АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2002 г. по делу N А73-8034/2001-41
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Меркуловой Н.В.
рассмотрел в заседании суда дело по иску федерального
государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная
дорога" МПС РФ к Региональной энергетической комиссии Хабаровского
края, третье лицо: АО "Хабаровскэнерго", ДВ территориальное
управление МАП РФ, о признании недействительным в части протокола
N 44 от 27.07.99 и приложения N 4 и протокола N 46 от 30.10.99.
В заседании приняли участие:
от истца - Корпус Е.Г.
от ответчика - Знаменская Т.И., Антипова Г.Ф., Пономарева Г.М.
от третьего лица - Воронова Т.Г., Шельдешова Н.В.
Сущность спора:
Федеральное государственное унитарное предприятие
"Дальневосточная железная дорога" МПС РФ (далее - ФГУП ДВЖД МПС
РФ) обратилось с иском к Региональной энергетической комиссии
Хабаровского края о признании частично недействительными
протоколов N 4 от 27.07.99 и N 46 от 30.10.99.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований на предмет спора, привлечено акционерное общество
открытого типа "Хабаровскэнерго" и Дальневосточное территориальное
управление МАП РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв.
Основанием для признания данных протоколов в части
установления ДВ железной дороги в качестве предприятий -
экспортеров, для которых установлен повышенный тариф в размере
0,44 руб. за 1 квтч на долю экспорта в общем объеме перевозок.
По мнению истца, ответчиком в превышении своих полномочий
установлены дополнительные права и обязанности, чем нарушены
требования ст. 3, 4, 12 ФЗ "О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился,
т.к. считает, что поскольку в соответствии со ст. 15 ФЗ "О
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую
энергию в РФ" порядок государственного регулирования и применения
тарифов устанавливается Правительством РФ, а пунктом 14 "Основных
положений ценообразования на эл. и тепловую энергию на территории
РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.97
N 121, предусматривает дифференциацию тарифов по категориям, то
ответчик пунктом 7 протокола N 44 от 27.07.99 определил новую
группу потребителей эл. энергии - "предприятия - экспортеры",
определив и признаки, по которым потребители относятся к этой
группе.
Представитель третьего лица - ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго"
поддержал позицию ответчика в полном объеме, добавив, что в
соответствии со ст. 12 ФЗ "О государственном регулировании тарифов
на электрическую и тепловую энергию в РФ" установление
экономически обоснованных тарифов на эл. и тепловую энергию,
поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям,
расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ,
является полномочиями РЭК.
Представитель третьего лица - ДВ Территориальное управление
МАП РФ поддержал позицию истца, добавив, что ответчик вышел за
пределы своих полномочий, определив новую группу потребителей.
Кроме того, ГУП ДВЖД не может относиться к группе экспортеров,
т.к. услуги, оказываемые им, не являются экспортом, а являются
услугами по железнодорожной перевозке грузов.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
находит иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Протоколом РЭК Хабаровского
края N 44 от 27.06.99 п. 7 введена группа потребителей
"предприятия - экспортеры", к которым применяется повышенный тариф
на долю потребленной ими энергии, равной доле экспорта в общем
объеме производства, перевозок, переработки грузов. В список
потребителей, отнесенных к группе "предприятия - экспортеры"
согласно приложению N 4 включена ДВ железная дорога. Пунктом 7.2
вышеназванного решения РЭК предприятия - экспортеры обязаны
представлять ОАО "Хабаровскэнерго" до 05 числа месяца, следующего
за расчетным, ежемесячные данные о доле экспорта в общем объеме
производства (услуг) предприятия. Принятое решение
распространяется также на все структурные подразделения дороги.
Кроме того, пунктом 9 решения РЭК Хабаровского края N 46 от
30.10.99 определено, что при непредставлении предприятиями -
экспортерами в установленные сроки данных о доле экспорта в общем
объеме производства, производить расчет по повышенному тарифу на
весь объем потребленной энергии.
04.02.97 Правительством РФ принято Постановление N 121 "Об
основах ценообразования и порядке государственного регулирования
им применения тарифов на эл. и тепловую энергию". Этим
Постановлением утверждены Основные положения ценообразования на
эл. и тепловую энергию на территории РФ.
Пунктом 11 Основных положений предусмотрено, что ФЭК
утверждает обязательные для исполнения всеми региональными
комиссиями и коммерческими организациями указания, инструкции,
правила и другие документы по вопросам государственного
регулирования тарифов на эл. и тепловую энергию, в том числе
методические указания о порядке расчета тарифов на эл. и тепловую
энергию и платы за услуги, оказываемые на оптовом и
потребительском рынке.
Постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 N 342 "О
ценообразовании, утверждении и применении тарифов на эл. и
тепловую энергию" установлено, что ценообразование, утверждение и
применение тарифов на указанную энергию регулируются в
соответствии с Основными положениями ценообразования на эл. и
тепловую энергии на территории РФ и Порядком утверждения и
применения тарифов на эл. и тепловую энергии в РФ, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 121 "Об основах
ценообразования и порядке государственного регулирования и
применения тарифов на эл. и тепловую энергии".
Пунктом 11 раздела первого Основных положений установлено, что
Федеральная энергетическая комиссия РФ утверждает обязательные для
исполнения всеми региональными комиссиями методические указания о
порядке расчетов тарифов на эл. и тепловую энергии.
В соответствии с Положением об энергетической комиссии
Хабаровского края по государственному регулированию тарифов на эл.
и тепловую энергию, утвержденного постановлением главы
Администрации Хабаровского края от 11.06.92 N 263а, ответчик
осуществляет свою деятельность на основе законов РФ, указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и Комитета цен при
Министерстве экономики РФ, решений ФЭК и другими нормативными
документами (п. 1.3).
Председателем Федеральной энергетической комиссии РФ 16.04.97
утверждены Методические рекомендации о порядке расчета тарифов на
эл. и тепловую энергию на потребительском рынке, которыми
определены группы потребителей электрической и тепловой энергии.
Данными Методическими указаниями не предусмотрена группа
потребителей эл. энергии - "предприятия - экспортеры".
Статьей 7 Закона РФ "О государственном регулировании тарифов
на электрическую и тепловую энергию в РФ" (далее - Закон)
установлено, что федеральная и региональные энергетические
комиссии в своей деятельности руководствуются единой нормативно -
методической основой, утвержденной Правительством РФ. В статье 12
настоящего Закона определены полномочия региональных
энергетических комиссий, в перечне которых отсутствует право на
определение групп потребителей энергии.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании
тарифов на эл. и тепловую энергию в РФ" при государственном
регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные
принципы:
- осуществление поставок эл. энергии (мощности) и тепловой
энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в
установленном порядке;
- определение экономической обоснованности планируемых
(расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении
тарифов;
- открытость, доступность для потребителей и общественности
материалов энергетических комиссий по рассмотрению и утверждению
тарифов на эл. и тепловую энергию;
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих
организаций на производство, передачу и распределение эл. и
тепловой энергии и др.
Таким образом, государственное регулирование тарифов
заключается в установлении экономически обоснованных тарифов на
единой нормативно - методической основе специально уполномоченными
органами исполнительной власти - энергетическими комиссиями.
Раздел IV пункт 25 Основных положений предусматривает
особенности ценообразования для отдельных групп потребителей. Для
электрифицированного железнодорожного транспорта тарифы на
потребляемую им эл. энергию устанавливаются РЭК как сумма
следующих составляющих:
стоимость производства одного киловатт - часа на
электростанциях энергоснабжающей организации, но не выше стоимости
одного киловатт - часа на оптовом рынке, установленной Комиссией
для соответствующей энергоснабжающей организации;
размер платы за услуги по передаче электрической энергии
(мощности) по сетям энергоснабжающей организации, оказываемые на
потребительском рынке железнодорожному транспорту (электрическая
тяга) исходя из питающих напряжений, который подлежит согласованию
с Комиссией в соответствии с законодательством Российской
Федерации об естественных монополиях;
размер абонентной платы за услуги по организации
функционирования и развитию Единой энергетической системы России.
В соответствии с Законом РФ "О государственном регулировании
...", Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 121 16.04.97
ФЭК России утверждены Методические указания о порядке расчета
тарифов на эл. и тепловую энергию на потребительском рынке.
В указанных составляющих отсутствует основание - экспорт.
Пунктом 14 Методических указаний предусмотрено, что в процессе
рассмотрения и утверждения тарифов на эл. энергию энергоснабжающая
организация представляет на рассмотрение РЭК предложения по
утверждению тарифов на эл. энергию. В частности представляет на
рассмотрение РЭК определение (экономически обоснованное) общей
потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по
регулируемым видам деятельности на период регулирования.
В целях соблюдения главного принципа регулирования тарифов на
эл. и тепловую энергию - экономическая обоснованность тарифов,
п. 20 Методических указаний, Постановлением ФЭК России N 2 от
09.01.98 предусмотрено представление энегоснабжающей организацией
в РЭК предложений, состоящих из 33 обосновывающих форм.
Постановлением Правительства N 121 в числе составляющих тарифа
на эл. энергию для электротяги предусмотрен размер платы за услуги
по передаче эл. энергии по сетям энергоснабжающей организации,
оказываемые на потребительском рынке железнодорожному транспорту.
Потребление количества эл. энергии не зависит от вида услуг,
которые оказывает железная дорога, экспорт это или внутренние
перевозки грузов и пассажиров, в связи с чем стоимость
потребляемой эл. энергии не может зависеть от вида оказываемых
потребителем услуг другому покупателю.
Кроме того, истец, осуществляя перевозку грузов, принадлежащих
грузоотправителям - "предприятиям - экспортерам", не является
грузоотправителем или грузополучателем данного экспортного груза,
в связи с чем, не может являться "предприятием - экспортером".
Истец осуществляет перевозку экспортных грузов только в пределах
РФ, т.е. до границ РФ с сопредельными странами.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями) под
экспортом услуг понимается вывоз товаров, работ, услуг с
таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном
ввозе; выполнение соответствующих работ за пределами территории
РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца
подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 95, 124 - 127,
134 АПК РФ арбитражный суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать недействительным п. 7.2 протокола Региональной
энергетической комиссии Хабаровского края N 44 от 27.07.99 и
приложения N 4 к данному протоколу в части включения
Дальневосточной железной дороги в группу "экспортеров" и абзац 3
п. 9 протокола Региональной энергетической комиссии Хабаровского
края N 46 от 30.10.99.
Возвратить федеральному государственному унитарному
предприятию "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ гос. пошлину
в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 2583 от
16.10.2001.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Председательствующий:
М.В.Будылева
Судьи:
О.В.Горбачева
Н.В.Меркулова
|