КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 20 июля 2001 г. N 4-7-1894
Руководителям муниципальных органов
управления образованием
Комитет общего образования администрации кроя направляет
"Методические рекомендации по вопросам охраны прав детства (для
глав муниципальных образований сел и поселков)" для использования
в роботе органами образования и муниципальными образованиями (сел,
поселков) по осуществлению полномочий по опеке и попечительству.
Председатель комитета
Л.Ф.Обухова
Приложение
к письму
комитета общего образования
администрации края
от 20 июля 2001 г. N 4-7-1894
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТСТВА
(ДЛЯ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СЕЛ И ПОСЕЛКОВ)
Органы опеки и попечительства
В соответствии со ст.34 ГК РФ и п.2 ст.121 СК органами опеки и
попечительства являются органы местного самоуправления.
Вопросы организации и деятельности органов местного
самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми,
оставшимися без попечения родителей, Хабаровского края
определяются уставами муниципальных образований в соответствии с
Законами субъектов РФ, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом
РФ, другими законодательными актами РФ, а также законом
Хабаровского края от 31.03.99 N 109 "Об организации деятельности
по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского
края".
В соответствии со ст.10 Закона Хабаровского края от 31.03.99
N 109 районная, городская (без районного деления), поселковая и
сельская администрации, осуществляя возложенные на них
государственные полномочия по опеке и попечительству, являются
органами опеки и попечительства.
Основные понятия,
применяемые в законодательных актах
1. Ребенок (несовершеннолетний) - лицо в возрасте до 18 лет.
2. Лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых,
когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или
единственный родитель, а также которые остались без попечения
родителей и в иных случаях признания ребенка, оставшегося без
попечения родителей, в установленном законом порядке.
3. Опекуны - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие
опекунские обязанности в отношении несовершеннолетних детей в
возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом
недееспособными вследствие психического расстройства.
4. Попечители - совершеннолетние дееспособные лица,
выполняющие попечительские обязанности в отношении
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также над
гражданами, ограниченными в дееспособности, и над
совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию
здоровья не могут осуществлять свои права и обязанности.
5. Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества
установлена опека (попечительство).
Полномочия органов опеки
и попечительства сел и поселков
В соответствии с п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ органы опеки
и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения
родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных
обстоятельств, избирают форму устройства детей, а также
осуществляют последующий контроль за условиями их содержания,
воспитания и образования.
Деятельности других, кроме органов опеки и попечительства,
юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Однако это не исключает активного содействия работников
органов внутренних дел, здравоохранения, жилищных органов,
учреждений образования, отдельных граждан органам опеки и
попечительства в своевременном выявлении таких детей (ст.122 СК
РФ).
В соответствии с возложенными на них задачами исполнительные
органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
- выявляют, ведут учет детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных
условий для воспитания в семье;
- принимают решения о назначении опекунов (попечителей), а
также об освобождении их от выполнения возложенных на них
обязанностей по согласованию с районным органом опеки и
попечительства;
- осуществляют временное устройство детей, оставшихся без
попечения родителей, до передачи их в семью или детское учреждение
общественного воспитания по согласованию с районным органом опеки
и попечительства;
- устанавливают и отменяют опеку над имуществом
несовершеннолетних, воспитывающихся в детских домах и школах -
интернатах или находящихся под опекой (попечительством) граждан на
территории другого муниципального образования;
- готовят документы для определения ребенка, оставшегося без
попечения родителей, в детский дом, школу - интернат, дом ребенка,
дом инвалидов;
- принимают меры по защите жилищных прав несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей, и обеспечению их жилой
площадью в случаях, предусмотренных федеральными и краевыми
законами;
- дают письменное разрешение на сдачу жилой площади
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в наем
(аренду) по согласованию с районным органом опеки и
попечительства;
- в соответствии со ст.36 Гражданского кодекса РФ дают
разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным;
- предъявляют иски в суды, связанные с защитой прав и законных
интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании
граждан ограниченно дееспособными, недееспособными, об отмене
ограничения дееспособности граждан;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних, не имеющих
нормальных условий для воспитания в семье;
- дают предварительное разрешение для совершения от имени
подопечного сделок, предусмотренных ст.37 Гражданского кодекса РФ,
по согласованию с районным органом опеки и попечительства;
- подотчетны в деятельности по опеки и попечительству
районному органу опеки и попечительству.
Основные функции по опеке и попечительству
сельских и поселковых органов местного самоуправления
Сельские, поселковые органы местного самоуправления:
- ведут подбор лиц, способных к выполнению обязанностей
опекуна или попечителя, готовят материалы, необходимые для
назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или
отстранении их от выполнения возложенных на них обязанностей;
- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей,
оказывают им помощь в трудоустройстве несовершеннолетних,
предоставляют акты контроля за деятельностью опекунов в районный
орган опеки и попечительства;
- обеспечивают сохранность жилья и имущества, закрепленного за
несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей,
заключают договоры найма (аренды) данного жилья;
- оказывают помощь опекунам и попечителям в воспитании,
обучении организации отдыха подопечных;
- готовят разрешения на обмен муниципального жилья семьям,
имеющих несовершеннолетних детей, по согласованию с районным
органом опеки и попечительства;
- привлекают общественность к работе органа опеки и
попечительства, координируют деятельность учреждений села
(поселка) по профилактической и реабилитационной работе с семьями,
ведущими антиобщественный образ жизни, имеющих несовершеннолетних
детей, нуждающихся в помощи и защите;
- выявляют семьи, ведущие антиобщественный образ жизни,
имеющие несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи и защите,
осуществляют сбор и накопление материалов по профилактической и
реабилитационной работе с данной категорией семей для дальнейшего
принятия мер по привлечению их к ответственности;
- оказывают содействие районному органу опеки и попечительства
в подготовке материалов для разрешения спорных вопросов между
родителями по воспитанию детей;
- ведут учет совершеннолетних лиц из числа детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, решают вопросы
обеспечения их муниципальной жилой площадью, первоочередного
обеспечения местами их детей в дошкольные учреждения, оказывают
помощь в трудоустройстве;
- ведут документацию:
для регистрации сообщений о детях, оставшихся без попечения
родителей ("Журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся
без попечения родителей");
- по закреплению жилой площади за несовершеннолетними; по
учету несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей,
нуждающихся в жилье;
- по учету совершеннолетних лиц из числа детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся в село
(поселок);
- по учету семей, не обеспечивающих надлежащее воспитание и
содержание детей, ведущих антиобщественный образ жизни. Сельские,
поселковые органы местного самоуправления не рассматривают
вопросы, связанные:
- с формированием государственного банка данных о детях,
оставшихся без попечения родителей;
- с усыновлением (удочерением) и передачей детей в приемную
семью;
- с объявлением несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипированным);
- с присвоением или изменением фамилии, имени
несовершеннолетнего;
- с назначением и отменой денежных средств на содержание
подопечного в порядке и размере, установленном Правительством РФ;
- с отчуждением, обменом и расторжением договоров о
приватизации жилой площади.
Сведения в журнале первичного учета о выявленном ребенке,
заносится в день получения данных о нем.
Записи в журнал и нумерация делаются с 1 января по 31 декабря
календарного года и на последующий год вносятся с января, начиная
с нового порядкового номера.
Срок между днем принятия на учет и днем устройства
несовершеннолетнего в семью, государственное учреждение не должен
превышать одного месяца (п.3 ст.122 СК РФ).
Специалист администрации поселка (села) в течение трех дней со
дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения
родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и
при установлении факта отсутствия попечения его родителей
обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о
его устройстве (п.1 ст.122 СК РФ). Специалистам составляется акт,
в котором указывается:
- Ф.И.О. ребенка, год рождения, адрес проживания;
- Ф.И.О. родителей и причина их отсутствия;
- с кем проживает ребенок на момент обследования;
- наличие у ребенка жилой площади (вписан в поквартирную
карточку, указан в домовой книге, является собственником жилья или
его части);
- виды выплат, получаемые ребенком (пенсия, пособие,
алименты);
- кто из членов семьи проживает на этой жилплощади и
правомерность их проживания;
- имеется ли у ребенка личное имущество и в чем оно выражено
(денежный вклад в Сбербанке, ценные вещи и т.д.), а также
имущество, оставшееся от родителей, которое по закону будет
принадлежать несовершеннолетнему. На все имущество составляется
опись в трех экземплярах. Один экземпляр передается опекуну,
усыновителю (приемному родителю) или в детский дом,
второй - остается у специалиста администрации, третий - хранится в
личном деле ребенка.
На имущество, оставшееся в пользовании несовершеннолетнего, в
случае лишения родителей родительских прав, длительного
заболевания, осуждения, временного отсутствия опись не
составляется.
На каждого несовершеннолетнего, оставшегося без попечения
родителей, переданного на воспитание в семью (под опеку,
попечительство) заводится личное дело и передается в районный
орган опеки и попечительства (отдел образования).
В администрации села (поселка) в личном деле ребенка находятся
копии основных его документов. Администрация села (поселка)
осуществляет контроль за содержанием, воспитанием ребенка,
находящимся под опекой (попечительством), и составляет акты
контрольного обследования два раза в год (октябрь, май), а при
необходимости чаще. Один экземпляр (копия) остается в
администрации села (поселка) в личном деле опекаемого,
другой - направляется в отдел образования.
В соответствии с п.1 ст.123 и п.3 ст.147 СК РФ на органы опеки
и попечительства, т.е. на администрацию села (поселков) временно
возлагаются обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в
государственное учреждение, а также над, несовершеннолетними
выпускниками детских домов, интернатов, не имеющих законных
представителей, прибывших из этих учреждений в село (поселок).
Если над прибывшим в село (поселок) выпускником не будет
установлено попечительство, то сельская (поселковая) администрация
решает вопросы его трудоустройства, обеспечения жильем, средствами
для проживания в соответствии с действующим законодательством.
Опека и попечительство над несовершеннолетними
Подбор опекуна осуществляется специалистом администрации
совместно с социальными педагогами (общественным инспектором по
охране прав детства) образовательного учреждения, руководителями
учреждений.
При подборе опекуна (попечителя) надо учитывать желание
гражданина и согласие ребенка (достигшего 10-летнего возраста),
состояние здоровья опекуна, его материальную независимость,
нравственные и личные качества, способность его к выполнению
обязанностей опекуна (попечителя), отношение членов семьи к
ребенку. При наличии хорошего здоровья и положительной
характеристики, жилья, отсутствия препятствий, опекуном
(попечителем) может быть совершеннолетний гражданин. Возрастные
пределы законом не установлены. Для оформления опеки необходимы
следующие документы:
1. Заявление в орган опеки и попечительства с просьбой о
назначении.
2. Справка о месте жительства опекуна, в которой указывается
адрес проживания, состав семьи, а также сведения об уплате за
жилье, коммунальные услуги.
3. Оправка о состоянии здоровья опекуна (попечителя)
установленной формы.
4. Характеристика на опекуна (попечителя).
5. Оправка о доходах опекуна (попечителя).
6. Копия свидетельства о рождении ребенка.
7. Документы, подтверждающие отсутствие родителей (копия
свидетельства о смерти; копия приговора суда; решение суда о
лишении родительских прав; справка о наличии тяжелого заболевания;
подтверждение об отъезде; справка о розыске и другие).
8. Заявление о согласии родителя, если он жив, на опеку с
указанием причин, почему родитель не занимается воспитанием.
9. Согласие ребенка старше 10 лет на то, чтобы данный
гражданин стал его опекуном (попечителем).
10. Оправка с места жительства ребенка, где он проживал с
родителем (родителями) до установления опеки (попечительства).
11. Справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы.
12. Справка из образовательного учреждения.
13. Акт обследования условий проживания ребенка.
14. Акт обследования жилищно - бытовых условий опекуна
(попечителя).
15. Сведения об имуществе (опись имущества или справка,
подтверждающая отсутствие имущества). Опись составляется только на
имущество, принадлежащее ребенку, и имущество, которое будет
передано несовершеннолетнему в порядке наследования. Опека
(попечительство) назначается распоряжением главы муниципального
образования по месту жительства несовершеннолетнего, а в особых
случаях по месту жительства опекуна (попечителя).
В распоряжение отдельными пунктами могут быть включены:
- закрепление за несовершеннолетним жилья;
- ходатайство о назначении на ребенка денежных средств.
Условия и порядок назначения денежных средств указаны в
приказе Министерства образования РФ от 19.08.99 N 199 "Об
утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на
питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством).
Опекун (попечитель) вправе получать на содержание
несовершеннолетнего:
- денежные средства; пенсию; алименты, которые взыскиваются
судом с нерадивых родителей;
- ежемесячное пособие в органах социальной защиты населения,
если не назначены к выплате денежные средства;
- разовые выплаты материальной помощи от органов социальной
защиты населения.
Опекун (попечитель) не имеет право на отчуждение имущества
несовершеннолетнего без разрешения органа опеки попечительства.
В обязанности опекуна входит сообщение специалистам сельской,
поселковой администрации, социальному педагогу образовательного
учреждения обо всех значительных изменениях, происходящих в
развитии, здоровье ребенка, его учебе, взаимоотношениях в семье.
Опекун (попечитель) обязан сообщать об изменениях
обстоятельств, который влекут за собой прекращение выплаты
денежных средств (например: возвращение из мест заключения
родителей; их выздоровление; окончание розыска по не уплате
алиментов и т.п.) и представлять два раза в год (до 15 марта и до
15 октября) справку о продолжении обучения подопечного, старше
16 лет, на которого он получает денежные средства.
При переезде опекуна на новое место жительства (за пределы
района), опекун обязан известить об этом письменным заявлением
орган опеки и попечительства, указав новое место жительства.
По прибытию на новое место жительства опекун обращается в
орган опеки и попечительства для постановки на учет; орган опеки и
попечительства запрашивается личное дело опекаемого с прежнего
места жительства.
При переезде опекуна необходимо заранее решить вопросы о жилье
и имуществе опекаемого (продажа, перевоз на новое место жительства
или назначение управляющего имуществом), а также выдать опекуну,
получавшему денежные средства на содержание опекаемого, справку за
подписью главы и главного бухгалтера администрации села (поселка)
о выплате денежных средств с указанием последнего месяца выплат; в
том случае, если денежные средства выплачиваются органами
образования, такая справка выдается органами образования.
Попечительство прекращается автоматически по достижению
подопечным совершеннолетия.
Однако отношения по опеке могут быть прекращены и по другим
причинам:
1. Опекун освобождается от выполнения опекунских обязанностей:
- в случае возвращения детей на воспитание родителям;
- при передаче детей на усыновление;
- при помещении ребенка в учреждение на полное государственное
обеспечение;
- по просьбе опекуна при наличии уважительных причин (болезнь,
изменение материальных условий, отсутствие контакта с ребенком).
2. Отстранение опекуна от выполнения обязанностей
осуществляется в следствие:
- недобросовестного отношения к обязанностям опекуна;
- злоупотребление спиртными напитками;
- использование опеки в корыстных целях и т.п.
Отстранение и отмена опеки производится распоряжением главы
муниципального образования.
Попечительство над несовершеннолетними может быть прекращено
досрочно, если тот вступает в брак, не достигнув 18 лет, а также в
случае, если несовершеннолетний признан полностью дееспособным
(эмансипирован).
Осуществляя контроль за осуществлением опеки (попечительства)
над несовершеннолетним, орган опеки и попечительства должен
обеспечить наличие полного комплекта документов в личном деле
опекаемого при установлении опеки. Кроме того, личное дело
постоянно пополняется следующими документами:
- актами контрольного обследования опекаемого - 2 раза в год;
- справками о здоровье опекаемого - 2 раза в год;
- отчетами опекунов (попечителей), получающих денежные
средства, об их расходовании - 2 раза в год;
- документами (актами), подтверждающими сохранность жилья - 2
раза в год;
- сведениями о розыске родителей и мерах, принимаемых к ним,
если они не участвуют в воспитании и содержании ребенка;
- другими документами, подтверждающими защиту прав и интересов
ребенка.
Работа с неблагополучными семьями, лишение и ограничение
родителей в родительских правах.
Специалист администрации, занимающийся работой с
несовершеннолетними, должен иметь список семей с детьми, где
родители злоупотребляют спиртным, жестоко относятся к детям, не
создают им элементарных условий для жизни и учебы, принуждают
детей к попрошайничеству.
К числу неблагополучных могут быть отнесены и остро
нуждающиеся семьи, где не хватает средств на еду и одежду, но
работа с этими семьями состоит в оказании им материальной помощи и
в содействии родителям в трудоустройстве.
Первый этап работы с неблагополучной семьей состоит в
обследовании, выяснении причин неблагополучия, оказании
соответствующей помощи и предупреждении родителей об
ответственности за воспитание детей.
Последующие посещения необходимы для анализа изменений,
обстановки в семье. Все посещения оформляются актами.
К обследованию могут привлекаться медицинские работники,
работники жилищных органов, внутренних дел, образовательных
учреждений.
Лишение родительских прав, как крайняя мера, может применяться
в случаях, если родители:
- уклоняются от выполнения родительских обязанностей, в том
числе по уплате алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из
родильного дома, больницы, детского дома;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми;
- являются больными хроническим алкоголизмом и наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья
детей или супруга.
Лишение родительских прав производится в судебном порядке по
заявлению одного из родителей или опекуна, прокурора или
учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав детей
(органов опеки и попечительства, КДН, администрации детских домов,
домов ребенка). Исковое заявление пишется в трех экземплярах. Один
экземпляр обследования передается в суд, один - остается на руках
у заявителя, один - передается для подготовки заключения в орган
опеки и попечительства (если иск подается не органом опеки и
попечительства).
В исковом заявлении указывается фамилия, имя, отчество
свидетелей и их домашний адрес. К исковому заявлению прилагаются
все акты обследований, заявления соседей, справки от врачей,
характеристики и другие имеющиеся материалы.
Ограничение в родительских правах производится на основании
ст.73 Семейного кодекса в таком же порядке.
Охрана имущественных и жилищных прав несовершеннолетних
Под охраной имущественных прав имеется в ввиду обеспечение
сохранности и управления имуществом несовершеннолетнего: охрана
его наследственных и жилищных прав; взыскание причиненных
несовершеннолетнему убытков.
Опекун, используя имущество и денежные средства опекаемого,
вправе совершать только бытовые сделки, направленные на содержание
и воспитание ребенка. Сделки, связанные с отчуждением имущества,
совершаются только с разрешения органа опеки и попечительства,
опекун (попечитель) несут ответственность только за сохранность
имущества несовершеннолетнего, принадлежащего ему по наследованию,
дарению, отписанного по завещанию.
Если выявлено имущество, находящееся в другой местности, то
меры к его охране должен принять орган опеки и попечительства по
месту нахождения имущества и уведомить тот орган опеки и
попечительства, где на учете состоит опекаемый (подопечный).
По достижении подопечным совершеннолетия имущество передается
ему по акту составленному органом опеки и попечительства.
Если смерть родителей произошла по вине предприятия или лица,
несовершеннолетнему должен быть возмещен ущерб. С требованием в
суд о возмещении вреда должен обращаться опекун.
Алименты на содержание детей взыскиваются по суду. Истцом
выступает опекун или орган опеки и попечительства.
Местом жительства несовершеннолетнего является местожительство
его родителей. Если в квартире, где были прописаны умершие
(безвестно отсутствующие) родители, остались дети, квартира в
течение 3-х месяцев должна быть приватизирована на детей.
Приватизация проводится бесплатно.
Если несовершеннолетний не проживает в квартире, принадлежащей
ему на праве собственности, то она сдается в аренду. Средства,
полученные в результате сдачи квартиры в аренду, перечисляются на
счет несовершеннолетнего.
Опекуны (попечители), проживающие в жилых помещениях
подопечных, не приобретают права проживания и самостоятельного
пользования помещением и по превращении опеки могут быть выселены
без предоставления им другого помещения.
Опекун (попечитель) не вправе самостоятельно без разрешения
органа опеки и попечительства распоряжаться жилой площадью
подопечного: заключать сделки с жильем, производить обмен, продажу
или сдавать в аренду, вселять кого-либо.
Подопечным, не имеющим жилья, оно предоставляется в
соответствии с действующим законодательством.
Основные законодательные акты
по защите прав и интересов несовершеннолетних
1. Конвенция Организации Объединенных Наций "О правах
ребенка", ратифицированная Верховным Советом Союза ССР 13 июля
1990 года.
2. Семейный кодекс Российской Федерации.
3. Гражданский кодекс РФ.
4. Жилищный кодекс РСФСР.
5. Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации в редакции Федерального закона от 11 августа 1994 г.
N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей".
7. Постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О
неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" (в редакции постановления
Правительства РФ от 14.05.2001 N 374).
8. Закон Хабаровского края от 31.03.99 N 109 "Об организации
деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории
Хабаровского края".
9. Закон Хабаровского края 01.02.95 N 1 "О социальной
адаптации лиц, лишенных родительского попечения, выпускников
образовательных учреждений всех типов".
10. Закон Хабаровского края от 02.03.99 N 101 "Об оплате труда
приемных родителей в Хабаровском крае" и закон Хабаровского края
от 28.02.2001 N 292 "О внесении изменений в закон Хабаровского
края "Об оплате труда приемных родителей в Хабаровском крае".
11. Совместный приказ Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от
25.12.95 N 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей,
передаваемых на воспитание в семью".
12. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 года N 829
"О приемной семье".
13. Постановление Правительства РФ от 01.05.96 N 542 "Об
утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может
усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в
приемную семью".
14. Приказ Министерства образования РФ от 19.08.99 N 199 "Об
утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на
питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством)".
15. Федеральный закон "Об основных гарантиях пряв ребенка в
Российской Федерации" (от 24.07.98 N 124-ФЗ).
16. Федеральный закон от 24 июня 1999 N 120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних".
Приложения
N 1 Журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей.
N 2 Образец составления описи имущества.
N 3 Образец акта обследования жилищно - бытовых условий
опекаемого.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по вопросам охраны прав детства
ЖУРНАЛ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
----T--------T---------T--------T--------T-------T-------T----------T----------T--------T----------T----------T--------¬
¦ N ¦ Дата ¦ От кого ¦Фамилия,¦ Число, ¦Занятие¦Ф.И.О. ¦ Место ¦ Место ¦Кто ¦ Вид ¦ Дата ¦Примеча-¦
¦п/п¦принятия¦поступили¦ имя, ¦ месяц, ¦ребенка¦матери ¦нахождения¦жительства¦осущест-¦устройства¦устройства¦ние ¦
¦ ¦ребенка ¦сведения ¦Отчество¦ год ¦(д/с, ¦и отца ¦родителей ¦ ребенка ¦вляет ¦ и адрес ¦ и номер ¦ ¦
¦ ¦на учет ¦ ¦ребенка ¦рождения¦школа, ¦ребенка¦ ¦ ¦присмотр¦устройства¦документа ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ребенка ¦неорга-¦ ¦ ¦ ¦за ¦ ребенка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦низо- ¦ ¦ ¦ ¦ребенком¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванный)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+---------+--------+--------+-------+-------+----------+----------+--------+----------+----------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦
L---+--------+---------+--------+--------+-------+-------+----------+----------+--------+----------+----------+---------
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по вопросам охраны прав детства
ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА
ОСТАВШЕГОСЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (Ф.И.О.
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО), ЛИШИВШЕГОСЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ (ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ)
----T--------------T--------------T------T---------T-------------¬
¦ N ¦Наименование ¦Характеристика¦Кол-во¦Примерная¦ Примечание ¦
¦п/п¦ предмета ¦ предмета и ¦ ¦ оценка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ степень его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ изношенности ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 1.¦Шкаф платяной ¦Из красного ¦ 1¦ 600¦Куплен отцом,¦
¦ ¦трехстворчатый¦дерева, новый ¦ ¦ рублей¦в настоящее ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦время ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦находящимся в¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заключении ¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 2.¦Швейная ¦Старая, ¦ 1¦ - ¦Подлежит ¦
¦ ¦машинка ¦непригодная к ¦ ¦ ¦сдаче в ¦
¦ ¦"Зингер" ¦дальнейшему ¦ ¦ ¦утиль - сырье¦
¦ ¦ ¦использованию ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 3.¦Пальто меховое¦Из меха нутрии¦ 1¦ 70¦Принадлежало ¦
¦ ¦(женское) ¦с каракулевым ¦ ¦ рублей¦бабушке ¦
¦ ¦ ¦воротником и ¦ ¦ ¦несовершенно-¦
¦ ¦ ¦манжетами с ¦ ¦ ¦летнего ¦
¦ ¦ ¦большой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦степенью ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦изношенности ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 4.¦Подушки ¦Бывшие в ¦ 5¦ 100¦ ¦
¦ ¦пуховые ¦употреблении ¦ ¦ рублей¦ ¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 5.¦Посуда ¦Сервиз чайный ¦ 1¦ 40¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рублей¦ ¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 6.¦Набор столовых¦Мельхиоровые, ¦ 36¦ 290¦Часть ¦
¦ ¦ложек, ножей, ¦новые ¦пред- ¦ рублей¦предметов ¦
¦ ¦вилок ¦ ¦метов ¦ ¦была в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦употреблении ¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 7.¦Сберегательная¦ ¦ 1¦ 500¦На имя ¦
¦ ¦книжка ¦ ¦ ¦ рублей¦умершей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦матери ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ивановой З.П.¦
+---+--------------+--------------+------+---------+-------------+
¦ 8.¦Лотерейные ¦денежно - ¦ 5¦1-50 коп.¦N 564278786 ¦
¦и ¦билеты ¦вещевой ¦ ¦ ¦N 057138546 ¦
¦так¦ ¦лотереи ¦ ¦ ¦и т.д. ¦
¦да-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лее¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------+--------------+------+---------+--------------
Инспектор по охране детства (либо
общественный инспектор по охране детства) (подпись)
Представители ДЭЗа, ЖЭКа (комендант общежития,
член правления ЖСК, депутат, секретарь сельсовета) (подпись)
Дата составления__________________
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по вопросам охраны прав детства
Дата__________
АКТ
ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ОПЕКАЕМОГО
__________________________________________________________________
Ф.И.О., число, месяц, год рождения ребенка
__________________________________________________________________
Проживающего по адресу:___________________________________________
__________________________________________________________________
Место учебы или работы____________________________________________
__________________________________________________________________
Школа, класс, курс, название техникума____________________________
Мною, общественным инспектором, соц. педагогом, специалистом______
__________________________________________________________________
проведено контрольное обследование жилищно - бытовых условий
опекаемого _______________________________________________________
Опекун____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Место работы, зарплата____________________________________________
Воспитывает ребенка с ____________________________________________
Сведения о родителях: ____________________________________________
Отец______________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
На момент посещения установлено, что семья, где проживает
опекаемый состоит из____человек
Условия проживания ребенка________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Доход на опекаемого состоит из___________________ рублей
(включать только алименты, пенсии на ребенка, пособия)
__________________________________________________________________
Состояние здоровья (состоит ли на "Д" учете, получал ли санитарное
лечение)__________________________________________________________
Сведения о жилой площади__________________________________________
Сведения об имуществе_____________________________________________
__________________________________________________________________
Сведения о братьях, сестрах_______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В свободное время занимается______________________________________
__________________________________________________________________
Успеваемость______________________________________________________
Получает ли бесплатное питание в школе____________________________
__________________________________________________________________
Материальная помощь_______________________________________________
Для детей дошкольного возраста:
Освобожден ли от уплаты за д/с____________________________________
Для уч-ся ПТУ и средних учебных заведений:
Стипендия_________________________________________________________
Питание___________________________________________________________
Материальная помощь_______________________________________________
Отношения в семье_________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись___________
|