МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 07 июня 2002 г. N 11-9-1501
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
В связи с поступающими запросами об особенностях преподавания
физики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в
2002 - 2003 учебном году, направляем методические рекомендации "О
преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского
края в 2002 - 2003 учебном году", разработанные главным методистом
отдела естественно - математического образования Хабаровского
краевого института переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров Мошейко Л.П.
Заместитель министра образования
А.М.Король
Приложение
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 07 июня 2002 г. N 11-9-1501
О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2002 - 2003
УЧЕБНОМ ГОДУ
Концепция модернизации Российского образования ориентирует
педагогов на отказ от ориентации учащихся на долговременное
усвоение тех знаний и умений, которые являются лишь базой для
обобщений более высокого уровня, поэтому, согласно
концентрическому построению учебной программы по физике в основной
школе изучаются ведущие закономерности, понятия, факты на
элементарном уровне, а в средней школе к их изучению возвращаются
еще раз, но на более высоком уровне по мере развития учащихся.
Два года назад в Хабаровском крае был начат переход на
концентрическую структуру обучения физике в основной школе. В
зависимости от выбора образовательного учреждения преподавание
физики велось по программам и учебникам авторов С.В.Громова,
Н.А.Родиной или Е.М.Гутник, А.В.Перышкина.
Изучение физики в основной школе по программе авторов
С.В.Громова, Н.А.Родиной представляет собой облегченный вариант и
может быть рекомендовано для учащихся, не связывающих свои
дальнейшие интересы после обучения в основной школе с физикой,
т.к. математический аппарат не выходит за рамки элементарной
математики в соответствующих классах, векторная символика и
аппарат векторной алгебры не используются.
Основная масса учителей края ведет преподавание физики в
основной школе по программе Е.М.Гутник, А.В.Перышкина. Она
содержит весь необходимый теоретический материал для изучения
курса физики в общеобразовательных учреждениях. Отличается
простотой и доступностью изложения. К этой программе и
соответствующим учебникам издательством "Дрофа" выпущены пособия
для учителя с разработкой элементов урока и подробными
методическими рекомендациями, соответствующие его целям и задачам.
Обращаем внимание педагогов на то, что в 2002/2003 учебном
году учащиеся 9 класса нашего края должны завершить обучение
физике по тем концентрическим программам и учебникам, которые были
использованы в 7 - 8 классах. В школах края имеются учебники
авторов С.В.Громова, Н.А.Родиной. В текущем году издательством
"Дрофа" уже выпущены и поступили в общеобразовательные заведения
учебники авторов Е.М.Гутник, А.В.Перышкин "Физика - 9".
Переход на концентрическую систему обучения в 9 классе тех
школьников, которые обучались по линейным учебникам для 7 - 8
классов авторов А.В.Перышкин, Н.А.Родина, возможен при
использовании учебника для 9 класса авторов Е.М.Гутник,
А.В.Перышкин.
Кроме этих программ и учебников в основной школе используются
концентрические программы и учебник автора А.Е.Гуревич и программа
и учебник интегрированного курса "Физика и астрономия" авторов
Ю.И.Дика, А.А.Пинского.
Программа и учебник автора А.Е.Гуревич являются продолжением
интегрированного курса естествознания "Физика. Химия. 5 - 6
класс". В 5 и 6 классах дети знакомятся с феноменологическим
описанием явлений, осваивают процесс измерения физических величин,
устанавливают закономерности небольших фрагментов природы. Центр
тяжести в обучении переносится на усвоение фундаментальных
способов познания. В учебнике 7 - 9 классов нет сколько-нибудь
сложных расчетных задач, умение решать которые необходимо для
поступления в технический вуз. Однако изучение физики в нем не
упрощено. Глубокому усвоению материала способствует выполнение
учащимися экспериментальных заданий, работа над качественными
задачами и вопросами, многие из которых носят исследовательский
характер. По окончании изучения данного курса школьники получат
представления о многих очень важных законах физики, смогут
ориентироваться в природных явлениях, обращаться со многими
техническими устройствами, усвоят то, что нужно любому
современному человеку, где бы он дальше ни продолжал учебу.
Интегрированный курс "Физика и астрономия" авторов Ю.И.Дика,
А.А.Пинского является базовым курсом, призванным не только
обеспечить учащимся систему фундаментальных знаний физической
науки и ее применений, но и сформировать у них основы
естественно - научной картины мира, показав место в ней человека.
Этот курс охватывает материал всех основных разделов курса физики.
В него органически вошли основы астрономии, что позволит
удовлетворить интерес учащихся этого возраста к космическим
проблемам, и проблемы экологии, отношения человека с природой и
техникой. Учебник наряду с обязательным минимумом содержит
сведения, адресованные учащимся, интересующимся физикой и
желающим расширить круг своих знаний и умений.
Новым подходам в понимании дифференциации деятельности
школьников соответствует тенденция введения профильного обучения
на старшей ступени общеобразовательной школы. В зависимости от
выбранного профиля общеобразовательного учреждения преподавание
физики может вестись на уровне "А", "В" или "С". Преимущественной
целью изучения физики на уровне "А" (гуманитарный профиль)
является формирование физической картины мира в результате
структурирования научной информации об окружающей среде. Такая
картина мира позволит человеку выполнять ориентировочную и
продуктивную деятельность в определенных социально - исторических
условиях. Для преподавания физики в таких классах рекомендуется
использовать программу и учебник А.Н.Мансурова, Н.А.Мансурова.
В классах общеобразовательного профиля (вариант "В") физика
изучается как прикладная наука, способствующая познанию и
преобразованию окружающего мира с учетом природных
закономерностей. Рекомендуемые здесь программа и учебник автора
В.А.Касьянова, являющиеся логическим продолжением программы и
учебников авторов Е.М.Гутник, А.В.Перышкин, составлены так, что
основной акцент при обучении физике делается на научный и
мировоззренческий аспект образования, являющийся важным вкладом в
создание интеллектуального потенциала страны. Учителя,
использующие в основной школе программы и учебники авторов
С.В.Громова, Н.А.Родиной, могут продолжить обучение физике в
старшей школе по программе и учебникам С.В.Громова (издательство
"Просвещение", 2000 г.).
Усвоение основ физики как фундаментальной науки, изучение
научного метода познания - преимущественная цель изучения физики
на уровне "С". Обучение по рекомендуемым здесь программе авторов
Ю.И.Дика, А.А.Пинского и учебнику под редакцией А.А.Пинского
предназначено для учащихся школ и классов с углубленным изучением
физики и математики, технических лицеев и гимназий и является
базовым для подготовки участников олимпиад по физике выше
районного уровня.
Учитель может выбрать любой из рекомендуемых комплектов
учебников, исходя из учебных планов школы, своих педагогических
позиций и уровня подготовки школьников своего класса.
Обращаем внимание учителей физики, что обучение физике в 11
классе в средних общеобразовательных учреждениях края в 2002 -
2003 учебном году завершается по линейным программам РАО и
учебникам Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева.
Главный методист
отдела естественно - математического
образования ХК ИППК ПК
Л.П.Мошейко
|