КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 09 декабря 2000 г. N 11-9-2620
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ НОРМИРУЕМОГО ВРЕМЕНИ
РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭВМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Комитет общего образования администрации края направляет для
использования в работе рекомендации по упорядочению нормируемого
времени работы школьников на ЭВМ в учебном процессе
образовательных учреждений.
Данные рекомендации разработаны на основе следующих
документов, определяющих гигиенические требования использования
ЭВМ:
- Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.96.542 - 96
"Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно - вычислительным машинам и организации
работы" (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от
14 июля 1996 г. N 14);
- Санитарные правила СП 2.4.2.782 - 99 "Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в различных видах
современных общеобразовательных учреждений" (утверждены Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации при
Минздраве России 4 августа 1999 г., введены в действие приказом
Министра здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 1999 г.
N 309).
В связи с тем, что в образовательных учреждениях края
используется большое количество устаревшей учебной компьютерной
техники и с целью улучшения работы по охране здоровья детей и
подростков Хабаровского края при организации учебного процесса
необходимо выполнять требования по нормированию времени
непрерывной работы учащихся на ЭВМ и организовать соблюдение
санитарно - гигиенического режима при обучении с использованием
компьютера.
Просим довести до сведения руководителей образовательных
учреждений и учителей информатики данные рекомендации и
осуществлять контроль за выполнением требований СанПиН
2.2.96.542 - 96, СП 2.4.2.782 - 99 в части организации учебного
процесса с использованием ЭВМ, а также обратить особое внимание
при осуществлении внутришкольного контроля в образовательных
учреждениях на выполнение требований к длительности непрерывной
работы на компьютере и оптимальной организации деятельности
школьников на уроках информатики с целью предупреждения развития
их утомления.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Приложение
к письму
комитета общего образования
от 09 декабря 2000 г. N 11-9-2620
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ НОРМИРУЕМОГО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ
ШКОЛЬНИКОВ НА ЭВМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Происходящие процессы информатизации в системе общего
образования края повлекли за собой внедрение компьютерной техники
в учебный процесс. Организуется массовое компьютерное обучение
школьников.
Использование компьютеров в школе коренным образом изменяет
привычные формы учебной деятельности школьников.
В настоящее время в образовательных учреждениях края
используется 79,9% учебных компьютерных классов, которые можно
отнести к нестандартному компьютерном) оборудованию, не
обеспечивающему выполнение санитарно - гигиенических требований в
полной мере, что может оказать отрицательное влияние, в первую
очередь, на органы зрения детей и подростков, а также привести к
возрастанию психоэмоционального напряжения у учащихся.
В связи с этим нельзя недооценивать возможного влияния
компьютерной техники на функциональное состояние и
работоспособность школьников.
Необходимо отметить, что применение компьютеров в учебном
процессе активизирует, по сравнению с обычными уроками,
организацию познавательной и умственной деятельности учащихся,
формирует положительную мотивацию большинства учащихся к этим
занятиям, является фактором, способствующим повышению уровня
функционирования организма в целом. В то же время условия работы
за дисплеем существенно отличаются от привычной работы в классе:
частое переключение внимания с клавиатуры на экран, анализ и
корректировка полученных на экране результатов и т.д.
Работа на ЭВМ сопровождается воздействием на организм целого
ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на
функциональное состояние организма и работоспособность учащихся.
В первую очередь к таким факторам относятся интенсификация и
формализация интеллектуальной деятельности школьников (большая
зрительная нагрузка, постоянная концентрация внимания и быстрое
переключение с одного объекта на другой).
Занятия с использованием компьютера могут создавать зрительные
перегрузки при той же напряженности и длительности учебной
деятельности, которая соответствует гигиеническим нормам,
разработанным применительно к традиционным видам учебной нагрузки.
Наиболее актуальной проблемой медицинских аспектов работы с
видеодисплейными терминалами (ВДТ) является воздействие на зрение
и глаза. Возможно проявление зрительных симптомов: пелена перед
глазами, неясные очертания предмета, ощущение усталости глаз,
дискомфорта и боли. Необходимо отметить, что цветные дисплеи имеют
больше дидактических возможностей (по сравнению с монохромными),
вместе с тем и сильнее влияют на органы зрения учащихся (в
частности, более низкая четкость изображения, - так называемое
несведение цветов).
Многие исследователи отмечают нагрузку на опорно -
двигательный аппарат школьников. Остисто - крестцовая мышца
при работе с ЭВМ испытывает нагрузку на уровне 8,5%, а
трапециевидная - 13,5% от максимальной произвольной силы этих
мышц, что соответствует значительной нагрузке на нервно - мышечный
аппарат и приводит к утомлению и переутомлению.
Известно, что скорость процессов восстановления и быстрота фаз
восстановительного периода зависят от интенсивности предшествующей
деятельности. Чем интенсивнее и короче была работа до утомления,
тем больше скорость восстановления. После медленно развивающегося
утомления восстановление идет медленно. Следовательно, при
проведении учебных занятий с использованием компьютера, учитель
должен уделять особое внимание оптимальной организации
деятельности школьников на уроке.
Влияние всех неблагоприятных факторов ЭВМ на детский и
подростковый организм изучено недостаточно. В ряде исследований
отмечались неблагоприятные изменения функционального состояния
подростков непосредственно после уроков информатики. У школьников
в 2 раза снижалась работоспособность, на 10 - 15% возрастал
латентный период зрительно - моторной реакции, проявлялся
утомляющий эффект мелькающего изображения.
У 33% подростков с высокой мотивацией к занятиям информатикой
диагностировалось выраженное утомление. Однако, как
свидетельствуют результаты физиологических исследования, при
оптимальной продолжительности работа на ЭВМ способствует
активизации умственной деятельности, повышает уровень
работоспособности школьников; имеются данные о том, что функции
концентрации внимания после работы за дисплеем длительностью до 40
минут улучшаются.
Анализ экспериментальных данных показывает, что после 20 минут
работы с дисплеем наступает снижение видимости, на 20-ой минуте
увеличивается латентный период зрительно - моторной реакции, у 19%
школьников отмечается снижение остроты зрения, в дальнейшем
количество школьников со сниженной остротой зрения увеличивается и
к концу занятий составляет 35%. Таким образом, непрерывная
длительность работы в индивидуальном ритме за дисплеем для
учащихся старших классов не должна превышать 25 минут.
Необходимо помнить, что при работе с дисплеем зрительное
утомление может быть никак не связано с общим утомлением, оно
может усугубляться и сочетаться с общим утомлением при наличии
соматических и вегетативных отклонений или индивидуальных
особенностей школьников (например, высокая личностная
тревожность).
Следует помнить о формировании специфических условий
окружающей среды в дисплейных классах. Анализ микроклимата
кабинетов информатики по данным исследований российских ученых
показал, что во все сезоны года температура воздуха превышала
оптимальные уровни в 70% случаев и составляла 22 - 23 градуса
(при южной ориентации кабинетов информатики температура воздуха,
особенно в весенний период, резко увеличивается до 25 градусов).
Относительная влажность воздуха в 60% случаев находилась на низшей
границе нормы (30%). Значительная сухость воздуха является
существенным недостатком помещений, где размещаются компьютеры,
при низких значениях влажности велика опасность накопления
в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом,
способных адсорбировать частицы пыли и поэтому обладающих
аллергизирующими свойствами.
С целью снижения влияния на организм школьников факторов
окружающей среды кабинетов информатики необходимо строго соблюдать
режим проветривания помещений и обеспечивать оптимальные параметры
микроклимата (в соответствии с п.5 СанПиН 2.2.96.542 - 96).
Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ЭВМ
могут быть уменьшены путем установления определенных регламентов
работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования
окружающей среды, проведения регулярных занятий физической
культурой, специальных упражнений для профилактики зрительного
утомления. В целях компенсации аэроионной недостаточности и
поддержания соответствующего микроклимата в компьютерных классах
рекомендуется устанавливать аэроионизатор "Москва СР - 1" (лампа
Чижевского), разработанный научно - экологическим центром
им. А.Л.Чижевского.
При компьютеризации обучения большое значение играет величина
индивидуально переносимой информационной, эмоциональной и других
видов нагрузок. Оптимизация учебной деятельности с компьютером
связана с созданием условий, в которых ребенку может быть
предложен индивидуальный ритм работы и микро пауз, исключение
возможности подчинения ритма учебной деятельности учащегося ритму
работы ЭВМ. Следует следить за рациональным распределением объема
интенсивности интеллектуальных нагрузок в течение всего времени
работы на компьютере.
Максимальная длительность работы за видеотерминалами во время
учебных занятий в соответствии с п.9.4. СанПиН 2.2.96.542 - 96
составляет:
в 5 кл. - 15 минут;
в 6 - 7 кл. - 20 минут;
в 8 - 9 кл. - 25 минут;
в 10 - 11 кл. - 30 минут (на первом уроке), 20 минут (на
втором).
Работ с компьютером должна проводиться в индивидуальном ритме
и темпе. При низком качестве мониторов, об этом судят по размеру
светящейся точки (СанПиН 2.2.96.542 - 96, приложение 1, 2),
длительность работы уменьшается на 30%.
Во время учебных занятий после окончания работы за компьютером
согласно установленной длительности с целью предупреждения
развития зрительного переутомления должен проводится комплекс
упражнений для глаз (СанПиН 2.2.96.542 - 96, приложение 16;
СП 2.4.2.782 - 99, приложение 3), по окончании урока на
переменах - физические упражнения для профилактики общего
утомления (СанПиН 2.2.96.542 - 96, приложение 18; СП 2.4.2.782 -
99, приложение 2).
Число занятий по основам информатики и вычислительной техники
должно быть не более 2-х уроков в неделю в 10 - 11 кл., а в
остальных классах - не более 1 урока в неделю.
При составлении расписания уроков необходимо учесть, что
предмет информатика относиться к наиболее трудным и по шкале
трудности имеет 10 баллов, занимая второе место вместе с
иностранным языком (п.2.9 СП 2.4.2.782 - 99, приложение 6).
При организации углубленного и профильного обучения
информатике количество часов в неделю должно строго
соответствовать реализуемой программе, при неукоснительном
выполнении требований к максимальной длительности работы за
компьютером, требований к помещениям для эксплуатации ВДТ и ЭВМ и
микроклимату в них, обязательном проведении профилактических
мероприятий по предупреждению зрительного и общего утомления.
Факультативные и кружковые занятия с использованием ВДТ и ЭВМ
должны проводиться через 1 час после окончания учебных занятий в
школе не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для
учащихся 2 - 5 кл. не более 60 минут, для учащихся 6 - 11 кл. - до
90 минут. Выполнение требований к режиму занятий, оборудованию
помещений, проведению соответствующих профилактических мероприятий
осуществляется в соответствии с данными рекомендациями и СанПиН
2.2.96.542 - 96, СП 2.4.2.782 - 99.
|