ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2001 г. N 111
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОРИДОРАХ В АРЕАЛЕ АМУРСКОГО ТИГРА
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
В соответствии с законами Российской Федерации "Об охране
окружающей природной среды", "Об особо охраняемых природных
территориях", "О животном мире", постановлениями Правительства
Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 795 "О сохранении
амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов диких животных и растений на территории
Приморского и Хабаровского краев", от 8 июля 1997 г. N 843
"О федеральной целевой программе "Сохранение амурского тигра", в
целях обеспечения сохранения пространственно - генетического
единства особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае
и предотвращения сокращения ареала амурского тигра постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об экологических коридорах
в ареале амурского тигра в Хабаровском крае (далее - Положение).
2. Главам муниципальных образований городов и районов края
руководствоваться Положением и принимаемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами Хабаровского края при разработке и
утверждении проектов и планов районной планировки, схем
землеустройства, развития землепользования, размещении объектов
производственной и социальной инфраструктуры и уведомлять
правообладателей земельных участков об устанавливаемых в связи с
организацией экологических коридоров ограничениях хозяйственной
деятельности при государственной регистрации прав на земельные
участки.
3. Департаменту средств массовой информации, молодежной
политики и спорта администрации края (Левков С.А.) опубликовать
настоящее постановление в изложении в газете "Тихоокеанская
звезда".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей
промышленности администрации края (Почеревин Г.Е.).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Глава администрации
В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
главы администрации края
от 27 марта 2001 г. N 111
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОРИДОРАХ В АРЕАЛЕ АМУРСКОГО ТИГРА
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "Об
особо охраняемых природных территориях", "О животном мире",
Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 795
"О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территории
Приморского и Хабаровского краев", от 8 июля 1997 г. N 843
"О федеральной целевой программе "Сохранение амурского тигра",
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Хабаровского края и определяет понятие об экологических коридорах
в ареале амурского тигра в Хабаровском крае, порядок их выделения,
охраны и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
1.2. Под экологическими коридорами в ареале амурского тигра в
Хабаровском крае (в дальнейшем - экологические коридоры)
понимаются охраняемые природные территории, включая земли, водную
поверхность и воздушное пространство над ними, связывающие между
собой в пределах устойчивого ареала амурского тигра различные
категории особо охраняемых природных территорий и
характеризующиеся комплексом ландшафтных, защитных, кормовых и
других благоприятных условий для совершения миграций, обеспечения
питания и размножения амурского тигра, а также других редких и
исчезающих видов животных и растений, для которых решениями
администрации края и органов местного самоуправления
устанавливается особый режим хозяйственной деятельности.
1.3. Экологические коридоры являются функциональными
элементами системы особо охраняемых природных территорий
Хабаровского края и организуются, как правило, между особо
охраняемыми территориями в Хабаровском крае, а также между ними и
прилегающими своими границами к административной границе
Хабаровского края особо охраняемыми природными территориями других
субъектов Российской Федерации и Китайской Народной Республики в
целях обеспечения сохранения пространственно - генетических связей
и целостности популяции амурского тигра на Дальнем Востоке.
1.4. Решения об объявлении экологических коридоров и
установлении особого режима хозяйственной деятельности в них
утверждаются администрацией края по представлению территориальных
подразделений специально уполномоченных государственных органов
Российской Федерации по охране окружающей природной среды, а также
по охране, контролю и регулированию использования объектов
животного мира и среды их обитания, на основании решений краевой
рабочей группы, образованной постановлением главы администрации
края от 10 июля 2000 г. N 243 "О краевой рабочей группе по
координации деятельности в области сохранения биологического
разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию
Хабаровского края".
1.5. Объявление экологических коридоров не влечет за собой
изъятия земель, водной поверхности и воздушного пространства над
ними из хозяйственного использования, прекращения прав владения,
пользования и распоряжения земельными участками и имеет целью
установление дифференцированного режима использования природных
ресурсов территории.
Сферой регулирования являются масштабы, сроки, методы ведения
отдельных видов хозяйственной деятельности, связанные с
осуществлением пользования природными ресурсами, способные снизить
благоприятность условий, перечисленных в пунктах 1.2, 1.3
настоящего Положения.
1.6. Ограничения хозяйственной деятельности, устанавливаемые в
границах экологических коридоров, дифференцируются в зависимости
от результатов эколого - функционального зонирования ареала
амурского тигра в Хабаровском крае и конкретной территории,
предлагаемой к объявлению экологическим коридором.
Размеры ограничений, устанавливаемых в экологических
коридорах, не могут быть более строгими, чем установленные в
отношении конкретных видов хозяйственной деятельности для любых
двух особо охраняемых природных территорий, которые соединяются
соответствующим экологическим коридором.
1.7. Установленный в экологических коридорах режим
хозяйственной деятельности доводится до сведения хозяйствующих
субъектов и населения через средства массовой информации (печать,
радио, телевидение).
1.8. Государственные органы на территории края, органы
местного самоуправления, предоставляющие хозяйствующим субъектам
право осуществления хозяйственной деятельности в сфере оценки,
поисков, разведки, изъятия, переработки, транспортировки,
складирования природных ресурсов, организации выбросов, сбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов,
оказания других видов вредного воздействия на окружающую природную
среду в пределах экологических коридоров, обязаны включать
требования соблюдения установленных в них ограничений в
соответствующие свидетельства, лицензионные условия и (или)
договоры в составе публичного обременения прав.
1.9. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков,
водной акватории и воздушного пространства в границах
экологических коридоров принимают на себя обязательства по
обеспечению их охраны, соблюдению режима установленной в них
хозяйственной деятельности и несут ответственность за их нарушение
в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных
территориях.
Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных
участков по обеспечению охраны экологических коридоров возмещаются
за счет средств внебюджетных фондов, благотворительных взносов
организаций и частных лиц, других не запрещенных законодательством
источников.
1.10. Муниципальные образования городов и районов края обязаны
учитывать экологические коридоры при разработке и утверждении
проектов районной планировки, планов и схем землеустройства,
развития землепользования, размещения объектов производственной и
социальной инфраструктуры и при государственной регистрации прав
на земельные участки уведомлять правообладателей об ограничениях
хозяйственной деятельности, установленных в связи с организацией
экологических коридоров.
Ограничения хозяйственной деятельности, устанавливаемые в
границах экологических коридоров, подлежат регистрации в
учреждениях юстиции в порядке, предусмотренном Федеральным законом
от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним".
Раздел 2. Задачи экологических коридоров
На экологические коридоры возлагается решение следующих задач:
- предотвращение сокращения и фрагментации ареала амурского
тигра в Хабаровском крае, а также ареалов видов животных и
растений, существенным образом формирующих благоприятность среды
обитания амурского тигра, успешность его жизнедеятельности и
воспроизводства, в том числе имеющих хозяйственное значение или
относящихся к различным категориям редкости;
- сохранение основных ландшафтных, лесорастительных, защитных,
кормовых и других условий, обеспечивающих выполнение
экологическими коридорами своих функций неопределенно долгий
период времени;
- поддержание пространственно - генетического единства
экосистем ключевых элементов природно - заповедного фонда
(заповедники, заказники, памятники природы и другие);
- стабилизация численности диких копытных животных (кабан,
изюбр, косуля) как основных объектов питания амурского тигра;
- создание дополнительных условий для сохранения
экологическими коридорами своей роли путем регулирования
хозяйственной деятельности, проведения рекультивационных и других
биотехнических мероприятий.
Раздел 3. Состав территорий экологических коридоров
3.1. В состав экологических коридоров могут входить участки
территорий (зоны) с особым правовым режимом использования земель
(охранные, санитарно - защитные, историко - культурного наследия,
запретные зоны особо охраняемых природных территорий, водных
источников, земель оборонных, промышленных, транспортных объектов,
объектов инженерных коммуникаций, нефтехранилищ,
нефтегазопроводов, линий электропередачи и связи, пограничных зон,
зон перспективной застройки, разведанных полезных ископаемых,
подземных вод и другие).
В отношении вышеперечисленных участков территории (зон)
действуют ограничения прав по их использованию, установленные
законодательством и нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Хабаровского края, актами местного самоуправления,
министерствами и ведомствами Российской Федерации.
3.2. Экологические коридоры могут выделяться в составе
территорий традиционного природопользования коренных малочисленных
народов Севера в Хабаровском крае в соответствии с действующим
законодательством.
Раздел 4. Порядок образования экологических коридоров
4.1. Границы экологических коридоров выделяются на основании
результатов эколого - функционального зонирования ареала амурского
тигра в Хабаровском крае, выполняемого научно -
исследовательскими, проектно - изыскательскими организациями,
коллективами ученых и специалистов, имеющими лицензии на
осуществление данного вида деятельности в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря
1995 г. N 1230, по заданию специально уполномоченных
государственных органов по охране окружающей среды, контролю и
регулированию использования объектов животного мира и среды их
обитания.
4.2. Материалы комплексного эколого - функционального
зонирования, обосновывающие придание участкам территории правового
статуса экологических коридоров, подлежат обязательной
государственной экологической экспертизе в установленном порядке.
4.3. По результатам эколого - функционального зонирования в
границах экологических коридоров выделяются следующие категории
зон с дифференцированным режимом в отношении масштабов, сроков,
размеров изъятия природных ресурсов и изменений среды обитания:
- зона в пределах основного ядра популяции (субпопуляции)
амурского тигра максимально строгих ограничений;
- зона постоянного пребывания амурского тигра менее строгих
ограничений;
- зона редкого пребывания амурского тигра минимальных
ограничений;
- зона в пределах сезонных (репродуктивных) миграций амурского
тигра и генетического обмена между субпопуляциями вида
регулируемого режима хозяйственной деятельности.
Границы экологических коридоров и их функциональных зон
обозначаются на местности аншлагами.
4.4. Ограничения в отношении масштабов, сроков, размеров
изъятия природных ресурсов и изменений среды обитания для
выделенных категорий зон могут устанавливаться для следующих видов
пользования природными ресурсами: землепользование,
водопользование, лесопользование (в том числе побочное пользование
ресурсами леса), охотопользование, освоение водно - биологических
ресурсов, недропользование, рекреационное пользование и туризм, а
также для геологоразведочных и лесоустроительных работ.
4.5. Для каждого экологического коридора оформляется
экологический паспорт, содержащий следующие сведения:
- экологическое обоснование необходимости создания;
- описание границ с приложением схематической карты местности;
- сведения о местоположении, площади, категории выделяемых зон
и режиме хозяйственной деятельности;
- перечень земельных участков, предоставленных гражданам и
юридическим лицам, с указанием их местоположения, границ и
правовой формы использования;
- иные сведения.
4.6. До окончательного утверждения паспорта соответствующего
экологического коридора хозяйственная деятельность на участке
территории, зарезервированном в установленном порядке для его
организации, осуществляется в соответствии с Требованиями по
предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении
производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных
магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи,
установленными постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1996 г. N 997, другими нормативными правовыми актами
в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
4.7. Работы по проектированию экологических коридоров и
составлению соответствующих паспортов организуются специально
уполномоченными государственными органами по охране окружающей
среды, контролю и регулированию использования объектов животного
мира и среды их обитания по решению краевой рабочей группы по
координации деятельности в области сохранения биологического
разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию
Хабаровского края.
4.8. Финансирование работ по организации экологических
коридоров осуществляется за счет средств экологических фондов, а
также любых других не запрещенных действующим законодательством
источников.
4.9. Обеспечение контроля за выполнением установленного в
границах экологических коридоров режима хозяйственной деятельности
осуществляется за счет средств краевого бюджета, внебюджетных
фондов и других не запрещенных действующим законодательством
источников.
Раздел 5. Режим хозяйственной деятельности
в экологических коридорах
5.1. При подготовке обосновывающей документации на
строительство, размещение объектов хозяйственной и / или иной
деятельности, расположенных в границах экологических коридоров или
затрагивающих их границы, эксплуатация которых не связана с
режимом экологических коридоров, обязательно проводится оценка
намечаемого воздействия на окружающую среду (ОВОС) в порядке,
предусмотренном Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г.
N 372, которая представляется на государственную экологическую
экспертизу в соответствии с требованиями, установленными
действующим законодательством.
5.2. В зависимости от категории зон, выделенных в
установленном настоящим Положением порядке, дифференцированный
режим в отношении масштабов, сроков, размеров изъятия природных
ресурсов и изменений среды обитания экологических коридоров может
сопровождаться введением запрещений и ограничений отдельных видов
антропогенного воздействия.
К видам антропогенного воздействия, которые могут быть
запрещены или ограничены в границах выделенных категорий зон
относятся:
- коренное изменение пространственных, гидрологических и
других существенных характеристик ландшафтов;
- изменение мезорельефа;
- нарушение почвенного покрова вследствие широкомасштабных
земляных работ по извлечению и складированию грунта, если это не
связано с проведением аварийно - восстановительных работ,
реконструкцией и ремонтом существующих транспортных и инженерно -
технических коммуникаций;
- спрямление русел рек и ручьев, заключение их участков в
коллекторы, бетонирование берегов рек и водоемов, строительство
новых водоемов рекреационного или коммунально - хозяйственного
назначения;
- интродукция растений и животных;
- распашка лугов;
- выжигание растительности, сжигание листьев и сухой травы,
весенние палы:
- хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических
реагентов, горюче - смазочных материалов и других опасных для
объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и
отходов производства без осуществления мер, гарантирующих
предотвращение заболеваний и гибели амурского тигра, других
объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
- установление сплошных, не имеющих специальных проходов
заграждений и сооружений на путях миграции животных;
- устройство в реках или протоках запоней или установление
орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;
- расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль
трубопроводов от подроста древесно - кустарниковой растительности
в период размножения животных;
- применение технологий и механизмов при осуществлении
сельскохозяйственных работ, которые вызывают массовую гибель
объектов животного мира или изменение среды их обитания;
- сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки
и массовых скоплений рыб;
- создание и эксплуатация ирригационных и мелиоративных
сооружений без обеспечения условий для свободного и безопасного
передвижения объектов животного мира через указанные сооружения;
- создание и эксплуатация водозаборных сооружений и каналов
гидромелиоративных систем без специальных защитных устройств;
- изменение функционального назначения земельного участка или
его части, если оно может привести к увеличению антропогенных
нагрузок на природный комплекс;
- новое капитальное строительство, за исключением объектов
хозяйственного назначения, необходимых для обеспечения нормального
функционирования хозяйствующих субъектов в соответствии с
функциональным назначением земельного участка;
- эксплуатация существующих объектов и сооружений, не
оборудованных средствами защиты окружающей среды;
- проходные рубки ухода в лесных насаждениях,
сплошнолесосечные рубки и рубки кедра корейского независимо от
применяемых способов рубок;
- изъятие остатков добычи амурского тигра;
- свободный выпас скота в лесных угодьях, кроме способов,
установленных рекомендациями по безопасному содержанию животных в
местах обитания амурского тигра;
- удаление пригодных для обитания животных дуплистых и фаутных
деревьев при проведении санитарных рубок;
- изреживание подлесочного яруса;
- удаление опавших листьев и хвороста (ветвей) из лесных
насаждений;
- проведение рубок ухода и санитарных рубок в выводково -
гнездовой период с 1 апреля по 30 июня;
- разрушения скальных останцов, являющихся убежищами амурского
тигра;
- мелиорация, осушение болот и другая деятельность, приводящая
к принципиальному изменению гидрологического режима;
- изъятие земель, связанное с их исключением из состава
лесного фонда;
- охотохозяйственная деятельность, связанная с отстрелом
(отловом) животных, отнесенных к объектам охоты (кроме
копытных), - на отдельных участках;
- отстрел копытных животных до достижения их популяциями
оптимальной плотности (в соответствии с кормовой емкостью
охотничьих угодий), устанавливаемой управлением по охране,
контролю и регулированию использования охотничьих животных
Хабаровского края;
- другие действия, причиняющие вред имеющимся на этих землях
природным объектам, если они не связаны с ремонтом и
реконструкцией существующих дорог и инженерно - технических
коммуникаций, новым строительством.
5.3. Режим конкретного экологического коридора устанавливается
его паспортом, который утверждается постановлением главы
администрации края в том же порядке, в котором принимается решение
об объявлении территории экологическим коридором.
5.4. Администрация края по согласованию со специально
уполномоченными органами в области охраны окружающей среды может
устанавливать в пределах экологических коридоров повышенные
коэффициенты платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в
окружающую среду, размещение отходов, другие виды вредного
воздействия, а также значения коэффициентов экологической
ситуации, приравненные к установленным в государственных природных
заповедниках на территории края.
5.5. В границах экологических коридоров допускаются
деятельность и мероприятия, направленные на улучшение условий
обитания видов животных и растений, способствующие выполнению
экологическими коридорами возложенных на них задач, в том числе:
- истребление волков;
- отстрел бурого медведя по разрешениям управления по охране,
контролю и регулированию использования охотничьих животных
Хабаровского края;
- проведение биотехнических мероприятий, направленных на
улучшение условий обитания животных и растений, стабилизацию и
увеличение численности диких копытных животных;
- посадка (посев) лесных культур;
- залужение прибрежных полос вдоль рек;
- рекреационная деятельность, прокладка туристических
маршрутов и проведение туров;
- научно - исследовательские работы, связанные с изучением
компонентов окружающей среды и биологического разнообразия;
- сбор плодов, ягод, грибов, папоротника гражданами для
личного потребления, а также их промышленная заготовка в порядке,
установленном действующим законодательством;
- регулируемая охота на виды животных, разрешенные к изъятию в
установленном порядке;
- заготовка живицы, березового сока, веников, других
недревесных продуктов леса в установленном действующим
законодательством порядке;
- традиционное природопользование в соответствии с
законодательством Хабаровского края о территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера в
Хабаровском крае;
- другие виды хозяйственной деятельности и пользования
природными ресурсами в объемах и способами, устанавливаемыми для
территорий конкретных экологических коридоров в соответствии с их
режимами.
5.6. Предпочтительными видами пользования природными ресурсами
в границах экологических коридоров являются неистощительное
лесопользование на основе долгосрочной аренды, охотохозяйственная
и рекреационная деятельность, традиционные промыслы представителей
коренных малочисленных народов Севера.
Раздел 6. Организация контроля за соблюдением режима
экологических коридоров
6.1. Контроль за выполнением собственниками, владельцами и
пользователями земельных участков установленного в экологических
коридорах режима хозяйственной деятельности возлагается на
специально уполномоченные государственные органы в области охраны
окружающей природной среды, а также по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира и среды их
обитания; специализированные подразделения по охране амурского
тигра и других редких видов животных и растений, занесенных в
Красные книги; другие специально созданные по решению
администрации края и органов местного самоуправления структурные
подразделения, наделенные соответствующими полномочиями;
общественные экологические инспекции и объединения граждан,
создаваемые в порядке, устанавливаемом законодательством
Российской Федерации и Хабаровского края.
6.2. Хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушением
режима, установленного для конкретного экологического коридора,
может быть приостановлена по представлению специально
уполномоченных органов в области охраны окружающей природной
среды, а также по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания в порядке,
установленном действующим законодательством.
6.3. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и
использования окружающей природной среды и природных ресурсов на
территориях экологических коридоров влечет за собой привлечение к
административной ответственности в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
6.4. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в
границах экологических коридоров, подлежит возмещению в
соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и
методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по
фактическим затратам на их восстановление.
|