АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 08 августа 2001 г. по делу N А73-4571/2001-41
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Лузан К.Б., Горбачевой О.В.
рассмотрел в заседании суда дело по иску ООО "Мутабор" к
Инспекции МНС РФ по Индустриальному району г. Хабаровска о
возврате излишне уплаченного налога в сумме 862490 руб. и о
взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного
налога.
В заседании приняли участие:
от истца - Бронштейн А.М., Жойд В.С., Шестерук А.И.
от ответчика - Никульшина Т.К.
Сущность спора:
Общество с ограниченной ответственностью "Мутабор" (далее -
Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ
по Индустриальному району г. Хабаровска о возврате излишне
уплаченного налога в сумме 862490 руб. и о взыскании процентов за
несвоевременный возврат излишне уплаченного налога.
В судебном заседании представитель истца изменил свои исковые
требования, просил признать недействительным решение налогового
органа от 27.07.2001 N 071903 и обязать ответчика возвратить из
бюджета излишне уплаченный налог в сумме 796676,25 руб. и проценты
за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога в сумме
12776,34 руб.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился
по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не
подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истец, зарегистрированный
17.09.99 в государственном реестре юридических лиц за N 27:23-Р
834, в соответствии со ст. 3 Закона "О налоге на игорный бизнес"
от 31.07.98 N 142-ФЗ (с изменениями и дополнениями) является
плательщиком налога на игорный бизнес.
14.06.2001 Общество представило в инспекцию Индустриального
района г. Хабаровска уточненные расчеты налога на игорный бизнес
за период с января по май 2001 г., а 18.07.2001 - уточненный
расчет по данному налогу за июнь 2001 г.
В представленных расчетах истец, при исчислении налога на
игорный бизнес, применил ставки налога, установленные Законом N
142-ФЗ от 31.07.98 и Законом Хабаровского края "О налогах и сборах
Хабаровского края" от 24.12.99 N 163 при минимальной оплате труда
- 83,49 руб.
Представляя уточненные расчеты по указанным ставкам налога и
минимальной оплате труда, Общество ссылалось на ст. 9 Закона "О
государственной поддержке малого предпринимательства" от 14.06.95
N 88-ФЗ.
Согласно указанной статьи, если изменения налогового
законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов
малого предпринимательства, то сохраняется порядок
налогообложения, существовавший на день государственной
регистрации субъекта малого предпринимательства в течение 4 лет со
дня его государственной регистрации.
Ответчиком проведена камеральная проверка представленных
Обществом расчетов, в соответствии со ст. 88 НК РФ.
По результатам проверки вынесено решение от 27.07.2001 N 07/903
об отказе в привлечении истца к налоговой ответственности.
Из решения следует, что истец в нарушении ст. 5 Закона "О
минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 N 82-ФЗ, согласно
которой, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей,
осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, в
зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1
января 2001 г., исходя из базовой суммы 100 руб., применил при
расчетах налога на игорный бизнес за январь - июнь 2001 г. в
федеральный и территориальный бюджет ставку минимальной оплаты
труда 83,49 руб.
Кроме того, истец в нарушении ст. 5 Закона "О налоге на игорный
бизнес" от 31.07.98 N 142-ФЗ (с изменениями и дополнениями от
12.02.2001), согласно которой установлена ставка налога в
федеральный бюджет за каждый игровой стол в размере 200
минимальных размеров оплаты труда, с апреля по июнь включительно
2001 г. применил старую ставку налога на игорный бизнес в
федеральный бюджет.
В результате указанных нарушений Общество занизило сумму налога
на игорный бизнес в федеральный бюджет на общую сумму 883021 руб.,
в территориальный - 25187 руб.
Однако у истца по лицевому счету за проверяемый период имелась
переплата в федеральный бюджет в сумме 601821 руб., в
территориальный - 372200 руб.
Налоговым органом (с учетом занижения истцом в расчетах сумм
налога и имеющейся переплаты), по заявлению Общества о зачете
излишне уплаченного налога от 14.06.2001 N 347, произведен расчет
суммы излишне уплаченного налога в бюджет следующим образом:
Федеральный бюджет - 883021 - 601821 = 281200 руб. (недоимка)
Территориальный бюджет - 372200 - 25187 = 347013 руб.
(переплата)
Итого: 347013 - 281200 = 65813 руб. (переплата)
Поскольку истец в письме за N 412 от 28.06.2001 просил
налоговый орган возвратить излишне уплаченную сумму, ответчик
26.07.2001 составил заключение о возврате излишне уплаченной суммы
в размере 65813,75 руб.
Платежным поручением N 384 от 30.07.2001 на расчетный счет
истца Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю
перечислены денежные средства в сумме 65813,75 руб.
Истец не согласен с размером суммы излишне уплаченного налога,
рассчитанной налоговым органом, которая была ему возмещена из
бюджета.
Общество считает, что поскольку оно относится к субъектам
малого предпринимательства, то на него распространяется ст. 9
Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства" от
14.06.95 N 88-ФЗ.
Согласно данной статьи, в случае если изменения налогового
законодательства создают менее благоприятные условия по сравнению
с ранее действовавшими условиями (увеличение размера оплаты труда
с 01.01.2001 и размера ставок налога на игорный бизнес с
01.04.2001), то в течение 4 лет данные субъекты подлежат
налогообложению в прежнем порядке.
Суд считает данные утверждения истца неправомерными и не может
их принять по следующим основаниям.
Во-первых, изменение минимальной оплаты труда не относится к
изменению налогового законодательства.
Во-вторых, согласно статьи 5 Закона "О государственной
поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95 N 88-ФЗ
государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых
предприятий представляется в утверждаемом Правительством
Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные
процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию,
необходимую для решения вопросов налогообложения.
Кроме того, статей 6 указанного Закона определена форма
государственной поддержки малого предпринимательства, а именно:
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации
их продукции, представления государственной статистической и
бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 2 Закона "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ под действие упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают
предприятия игорного и развлекательного бизнеса, для которых
установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и
отчетности.
Данный порядок предусмотрен ст. 5 Закона "О налоге на игорный
бизнес".
Ставка налога на игорный бизнес в федеральный бюджет, согласно
ст. 5 Закона от 31.07.98 N 142-ФЗ в январе - марте 2001 г.
составляла:
- за каждый игровой стол, предназначенный для проведения
азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона -
1200 минимальных размеров оплаты труда в год и 100 минимальных
размеров оплаты труда в месяц (1200/12);
- за каждый игровой стол, предназначенный для проведения
азартных игр, в которых игорное заведение участвует как
организатор и (или) наблюдатель - 100 минимальных размеров оплаты
труда в год или 8,33 минимальных размера оплаты труда в месяц
(100/12).
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон РФ "О налоге на игорный бизнес" от 12.02.2001 N
8-ФЗ ставка налога на игорный бизнес в федеральный бюджет с
01.04.2001 установлена в размере - за каждый игровой стол 200
минимальных размеров оплаты труда в месяц.
Закон Хабаровского края "О внесении изменения в статью 6 Закона
Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" от
25.05.2001 N 307 устанавливает новые ставки по налогу на игорный
бизнес в территориальный бюджет с 01.07.2001.
Соответственно, в апреле, мае, июне 2001 г., согласно п. 4 ст.
5 Закона от 31.07.98 N 142-ФЗ действовали минимальные размеры
ставок налога на игорный бизнес только в федеральный бюджет.
Суд считает действия налогового органа по расчету налога на
игорный бизнес с учетом нового минимального размера оплаты труда с
01.01.2001 и новых ставок налога с апреля 2001 г. правомерными,
т.к. на истца не распространяется действие ст. 9 Закона "О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Кроме того, истец просит обязать ответчика уплатить проценты за
несвоевременный возврат излишне уплаченного налога в сумме
12776,34 руб.
Ответчик данные исковые требования не признал, сославшись, на
то, что им выполнены требования п. 9 ст. 78 НК РФ.
Излишне уплаченная сумма налога возвращена истцу в течение
одного месяца с момента подачи заявления о возврате.
Из материалов дела следует, что истец в порядке ст. 78 НК РФ
обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне
уплаченного налога от 14.06.2001 за N 347.
В указанном заявлении руководителем Общества исправлено слова
"возврат", на слово "зачет". Письмом от 28.06.2001 за N 412
Общество вновь просит произвести не "зачет", а "возврат" излишне
уплаченного налога.
Таким образом, датой, с которой следует исчислять месячный срок
возврата из бюджета излишне уплаченного налога, является
28.06.2001.
Материалами дела подтверждается, что налоговым органом месячный
срок возврата из бюджета налога не нарушен (заключение о возврате
от 26.07.2001, платежное поручение по перечислению денежных
средств от 30.07.2001).
В соответствии с пунктом 9 ст. 78 НК РФ, возврат суммы налога
производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о
возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне
уплаченного налога, невозвращенную в установленный срок,
начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Суд считает, что нет оснований для начисления процентов за не
возврат в установленный срок излишне уплаченного налога из
бюджета, т.к. данный срок не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 124 - 127, 132,
134 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью
"Мутабор" о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по
Индустриальному району г. Хабаровска от 27.07.2001 N 071903 и об
обязании Инспекции МНС РФ по Индустриальному району г. Хабаровска
возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме
796676,25 руб. и проценты за несвоевременный возврат излишне
уплаченного налога в сумме 12776,34 руб. оставить без
удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Председательствующий:
М.В.Будылева
Судьи:
К.Б.Лузан
О.В.Горбачева
|