Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 22.06.2000 N А73-3173/2000-7 ИСК О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
   
                                РЕШЕНИЕ
   
              от 22 июня 2000 г. по делу N А73-3173/2000-7
   
   
       Арбитражный суд в составе:
       председательствующего Кравченко Л.П.
       судей Бровкина В.Г., Лузан К.Б.
       рассмотрел  в  заседании  суда  дело   по   иску  акционерного
   коммерческого Сбербанка  в  лице  Хабаровского  банка  Сбербанка к
   Управлению  МНС  РФ   по    Хабаровскому    краю    о    признании
   недействительным частично   решения   УМНС  по  Хабаровскому  краю
   N 02-08/5-29ю от 17.04.2000.
       В заседании приняли участие:
       от истца - Склярова М.И., Уманская Е.А., Андрейко В.А.
       от ответчика - Харьковская Е.Г., Савельева Н.А.
   
       Сущность спора:
       Акционерный коммерческий  Сберегательный  банк   РФ   в   лице
   Хабаровского   банка  Сбербанка  обратился  с  иском  о  признании
   недействительным частично  решения  УМНС  по   Хабаровскому   краю
   N 02-08/5/29ю от 17.04.2000.
       Истцом оспаривается:
       I. Пункт 2,  касающийся налога на имущество, в части отнесения
   затрат в состав облагаемого налогом имущества:
       - оплата за техусловия управления благоустройства - 72090 руб.
   (н.д.);
       - оплата  за  благоустройство (здание  по  ул. Брестская, 4) -
   43769869 руб. (н.д.);
       - расходы по изготовлению и установке металлического забора по
   ул. Ленина, 72 "а" - 14745065 руб. (н.д.);
       - расходы по технической инвентаризации здания по  ул. Ленина,
   72 "а" - 6000000 руб. (н.д.);
       - расходы  за  выполнение работ по гарантийному обслуживанию и
   авторскому сопровождению новых  версий  программных  комплексов  -
   26100000 руб. (н.д.);
       - расходы  по   получению   заключения   на   электромагнитную
   совместимость для спутниковой станции - 12724800 руб. (н.д.);
       - расходы  по  оплате  акта  приемки  телефонных   номеров   -
   100800000 руб. (н.д.);
       - износ на оборудование и терминал,  учтенные  на  счете  9  -
   16695166 руб. (н.д.), 21090160 руб. (н.д.) и 26727722 руб. (н.д.);
       - расходы по оплате электромонтажных и пусконаладочных работ -
   220119,36 руб.;
       - расходы по оплате  проектных  работ  и  разработки  рабочего
   проекта на капремонт здания по ул. Брестской, 24 - 71118 руб.
       - расходы по ремонту здания по ул. Ленина, 72 "а" - 1113773748
   руб.;
       - в части переоценки основных фондов;
       - в части начисления нематериальных активов;
       II. Пункт 4 решения  -  налог  на  доходы  по  государственным
   ценным бумагам.
       III. Пункт 5 решения - налог на содержание жилищного  фонда  и
   объектов социально - культурной сферы.
       В порядке ст.37 АПК РФ истец уточнил  исковые  требования,  не
   оспаривает:
       - расходы  по   получению   заключения   на   электромагнитную
   совместимость для спутниковой станции;
       - расходы по оплате электромонтажных и пусконаладочных работ;
       - расходы  по  оплате  проектных  работ по разработке рабочего
   проекта на капремонт здания по ул. Брестской, 24;
       - налог на доходы по государственным ценным бумагам.
       По оспариваемым вопросам позиции сторон следующие:
       1). Оплату за техусловия управления  благоустройства  -  72090
   н.д. руб., оплату за благоустройство - 43769869 руб.;
       Налоговый орган  относит  к  затратам  капитального характера,
   исполненными  в  порядке   достройки   объекта   здания  банка  по
   ул. Брестской, 4  и зачисляет в состав основных фондов, на которые
   начисляется налог на имущество.
       Позиция банка:
       Согласно п.4 Приложения 6  "Порядок  учета  основных  средств,
   нематериальных активов, их воспроизводства,  амортизации  (износа)
   и выбытия" Правил  ведения  бухгалтерского   учета   в   кредитных
   организациях, расположенных  на  территории РФ" от 18.06.1997 N 61
   изменение первоначальной стоимости основных средств допускается  в
   случаях   достройки,   дооборудования,   конструкции,  переоценке,
   частичной ликвидации соответствующих объектов или проведении работ
   капитального характера.
       Данные расходы не соответствуют случаям, описанным в указанных
   документах. Выполненные  работы  заключались  в  укреплении склона
   (завозка дерна,  саженцев) в связи со сползанием грунта, что могло
   привести  к  разрушению асфальтового  покрытия и создать опасность
   для клиентов и сотрудников банка.  Эти затраты не  носят  характер
   капитальных работ,  произведены  после  строительства  и  ввода  в
   эксплуатацию здания и обеспечивают  улучшение  нормальных  условий
   труда (здание введено в эксплуатацию в сентябре 1996 года; расходы
   по  благоустройству проведены в мае 1997 года).  Поэтому  согласно
   п.п. ж)  п.2  "Положения  о  составе  затрат  по  производству   и
   реализации продукции (работ,  услуг),  включаемых в  себестоимость
   продукции (работ,  услуг),  и  о  порядке  формирования финансовых
   результатов, учитываемых  при  налогообложении прибыли"  N 552  от
   5 августа 1992 года включаются  в  состав затрат,  услуг (в данном
   случае  банковских).  Положение  применяется  для  всех   отраслей
   экономики.
       2). Расходы по изготовлению и установке  металлического забора
   по   ул. Ленина, 72 "а"  налоговый  орган   относит   к   затратам
   капитального характера, подлежащим обложению налогом на имущество.
       Позиция банка:
       Забор используется  для  ограждения  территории,  на   которой
   находится приобретенное в 1994 году  здание.  Территориально забор
   располагается отдельно от здания.  Технический паспорт на  здание,
   приобретенное банком,  подтверждает наличие металлического забора,
   а потому затраты являются  по  существу затратами  на  капитальный
   ремонт  и  необходимы  для  обеспечения нормальных условий труда и
   безопасности. Согласно п.п. ж) п.2 "Положения о составе затрат  по
   производству и реализации продукции (работ и услуг),  включаемых в
   себестоимость продукции (работ,  услуг),  и о порядке формирования
   финансовых  результатов,  учитываемых при налогообложении прибыли"
   включаются в состав затрат и услуг (в данном случае банковских). В
   соответствии  с методическими указаниями Госстроя РФ от 12.11.1997
   N ВБ-20/254/12,  капитальный  ремонт  заключается   в   замене   и
   восстановлении  отдельных   частей   или   целых   конструкций   и
   инженерно - технического оборудования  в  связи  с  их  физическим
   износом и разрушением.
       Согласно пункту  35  Положения  об  особенностях   определения
   налогооблагаемой  базы  для  расчета  налога  на прибыль банками и
   другими кредитными учреждениями  от 16.05.1994  N 490  расходы  на
   проведение  всех  видов ремонта являются расходами,  включаемыми в
   себестоимость оказываемых банком услуг,  налог на  имущество  этих
   сумм не уплачивается.
       3). Расходы    по   технической   инвентаризации   здания   по
   ул. Ленина,  72 "а" налоговым органом также  отнесены  к  расходам
   капитального характера.
       Позиция банка:
       Данные  расходы  являются  необходимыми  расходами  при  смене
   собственника   объекта   недвижимости,   не    являются   работами
   капитального характера.  Согласно п.п. ж) п.2 "Положения о составе
   затрат  по  производству  и  реализации  продукции (работ, услуг),
   включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),  и  о порядке
   формирования     финансовых    результатов,    учитываемых     при
   налогообложении  прибыли"  включаются  в  состав  затрат  услуг (в
   данном  случае  банковских).  По  пункту  5.1  строительных   норм
   Госстрой  СССР  ВСН 58-88 (Р)   строительно - ремонтные    работы,
   проведенные в здании по ул. Ленина являются капитальным  ремонтом,
   а не реконструкцией.  В соответствии  с  пунктом 35  Постановления
   N 490  указанные  затраты  включаются  в  себестоимость банковских
   услуг.
       4). Расходы за выполнение работ по гарантийному  и  авторскому
   сопровождению  новых версий программных комплексов налоговый орган
   полагает   расходами   капитального,   долгосрочного    характера,
   связанными  с приобретением нематериальных активов и доведением их
   до  состояния,  в  котором  они   пригодны   к   использованию   в
   соответствии  с  п.1.2  и  5.2.4  Положения  N 160 и п.1.2 Порядка
   ведения бухгалтерского учета ценных бумаг и некоторых  операций  в
   коммерческих, кооперативных банках, утвержденного письмом Госбанка
   СССР от 14.03.1991 N 341.
       Позиция банка:
       Указанные расходы являются расходами  по  сопровождению,  т.е.
   консультированию,   при   поставке   новых   версий  программы.  В
   соответствии  с  п.5.4  Договора  N 59-ХБ/96  замена   версий   ПО
   производится бесплатно.
       5). Расходы   по   оплате   акта  приемки  телефонных  номеров
   налоговый орган считает необходимым отражать на счете "Капитальные
   вложения", с начислением налога на имущество.
       Позиция банка:
       Согласно Общероссийскому  классификатору  основных  фондов  от
   26.12.1994   и   Положению   по  ведению  бухгалтерского  учета  и
   отчетности в РФ,  утвержденному приказом МФ РФ от 29.07.1998 N 34н
   к   нематериальным   активам   относятся  права,  возникающие:  из
   авторских и иных  договоров  на  произведения  науки,  литературы,
   искусства,  на  программы  для  ЭВМ,  базы данных,  из патентов на
   изобретения,  промышленные образцы,  из свидетельств  на  полезные
   модели,  товарные  знаки  и  знаки  обслуживания  или лицензионных
   договоров на их использование; из прав на "Ноу-хау" и прочих прав,
   являющихся объектами интеллектуальной собственности.
       Предоставление доступа  к  пользованию телефонными услугами не
   подлежат   отнесению   ни   к   одному   из   перечисленных   прав
   интеллектуальной собственности. Расходы по осуществлению доступа к
   пользованию   телефонными  услугами,  предоставляемыми  с  помощью
   оборудования ГТС,  находящегося в  собственности  ГТС,  фактически
   являются расходами по оплате специальных телефонных услуг,  связи.
   Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 26.09.1997  N 1235
   "Об   утверждении   правил   оказания   услуг   телефонной  связи"
   предоставление  доступа  к  телефонной  связи  является  одной  из
   основных услуг телефонной связи.
       6). Износ на оборудование и терминал,  учтенные на счете  942,
   налоговый  орган  считает  неправильно списанным как МБП,  так как
   электронный терминал  состоит  из  комплекса  устройств - выносной
   клавиатуры,  устройства  для  чтения/записи (ридер),  интерфейса -
   карты  для  подключения  ридера,  устройства  для   ввода   пароля
   клиентом,  мультиплексора,  -  которые  не  могут  функционировать
   самостоятельно без электронного терминала,  следовательно  они  не
   могут быть отнесены в состав МБП.
       Позиция банка:
       Объектом  учета  является   инвентарный   объект.  Инвентарный
   объект -  это  законченное   устройство   с   приспособлениями   и
   принадлежностями   либо     комплекс   конструктивно - сочлененных
   предметов.
       Комплекс конструктивно - сочлененных предметов - это  один или
   несколько предметов одного или разного назначения,  имеющее  общие
   приспособления и принадлежности,  общее управление, смонтированное
   на одном фундаменте,  в результате чего каждый входящий в комплекс
   предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а
   не самостоятельно.
       Поскольку каждый из предметов,  входящих в состав электронного
   терминала, является самостоятельным устройством,  а вместе они  не
   представляют собой комплекс  конструктивно - сочлененных предметов
   разного назначения,   имеющих   общее   приспособление   и   общее
   управление, то банк считает, что каждое устройство должно отдельно
   учитываться согласно стоимости приобретения.
       7). Расходы по ремонту здания по ул. Ленина, 72 "а"  по мнению
   налогового  органа,  являются  затратами  капитального  характера,
   связанными с реконструкцией здания бывшего детского сада,  поэтому
   на них должен начисляться налог на имущество.
       Позиция банка:
       Согласно п.5.1 строительных  норм  Госстроя  СССР  N 58-88 (Р)
   ремонт  включает  в  себя: замену  элементов  здания (кроме полной
   замены каменных и бетонных фундаментов,  несущих стен и  каркасов)
   на  более  долговечные и экономичные,  улучшающие эксплуатационные
   показатели ремонтируемых зданий;  улучшение планировки;  оснащение
   недостающими   видами  инженерного  оборудования;  благоустройство
   окружающей территории.
       Фактически это  расходы  по  текущему  и  капитальному ремонту
   здания,  имеющего значительный физический износ. Ремонт произведен
   не сразу,  а после определенного периода эксплуатации (через год),
   т.е.  эксплуатация здания проводилась и в первоначальном состоянии
   после его приобретения в 1994 году. При проведении ремонтных работ
   не были затронуты или изменены несущие и  конструктивные  элементы
   здания.  Указанное  подтверждается техническим паспортом и сметами
   на производство капитального ремонта.
       В   данном   здании   непосредственно    банковские   операции
   (операционное  обслуживание)  согласно  перечня  в  лицензии,   не
   осуществляются.   В   здании   нет   хранилища,   кассового  узла,
   операционных касс.  Так  же  здание  не  имеет  системы  защиты  и
   укрепленности  согласно требований Центрального Банка РФ и МВД РФ,
   необходимые для осуществления банковской  деятельности.  Отнесение
   затрат  по  капитальному  ремонту здания на себестоимость согласно
   п.35 Положения N 490 - правомерно.
       8). В  части  переоценки  основных  фондов   налоговый   орган
   считает, что дважды в один год переоценка производиться не должна.
   В расчет налога на  имущество  следовало  включить  первоначальный
   расчет.
       Позиция Банка:
       Постановление Правительства РФ  от  25.11.1995 N 1148 содержит
   требование осуществить переоценку основных фондов,  до 15  февраля
   1996 года  сообщить  органам государственной статистики результаты
   переоценки. Но  порядок   отражения   результатов   переоценки   в
   бухгалтерской отчетности   в   соответствии   с  п.8  возложен  на
   Министерство финансов РФ.  Поскольку статьей  4  п.3  Федерального
   закона "О  Центральном Банке Российской Федерации (Банка России)",
   установлено, что  правила   осуществления   банковских   операций,
   бухгалтерского  учета  и   отчетности   для   банковской   системы
   устанавливаются  Банком  России,  то  при  отражении   результатов
   переоценки в бухгалтерском учете Хабаровский банк Сбербанка России
   руководствовался указаниями  Центрального  Банка  России - письмом
   "О порядке переоценки основных средств по состоянию  на  01 января
   1996  года  в коммерческих банках" N 234 от 01.02.1996.  Пунктом 1
   данного письма установлено, что переоценка отражается по балансу в
   феврале  1996 года,  но 14 октября Центральный Банк  издал  письмо
   N 342  "Об  учете  отдельных  операций",   в   котором   предложил
   подразделениям   Центрального  Банка  проанализировать  реальность
   переоценки и балансовой стоимости основных средств, имея  в  виду,
   что  она  не  может быть выше рыночных цен,  сложившихся на момент
   переоценки.  В данном письме содержится также требование в  случае
   выявления  подобных фактов внести необходимые исправления в учете.
   В  соответствии  с  вышеуказанным  письмом  Сберегательным  Банком
   России  было  издано  письмо от 30.10.1996 N 06-1/1903,  в котором
   учреждениям Сбербанка России было предложено при выявлении  фактов
   завышения рыночных цен внести необходимые исправления в учете.
       9). В части начисления износа  нематериальных  активов  1996 -
   1999 годах  банк  производил начисление износа  по  нематериальным
   активам (компьютерное программное обеспечение),  исходя  из  срока
   полезного использования 1 - 2 года.
       Налоговый орган считает, что в соответствии с Положением N 552
   от 05.08.92  и  письмом  Госбанка СССР от 14.03.91 N 341 "Об учете
   ценных бумаг и некоторых  других  операций  коммерческих  банков",
   если срок  полезного  использования  в  документах на приобретение
   нематериальных активов  не  определен,  то  нормы  амортизационных
   отчислений по  ним  должны  быть  установлены в расчете на 10 лет.
   Указанными документами    право    предприятиям     самостоятельно
   определять срок полезного использования НМА не предоставлено.
       10). По  налогу  на  содержание  жилищного  фонда  и  объектов
   социально - культурной   сферы    налоговый   орган   исходил   из
   следующего:
       При  исчислении  налога   банк   нарушил   пункт  3.2  Решения
   Хабаровской городской Думы  от  20.05.1997  N 53  "Об  утверждении
   новой редакции  положения  о  порядке  взимания в городской бюджет
   налога  на  содержание  жилищного  фонда  и  объектов  социально -
   культурной сферы",  не  включив в налоговую базу дисконт по ОГСЗ и
   переоценку по ОФЗ.
       Для исчисления  налога  нормы  пункта  13  Положение  N 490 от
   16.05.1994 следует применять в редакции разъяснений данного пункта
   совместным  письмом  Госналогслужбы РФ  N НП-6-01/362 и Минфина РФ
   N 130  от  21.09.1994  "О  порядке  применения  отдельных  пунктов
   Положения  "Об  особенностях определения налогооблагаемой базы для
   уплаты  налога   на   прибыль   банками   и   другими   кредитными
   учреждениями",  утвержденного  Постановлением  Правительства РФ от
   16.05.1994   N 490.  Письмом  не  определены  льготы  на   доходы,
   полученные в виде положительной переоценки ОФЗ и дисконта по ОГСЗ.
       Позиция банка:
       Банк при  исчислении  налога  на  содержание  ЖКХ  и  объектов
   социально - культурной   сферы  в  1997 - 1998  гг.   исключал  из
   налоговой  базы  доходы,  полученные в виде курсовой разницы между
   ценой приобретения и ценой реализации (дисконт  и  переоценка)  по
   государственным  ценным бумагам ОГСЗ и ОФЗ на основании пункта 3.2
   Решения  Хабаровской  городской  Думы  от  20.05.1997  N  53   "Об
   утверждении   новой   редакции  положения  о  порядке  взимания  в
   городской бюджет налога на содержание жилищного фонда  и  объектов
   социально - культурной сферы".
       Выслушав доводы сторон, рассмотрев материалы дела, суд находит
   иск, подлежащим частичному удовлетворению:
       1. Здание   банка   по  ул. Брестской, 4   было    введено   в
   эксплуатацию в  зимнее  время,  работы по благоустройству не могли
   быть  выполнены  при  вводе  здания  банка   в   эксплуатацию.   В
   соответствии с  п.2.4  Инструкции Госкомстата России от 03.10.1996
   N 123 объектом строительства является здание вместе с относящимися
   к нему  оборудованием,  внутренними  инженерными  сетями,  а также
   благоустройством. Согласно п.п.4.1  и  4.2  Инструкции  работы  по
   озеленению  и  благоустройству  относятся к строительным работам в
   составе капитальных  вложений,  п.п.3.2.2, 5.1.1 и 5.2.1 Положения
   по бухгалтерскому  учету  долгосрочных  инвестиций,  утвержденного
   приказом Минфина России от 31.12.1993 N 160 эти  затраты  подлежат
   зачислению  в  составе   основных   средств.  Обоснованна  позиция
   налогового органа.
       2. Изготовление   и  установка  металлического  забора  -  это
   затраты капитального характера и в соответствии с пунктами 60,  62
   раздела IV "Положения об особенностях определения налогооблагаемой
   базы для уплаты налога на прибыль  банками  и  другими  кредитными
   учреждениями" N 490 осуществляются за счет прибыли,  остающейся  в
   распоряжении банка  после  уплаты  налогов.  Согласно  пункту  1.2
   Положения   N 160  от  30.12.1993   указанные   затраты   являются
   долгосрочными инвестициями длительного пользования. В соответствии
   с  Общероссийским  классификатором  основных фондов,  утвержденным
   Постановлением  Госкомстандарта  РФ  от  26.12.1994  N 359  заборы
   (ограждения)   территорий  зданий  относятся  к  группе  зданий  и
   сооружений и являются самостоятельными объектами. Иск банка в этой
   части отклоняется.
       3. Расходы  по  технической  инвентаризации  реконструируемого
   здания относятся  к  расходам капитального характера и увеличивают
   инвентарную  стоимость  здания  в  соответствии  с  пунктом  5.2.3
   Положения N 160  от  30.12.1993.  По  Постановлению  490  затраты,
   связанные с реконструкцией объектов основных фондов,  не  подлежат
   включению в  себестоимость оказываемых банком услуг и не относятся
   на финансовые результаты деятельности банка.  Налог  на  имущество
   банком в этой части не начислялся неосновательно.
       4. Выполнение работ по гарантийному обслуживанию и  авторскому
   сопровождению новых версий программных комплексов.
       Согласно п.38   "Положения   об    особенностях    определения
   налогооблагаемой базы  для  уплаты  налога  на  прибыль  банками и
   другими кредитными  учреждениями",  утвержденного   Постановлением
   Правительства  РФ  от  16.05.1994  N 490,  учитываются  в  составе
   расходов, включаемых в  себестоимость  оказываемых  банком  услуг.
   Применение Положения  N 160 не правомерно.  Порядок N 341 также не
   может применяться как не отражающий сути  произведенных  расходов.
   Эти    расходы   являются   расходами   по   сопровождению,   т.е.
   консультированию,  при постановке новых версий, обоснованно банком
   включены в затраты.  Сумма налога на имущество и пеня в этой части
   судом признаются недействительными (расчет прилагается).
       5. Выделение  телефонных  номеров  путем доступа к пользованию
   телефонной связью на  определенный  срок  или  бессрочно  является
   правом пользования  телефонными номерами,  а не услугами связи.  В
   соответствии с п.п.4.3, 5.2.4 Положения N 160 от 30.12.1993  право
   пользования телефонными номерами,  приобретенными банком, подлежит
   отражению на счете "Капитальные вложения" с начислением  в  состав
   нематериальных активов  и начислении налога на имущество.  Позиция
   банка судом отклоняется.
       6. Износ на  оборудование  и терминал,  учтенные на счете 942,
   обоснованно не принят Инспекцией как износ МБП.  В соответствии  с
   п.14 Положения по учету основных средств (фондов) государственных,
   кооперативных  (кроме  колхозов)  и  общественных  предприятий   и
   организаций, утвержденных письмом Минфина СССР от 07.05.1976 N 30,
   Общероссийским  классификатором  основных  фондов  N 359  единицей
   учета  основных  средств (фондов)  является  отдельный инвентарный
   объект. Инвентарным объектом считается законченное  устройство  со
   всеми к  нему  приспособлениями и принадлежностями,  или отдельный
   конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения
   определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс
   конструктивно сочлененных предметов,  представляющих собой  единое
   целое и   совместно   выполняющих   определенную  работу,  поэтому
   оборудование должно быть отнесено к основным фондам, с начислением
   налога на имущество.
       7. Ремонт по  зданию  на  ул. Ленина, 72 "А"  налоговый  орган
   обоснованно включил в затраты капитального характера,  связанные с
   реконструкцией здания  бывшего  детского  сада  -  перепланировкой
   помещений, достройкой,   дооборудованием   здания   с   целью  его
   дальнейшего использования в запланированных целях  для  банковской
   деятельности.
       В соответствии  с  п.п.8.4  пункта  4  Инструкции  Госкомстата
   России  от  24.09.1993  N 185,  письмом Минфина СССР от 29.05.1984
   N 80 "Об определении  понятий  нового  строительства,  расширения,
   реконструкции    и    технического    перевооружения   действующих
   предприятий (в редакции Письма Минфина СССР от 11.02.1986 N 30)  к
   реконструкции  действующих  предприятий  относится  переустройство
   существующих   цехов   и   объектов   основного,   подсобного    и
   обслуживающего назначения,  как правило,  без расширения имеющихся
   зданий   и   сооружений   основного   назначения,   связанное    с
   совершенствованием   производства   и  повышением  его   технико -
   экономического уровня  в  целях  улучшения  качества  и  изменение
   номенклатуры  продукции  при  улучшении  условий  труда  и  охраны
   окружающей среды.
       Приобретенное  банком   здание   бывшего   детского  сада   не
   соответствовало условиям деятельности банка.  Исходя из  имеющихся
   документов,   установлено,   что   банком    проведены   частичная
   перепланировка помещений,  электромонтажные работы  по  устройству
   линий связи, компьютерных сетей, установка осветительной арматуры,
   монтажу силовых и осветительных сетей,  работы по  благоустройству
   территории, работы   по   восстановлению   дворовой   и  дренажной
   канализации, проектирование генерального  плана  реконструируемого
   административного здания и др.
       Указанные расходы являются затратами  капитального  характера,
   на них следовало начислять налог на имущество.
       8. В части переоценки основных  фондов  и  расчета  налога  на
   имущество суд  находит позицию налогового органа,  соответствующей
   действующему законодательству.
       В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995
   N 1148 банк должен был произвести переоценку основных  средств  по
   состоянию на 01.01.1996 и до 15 февраля 1996 года сообщить органам
   государственной статистики результаты переоценки.
       Первоначально  переоценка  произведена  банком  с  применением
   повышающих коэффициентов,  а  затем,  повторно,   по   результатам
   экспертизы, хотя уточнение  стоимости  основных  средств в течение
   1996 года не  предусматривалось.  Однако,  на  основании  указаний
   Центрального банка  России  в  течение  1996  года  банк  произвел
   дополнительную переоценку основных фондов,  уценив их стоимость на
   основании сведений о ценах,  полученных от ООО "ИВК - Регион", что
   повлекло  к  изменению  данных  о  стоимости  основных  фондов  по
   состоянию  на  01.01.1996,  представленных  банком  14.02.1996,  в
   органы Госкомстата РФ,  а также к уменьшению балансовой  стоимости
   основных средств,  подлежащих  обложению  налогом на имущество.  В
   связи  с  разъяснением  Минфина  РФ  от  03.12.1996  N 16-00-22-75
   сведения, полученные   предприятиями  с  привлечением  независимых
   специализированных  оценочных  фирм,   могли   быть   использованы
   организациями при очередной переоценке основных средств.
       9. По износу материальных активов  суд  полагает  обоснованной
   позицию банка.
       При    расчете    износа    нематериальных    активов     банк
   руководствовался: "Порядком расчета норм амортизации приобретенных
   Сберегательным банком России нематериальных  активов  (программных
   продуктов и лицензий)", утвержденного первым вице - президентом СБ
   РФ 15.12.1995. Основанием для утверждения данного Порядка является
   Положение  по  ведению   бухгалтерского   учета   и  бухгалтерской
   отчетности в РФ,  утвержденное приказом Минфина РФ  от  29.06.1998
   N 34н.
       Согласно  п.56   вышеназванного   Положения    амортизационные
   отчисления  по  нематериальным   активам   определяются   линейным
   способом, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока
   их полезного  использования,  т.е.  срок  полезного  использования
   нематериальных активов устанавливается банком самостоятельно.  При
   этом  на  каждый  информационный ресурс (ПО) составлен и утвержден
   руководителем банка расчет нормы амортизации.
       Из  содержания  "Порядка   учета  основных  средств,  НМА,  их
   воспроизводства,   амортизации  и   выбытия",    Правил    ведения
   бухгалтерского учета  в  кредитных организациях от 18 июня 1997 г.
   N 61  не  следует,  что   предприятиям   не   представлено   право
   самостоятельно определять срок полезного использования НМА и,  что
   нормы  амортизации  по  ним  должны быть установлены в расчете  на
   10 лет,  если  срок  полезного  использования  в   документах   на
   приобретение  не установлен.  Согласно этим  же  документам,  срок
   10 лет принимается в том случае,  когда невозможно определить срок
   полезного использования, а величина износа определяется по нормам,
   рассчитанным банком.
       Практика применения программных продуктов в условиях постоянно
   изменяющейся экономической  ситуации  в  стране,  показывает,  что
   компьютерное программное   обеспечение   не   может   экономически
   целесообразно использоваться более принятого банком срока.
       Сумма налога на имущество и пеня в этой части судом признаются
   недействительным (расчет прилагается).
       10. Суд не находит нарушений в части исчисления банком  налога
   на содержание  жилищного фонда  и  объектов социально - культурной
   сферы.
       Банк не  допустил  нарушения  пункта 3.2  Решения  Хабаровской
   городской Думы от 20.05.1997 N 53 "Об утверждении  новой  редакции
   положения о   порядке   взимания  в  городской  бюджет  налога  на
   содержание  жилищного  фонда  и  объектов   социально - культурной
   сферы", которым  предусматривается  при  исчислении  налога  сумму
   доходов банка уменьшить  на  доходы,  предусмотренные  пунктом  13
   Положения об  особенностях  определения  налогооблагаемой базы для
   уплаты  налога   на   прибыль   банками   и   другими   кредитными
   учреждениями,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ от
   16.05.1994 N 490.
       Банк правомерно  исключил  из суммы доходов за 1997 и 1998 гг.
   суммы переоценки облигаций федерального займа (ОФЗ-ПК)  и  разницы
   между    ценой   реализации   и   ценой   приобретения   облигаций
   государственного   сберегательного  займа  (ОГСЗ)   на   основании
   вышеназванных Решения Хабаровской государственной Думы и пункта 13
   Положения об особенностях определения  налогооблагаемой  базы  для
   уплаты налога    на   прибыль   банками   и   другими   кредитными
   учреждениями,  утвержденного  Постановлением  Правительства РФ  от
   16.05.1994 N 490.
       Пункт 13 Положения N 490 читается  как  "разница  между  ценой
   реализации и ценой приобретения ценных бумаг, принадлежащих банку,
   включая  государственные  ценные  бумаги".  Вышеназванные   ценные
   бумаги  являются  государственными  в  соответствии  с Федеральным
   законом  от  29.07.1998  N 136-ФЗ  "Об  особенностях   эмиссии   и
   обращения  государственных  и  муниципальных ценных бумаг" (статья
   2),  т.е.  государственными  ценными  бумагами  признаются  ценные
   бумаги, выпущенные   от   имени   Российской  Федерации,  субъекта
   Российской Федерации, муниципального образования.
       Согласно писем РФ от 09.09.1998 N 05-02-12/341,  от 17.02.1999
   N 02-1-10 доходы в виде дисконта по государственным ценным бумагам
   относятся к   пункту   13  Раздела  1  Положения  об  особенностях
   определения налогооблагаемой базы для  уплаты  налога  на  прибыль
   банками и    другими    кредитными   учреждениями,   утвержденного
   Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 и не входят  в
   налогооблагаемую  базу  для   исчисления   налога   на  содержание
   жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
       В связи  с  этим,  решение налогового органа в части взыскания
   налога в сумме 284341 руб., в том числе за 1997 год - 174802 руб.,
   за 1998  год  -  109539 руб.  и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме
   56868 руб.  признается недействительным.  Пеня  не  начислялась  в
   связи с переплатой налога банком по лицевому счету.
       Руководствуясь  статьями  124,  125,  127,  132   Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
   
                                 решил:
   
       Иск  акционерного   коммерческого   Сбербанка   РФ,   в   лице
   Хабаровского банка Сбербанка РФ, удовлетворить частично.
       Признать  недействительным  решение   Управления   МНС  РФ  по
   Хабаровскому краю N 02-08/5-29ю от 17.04.2000 в части:
       - начисления   налога   на   имущество   на  сумму  износа  по
   нематериальным активам и сумму авторского  вознаграждения  (п.4  и
   п.9 решения арбитражного суда) - 2468 руб.  (в т.ч.  1996 г. - 149
   руб.,  1997 г.  -  797 руб.,  1998 г.  -  851 руб.,   I  полугодие
   1999 г. - 671 руб.) и пени в сумме 220 руб. 81 коп.
       - начисления недоимки по налогу на содержание жилищного  фонда
   и объектов муниципально - культурной сферы в сумме 284341 руб.:  в
   т.ч. за 1997 год - 174802 руб.,  1998 г.  - 109539 руб. и штрафных
   санкций в сумме 56868 руб.
       В остальной части иск отклонить.
       Меры по обеспечению иска,  принятые определением от 05.05.2000
   оставить до вступления решения в законную силу.
   
                                                Председательствующий:
                                                        Л.П.Кравченко
   
                                                               Судьи:
                                                          В.Г.Бровкин
                                                            К.Б.Лузан
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz