АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
от 04 января 2001 г. по делу N АИ-1/934
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Кочергина В.В.
судей Брусиловского Г.З., Шальневой О.В.
при участии в заседании:
от истца: Глотов О.Ф.
от ответчика: Левинталь О.М.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу на
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.11.2000 по делу
N А73-7093/2000-38,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Кировскому району г. Хабаровска (далее налоговая
инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском
к Главному управлению Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю
в лице Регистрационной палаты Хабаровского края по государственной
регистрации юридических лиц о признании недействительной
государственной регистрации ликвидации ТОО Детский сад "Сказка".
Решением от 03.11.2000 в удовлетворении искового требования
налоговой инспекции отказано.
Не согласившись с данным решением, налоговая инспекция
обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт
отменить и удовлетворить исковое требование. По мнению заявителя,
ликвидационной комиссией при ликвидации ТОО Детский сад "Сказка"
не была соблюдена процедура ликвидации, поскольку ответчику не
были представлены справка о снятии с налогового учета, как того
требует Временное положение "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории
Хабаровского края", и ликвидационный баланс, в связи с чем
регистрация ликвидации ТОО Детский сад "Сказка" является
незаконной и делает невозможным взыскание задолженности по
налогам, которая имеется у товарищества.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд
апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим
отмене.
Постановлением главы администрации Кировского района
г. Хабаровска N 198/3 от 19.04.1993 было зарегистрировано
ТОО Детский сад "Сказка", о чем выдано свидетельство о
государственной регистрации N 01385 КР.
На том основании, что в соответствии с п.4 ст.6 Федерального
закона РФ N 52-ФЗ от 30.11.1994 "О введении в действие части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и ч.3 ст.59 ФЗ
РФ от 14.01.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью"
учредительные документы товарищества в установленные законом сроки
(не позднее 1 июля 1999 года) не были приведены в соответствие с
нормами главы 4 ГК РФ и ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью", учредителем принято решение о ликвидации
ТОО Детский сад "Сказка".
Решение о ликвидации было также продиктовано и тем, что
действующее законодательство не предусматривает существование
образовательных учреждений в организационно - правовых формах, в
которых создаются коммерческие организации.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может
быть ликвидировано по решению его учредителей (участников),
которые, приняв такое решение, обязаны исполнить требования,
предусмотренные ст.62 ГК РФ.
Порядок ликвидации определяется ст.63 ГК РФ, из анализа
которой следует, что ликвидация начинается с уведомления всех
кредиторов и направления учредителями письменного сообщения о
предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц, которое является основанием для
внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о
том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
По согласованию с регистрирующим органом определяется и
утверждается состав ликвидационной комиссии, к которой в силу
ст.62 ГК РФ переходят все права по управлению делами юридического
лица.
Во исполнение вышеизложенных требований закона с
Регистрационной палатой Хабаровского края по государственной
регистрации юридических лиц была согласована и создана
ликвидационная комиссия, о чем свидетельствует письмо N 529 от
15.03.2000 (л.д.14).
По результатам своей деятельности, которая прежде всего
заключается в выявлении кредиторов и расчетах с ними,
ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный
баланс, а затем ликвидационный, которые утверждаются учредителями
или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовываются с
регистрирующим органом.
27.04.2000 Регистрационной палатой был принят промежуточный
баланс и промежуточно - ликвидационный баланс, заверенный ИМНС по
Кировскому району г. Хабаровска, о чем свидетельствует штамп
инспекции, проставленный на этом документе (л.д.19-25). В
регистрирующий орган были также представлены справки,
свидетельствующие об отсутствии у ТОО Детский сад "Сказка"
задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе и справка
ИМНС по Кировскому району от 25.04.2000 N 04-181136 об отсутствии
задолженности в бюджет и внебюджетные фонды. Указанная справка
была выдана на основании заявления директора товарищества
М.В.Пестовой (л.д.35).
Как следует из отзыва Регистрационной палаты на исковое
заявление, промежуточно - ликвидационный баланс был принят как
ликвидационный ввиду отсутствия кредиторов и соответственно
долгов.
20.06.2000 на основании представленных ликвидационной
комиссией документов регистрирующим органом принято Решение об
исключении товарищества из реестра и о выдаче учредителю
свидетельства о регистрации.
На основании данного Решения выдано свидетельство N 27:23-Л227
22.06.2000 об исключении из Единого краевого реестра Товарищества
с ограниченной ответственностью Детский сад "Сказка" и
присвоенного ранее номера 198/3 от 19.04.93.
По мнению истца, регистрация ликвидации произведена с
нарушением требований пункта 2.11 Временного положения "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на территории Хабаровского края", утвержденного
Постановлением главы администрации Хабаровского края N 158 от
09.04.1999.
Данный пункт содержит перечень документов, которые необходимо
представить в регистрирующий орган для внесения в Единый краевой
реестр записи о ликвидации юридического лица. Среди необходимых
документов значатся: справка о снятии с налогового учета и
ликвидационный баланс.
Поскольку такие документы не были представлены регистрирующему
органу, процедура ликвидации, по мнению налоговой инспекции,
проведена с нарушением закона. Последствием нарушения явилось то,
что у ТОО Детский сад "Сказка" имеется задолженность в бюджет по
уплате налогов, установленная по результатам проведения выездной
налоговой проверки в период с 15.06.2000 по 22.06.2000.
Доводы истца следует признать обоснованными по следующим
основаниям.
Временное положение "О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Хабаровского
края" подробно регулирует вопросы государственной регистрации
создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также
определяет полномочия и обязанности регистрирующего органа при
проведении соответствующих процедур регистрации.
В частности, в соответствии с пунктом 3.8 Временного положения
регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу
документов, представленных для регистрации, и проверить соблюдение
установленного законом порядка, в данном случае, ликвидации, а
также полноту представленных документов.
По результатам экспертизы дается либо положительное, либо
отрицательное заключение. В случае положительного результата
издается заключение и решение Регистрационной палаты о
государственной регистрации.
Пунктом 3.12 предусмотрено, что при принятии решения о
регистрации ликвидации соответствующая информация направляется в
государственную налоговую инспекцию и орган государственной
статистики.
Из анализа изложенных положений и материалов дела следует
вывод о не соблюдении Регистрационной палатой при регистрации
ликвидации ТОО Детский сад "Сказка" требований Гражданского
кодекса РФ и Временного положения, предъявляемых к процедуре
регистрации ликвидации юридического лица.
Принятие промежуточного ликвидационного баланса как
ликвидационного противоречит требованиям ч.5 ст.63 ГК РФ, которая
прямо предусматривает обязанность ликвидационной комиссии
составить ликвидационный баланс, утверждаемый собственником или
органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласовать его с
регистрирующим органом.
Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие справки
налогового органа о снятии с учета является несущественным
нарушением, следует признать несостоятельным, поскольку
последствием такого нарушения явилось наличие значительной
задолженности в бюджет.
Не соблюдение налоговым органом 14-ти дневного срока,
предусмотренного п.5 ст.84 НК РФ, для снятия с учета, не имеет для
данного спора значения, хотя и является нарушением требований
закона.
Регистрирующий орган наделен законом полномочием вносить
запись в единый государственный реестр юридических лиц, которая
свидетельствует о прекращении деятельности юридического лица,
поэтому прежде чем совершить этот акт государственной регистрации,
именно регистрирующий орган обязан проверить соблюдение закона при
совершении процедуры ликвидации, и в противном случае возвратить
документы, представленные ликвидационной комиссией, на доработку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.157-159 АПК РФ,
суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.11.2000 по
делу N А73-7093/2000-38 отменить.
Признать недействительной государственную регистрацию
ликвидации Товарищества с ограниченной ответственностью Детский
сад "Сказка".
Постановление вступает в силу с момента его принятия, но может
быть обжаловано в кассационную инстанцию в месячный срок через
суд, вынесший постановление.
Председательствующий:
В.В.Кочергин
Судьи:
Г.З.Брусиловский
О.В.Шальнева
|