ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2002 г. по делу N 3-78/02
Именем Российской Федерации
17 апреля 2002 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
с участием прокурора Николаевой И.Ю.,
при секретаре Коломниковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании противоречащими
федеральному законодательству пункта 3 части 1 в части "... в
разрешении на вылов водных биоресурсов", частей 2, 3 в части "...
или разрешений на вылов водных биоресурсов" статьи 19; части 1 в
части "взимания платы за их выдачу", частей 2, 3 статьи 20; пункта
5 статьи 10, части 1 статьи 30, статей 38, 39 Закона Хабаровского
края "О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов в
Хабаровском крае",
установил:
Законодательной Думой Хабаровского края 26.09.2001 принят Закон
Хабаровского края N 338 от 26.09.2001 "О рыболовстве и охране
водных биологических ресурсов в Хабаровском крае".
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 названного Закона
Администрация края наделена полномочиями по распределению между
пользователями квот вылова водных биоресурсов.
Пунктом 3 части 1 статьи 19 Закона края в качестве основания
прекращения права пользования водными биоресурсами предусмотрено
нарушение условий пользования, установленных в разрешении на вылов
водных биоресурсов. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 право
пользования водными биоресурсами прекращается наряду с
аннулированием лицензии путем аннулирования разрешения.
Положениями частей 1 и 2 статьи 20 Закона края предусмотрено
взимание платы за выдачу разрешений на вылов водных биоресурсов.
Частью 3 статьи 20 Закона края предписано, что действие
разрешений на вылов водных биоресурсов может быть аннулировано в
соответствии с основаниями прекращения права пользования водными
биоресурсами, предусмотренными настоящим законом.
Частью 1 статьи 30 Закона края определены водные объекты
рыбохозяйственного значения.
Статьями 38 и 39 Закона Хабаровского края N 338 от 26.09.2001
урегулированы отношения в области владения, пользования и
распоряжения водными биоресурсами, а также орудиями лова и
принадлежностями к ним.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству, не
действующими и не подлежащими применению названных норм Закона
Хабаровского края "О рыболовстве и охране водных биологических
ресурсов в Хабаровском крае", мотивируя тем, что данные положения
закона края противоречат федеральным законам "О животном мире", "О
континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации", "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов Российской Федерации", Водному кодексу Российской
Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Временному
положению "О порядке распределения общих допустимых уловов водных
биологических ресурсов" утвержденного Приказом Комитета Российской
Федерации по рыболовству от 22.03.1995, Инструкции "О порядке
выдачи и использовании разрешений на право добычи рыбы и других
объектов водного промысла за пределами прибрежных промысловых
участков" утвержденной приказом Министерства рыбного хозяйства
СССР от 14.12.1982 N 52.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Хабаровского края
Николаева И.Ю. поддержала заявление, просила об удовлетворении
предъявленных прокурором Хабаровского края требований.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края Заливин
С.В., Федоров И.М. частично признали заявление прокурора
Хабаровского края , пояснили, что согласны с требованиями в
отношении части 2 статьи 20 краевого Закона, в остальной части
заявленные прокурором требования не признали, ссылаясь на то, что
в настоящее время Федерального закона, регулирующего в Российской
Федерации отношения в области рыболовства и охраны водных
биологических ресурсов, нет. В связи с этим в силу статей 72, 76
Конституции Российской Федерации Законодательная Дума края приняла
Закон Хабаровского края "О рыболовстве и охране водных
биологических ресурсов в Хабаровском крае", который не
противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Николаевой И.Ю.,
полагавшей заявление прокурора Хабаровского края подлежащим
удовлетворению, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения,
пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации.
Отношения в области охраны и использования животного мира, в
соответствии со статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от
24.04.1995 "О животном мире" регулирует настоящий Федеральный
закон.
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона
законодательство Российской Федерации в области охраны и
использования животного мира и среды его обитания основывается на
положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов
об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего
Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации об охране и использовании животного мира.
Статьей 6 Федерального закона "О животном мире" к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
области охраны и использования животного мира отнесено принятие
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования
животного мира в соответствии с настоящим Федеральным законом, а
также установление территориальных правил, лимитов и нормативов в
области использования объектов животного мира в пределах своей
компетенции.
В соответствии со статьей 42 названного Федерального закона
отношения в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных,
рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а
также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
В настоящее время соответствующий Федеральный закон,
регулирующий отношения в указанной области отсутствует.
При таком положении субъект Российской Федерации вправе
осуществить собственное правовое регулирование по данному вопросу.
Однако, принятый Законодательной Думой Хабаровского края
26.09.2001 Закон Хабаровского края N 338 "О рыболовстве и охране
водных биологических ресурсов в Хабаровском крае" не должен
противоречить федеральному законодательству, и в том числе
Федеральному закону "О животном мире", поскольку рыболовство,
включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, в
соответствии со статьей 34 данного Федерального закона, является
одним из видов пользования животным миром, и регулируется нормами
настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона края "О рыболовстве
и охране водных биологических ресурсов в Хабаровском крае"
администрация края наделена полномочиями по распределению между
пользователями квот вылова водных биоресурсов.
Порядок распределения общих допустимых уловов водных
биологических ресурсов на квоты вылова между физическими и
юридическими лицами Российской Федерации определяется Временным
положением "О порядке распределения общих допустимых уловов водных
биологических ресурсов" утвержденным приказом Комитета Российской
Федерации по рыболовству N 49 от 22.03.1995.
Согласно пункту 7 Положения разработка предложений по
распределению между пользователями региональных квот
осуществляется соответствующими республиканскими, краевыми,
областными рыбохозяйственными советами (далее - региональные
советы). Региональные советы формируются из представителей органов
исполнительной власти соответствующих субъектов Российской
Федерации, бассейновых органов рыбоохраны, научных и
рыбохозяйственных организаций, органов охраны окружающей среды и
природных ресурсов. Составы региональных советов и их председатели
утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по согласованию с Комитетом. Деятельность региональных
советов осуществляется в соответствии с Положением о региональном
совете, утверждаемом органом исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по согласованию с Комитетом.
В соответствии с пунктом 10 Положения региональные советы
разрабатывают предложения по распределению региональных квот
вылова водных биоресурсов между пользователями, представляют их
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации с
последующим направлением в Комитет для утверждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что норма
пункта 5 статьи 10 краевого Закона противоречит Временному
положению "О порядке распределения общих допустимых уловов водных
биологических ресурсов", так как распределение квот не может
осуществляться исполнительным органом субъекта Российской
Федерации.
Доводы представителя Законодательной Думы края о том, что
данным положением краевого закона законодательно признана
компетенция Губернатора и Правительства края в распределении
региональных квот вылова водных биоресурсов между пользователями,
а органы и порядок осуществления данного полномочия должны
определяться Губернатором края с учетом законодательства
Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку
оспариваемой нормой именно к полномочиям Администрации
(Правительства) края отнесено распределение квот, что противоречит
указанному федеральному законодательству.
Пунктом 3 статьи 19 Закона края в качестве основания
прекращения права пользования водными биоресурсами предусмотрено
нарушение условий пользования, установленных в разрешении на вылов
водных биоресурсов. Согласно частям 2 и 3 статьи 19 краевого
Закона право пользования водными биоресурсами прекращается наряду
с аннулированием лицензий, путем аннулирования разрешений.
Данные положения краевого Закона противоречат Федеральному
закону "О животном мире", который устанавливает исчерпывающий
перечень оснований и порядка прекращения пользования животным
миром (ст. 47) и предусматривает, что право пользования животным
миром в случае возникновения необходимости в изъятии из
использования объектов животного мира в целях их охраны, а также
использования территории, акватории для государственных нужд,
исключающих пользование животным миром, прекращается путем
аннулирования лицензии с согласия сторон либо через суд.
Прекращение права пользования животным миром путем аннулирования
разрешения на вылов водных биоресурсов Федеральным законом не
предусмотрено.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о
том, что согласно действующему законодательству одним из оснований
для добычи водных биоресурсов на определенной территории, в
определенные сроки и объемах является наличие специального
разрешения на вылов водных биоресурсов и краевым законом в целях
более точного соотнесения двух разрешительных документов
установлено, что аннулирование лицензии на рыбохозяйственную
деятельность влечет за собой прекращение разрешения на вылов
водных биоресурсов, что действие разрешения может быть прекращено
на основании прекращения права пользования водными биологическими
ресурсами не могут быть приняты судом в качестве основания для
отказа в удовлетворении заявленного прокурором требования,
поскольку они противоречат вышеназванной норме Федерального закона
"О животном мире", а также статье 33 названного Закона,
предусматривающей, что права на объекты животного мира у
пользователей возникают на основании лицензии.
Кроме того, данные доводы противоречат правилам выдачи, и
использования разрешений установленным Инструкцией "О порядке
выдачи и использования разрешений на право добычи рыбы и других
объектов водного промысла за пределами прибрежных промысловых
участков" (утверждена приказом Минрыбхоза СССР от 14.12.1982 N
524), пунктом 14 которой определены случаи изъятия разрешения
инспектором рыбоохраны, понятие "аннулирования разрешения" данная
Инструкция не содержит.
Также пункту 14 названной Инструкции противоречит норма,
закрепленная в части 3 статьи 20 краевого Закона, в согласно
которой действие разрешения может быть приостановлено, или такое
разрешение может быть аннулировано в соответствии с основаниями
прекращения права пользования водными биоресурсами,
предусмотренными законом края.
Частями 1 и 2 статьи 20 Закона края предусмотрено взимание
платы за выдачу разрешений в нарушение пункта 16 вышеуказанной
Инструкции, которым установлено, что разрешение выдается
бесплатно.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Хабаровского края N
338 от 26.09.2001 водными объектами рыбохозяйственного значения
признаны пресные, а также морские акватории в пределах внутренних
морских вод, территориального моря, континентального шельфа и
исключительной экономической зоны и иные районы, предусмотренные
международным и федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель Законодательной Думы
Хабаровского края Заливин С.В. указывал в качестве довода
соответствия данной нормы федеральному законодательству на то, что
она лишь дублирует положения Водного кодекса Российской Федерации,
Федерального закона "О континентальном шельфе Российской
Федерации".
Суд находит данный довод не убедительным, поскольку указанные в
оспариваемой норме краевого закона объекты рыбохозяйственного
значения в соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской
Федерации находятся в собственности Российской Федерации
(федеральной собственности), а Закон Хабаровского края "О
рыболовстве и охране водных биологических ресурсов в Хабаровском
крае" регулирует отношения, возникающие при осуществлении
рыболовства и охраны водных биоресурсов на территории края.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса Российской
Федерации и статьей 2 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Администрацией Хабаровского края о разграничении
предметов ведения и полномочий в сфере использования и охраны
водных объектов от 24.07.1996, в собственности края находятся
водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены
в пределах территории края и не отнесены к федеральной
собственности.
Статьями 38, 39 Закона края урегулированы отношения в области
владения пользования и распоряжения водными биоресурсами, а также
орудиями лова и принадлежностями к ним. Данными статьями введены
ограничения на владение пользование и распоряжение водными
биоресурсами и оборота орудий лова, сетематериалов и
принадлежностей к ним.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона "О животном
мире" предоставление животного мира в пользование осуществляется в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также
гражданским законодательством.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское
законодательство находится в исключительном ведении Российской
Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются
федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса
Российской Федерации, гражданские права могут быть ограничены на
основании федерального закона.
Согласно части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской
Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в
обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть
прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, нахождение
которых в обороте допускается по специальному разрешению,
определяются в порядке, установленном законом.
Федеральным законом "О животном мире" права граждан и
юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению водными
биоресурсами и орудиями лова не ограничены.
Суд находит, что нормами статей 38, 39 краевого Закона субъект
Российской Федерации превысил свои полномочия, и названные статьи
противоречат федеральному законодательству.
Ссылку представителей Законодательной Думы края на положения
Правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах бассейна
Амура (утвержденных приказом N 96/П от 24.10.1996 Государственного
Комитета Российской Федерации по рыболовству Амурского
бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов
и регулированию рыболовства Амуррыбвод) суд считает
несостоятельной, поскольку названные Правила, содержащие
ограничение оборота рыбы и продукции, а также сетематериалов
официально в средствах массовой информации на территории
Хабаровского края не опубликованы.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации
любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они
не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Перечень правонарушений при использовании животного мира, в
числе которых указаны и нарушения правил рыболовства предусмотрен
статьей 55 Федерального закона "О животном мире", ответственность
за нарушение Правил рыболовства предусмотрена Правилами
рыболовства в Водоемах Дальнего Востока, утвержденных приказом
Министерства рыбного хозяйства СССР от 24.11.1980 N 524.
Доводы представителей Законодательной Думы Хабаровского края о
том, что нормы статей 38, 39 краевого закона призваны установить
барьеры "хищническому" лову особо ценных видов рыб, заготовки
икры, навести порядок по обороту водных биологических ресурсов на
территории края, не имеют правового значения для разрешения
данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191 - 197 ГПК
РСФСР, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня
вступления в законную силу решения пункт 3 части 1 в части "...
разрешении на вылов водных биоресурсов", части 2 и 3 статьи 19 в
части "... или разрешений на вылов водных биоресурсов", части 1 в
части "взимания платы за их выдачу", частей 2 и 3 статьи 20;
пункта 5 статьи 10; части 1 статьи 30; статей 38, 39 Закона
Хабаровского края N 338 от 26 сентября 2001 года "О рыболовстве и
охране водных биологических ресурсов в Хабаровском крае".
Сообщение о настоящем решении опубликовать в Сборнике
нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации в течение 10 дней, через Хабаровский краевой
суд.
Председательствующий
Н.Ю.Барабаш
|