.11.98 г.).
Наиболее высокий показатель качественного состава
педагогических кадров по уровню образования имеют
г. Комсомольск-на-Амуре - 87%, г. Хабаровск - 79,7%, Ванинский -
78,9%, Советско - Гаванский - 76%, Комсомольский - 74,8%,
Хабаровский - 74,7%, Верхнебуреинский - 72,7% районы. Низкие
показатели по уровню образования педагогов в целом отмечаются в
районах: Тугуро - Чумиканский (42%), Ульчский (57,8%),
им. П.Осипенко (63,9%), Охотский (64,2%), Нанайский (66%),
им. С.Лазо (66,2%).
Требуется усиление работы по совершенствованию качественного
состава педагогических кадров, работающих в начальных классах
путем организации заочного обучения в вузах: число педагогов,
имеющих высшее образование составляет 1497 чел. - 45% от общего
числа работников данной категории (44,4% 01.11.98 г.). Ниже
краевого показатели имеют Тугуро - Чумиканский (5,2%), Аяно -
Майский (18,7%), Ульчский (23%), Охотский (25,6%),
Николаевский-на-Амуре (26,6%), им. С.Лазо (26,9%), им. П.Осипенко
(28,9%), Вяземский (29%) районы.
В крае насчитывается 110 человек, осуществляющих
педагогическую деятельность на базе общего среднего образования.
Из них: в Нанайском р-не - 15 человек, в Ульчском р-не - 18 чел.,
в р-не им. С.Лазо - 23 чел. Всего работники, имеющие среднее общее
образование, преподают учебные предметы: русский яз. - 1 в
Бикинском р-не, историю - 9 чел. (в Ульчском, Охотском, Нанайском,
Комсомольском, Амурском, Советско - Гаванском р-нах), физику - 1
чел. (в Амурском р-не), математику - 5 чел. (в Ульчском, Охотском,
Нанайском, Комсомольском р-нах). Наибольший процент работников,
имеющих среднее общее образование, преподают трудовое обучение (59
чел.).
Все это говорит о недостаточной требовательности, отсутствии
аналитической работы и контроля со стороны руководителей
муниципальных органов управления образованием по работе с кадрами
в части совершенствования качественного состава, организации
целевой подготовки кадров как в очной, так и в заочной формах
обучения.
Продолжает увеличиваться число педагогических работников
пенсионного возраста. Так число работающих пенсионеров оставляет
2761 чел. - 18,6% (17,8% по данным на 01.11.98 г.). В отдельных
территориях края данный показатель намного превышает общекраевой:
Охотский р-н (34,7% от общего числа и 45,8% от числа педагогов,
работающих в начальных классах), Николаевский р-н (34,4% и 28,4%),
Советско - Гаванский р-н (27,2% и 21,2%), Тугуро - Чумиканский р-н
(20% и 21%).
С учетом данного показателя неизбежной становится
необходимость решать задачу организации повышения квалификации и
переподготовки кадров. Однако, в 1999 году в крае всего повысило
квалификацию лишь 10,8% педагогов. За последние 5 лет наиболее
ответственно эту задачу решали в г. Хабаровске (79,3%), районах:
Хабаровском (78,3%), им. С.Лазо (60,7%), им. П.Осипенко (58,1%),
Верхнебуреинском (51,9%), Охотском (54,3%). Недостаточно
организована работа по повышению квалификации в районах: Ульчском
(9,5%), Аяно - Майском (18,6%), Амурском (19,4%). Требует внимания
организация профессиональной переподготовки руководителей
учреждений образования по специальности "Менеджер образования".
Так, по данным на 01.04.99 года диплом по занимаемой должности в
крае всего имеют 532 руководящих работника (23,8%). В районах
Верхнебуреинском, Ульчском, г. Комсомольске-на-Амуре диплом
"Менеджер образования" имеет менее 2% руководителей, в районах
Аяно - Майском, Нанайском, Тугуро - Чумиканском ни один
руководитель образовательных учреждений не имеет образования по
занимаемой должности. Наиболее организованно подготовка
руководителей осуществлена в Советско - Гаванском (68,1%),
Вяземском (67,6%), Ванинском (64,9%), Охотском (62,5%),
Николаевском-на-Амуре (50,7%) районах. Квалификационную категорию
в крае имеют 61,5 % педагогов всего. Из них 7,6% получили высшую,
22% - первую, 31% - вторую категории. Однако, не везде к
организации аттестации педагогических и руководящих кадров
руководители муниципальных органов управления образованием
отнеслись однозначно. Так, количество педагогических работников,
имеющих квалификационную категорию в Ульчском районе составляет
14,5%, в Советско - Гаванском - 88,5%, Солнечном - 86,8%,
г. Комсомольске-на-Амуре - 90,9%, г. Хабаровске - 49,8%. Всего в
крае имеют квалификационную категорию 45,5% руководителей
учреждений образования. Слабо организована работа по аттестации
руководящих кадров в Аяно - Майском, Тугуро - Чумиканском,
Ульчском районах.
В связи с вышеизложенным приказываю:
1. Отделу педагогических кадров комитета общего образования
(В.И.Пахомов):
1.1. В срок до 01.03.2000 г. обобщить и подготовить
аналитическую справку о соответствии заявок муниципальных органов
управления образованием на целевую контрактную подготовку кадров в
очной и заочной формах обучения состоянию кадровой обеспеченности
образовательных учреждений в районах.
1.2. Обеспечить реализацию задачи подготовки "многопрофильного
учителя" для малокомплектных школ отдаленных территорий края в
2000 г.
1.3. В срок до 01.10.2000 г. подготовить справку об итогах
работы муниципальных органов управления образованием по
трудоустройству выпускников педагогических ВУЗов и ССУЗов в крае.
2. Руководителям муниципальных органов управления
образованием:
2.1. Принять исчерпывающие меры по повышению качественного
состава педагогических и руководящих кадров в общеобразовательных
учреждениях, исключить факты трудоустройства на педагогическую
работу лиц, не имеющих профессионального образования.
2.2. Разработать и направить в срок до 01.02.2000 г. в комитет
общего образования план мероприятий по обеспечению образовательных
учреждений педагогическими кадрами, повышению качественного
состава работников образования.
2.3. Организовать и провести совещание руководителей
учреждений образования и сельских и поселковых администраций, на
чьих территориях в школах не обеспечивается выполнение
образовательных программ, о совместной деятельности по обеспечению
школ педагогическими кадрами.
2.4. Принять необходимые меры по организации целевой
контрактной подготовки кадров, в соответствии с состоянием
кадровой обеспеченности учреждений образования.
2.5. Обязать руководителей учреждений образования, нуждающихся
в кадрах, совместно с сельскими и поселковыми администрациями
решать вопрос по заключению договоров со студентами -
старшекурсниками на трудоустройство по месту нахождения
образовательного учреждения.
2.6. Направить в 2000 году специалистов органов управления
образованием (руководителей образовательных учреждений) на
заседания комиссий по трудоустройству выпускников педагогических
ВУЗов и ССУЗов.
3. Хабаровскому краевому институту повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогических кадров
(Н.П.Харитонова):
3.1. Организовать в 2000 г. на базе института подготовку
"многопрофильного учителя".
3.2. Активизировать процесс внедрения повышения квалификации
педагогических кадров с частичным отрывом от работы по месту
проживания слушателей.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Приложение
к приказу
Комитет общего образования
администрации края
от 14 декабря 1999 г. N 440
КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
(ИМЕЮТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА
РАБОТНИКОВ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ)
(по данным госстатотчетности РИК - 83)
----------------T-------------T-------------T-------------T-------------¬
¦ Наименование ¦Всего педаго-¦Учителей 5 - ¦ Учителей ¦Руководителей¦
¦территориальных¦гов (включая ¦ 11 классов ¦ начальных ¦ учреждений ¦
¦ единиц ¦учителей и ¦естественно -¦ классов ¦ ¦
¦ ¦руководите- ¦ прикладного ¦ ¦ ¦
¦ ¦лей, ведущих ¦ и ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебный ¦гуманитарного¦ ¦ ¦
¦ ¦предмет) ¦ циклов ¦ ¦ ¦
+---------------+------T------+------T------+------T------+------T------+
¦ ¦ 99 г.¦ 98 г.¦ 99 г.¦ 98 г.¦ 99 г.¦ 98 г.¦ 99 г.¦ 98 г.¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦г. Хабаровск ¦ 79,7¦ 78,3¦ 95,6¦ 95,9¦ 43,5¦ 37,3¦ 99,4¦ 100¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦г. Комсомольск ¦ 87¦ 84,7¦ 96,1¦ 95,7¦ 79,1¦ 67,7¦ 96,0¦ 94,4¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Амурский ¦ 70,7¦ 71,7¦ 90,2¦ 89,4¦ 41¦ 43,5¦ 913¦ 92,1¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦А. Майский ¦ 66,1¦ 72,4¦ 93,3¦ 93,5¦ 18,7¦ 27,7¦ 66,6¦ 88,8¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Бикинский ¦ 69,4¦ 70,7¦ 86,7¦ 87,5¦ 47,7¦ 45,3¦ 87,0¦ 93,5¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Ванинский ¦ 78,9¦ 82¦ 96¦ 94,7¦ 53,7¦ 54,1¦ 97,6¦ 90,4¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦В.Буреинский ¦ 72,7¦ 68,1¦ 92¦ 92¦ 45,3¦ 47,9¦ 97,2¦ 82,0¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Вяземский ¦ 69,4¦ 66,1¦ 95,8¦ 92,9¦ 29¦ 28,2¦ 94,8¦ 89,4¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Комсомольский ¦ 74,8¦ 74¦ 93,6¦ 94,8¦ 39,2¦ 35,7¦ 96,2¦ 90,1¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦им. С.Лазо ¦ 66,2¦ 74¦ 98,8¦ 96,6¦ 26,9¦ 43.6¦ 89,3¦ 94,5¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Нанайский ¦ 66¦ 67,2¦ 89¦ 90,1¦ 33,7¦ 25¦ 84,2¦ 92,1¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Николаевский ¦ 65,5¦ 62¦ 87,7¦ 80,7¦ 26,6¦ 21,8¦ 98,2¦ 95,2¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Охотский ¦ 64,2¦ 66,5¦ 89,2¦ 86¦ 25,6¦ 39.6¦ 81,4¦ 74,0¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦им. П.Осипенко ¦ 63,9¦ 68,7¦ 91¦ 96,6¦ 28,9¦ 27,5¦ 92,8¦ 92.3¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Совгаванский ¦ 76¦ 76,4¦ 94,3¦ 95.5¦ 46¦ 46,5¦ 100¦ 100¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Солнечный ¦ 72,0¦ 72,3¦ 95,0¦ 92,4¦ 41,1¦ 36,5¦ 91,2¦ 89,7¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Тугуро - ¦ 42¦ 42,3¦ 33,3¦ 78,2¦ 5,2¦ -¦ 83,3¦ 83,3¦
¦Чумиканский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Ульчский ¦ 57,8¦ 56,7¦ 80,8¦ 77,5¦ 23¦ 14,2¦ 84,4¦ 92,6¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Хабаровский ¦ 74,7¦ 73,5¦ 97,6¦ 87,6¦ 40,1¦ 63,7¦ 91,0¦ 92,0¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ИТОГО: ¦ 76,3¦ 75,6¦ 94%¦ 93,2%¦ 45%¦ 44,4%¦ 94,4%¦ 93,7%¦
L---------------+------+------+------+------+------+------+------+-------
|