ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2002 г. N 482
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В соответствии со ст.6 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2001
N 630 "О Федеральной целевой программе "Развитие единой
образовательной информационной среды (2001 - 2005 г.г.)",
Программой социально - экономического развития г. Комсомольска -
на - Амуре на период 2001 - 2007 г.г. и в целях исполнения
постановления главы администрации Хабаровского края от 12.05.98
"Об утверждении примерного положения о муниципальном базовом
учреждении в области информатизации образования" постановляю:
1. Утвердить Концепцию информатизации системы общего
образования г. Комсомольска - на - Амуре на 2002 - 2005 годы
(приложение 1).
2. Утвердить Положение о муниципальном базовом учреждении в
области информатизации образования (приложение 2).
3. Определить муниципальными базовыми учреждениями в области
информатизации Межшкольные учебные комбинаты NN 1, 3 и филиал
Хабаровского краевого института переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров по направлениям соответственно
приложению 3.
4. Начальникам отделов информатизации (Уханову С.В.) и
образования (Худа Т.И.):
4.1. Обеспечить выполнение Концепции информатизации систем
общего образования г. Комсомольска - на - Амуре.
4.2. Создать Совет по информатизации системы общего
образования города Комсомольска - на - Амуре до 01.04.2002.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя главы администрации города Родионову Н.Г.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. главы администрации города
Ю.В.Есипов
Приложение 1
к постановлению
главы администрации города
Комсомольска - на - Амуре
от 16 мая 2002 г. N 482
КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ НА 2002 - 2005 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Концепция информатизации системы общего образования
г. Комсомольска - на - Амуре разработана в соответствии с
постановлением главы города от 31.01.2002 N 121 "О концепции
информатизации органов местного самоуправления г. Комсомольска -
на - Амуре", программой информатизации системы общего образования
Хабаровского края, утвержденной решением коллегии комитета общего
образования администрации Хабаровского края от 18 декабря 1998 г.
N 6, Постановлением Правительства Российской Федерации от
28.08.2001 N 630 "О федеральной целевой программе "Развитие единой
образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)".
Под информатизацией образования в данном документе понимается
процесс внедрения новых информационных технологий в деятельность
субъектов сферы образования и создание условий для
целенаправленного формирования информационной среды, являющейся
частью складывающейся информационной среды общества.
Необходимость разработки Концепции информатизации системы
общего образования города обусловлена рядом причин:
1. Современный этап вхождения Российской Федерации в мировую
экономическую и информационную систему не может не сопровождаться
адаптацией всех сфер жизнедеятельности общества к используемым в
цивилизованных странах технологиям и информационным ресурсам.
2. Особое значение имеет проблема ликвидации отставания
системы образования города Комсомольска - на - Амуре по
направлению развития и использования новых информационных
технологий. С каждым годом специалисты в области информационных
технологий все более востребованы на рынке труда.
3. Реализация в городе Комсомольске - на - Амуре программы
"Наукоград" невозможна без подготовки поколения горожан, свободно
ориентирующихся в современных компьютерных технологиях, способных
внедрять их в экономику города.
Основные положения Концепции информатизации системы общего
образования города следует рассматривать как ориентиры для
деятельности в период 2002 - 2005 годы, нацеленные на решение
наиболее острых первоочередных проблем информатизации общего
образования. К таким проблемам относятся:
1) Кадровая проблема. Информатизация образования невозможна
без соответствующей подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров и управленческого персонала.
Успешное внедрение в образовательный процесс новых информационных
технологий возможно только при опережающей подготовке управленцев
и преподавателей в этой области.
2) Отсутствие системы координации деятельности структур
управления образованием и образовательных учреждений в области
информатизации, отсутствие достаточной координации в области
методической работы, обмена опытом, повышения квалификации.
3) Отсутствие системы технического обслуживания,
квалифицированной и рациональной эксплуатации компьютерного
оборудования, сохранности техники, выполнения санитарных норм и
требований техники безопасности.
4) Отсутствие надлежащего доступа в глобальные компьютерные
сети.
5) Недостаток соответствующих требованиям сегодняшнего дня
программно - методических комплексов для обеспечения процессов
информатизации образования (как для использования на уроках
информатики, так и в учебном процессе в целом).
6) Применение в обучении и в управлении образованием
устаревших информационных технологий, основанных на бумажном
документообороте, отсутствие централизованных электронных баз
данных с возможностью доступа к ним с использованием
телекоммуникационных средств.
Основные положения Концепции информатизации системы общего
образования сгруппированы в следующие разделы:
- цели и задачи информатизации системы общего образования
города,
- направления и принципы информатизации системы общего
образования,
- развитие технической базы и инфраструктуры информатизации
системы общего образования,
- механизм решения информатизации системы общего образования.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ
2.1. Целью информатизации системы общего образования
г. Комсомольска - на - Амуре является создание и развитие единой
образовательной информационной среды, обеспечивающей:
- совершенствование образовательного процесса, повышение
качества образования в учреждениях образования города на основе
современных информационных технологий, технических средств, сетей,
систем и коммуникаций,
- формирование необходимых знаний и навыков в области
информационных технологий и общей информационной культуры учащихся
и педагогов,
- совершенствование системы управления образованием.
2.2. Реализация цели информатизации системы общего образования
осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Формирование информационно - технологической инфраструктуры
системы образования, включая:
- создание городской системы информационного и научно -
методического обеспечения развития образования,
- предоставление образовательным учреждениям средств
вычислительной техники, средств доступа к глобальным
информационным ресурсам, прикладных программных средств,
- создание системы технического обслуживания.
2. Применение новых информационных и телекоммуникационных
технологий в учебном процессе, включая:
- создание и использование в учебном процессе современных
электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными
материалами,
- подготовку педагогических, административных и
инженерно - технических кадров образовательных учреждений,
способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие
информационные технологии.
3. Выявление информационных взаимосвязей и основных принципов
обработки данных и принятия решений на различных уровнях
взаимодействия между администрацией, органами управления
образованием, образовательными учреждениями города.
4. Оценка значимости и эффективности внедряемых информационных
технологий, информационных систем и разрабатываемых на их основе
методик.
5. Формирование системы педагогических, научно - методических
и организационных мероприятий, необходимых для реализации
Концепции информатизации образования города.
III. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Создание информационной инфраструктуры системы общего
образования г. Комсомольска - на - Амуре должно осуществляться в
следующих основных направлениях:
- техническое (использование современных средств
вычислительной техники и связи, организация системы технического
обслуживания);
- информационно - технологическое (применение новых
информационных технологий, систем хранения, обработки и передачи
данных, приобретение или разработка целесообразных программных
средств и систем);
- программно - методологическое (разработка рациональных
общеобразовательных и специализированных программ преподавания не
только школьной информатики, но и остальных учебных предметов,
совершенствование методики обучения компьютерным и сетевым
технологиям);
- организационно - педагогическое (повышение квалификации и
профессиональная переподготовка педагогических, административных и
инженерно - технических кадров, разработка системы оргмероприятий
по повышению эффективности работ в области информатизации системы
образования).
3.2. Основные принципы информатизации системы образования
города состоят в следующем:
- обеспечение иерархичности и интеграции формируемой
информационной инфраструктуры образования;
- формирование единого информационного пространства системы
образования и обеспечение необходимой координации работ через
муниципальные базовые учреждения в области информатизации;
- обеспечение информационной безопасности;
- соответствие международным, российским и краевым
технологическим стандартам;
- направленность на использование новых информационных
технологий в учебном, управленческом процессе и процессе повышения
квалификации педагогических кадров.
IV. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
4.1. Развитие технической базы и инфраструктуры информатизации
системы образования г. Комсомольска - на - Амуре реализуется
через:
- поэтапное целенаправленное оснащение органов управления
образованием, базовых муниципальных учреждений в области
информатизации, образовательных учреждений современными средствами
компьютерной и телекоммуникационной техники на уровне,
обеспечивающем реализацию задач информатизации системы
образования,
- соблюдение единых технологических стандартов, связанных с
использованием телекоммуникационных средств и систем в рамках
городской информационной структуры.
4.2. Для удовлетворения информационных потребностей
пользователей система должна обеспечивать широкий спектр услуг:
- применение электронной почты, позволяющей повысить
оперативность доставки и обработки информации;
- доступ к другим службам Интернет и организацию дистанционных
курсов обучения и тестирования.
V. МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ
5.1. В связи с дефицитом финансовых ресурсов решение проблем
информатизации системы общего образования г. Комсомольска - на -
Амуре в настоящее время возможно осуществлять на основе
объединения имеющихся ресурсных возможностей в рамках координации
всех работ в области информатизации. Возможно получение прибыли и
привлечение ее для развития информатизации за счет внедрения
элементов хозяйственного расчета в деятельности образовательных
учреждений и оказания платных услуг населению и сторонним
организациям в областях, связанных с компьютерными технологиями и
компьютерным обучением.
5.2. Организационная структура реализации механизма решения
задач информатизации системы общего образования города:
--------------
----+Глава города|--------
| L------------- |
\/ \/
---------------- ------------------------------
| Отдел | | Координационный совет |
|информатизации+------->| по вопросам информатизации |
|администрации | |г. Комсомольска - на - Амуре|
| города | L------------T----------------
L-----------T--- |
| |
\/ |
----------------------- |
| Отделы образования | |
|администрации города,| |
| Центрального и | |
| Ленинского округов | |
L-----------T---------- |
| |
\/ \/
----------------------------------------------
| Совет по информатизации системы общего |
|образования города Комсомольска - на - Амуре|
L-----------T------------------T---------T----
| | |
\/ | |
------------------------ \/ \/
|Муниципальные базовые | ------------ ------
| учреждения в области +--+КГПУ, КГТУ+-+ГИМЦ|
| информатизации | L----T------ LT----
|МУК NN 1,3, ФХКИППК ПК| | |
L-----------T----------- | |
| | |
\/ \/ \/
-----------------------------------------
| Общеобразовательные учреждения, |
|учреждения дополнительного образования |
L----------------------------------------
5.3. Работы по реализации концепции информатизации системы
общего образования курирует отдел информатизации администрации
города, отделы образования администрации города, Центрального и
Ленинского округов.
5.4. Координатором всей деятельности по информатизации системы
общего образования является Совет по информатизации системы общего
образования.
5.5. Муниципальные базовые учреждения в области информатизации
образования действуют на основании положения, утвержденного главой
города Комсомольска - на - Амуре, и имеют право вносить на
рассмотрение администрации города и органов управления
образованием предложения по вопросам информатизации образования.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ (2002 г.)
-----T-----------------------------------T-----------------------T------------
| N | Содержание мероприятий | Исполнители | Сроки |
|п/п | | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
| 1.|Укрепление материально - | | |
| |технической базы информатизации | | |
| |образования | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|1.1.|Оснащение муниципальных базовых |Отдел образования | 2 - 4 |
| |учреждений в области информатизации|администрации города | квартал, |
| |современным компьютерным и |(внебюджетные средства)| 2002 г. |
| |телекоммуникационным оборудованием,| | |
| |телефонной точкой, мебелью, | | |
| |сигнализацией | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|1.2.|Обеспечение образовательных |Администрация | 1 - 3 |
| |учреждений компьютерными классами, |города, отделы | квартал, |
| |оснащение охранной сигнализацией |образования | 2002 г. |
| | |Центрального и | |
| | |Ленинского округов | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|1.3.|Решение вопроса технического |Координационный совет |4 квартал, |
| |обслуживания в части ремонта |по вопросам | 2002 г. |
| |компьютерной техники учреждений |информатизации города, | |
| |муниципальной системы образования |отдел образования | |
| | |администрации города | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
| 2.|Оргструктура информатизации | | |
| |образования | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|2.1.|Создание Совета по вопросам |Отдел образования |2 квартал, |
| |информатизации общего образования, |администрации города | 2002 г. |
| |организация совместной деятельности| | |
| |с Координационным советом по | | |
| |вопросам информатизации города | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|2.2.|Разработка нормативно - правовой |Отдел образования |2 квартал, |
| |базы деятельности Совета по |администрации города | 2002 г. |
| |вопросам информатизации | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|2.3.|Организация деятельности |МУПК N1, МУПК N 3, |4 квартал, |
| |муниципальных базовых учреждений в |ФХКИППК ПК | 2002 г. |
| |области информатизации образования | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|2.4.|Организация деятельности по |Образовательные |По мере |
| |информатизации в образовательных |учреждения. |поступления|
| |учреждений города, в том числе по | |техники |
| |оказанию платных дополнительных | | |
| |образовательных услуг | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|2.5.|Рассмотрение вопроса о введении в |Отдел образования |4 квартал |
| |штатное расписание базовых |администрации города. | 2002 г. |
| |учреждений по информатизации | | |
| |дополнительных ставок в | | |
| |соответствии с Положением | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
| 3.|Внедрение телекоммуникационных | | |
| |технологий и подключение к | | |
| |электронным базам данных | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|3.1.|Оказание методической, |МУПК N 1, МУПК N 3 |4 квартал, |
| |консультативной помощи учреждениям | | 2002 г. |
| |образования в подключении к сети | | |
| |Internet | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|3.2.|Организация электронной почты между|Отделы информатизации и|4 квартал |
| |администрацией города, |образования |2002 г., |
| |Министерством образования |администрации города, |1 - 3 |
| |Хабаровского края, отделами |отделы образования |квартал |
| |образования города и округов, |округов. |2003 г. |
| |образовательными учреждениями | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
| 4.|Повышение квалификации специалистов| | |
| |в области информатизации | | |
| |образования | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|4.1.|Организация и проведение курсов |ФХКИППК ПК |2 квартал, |
| |повышения квалификации учителей | | 2002 г. |
| |информатики | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|4.2.|Повышение квалификации |ФХКИППК ПК | 2002 г. |
| |административных и педагогических | | |
| |работников муниципальной системы | | |
| |образования в области | | |
| |информационных технологий | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|4.3.|Организация работы методического |ГИМЦ | 2002 г. |
| |объединения учителей информатики | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|4.4.|Направление специалистов |Отдел образования | 2002 г. |
| |муниципального органа управления | | |
| |образованием, заместителя директора| | |
| |муниципальных базовых учреждений в | | |
| |области информатизации для участия | | |
| |в краевых семинарах - совещаниях по| | |
| |вопросам информатизации | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
| 5.|Совершенствование преподавания | | |
| |информатики в общеобразовательных | | |
| |учреждениях города | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|5.1.|Осуществление контроля состояния |Отделы образования, | 2002 г. |
| |преподавания информатики в |ГИМЦ, ФХКИППК ПК | |
| |общеобразовательных учреждениях | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|5.2.|Проведение мониторинга состояния и |Окружные отделы |4 квартал, |
| |проблем информатизации системы |образования, базовые | 2002 г. |
| |образования в городе, уровня |учрежд. | |
| |преподавания школьной информатики | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
| 6.|Организация дополнительного | | |
| |образования учащихся | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|6.1.|Организация участия школьников |ГИМЦ |3 квартал, |
| |города в краевой физико - | | 2002 г. |
| |математической школе | | |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|6.2.|Проведение городских туров |ГИМЦ |4 квартал, |
| |олимпиады по информатике | | 2002 г. |
+----+-----------------------------------+-----------------------+-----------+
|6.3.|Реализация программ дополнительного|МУПК N 1, МУПК N 3, | 2002 г. |
| |образования школьников, |ФХКИППК ПК | |
| |предусматривающих освоение новых | | |
| |информационных технологий | | |
L----+-----------------------------------+-----------------------+------------
Управляющий делами
Л.В.Шурыгина
Приложение 2
к постановлению
главы администрации города
Комсомольска - на - Амуре
от 16 мая 2002 г. N 482
ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОМ БАЗОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящее положение разработано на основе постановления
главы администрации Хабаровского края от 12.05.1998 N 190 "Об
утверждении примерного положения о муниципальном базовом
учреждении в области информатизации образования", определяет
статус и регламентирует специфику деятельности муниципального
образовательного учреждения, в качестве муниципального базового
учреждения в области информатизации, на которое возлагаются
функции, связанные с информатизацией системы общего образования
г. Комсомольска - на - Амуре в соответствии с муниципальной
программой информатизации системы общего образования.
2. Основной задачей образовательного учреждения, в качестве
муниципального базового учреждения в области информатизации
образования является выполнение дополнительных функций,
определенных муниципальной программой информатизации общего
образования непосредственно в процессе реализации целей и задач,
предусмотренных Уставом муниципального образовательного
учреждения. Выполнение указанных дополнительных функций не может
препятствовать основной уставной деятельности учреждения, равно
как и выполняться взамен ее.
3. Закрепление за образовательным учреждением статуса
муниципального базового учреждения к области информатизации
образования осуществляется распоряжением главы города по
представлению отдела образования администрации города.
4. Выбор образовательного учреждения для выполнения функций
базового муниципального учреждения в области информатизации
образования осуществляется с учетом имеющейся кадровой и
материально - технической обеспеченности учреждения, соответствия
профиля учреждения задачам в области информатизации, накопленного
организационного и методического опыта.
5. Задачами деятельности муниципального базового учреждения в
области информатизации образования являются:
- осуществление функций образцового головного муниципального
методического учреждения при отделе образования администрации
города по направлению "Информатизация образования";
- создание реальных механизмов реализации концепции
информатизации системы образования;
- аккумуляция и распространение программно - педагогических
средств и передового педагогического опыта по использованию новых
информационных технологий в муниципальной системе образования;
- планирование, организация и координация всех видов работ,
связанных с информатизацией муниципальной системы образования;
- создание и развитие единой информационной системы в сфере
образования;
- переподготовка и повышение квалификации работников системы
образования в части использования новых информационных технологий
в обучении;
- повышение квалификации учителей информатики;
- организация работы по дистанционному обучению работников
системы образования;
- комплексная поддержка развития и использование новых
информационных технологий, создание и развитие единой
информационной среды в муниципальной системе образования;
- создание системы приобретения, ремонта, сервисного
обслуживания и использования компьютерной и телекоммуникационной
техники;
- создание системы оказания практической помощи руководителям
муниципальных образовательных учреждений, учителям информатики и
педагогам, использующим новые информационные технологии в учебном
процессе;
- участие в осуществлении инспекторского контроля и анализа
процессов информатизации в муниципальной системе образования и
рационального использования компьютерной и телекоммуникационной
техники;
- реализация программ дополнительного образования школьников,
предусматривающих профильное освоение новых информационных
технологий.
6. По вопросам выполнения дополнительных функций, связанных с
информатизацией системы образования, муниципальное базовое
учреждение в области информатизации образования подотчетно отделу
образования администрации города.
Управляющий делами
Л.В.Шурыгина
Приложение 3
к постановлению
главы администрации города
Комсомольска - на - Амуре
от 16 мая 2002 г. N 482
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАЗОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
1. Муниципальные образовательные учреждения межшкольные
учебные комбинаты N 1 и N 3 осуществляют:
- комплексную поддержку развития и использования новых
информационных технологий, создание и развитие единой
информационной среды в муниципальной системе образования;
- создание системы приобретения, ремонта, сервисного
обслуживания и использования компьютерной и телекоммуникационной
техники;
- создание системы оказания практической помощи руководителям
муниципальных образовательных учреждений, учителям информатики и
педагогам, использующим новые информационные технологии в учебном
процессе;
- участие в осуществлении инспекторского контроля и анализа
процессов информатизации в муниципальной системе образования и
рационального использования компьютерной и телекоммуникационной
техники;
- реализацию программ дополнительного образования школьников,
предусматривающих профильное освоение новых информационных
технологий.
2. Филиал Хабаровского краевого института переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров осуществляет:
- функции образцового головного муниципального методического
учреждения при отделе образования администрации города по
направлению "Информатизация образования";
- создание реальных механизмов реализации программы
информатизации системы образования;
- аккумуляцию и распространение программно - педагогических
средств и передового педагогического опыта по использованию новых
информационных технологий в муниципальной системе образования;
- планирование, организацию и координацию всех видов работ,
связанных с информатизацией муниципальной системы образования;
- создание и развитие единой информационной системы в сфере
образования:
- переподготовку и повышение квалификации работников системы
образования в части использования новых информационных технологий
в обучении;
- повышение квалификации учителей информатики;
- организацию работы по дистанционному обучению работников
системы образования города;
- реализацию программ дополнительного образования школьников,
предусматривающих освоение новых информационных технологий.
Управляющий делами
Л.В.Шурыгина
|