ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2000 г. по делу N 3-8/2000
Именем Российской Федерации
(с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
от 25.04.2000 N 58-Г00-6)
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Мироновой Л.Ю.,
при секретаре Филипповой О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общественной организации "Хабаровское краевое объединение
предпринимателей" к Законодательной Думе Хабаровского края о
признании недействительным Закона Хабаровского края N 57 от
11.09.1998 "О порядке формирования цен на социально значимые
товары (продукцию)" с изменениями и дополнениями, внесенными
законами Хабаровского края N 61 от 01.10.1998 и N 79 от
25.11.1998,
установил:
Законом Хабаровского края N 57 от 11 сентября 1998 года "О
порядке формирования цен на социально значимые товары
(продукцию)", принятым постановлением Законодательной Думы
Хабаровского края от 11.09.1998 N 242, установлен перечень
социально значимых товаров (продукции), к числу которых отнесены
хлеб, хлебобулочные изделия, мука, крупы, макаронные изделия,
масло растительное, молоко и молочные продукты, мясо, субпродукты,
колбаса вареная, мясо птицы, масло животное, рыба, яйцо, соль,
сахар, продукты детского и диабетического питания, лекарственные
средства, изделия медицинского назначения, мыло, моющие средства,
зубная паста; предусмотрен порядок формирования цен на указанные
товары, предельные уровни рентабельности и предельные размеры
торговых надбавок к ценам на перечисленные товары; определены
органы, осуществляющие контроль за соблюдением предусмотренного
порядка формирования цен на социально значимые товары (продукцию),
а также установлены меры ответственности индивидуальных
предпринимателей, юридических лиц и их руководителей за нарушение
порядка формирования цен, в том числе взыскание в доход краевого
бюджета и бюджетов муниципальных образований размера необоснованно
полученных денежных средств, определяемого как разница между
фактически установленной ценой и ценой, определенной в
соответствии с установленным порядком, в пересчете на объем
реализованной продукции, штрафа, аннулирование лицензии, лишение
налоговых льгот, повышение ставок арендной платы, тарифов на
коммунальные услуги и электро- и теплоэнергию.
Законами Хабаровского края N 61 от 01.10.1998 и N 79 от
25.11.1998 внесены изменения в Закон Хабаровского края N 57 от
11.09.1998 "О порядке формирования цен на социально значимые
товары (продукцию)" в части, касающейся перечня социально значимых
товаров (продукции), предельных размеров уровня рентабельности и
торговых надбавок на эти товары (продукцию).
Общественная организация "Хабаровское краевое объединение
предпринимателей" обратилась в суд с заявлением о признании
перечисленных нормативных актов, принятых органом законодательной
власти Хабаровского края, недействительными как противоречащих
федеральному законодательству и незаконно ограничивающих право
граждан свободно заниматься предпринимательской деятельностью и
свободно определять не противоречащие законодательству условия
договора, в частности, о цене производимой реализуемой продукции.
В судебном заседании представители Хабаровского краевого
объединения предпринимателей Воякин Н.В. и Дронов Н.А. заявление
поддержали и настаивали на признании недействительными нормативных
актов.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края
Ермольченко О.В. заявление общественной организации "Хабаровское
краевое объединение предпринимателей" не признала, ссылаясь на то,
что принятие Закона Хабаровского края N 57 от 11.09.1998 "О
порядке формирования цен на социально значимые товары (продукцию)"
имело целью обеспечить социальную защиту населения Хабаровского
края в условиях экономического кризиса, роста цен, систематической
невыплаты заработной платы, детских и иных социальных пособий. В
перечень социально значимых товаров, в отношении которых вводится
государственное регулирование цен, включены жизненно важные товары
(продукция), обеспечивающие поддержание жизни человека.
Принятый Закон предусматривает меры поддержки производителей
социально значимых товаров путем установления налоговых и иных
льгот. Кроме того, по мнению представителя Законодательной Думы
Хабаровского края, суды общей юрисдикции не вправе рассматривать
заявления о признании недействительными законов и нормативных
актов субъектов Федерации в отсутствие федерального
конституционного закона, предусматривающего такие полномочия судов
общей юрисдикции, к числу которых относится и Хабаровский краевой
суд.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав
представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что
заявление общественной организации подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, правовые акты органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их
должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина,
права общественных объединений и органов местного самоуправления,
могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно положениям ст.ст. 9, 19 названного Федерального закона
споры по поводу нормативных актов, принимаемых законодательным
(представительным) органом государственной власти и высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, разрешаются судом соответствующего уровня.
Таким образом, с принятием данного Закона были устранены
препятствия для рассмотрения в суде общей юрисдикции дел об
обжаловании нормативных актов, принимаемых законодательным
(представительным) и высшим исполнительным органами
государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с
чем доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о
неподведомственности настоящего заявления Хабаровскому краевому
суду не могут быть признаны обоснованными.
Нельзя признать правомерными и доводы представителя
Законодательной Думы Хабаровского края и по существу предъявленных
требований.
В соответствии с положениями пунктов "в", "ж", "о" ст. 71
Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина,
установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики,
гражданское законодательство.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской
Федерации принимаются федеральные конституционные законы и
федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории
Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не
могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным
законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
закон.
В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом
экономической деятельности.
Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса
Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и
осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем
интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на
основе договора и в определении любых не противоречащих
законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании
федерального закона и только в той мере, в какой необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Цена товара (продукции) помимо ее экономического содержания
является условием всякого возмездного гражданско-правового
договора и в силу этого обстоятельства относится к сфере
регулирования гражданского законодательства, которое в
соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в
ведении Российской Федерации.
Действующее федеральное законодательство, устанавливая принцип
свободного осуществления гражданами и юридическими лицами своих
гражданских прав и обязанностей на основе договора и определения
любых не противоречащих закону условий договора, вместе с тем
признает необходимым сохранение в некоторых случаях
государственного регулирования цен (тарифов), в основном, на
продукцию естественных монополий.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 221 "О
мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право
определять с учетом норм, установленных законодательными актами
Российской Федерации, и утверждать перечни продукции
производственно-технического назначения, товаров народного
потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке
Российской Федераций подлежат государственному регулированию
Правительством Российской Федерации, федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Принятым в соответствии с данным Указом Президента Российской
Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни продукции, товаров
и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование
цен (тарифов) на внутреннем рынке, в том числе органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Утвержденные указанным Постановлением Правительства РФ перечни
продукции, товаров и услуг, на которые осуществляется
государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской
Федерации, являются исчерпывающими (закрытыми) и не содержат
наименований тех товаров (продукции), в отношении которых Законом
Хабаровского края N 57 от 11.09.1998 установлен порядок
формирования цен как мера государственного регулирования.
Указанными нормативными правовыми актами полномочия по
регулированию цен на продукцию, товары и услуги согласно
утвержденному перечню представлены органам исполнительной власти
субъектов Федерации.
С учетом изложенного довод представителя Законодательной Думы
Хабаровского края о том, что отсутствие федерального закона об
основах ценовой политики и государственного регулирования цен
позволяет законодательному органу субъекта федерации осуществить
собственное правовое регулирование по данному вопросу, является
несостоятельным.
Предусмотренные ст.ст. 14 - 19 Закона Хабаровского края N 57 от
11.09.1998 меры экономического воздействия, применяемые за
нарушение порядка формирования цен, в виде взыскания штрафа и
необоснованно полученных денежных средств в доход краевого бюджета
и бюджетов муниципальных образований, а также порядок применения
указанных мер в случае несогласия граждан и юридических лиц с их
применением являются превышением конституционно допустимого
ограничения прав (ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ),
согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе
как по решению суда.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о
социальной направленности принятых законов, призванных поддержать
жизненный уровень населения Хабаровского края, заслуживают
внимания, однако не могут быть признаны основаниями для принятия
законодательным органом субъекта Федерации законов, не
соответствующих федеральному законодательству и нарушающих
конституционные нормы о разграничении предметов ведения между
Российской Федерацией и ее субъектами.
Таким образом, законы Хабаровского края N 57 от 11.09.1998, N
61 от 01.10.1998, N 79 от 25.11.1998 приняты Законодательной Думой
Хабаровского края с превышением полномочий и нарушают
установленные федеральным законодательством условия и порядок
ограничения права граждан заниматься предпринимательской
деятельностью, что в силу положений п. 2 ст. 22 Гражданского
кодекса РФ влечет их недействительность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 191 - 197,
главой 24.1 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление общественной организации "Хабаровское краевое
объединение предпринимателей" удовлетворить.
Признать законы Хабаровского края N 57 от 11.09.1998 "О порядке
формирования цен на социально значимые товары (продукцию)", N 61
от 01.10.1998 "О внесении изменений и дополнений в Закон
Хабаровского края "О порядке формирования цен на социально
значимые товары (продукцию)", N 79 от 25.11.1998 "О внесении
изменений и дополнений в Закон Хабаровского края "О порядке
формирования цен на социально значимые товары (продукцию)"
недействительными с момента принятия.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение 10
дней после вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий
Л.Ю.Миронова
|