КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 14 ноября 2000 г. N 415
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В целях упорядочения процедуры лицензирования специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с
отклонениями в развитии и образовательных учреждений для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
приказываю:
1. Утвердить критерии лицензионной экспертизы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с
отклонениями в развитии и учреждений для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (приложение).
2. Установить, что принятые в крае требования к оформлению
документов на лицензирование образовательных учреждений (приказы
комитета общего образования администрации края от 10.06.99 N 210
"Об утверждении требований к содержанию и оформлению документов,
представляемых учредителями оздоровительно - образовательных
загородных лагерей на лицензирование на право ведения
образовательной деятельности в сфере дополнительного образования
детей, и критериев лицензионной экспертизы", от 15.11.99 N 401 "Об
утверждении требований к содержанию и оформлению документов,
представляемых учредителями дошкольных образовательных учреждений
на лицензирование, и соответствующих критериев лицензионной
экспертизы", от 15.02.2000 N 64 "О внесении изменений в требования
к содержанию и оформлению документов, представляемых учредителями
дошкольных образовательных учреждений на лицензирование, и
соответствующие критерии лицензионной экспертизы", от 29.09.2000
N 342 "Об утверждении требований к содержанию и оформлению
документов, представляемых учредителями общеобразовательных
учреждений на лицензирование, и соответствующих критериев
лицензионной экспертизы"), действуют до утверждения Министерством
образования Российской Федерации образцов форм документов,
предъявляемых на лицензирование.
3. Сектору лицензирования, аттестации и аккредитации
(Г.Н.Фролова):
3.1. При приеме после 01.01.2001 документов на лицензирование
образовательной деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в
развитии и образовательных учреждений для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также организации
лицензионной экспертизы, руководствоваться утвержденными
критериями лицензионной экспертизы для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в
развитии и образовательных учреждений для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
3.2. Осуществлять информирование заявителей о критериях
лицензионной экспертизы для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в
развитии и образовательных учреждений для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя комитета А.М.Короля.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Приложение
к приказу
комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 14 ноября 2000 г. N 415
КРИТЕРИИ
ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОЦЕДУРЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Под лицензированием понимается процедура, включающая
проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в
выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения
образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.
Общий порядок лицензирования образовательных учреждений
установлен постановлением Правительства Российской Федерации от
18.10.2000 N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании
образовательной деятельности".
При проведении лицензионной экспертизы для принятия решения о
выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности
специальным (коррекционным) образовательным учреждением для
обучающихся с отклонениями в развитии и образовательным
учреждениям для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, устанавливаются следующие критерии:
1. Соответствие учредительных документов образовательного
учреждения требованиям законодательства Российской Федерации, в
частности, требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации,
Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях",
Закона Российской Федерации "Об образовании".
Соответствие устанавливается в процессе анализа заявления
учредителя на получение учреждением лицензии на образовательную
деятельность, устава образовательного учреждения и свидетельства о
государственной регистрации.
Лицензия на образовательную деятельность выдается
образовательному учреждению (ст.33 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
В соответствии с п.1 ст.12 Закона Российской Федерации "Об
образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее
учебный процесс, то есть реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и
воспитание обучающихся и воспитанников.
Понятие "учреждение" законодательно определено (Гражданский
кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации
"О некоммерческих организациях") и должно применяться при
регулировании правоотношений, возникающих при лицензировании
образовательной деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
все образовательные учреждения, к которым, в частности, относится
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся с отклонениями в развитии, должны иметь статус
юридического лица (п.2 ст.12 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
Юридическим лицом является организация (учреждение), которая:
имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество;
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права;
выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего
имени;
обладает организационным единством, закрепленным в его уставе,
определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного
целого образования;
имеет самостоятельный баланс или смету;
самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ филиалом является
обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне
места его нахождения и осуществляющее все его функции или их
часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются
юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их
юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им
положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и
действуют на основании его доверенности. Филиалы должны быть
указаны в учредительных документах создавшего их юридического
лица. Положение о структурном подразделении образовательного
учреждения должно соответствовать ст.13 Закона Российской
Федерации "Об образовании".
Негосударственные образовательные организации могут
создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных
гражданским законодательством Российской Федерации (ст.11 прим.
Закона Российской Федерации "Об образовании", гл.4, пар.5
Гражданского кодекса Российской Федерации): потребительский
кооператив, общественные и религиозные организации (объединения),
фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и
союзы).
Обязательные (инвариантные) требования к уставу
образовательного учреждения указаны в ст.13 Закона Российской
Федерации "Об образовании". Устав общеобразовательного учреждения
составляется на основе соответствующего Типового положения,
утвержденного Правительством Российской Федерации.
Примечание: настоящий документ распространяет действия на
критерии лицензионной экспертизы и требования к оформлению
документов следующих видов образовательных учреждений:
оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторная
школа - интернат, санаторно - лесная школа, санаторный детский дом
для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Типовое положение принято постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.08.97 N 1117);
специальные учебно - воспитательные учреждения для детей и
подростков с девиантным поведением (Типовое положение принято
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.95
N 420);
образовательные учреждения для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей: детский дом (для детей раннего
(с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
детский дом - школа, школа - интернат для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный)
детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная)
школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с отклонениями в развитии. (Типовое положение
утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
01.07.95 N 676 в редакции постановлений Правительства Российской
Федерации от 14.10.96 N 1203, от 28.08.97 N 1117, от 30.03.98
N 366);
специальные (коррекционные) образовательные учреждения для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Типовое
положение утверждено постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.03.97 N 288);
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в
психолого - педагогической и медико - социальной помощи: центры
диагностики и консультирования; центры психолого - медико -
социального сопровождения; центры психолого - педагогической
реабилитации и коррекции; центры социально - трудовой адаптации и
профориентации; центры лечебной педагогики и дифференцированного
обучения и др. (Типовое положение принято постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 867);
специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации: социально -
реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты
для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без
попечения родителей, и другие учреждения, создаваемые в системе
органов, осуществляющих социальную защиту населения (Примерное
положение утверждено постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.09.96 N 1092).
Лицензирование общеобразовательных учреждений, имеющих
специальные классы (группы), создаваемые в установленном порядке,
осуществляется в соответствии с порядком, установленным для
общеобразовательных учреждений, с учетом специфики специальных
классов (групп).
Юридическое лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации (ст.51 Гражданского кодекса Российской
Федерации).
При выявлении соответствия учредительных документов
общеобразовательного учреждения требованиям законодательства
Российской Федерации устанавливаются:
А) правовой статус лицензиата (образовательной организации,
образовательного учреждения), его организационно - правовая форма,
тип и вид;
Б) соответствие требованиям, предъявляемым гражданским
законодательством Российской Федерации к юридическому лицу;
В) соответствие требованиям Закона Российской Федерации
"Об образовании" (в том числе ст. NN 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19).
При необходимости лицензирующий орган вправе потребовать от
учредителя предъявить в рабочем порядке дополнительные к
установленному перечню документы, подтверждающие соответствие
учредительных документов и фактического положения дел
установленному критерию (учредительный договор, документы,
подтверждающие права собственности или оперативного управления
имуществом, договоры аренды и др.). Отказ учредителя от
предоставления дополнительных документов, разъясняющих спорные
ситуации, может являться основанием для признания представленной
информации недостоверной либо искаженной.
2. Соответствие реализуемых (предполагающихся к реализации)
образовательных программ заявленному их уровню и направленности.
Соответствие устанавливается в процессе анализа заявления
учредителя на получение лицензии на образовательную деятельность,
устава образовательного учреждения, его структуры, перечня
дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу,
с указанием объемов учебной нагрузки по этим дисциплинам. При
необходимости лицензирующий орган вправе потребовать от учредителя
предъявить в рабочем порядке полные тексты образовательных
программ на предмет анализа их соответствия заявленному уровню и
направленности. При этом содержание, организация и методика
образовательного процесса предметом экспертизы не является.
3. Соответствие условий осуществления образовательного
процесса, предлагаемых образовательным учреждением,
государственным и местным требованиям в части строительных норм и
правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья
обучающихся, воспитанников и работников образовательных
учреждений; оборудования учебных помещений, оснащенности
образовательного процесса; образовательного ценза педагогических
работников и укомплектованности штатов:
3.1. При реализации образовательных программ устанавливается
соответствие условий осуществления образовательного процесса и
условий содержания воспитанников перечисленным выше требованиям,
которые не должны превышать среднестатистические показатели для
территории, на которой зарегистрировано образовательное
учреждение.
Основанием для формулировки выводов о соответствии
(несоответствии) условий осуществления образовательного процесса
государственным и местным (среднестатистическим) требованиям
является заключения органов государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной
противопожарной службы о пригодности используемых зданий и
помещений для осуществления образовательного процесса (обучения,
воспитания и / или содержания детей).
При необходимости лицензирующий орган вправе провести
дополнительную экспертизу соответствия на месте с привлечением
соответствующих специалистов.
3.2. Устанавливается соответствие режима работы
общеобразовательного учреждения, длительности пребывания в нем
учащихся, расписания и длительности проведения занятий
государственным нормативам и требованиям.
3.3. Устанавливается соответствие профессионально -
педагогической квалификации лиц, осуществляющих педагогическую
деятельность, требованиям квалификационных характеристик по
должностям и полученным специальностям, подтвержденный документами
об образовании.
Обязательным требованием для положительного решения вопроса о
выдаче лицензии является отсутствие на педагогических должностях
лиц, лишенных права педагогической деятельности приговором суда
или по медицинским показаниям, а также лиц, имевших судимость за
определенные виды преступлений.
Основанием для формулировки выводов о соответствии
(несоответствии) условий обучения, воспитания и содержания детей
государственным и местным (среднестатистическим) требованиям
является заключение органов санитарно - эпидемиологической службы,
органов государственного пожарного (при необходимости технического
надзора) о пригодности соответствующих помещений, а также
заключения экспертов о режиме работы учреждения, учебной нагрузке
учащихся (воспитанников) и профессиональной квалификации
педагогических работников. При необходимости лицензирующий орган
вправе провести дополнительную экспертизу соответствия на месте с
привлечением соответствующих квалифицированных специалистов, по
результатам которого будет принято окончательное решение о
лицензировании образовательного учреждения (негосударственной
образовательной организации).
|