ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 15 октября 2001 года
О РЕШЕНИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
МАП РОССИИ ПО ДЕЛУ N 1-8/113 ОТ 15.10.2001
В Дальневосточное территориальное управление МАП России
поступили заявления открытого акционерного общества "Стройоптторг"
(далее по тексту ОАО "Стройоптторг") от 03.07.2001 N 36/5-72,
Хабаровского краевого объединения предпринимателей от 11.07.2001
N 126, открытого акционерного общества "Уссурийское предприятие
промышленного железнодорожного транспорта" (далее по тексту ОАО
"Уссурийское ППЖТ") от 24.07.2001 N 7/2161, общества с
ограниченной ответственностью "Ай - Джи" (далее по тексту ООО
"Ай - Джи") от 27.07.2001 N 118, открытого акционерного общества
"Хабаровское предприятие промышленного железнодорожного
транспорта" (далее по тексту ОАО "Хабаровское ППЖТ") от 07.08.2001
N 443, общества с ограниченной ответственностью "Промекс" от
12.09.01 N П/С-83 и закрытого акционерного общества "Восточные
ворота - Приморский завод" от 04.10.01 N 362 на действия
федерального государственного унитарного предприятия
Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения
Российской Федерации (далее по тексту ФГУП Дальневосточная
железная дорога МПС России) по установлению предельного времени на
выгрузку вагонов в размере 12 часов, по истечении которого вагоны
считаются занятыми под хранение груза без согласия дороги, а
грузополучатель при этом несет имущественную ответственность в
соответствии со статьями 65, 114 и 115 Транспортного устава
железных дорог Российской Федерации (далее по тексту ТУЖД).
Представители заявителей приняли участие в рассмотрении дела и
подтвердили свои требования о принятии в отношении ФГУП
Дальневосточная железная дорога МПС России мер антимонопольного
реагирования в целях прекращения нарушений антимонопольного
законодательства. Основанием предъявленных требований является
незаконное и необоснованное, по мнению заявителей, выставление
ФГУП Дальневосточная железная дорога МПС России платежных
требований на суммы штрафов за задержку вагонов, а также нарушение
установленного нормативными актами порядка взимания платы за
пользование вагонами, что имеет своим результатом ущемление
интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе и
заявителей.
15.06.2001 начальник ФГУП Дальневосточная железная дорога МПС
России (Стрельник А.А.) издал приказ N 232/Н "О мерах по улучшению
использования грузовых вагонов", согласно которому в целях
снижения времени оборота вагонов и полноты взыскания платежей и
дополнительных сборов, а также для обеспечения своевременной
выгрузки вагонов и сокращения оборота вагонов для всех
грузополучателей грузов установлено предельное время на выгрузку
вагонов 12 часов. Всем начальникам станций по истечении этого
времени приказано на основании статьи 65 ТУЖД эти вагоны считать
занятыми под хранение груза без согласия дороги, что фиксируется в
акте общей формы и рассматривается как нарушение требований статьи
65 ТУЖД, а следовательно, влечет ответственность в соответствии со
статьями 114 и 115 ТУЖД. Иными словами, использование
грузополучателями вагонов федерального железнодорожного транспорта
свыше 12 часов в соответствии с вышеназванным приказом
квалифицируется как самовольное (без согласия владельца)
использование подвижного состава для хранения груза.
Однако, в силу ст.114 ТУЖД и телеграммы МПС России от 10.03.98
N 2827 под самовольным использованием вагонов понимается их
использование под погрузку и перевозку грузов без согласия
владельца или арендатора, т.е. при отсутствии соответствующих
перевозочных документов.
Нахождение (задержка) вагонов под погрузкой (выгрузкой),
поданных в соответствии с перевозочными документами железной
дорогой, не является самовольным захватом, и в этом случае
взимается плата за их использование.
Доказательств тому, что вагоны, за задержку которых ФГУП
Дальневосточной железной дорогой МПС России грузополучателям
начислены штрафные санкции, использовались без соответствующих
перевозочных документов, представителями дороги не представлено.
В дополнение к приказу начальника ФГУП Дальневосточная
железная дорога МПС России от 15.06.2001 N 232/Н первым
заместителем начальника дороги Яхимовичем В.В. издано и направлено
руководителям структурных подразделений дороги телеграфное
указание от 24.07.2001 N 3663, согласно которому предельное время
на выгрузку вагонов, после которого на основании статьи 65 ТУЖД
эти вагоны считаются занятыми под хранение груза,
дифференцировано.
Вместе с тем, ст.44 ТУЖД определено, что за время нахождения
у грузоотправителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за
время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от
грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам
указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за
пользование вагонами, контейнерами). В соответствии со ст.7 ТУЖД
порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами,
контейнерами и сборов утверждается в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Приказом МАП России от 22.02.2001 N 180 "Об утверждении Правил
применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами
федерального железнодорожного транспорта", зарегистрированным
Минюстом России 09.04.2001 (регистрационный номер N 2653),
утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами
и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное
руководство N 2), которыми определены размер платы за пользование
вагонами, контейнерами и порядок ее взимания.
Согласно вышеназванным Правилам за время нахождения вагонов,
контейнеров федерального железнодорожного транспорта у
грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных
подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по
причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей,
владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным
дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в
настоящем Тарифном руководстве. Утверждены интервалы оплачиваемого
времени пользования вагонами, контейнерами, которые
дифференцированы по продолжительности их пользования в диапазоне
от 0 до 12 часов включительно, от 13 до 24 часов включительно и
свыше 24 часов по группам вагонов, контейнеров.
Порядок осуществления расчетов за пользование вагонами,
контейнерами с железными дорогами определяется в договорах,
связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и
договорах, связанных с подачей и уборкой вагонов.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что перечень работ и услуг,
продолжительность их выполнения оговариваются в договорах,
связанных с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, или в
договорах, связанных с подачей и уборкой вагонов.
Согласно представленным в Комиссию договорам на эксплуатацию
железнодорожного подъездного пути, принадлежащего ветвевладельцу,
стороны обязаны изменить условия договора по размеру плат и сборов
и порядку их оплаты только в случае издания правомочными органами
нормативных актов. При этом условия договоров не содержат
положений, определяющих размер платы и порядок ее взимания. Иными
словами, ФГУП Дальневосточная железная дорога МПС России
необоснованно с 15.06.2001 в одностороннем порядке изменила
условия действующих договоров с ветвевладельцами и
грузополучателями, что не соответствует принципам гражданского
права, ущемляет интересы последних и противоречит требованиям п.1
ст.5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Пунктом 11 Правил установлено, что при задержке вагонов,
контейнеров на железнодорожных подъездных путях общего пользования
по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев
железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9
и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до
50 контейнеров) приложения 1 к Тарифному руководству.
Пунктом 14 Правил установлено, что при нахождении вагонов,
контейнеров на ответственном простое грузополучателя, владельца
железнодорожного подъездного пути при несоблюдении ими требований
статьи 36 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации
плата за пользование вагонами, контейнерами взимается:
для вагонов, контейнеров федерального железнодорожного
транспорта - в размерах, указанных в таблицах N 9 и N 10 (для
суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров)
приложения 1 к Тарифному руководству;
для вагонов, контейнеров, не принадлежащих федеральному
железнодорожному транспорту, - в размере 50 процентов от ставок,
приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота
организации до 50 контейнеров) приложения 1 Тарифного руководства.
Из вышеизложенного следует, что руководством ФГУП
Дальневосточная железная дорога МПС России с 15.06.2001 введен
отличный от установленного ТУЖД и приказом МАП России от
22.02.2001 N 180 порядок расчета и взимания платы за пользование
вагонами.
Действия ФГУП Дальневосточной железной дороги МПС России по
введению отличного от установленного ТУЖД и приказом МАП России от
22.02.2001 N 180 порядка расчета и взимания платы за пользование
вагонами противоречат п.1 ст.5 Закона Российской Федерации
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" и квалифицируются как злоупотребление
доминирующим положением, что выражается в нарушения установленного
нормативными актами порядка расчета и взимания платы за
пользование вагонами, необоснованном требовании передачи
финансовых средств, в результате чего ущемляются интересы
хозяйствующих субъектов - грузоотправителей, грузополучателей и
владельцев железнодорожных подъездных путей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона Российской Федерации
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о
нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия решила:
1. Признать действия ФГУП Дальневосточной железной дороги МПС
России по введению отличного от установленного Транспортным
уставом железных дорог Российской Федерации и приказом МАП России
от 22.02.2001 N 180 "Об утверждении Правил применения ставок платы
за пользование вагонами и контейнерами федерального
железнодорожного транспорта" порядка расчета и взимания платы за
пользование вагонами, которые имеют своим результатом ущемление
интересов других хозяйствующих субъектов - грузоотправителей,
грузополучателей и владельцев железнодорожных подъездных путей,
противоречащими п.1 ст.5 Закона Российской Федерации
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", на основании которого запрещаются действия
хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, в том
числе такие, как нарушение установленного нормативными актами
порядка расчета и взимания платы за пользование вагонами, а также
необоснованное требование передачи финансовых средств.
2. Выдать ФГУП Дальневосточной железной дороге МПС России
предписание о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства в части п.1 ст.5 Закона Российской Федерации
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
3. Опубликовать решение и предписание, выданные ФГУП
Дальневосточной железной дороге МПС России по настоящему делу, в
средствах массовой информации.
4. Информацию о результатах рассмотрения дела направить в МАП
России, территориальные управления МАП России и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в
состав Дальневосточного федерального округа.
На основании своего решения от 15 октября 2001 г. по делу
N 1-8/113 комиссия предписывает:
Федеральному государственному унитарному предприятию
Дальневосточной железной дороге Министерства путей сообщения
Российской Федерации в срок до 25 октября 2001 г. прекратить
нарушение п.1 ст.5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в
нарушении установленного нормативными актами порядка расчета и
взимания платы за пользование вагонами, а также в необоснованном
требовании от других хозяйствующих субъектов (грузоотправителей,
грузополучателей и владельцев железнодорожных подъездных путей)
передачи финансовых средств, что имеет своим результатом ущемление
интересов последних, в том числе:
1. Отменить пункты 1, 2, 4, 6 приказа начальника федерального
государственного унитарного предприятия Дальневосточная железная
дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации
(Стрельник А.А.) от 15.06.2001 N 232/Н "О мерах по улучшению
использования грузовых вагонов".
2. Отменить телеграфное указание первого заместителя
начальника федерального государственного унитарного предприятия
Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения
Российской Федерации (Яхимович В.В.) от 24.07.2001 N 3663.
Руководитель
территориального управления
В.А.Бодров
|