КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 26 декабря 2001 г. N 4/1
О РАБОТЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Коллегия отмечает, что в соответствии с Законом РФ "Об
образовании" (ст.5 п.6) в крае сложилась система коррекционно -
развивающего обучения, позволяющая решать задачи по оказанию
своевременной помощи детям с задержкой психического развития в
преодолении трудностей в обучении, количество которых за последние
10 лет выросло в 3 - 7 раза (1999 г. - 1940 учащихся, 184 класса
для детей с задержкой психического развития).
В 2001 - 2002 учебном году функционируют 435 классов для детей
с задержкой психического развития в 301 общеобразовательной и
4 коррекционных (г. Хабаровска) школах, которыми охвачено 5679
учащихся. Кроме того, 1415 учащихся с задержкой психического
развития обучаются в массовых классах общеобразовательных школ по
программам, соответствующим уровню их развития. Всего в
общеобразовательных школах края обучается 7094 детей с задержкой
психического развития или 3,7% от общего количества учащихся.
В большинстве школ края созданы оптимальные условия для
обучения, воспитания и реабилитации детей с задержкой психического
развития.
С 01.09.2001 начался переход обучения учащихся с задержкой
психического развития на коррекционно - развивающие программы
С.Г.Шевченко. В течение 2001 г. 250 педагогических работников
повысили свою квалификацию при краевом институте переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров по обучению учащихся
по новым программам.
Улучшилась обеспеченность общеобразовательных школ кадрами
узких специалистов с 607 (2000 г.) до 647 (2001 г.). В настоящее
время в школах, организующих обучение детей с задержкой
психического развития, работают: 220 психологов, 180 логопедов,
19 дефектологов.
Заметных успехов в организации обучения учащихся с задержкой
психического развития достигли органы управления образованием и
педагогических коллективов школ г.г. Хабаровска, Комсомольска -
на - Амуре, Амурского, Комсомольского районов. В этих территориях
в тесном контакте со школьными психолого - медико -
педагогическими консилиумами работают психолого - медико -
педагогические комиссии по раннему выявлению детей с задержкой
психического развития и оказанию им своевременной коррекционной
помощи; определены формы контроля за спецификой образовательного
процесса в классах для детей с задержкой психического развития,
организацией коррекционной и реабилитационной работы;
осуществляется систематическая методическая помощь учителям, узким
специалистам, работающим с детьми с задержкой психического
развития, в повышении их квалификации.
По итогам 2000 - 2001 учебного года в результате успешной
коррекции и сформированной готовности к обучению 29% учащихся с
задержкой психического развития Индустриального района, 27,6% -
Краснофлотского района, 16% - Амурского района переведены в
общеобразовательные классы массового типа.
Вместе с тем органы управления образованием районов края
допускают нарушения "Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии" по созданию условий для
их обучения и воспитания, организации коррекционной помощи.
Несвоевременно проводится работа по выявлению детей с
задержкой психического развития и не организовано их обучение в
соответствии с предъявляемыми требованиями в Тугуро - Чумиканском
районе. В результате многие из них из-за трудностей в обучении
уклоняются от посещения школы, остаются на повторный год обучения
(по итогам 2000 - 2001 учебного года отсев учащихся из школ района
составил 1,4% при краевом показателе 0,4%; на повторный год
обучения оставлено 8,4% учащихся при краевом показателе 0,56%).
Имеют место факты определения учащихся в классы для детей с
задержкой психического развития без заключения психолого -
медико - педагогических комиссий и письменного согласия родителей
в Индустриальном и Краснофлотском г. Хабаровска, Вяземском
Бикинском, Нанайском, им. Лазо, Ванинском, Амурском районах.
При комплектовании классов для детей с задержкой психического
развития допускается превышение предельной наполняемости классов в
школах Краснофлотского, Индустриального районов г. Хабаровска,
г. Комсомольска - на - Амуре, Амурского района.
Во многих школах края не принято исчерпывающих мер по открытию
групп продленного дня для детей с задержкой психического развития
и по организации двухразового питания.
Имеются серьезные упущения по обучению учащихся с задержкой
психического развития в школах Бикинского, Вяземского, им. Лазо,
Нанайского, Ванинского, Хабаровского районов: не выполняются
учебные планы в части проведения индивидуальных и групповых
занятий по исправлению недостатков развития, восполнения пробелов
в знаниях. В этих территориях не на должном уровне организована
коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии детей:
не отслеживается динамика их развития из-за отсутствия в
большинстве школ школьных психолого - медико - педагогических
консилиумов, педагогов - психологов и учителей - логопедов, нет
взаимодействия между учителями и медицинскими работниками.
Воспитательная работа в группах продленного дня проводится без
учета запросов мальчиков, которых большинство в классах для детей
с задержкой психического развития (от 65% до 75%).
Многие учителя, работающие с детьми с задержкой психического
развития, не владеют формами и методами коррекционного обучения,
обеспечивающими доступность учебного материала; не прослушали курс
семинарских занятий по программам С.Г.Шевченко, организованный ХК
ИППК ПК.
Из-за необеспеченности программами С.Г.Шевченко, неготовности
по ним работать учителя района им. Лазо не перешли на обучение
учащихся с задержкой психического развития по новым коррекционно -
развивающим программам.
При наметившейся тенденции к увеличению кадров узких
специалистов в крае остается большая потребность в них, особенно в
районах сельской местности. В г.г. Хабаровске, Комсомольске - на -
Амуре, Вяземском, Ванинском, Бикинском, Нанайском районах
недостает медицинских работников.
Отмеченные недостатки стали возможны потому, что органы
управления образованием не уделяют должного внимания
коррекционно - развивающей направленности в учебном процессе
общеобразовательных школ; принизили требования к директорам
общеобразовательных школ за создание условий по обучению и
воспитанию учащихся с задержкой психического развития; повышению
квалификации учителей начальных классов, учителей - предметников,
работающих с детьми с задержкой психического развития; улучшению
медицинского обслуживания.
Краевой институт переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров слабо взаимодействует с органами управления
образованием по направлению на курсы повышения квалификации,
семинары учителей начальных классов, учителей - предметников,
узких специалистов по вопросам коррекционно - развивающего
обучения; мало внедряет в школьную практику лучший опыт работы
педагогических работников, узких специалистов по оказанию
коррекционной помощи и поддержке учащимся в преодолении трудностей
в освоении учебных программ.
Краевой центр охраны психосоматического здоровья детей и
подростков не координирует деятельность психологических служб
районов, городов края, недостаточно оказывает методическую помощь
психологам края, родителям, имеющим детей с отклонениями в
развитии.
Краевая психолого - медико - педагогическая комиссия ослабила
контроль за деятельностью районных, городских психолого - медико -
педагогических комиссий, школьных психолого - медико -
педагогических консилиумов по раннему выявлению детей, имеющих
недостатки в развитии, и систематическому наблюдению за их
развитием.
Отдел социальной защиты и реабилитации детей недостаточно
направляет деятельность органов управления образованием края по
совершенствованию коррекционно - развивающего обучения в
общеобразовательных школах края, созданию условий для обучения,
воспитания учащихся с задержкой психического развития, оказанию им
своевременной коррекционной помощи; ослабил внимание к развитию
психологических служб в крае.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Отменить недостаточную работу органов управления
образованием им. Лазо, Бикинского, Вяземского, Нанайского,
Хабаровского, Ванинского районов по организации обучения детей с
задержкой психического развития в общеобразовательных школах,
созданию условий для их обучения, воспитания, оказания
коррекционной помощи.
2. Обратить внимание заведующего отделом образования Тугуро -
Чумиканского района Гусельникова Д.В. на неудовлетворительную
работу по организации обучения детей с задержкой психического
развития и потребовать принятия исчерпывающих мер по открытию
классов для детей с задержкой психического развития, оказанию им
своевременной коррекционной помощи.
3. Руководителям органов управления образованием районов
(городов) края:
3.1. Принять исчерпывающие меры по выполнению "Типового
положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", приказа
Министерства просвещения СССР от 03.07.81 N 103 "О введении в
действие нормативных документов, регламентирующих деятельность
специальным общеобразовательных школ - интернатов (школ с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития".
3.2. Обеспечить с 01.09.2002 переход на обучение детей с
задержкой психического развития по программам коррекционно -
развивающего обучения С.Г.Шевченко.
3.3. Оказывать помощь психолого - медико - педагогическим
комиссиям, психологическим службам по раннему выявлению детей с
отклонениями в психическом развитии, в организации
систематического динамического наблюдения за развитием детей
школьного и дошкольного возраста.
3.4. С целью объективной оценки развития детей и оказания
помощи учителям, узким специалистам в обучении, коррекции детей с
задержкой психического развития создать во всех
общеобразовательных школах школьные психолого - медико -
педагогические консилиумы.
3.5. Разработать план совместных мероприятий с органами
здравоохранения по медицинскому обслуживанию детей, качественному
проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации
всех нуждающихся в ней, своевременной коррекции здоровья
(01.03.2002).
3.6. С учетом рекомендации государственного комитета СССР по
народному образованию от 27.04.89 N 16 "О введении должности
психолога в учреждениях народного образования" при наличии
специалистов, имеющих законченное высшее специальное образование,
вводить в штаты дошкольных учреждений, школ, школ - интернатов
должности педагогов - психологов.
3.7. Усилить контроль за работой психологических служб,
педагогов - психологов в общеобразовательных учреждениях; вменить
в должностные обязанности одному из специалистов организационные и
контрольные функции за развитием практической психологии.
4. Кривому институту переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
4.1. Включить в курсы повышения квалификации учителей (I и II
ступени обучения учащихся) блоки по изучению психофизиологических
особенностей развития и психосоматических нарушений детей и
подростков.
4.2. Оказывать помощь районным и городским методическим
службам в работе с педагогическими кадрами по овладению ими
формами и методами коррекционной помощи учащимся.
4.3. Совместно с органами здравоохранения разработать курс для
повышения тарификации медицинских работников общеобразовательных
школ (врачей - педиатров, медицинских сестер) по вопросам
коррекционной педагогики и внести предложения комитету общего
образования администрации края об организации повышения их
квалификации (до 01.04.2002).
4.4. Подготовить и издать методическое пособие для учителей,
работающих с детьми с задержкой психического развития, по
программе С.Г.Шевченко.
5. Краевому центру охраны психосоматического здоровья детей и
подростков (Кудряшова В.В.):
5.1. Усилить работу по координации деятельности
психологических служб районов, городов края и оказанию
методической помощи педагогам - психологам края, родителям,
имеющим детей с отклонениями в развитии.
5.2. Подготовить учебно - методические пособия для
педагогов - психологов, работающих с детьми с задержкой
психического развития, "Работа психолога с детьми, имеющими
отклонения в психическом развитии" (до 01.07.2002); сборник
диагностических методик в помощь педагогам - психологам,
работающим с детьми дошкольного и школьного возраста (до
01.05.2002).
6. Краевой психолого - медико - педагогической комиссии
(Алешко В.С.):
6.1. Оказывать практическую помощь районным, городским
психолого - медико - педагогическим комиссиям по вопросам раннего
выявления детей с отклонениями в развитии, их диагностики и
коррекции в состоянии здоровья.
6.2. Подготовить рекомендации районным (городским) психолого -
медико - педагогическим комиссиям по формулировке диагнозов у
детей с задержкой психического развития и причинах задержки
психического развития (01.04.2002).
7. Отделу социальной защиты и реабилитации детей (Бучек Н.Ф.):
7.1. Усилить контроль за деятельностью органов управления
образованием по выполнению "Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии", приказа Министерства
просвещения СССР от 03.07.81 N 103 "О введении в действие
нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных
общеобразовательных школ - интернатов (школ с продленным днем) для
детей с задержкой психического развития".
7.2. Совместно с отделом общего образования проверить работу
педагогических коллективов вечерних (сменных) школ по организации
коррекционной помощи учащимся, имеющим трудности в обучении
(1 полугодие 2002 г.).
8. Отделу социальной защиты и реабилитации детей (Бучек Н.Ф.),
сектору лицензирования, аттестации и аккредитации (Фролова Г.Н.)
комитета общего образования изучить возможность вывода из
структуры ХК ИППК ПК краевого центра охраны психосоматического
здоровья детей и подростков и создания самостоятельного учреждения
(до 01.02.2002).
9. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
Иванцеву Р.А., первого заместителя председателя комитета общего
образования администрации края.
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
|