КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 20 декабря 2000 г. N 4
О ВЫПОЛНЕНИИ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Коллегия комитета общего образования администрации края
отмечает, что в крае создана система по защите прав
несовершеннолетних. В целях совершенствования ее деятельности
изданы Законы Хабаровского края: "Об организации деятельности по
осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского
края" (от 31.03.99 N 109); "О социальной адаптации лиц, оставшихся
без попечения родителей, выпускников образовательных учреждений
всех типов" (от 01.02.95 N 1); "Об оплате труда приемных родителей
в Хабаровском крае" (от 02.03.99 N 101); принимаются локальные
акты, способствующие улучшению положения детей в муниципальных
образованиях (г. Комсомольск - на - Амуре, Амурский, Бикинский,
им. Лазо, им. П.Осипенко, Солнечный районы).
Вместе с тем органы опеки и попечительства края не приняли
исчерпывающих мер по предупреждению нарушений законодательства
Российской Федерации по охране прав и интересов
несовершеннолетних. В результате многие дети продолжительное время
остаются незащищенными в сложных жизненных ситуациях, своевременно
не получают помощь и поддержку.
Есть случаи позднего выявления детей, оставшихся без попечения
родителей, их устройства (Амурский, Верхнебуреинский районы, г.
Хабаровск); продолжительного пребывания детей (от 1 года до 3 лет)
в лечебных учреждениях из-за отсутствия мест в домах ребенка,
домах - инвалидах; несвоевременной постановки детей - сирот на
краевой и государственный учет (Солнечный, Верхнебуреинский,
им. П.Осипенко районы, г. Комсомольск - на - Амуре).
Органами опеки и попечительства Нанайского, Верхнебуреинского,
Бикинского, Амурского, Вяземского районов гг. Хабаровска,
Комсомольска - на - Амуре нарушаются жилищные права
несовершеннолетних: несвоевременно приватизируется жилье, в
котором остались проживать дети, оставшиеся без попечения
родителей; во многих личных делах опекаемых, воспитанников детских
домов и школ - интернатов, оставшихся без попечения родителей,
отсутствуют документы, подтверждающие сохранность жилья, его
состояние; при обмене жилья ухудшаются жилищные условия
несовершеннолетних; не всегда решение сделок по отчуждению
собственности несовершеннолетних соответствует их интересам; не
используется право принудительного размена (обмена) жилой площади
в отношении лиц, лишенных родительских прав.
В Хабаровском, Верхнебуреинском районах не принимаются
надлежащие меры по защите имущественных прав несовершеннолетних; с
нарушениями составляются опись имущества и акты передачи на
его сохранность; своевременно не устанавливаются права на
наследование имущества, переходящего несовершеннолетнему после
смерти родителей.
Во всех территориях края имеются факты, когда органы опеки и
попечительства способствуют нарушению прав и интересов
несовершеннолетних: не взыскивают алименты с родителей в пользу
детей; при подготовке исков в суды о лишении граждан родительских
прав и взыскании с них алиментов не открывают личные счета в
сбербанках на детей.
Не соблюдаются права и гарантии детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на получение профессионального
образования и представленных государством льгот, обучающихся в
учреждениях профессионального образования.
Не на должном уровне находится медицинское обслуживание
опекаемых (подопечных) в Ульчском, им. П.Осипенко, Вяземском,
Совгаванском, Охотском, Тугуро - Чумиканском районах.
Органы опеки и попечительства Нанайского, Верхнебуреинского,
Хабаровского районов не располагают данными о детях - сиротах и
детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в
трудоустройстве и постановке их на учет в центрах занятости
населения.
Руководство детских домов, школ - интернатов не всегда
принимает исчерпывающие меры по установлению правового статуса
детей, оставшихся без попечения (гг. Хабаровск, Комсомольск - на -
Амуре, Нанайский район), взысканию алиментов с родителей,
уклоняющихся от воспитания своих детей, на их содержание;
зачислению денежных средств и их расходованию; на счета
воспитанников; целевому использованию денежных средств
(составляющих разницу между назначенной и положенной к выплате
пенсии воспитанникам), поступающих на счет учреждения из
пенсионного фонда.
Отмеченные недостатки стали возможны потому, что органы опеки
и попечительства не принимают должных мер по безусловному
выполнению законодательных актов федерального и краевого уровня по
защите прав и интересов несовершеннолетних; недостаточно
взаимодействуют с ведомствами, администрациями поселков и сел, на
которые законодательными актами возложена защита прав
несовершеннолетних; не оперативно реагируют на социально -
экономические изменения, происходящие в обществе, и несвоевременно
решают вопросы по социальной и правовой защите детей на
муниципальном уровне; функции по контролю за содержанием опекаемых
детей, сохранностью закрепленного за ними жилья переложили на
администрацию образовательных учреждений (Центральный и Ленинский
округ г. Комсомольска - на - Амуре).
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Руководителям органов управления образованием, начальникам
отделов по защите прав несовершеннолетних (Центральный округ), по
социально - правовым проблемам семьи (Ленинский округ)
г. Комсомольска - на - Амуре:
1.1. Обеспечить соблюдение и постоянный контроль за
исполнением законодательных актов федерального и краевого уровня
по защите прав и интересов несовершеннолетних, обратив особое
внимание на охрану прав детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
1.2. Принять незамедлительные меры по устранению отмеченных
недостатков.
1.3. Скоординировать и осуществлять совместную деятельность с
ведомствами, на которые законодательными актами возложены
обязанности по защите прав несовершеннолетних, по вопросам:
1.3.1. Своевременного выявления детей, оставшихся без
попечения родителей, и их устройство в месячный срок.
1.3.2. Своевременного розыска воспитанников детских домов и
школ - интернатов, самовольно покинувших учреждения.
1.3.3. Осуществления контроля за состоянием и использованием
жилья, закрепленного за несовершеннолетними.
1.3.4. Обеспечения медицинским осмотром детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; с ежегодным анализом
медицинских осмотров детей и определением мер по улучшению их
здоровья.
1.3.5. Организация профориентационной работы среди детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью
успешного их обучения в профессионально - технических училищах с
указанием документов о статусе несовершеннолетних, наличии жилья.
1.4. Оказывать систематическую помощь администрациям сел и
поселков при оформлении документов, требуемых при исполнении
законодательных актов по защите прав и интересов
несовершеннолетних.
1.5. Потребовать от руководителей образовательных учреждений
усилить работу педагогических коллективов с родителями по
воспитанию детей, обратив особое внимание на семьи, уклоняющиеся
от воспитания детей; принимать незамедлительные меры по
привлечению к ответственности родителей, допускающих насилие над
несовершеннолетними, антигуманное отношение к ним.
1.6. Повысит ответственность руководителей детских домов,
школ - интернатов за выполнение законодательства актов
федерального и краевого уровня по защите прав и интересов
воспитанников.
1.7. С целью своевременного устройства проанализировать
контингент детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, находящихся продолжительное время в лечебных
учреждениях, причины их длительного пребывания; результаты анализа
направить в комитет общего образования администрации края до
01.03.2001 г.
2. Отделу социальной защиты и реабилитации детей комитета
общего образования администрации края (Бучек Н.Ф.):
2.1. Продолжить в 2001 г. работу по совершенствованию
законодательной базы на уровне субъекта РФ по защите жилищных прав
несовершеннолетних.
2.2. Разработать механизм взаимодействия органов опеки и
попечительства с администрациями поселков и сел по защите прав
несовершеннолетних (01.07.2001 г.).
2.3. Ежегодно готовить доклад о положении детей в Хабаровском
крае и предложения в администрацию края о мерах по его улучшению
(10.02.2001 г.).
2.4. Совместно с управлением начального профессионального
образования администрации края изучить возможность открытия
дополнительных специальностей на базе профтехучилищ для
выпускников учреждений образования, имеющих недостатки в
умственном и физическом развитии (01.04.2001 г.).
3. Органам управления образованием, отделам по защите прав
несовершеннолетних, социально - правовым проблемам семьи
(Центральный и Ленинский округа г. Комсомольска - на - Амуре)
информацию о проделанной работе предоставить комитету общего
образования администрации края до 01.07.2001 и 03.12.2001.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований
скоординировать на межведомственном уровне деятельность органов,
обеспечивающих профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов;
потребовать от них неукоснительного исполнения Семейного кодекса
РФ в части своевременного выявления и устройства детей, оставшихся
без попечения родителей.
5. Контроль за исполнением данного решения возлагается на
Иванцеву И.А., первого заместителя председателя комитета общего
образования администрации края.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
|