ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2002 г. по делу N 3-36/02
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
с участием прокурора Аристарховой И.Н., Пундевой О.В.,
при секретаре Филипповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Хабаровского края о признании части 7 статьи 4, части 1
статьи 8 (в части согласования назначения на должность министра
имущественных отношений края), пункта 1 части 1 статьи 14 (в части
согласования международных договоров Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, и представления договоров в Законодательную
Думу для ратификации), пункта 11 части 1 статьи 14 (в части
наделения Губернатора края полномочиями по установлению порядка
обнародования краевых законов), части 8 статьи 20 (в части
установления сроков проведения выборов в случае досрочного
прекращения полномочий Губернатора края), части 4 статьи 31 (в
части предоставления права на внеочередное приобретение проездных
документов) Закона Хабаровского края "О Правительстве
Хабаровского края" N 349 от 27.11.2001 противоречащими
федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими
применению,
установил:
27 ноября 2001 года принят Закон Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края".
Согласно части 7 статьи 4 Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" Губернатор края обладает
неприкосновенностью на всей территории края в соответствии с
федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона Губернатор
края вносит в Законодательную Думу предложение о согласовании
назначения на должность министра имущественных отношений края.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" к полномочиям Губернатора края
отнесено согласование международных договоров Российской
Федерации, затрагивающих вопросы, относящиеся к ведению субъекта
Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При
этом договоры, требующие дополнительных ассигнований из краевого
бюджета, надлежит представлять Законодательной Думе для
ратификации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Закона края
Губернатор края наделен полномочиями по установлению порядка
обнародования краевых законов.
Частью 8 статьи 20 Закона края (в части установления сроков
проведения выборов в случае досрочного прекращения полномочий
Губернатора края) предусмотрено, что в случаях досрочного
прекращения полномочий Губернатора края Законодательная Дума
назначает внеочередные выборы Губернатора края. Указанные выборы
проводятся не позднее чем через 180 и не ранее чем через 70 дней
со дня принятия решения о назначении выборов.
Согласно части 4 статьи 31 Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" Губернатору края и членам
Правительства края предоставлено право внеочередного приобретения
проездных документов.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению названных норм Закона
Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" N 349 от
27.11.2001, указывая на то, что данные нормы Закона края
противоречат ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", Указу Президента Российской
Федерации от 14.10.1992 N 1231 "Об утверждении Типового положения
о комитете по управлению имуществом края, области, автономного
округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и
полномочиями территориального агентства государственного комитета
по управлению государственным имуществом", ФЗ "О принципах и
порядке разграничения предметов и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ "О
международных договорах Российской Федерации", ФЗ "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Воздушному
кодексу Российской Федерации, Приказу Минавтотранспорта РСФСР N
176 от 24.12.87.
В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за
исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Хабаровского
края Аристархова И.Н. и старший прокурор отдела по надзору в сфере
экономики прокуратуры Хабаровского края Пундева О.В. поддержали
заявление Прокурора Хабаровского края, дополнив его указанием на
противоречие положений части 4 статьи 31 Закона Хабаровского края
"О Правительстве Хабаровского края" также Уставу железных дорог
Союза ССР от 06.04.1964, Правилам перевозок пассажиров и багажа по
железным дорогам Союза ССР от 01.01.1965 (Тарифному руководству N
5) с дополнениями и изменениями на 01.06.97.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края Кузнецова
Т.Е. не признала заявление, пояснив, что часть 7 статьи 4 Закона
Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" не
противоречит законодательству, поскольку установлено, что
неприкосновенность будет действовать в соответствии с федеральным
законом. Считает, что положения части 1 статьи 8 в части
согласования назначения на должность министра имущественных
отношений края соответствует требованиям ст.ст. 18 и 24 ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", положения п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона края соответствуют
нормам ст. 4 ФЗ "О международных договорах Российской федерации".
Считает, что порядок принятия, обнародования и вступления в
силу краевых законов установлен федеральным и краевым
законодательством, а в оспариваемом прокурором п. 11 ч. 1 ст. 14
Закона края "О Правительстве Хабаровского края" идет речь о
механизме опубликования принятых Законодательной Думой краевых
законов после поступления их Губернатору края.
Ч. 8 ст. 20 краевого Закона полностью соответствует п. 1 ст. 10
ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Считает, что закрепление в ч. 4 ст. 31 Закона права
внеочередного приобретения билетов за Губернатором и членами
Правительства не противоречит федеральному законодательству, так
как для оперативного решения возложенных на Правительство края
задач членам Правительства приходится часто пользоваться
различными видами транспорта и все соответствующие службы
учитывали это и всегда предоставляли проездные документы вне
очереди, что нашло закрепление в оспариваемой норме Закона.
Представитель Правительства Хабаровского края Знаменская Т.И.
признала заявление прокурора в части признания противоречащим
федеральному законодательству ч. 1 ст. 8 Закона Хабаровского края
"О Правительстве Хабаровского края" (в части согласования на
должность министра имущественных отношений края), в остальной
части заявление не признала, поддержав доводы представителя
Законодательной Думы Хабаровского края.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы
дела, заслушав заключение прокуроров Аристарховой И.И., Пундевой
О.В., полагавших заявление подлежащим удовлетворению, суд находит
заявление Прокурора Хабаровского края подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации
все равны перед законом и судом.
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы
неприкосновенности депутатов, высшего должностного лица,
затрагивающие аспекты уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, находятся в ведении Российской Федерации и по
ним принимаются федеральные законы (статья 71 пункт "о", статья 76
часть 1), административное и административно-процессуальное
законодательство относятся к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов (статья 72 часть 1 пункт "к"), по
предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской
Федерации.
Статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) регулируется статьей 18
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", которая не
предусматривает обладание какой-либо неприкосновенностью высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края,
что оспариваемая норма будет действовать только после принятия
соответствующего федерального закона, являются несостоятельными,
поскольку противоречат положениям статьи 5 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
При таких обстоятельствах суд находит, что часть 7 статьи 4, в
соответствии с которой Губернатор края обладает
неприкосновенностью на всей территории края в соответствии с
федеральным законом, противоречит федеральному законодательству.
Согласно пункту 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
(руководителю высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) не предоставлено право
согласования, назначения и освобождения от должности руководителей
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 24 названного Закона законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации может принимать участие в согласовании на
должность руководителей территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти только в случаях, предусмотренных
федеральным законом.
В соответствии с Приказом Министерства государственного
имущества Российской Федерации N 186 от 07.08.1998 Комитет по
управлению государственным имуществом Хабаровского края наделен
полномочиями территориального органа Министерства государственного
имущества Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 Указа Президента Российской Федерации от
14.10.1992 N 1231 "Об утверждении Типового положения о комитете по
управлению имуществом края, области, автономной области,
автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем
правами, полномочиями территориального агентства государственного
комитета по управлению государственным имуществом" предусмотрено,
что комитет по управлению государственным имуществом возглавляет
председатель, который по должности является заместителем главы
администрации края.
Таким образом, председатель комитета назначается на должность
председателем Госкомимущества России (Минимущества Российской
Федерации) по представлению главы администрации края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 26.12.2001 N
540 комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского
края преобразован в министерство имущественных отношений
Хабаровского края, возглавляемое заместителем Председателя
Правительства края - министром имущественных отношений
Хабаровского края.
При таких обстоятельствах положения части 1 статьи 8 Закона
края "О Правительстве Хабаровского края" в части согласования
назначения на должность министра имущественных отношений края
противоречат федеральному законодательству.
Доводы представителя Законодательной Думы о соответствии
указанных положений требованиям Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" несостоятельны и опровергаются вышеизложенными выводами
суда и положениями названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О принципах и
порядке разграничения предметов и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации" предметом ведения субъекта является сфера общественных
отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской
Федерации к компетенции субъекта. Предметом совместного ведения
является сфера отношений, регулирование которой Конституцией
Российской Федерации отнесено к компетенции Федерации и к
компетенции субъектов Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 4 Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации", согласованию с органами
государственной власти заинтересованного субъекта Российской
Федерации, на которые возложена соответствующая функция, подлежат
международные договоры Российской Федерации, затрагивающие
вопросы, относящиеся к ведению субъекта.
Полномочиями по подписанию договоров и соглашений от имени
субъекта Российской Федерации, согласно требованиям статьи 18
пункта 7 п.п. "а" Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
наделен руководитель высшего исполнительного органа
государственной власти Российской Федерации. Заключение договора
субъекта Российской Федерации, согласно статье 5 части 2 пункта
"з" вышеназванного Закона, утверждается законом субъекта.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О
координации международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации", органы государственной власти субъектов
наделены полномочиями по определению процедуры заключения
соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических
связей. При этом такие соглашения, как указано в статье 7
названного Закона, независимо от формы, наименования и содержания,
не являются международными договорами.
Таким образом, согласование с органами государственной власти
заинтересованного субъекта при заключении международных договоров
Российской Федерации по вопросам, относящимся к предметам
совместного ведения, действующим законодательством не
предусмотрено.
Учитывая изложенное, суд находит противоречащими федеральному
законодательству положения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона края
"О Правительстве Хабаровского края" в части согласования
международных договоров Российской Федерации по вопросам,
относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации и представления договоров в
Законодательную думу для ратификации.
Доводы представителя Законодательной Думы о соответствии
названных положений статье 4 Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" являются несостоятельными,
поскольку основаны на неправильном истолковании Закона.
Статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"
установлено, что порядок обнародования и вступления в силу
нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
устанавливается уставом и законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 8 Устава Хабаровского края порядок
опубликования краевых законов определяется федеральными и краевыми
законами.
Уставом Хабаровского края (статья 32) установлен порядок
принятия, обнародования и вступления в силу краевых законов.
Таким образом, положения пункта 11 части 1 статьи 14 Закона
края "О Правительстве Хабаровского края" в части наделения
Губернатора края полномочиями по установлению порядка
обнародования краевых законов противоречат федеральному
законодательству.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края,
что в оспариваемом положении Закона края идет речь о механизме
опубликования принятых Законодательной Думой краевых законов после
поступления их Губернатору края являются несостоятельными,
поскольку в оспариваемой части Закона края указано, что Губернатор
края устанавливает порядок обнародования краевых законов, а не
механизм опубликования, и кроме того, данная норма противоречит
федеральному законодательству.
Согласно пункту 10 статьи 19 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) уполномоченные на то органы либо должностные
лица в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом)
и (или) законом субъекта Российской Федерации назначают
внеочередные выборы высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев
со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" в указанных случаях выборы должны
быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого
прекращения полномочий, а голосование проведено не позднее чем
через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия
решения о назначении выборов.
Положения части 8 статьи 20 Закона края "О Правительстве
Хабаровского края" в части установления сроков проведения выборов
в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора края
предусматривают, что выборы проводятся не позднее чем через 180 и
не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении
выборов.
Однако данная норма не содержит ограничения сроков назначения
выборов, предусмотренных федеральным законодательством, что
необоснованно затягивает процедуру проведения выборов и нарушает
избирательные права граждан.
Доводы представителя Законодательной Думы о том, что срок
принятия решения о назначении выборов в случае досрочного
прекращения полномочий Губернатора края не противоречит
действующему законодательству, поскольку порядок проведения
выборов в Думу и Губернатора края определяется специальным краевым
Законом - Избирательным кодексом Хабаровского края, являются
несостоятельными, поскольку противоречат вышеназванным положениям
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", а также
пункту 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Таким образом, часть 8 статьи 20 Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" (в части установления сроков
проведения выборов в случае досрочного прекращения полномочий
Губернатора края) противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" Губернатору края и членам
Правительства предоставлено право на внеочередное приобретение
проездных документов.
Названное положение Закона края противоречит федеральному
законодательству.
Статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что правила продажи билетов, которыми также
регулируется и очередность приобретения проездных билетов,
устанавливаются специально уполномоченным органом в области
гражданской авиации, а не представительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Перечисленные в части 4 статьи 31 названного Закона края
должностные лица не включены в список пассажиров, которые на
основании параграфа 13 приложения N 1, утвержденного Приказом
Минавтотранспорта РСФСР N 176 от 24.12.1987, имеют право на
приобретение билетов вне очереди. Губернатору края и членам
Правительства края также не предоставлено преимущественное право
на приобретение проездных документов в билетных кассах железных
дорог (параграф 10 Тарифного руководства N 5 Правил перевозок
пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР от 10.01.1965 с
дополнениями и изменениями по состоянию на 01.06.1997).
Доводы представителя Законодательной Думы, что для оперативного
решения возложенных на Правительство края задач членам
Правительства приходится часто пользоваться различными видами
транспорта и все соответствующие службы учитывали это и всегда
предоставляли проездные документы вне очереди, что и закреплено в
Законе края, не имеют правового значения и противоречат
вышеуказанному федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, суд находит заявление Прокурора
Хабаровского края подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Удовлетворить заявление Прокурора Хабаровского края.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня
вступления решения в законную силу часть 7 статьи 4, часть 1
статьи 8 (в части согласования назначения на должность министра
имущественных отношении края), пункт 1 части 1 статьи 14 (в части
согласования международных договоров Российской Федерации по
вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, и представления
договоров в Законодательную Думу для ратификации), пункт 11 части
1 статьи 14 (в части наделения Губернатора края полномочиями по
установлению порядка обнародования краевых законов), часть 8
статьи 20 (в части установления сроков проведения выборов в случае
досрочного прекращения полномочий Губернатора края), часть 4
статьи 31 (в части предоставления права на внеочередное
приобретение проездных документов) Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" N 349 от 27.11.2001.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в Сборнике
нормативно-правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой
суд.
Председательствующий
Н.Ю.Барабаш
|