АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 29.09.2000 г. N 342
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
УЧРЕДИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ
ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В целях упорядочения процедуры лицензирования
общеобразовательных учреждений приказываю:
1. Утвердить критерии лицензионной экспертизы (приложение N 1)
и требования к содержанию и оформлению документов, представляемых
учредителями общеобразовательных учреждений на лицензирование
(приложение N 2).
2. Сектору лицензирования, аттестации и аккредитации
(Г.Н.Фролова)
2.1. При приеме документов на лицензирование образовательной
деятельности общеобразовательных учреждений после 01.01.2001 и
организации лицензионной экспертизы руководствоваться
утвержденными критериями и требованиями к содержанию и оформлению
документов, представляемых учредителями общеобразовательных
учреждений на лицензирование.
2.2. До 01.01.2001 разработать примерные формы (образцы)
документов, представляемых учредителями на лицензирование
образовательной деятельности общеобразовательных учреждений.
2.3. Осуществлять информирование заявителей о критериях
лицензионной экспертизы и требованиях к содержанию и оформлению
документов, представляемых на лицензирование образовательной
деятельности общеобразовательных учреждений.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя комитета А.М.Короля.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Приложение N 1
к приказу
комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 29 сентября 2000 г. N 342
КРИТЕРИИ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОЦЕДУРЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Под лицензированием понимается процедура, включающая
проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в
выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения
образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.
При проведении лицензионной экспертизы для принятия решения о
выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности
общеобразовательным учреждением устанавливаются следующие
критерии:
1. Соответствие учредительных документов общеобразовательного
учреждения требованиям Законодательства Российской Федерации, в
частности требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации,
Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях",
Закона Российской Федерации "Об образовании".
Соответствие устанавливается в процессе анализа заявления
учредителя на получение лицензии на образовательную деятельность,
устава образовательного учреждения и свидетельства о
государственной регистрации.
Лицензия на образовательную деятельность выдается
образовательному учреждению (ст.33 Закона Российской Федерации
"Об образовании").
В соответствии с п.1 ст.12 Закона Российской Федерации
"Об образовании" образовательным является учреждение,
осуществляющее учебный процесс, то есть реализующее одну или
несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее
содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.
Понятие "учреждение" законодательно определено (Гражданский
Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации
"О некоммерческих организациях") и должно применяться при
регулировании правоотношений, возникающих при лицензировании
образовательной деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
все образовательные учреждения, к которым, в частности, относится
общеобразовательное учреждение, должны иметь статус юридического
лица (п.2 ст.12 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Юридическим лицом является организация (учреждение), которая:
имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество;
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права;
выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего
имени;
обладает организационным единством, закрепленным в его уставе,
определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного
целого образования;
имеет самостоятельный баланс или смету;
самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
Филиалом, отделением, структурным подразделением,
представительством образовательного учреждения является
организация, которая является частью какой - либо другой
организации. Положение о структурном подразделении должно
соответствовать ст.13 Закона Российской Федерации "Об
образовании".
Негосударственные образовательные организации могут
создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных
гражданским законодательством Российской Федерации (ст.11 прим.
Закона Российской Федерации "Об образовании", гл.4, пар.5
Гражданского Кодекса Российской Федерации): потребительский
кооператив, общественные и религиозные организации (объединения),
фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и
союзы).
Обязательные (инвариантные) требования к уставу
образовательного учреждения указаны в ст.13 Закона Российской
Федерации "Об образовании". Устав общеобразовательного учреждения
составляется на основе соответствующего Типового положения,
утвержденного Правительством Российской Федерации.
Примечание.
Настоящий документ распространяет действие на критерии
лицензионной экспертизы и требования к оформлению документов
следующих видов образовательных учреждений:
общеобразовательные учреждения (Типовое положение принято
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94
N 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 09.09.96 N 1058, от 15.01.97 N 38);
общеобразовательные школы - интернаты (Типовое положение
принято постановлением Правительства Российской Федерации от
26.06.95 N 612 в редакции постановлений Правительства Российской
Федерации от 14.10.96 N 1203, от 28.08.97 N 1117);
общеобразовательные школы - интернаты с первоначальной летной
подготовкой (Типовое положение принято постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.09.98 N 1046);
вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения (Типовое
положение принято постановлением Правительства Российской
Федерации от 03.11.94 N 1237 в редакции постановлений
Правительства Российской Федерации от 09.09.96 N 1058);
межшкольные учебные комбинаты (Типовое положение принято
постановлением Правительства от 30.12.99 N 1437);
кадетские школы, кадетские школы - интернаты (Типовое
положение принято постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.11.97 N 1427).
Юридическое лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации (ст.51 Гражданского Кодекса
Российской Федерации).
При выявлении соответствия учредительных документов
общеобразовательного учреждения требованиям Законодательства
Российской Федерации устанавливаются:
А) правовой статус лицензиата (образовательной организации,
образовательного учреждения), его организационно - правовая форма,
тип и вид;
Б) соответствие требованиям, предъявляемым гражданским
законодательством Российской Федерации к юридическому лицу;
В) соответствие требованиям Закона Российской Федерации "Об
образовании" (в том числе ст. NN 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19).
При необходимости лицензирующий орган вправе затребовать от
учредителя дополнительные к установленному перечню документы,
подтверждающие соответствие учредительных документов и
фактического положения дел установленному критерию (учредительный
договор, документы, подтверждающие права собственности или
оперативного управления имуществом, договоры аренды и др.). Отказ
учредителя от предоставления дополнительных документов,
разъясняющих спорные ситуации, может являться основанием для
отрицательного заключения о выдаче лицензии.
2. Соответствие реализуемых (предполагающихся к реализации)
образовательных программ заявленному их уровню
(общеобразовательные программы) и направленности.
Соответствие устанавливается в процессе анализа заявления
учредителя на получение лицензии на образовательную деятельность,
устава образовательного учреждения, образовательных программ.
При этом содержание, организация и методика образовательного
процесса предметом экспертизы не является.
3. Соответствие условий осуществления образовательного
процесса, предлагаемых образовательным учреждением,
государственным и местным требованиям в части строительных норм и
правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья
обучающихся, воспитанников и работников образовательных
учреждений; оборудования учебных помещений, оснащенности
образовательного процесса; образовательного ценза педагогических
работников и укомплектованности штатов:
3.1. При реализации общеобразовательных программ
устанавливается соответствие условий осуществления
образовательного процесса и условий содержания воспитанников (в
интернатах, включая пришкольные) перечисленным выше требованиям,
которые не должны превышать среднестатистические показатели для
территории, на которой зарегистрировано общеобразовательное
учреждение.
Основанием для формулировки выводов о соответствии
(несоответствии) условий осуществления образовательного процесса
государственным и местным (среднестатистическим) требованиям
является заключение органов санитарно - эпидемиологической службы,
органов государственного пожарного надзора о пригодности
соответствующих помещений для осуществления образовательного
процесса и содержания воспитанников. При необходимости
лицензирующий орган вправе провести дополнительную экспертизу
соответствия на месте с привлечением соответствующих специалистов.
3.2. Устанавливается соответствие режима работы
общеобразовательного учреждения, длительности пребывания в нем
учащихся, расписания и длительности проведения занятий
государственным нормативам и требованиям.
3.3. Устанавливается соответствие профессионально -
педагогической квалификации лиц, осуществляющих педагогическую
деятельность, требованиям квалификационных характеристик по
должностям и полученным специальностям, подтвержденным документами
об образовании.
Обязательным требованием для положительного решения вопроса о
выдаче лицензии является отсутствие на педагогических должностях
лиц, лишенных права педагогической деятельности приговором суда
или по медицинским показаниям, а также лиц, имевших судимость за
определенные виды преступлений.
Основанием для формулировки выводов о соответствии
(несоответствии) условий обучения, воспитания и содержания детей
государственным и местным (среднестатистическим) требованиям
является заключение органов санитарно - эпидемиологической службы,
органов государственного пожарного и технического надзора о
пригодности соответствующих помещений, а также заключения
экспертов о режиме работы учреждения, учебной нагрузки учащихся
(воспитанников) и профессиональной квалификации педагогических
работников. При необходимости лицензирующий орган вправе провести
дополнительную экспертизу соответствия на месте с привлечением
соответствующих специалистов.
Приложение N 2
к приказу
комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 29 сентября 2000 г. N 342
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УЧРЕДИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
1. Заявление учредителя (ей).
Документы на лицензирование образовательной деятельности
общеобразовательного учреждения принимаются лицензирующим органом
на основании заявления учредителя. При наличии двух и более
учредителей заявление подписывается правомочными лицами от каждого
учредителя. При наличии доверенности от имени соучредителей на
право выступать от имени всех учредителей одному из них, заявление
может быть подписано правомочным лицом одного учредителя.
В заявлении указывается:
А) тип, вид, полное и сокращенное наименование
образовательного учреждения в соответствии с Уставом; ИНН;
юридический и фактический адрес; контактный телефон; банковские
реквизиты (при обслуживании общеобразовательного учреждения
централизованной бухгалтерией указываются соответствующие
банковские реквизиты учредителя).
Б) уровень и вид заявленных к реализации образовательных
программ (основные и/или дополнительные образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования).
В) направленность заявленных к реализации образовательных
программ (базовые программы, программы с углубленным или
расширенным изучением отдельных предметов, программы коррекционных
образовательных учреждений VIII вида и т.п.).
Г) структура классов в соответствии с направленностью
изучаемых образовательных программ на момент подачи заявления
(классы с углубленным или расширенным изучением отдельных
предметов или циклов дисциплин, классы компенсирующего обучения,
специальные (коррекционные) классы).
Д) сроки реализации основных общеобразовательных программ.
Е) преобладающие формы обучения.
Ж) базовое образование принимаемых на каждую ступень обучения.
З) предельная наполняемость классов (групп).
И) общий контингент обучающихся, воспитанников за год
(допускается в среднем за несколько предыдущих лет).
К) название всех прилагаемых документов.
Заявление заверяется подписью правомочного лица (подписями
правомочных лиц) и скрепляется печатью (печатями).
Примечание.
Заявители по своему усмотрению имеют право в заявлении указать
дополнительную информацию.
2. Копия утвержденного в установленном порядке устава
общеобразовательного учреждения, отвечающего требованиям ст.13
Закона Российской Федерации "Об образовании" и иным
законодательным актам сферы гражданского права.
Предоставление устава, принятого и зарегистрированного с
грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации может
послужить основанием для отказа в принятии заявления на
лицензирование либо отказа в выдаче лицензии.
3. Копия свидетельства о государственной регистрации
общеобразовательного учреждения.
Формулировка записи в регистрационном свидетельстве для
государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
должна однозначно определять тип образовательного учреждения (см.
примечание выше) и вид (в соответствии с письмом Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации от
17.02.97 N 150/14-12 "О наименованиях государственных и
муниципальных образовательных учреждений" и другими нормативными
документами), указывать на статус и организационно - правовую
форму образовательного учреждения.
В случае несоответствия формулировок записей в регистрационном
свидетельстве требованиям настоящего пункта в принятии заявления
может быть отказано до выяснения (уточнения) обстоятельств дела.
4. Сведения о педагогических кадрах и укомплектованности
штатов.
Сведения должны содержать (на момент подачи заявления)
перечень должностей по штатному расписанию, фамилию, имя, отчество
каждого педагогического работника, условия труда (штатная
должность, контракт, почасовая оплата), год рождения работников,
образование (ВУЗ, ССУЗ, год окончания, специальность по диплому),
ученая степень (звание, почетное звание), вид педагогической
деятельности, стаж работы по специальности (общий,
педагогический), для совместителей - основное место работы и
должность.
Сведения заверяются подписью правомочного лица и скрепляются
печатью.
5. Данные о материально - технической базе и оснащенности
образовательного процесса.
5.1. Общие сведения о типе строения для проведения занятий
и/или содержания воспитанников (типовой проект, приспособленное,
иное здание (помещение), фактический адрес помещений.
5.2. Общая площадь, занимаемая образовательным учреждением (по
каждому строению в отдельности), в том числе учебные площади в
расчете на одного ученика (посменно).
5.3. Общая характеристика структуры помещений для занятий
(классные комнаты, кабинеты, лаборатории, мастерские, спортивный
зал), подсобных помещений.
5.4. Общие сведения о спортивных площадках и комплексах (в том
числе бассейнах).
5.5. Общие сведения об экспериментально - опытнических
приусадебных участках, оранжереях для организации специальных
занятий с детьми.
5.6. Общие сведения о помещениях для медицинского обслуживания
учащихся, воспитанников, данные о лицензировании медицинских
кабинетов.
5.7. Общие сведения о пищеблоке, столовой.
5.8. Сведения о учебном и учебно - методическом фонде
библиотеки, процент обеспеченности учащихся учебной и справочной
литературой.
5.9. Общие сведения о демонстрационном и лабораторном
оборудовании специализированных кабинетов (химии, физики,
биологии) для реализации практической части учебных программ.
Сведения заверяются подписью правомочного лица и скрепляются
печатью.
6. Копии документов, подтверждающие право владения,
пользования помещениями (в т.ч. форма владения с указанием
реквизитов правомочных документов).
7. Положительные заключения санитарно - эпидемиологической
службы, органов государственного пожарного надзора (по форме в
соответствии с письмом комитета общего образования администрации
края от 19.01.2000 N 11-9-123) о пригодности помещений для
осуществления образовательного процесса (в том числе для
обеспечения содержания воспитанников).
Заключения заверяются подписью правомочного лица и скрепляются
печатью.
8. Перспективные учебные планы по ступеням обучения для набора
детей 1-х, 5-х, 10-х классов текущего учебного года (либо тексты
реализуемых образовательных программ).
Содержание реализуемых программ должно соответствовать
заявленному уровню и направленности, исключать методы физического
и психического насилия над личностью, исключать принудительное
привлечение детей к деятельности общественных (в том числе
религиозных) общественно - политических организаций, объединений,
движений и партий. Образовательные программы экспертируются только
на предмет соответствия требованиям п.5 ст.1, п.4 ст.2, ст.9,
п.14 ст.50, п.15 ст.50, п.16 ст.50 Закона Российской Федерации
"Об образовании".
При невозможности или нежелании учредителя предоставить
перспективные учебные планы и (или) образовательные программы, он
предоставляет письменное обязательство соблюдать требования
указанных выше статей при организации обучения и воспитания в
общеобразовательном учреждении.
Обязательства заверяются подписью правомочного лица и
скрепляются печатью.
|