КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 03 июля 2001 г. N 11-9-1698
Руководителям муниципальных органов
управления образованием
Руководителям муниципальных базовых
учреждений в области
информатизации образования
Комитет общего образования администрации Хабаровского края
направляет рекомендации о преподавании информатики в
общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2001/2002
учебном году, подготовленные методистом Хабаровского краевого
института переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров Т.С.Крахмалевой.
Просим использовать настоящие рекомендации при подготовке
соответствующей документации, регламентирующей организацию
учебного процесса по информатике.
Заместитель председателя
А.М.Король
Приложение
к письму
Комитета общего образования
администрации Хабаровского края
от 03 июля 2001 г. N 11-9-1698
О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 2001/2002
УЧЕБНОМ ГОДУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ХАБАРОВСКОГО
КРАЕВОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХКК ГОС ОО)
Реализация идей демократизации и гуманизации
общеобразовательной школы привели к необходимости перехода от
единой (единообразной) школы к вариативности образовательных
систем. Однако при этом поставлена задача сохранения единого
образовательного пространства за счет реализации в каждой школе
страны федерального компонента государственного образовательного
стандарта (ФК ГОС).
Построение многообразия образовательных систем осуществляется
по двум направлениям:
- путем реализации права каждого субъекта Федерации учреждать
свои национально - региональные компоненты государственных
образовательных стандартов;
- путем реализации права каждой школы на построение школьных
компонентов.
Таким образом, внедрение и последующая реализация в каждой
школе страны ФК ГОС - обязательное условие сохранения единого
образовательного пространства в России.
Система общего образования Хабаровского края характеризуется
резким различием условий для изучения курса информатики в
общеобразовательных учреждениях отдельных территорий (районов,
городов) - в целом при слабой материально - технической базе,
недостаточном программно - методическом и кадровом обеспечении,
имеет место существенное разнообразие типов и конфигурации
вычислительной техники. Как в крае, так и в Российской Федерации
все еще не завершился период становления дисциплины
"Информатика" - активно протекают процессы модернизации и замены
устаревшей компьютерной техники на современные модели, отмечается
внедрение элементов современных информационных технологий в
организацию учебного процесса, происходит частая смена авторов и
наименований учебников в федеральном перечне учебников.
В связи с принятием Обязательного минимума содержания среднего
(полного) общего образования (приказ Минобразования России от
30.06.99 N 56) и в соответствии с постановлением главы
администрации Хабаровского края от 16.02.96 N 77 "Об
утверждении Хабаровского краевого компонента государственного
образования в части общих требований к его структуре и содержанию"
комитетом общего образования администрации Хабаровского края
утверждена новая редакция краевого стандарта образовательной
дисциплины "Информатика" (приказ комитета общего образования
администрации Хабаровского края от 11.04.2001 N 143) с
присвоением соответствующему документу кода ХКК ГОС ОО
04.03.04-01.
Новая редакция стандарта образовательной дисциплины
"Информатика" включает в себя федеральный обязательный минимум
содержания образования по информатике и дополнительные
региональные требования к содержанию и уровню подготовленности
учащихся.
Стандарт школьного образования по информатике является
нормативным документом, определяющим требования:
- к содержанию общеобразовательного курса информатики в виде
базового уровня его предъявления учащимся;
- к минимально необходимому уровню подготовленности учащихся в
виде набора требований к умениям и научным представлениям
школьников;
- к месту курса в учебном плане школы, его объему в учебных
часах.
В соответствии с Базисным учебным планом учреждений среднего
(полного) общего образования Хабаровского края (утвержден
комитетом общего образования администрации Хабаровского края,
приказ от 03.07.98 N 262) курс информатики включен в
инвариантную часть старшей ступени общеобразовательных школ, т.е.
должен изучаться как самостоятельный курс в 10-11-х классах.
Минимальное количество часов, отводимых в учебном плане
общеобразовательного учреждения на изучение информатики, - 2 часа
в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. По решению
правомочного органа управления образовательным учреждением
количество часов отводимых на изучение информатики, может быть
увеличено в соответствии с требованиями выбранной программы по
информатике.
Курс информатики может изучаться в 7-9 классах за счет часов
вариативной части по решению правомочного органа управления
образовательным учреждением при наличии соответствующих условий
(материально - техническое, кадровое, методическое обеспечение).
Дата введения требований краевого стандарта образовательной
дисциплины "Информатика" в новой редакции в параллелях 10-х
классов общеобразовательных учреждений края установлена - с
01.09.2001.
Для сохранения преемственности в 2001/2002 учебном году
преподавание информатики в параллелях 11-х классов осуществляется
на основе ранее принятой редакции стандарта образовательной
дисциплины "Информатика", срок действия которой продлен до
01.07.2002 (п.8 приказа комитета общего образования
администрации Хабаровского края от 11.04.2001 N 143).
Содержание курса информатики, построенное на основе требований
ХКК ГОС ОО, направлено на реализацию следующих основных целей:
- содействие формированию у школьников собственной уникальной
информационной картины мира, как части их общего мировоззрения, на
основе современных представлений о роли информации, об общих
закономерностях информационных процессов в системах различной
природы;
- развитие мышления школьников на основе использования
алгоритмических методов решения учебных задач, в том числе с
применением языков программирования;
- формирование умений применения информационных технологий в
различных видах практической деятельности, в том числе учебной.
Краевой стандарт учебной дисциплины "Информатика"
предусматривает выделение двух основных сквозных содержательных
линий:
- теоретические основы информатики;
- элементы информационных технологий и их практическое
применение.
Базовый инвариантный уровень предъявления учебного материала,
задаваемый стандартом по информатике, означает, что при изучении
информатики данное содержание обучения не может быть не раскрыто,
хотя бы на ознакомительном уровне. Степень детализации, полнота,
глубина и широта изложения учителем учебного материала на уроке
фиксируется предметной (учебной) программой, календарно -
тематическим и поурочным планированием.
При составлении на основе требований настоящего стандарта
предметных (учебных) программ необходимо уделить особое внимание:
- вопросам, связанным с пониманием сущности понятий
"информация", "информационный процесс", "информационная система",
"информационная технология";
- вопросам о возникновении информации, передаче информации,
каналах передачи информации, количестве информации;
- способам представления информатизации для формального
исполнителя алгоритма;
- вопросам, связанным с выбором исполнителя для решения
задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его
применения;
- ЭВМ и вычислительным системам как информационным системам и
инструментам информационных технологий;
- вопросам, связанным с описанием реальных объектов и явлений
для их исследования с помощью ЭВМ.
На основе требований стандарта правомочный орган
общеобразовательного учреждения разрабатывает (выбирает из
имеющихся) и утверждает рабочую программу курса "Информатика",
уточняет место и объем часов, отведенных в учебном плане школы на
его изучение (не ниже требований, заданных краевым стандартом
общеобразовательной дисциплины "Информатика"). При этом порядок и
логика развертки содержания учебного материала при планировании
учебного процесса может не совпадать с порядком и логикой
представления содержательных блоков учебного материала,
определенных стандартом.
Дифференциация подходов к реализации стандарта, осуществляемая
на основе учета имеющейся в общеобразовательном учреждении
компьютерной техники, предлагает смещение акцентов в преподавании
на отдельные содержательные блоки стандарта:
Безмашинный вариант преподавания:
- представление информации;
- основы алгоритмизации и программирования;
- формализация и моделирование;
- устройства обработки информации.
Классы, оснащенные устаревшей вычислительной техникой:
- основы алгоритмизации и программирования;
- формализация и моделирование;
- устройства обработки информации;
- информационные технологии (в силу отсутствия современных
текстовых и графических редакторов для устаревшей компьютерной
техники, целесообразно уделить внимание программной обработке
текстовой и графической информации).
Классы, оснащенные современной вычислительной техникой:
- требования стандарта реализуется в полном объеме.
Образовательные учреждения вправе самостоятельно выбирать
(разрабатывать) методические концепции реализации требований
стандарта и предметные (учебные) образовательные программы,
обеспечивающие эти требования (включая распределение учебного
материала по классам и ступеням обучения, широту и глубину его
изложения).
Критерии оценки выполнения учащимися требований стандарта
утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
При составлении предметной (учебной) программы необходимо
учитывать следующие условия:
- материальное обеспечение курса "Информатика" (наличие
современной вычислительной техники, ее соответствие современным
требованиям, программное обеспечение, наличие выхода в локальные и
глобальные вычислительные сети):
- тенденции развития дисциплины "Информатика": развитие
информационных технологий, изменение технологий программирования,
изменение объема теоретических основ информатики, предлагаемых для
изучения школьникам:
- возраст учеников, изучающих информатику (при изучении
информатики в более ранних классах).
При проведении практических занятий необходимо
руководствоваться следующими документами, определяющими
гигиенические требования использования ЭВМ:
- санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.96.542-96
"Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно - вычислительным машинам и организации
работы" (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от
14 июля 1996 г. N 14);
- санитарные правила СП 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования
к условиям обучения школьников в различных видах современных
общеобразовательных учреждений" (утверждены Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации при
Минздраве России 4 августа 1999 г., введены в действие приказом
Министра здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 1999 г.
N 309);
- письмо комитета общего образования администрации
Хабаровского края от 09.12.2000 N 11-9-2620 "Об упорядочении
нормируемого времени работы школьников на ЭВМ в учебном процессе".
Рекомендуемый учебно - методический комплекс:
- Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика: Учебное
пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. -
М.: Просвещение, 2000.
- Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика: Книга для учителя:
Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 кл. -
М.: Просвещение, 2000.
|