Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО КОМИТЕТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 09.12.2000 N 11-9-2620 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ НОРМИРУЕМОГО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭВМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                       КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                    АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

                                 ПИСЬМО

                   от 09 декабря 2000 г. N 11-9-2620

                  ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ НОРМИРУЕМОГО ВРЕМЕНИ
              РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭВМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


       Комитет общего образования администрации края  направляет  для
   использования  в  работе рекомендации по упорядочению нормируемого
   времени   работы   школьников   на   ЭВМ   в   учебном    процессе
   образовательных учреждений.
       Данные   рекомендации   разработаны   на   основе    следующих
   документов,  определяющих  гигиенические  требования использования
   ЭВМ:
       - Санитарные   правила    и    нормы   СанПиН  2.2.96.542 - 96
   "Гигиенические   требования    к    видеодисплейным    терминалам,
   персональным  электронно - вычислительным машинам   и  организации
   работы" (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России  от
   14 июля 1996 г. N 14);
       - Санитарные     правила   СП  2.4.2.782 - 99   "Гигиенические
   требования  к  условиям  обучения  школьников  в  различных  видах
   современных общеобразовательных  учреждений"  (утверждены  Главным
   государственным   санитарным   врачом   Российской  Федерации  при
   Минздраве России 4 августа 1999 г.,  введены в  действие  приказом
   Министра здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 1999 г.
   N 309).
       В связи   с   тем,  что  в  образовательных  учреждениях  края
   используется большое количество  устаревшей  учебной  компьютерной
   техники  и  с  целью  улучшения  работы по охране здоровья детей и
   подростков Хабаровского края  при  организации  учебного  процесса
   необходимо    выполнять   требования   по   нормированию   времени
   непрерывной работы  учащихся  на  ЭВМ  и  организовать  соблюдение
   санитарно - гигиенического   режима  при обучении с использованием
   компьютера.
       Просим довести   до   сведения  руководителей  образовательных
   учреждений  и   учителей   информатики   данные   рекомендации   и
   осуществлять    контроль    за   выполнением   требований   СанПиН
   2.2.96.542 - 96,  СП 2.4.2.782 - 99 в части  организации  учебного
   процесса  с  использованием ЭВМ,  а также обратить особое внимание
   при  осуществлении  внутришкольного  контроля  в   образовательных
   учреждениях на  выполнение  требований  к длительности непрерывной
   работы  на  компьютере  и  оптимальной  организации   деятельности
   школьников  на  уроках информатики с целью предупреждения развития
   их утомления.

                                                Председатель комитета
                                                          Л.Ф.Обухова





                                                           Приложение
                                                             к письму
                                          комитета общего образования
                                    от 09 декабря 2000 г. N 11-9-2620

                              РЕКОМЕНДАЦИИ

              ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ НОРМИРУЕМОГО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ
                  ШКОЛЬНИКОВ НА ЭВМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

       Происходящие  процессы   информатизации   в   системе   общего
   образования  края повлекли за собой внедрение компьютерной техники
   в учебный процесс.  Организуется  массовое  компьютерное  обучение
   школьников.
       Использование компьютеров в школе  коренным  образом  изменяет
   привычные формы учебной деятельности школьников.
       В  настоящее  время   в   образовательных   учреждениях   края
   используется  79,9% учебных  компьютерных  классов,  которые можно
   отнести   к   нестандартному   компьютерном)   оборудованию,    не
   обеспечивающему выполнение  санитарно - гигиенических требований в
   полной мере,  что может оказать отрицательное  влияние,  в  первую
   очередь,  на органы зрения детей и подростков,  а также привести к
   возрастанию психоэмоционального напряжения у учащихся.
       В  связи  с  этим  нельзя  недооценивать   возможного  влияния
   компьютерной    техники    на    функциональное    состояние     и
   работоспособность школьников.
       Необходимо отметить,  что  применение  компьютеров  в  учебном
   процессе   активизирует,   по   сравнению   с   обычными  уроками,
   организацию познавательной  и  умственной  деятельности  учащихся,
   формирует  положительную  мотивацию  большинства  учащихся  к этим
   занятиям,  является  фактором,  способствующим  повышению   уровня
   функционирования  организма в целом.  В то же время условия работы
   за дисплеем существенно отличаются от привычной работы  в  классе:
   частое  переключение  внимания  с  клавиатуры  на экран,  анализ и
   корректировка полученных на экране результатов и т.д.
       Работа на  ЭВМ  сопровождается воздействием на организм целого
   ряда факторов,  которые могут оказать неблагоприятное  влияние  на
   функциональное состояние организма и работоспособность учащихся.
       В первую очередь к таким факторам относятся  интенсификация  и
   формализация  интеллектуальной  деятельности  школьников  (большая
   зрительная нагрузка,  постоянная концентрация внимания  и  быстрое
   переключение с одного объекта на другой).
       Занятия с использованием компьютера могут создавать зрительные
   перегрузки   при  той  же  напряженности  и  длительности  учебной
   деятельности,   которая   соответствует   гигиеническим    нормам,
   разработанным применительно к традиционным видам учебной нагрузки.
       Наиболее актуальной проблемой медицинских  аспектов  работы  с
   видеодисплейными  терминалами (ВДТ) является воздействие на зрение
   и глаза.  Возможно проявление зрительных симптомов:  пелена  перед
   глазами,  неясные  очертания  предмета,  ощущение  усталости глаз,
   дискомфорта и боли. Необходимо отметить, что цветные дисплеи имеют
   больше  дидактических  возможностей (по сравнению с монохромными),
   вместе с тем  и  сильнее  влияют  на  органы  зрения  учащихся  (в
   частности,  более  низкая  четкость изображения,  - так называемое
   несведение цветов).
       Многие   исследователи    отмечают    нагрузку   на   опорно -
   двигательный   аппарат   школьников.  Остисто - крестцовая   мышца
   при   работе  с  ЭВМ   испытывает   нагрузку  на  уровне  8,5%,  а
   трапециевидная - 13,5%  от  максимальной  произвольной  силы  этих
   мышц, что соответствует значительной нагрузке на нервно - мышечный
   аппарат и приводит к утомлению и переутомлению.
       Известно, что скорость процессов восстановления и быстрота фаз
   восстановительного периода зависят от интенсивности предшествующей
   деятельности.  Чем  интенсивнее и короче была работа до утомления,
   тем больше скорость восстановления.  После медленно развивающегося
   утомления   восстановление   идет   медленно.  Следовательно,  при
   проведении учебных занятий с  использованием  компьютера,  учитель
   должен   уделять    особое   внимание    оптимальной   организации
   деятельности школьников на уроке.
       Влияние  всех  неблагоприятных  факторов   ЭВМ  на  детский  и
   подростковый организм изучено недостаточно.  В  ряде  исследований
   отмечались  неблагоприятные  изменения  функционального  состояния
   подростков непосредственно после уроков информатики.  У школьников
   в 2  раза  снижалась  работоспособность,  на   10 - 15%  возрастал
   латентный    период   зрительно - моторной   реакции,   проявлялся
   утомляющий эффект мелькающего изображения.
       У 33%  подростков с высокой мотивацией к занятиям информатикой
   диагностировалось     выраженное     утомление.     Однако,    как
   свидетельствуют  результаты  физиологических   исследования,   при
   оптимальной   продолжительности   работа   на   ЭВМ   способствует
   активизации    умственной    деятельности,    повышает     уровень
   работоспособности  школьников;  имеются данные о том,  что функции
   концентрации внимания после работы за дисплеем длительностью до 40
   минут улучшаются.
       Анализ экспериментальных данных показывает, что после 20 минут
   работы  с  дисплеем наступает снижение видимости,  на 20-ой минуте
   увеличивается латентный период зрительно - моторной реакции, у 19%
   школьников   отмечается  снижение  остроты  зрения,  в  дальнейшем
   количество школьников со сниженной остротой зрения увеличивается и
   к   концу  занятий  составляет  35%.  Таким  образом,  непрерывная
   длительность  работы  в  индивидуальном  ритме  за  дисплеем   для
   учащихся старших классов не должна превышать 25 минут.
       Необходимо помнить,  что  при  работе  с  дисплеем  зрительное
   утомление  может  быть  никак  не связано с общим утомлением,  оно
   может усугубляться и сочетаться с  общим  утомлением  при  наличии
   соматических   и   вегетативных   отклонений   или  индивидуальных
   особенностей    школьников    (например,    высокая     личностная
   тревожность).
       Следует   помнить   о   формировании   специфических   условий
   окружающей   среды  в  дисплейных  классах.  Анализ   микроклимата
   кабинетов информатики по  данным  исследований  российских  ученых
   показал,  что  во  все  сезоны  года температура воздуха превышала
   оптимальные  уровни  в  70% случаев  и  составляла 22 - 23 градуса
   (при южной  ориентации  кабинетов информатики температура воздуха,
   особенно в весенний период,  резко увеличивается до 25  градусов).
   Относительная влажность воздуха в 60% случаев находилась на низшей
   границе  нормы  (30%).  Значительная  сухость   воздуха   является
   существенным  недостатком  помещений,  где размещаются компьютеры,
   при  низких  значениях  влажности   велика   опасность  накопления
   в  воздухе  микрочастиц   с  высоким  электростатическим  зарядом,
   способных  адсорбировать  частицы  пыли   и   поэтому   обладающих
   аллергизирующими свойствами.
       С целью  снижения  влияния  на  организм  школьников  факторов
   окружающей среды кабинетов информатики необходимо строго соблюдать
   режим проветривания помещений и обеспечивать оптимальные параметры
   микроклимата (в соответствии с п.5 СанПиН 2.2.96.542 - 96).
       Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на  ЭВМ
   могут  быть  уменьшены путем установления определенных регламентов
   работы школьников с компьютерами, рационального  кондиционирования
   окружающей   среды,   проведения   регулярных  занятий  физической
   культурой,  специальных упражнений  для  профилактики  зрительного
   утомления.   В  целях  компенсации  аэроионной  недостаточности  и
   поддержания соответствующего микроклимата в  компьютерных  классах
   рекомендуется устанавливать  аэроионизатор  "Москва СР - 1" (лампа
   Чижевского),    разработанный    научно - экологическим    центром
   им. А.Л.Чижевского.
       При компьютеризации обучения большое значение играет  величина
   индивидуально  переносимой информационной,  эмоциональной и других
   видов нагрузок.  Оптимизация учебной  деятельности  с  компьютером
   связана   с  созданием  условий,  в  которых  ребенку  может  быть
   предложен индивидуальный ритм  работы  и  микро  пауз,  исключение
   возможности  подчинения ритма учебной деятельности учащегося ритму
   работы ЭВМ.  Следует следить за рациональным распределением объема
   интенсивности  интеллектуальных  нагрузок  в течение всего времени
   работы на компьютере.
       Максимальная длительность  работы за видеотерминалами во время
   учебных  занятий в соответствии  с  п.9.4. СанПиН  2.2.96.542 - 96
   составляет:
       в 5 кл. - 15 минут;
       в 6 - 7 кл. - 20 минут;
       в 8 - 9 кл. - 25 минут;
       в  10 - 11 кл.  -  30 минут (на  первом  уроке),  20 минут (на
   втором).
       Работ с  компьютером должна проводиться в индивидуальном ритме
   и темпе.  При низком качестве мониторов,  об этом судят по размеру
   светящейся   точки  (СанПиН  2.2.96.542 - 96,  приложение  1,  2),
   длительность работы уменьшается на 30%.
       Во время учебных занятий после окончания работы за компьютером
   согласно  установленной  длительности   с   целью   предупреждения
   развития  зрительного  переутомления  должен  проводится  комплекс
   упражнений   для  глаз  (СанПиН  2.2.96.542 - 96,  приложение  16;
   СП 2.4.2.782 - 99,   приложение  3),   по   окончании   урока   на
   переменах -  физические   упражнения   для   профилактики   общего
   утомления (СанПиН 2.2.96.542 - 96,  приложение 18;  СП 2.4.2.782 -
   99, приложение 2).
       Число занятий  по основам информатики и вычислительной техники
   должно быть не более 2-х уроков в  неделю   в  10 - 11  кл.,  а  в
   остальных классах - не более 1 урока в неделю.
       При составлении  расписания  уроков  необходимо  учесть,   что
   предмет  информатика  относиться  к  наиболее  трудным  и по шкале
   трудности  имеет  10  баллов,  занимая  второе  место   вместе   с
   иностранным языком (п.2.9 СП 2.4.2.782 - 99, приложение 6).
       При   организации   углубленного   и   профильного    обучения
   информатике    количество    часов   в   неделю    должно   строго
   соответствовать   реализуемой   программе,   при   неукоснительном
   выполнении требований   к   максимальной  длительности  работы  за
   компьютером,  требований к помещениям для эксплуатации ВДТ и ЭВМ и
   микроклимату  в  них,  обязательном   проведении  профилактических
   мероприятий по предупреждению зрительного и общего утомления.
       Факультативные и  кружковые занятия с использованием ВДТ и ЭВМ
   должны проводиться через 1 час после окончания учебных  занятий  в
   школе  не  чаще  2-х  раз  в неделю общей продолжительностью:  для
   учащихся 2 - 5 кл. не более 60 минут, для учащихся 6 - 11 кл. - до
   90  минут.  Выполнение  требований к режиму занятий,  оборудованию
   помещений, проведению соответствующих профилактических мероприятий
   осуществляется  в  соответствии  с данными рекомендациями и СанПиН
   2.2.96.542 - 96, СП 2.4.2.782 - 99.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz