ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 05 марта 2002 г. по делу N 3-52/02
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
с участием прокурора Бруева Д.В.
при секретаре Галочкиной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о
признании части 2 и части 4 (в части предоставления Губернатору
края и членам Правительства края права бесплатного проезда на
территории края воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным
транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского
транспорта с последующей денежной компенсацией транспортных
расходов) статьи 31 Закона Хабаровского края "О Правительстве
Хабаровского края" N 349 противоречащими федеральному
законодательству, не действующими и не подлежащими применению,
установил:
27 ноября 2001 года принят Закон Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" N 349.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" Губернатору края и членам
Правительства предоставлено право, пользоваться правительственными
и другими видами связи, которыми располагают органы
государственной власти и органы местного самоуправления, другие
организации на территории края.
Согласно части 4 статьи 31 данного краевого Закона Губернатору
края и членам Правительства предоставлено право бесплатного
проезда на территории края воздушным, железнодорожным,
автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и
пригородного пассажирского транспорта с последующей денежной
компенсацией транспортных расходов.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
обратился в суд с заявлением о признании противоречащими
федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими
применению названных норм Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" N 349 от 27.11.2001, указывая в
обоснование заявления на то, что часть 2 статьи 31 краевого Закона
противоречит пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, части 2
статьи 31 Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ,
поскольку ограничивает права органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций, находящихся на
территории края, в пользовании услугами связи.
В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть
ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 2 статьи 31 ФЗ "О связи" нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в
области связи, не могут ограничивать права пользователей связи,
установленные соответствующими федеральными законами.
Часть 4 статьи 31 краевого Закона в оспариваемой части
противоречит пункту 2 статьи 784 ГК РФ, а также статье 106
Воздушного кодекса РФ от 19.03.97, ФЗ "О федеральном
железнодорожном транспорте" от 25.08.95, ст. 90 Транспортного
устава железных дорог РФ от 08.01.98, ст.ст. 2, 4 п. 3 ст. 99
Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001, которыми
предусмотрено, что льготы и преимущества гражданам на проезд
устанавливаются федеральным законодательством. Право бесплатного
проезда на вышеуказанных видах транспорта для лиц, перечисленных в
части 4 статьи 31 Закона Хабаровского края, законодательство
Российской Федерации не предусматривает.
В судебном заседании отдела Управления Генеральной прокуратуры
ДФО Бруев Д.В. поддержал заявление заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края Кузнецова
Т.Б. не признала заявление, пояснила, что норма части 2 статьи 31
Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" не
противоречит действующему законодательству. В соответствии с
положениями Федерального закона "О связи" права пользователей,
потребителей услуг связи основано на принципах: равенства прав на
участие в деятельности в области связи и использовании ее
результатов; свободы передачи сообщений по сетям и средствам
электросвязи, свободы почтовых отправлений транзита почты на всей
территории Российской Федерации; соблюдения интересов
пользователей связи.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О связи" сети и средства связи
в Российской Федерации могут находиться в федеральной
собственности, собственности субъектов Российской Федерации,
муниципальной собственности, а также собственности физических и
юридических лиц. В соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации отношения между собственником и пользователем услуг
связи строятся на основе договоров, в которых определяются виды
связи, тарифы за пользование, сроки уплаты и т.д. Исходя из этого,
в любом органе государственной власти края, органе местного
самоуправления, в иных организациях существуют соответствующие
договоры на предоставление услуг связи. Поэтому и предоставлено
(наряду с другими пользователями) Губернатору края и 15 министрам
право пользования услугами связи в Правительстве края,
Законодательной Думе края. Указанные лица могут, в случае
необходимости, находясь в служебной командировке, с разрешения
органов местного самоуправления и других органов, воспользоваться
услугами связи с последующим возмещением расходов из средств
краевого бюджета на основании выставленных счетов. Оспариваемая
норма соответствует и ст. 30 ФЗ "О связи".
Частью 4 статьи 31 Закона Хабаровского края "О Правительстве
Хабаровского края" Губернатору края и членам Правительства
предоставлено право бесплатного проезда на территории края
воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным и всеми видами
городского и пригородного пассажирского транспорта с последующей
компенсацией транспортных расходов.
В данном случае имелось в виду, что Губернатору края и членам
Правительства края возмещаются расходы в связи со служебными
командировками в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 34 оспариваемого Закона предусмотрено, что расходы на
содержание Губернатора края и членов Правительства края, а также
на реализацию установленных настоящим Законом гарантий
осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах
ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности
Правительства края.
Данное положение полностью соответствует требованиям пункта 5
статьи 20 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", согласно которому финансирование
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации и возглавляемых их органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет
средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных
отдельной статьей.
Представитель Правительства Хабаровского края Знаменская Т.И.
не признала заявленные прокурором требования и пояснила, что
прокурором некорректно толкуется п. 2, 4 ст. 31 Закона в отрыве от
самой главы 8 Закона. Глава 8 регламентирует обеспечение
деятельности Губернатора и членов Правительства при выполнении ими
должностных обязанностей. Статья 31 Закона конкретизирует
гарантии, которые предоставляются Губернатору и членам
Правительства при осуществлении ими своей трудовой деятельности.
При этом ст. 34 предусмотрено, что реализация установленных
настоящим Законом гарантий осуществляется за счет средств краевого
бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на обеспечение
деятельности Правительства края. Статья Закона принята в
соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ".
Норма п. 2 ст. 31 Закона края соответствует положениям ФЗ РФ "О
связи".
Оспариваемая норма п. 4 ст. 31 Закона края принята в
соответствии с трудовым законодательством и законодательством о
государственной и муниципальной службе, предусматривающих
компенсации транспортных расходов лицам, в связи с исполнением ими
должностных обязанностей.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение
прокурора Бруева Д.В., полагавшего заявление подлежащим
удовлетворению, суд находит заявление заместителя Генерального
прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской
Федерации и пунктом 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской
Федерации гражданское законодательство, регулирующее в том числе и
гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с перевозкой
пассажиров, находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки
определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и
издаваемыми в соответствии с ними правилам.
Статьей 106 Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 N 60-ФЗ, статьями
2 - 4, пунктом 6 статьи 11 Федерального закона "О федеральном
железнодорожном транспорте" от 25.08.95 N 153-ФЗ, статьей 90
Транспортного устава железных дорог РФ от 08.01.98 N 2-ФЗ,
статьями 2, 4, пунктом 3 статьи 99 Кодекса внутреннего водного
транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ предусмотрено, что льготы и
преимущества гражданам на проезд устанавливаются федеральным
законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Закона Хабаровского края
"О Правительстве Хабаровского края" N 349 от 27.11.2001
Губернатору края и членам Правительства края предоставлено право
бесплатного проезда на территории края воздушным, железнодорожным,
автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и
пригородного пассажирского транспорта с последующей денежной
компенсацией транспортных расходов.
Данная норма краевого Закона противоречит федеральному
законодательству, поскольку право бесплатного проезда с
последующей денежной компенсацией транспортных расходов на
вышеуказанных видах транспорта для Губернатора края и членов
Правительства края законодательство Российской Федерации не
предусматривает.
Доводы представителей Законодательной Думы Хабаровского края и
Правительства Хабаровского края о том, что оспариваемое положение
краевого Закона приняты в соответствии с трудовым
законодательством и с законодательством о государственной и
муниципальной службе не могут быть приняты судом, так как не имеют
правового значения для разрешения заявленных прокурором
требований.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Хабаровского края "О
Правительстве Хабаровского края" N 349 от 27.11.2001 Губернатору
края и членам Правительства края предоставлено право пользоваться
правительственными и другими видами связи, которыми располагают
органы государственной власти и органы местного самоуправления,
другие организации на территории края.
По мнению прокурора, данная норма противоречит пункту 2 статьи
1 Гражданского кодекса и части 2 статьи 31 Федерального закона "О
связи", поскольку ограничивает права органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций, находящихся
на территории края, в пользовании услугами связи.
Суд находит, что в удовлетворении заявления прокурора о
признании противоречащим федеральному законодательству названной
нормы краевого Закона подлежит отказать.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" для отдельных
категорий должностных лиц государственных органов при пользовании
электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и
преимущества в части очередности, порядка пользования и размера
оплаты услуг связи.
Перечень льгот, а также категории должностных лиц и граждан,
которые имеют право на льготы и преимущества, определяется
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, а также международными
договорами и соглашениями Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые нормы краевого Закона приняты
субъектом Российской Федерации в пределах полномочий,
предоставленных Федеральным законом "О связи", названной нормой
установлена категория должностных лиц, обладающая преимуществами в
порядке пользования услугами связи при исполнении ими должностных
обязанностей.
Кроме того, в соответствии со статьей 34 Закона края "О
Правительстве Хабаровского края" предусмотрено, что расходы на
реализацию установленных настоящим Законом гарантий, и в том
числе, предусмотренных частью 2 статьи 31, осуществляется за счет
средств краевого бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных
на обеспечение деятельности Правительства края.
Руководствуясь статьями 191 - 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Частично удовлетворить заявление заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации.
Признать не действующей и не подлежащей применению со дня
вступления решения в законную силу часть 4 статьи 31 (в части
предоставления Губернатору края и членам Правительства края права
бесплатного проезда на территории края воздушным, железнодорожным,
автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и
пригородного пассажирского транспорта с последующей денежной
компенсацией транспортных расходов) Закона Хабаровского края N 349
от 27.11.2001.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в Сборнике
нормативно-правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой
суд.
Председательствующий
Н.Ю.Барабаш
|