АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 03 июня 2002 г. по делу N А73-2961/2002-40
Арбитражный суд в составе:
судьи Горбачевой О.В.
рассмотрел в заседании суда дело по иску ООО "Режент" к
Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Хабаровска о возврате
52555 рублей.
В заседании приняли участие:
от истца Бронштейн А.М.
от ответчика Глотов О.Ф.
Сущность спора:
ООО "Режент" обратилось с иском к Инспекции МНС РФ по
Кировскому району г. Хабаровска об обязании возвратить излишне
уплаченный единый социальный налог в сумме 52555 рублей и взыскать
с ответчика проценты в сумме 394,95 рублей.
Представитель истца в порядке, установленном ст. 36 АПК РФ
уточнил исковые требования и увеличил сумму иска. Просит
возвратить из соответствующего бюджета излишне уплаченный единый
социальный налог за 2002 год в сумме 68405 рублей и взыскать с
Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Хабаровска проценты в
сумме 1274 рубля.
Требования по иску обосновывает тем, что согласно абз. 1 п. 1
ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не
ранее, чем по истечении 1-го месяца со дня их официального
опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода
по соответствующему налогу. Федеральный закон N 198-ФЗ от
31.12.2001 "О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в
некоторые законодательные акты РФ "О налогах и сборах", согласно
которого плательщиками единого социального налога являются
плательщики единого налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности, опубликован 31 декабря 2001 г. В соответствии
со ст. 5 НК РФ, по мнению истца, вступает в силу с 1 января 2003
года, поскольку налоговым периодом единого социального налога
является календарный год (ст. 240 НК РФ). На основании указанных
обязательств истец считает, что до 1 января 2003 года плательщики
единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности не являются плательщиками единого социального налога.
При этом ответчик считает, что ст. 2 Федерального закона
N 198-ФЗ от 31.12.2001, устанавливающая ставку единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности в размере 15%,
по сравнению с ранее установленной 20%, подлежит применению с
1 января 2002 года, поскольку п. 4 ст. 5 НК РФ определено, что
акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок
налога, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Статьей 10 Федерального закона N 198-ФЗ определено, что закон
вступает в силу с 1 января 2002 года.
Представитель ответчика в судебном заседании требования по
иску не признал по основаниям, изложенным в письме от 20.03.2002
N 07-17/1538. Суду пояснил, что по данным налогового органа
ООО "Режент" в период с 01.01.2002 по 29.04.2002 включительно,
действительно перечислил в бюджет единый социальный налог в сумме
68405 рублей.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела суд
установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Режент"
зарегистрировано в качестве юридического лица 5 ноября 1992 года.
Основным видом деятельности предприятия является организация
ресторана и сопутствующих видов услуг, торговля.
С 1999 года истец является плательщиком единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности. Единый налог
на вмененный доход уплачивается истцом своевременно.
Статьей 1 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.98 "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
установлено, что со дня введения единого налога на территориях
соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков
этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19 - 21
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", за исключением:
государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных
платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на
приобретение транспортных средств; налога на владельцев
транспортных средств; земельного налога; налога на покупку
иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте; налога на доходы, уплачиваемого физическими
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица; удержанных сумм налога на доходы
физических лиц, а также налога на добавленную стоимость и налога
на доходы от источника в Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые
законодательные акты РФ о налогах и сборах" в Федеральный закон от
31.07.98 N 148-ФЗ внесены изменения, касающиеся исключения
платежей в государственные социальные внебюджетные фонды из
состава платежей, которые не взимаются с плательщиков единого
налога на вмененный доход.
Статьей 10 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ
определено, что Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002
года.
ООО "Режент" с 1 января 2002 года наряду с уплатой единого
налога на вмененный доход производит уплату авансовых платежей по
единому социальному налогу.
Считая, что Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ
противоречит ст. 5 НК РФ и плательщиком ЕСН предприятие будет
являться только с 01.01.2003, истец обратился в инспекцию МНС РФ
по Кировскому району г. Хабаровска с заявлением N 13 от 05.03.2002
о возврате из бюджета излишне уплаченного ЕСН в соответствии со
ст. 78 НК РФ.
20 марта 2002 г. ответчиком в адрес ООО "Режент" направлен
ответ на запрос, согласно которого ответчик не находит оснований
для возврата ЕСН за январь - февраль 2002 года.
13 мая 2002 года истец письмом N 28 дополнительно обратился в
налоговый орган с заявлением о возврате ЕСН за март - апрель
2002 г. 16 мая 2002 г. Инспекция МНС РФ по Кировскому району
г. Хабаровска отказала в возврате единого социального налога.
Истец, посчитав, что его право на возврат излишне уплаченного
единого социального налога нарушено, обратился в суд с иском о
возврате ЕСН за январь - апрель 2002 года в сумме 68405 рублей.
Кроме того, истец просит взыскать проценты за каждый день
нарушения срока возврата, на сумму излишне уплаченного налога, не
возвращенную в установленный ст. 78 НК РФ срок, в сумме 1274
рубля.
Проанализировав установленные в судебном заседании
обстоятельства, суд считает, что исковые требования удовлетворению
не подлежат.
Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации
о налогах и сборах" внесены изменения и дополнения в Федеральный
закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности" (в редакции федеральных
законов от 31.03.1999 N 63-ФЗ, от 13.07.2001 N 99-ФЗ), согласно
которым суммы единого налога на вмененный доход, уплачиваемого
организациями и индивидуальными предпринимателями, не зачисляются
в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с
изменениями, внесенными в статью 1 Федерального закона от
31.07.1998 N 148-ФЗ, плательщики единого налога на вмененный доход
(как организации, так и индивидуальные предприниматели) уплачивают
единый социальный налог в порядке, установленном главой 24 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2002 года индивидуальными
предпринимателями, организациями - плательщиками единого налога на
вмененный доход на выплаты в пользу граждан, работающих по
трудовым договорам, начисляется единый социальный налог.
Статьей 10 Федерального закона N 198-ФЗ от 31.12.2001
установлено, что закон вступает в силу с 1 января 2002 г.
Опубликован Федеральный закон в "Российской газете" за 31 декабря
2001 г. N 256 (2868).
При этом, п. 1 ст. 5 НК РФ установлено, что акты
законодательства о налогах и сборах вступают в силу с 1-го числа
очередного налогового периода по соответствующему налогу,
наступающего после окончания месячного срока со дня официального
опубликования данного акта.
Тем не менее, Налоговый кодекс РФ как систематизированный
Федеральный закон (N 146-ФЗ от 31.07.98) не имеет нормативно
закрепленного преимущества перед другими федеральными законами,
хотя и не систематизированными, но принятыми позже Налогового
кодекса РФ.
Конституционный суд РФ в определении N 182-О от 5 ноября
1999 г. "По запросу Арбитражного суда г. Москвы о проверке
конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20
Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
определил, что статьей 76 Конституции Российской Федерации не
определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного
вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный
закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к
другому федеральному закону большей юридической силой.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая является
Федеральным законом РФ N 146-ФЗ, принятым 31 июля 1998 года.
Федеральный закон от 31.07.98 N 146-ФЗ "Налоговый кодекс РФ
часть первая" и Федеральный закон от 31.07.2001 N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в
некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" содержат
нормы, относящиеся к налоговому законодательству, и в силу пункта
1 статьи 76 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие
на всей территории Российской Федерации.
Законность положений Федерального закона от 31.07.2001
N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ
и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" ни по
праву, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования
в установленном порядке никем не оспорена.
В связи с тем, что Федеральный закон N 198-ФЗ от 31.12.2001
(ст. 10) устанавливает конкретную дату вступления закона в силу, а
именно 01.01.2002, нет оснований считать датой вступления в силу
закона 01.01.2003, руководствуясь при этом ст. 5 Налогового
кодекса - Федерального закона N 146-ФЗ от 31.07.98.
При таких обстоятельствах суд считает, что уплаченные истцом
авансовые платежи по единому социальному налогу за период январь -
апрель 2002 г. в сумме 68405 рублей не являются излишне уплаченным
налогом, и следовательно не подлежат возврату из соответствующего
бюджета в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Судом признается несостоятельной ссылка истца на то, что
положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ ухудшают
положения налогоплательщика.
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон N 148-ФЗ от
31.07.98, платежи в государственные внебюджетные фонды исключены
из состава платежей, которые не взимаются с плательщиков единого
налога на вмененный доход. При этом Федеральным законом внесены
изменения и в ст. 5 указанного Федерального закона, согласно
которым ставка единого налога на вмененный доход уменьшена на 5%,
в связи с обязанностью плательщиков единого налога на вмененный
доход производить уплату ЕСН.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для
признания положений Федерального закона N 198-ФЗ от 31.12.2001
ухудшающими положения плательщиков единого налога на вмененный
доход.
Довод истца о том, что Федеральный закон N 198-ФЗ от
31.12.2001, в части вступления в силу с 1 января 2002 г.,
противоречит ст. 5 НК РФ судом отклоняется.
Статьей 6 НК РФ установлено, что нормативный правовой акт о
налогах и сборах признается несоответствующим Налоговому кодексу
РФ, если такой акт противоречит общим началам и (или) буквальному
смыслу конкретных положений кодекса. Пунктом 3 ст. 6 НК РФ
определено, что признание нормативного правового акта не
соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке.
Статьей 5 НК РФ установлены общие начала действия актов
законодательства о налогах и сборах во времени, установлен порядок
вступления актов законодательства о налогах и сборах. Статьей 10
Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ установлен отличный от
определенного в ст. 5 НК РФ порядок вступления в силу акта о
налогах и сборах.
Однако, Федеральный закон N 198-ФЗ от 31.12.2001 не признан в
судебном порядке несоответствующим Налоговому кодексу РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что ссылка истца на
несоответствие Федерального закона N 198-ФЗ статье 5 Налогового
кодекса РФ несостоятельна.
В соответствии со ст. 95 АПК РФ расходы по уплате госпошлины
относятся на истца.
Руководствуясь ст. 95, 124, 125, 127, 134 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной
ответственностью "Режент" к Инспекции МНС РФ по Кировскому району
г. Хабаровска о возврате 68405 рублей и взыскании процентов в
сумме 1274 рублей отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Режент" в
доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1670,63 рублей.
Решение может быть обжаловано.
Судья
О.В.Горбачева
|