КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 06 марта 2000 г. N 11-9-490
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Комитет общего образования администрации края информирует Вас
о том, что в "Вестнике образования" NN 1, 3-2000 опубликованы
билеты, рекомендованные Министерством образования Российской
Федерации для проведения устной итоговой аттестации выпускников
9 и 11 классов в 1999/2000 учебном году (приложение).
В связи со сложившейся в системе общего образования края
ситуацией неравномерной оснащенности общеобразовательных
учреждений современной компьютерной техникой, наличием большого
количества и разнообразия видов и типов учебной компьютерной
техники, отсутствием вариантов универсальных по отношению к
"машинному" и "безмашинному" преподаванию учебных программ по
информатике, в ближайшее время остается в силе требование к
самостоятельному обоснованному выбору (разработке)
общеобразовательным учреждением методической концепции реализации
требований ХКК ГОС ОО 04.03.03-96 (утвержден приказом комитета
образования администрации Хабаровского края от 31.03.97 N 110) и
Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего
образования по информатике (утвержден приказом Министерства
образования Российской Федерации от 30.06.1999 N 56) с учетом
имеющихся государственных учебных программ и уровня обеспеченности
учебного процесса.
При выборе методической концепции реализации курса информатики
в общеобразовательном учреждении, составлении учебной программы
курса информатики необходимо привести в 2000/2001 учебному году в
соответствие учебные программы образовательных учреждений по
информатике с содержанием экзаменационных материалов,
рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для
проведения устной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов.
Обращаем Ваше внимание, что в образовательных учреждениях, где
курс информатики изучался только в 10 - 11 классах, для проведения
устной итоговой аттестации выпускников 11 классов в 1999/2000
учебном году необходимо использовать билеты, опубликованные в
"Вестнике образования" N 1-2000 (рекомендованные Министерством
образования Российской Федерации для проведения устной итоговой
аттестации в 9 классе) - приложение 1.
При организации многоступенчатого изучения информатики (в 7 -
9 классах - базовый курс, в 10 - 11 классах - профильное обучение)
в общеобразовательных учреждениях для проведения итоговой
аттестации выпускников в 1999/2000 учебном году необходимо
использовать в 9 классах билеты, опубликованные в "Вестнике
образования" N 1-2000 (приложение 1), в 11 классах - в "Вестнике
образования" N 3-2000 (приложение 2).
Заместитель председателя
А.М.Король
Приложение 1
к письму
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 06 марта 2000 г. N 11-9-490
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
(ОПУБЛИКОВАНЫ В "ВЕСТНИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ" N 1/2000,
РЕКОМЕНДОВАНЫ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В 1999/2000 УЧЕБНОМ ГОДУ)
Предлагаемые экзаменационные билеты рекомендуются для школ
(классов), изучающих основной (базовый) курс информатики
независимо от наличия или отсутствия кабинета, оснащенного
вычислительной техникой. При отсутствии в школе вычислительной
техники практические задания могут быть изменены по усмотрению
учителя. Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно
практическое задание.
Билет N 1
1. Магистрально - модульный принцип построения компьютера.
2. Решение расчетной задачи с помощью электронной таблицы.
Билет N 2
1. Основные характеристики (разрядность, адресное пространство
и др.) процессора компьютера.
2. Разработка программы перемещений и действий исполнителя
типа Робот или Черепашка.
Билет N 3
1. Организация и основные характеристики памяти компьютера.
2. Создание, редактирование, сохранение и распечатка заданного
текста.
Билет N 4
1. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие и
жесткие диски, CD-ROM диски).
2. Определение результата выполнения алгоритма по его
блок - схеме (записи на алгоритмическом языке или на языке
программирования).
Билет N 5
1. Операционная система компьютера (назначение, состав,
загрузка).
2. Создание, преобразование, хранение и распечатка заданного
рисунка.
Билет N 6
1. Файлы (тип, имя, местоположение). Работа с файлами.
2. Решение задачи на построение графика простой функции.
Билет N 7
1. Информационные процессы в природе, обществе, технике.
Информационная деятельность человека.
2. Решение задачи на обработку символьного массива.
Билет N 8
1. Информация и управление. Замкнутые и разомкнутые системы
управления, назначение обратной связи.
2. Решение задачи на заполнение двухмерного массива, вывод его
на экран.
Билет N 9
1. Текстовый редактор. Назначение и основные функции.
2. Решение задачи на нахождение элементов массива, отвечающих
заданному условию.
Билет N 10
1. Графический редактор. Назначение и основные функции.
2. Разработка программы для решения задачи, содержащей команду
повторения (цикла).
Билет N 11
1. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.
2. Разработка программы для решения задачи, содержащей команду
ветвления.
Билет N 12
1. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и
основные функции.
2. Решение задачи с использованием подпрограмм.
Билет N 13
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Возможность
автоматизации деятельности человека.
2. Работа с файлами (поиск, копирование, переименование,
удаление и т.д.).
Билет N 14
1. Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления.
2. Работа с оболочкой операционной системы. Поиск файлов.
Билет N 15
1. Циклические алгоритмы. Команда повторения.
2. Работа с дисками (форматирование, создание системной
дискеты и т.д.).
Билет N 16
1. Разработка алгоритмов методом последовательной детализации.
Вспомогательные алгоритмы.
2. Поиск и сортировка информации в базе данных по заданным
параметрам.
Билет N 17
1. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
2. Решение задачи на нахождение min и max элементов массива.
Билет N 18
1. Этапы решения задач на компьютере.
2. Решение задачи на определение объема информации,
преобразование единиц измерения количества информации.
Билет N 19
1. Передача информации. Организация и структура
телекоммуникационных компьютерных сетей.
2. Выполнение "вручную" последовательности команд исполнителя
типа Робот или Черепашка.
Приложение 2
к письму
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 06 марта 2000 г. N 11-9-490
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
(ОПУБЛИКОВАНЫ В "ВЕСТНИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ" N 3/2000,
РЕКОМЕНДОВАНЫ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В 1999/2000 УЧЕБНОМ ГОДУ)
Данные экзаменационные билеты предназначены для школ
(классов), в которых после прохождения базового курса (7 - 9
классы) продолжается изучение информатики в старших классах (10 -
11).
Каждый билет содержит три вопроса, два из которых носят
теоретический характер, один - практический.
Для школ (классов), изучающих основной (базовый) курс
информатики в старшем звене (10 - 11 классы), рекомендуется
использовать билеты выпускного экзамена основной
общеобразовательной школы (9 класс).
Билет N 1
1. Информация и информационные процессы в природе, обществе,
технике. Информационная деятельность человека.
2. Технология объектно - ориентированного программирования.
Объекты и их свойства.
3. Практическое задание на проведение расчетов с помощью
электронной таблицы.
Билет N 2
1. Информация и управление. Назначение и функции обратной
связи.
2. Технология логического программирования. Отличие логических
языков программирования от алгоритмических языков
программирования.
3. Задача на определение результата выполнения алгоритма по
его блок - схеме или записи на алгоритмическом языке.
Билет N 3
1. Язык и информация. Естественные и формальные языки.
2. Технология алгоритмического программирования. Основные типы
и способы организации данных (переменные, массивы, списки и пр.).
3. Практическое задание на построение графика функции с
помощью электронных таблиц.
Билет N 4
1. Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе
счисления.
2. Магистрально - модульный принцип построения компьютера.
3. Задача на разработку алгоритма для исполнителя типа Робот
или Черепашка.
Билет N 5
1. Двоичное кодирование информации.
2. Основные характеристики компьютера (разрядность магистрали,
объем оперативной и внешней памяти, тактовая частота и др.).
3. Практическое задание на создание, преобразование, хранение
и распечатку рисунка с помощью графического редактора.
Билет N 6
1. Количество информации. Единицы измерения количества
информации.
2. Внешняя память компьютера. Различные типы носителей
информации (информационная емкость, быстродействие и т.д.).
3. Практическое задание по работе с файлами (копирование,
переименование, удаление и т.д.).
Билет N 7
1. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.
2. Основы языка разметки гипертекста (HT).
3. Практическое задание по поиску файлов.
Билет N 8
1. Программное управление работой компьютера. Программное
обеспечение компьютера.
2. Основные логические операции. Логическое умножение,
сложение, отрицание.
3. Практическое задание по работе с дисками (форматирование,
создание системной дискеты и т.д.).
Билет N 9
1. Файлы (тип, имя, местоположение). Файловая система.
Основные операции с файлами.
2. Логические выражения и их преобразования. Таблицы
истинности.
3. Практическое задание по "лечению" гибкого диска от вирусов
с использованием графического интерфейса.
Билет N 10
1. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
2. Основные логические устройства компьютера (сумматор).
3. Практическое задание на создание, редактирование,
сохранение и распечатку текста с помощью текстового редактора.
Билет N 11
1. Моделирование как метод научного познания. Модели
материальные и информационные.
2. Основные логические устройства компьютера (регистр).
3. Практическое задание на поиск информации в базе данных по
заданным параметрам.
Билет N 12
1. Формализация. Построение математических моделей.
2. Технология мультимедиа (аппаратные и программные средства).
3. Практическое задание на сортировку информации в базе данных
по заданным параметрам.
Билет N 13
1. Технология решения задачи с помощью компьютера.
Технологическая цепочка: построение модели - формализация -
алгоритм - программа - компьютерный эксперимент.
2. Программное обеспечение компьютера (его состав и
назначение).
3. Задача на перевод десятичного числа в двоичное число.
Билет N 14
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Возможность
автоматизации деятельности человека.
2. Операционная система компьютера (назначение, состав,
загрузка).
3. Задача на перевод двоичного числа в десятичное число.
Билет N 15
1. Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления.
2. Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел
в позиционных системах счисления.
3. Задача на определение истинности составного высказывания.
Билет N 16
1. Циклические алгоритмы. Команда повторения.
2. Выполнение арифметических операций в двоичной системе
счисления.
3. Задача на преобразование единиц измерения количества
информации.
Билет N 17
1. Разработка алгоритмов методом последовательной детализации.
Вспомогательные алгоритмы.
2. Информационное моделирование. Основные типы информационных
моделей (табличные, иерархические, сетевые).
3. Задача на сложение двоичных чисел.
Билет N 18
1. Основы языка программирования (алфавит, операторы, типы
данных и т.д.).
2. Статические информационные модели (модели состояния).
Динамические информационные модели (модели поведения).
3. Задача на построение запроса при поиске информации в
Интернет.
Билет N 19
1. Текстовый редактор. Назначение и основные функции.
Кодировки русских букв.
2. Информационные модели процессов управления.
3. Практическое задание на инсталляцию программного продукта.
Билет N 20
1. Графический редактор. Назначение и основные функции.
Форматы графических файлов.
2. Формально - логические модели и математические модели.
3. Задача на создание адреса электронной почты.
Билет N 21
1. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.
2. Системы программирования. Интерпретация и компиляция.
3. Задача на построение информационной модели.
Билет N 22
1. Базы данных. Назначение и основные функции. Системы
управления базами данных (СУБД).
2. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика
заражения.
3. Практическое задание на разработку Web-страницы с
использованием инструментального средства.
Билет N 23
1. Глобальная сеть Интернет и ее информационные ресурсы
(электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Всемирная
паутина).
2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества
информации.
3. Задача на построение блок - схемы простого алгоритма,
записанного на естественном языке.
Билет N 24
1. Гипертекст. Технология WWW (World Wide Web).
2. Основы объектно - ориентированного программирования.
3. Практическое задание на определение информационной емкости
различных носителей информации.
Билет N 25
1. Информатизация общества. Основные этапы развития
вычислительной техники.
2. Структура глобальной компьютерной сети Интернет. Адресация
в Интернет.
3. Практическое задание на преобразование формата графического
файла.
|