АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2001 г. по делу N А73-1270/2001-33
Арбитражный суд в составе:
судьи С.А.Черняевой
рассмотрел в заседании суда дело по иску ООО "Ориент Лайн" в
интересах компании "Джулимар Лимитед" к АНО "Амурлоцманы" о
взыскании 98838 руб. 50 коп.
В заседании приняли участие:
от истца - Кошубская Е.И., Корсун О.Л., Павленко А.М.,
от ответчика - командир Соколов Г.М., Кузнецов А.Н.
Сущность спора:
Общество с ограниченной ответственностью "Ориент Лайн"
обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к
автономной некоммерческой организации "Амурские лоцманы" (далее -
АНО) в интересах компании "Джулимар Лимитед", Валетта, Мальта о
взыскании 98838 руб. 50 коп.
В судебном заседании представитель истца в порядке ст. 37 АПК
РФ заявила об увеличении иска до 171565 руб. 62 коп., из которых
163944 руб. стоимость оказанных ответчиком услуг и 7621 руб. 62
коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, иск
поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В порядке ст.ст. 1105, 1107 ГК РФ лицо, неосновательно временно
пользовавшееся чужими услугами, должно возместить потерпевшему то,
что оно сберегло вследствие такого пользования по цене,
существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том
месте, где оно происходило.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат
начислению проценты за пользование чужими денежными средствами
(ст. 395 ГК РФ).
Установлено, что ответчик оказывал истцу услуги по лоцманской
проводке судов по Амурскому Лиману по фарватеру "Южный": из
северной части Татарского пролива в устье реки Амур от буя N 1 до
порта Николаевск-на-Амуре.
Фарватер "Южный" является районом обязательной лоцманской
проводки, и согласно ст. 90 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации (далее - КТМ) капитан судна не вправе
осуществлять плавание без лоцмана по нему.
В порядке ст. 94 КТМ в период лоцманской проводки лоцману
капитан судна обязан предоставить отдельное помещение, питание.
Как следует из п. 8.3 Ставок сборов с судов в морских торговых
портах Российской Федерации, зарегистрированных Минюстом РФ от
28.10.96 за N 1184, лоцманский сбор включает в себя плату за
транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана
с судна.
Как видно из п. 2.2.4 Обязательных постановлений морской
администрации Николаевского-на-Амуре торгового порта, прием и
высадка лоцманов должны осуществляться в районе штатной лоцманской
станции "Южная" (в районе пос. Де-Кастри, залив Чихаева), откуда
до буя N 1 фарватера "Южный" 22,2 мили, что подтверждается
справками различных независимых ведомств. Согласно справке
капитана порта г. Николаевска-на-Амуре, это расстояние составляет
22 мили.
Согласно п. 3.3.12 Положения о морских лоцманах России,
утвержденных Министром транспорта России 04.04.96 приказом N 4, в
районах необязательной лоцманской проводки капитан судна имеет
право, если найдет это необходимым, взять на судно морского
лоцмана с отнесением расходов за счет судовладельца.
Таким образом, отклонение судна от курса для захода за лоцманом
является правом, а не обязанностью капитана судна или
судовладельцев.
Главой 5 Международной конвенции по охране человеческой жизни
на море 1974 г., измененной протоколом 1978 г. (Солас 74/78),
предусмотрены правила, обеспечивающие безопасную посадку и высадку
лоцмана, а если погодные условия или какие-либо обстоятельства не
позволяют подняться лоцману на борт судна, он должен исполнять
свои обязанности с борта лоцманского катера, которым лоцман должен
доставляться к месту обязательной лоцманской проводки.
По действующему законодательству моментом начала оказания
лоцманских услуг является прибытие лоцмана на борт судна.
По настоящему делу лоцман с момента прибытия на борт в районе
п. Де-Кастри не осуществляет лоцманскую проводку, его 22 мили
везут за счет судовладельца до буя N 1, откуда он начинает
исполнять свои прямые обязанности - проводку.
Таким образом, на компанию "Джулимар Лимитед" возлагается
непредусмотренная нормативными актами обязанность по доставке
лоцмана к началу проводки, которую должна выполнять лоцманская
служба - ответчик по делу.
Использование ответчиком услуг судовладельца для доставки
лоцмана к месту обязательной проводки является неосновательным
обогащением и подлежит безусловному взысканию.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым
требование истца удовлетворить в полном объеме, с учетом, что
фактическое расстояние составляет 22,2 мили, но требования
выставлены в размере 31,55% от фактических затрат.
В порядке ст. 95 АПК РФ расходы истца по госпошлине возложить
на ответчика, довзыскав в Федеральный бюджет госпошлину,
выпадающую на увеличенные в порядке ст. 37 АПК РФ требования.
Руководствуясь ст.ст. 124 - 127, 134 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Иск общества с ограниченной ответственностью "Ориент Лайн" в
интересах компании "Джулимар Лимитед" удовлетворить.
Взыскать с автономной некоммерческой организации "Амурские
морские лоцманы" МОО ассоциации морских лоцманов России в пользу
компании "Джулимар Лимитед", Валетта, Мальта 163944 руб.
неосновательного обогащения, 7621 руб. 62 коп. процентов за
пользование чужими денежными средствами и расходы по госпошлине -
3565 руб., всего 171565 руб. 62 коп. и в доход Федерального
бюджета в лице Управления Федерального казначейства по
Хабаровскому краю госпошлину в размере 1466 руб. 31 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Хабаровского края в течение месяца со дня
оглашения.
Судья
С.А.Черняева
|