МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 27 февраля 2002 г. N 1/1
О ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЯ
КОЛЛЕГИИ КОМИТЕТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ОТ 18.12.98 N 7
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ" И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ КРАЕВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Заслушав и обсудив доклад Короля А.М., заместителя министра
образования края, коллегия министерства образования края отмечает,
что во исполнение решения коллегии комитета от 18.12.98 N 7 "Об
утверждении Программы информатизации системы общего образования
Хабаровского края" в период с 1999 г. по 2001 г. в системе общего
образования края осуществлен комплекс программных мероприятий,
направленных на внедрение современных информационных технологий в
практику деятельности образовательных учреждений и органов
управления образованием.
Процесс обновления компьютерного парка и внедрения новых
информационных технологий в системе общего образования края в
последние годы значительно активизировался, что является не только
следствием осознания педагогическими и управленческими работниками
преимуществ новых информационных технологий, но и результатом
особого внимания к этому вопросу администрации края. За отчетный
период на уровне края принято 6 постановлений главы администрации
края, более 35 приказов и инструктивно - методических писем
комитета общего образования, посвященных различным сторонам
деятельности по информатизации системы общего образования края.
В целях создания организационной инфраструктуры для решения
задач информатизации образования, концентрации современных
технических, научно - методических и кадровых ресурсов на данном
направлении деятельности по представлению комитета общего
образования администрации края главой администрации края принято
постановление "Об утверждении Примерного положения о муниципальном
базовом учреждении в области информатизации образования". В
соответствии с этим постановлением в крае в короткие сроки была
развернута муниципальная сеть базовых учреждений в области
информатизации (36 учреждений), планирование деятельности которых
осуществляется в соответствии с ежегодными рекомендациями комитета
общего образования.
С 2000 года в соответствии с постановлениями главы
администрации края от 09.08.99 N 295 "О мероприятиях по
стабилизации санитарно - эпидемиологической обстановки в
Хабаровском крае на 1999-2002 годы", от 13.06.2000 N 205 "О
состоянии и мерах по улучшению охраны жизни и здоровья детей и
подростков в Хабаровском крае" начался новый этап компьютеризации
системы общего образования, предполагающий проведение
инвентаризации учебной компьютерной техники и поэтапную замену
устаревших моделей школьных компьютеров на современные образцы. В
целях конкретизации принятых решений в части инвентаризации
имеющегося парка учебной компьютерной техники, постановлением
главы администрации края от 14.07.00 N 257 "О проведении
паспортизации кабинетов информатики и вычислительной техники в
учреждениях системы общего образования края" с 2001 года введена
система паспортизации кабинетов информатики и вычислительной
техники.
В соответствии с решением коллегии комитета общего образования
от 18.12.98 N 7 "Об утверждении Программы информатизации системы
общего образования Хабаровского края" в районах края организована
работа по разработке и принятию муниципальных программ
информатизации образования. При этом основные приоритеты в области
информатизации образования на краевом уровне заданы постановлением
главы администрации края от 13.12.00 N 408 "О перечне
первоочередных мероприятий первого этапа реализации Основных
положений концепции стабилизации и развития системы общего
образования Хабаровского края".
В результате целенаправленных усилий администрации края и
комитета общего образования наметилась положительная тенденция
укрепления материальной базы процессов информатизации в системе
общего образования края.
За счет средств краевого бюджета в 1998 - 2001 годах
осуществлена централизованная поставка муниципальным
образовательным учреждениям края 30 современных компьютерных
классов и периферийного оборудования на сумму более 9,5 млн.
рублей. Весомым вкладом в развитие материальной базы процессов
информатизации образования стало участие системы общего
образования края в 2001 году в реализации мероприятий двух
федеральных проектов на условиях долевого софинансирования -
проекта компьютеризации сельских школ совместно с Министерством
образования Российской Федерации и проекта информационной
поддержки учебного книгоиздания совместно с Национальным Фондом
подготовки финансовых и управленческих кадров. В рамках реализации
этих двух проектов на нужды информатизации образования было
привлечено 7 млн. рублей из федерального бюджета и 3 млн. 870 тыс.
рублей из краевого бюджета, что позволило обеспечить 188 сельских
школ 344 персональными компьютерами, 188 принтерами, 17 модемами и
188 комплектами программного обеспечения, и 4,5 млн. рублей за
счет средств федерального займа Международного Банка реконструкции
и развития, благодаря чему 39 учреждений сферы общего образования,
включая муниципальные органы управления образованием, в марте
получат современные компьютерно - телекоммуникационные комплекты
стоимостью по 2 тысячи долларов США каждое.
С учетом вклада муниципальных образований, на начало 2002 года
доля современного компьютерного оборудования в образовательных
учреждениях края возросла 1,6% в 1997 г. до 50,0% в 2002 г. В
настоящее время в каждом районе и крупном городе края имеются
современные компьютерные классы в базовых школах, оснащенные не
только компьютерным, но и телекоммуникационным оборудованием.
Преподавание информатики в общеобразовательных учреждениях
края осуществляется в соответствии c ежегодными методическими
рекомендациями "О преподавании информатики в Хабаровском крае". С
2001/2002 учебного года в параллелях 10-х классов введен в
действие доработанный с учетом Обязательного минимума содержания
образования краевой стандарт по информатике.
В рамках работ по информатизации системы общего образования
края во исполнение решения коллегии комитета общего образования
от 18.12.98 N 7 получила дальнейшее развитие издательская
деятельность, имеющая целью удовлетворение информационных
потребностей различных категорий педагогических и руководящих
работников на основе применения традиционных печатных технологий.
За короткий интервал времени в крае была развернута система
информационного и научно - методического обеспечения деятельности
субъектов сферы общего образования посредством периодического
издания и свободного распространения по подписке информационного
бюллетеня нормативных документов комитета общего образования, семи
краевых научно - методических журналов для учителей и одного
учебно - методического журнала для учащихся, увлекающихся
дисциплинами физико - математического профиля: это краевые журналы
для учителей математики, физики, информатики, биологии, экологии,
географии, истории, экономики, права, начальной школы,
воспитателей детских садов, педагогов - психологов и менеджеров
образования.
Суммарный тираж краевых образовательных изданий в 2001 году
составил 7103 экземпляра. С 2000 года в системе общего образования
края на основе традиционных печатных технологий с использованием
вкладышей к краевым периодическим изданиям совместно с краевыми
подведомственными учреждениями осуществляется эксперимент по
дистанционному повышению квалификации отдельных категорий
педагогических и управленческих работников.
Вместе с тем, уровень обеспеченности образовательных
учреждений края современной учебной компьютерной техникой все еще
недостаточен. Значительную часть компьютерного парка в школах
составляют установленные в конце 80-х - начале 90-х годов
компьютеры первого поколения (БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), которые
по существу не пригодны к эксплуатации как по санитарно -
гигиеническим, так и по дидактическим основаниям. По причине
недостатка бюджетного финансирования в городах и районах края
крайне сложно решаются вопросы внедрения телекоммуникаций в
образовательные учреждения и систему управления образованием на
муниципальном уровне. Электронная почта и доступ к сети Интернет
установлены далеко не в каждом муниципальном органе управления
образованием. Имеющиеся персональные компьютеры используются
зачастую отдельными специалистами лишь для выполнения простого
круга задач (в основном, набора текстов). Для ведения отраслевых
баз данных и организации телекоммуникационной связи с вышестоящими
и подведомственными учреждениями имеющиеся в органах управления
образованием персональные компьютеры практически не применяются.
Анализ предоставленной в ходе собеседования с руководителями
муниципальных органов управления образованием информации о
деятельности муниципальных базовых учреждений в области
информатизации образования дает все основания полагать, что
муниципальные базовые учреждения, вопреки требованиям
постановления главы администрации края, не стали образцовыми
головными методическими учреждениями при муниципальных органах
управления образованием по направлению "информатизация
образования". Этот вывод подтверждают встречи с учителями
информатики и руководителями муниципальных базовых учреждений в
области информатизации образования, проведенные в ходе краевого
семинара - совещания в марте 2001 г. в п. Бычиха Хабаровского
района и результаты плановых комплексных и тематических
контрольно - инспекторских проверок муниципальных образований
городов и районов края.
Главной причиной такого положения дел является недостаточное
осознание главами муниципальных образований и их заместителями,
руководителями муниципальных органов управления образованием,
руководителями образовательных учреждений значимости
информатизации образования как одного из путей преодоления общего
кризиса образования.
Об ослаблении внимания к процессам информатизации образования
свидетельствует эпизодическая практика рассмотрения данных
вопросов на коллегиях при главах муниципальных образований,
аппаратных совещаниях муниципальных органов управления
образованием. По итогам принятия Программы информатизации общего
образования на период до 2001 года вопросы, связанные с
информатизацией образования слушались на коллегиях при главах
муниципальных образований всего 11 раз (в пяти районах
г. Хабаровска, г. Комсомольске - на - Амуре, в Ванинском,
Вяземском, Комсомольском, им. Лазо районах). Муниципальные
программы информатизации образования приняты постановлениями глав
муниципальных образований в 15 районах; до сих пор в стадии
проработки находятся муниципальные программы информатизации
образования в Аяно - Майском, Охотском, Тугуро - Чумиканском,
Ульчском районах.
Муниципальные базовые учреждения в области информатизации
образования Амурского, Бикинского, Аяно - Майского,
Комсомольского, Охотского, им. П.Осипенко, Ульчского районов
фактически остались один на один со своими проблемами без
необходимой финансовой и ресурсной поддержки районных
управленческих и методических структур. А потенциал дополнительных
штатных должностей заместителей директоров, инженеров -
программистов и лаборантов, введенных в соответствии с
рекомендациями комитета общего образования администрации края,
зачастую используются с низким коэффициентом эффективности.
По данным, представленным руководителями муниципальных органов
управления образованием, на начало 2001/2002 учебного года только
87,2% средних школ, имеющих в учебном плане дисциплину
"Информатика", реализуют машинный вариант обучения, что
отрицательно сказывается на качестве подготовки школьников.
Серьезную тревогу вызывает состояние работы по подготовке и
повышению квалификации педагогических кадров в части использования
новых информационных технологий. Коллегия отмечает, что в крае
затягивается решение вопросов создания системы непрерывного
повышения квалификации педагогических работников по внедрению в
учебный процесс современных компьютерных средств обучения.
В ряде муниципальных образований городов и районов края
(Тугуро - Чумиканском, Ульчском, Охотском, им. Лазо, Советско -
Гаванском, Бикинском, Вяземском, Верхнебуреинском, Нанайском,
им. П.Осипенко) все еще недооценивают роль информационной
поддержки деятельности педагогических и управленческих работников
посредством краевых периодических образовательных изданий,
являющихся едва ли не единственным способом оперативного
обеспечения субъектов сферы общего образования полнотекстовыми
официальными документами и региональными методическими
материалами, регламентирующими различные стороны функционирования
и развития системы образования. В этих территориях не решаются
вопросы организации централизованно подписки на краевые
образовательные издания, что негативно отражается на знании
педагогическими работниками основных нормативных правовых
документов в сфере общего образования края.
Пассивная выжидательная позиция отдельных руководителей
муниципальных органов управления образования в части продвижения
новых информационных технологий в практику работы образовательных
учреждений, управленческих структур и методических подразделений
становится тормозом на пути цивилизованного развития субъектов
сферы общего образования, препятствует реализации решений
федеральных и краевых органов, определяющих информатизацию
образования в качестве одного из приоритетных направлений
прогресса в образовании. В результате наметился разрыв между
темпами внедрения новых информационных технологий в системе общего
образования края и современными российскими и мировыми тенденциями
в области информатизации образования.
Обхождение вниманием к процессам информатизации образования со
стороны ряда руководителей муниципальных органов управления
образованием и муниципальных образовательных учреждений может в
ближайшее время привести к определенной информационной
изолированности школьников Хабаровского края, их отрыву от
складывающейся в России единой информационно - образовательной
среды на основе сети Интернет, что, в конечном счете, поставит
молодежь края в неравные условия с другими субъектами Федерации
для получения качественного образования, в том числе на основе
дистанционных технологий.
С учетом вышеизложенного и в целях приведения краевой политики
в области информатизации общего образования в соответствии с
современным уровнем развития информационных технологий коллегия
решила:
1. Признать работу муниципальных органов управления
образованием по выполнению решения коллегии комитета общего
образования администрации края от 18.12.98 N 7 "Об утверждении
программы информатизации системы общего образования Хабаровского
края" недостаточной.
2. Продолжить работу по информатизации образования,
техническому обеспечению учебных заведений, внедрению новых
информационных технологий на всех уровнях системы общего
образования края.
3. Утвердить Основные направления краевой политики в области
информатизации системы общего образования края на период до 2005
года (приложение).
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов
управления образованием:
4.1. Осуществить в 2002 году комплексный анализ состояния
процессов информатизации муниципальных образовательных систем,
определить и утвердить на муниципальном уровне систему
первоочередных мер по ускорению внедрения новых информационных
технологий в практику работы муниципальных образовательных
учреждений и органов управления образованием.
4.2. Решить вопрос о внедрении с 2002 года элементов
безбумажных технологий документооборота между министерством
образования края и подведомственными муниципальными
образовательными учреждениями путем подключения персональных
компьютеров в органах управления образованием к электронной почте
и сети Интернет.
4.3. Принять меры по укреплению ресурсной базы муниципальных
базовых учреждений в области информатизации образования. Создать
муниципальным базовым учреждениям в области информатизации
образования режим наибольшего благоприятствования для развития
телекоммуникаций, внедрения новых информационных технологий,
дистанционных форм обучения и выполнения ими методических функций
по вопросам информатизации.
4.4. Обратить внимание на необходимость внедрения новых
информационных технологий в учебный процесс по различным
образовательным областям базисного учебного плана.
4.5. Шире использовать практику участия в реализации проектов
негосударственных, неправительственных (в том числе
благотворительных) фондов и организаций, связанных с
информатизацией образования в соответствии с рекомендациями
комитета общего образования администрации края от 19.01.99
N 11-9-91 "О рекомендациях по организации взаимодействия субъектов
сферы общего образования с международными благотворительными
фондами".
4.6. Привлечь научно - педагогического потенциал учреждений
высшего профессионального образования к решению актуальных проблем
информатизации муниципальных образовательных систем, включая
проблемы повышения квалификации педагогических кадров в части
использования новых информационных технологий.
4.7. Усилить контроль за выполнением санитарно - гигиенических
требований, предъявляемых к эксплуатации учебной компьютерной
техники, сохранностью и эффективным использованием оборудования.
4.8. Принять исчерпывающие меры по выполнению постановлений
главы администрации края от 09.08.99 N 295 "О мероприятиях по
стабилизации санитарно - эпидемиологической обстановки в
Хабаровском крае на 1999 - 2002 годы", от 13.06.2000 N 205 "О
состоянии и мерах по улучшению охраны жизни и здоровья детей и
подростков в Хабаровском крае", от 14.07.2000 N 257 "О проведении
паспортизации кабинетов информатики и вычислительной техники в
учреждениях системы общего образования края", от 13.12.2000 N 408
"О перечне первоочередных мероприятий первого этапа реализации
Основных положений концепции стабилизации и развития системы
общего образования Хабаровского края" в части мероприятий,
посвященных информатизации образования.
4.9. Обеспечить централизованную подписку субъектами сферы
общего образования на краевые периодические образовательные
издания.
5. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
5.1. Осуществить в 2002 г. комплекс мер по внедрению в учебный
план курсовой подготовки слушателей разделов, посвященных методике
преподавания отдельных учебных предметов с использованием новых
информационных технологий, изучению офисных приложений к
современным операционным системам и Интернет - технологий.
5.2. Ввести в эксплуатацию в 2002 г. краевой центр Интернет -
образования в здании бывшего детского сада по ул. Зеленоборской.
6. Отделу педагогических кадров (Г.Г.Михалева) совместно с
Советом директоров педагогических ССУЗов края (Г.М.Гостев)
организовать с 2003 года подготовку педагогических кадров по
"Информатике" для общеобразовательных учреждений края.
7. Сектору информатизации (Н.Г.Флейдер):
7.1. Обеспечить методическую помощь субъектам сферы
образования в реализации краевой политики в области информатизации
образования.
7.2. Продолжить совместно с краевыми подведомственными
учреждениями выпуск и распространение по подписке краевых
образовательных изданий.
7.3. Совместно с департаментом начального профессионального
образования (Ф.Е.Довжко) и департаментом среднего и высшего
профессионального образования (А.В.Левченко) изучить в течение
2002 - 2003 г.г. состояние процессов информатизации в подсистемах
начального, среднего и высшего профессионального образования края,
подготовить соответствующий вопрос на рассмотрение коллегии
министерства образования в четвертом квартале 2003 г.
8. Рекомендовать ректорам учреждений высшего профессионального
образования и директорам учреждений среднего профессионального
образования края:
8.1. Активизировать работу по привлечению средств бюджетных и
благотворительных грантов на нужды информатизации образования.
8.2. Принять участие в разработке и реализации научно -
исследовательских проектов, направленных на развитие единой
информационно - образовательной среды Хабаровского края.
8.3. При проведении научно - технических и методических
мероприятий в области информатизации образования привлекать
субъекты образовательной деятельности различных уровней
образования с целью выработки единых концептуальных подходов.
9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра А.М.Короля.
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
Приложение
к решению коллегии
Министерства образования
Хабаровского края
от 27 февраля 2002 г. N 1/1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КРАЕВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Целью краевой политики в области информатизации системы общего
образования является повышение эффективности деятельности всех
звеньев системы общего образования края на основе широкого
использования современных информационных технологий, а также
формирование условий для обеспечения равных возможностей всем
школьникам края на получение дополнительного образования в
дистанционной форме посредством телекоммуникаций.
Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:
изыскать необходимые резервы и дополнительные ресурсы для
привлечения финансовых средств в сферу информатизации общего
образования и обеспечить плановое улучшение материально -
технического обеспечения процессов информатизации за счет бюджетов
всех уровней и внебюджетных источников;
привлечь родительскую, научно - педагогическую, ученическую
общественность, учреждения профессионального образования,
предприятия и учреждения края для решения проблем в области
информатизации общего образования;
осуществлять различные формы стимулирования и поддержки
педагогических и управленческих работников, использующих
современные информационные технологии в учебной и управленческой
деятельности;
обеспечить совместно с учреждениями профессионального
образования качественную подготовку и непрерывное повышение
квалификации педагогических кадров в части использования новых
информационных технологий;
постоянно проводить краевые и муниципальные мероприятия в
области школьной информатики и информатизации общего образования;
подключить в первоочередном порядке муниципальные органы
управления образованием, муниципальные базовые учреждения в
области информатизации образования к электронной почте и сети
Интернет; организовать внедрение элементов технологий безбумажного
документооборота между субъектами сферы общего образования;
создать режим наибольшего благоприятствования в деятельности
краевых и муниципальных базовых учреждений в области
информатизации образования, повысить их роль и ответственность за
реализацию в полном объеме уставных функций, определенных
Примерным положением о муниципальном базовом учреждении в области
информатизации образования;
обеспечить в каждом муниципальном образовании свободный доступ
к сети Интернет участников образовательного процесса, изъявившим
желание получать дополнительное образование в дистанционной форме;
осуществить проектирование, разработку и ввод в эксплуатацию
взаимосвязанных муниципальных и краевой информационно -
телекоммуникационных образовательных сетей, предоставляющих
пользователям широкий спектр информационных услуг;
повысить ответственность руководящих работников всех уровней
за степень и качество владения содержанием нормативных правовых
документов и методических материалов, публикуемых в краевых
образовательных изданиях;
внедрить конкурсную систему адресной поддержки субъектов сферы
общего образования, реализующих инновационные информационно -
образовательные проекты;
объединить потенциал субъектов сферы общего, профессионального
образования и науки края для ускорения решения вопросов создания
единой краевой информационной образовательной среды.
Пути реализации краевой политики
в области информатизации системы образования
Поиск необходимых резервов и дополнительных ресурсов
для привлечения средств в сферу информатизации общего
образования и материально - техническое обеспечение
процессов информатизации
В условиях бюджетного дефицита решение проблем ресурсного
обеспечения процессов информатизации общего образования возможно
на пути плановой поэтапной замены устаревшей компьютерной техники
на современные образцы, удовлетворяющие санитарно - гигиеническим
и дидактическим требованиям.
На первых этапах необходимо организовать приобретение
компьютерного и телекоммуникационного оборудования в те
муниципальные образовательные учреждения, в которых имеются
соответствующие условия его правильной и интенсивной эксплуатации
(квалифицированные педагогические кадры, учебно - вспомогательный
персонал, помещения, мебель, средства охраны и т.д.). Такие
образовательные учреждения, оснащенные в первую очередь
современным оборудованием, должны быть определены в качестве
муниципальных базовых учреждений в области информатизации
образования.
Закупка оборудования за счет средств краевого и муниципальных
бюджетов и ее распределение должны осуществляться на конкурсной
основе.
Организаторами конкурсов на поставку компьютерного и
телекоммуникационного оборудования, а также конкурсов на
распределение техники среди образовательных учреждений являются
органы управления образованием в крае, муниципальные и краевые
базовые учреждения в области информатизации образования.
Перспективным на ближайший период остается механизм включения
в условия муниципальных конкурсов (тендеров) на разработку
полезных ископаемых (использование лесных массивов и др.)
требований к победителям конкурсов по оснащению школ современной
компьютерной техникой и механизм организации взаимозачетов с
предприятиями связи, предоставляющих услуги Интернет.
Одновременно с плановой модернизацией компьютерного парка за
счет средств краевого и местных бюджетов на всех уровнях должен
осуществляться целенаправленный поиск возможностей участия
субъектов сферы общего образования в государственных (в том числе
федеральных) и негосударственных (в том числе благотворительных)
проектах, связанных с информатизацией образования. Ответственность
за поиск информации о реализуемых проектах в области
информатизации образования и подготовку заявок на включение в
данных проекты должна быть возложена на органы управления
образованием, руководителей и заинтересованных специалистов
образовательных учреждений.
Привлечение родительской, научно - педагогической,
ученической общественности, учреждений
профессионального образования, предприятий и
учреждений края для решения проблем в области
информатизации общего образования
Настоящая задача может быть решена путем планомерной и
кропотливой работы по организации деятельности Попечительских
Советов образовательных учреждений в интересах информатизации
образования.
На муниципальном уровне необходимо провести анализ
эффективности использования администрациями образовательных
учреждений привлеченных средств и пожертвований, пересмотреть
приоритеты в направлениях расходования пожертвований и
благотворительных взносов в интересах информатизации образования.
Вместе с тем задача не должна быть сведена только к
абсолютному возрастанию финансовых потоков, направляемых на нужды
информатизации образования. Следует изучить и в дальнейшем
использовать научно - методический потенциал родительской
общественности и ближайших учреждений профессионального
образования для решения задач научно - методического сопровождения
процессов информатизации на муниципальном уровне. Нельзя
недооценивать исключительно важную роль, которую играет
общественность во взаимоотношениях с властью, управленцами разных
уровней, и, в целом, в системе общего образования.
Через свои структуры - Попечительские Советы, родительские
конференции, клубы и др., взаимодействуя с системой общего
образования и системой управления, общественность:
осуществляет экспертизу идущих в образовании процессов,
оценивая их с иной, нежели педагоги, стороны;
инициирует принятие новых решений;
воздействует на другие структуры - участников
околообразовательного сотрудничества, помогая, например, в
реализации механизмов финансирования.
Поэтому необходимо поддержать существующие общественные
структуры в области информатизации общего образования и
инициировать появление новых общественных структур и объединений
(в том числе профессиональных методических объединений учителей,
использующих новые информационные технологии).
Поддержка инновационной деятельности
в области информатизации общего образования
Специфика информационных образовательных технологий такова,
как показывает мировая и российская практика, что без изменения
содержания существующих в общеобразовательных учреждениях
предметных областей гармонично встроить компьютер и новые
информационные технологии в образовательный процесс не удается.
Учитывая новизну и сложность проблемы развития
информационно - образовательной среды, ее решение требует
экспериментального поиска на основе имеющегося в системе
образования опыта работы с информационными технологиями.
Необходимо выработать механизм, предполагающий обязательную
экспериментальную проверку рекомендуемых для использования в
учебных заведениях электронных учебных материалов.
Для экспериментального и массового продвижения новых
информационных технологий в практику обучения и управления
необходимо на муниципальном и краевом уровнях создавать
инновационные комплексы в области информационных образовательных
технологий.
Под инновационным комплексом понимается муниципальное либо
краевое образовательное учреждение - "образовательная площадка",
на базе которой осуществляется экспериментальное внедрение
информационных образовательных технологий с участием как
разработчиков образовательной инициативы, так и педагогического
коллектива учреждения.
Для решения вопросов по образовательным задачам, связанным с
внедрением конкретных информационных технологий, механизмам их
решения, и реализуемым структурам необходимо на муниципальном и
краевом уровнях организовывать конкурсы образовательных проектов,
программ, экспериментальных образовательных технологий,
результатом которых и будет создание на следующем этапе
инновационных комплексов в области информатизации образования.
Организаторами конкурсов образовательных проектов,
инновационных программ и образовательных информационных технологий
являются органы управления образованием, муниципальные и краевые
базовые учреждения в области информатизации образования, различные
общественные объединения и производственные структуры.
Стимулирование и поддержка педагогических и
управленческих работников, использующих современные
традиционные и нетрадиционные информационные технологии
в учебной и управленческой деятельности
В условиях недостаточного внимания к информатике и
информационным технологиям в образовательных учреждениях основной
проблемой становится отток квалифицированных специалистов, имеющих
соответствующее образование (учителя информатики и вычислительной
техники, инженеры), в необразовательные структуры. Чтобы
остановить этот процесс, необходимо решить целый комплекс проблем
(условия работы, техническая база, программное обеспечение,
повышение квалификации, сервисное обслуживание техники и т.д.).
Опросы наиболее квалифицированных учителей информатики
показали, что главной причиной их сегодняшней неудовлетворенности
пребывания в школе является неудовлетворенность работой, которая,
в свою очередь, связана с невозможностью работать на современном
компьютерном и телекоммуникационном оборудовании и,
соответственно, потеря квалификации с учетом бурного развития
элементной базы компьютеров и интерфейса программного обеспечения.
Поэтому на первых этапах желательно принимать решение о выделении
современного персонального компьютера с периферийным оборудованием
в конкретный кабинет под конкретного подготовленного учителя.
Для поиска долговременных решений необходим учет конкретной
специфики деятельности специалистов, претендующих на персональную
адресную поддержку в области использования новых информационных
технологий. Ответственность за принятие конкретных управленческих
решений должна быть возложена на администрацию образовательного
учреждения. На уровне каждого муниципального образования
необходима разработка реальной программы действий по созданию
нормальных условий для работы учителя, использующего новые
информационные технологии, его профессионального роста. В
программе действий должна быть заложена тенденция все большей
престижности и привлекательности работы учителем.
Обеспечение качественной подготовки
и непрерывного повышения квалификации
педагогических кадров в части использования
новых информационных технологий
На фоне усиления внимания со стороны общества и государства к
проблемам информатизации образования, проявляющегося в различных
формах (принятие федеральной целевой программы "Развитие единой
образовательной информационной среды" (2001 - 2005 г.г.),
возрождение практики централизованной поставки в образовательные
учреждения, учебной компьютерной и телекоммуникационной техники,
выпуск электронных учебников и создание компьютерных обучающих
программ, увеличение доли часов по информатике в Базисном учебном
плане, проведение эксперимента по раннему обучению информатике со
2-го класса, переход на сбор статистической информации на
электронных носителях, автоматизированная тарификация и начисление
заработной платы работникам образования, разработка
образовательных сайтов в Интернет и их наполнение актуальными
образовательными ресурсами и т.п.), на первый план выдвигается
задача обеспечения качественной подготовки и организации системы
непрерывного повышения квалификации педагогических и
управленческих работников в части использования новых
информационной технологий.
Решение данной задачи подразумевает мобилизацию финансовых,
материально - технических и кадровых ресурсов на всех уровнях (от
внутришкольного до вузовского) на повышение квалификации и
улучшение качества подготовки различных категорий педагогических и
управленческих работников.
Система программных мероприятий по данному направлению на
уровне края должна предусматривать интеграцию усилий
образовательных учреждений, муниципальных органов управления
образованием, учреждений профессионального образования и науки,
общественных и негосударственных структур при постепенно
усиливающейся роли Хабаровского краевого института переподготовки
и повышения квалификации педагогических кадров.
Учреждениям высшего профессионального педагогического
образования (ХГПУ, КГПУ) необходимо рекомендовать изучить вопрос о
возможности повышения качества подготовки выпускников к
использованию современных информационных технологий.
Ответственность за организацию непрерывного повышения
квалификации управленческих и педагогических кадров в части
использования новых информационных технологий должна быть
возложена на органы управления образованием, руководителей и
заинтересованных специалистов образовательных учреждений.
Ежегодные краевые и муниципальные мероприятия
в области школьной информатики
и информатизации образования
В условиях недостаточности средств на развитие информатики и
проведение информатизации образования на местах, необходимо
попытаться сохранить традиционные мероприятия в области школьной
информатики и информатизации образования и найти новые формы
организации взаимодействия субъектов, проявляющих интерес к данным
вопросам.
Система ежегодных мероприятий (в том числе массовых)
объединяет компьютерное сообщество взрослых и детей, неравнодушных
к школьной информатике и информатизации системы образования,
пропагандирует новые информационные технологии, дает возможность
полноценного профессионального общения субъектов сферы общего
образования, что ведет к росту их квалификации, выделяет и
поощряет детей, имеющих особые способности к информатике.
В последние годы сложилась система ежегодных (как регулярных,
так и разовых) мероприятий на уровне края, связанных с проблемами
школьной информатики и информатизации системы общего образования:
Всероссийская олимпиада по информатике (краевой,
заключительный туры) - с 1988 года;
групповое первенство по программированию (совместно с
Хабаровским государственным техническим университетом) - с 2001
года;
научно - практическая конференция по проблемам информатизации
(Всероссийская научно - практическая конференция "Информатизация
образования - 2000", г. Хабаровск, 2000 г.);
семинар - совещание руководителей муниципальных органов
управления образованием по информатизации (г. Хабаровск, 1998 г.);
семинар - совещание специалистов и руководителей муниципальных
органов управления образованием и муниципальных базовых учреждений
в области информатизации образования (п. Бычиха, 2001 г.);
семинар - совещание главных редакторов краевых образовательных
изданий (г. Хабаровск, 1999 г.);
краевая заочная физико - математическая школа (с 1998 г.
совместно с Хабаровским краевым центром технического творчества
посредством краевого образовательного журнала "МИФ-2");
летняя сессия Хабаровской краевой заочной физико -
математической школы (г. Хабаровск, г. Находка, с 1995 г.);
семинар для учителей информатики г. Хабаровска и Хабаровского
района (Хабаровский краевой центр технического творчества, с
1998 г.), переросший с 2000 г. в постоянно действующий
дистанционный семинар с участием ведущих специалистов центральной
части России;
стажировки учителей информатики и специалистов в области
информатизации образования (ХКЦТТ, с 1999 г.);
конкурс по WEB-дизайну в сети Интернет, посвященный 55-летию
Победы (г. Хабаровск, 2000 г.);
постоянно действующий семинар ВНИК по совершенствованию
содержания Хабаровского краевого компонента государственного
образовательного стандарта по информатике (г. Хабаровск, с
2001 г.).
Ответственность за разработку системы мероприятий по вопросам
школьной информатики и информатизации образования, ее
корректировку и ежегодное уточнение должна быть возложена на
специалистов органов управления образованием и муниципальных
базовых учреждений в области информатизации образования.
Создание режима наибольшего благоприятствования в
деятельности краевых и муниципальных базовых учреждений
в области информатизации образования, повышение их роли
и ответственности за реализацию в полном объеме
уставных функций, определенных Примерным положением
о муниципальном базовом учреждении в области
информатизации образования
Постановлением главы администрации края от 12.05.98 N 190 "Об
утверждении Примерного положения о муниципальном базовом
учреждении в области информатизации образования" утверждено
Примерное положение о муниципальном базовом учреждении в области
информатизации образования, определены организационные меры по
созданию в системе общего образования сети муниципальных опорных
учреждений, реализующих задачи информатизации образования на
местном уровне.
В соответствии с рекомендациями комитета общего образования в
районах и городах края осуществлена работа по созданию
муниципальных базовых учреждений в области информатизации
образования путем передачи наиболее подготовленным учреждениям,
имеющим соответствующую материальную базу и кадры, дополнительных
методических и организаторских функций. На сегодняшний день
организационный этап формирования сети "пилотных" образовательных
учреждений в основном завершен: в крае функционируют 36
муниципальных и 3 краевых базовых учреждения в области
информатизации образования. К сожалению, в отдельных территориях
края до сих пор не решен вопрос о введении дополнительных штатных
должностей специалистов для реализации задач, определенных
Примерным положением о муниципальном базовом учреждении в области
информатизации образования. Администрациями ряда образовательных
учреждений используется потенциал заместителей директоров по
информатике не по назначению. Следует провести анализ
распределения должностных обязанностей специалистов, занимающих
дополнительные штатные должности, на предмет соответствия
интересам информатизации образования в муниципальном образовании в
целом.
Одной из главный функций муниципальных базовых учреждений в
области информатизации образования является организация повышения
квалификации педагогических и управленческих работников,
использующих новые информационные технологии. С учетом ежегодных
мероприятий по повышению квалификации, предлагаемых краевыми
базовыми учреждениями в области информатизации образования, на
муниципальном уровне необходимо ежегодно планировать курсовую
подготовку как учителей информатики, так и других категорий
педагогических и управленческих работников.
В целях наиболее эффективного использования потенциала
муниципальных базовых учреждений в области информатизации комитет
общего образования администрации края направляет ежегодные
рекомендации по планированию деятельности этих учреждений на
очередной календарный год.
Необходимо уделить серьезное внимание организации планирования
работы муниципальных базовых учреждений в области информатизации
образования и контролю за их деятельностью. В каждом муниципальном
органе управления образованием должен быть назначен специалист,
ответственный за организацию деятельности муниципальных базовых
учреждений в области информатизации образования.
Обеспечение в каждом муниципальном образовании
свободного доступа к сети Интернет участникам
образовательного процесса, изъявившим желание
получать дополнительное образование
в дистанционной форме
Как отмечается в тексте федеральной целевой программы
"Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005
годы)" (утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.08.2001 N 630), использование сети Интернет в
большинстве общеобразовательных школ России пока еще ограничено и
очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это,
как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение
школьников и педагогических работников находится в зародышевом
состоянии.
Одной из причин того, что Интернет - технологии в
отечественной общеобразовательной школе не получили широкого
распространения является отсутствие возможностей доступа широкому
кругу пользователей к сети Интернет, недостаточное наполнение
русскоязычного Интернета образовательными ресурсами.
Вместе с тем в Хабаровском крае постепенно формируются
технические возможности для подключения субъектов сферы
образования и индивидуальных пользователей всех районов к сети
Интернет. На сегодняшний день краевая сеть передачи данных
ОАО "Электросвязь" позволяет обеспечить пользователям доступ к
сети Интернет через районные и городские филиалы всех городов и
районов края, за исключением района им. П.Осипенко.
Появление на рынке телекоммуникационных услуг г. Хабаровска
конкурирующих провайдеров сети Интернет (ХКЦ НИТ, "Рэдком",
"Далькомтел", "Софтнэт" и др.) привело к снижению цен на услуги
Интернет.
По инициативе Хабаровского краевого центра новых
информационных технологий Хабаровского государственного
технического университета (ХКЦ НИТ) создан и действует модемный
пул из 4-х модемов для подключения удаленных пользователей - 20
общеобразовательных школ г. Хабаровска в режиме удаленного
доступа. Всем подключенным к модемному пулу школам г. Хабаровска в
рамках совместного проекта ХКЦ НИТ и некоммерческой американской
компании "Прожект Хармони Инк" предоставлен бесплатный доступ к
международной сети Интернет.
Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным
обучением для школьников и педагогов занимается целый ряд
государственных и коммерческих центров. Наиболее полно ресурсы в
области дистанционного профессионального образования отражены на
сервере Евразийской ассоциации дистанционного образования.
Различные курсы дистанционного обучения для школьников и учителей
предлагают: Московский комитет образования, Московский городской
Дворец творчества детей и юношества, Московская компьютерная
информационная детская сеть, Московская школа N 172, Институт
новых технологий образования г. Москвы, Санкт - Петербургский
филиал Института новых технологий образования, Ярославский
областной центр дополнительного образования школьников, центр
дистанционного обучения школьников "Эйдос" пос. Черноголовка
Московской области, Хабаровский краевой центр технического
творчества.
С учетом того, что разработка дистанционных образовательных
ресурсов требует значительных финансовых средств, в ближайшее
время создание широкомасштабных краевых центров дистанционного
обучения школьников и учителей вряд ли будет возможным. Поэтому
основной задачей муниципальных органов управления образованием,
муниципальных базовых учреждений в области информатизации
образования на данном этапе должно стать обеспечение свободного
доступа к сети Интернет участникам образовательного процесса,
изъявившим желание получать дополнительное образование в
дистанционной форме с использованием уже имеющихся в русскоязычном
Интернете образовательных ресурсов.
Для решения данной задачи необходимо провести анализ стоимости
предлагаемых местными провайдерами Интернет услуг, проработать
различные варианты взаимодействия с провайдерами, включая механизм
взаимозачетов, изучить возможность участия муниципальных систем
образования в отечественных и международных благотворительных
проектах, связанных с организацией открытого доступа к сети
Интернет.
Результатом деятельности по данному направлению должно стать
создание при муниципальных базовых учреждениях в области
информатизации образования муниципальных центров открытого доступа
к сети Интернет для школьников и педагогов общеобразовательных
учреждений. При этом желательно рассмотреть возможность заключения
договорных отношений с организациями, реализующими образовательные
программы в дистанционных формах, на предмет выполнения штатными
либо привлеченными сотрудниками соответствующих тьютерских
функций.
Ответственность за организацию работы по созданию центров
открытого доступа к сети Интернет при муниципальных базовых
учреждениях в области информатизации образования должна быть
возложена на специалистов муниципальных органов управления
образованием и руководителей муниципальных базовых учреждений в
области информатизации образования.
Проектирование, разработка и ввод в эксплуатацию
взаимосвязанных муниципальных и краевой информационно -
телекоммуникационных образовательных сетей,
предоставляющих пользователям широкий спектр
информационных услуг
Сравнительный анализ доступности персонального компьютера для
учащегося и учителя в образовательных учреждениях, в коммерческих
структурах платного доступа и в семьях показывает, что в крупных
городах и районных центрах края проблема невозможности доступа к
персональному компьютеру в образовательном учреждении (из-за
низкого уровня его обеспеченности) восполняется путем приобретения
компьютера в семью для индивидуального пользования или посещением
с определенной степенью систематичности коммерческих точек
платного пользования компьютером. Мотивированные к использованию
новых информационных технологий педагогические работники и
учащиеся изыскивают возможность компенсировать невозможность
использования компьютера в школе доступом к технике вне
образовательного учреждения. При этом, как показывает практика,
если отсутствует муниципальная информационно -
телекоммуникационная образовательная сеть, пользователи (в том
числе субъекты сферы общего образования - учителя, учащиеся)
достаточно активно и успешно начинают использовать имеющиеся в
свободном доступе информационные ресурсы, порою сомнительного
качества и направленности.
Таким образом, создается ситуация, когда, независимо от усилий
по оснащению образовательных учреждений компьютерной и
телекоммуникационной техникой, в каждом муниципальном образовании
уже имеется достаточное количество потенциальных пользователей, а
собственная муниципальная информационно - телекоммуникационная
образовательная сеть не создана или не готова предложить клиентам
актуальные для удовлетворения их информационных и профессиональных
потребностей информационные ресурсы.
Для проектирования муниципальной информационно -
телекоммуникационной образовательной сети необходимо:
осуществить анализ имеющегося опыта создания и
функционирования аналогичных сетей в других субъектах Российской
Федерации;
назначить ответственных за реализацию проекта (муниципальное
базовое учреждение в области информатизации образования) и
определить круг потенциальных пользователей сети на первом этапе
ее существования;
определиться со структурой затрат на создание сети;
провести проектировочный семинар по разработке
коммуникационных образовательных проектов, подготовке модераторов;
установить и поддерживать разработками новые современные
сетевые технологии общения и передачи информации (файловый сервер,
Web-сервер и др.);
подключить первую очередь образовательных учреждений
муниципального образования к глобальной сети Интернет;
разработать программу дальнейшего развития сети и ее
интеграции в краевую образовательную сеть.
Повышение ответственности руководящих работников
всех уровней за степень и качество владения
содержанием нормативных правовых документов
и методических материалов, публикуемых
в краевых образовательных изданиях
Результаты плановых комплексных и тематических контрольно -
инспекторских проверок, регулярно проводимых комитетом общего
образования администрации края, зачастую выявляют факты незнания
отдельными руководителями образовательных учреждений и
специалистами муниципальных органов управления образованием
содержания основополагающих нормативных правовых документов и
методических материалов, публикуемых в краевых образовательных
изданиях.
В целях улучшения информированности руководящих и
педагогических работников в части нормативных правовых актов и
методических материалов, разрабатываемых и принимаемых на краевом
уровне, муниципальным органам управления образованием необходимо:
провести анализ обеспеченности всех подведомственных
учреждений подпиской на краевые образовательные издания;
централизованно планировать затраты на организацию подписки на
краевые образовательные издания по полугодиям;
обеспечить подписку на все виды краевых периодических изданий
районными (городскими) методическими службами, вести учет
поступающих периодических изданий, организовать аннотирование их
содержания и подшивку по годам;
повысить ответственность руководящих работников за степень и
качество владения содержанием нормативных правовых документов и
методических материалов, публикуемых в краевых образовательных
изданиях, путем включения соответствующих вопросов в
аттестационные процедуры;
регулярно проводить во всех подведомственных образовательных
учреждениях обзоры публикуемых в краевых периодических изданиях
материалов.
Объединение потенциала субъектов сферы общего,
профессионального образования и науки края для
ускорения решения вопросов создания единой краевой
информационной образовательной среды
В целях ускорения решения вопросов создания единой краевой
информационной образовательной среды необходимо:
активизировать работу по участию в научно - исследовательских
проектах, направленных на развитие единой информационно -
образовательной среды Хабаровского края;
объединить научно - педагогический и материально - технический
потенциал учреждений профессионального образования и науки для
повышения эффективности процессов информатизации в системе
образования края;
шире привлекать средства бюджетных и благотворительных грантов
на нужды информатизации образования края;
усилить координирующую функцию в сфере информатизации
образования; при проведении научно - технических и методических
мероприятий в области информатизации образования привлекать
субъекты образовательной деятельности различных уровней
образования с целью выработки единых концептуальных подходов в
крае;
продолжить практику регулярного рассмотрения на Совете
ректоров высших учебных заведений, Совете директоров учреждений
среднего профессионального образования и Совете директоров
учреждений начального профессионального образования края вопросов,
посвященных информатизации образования.
Пропаганда задач информатизации общего образования
в органах власти и управления, среди руководителей
производственных и коммерческих предприятий и
организаций, в средствах массовой информации
Для пропаганды краевой и муниципальной политики в области
информатизации образования и информирования о процессе ее
реализации необходимо:
распространение специальных выпусков информационного
бюллетеня;
приглашение всех заинтересованных сторон к участию в краевых и
муниципальных мероприятиях в области информатизации общего
образования;
отражение процессов информатизации в краевых и местных
средствах массовой информации.
|