Решение было обжаловано в кассационной инстанции.
Постановление ФАС ДВО от 30.08.2000 N Ф03-А73/00-2/1479
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2000 г. по делу N А73-2761/7-2000
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Кравченко Л.П.
судей Бутиковой Л.В., Лузан К.Б.
рассмотрел в заседании суда дело по иску ОАО "Дальвторцветмет"
к ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска о признании
недействительным решения от 16.11.1998.
В заседании приняли участие:
от истца Мерецкая Н.А.
от ответчика Агафонцева О.И., Оксюта О.В.
Сущность спора:
В судебном заседании объявлялся перерыв.
ОАО "Дальвторцветмет" обратился с иском о признании частично
недействительным решения инспекции МНС по "Железнодорожному району
г. Хабаровска N 04-11086/1 от 16.11.1998 (п.п.1.1.2, 1.1.3,
1.1.4).
Истец иск поддержал и пояснил:
Решение N 04-11086/1 от 16.11.1998 недействительно, так как
частично не соответствует налоговому законодательству,
регулирующему налог на добавленную стоимость.
По пункту 1.1.2 предложено уплатить штраф в сумме 21591 руб. -
100% от суммы заниженного налога за апрель, май, декабрь 1996 года
и IV квартал 1997 года. Фактически имело место излишнее получение
НДС из бюджета, а это не влечет применение штрафных санкций.
Далее заявитель указал: Инспекция необоснованно полагает, что
была неправомерно применена льгота по налогу на добавленную
стоимость за 1999 и 1998 годы по выручке от реализации продукции
на экспорт. Экспортная выручка поступила на счет комиссионера -
компании "Армаско", которая в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ
N 8 осуществляла ее продажу на внутреннем валютном рынке.
Экспортная выручка за отгруженную продукцию, принадлежащую на
праве собственности истцу, поступила на территорию России. Истцом
соблюдены все требования Инструкции ГНС РФ N 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" по
предоставлению налоговому органу документов, подтверждающих
правомерность перечисления льготы: договор с комиссионером,
контракт между комиссионером и иностранной компанией,
государственные таможенные декларации, коносаменты, выписки из
валютного счета о зачислении экспортной выручки.
Налоговый орган лишил льготы истца на том основании, что
последний не получил выручку на свой валютный счет, однако такое
основание для отказа в применении льготы по налогу на добавленную
стоимость не предусмотрено действующим законодательством, указал
истец.
Инспекция иск отклонила по следующим основаниям.
Согласно п.22 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 для
обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы
государств - участников СНГ товаров, в том числе через
посреднические организации, по договору комиссии или поручения, в
налоговые органы предъявляется в обязательном порядке:
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление
выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет
российского налогоплательщика в российском банке,
зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено
законодательством.
Поскольку выписки банка, подтверждающие фактическое
поступление выручки от иностранного лица за поставленный лом
цветных металлов на счет российского налогоплательщика в
Российский банк для подтверждения льготного оборота по НДС в сумме
1742947 руб. истцом так и не были представлены, то применение
льготы по НДС ОАО "Дальвторцветмет" осуществлялось в нарушение
требований п.22 разд. IX Инструкции ГНС РФ от 11.10.1995 N 39 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Экспортная выручка поступила на счет комиссионера - компании
"Армаско", которая осуществляла ее продажу на внутреннем валютном
рынке и, в соответствии с поручением комитета перечислялась на
счета 3-х лиц, минуя счет комитента. Указанные действия комитента
и комиссионера не противоречат требованиям ст.990 ГК РФ, но при
отсутствии выписки банка, подтверждающей фактическое поступление
выручки от иностранного лица за поставленный лом цветных металлов
на счет российского налогоплательщика в российском банке, не дают
право на применение льготы по НДС от экспорта лома цветных
металлов.
Выслушав доводы сторон, рассмотрев материалы дела, суд находит
иск, подлежащим удовлетворению частично.
Пункт 1.1.2 решения о применении штрафа в сумме 21591 руб.
(100% от суммы заниженного налога) соответствует действовавшему в
момент вынесения решения Закону РФ "Об основах налоговой системы"
(ст.13), так как налоговое нарушение имело место. Штраф истцом
уплачен в полной сумме до вступления в силу с 01.01.1999
Налогового кодекса РФ, поэтому снижению в соответствии с Вводным
законом и ст.122 (ч.1) НК РФ не подлежит.
Пункт 1.1.3 - о взыскании суммы заниженного налога на
неправомерное применение льготы, при поступлении выручки на счет
комиссионера, в сумме 290480 руб. за август, сентябрь, IV квартал
1997 года - является недействительным вследствие неправильного
толкования налогового законодательства Инспекцией, а именно: в
соответствии с п.1 Постановления ВС РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О
некоторых вопросах налогового законодательства Российской
Федерации" федеральные налоги (в т.ч. и налоговые льготы)
устанавливаются только законодательными актами РФ в форме законов
по вопросам налогообложения, изменение режима налогообложения по
указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и
дополнений в действующий законодательный акт РФ по конкретному
налогу. То же самое предусмотрено и в ст.17 НК РФ, согласно
которой порядок исчисления и уплаты налогов устанавливается
исключительно актами законодательства о налогах и сборах.
Порядок возмещения НДС при осуществлении экспортных операций
определен п.3 ст.7 Закона N 1992-1, который не устанавливает,
что обязательным условием возмещения НДС является поступление
выручки на счет налогоплательщика. Указ N 685, в котором
определено обязательное поступление выручки на счет
налогоплательщика, не мог изменять порядок исчисления НДС без
соответствующих изменений вышеуказанного закона. Более того, в
соответствии с п.15 этого Указа Правительству РФ было предложено
внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания
РФ проекты Федеральных законов, вытекающих из настоящего Указа.
Однако Закон N 1992-1 в части возмещения НДС по экспортной
продукции изменен не был. Таким образом, налогоплательщики и
налоговые органы должны руководствоваться п.3 ст.7 закона без
каких-либо дополнительных условий и изъятий.
В соответствии с п.1 ст.996 ГК РФ "вещи, поступившие к
комиссионеру от комитента, либо приобретенные комиссионером за
счет комитента, являются собственностью последнего". То есть
выручка для целей обложения и льготирование по НДС возникают у
предприятия в момент поступления денег на расчетный счет
комиссионера. Именно в тот момент, когда у предприятия возникает
льготируемый оборот, у него появляется и право на возмещение НДС
из бюджета в порядке, предусмотренном Инструкцией N 39.
Кроме того, ни Указ N 685, ни Инструкция N 39 не
конкретизируют, что право на возмещение НДС возникает только при
поступлении валюты на счет того налогоплательщика, который
выступает комитентом. В данном случае основное значение имеет
факт поступления выручки от экспорта (в том числе комиссионера),
зарегистрированный в налоговом органе.
Что касается п.1.1.4 решения, то соответственно
вышеизложенному, начисление пени должно быть признано
недействительным в части, припадающей на сумму 290480 руб. (по
п.1.1.3).
Руководствуясь ст.ст.124, 125, 127, 132 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Иск ОАО "Дальвторцветмет" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции МНС по
Железнодорожному району г. Хабаровска N 11-11086/1 от 16.11.1998 в
части суммы заниженного налога на добавленную стоимость "за
неправомерное применение льготы" в сумме 290480 руб. за август -
сентябрь, IV квартал 1997 г. - п.1.1.3, а также п.1.1.4 в части
пени, припадающей на сумму 290480 руб.
В остальной части решение N 04-11086/1 от 16.11.1998
налоговому законодательству не противоречит.
Председательствующий:
Л.П.Кравченко
Судьи:
Л.В.Бутикова
К.Б.Лузан
|