МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2002 г. N 980
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Г. ХАБАРОВСКА НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
В целях преодоления кризисных явлений в экономике города и
создания благоприятного инвестиционного климата для развития
промышленности города Хабаровска, на основании Устава города
постановляю:
1. Утвердить Концепцию муниципальной поддержки развития
промышленности г. Хабаровска на период до 2005 года
(приложение 1).
2. Утвердить план мероприятий по реализации муниципальной
поддержки развития промышленности г. Хабаровска на период до 2005
года (приложение 2).
3. Управляющему делами администрации города Безлепкину В.Д.
обеспечить типографский выпуск "Концепции" в количестве 30
экземпляров.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице -
мэра города Казаченко В.П.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Мэр города
А.Н.Соколов
Приложение 1
к постановлению
мэра города Хабаровска
от 26 августа 2002 г. N 980
КОНЦЕПЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Г. ХАБАРОВСКА НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Общая экономическая ситуация в городе характеризуется
неустойчивым состоянием наметившейся стабилизации производственной
сферы. Мощный хозяйственный комплекс, который сложился в
Хабаровске к началу экономических реформ, создавался в советский
период в процессе решения задачи превращения Хабаровска в один из
опорных оборонительных центров на Дальнем Востоке. Размещение
предприятий многих отраслей производилось с нарушением разумного
баланса геополитических и социально - экономических интересов.
Переход от командно - административной, централизованно - плановой
экономики к рыночным экономическим отношениям оказался на поверку
достаточно длительным и крайне сложным. Экономика страны вместо
поступательного движения и развития отброшена назад на
десятилетия. Тяжелое положение в социально - экономической сфере
города отражает глубокий системный кризис, который присутствует в
России уже в течение ряда лет.
Администрация города осознает, что ее собственные возможности
по реформированию социально - экономической сферы ограничены
условиями разделения функций управления с вышестоящей властью, что
многие параметры экономических преобразований будут по-прежнему
задаваться на федеральном и краевом уровне и прежде всего в рамках
установления нормативов распределения налоговых поступлений по
бюджетным уровням в сторону ежегодного уменьшения нормативов для
муниципального образования.
Вместе с тем сегодняшние проблемы города нельзя связывать
только с общенациональным кризисом. Администрация города признает
наличие неиспользованных возможностей улучшения социально -
экономической ситуации, которые могут быть реализованы в ходе
общегородской работы.
Центральное место в развитии экономики города, региона,
государства принадлежит промышленному комплексу.
Стабильная работа промышленного комплекса города Хабаровска
является одним из важнейших и определяющих условий развития
экономики и социальной сферы города. В общем объеме валового
продукта города Хабаровска доля промышленности составляет по
отчету за 5 мес. 2002 г. 36,1%. На предприятиях машиностроения и
металлообработки, химической, металлургической, легкой,
медицинской и микробиологической промышленности, которые являются
ведущими в промышленном комплексе (31,9% всей промышленности
города), занято около 15 тысяч человек, что составляет 17,8%
работающих в промышленности. Объемы производства пищевой
промышленности - 20% всех объемов промышленности, промышленность
стройматериалов - 3,5%, топливная промышленность - 6,6%,
электроэнергетика - 34,5%.
В городе Хабаровске в последние 2 года наметилась тенденция
стабилизации финансово - экономической ситуации. Рост объемов
производства в сопоставимых ценах составляет в среднем 10% (без
топливной промышленности). Прогноз на 2002 год позволяет надеяться
на то, что достигнутые положительные моменты сохранятся и ситуация
будет меняться в лучшую сторону.
В целях ускоренного развития промышленного комплекса итоги
работы финансово - экономической и производственно - хозяйственной
деятельности промышленных предприятий рассматривались на
заседаниях коллегии при мэре города.
Принятые постановления по обсуждаемым вопросам способствовали
решению проблем промышленных предприятий, созданию благоприятных
условий для эффективной работы.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ
Формирование промышленной политики муниципального образования
должно рассматриваться не в усилении оперативного вмешательства в
саморазвивающуюся экономику города и производственно -
хозяйственную деятельность предприятий, а в задании стратегических
ориентиров для формирования благоприятных условий ее развития.
Целью концепции является определение и формирование условий
для роста промышленного производства и стабилизации социально -
экономического положения в городе Хабаровске на основе
эффективного использования местных ресурсов, согласования
интересов и координации деятельности структурных подразделений
администрации г. Хабаровска, предпринимателей, предприятий всех
форм собственности, общественных организаций в направлении решения
следующих задач:
- поддержка предпринимательства в промышленности,
осуществляющего развитие новых промышленных производств на основе
конкурентоспособных, ресурсосберегающих технологий;
- привлечение инвестиций в экономику города;
- повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой
предприятиями г. Хабаровска;
- развитие информационного обеспечения предпринимательской и
инвестиционной деятельности;
- совершенствование управления ресурсами города;
- подготовка квалифицированных кадров.
Основным принципом реализации данной Концепции является
принцип поддержки конкретных проектов, отвечающих следующим
требованиям:
- высокий уровень экономической и бюджетной эффективности;
- социальная значимость;
- использование современных технологий.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
3.1. Поддержка предпринимательства в промышленности,
осуществляющего развитие новых промышленных производств на основе
конкурентоспособных, ресурсосберегающих технологий:
- создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот
предприятий широких потоков финансовых средств (собственные
накопления предприятий, кредитные ресурсы), использование других
инструментов (ипотечный кредит, лизинг), направленных на оживление
деятельности промышленных предприятий;
- содействие в создании на базе научных коллективов и
машиностроительных предприятий центров инновационных технологий;
- оказание содействия в формировании кооперационных связей
предприятий города с предприятиями регионов Российской Федерации,
ближнего и дальнего зарубежья;
- оказание помощи промышленным предприятиям в вопросах
реструктуризации и реформирования предприятий.
3.2. Привлечение инвестиций в экономику города:
- организация и проведение городских конкурсов инвестиционных
проектов;
- создание банка данных инвестиционных проектов промышленных
предприятий с целью активного продвижения их на межрегиональный и
международный уровень и привлечения инвесторов;
- продвижение информации об инвестиционной привлекательности
предприятий города в федеральные органы, консульские службы,
общественные организации, средства массовой информации;
- содействие участию в выставках, представлению на конкурс
наиболее эффективных инвестиционных проектов для получения
государственной поддержки и привлечения инвесторов.
3.3. Внешнеэкономическая деятельность:
- продвижение информации о промышленном потенциале
г. Хабаровска и возможностях сотрудничества (подготовка изданий,
создание web - сайта, проведение презентаций, содействие в
проведении выставок);
- использование опыта и возможностей торговых представительств
за рубежом в целях изучения реальной ситуации на внешних рынках и
условий привлечения иностранных инвестиций в экономику города;
- содействие развитию и расширению экономических связей
предприятий г. Хабаровска посредством активного поиска инвесторов.
3.4. Формирование благоприятных условий для повышения
конкурентоспособности хабаровских товаров:
- содействие продвижению хабаровских товаров (работ, услуг) на
местном и внешнем рынках;
- привлечение хабаровских предприятий к выполнению
муниципального заказа.
3.5. Развитие информационного обеспечения инвестиционной
деятельности:
- проведение совместно с предприятиями полной инвентаризации
промышленных площадок города с целью подготовки их для работы с
потенциальными инвесторами и вовлечения в хозяйственный оборот;
- проведение инвентаризации объектов муниципальной
собственности, находящихся в хозяйственном ведении или в
оперативном управлении;
- создание базы данных свободных площадей под офисы, торговлю,
производство с целью дальнейшего их использования.
3.6. Совершенствование управления ресурсами города:
- повышение эффективности использования природных ресурсов и
снижение техногенного воздействия на окружающую среду;
- создание благоприятных условий для решения вопроса
обеспечения предприятий трудовыми ресурсами, в первую очередь
молодыми кадрами;
- разработка и внедрение нестандартных схем привлечения
финансовых ресурсов.
4. ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Дореформенная государственная экономическая политика для
Хабаровска и региона выражалась в максимальном развитии военно -
промышленного комплекса со 100% оплатой государственного заказа.
Ориентированность промышленности на западную европейскую часть
страны была оправдана тем, что предприятиям в условиях союзного
разделения труда и существования практики "внеэкономического"
нивелирования удорожания (прежде всего транспортной составляющей)
не было нужды в снижении расходов, сбыт практически любой
продукции был гарантирован. Накануне экономических реформ сбыт
продукции (главным образом в европейской части страны) составлял
около 70% от всего объема производства.
В рыночных же условиях, когда в составе себестоимости
продукции стали полноценно учитываться транспортные издержки,
большой удельный вес стали занимать сырьевая и энергетическая
составляющие, рынки европейской части страны оказались недоступны
из-за ценовой неконкурентоспособности продукции хабаровских
производителей.
В соответствии с этим и должна формироваться политика развития
социально - экономического и, прежде всего, промышленного
потенциала города с наращиванием налогооблагаемой базы до уровня,
способного обеспечить содержание и развитие всей инфраструктуры
города.
К числу перспективных отраслей промышленности города могут
быть отнесены:
- электроэнергетика;
- лесная и деревоперерабатывающая;
- машиностроение и металлообработка;
- промышленность стройматериалов;
- пищевая промышленность;
- медицинская промышленность.
Хорошие перспективы предприятий этих отраслей определяются
устойчивостью рынка сбыта продукции.
Для электроэнергетики - это поставка собственно в город, а так
же переброска электроэнергии в энергосистему юга Дальнего Востока.
Для лесной и деревоперерабатывающей промышленности - это
наличие достаточной лесосырьевой базы в крае и регионе, способной
обеспечить сырьем значительные производственные мощности, что
позволит значительно увеличить экспортную составляющую выручки от
реализации продукции.
Поддержка крупной машиностроительной промышленности также
будет одной из сфер деятельности администрации, выражаемой через
помощь в составлении и продвижении бизнес - проектов, развитие
благоприятной для привлечения инвестиций правовой среды, помощи в
поиске инвесторов, содействия в маркетинге и т.д.
Наличие местной сырьевой базы для производства стройматериалов
(глина, известняки, базальт, гранит, доломиты и пр.) способно
послужить развитию производства стройматериалов, тем более что при
наметившемся оживлении жилищного строительства спрос на продукцию
будет обеспечен.
Классическим путем развития местной промышленности является
развитие пищевой промышленности. К числу преимуществ отрасли
относится стабильный рынок сбыта, ускоренный оборот денежных
средств при расчетах за поставляемую продукцию и др. В то же время
развитие пищевой промышленности требует существенных
организационных усилий по переориентации на местное сырье и
достаточно весомых инвестиций для переоборудования на выпуск
конкурентоспособной продукции.
Медицинская промышленность - выпуск жизненно необходимой
продукции на основе уникального местного сырья, лечебных трав и
растений.
5. РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
К ресурсам, которыми располагают субъекты промышленной
политики, можно отнести:
- финансовые (внутренние инвестиции предприятий, инвестиции
собственников, кредитные ресурсы, средства бюджетов всех уровней,
направленные на финансирование целевых программ);
- организационные (проведение выставок, конкурсов
инвестиционных проектов, семинаров, использование межрегиональных
связей);
- информационные (базы данных, организация web -
представительств в сети Internet);
- трудовые (привлечение научного потенциала г. Хабаровска для
подготовки и повышения квалификации кадров);
- материальные (временно свободные основные фонды);
- геополитические (использование преимуществ географического
положения для формирования благоприятного имиджа и развития
промышленности г. Хабаровска).
Существенным моментом при планировании использования бюджетных
и привлеченных ресурсов должно быть понимание приоритета
мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников,
принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, их
платность и возвратность, а также необходимость выполнения
комплекса мер по подготовке к использованию привлеченных ресурсов.
6. ИСПОЛНИТЕЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Основными исполнителями мероприятий по реализации Концепции
являются:
- управление экономики, инвестиций и промышленной политики;
- отдел промышленности и связи;
- совет директоров промышленных предприятий г. Хабаровска;
- отдел международных связей;
- департамент муниципальной собственности;
- управление жилищно - коммунального хозяйства;
- совет по предпринимательству при мэре города;
- отделы экономического развития округов;
- инновационно - технологический центр;
- управление архитектуры и градостроительства;
- отдел компьютерно - информационного обеспечения;
- управление по контролю и координации строительного
производства;
- отдел пищевой промышленности;
- научные учреждения прикладного и фундаментального профиля.
Управляющий делами
В.Д.Безлепкин
Приложение 2
к постановлению
мэра города Хабаровска
от 26 августа 2002 г. N 980
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Г. ХАБАРОВСКА ДО 2005 ГОДА
-----T----------------T--------------T-----------T----------------
| N | Основные | Цели | Сроки | Исполнители |
| | направления, | |исполнения | |
| | мероприятия, | | | |
| |содержание работ| | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
| 1. Общие мероприятия |
+----T----------------T--------------T-----------T---------------+
|1.1 |Организация |развитие и |2002 - |отдел |
| |работы Совета |укрепление |2005 гг. |промышленности |
| |директоров |диалога между | |и связи |
| |промышленных |администрацией| | |
| |предприятий |г. Хабаровска | | |
| |г. Хабаровска по|и | | |
| |проблемам |предприятиями | | |
| |развития | | | |
| |промышленности | | | |
| |города | | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|1.2 |Содействие в |продвижение |2002 - |отдел |
| |проведении |информации о |2005 гг. |промышленности |
| |презентаций, |промышленном | |и связи, |
| |выставок |потенциале | |отдел пищевой |
| | |г. Хабаровска | |промышленности,|
| | | | |отделы |
| | | | |экономического |
| | | | |развития |
| | | | |округов, |
| | | | |управление по |
| | | | |контролю и |
| | | | |координации |
| | | | |строительного |
| | | | |производства |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|1.3 |Формирование |продвижение |1 квартал |управление |
| |мероприятий |информации о |2003 года |экономики, |
| |поддержки |промышленном | |инвестиций и |
| |внешне- |потенциале | |промышленной |
| |экономической |г. Хабаровска | |политики, отдел|
| |деятельности | | |международных |
| |предприятий | | |связей |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|1.4 |Содействие в | |2002 - |отдел |
| |создании на базе| |2005 гг. |промышленности |
| |научных | | |и связи, |
| |коллективов | | |управление |
| |и промышленных | | |экономики, |
| |предприятий | | |инвестиций и |
| |центров | | |промышленной |
| |инновационных | | |политики, |
| |технологий | | |Совет |
| | | | |директоров |
| | | | |промышленных |
| | | | |предприятий |
| | | | |города |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|1.5 |Содействие |содействие в |2002 - |отраслевые |
| |проведению |повышении |2005 гг. |отделы, |
| |обучающих |квалификации | |управление |
| |семинаров по |сотрудников | |экономики, |
| |правовым и |промышленных | |инвестиций и |
| |экономическим |предприятий | |промышленной |
| |аспектам | | |политики, |
| |деятельности | | |Совет |
| |предприятий | | |директоров |
| | | | |промышленных |
| | | | |предприятий, |
| | | | |ВУЗы |
| | | | |г. Хабаровска |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|1.6 |Организация и |разъяснение |весь |отдел |
| |проведение |принципов |период |промышленности |
| |семинаров и |действия | |и связи, |
| |"круглых столов"|механизма | |управление |
| |по вопросам |муниципального| |экономики, |
| |действия |заказа | |инвестиций и |
| |механизма | | |промышленной |
| |муниципального | | |политики, |
| |заказа | | |Совет |
| | | | |директоров, |
| | | | |отраслевые |
| | | | |отделы |
| | | | |администрации |
| | | | |города |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|1.7 |Прием объектов |содействие в |весь |департамент |
| |социально - |организации |период |муниципальной |
| |культурной сферы|эффективного | |собственности, |
| |на баланс |производства | |управление ЖКХ |
| |муниципального | | | |
| |образования | | | |
| |г. Хабаровска | | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
| 2. Поддержка инвестиционной деятельности |
+----T----------------T--------------T-----------T---------------+
|2.1 |Постоянное |создание |2002 - |управление |
| |пополнение банка|предпосылок |2005 гг. |экономики, |
| |данных |для | |инвестиций и |
| |инвестиционных |привлечения | |промышленной |
| |проектов |инвестиций в | |политики, |
| |промышленных |экономику | |отраслевые |
| |предприятий с |города | |отделы |
| |целью активного | | |администрации |
| |продвижения | | |города, Совет |
| |их на | | |по предпринима-|
| |межрегиональный | | |тельству, |
| |и международный | | |Совет |
| |уровень | | |директоров |
| | | | |промышленных |
| | | | |предприятий |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|2.2 |Подготовка и |продвижение |4 квартал |управление |
| |издание сборника|информации о |2002 года |экономики, |
| |инвестиционных |проектах | |инвестиций и |
| |проектов | | |промышленной |
| | | | |политики, |
| | | | |отраслевые |
| | | | |отделы |
| | | | |администрации, |
| | | | |Совет |
| | | | |директоров |
| | | | |промышленных |
| | | | |предприятий, |
| | | | |Совет по |
| | | | |предприни- |
| | | | |мательству, |
| | | | |инновационно - |
| | | | |технологический|
| | | | |центр |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|2.3 |Распространение |продвижение |2002 - |управление |
| |инвестиционных |информации о |2005 гг. |экономики, |
| |предложений |проектах | |инвестиций и |
| |предприятий | | |промышленной |
| |через Союз | | |политики, |
| |российских | | |отраслевые |
| |городов, | | |отделы |
| |российские | | |администрации, |
| |консульства и | | |Совет |
| |представитель- | | |директоров |
| |ства в странах | | |промышленных |
| |ближнего | | |предприятий, |
| |и дальнего | | |Совет по |
| |зарубежья, в | | |предприни- |
| |первую очередь в| | |мательству, |
| |странах АТР, | | |торгово - |
| |Интернет | | |промышленная |
| | | | |палата, |
| | | | |инновационно - |
| | | | |технологический|
| | | | |центр |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|2.4 |Проведение |создание |4 квартал |управление |
| |городского |предпосылок |2003 года |экономики, |
| |конкурса |для | |инвестиций и |
| |инвестиционных |привлечения | |промышленной |
| |проектов |инвестиций в | |политики, |
| | |экономику | |отраслевые |
| | |города | |отделы |
| | | | |администрации, |
| | | | |Совет |
| | | | |директоров |
| | | | |промышленных |
| | | | |предприятий, |
| | | | |Совет по |
| | | | |предприни- |
| | | | |мательству, |
| | | | |инновационно - |
| | | | |технологический|
| | | | |центр |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
| 3. Развитие информационного обеспечения предпринимательской и |
|инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях города |
+----T----------------T--------------T-----------T---------------+
|3.1 |Проведение |с целью |2002 - |отраслевые |
| |совместно с |формирования |2005 гг. |отделы |
| |предприятиями |базы данных | | |
| |инвентаризации |для работы с | | |
| |всех |потенциальными| | |
| |промышленных |инвесторами и | | |
| |площадок города,|вовлечения в | | |
| |незадейство- |оборот | | |
| |ванного |неиспользуемых| | |
| |оборудования |производст- | | |
| | |венных | | |
| | |площадей | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|3.2 |Подготовка |вовлечение в |4 квартал |департамент |
| |положения о |хозяйственный |2002 года |муниципальной |
| |порядке приема в|оборот | |собственности |
| |муниципальную |неиспользуемых| | |
| |собственность |производст- | | |
| |промышленных |венных | | |
| |предприятий, |площадей | | |
| |проведение | | | |
| |инвентаризации | | | |
| |муниципальной | | | |
| |собственности | | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|3.3 |Создание базы |продвижение |4 квартал |отраслевые |
| |данных по |информации о |2002 года с|отделы |
| |технологическим |промышленном |ежегодным | |
| |возможностям |потенциале |обновлением| |
| |промышленного |г. Хабаровска | | |
| |сектора города | | | |
| |с целью | | | |
| |активизации | | | |
| |кооперативных | | | |
| |связей | | | |
| | | | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|3.4 |Создание схемы |продвижение |4 квартал |управление |
| |резервных |информации о |2002 года с|архитектуры и |
| |земельных |промышленном |ежегодным |градо- |
| |участков в |потенциале |обновлением|строительства |
| |производственных|г. Хабаровска | | |
| |зонах города, | | | |
| |потенциально | | | |
| |пригодных для | | | |
| |реализации | | | |
| |инвестиционных | | | |
| |проектов | | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|3.5 |Размещение |продвижение |2002 - |отдел |
| |информации о |информации о |2005 гг. |компьютерно - |
| |промышленных |промышленном | |информационного|
| |предприятиях |потенциале | |обеспечения, |
| |г. Хабаровска |г. Хабаровска | |отраслевые |
| |на web - сайте | | |отделы |
| |администрации | | |администрации |
| |города | | | |
+----+----------------+--------------+-----------+---------------+
|3.6 |Ежегодное |размещение |2002 - |управление |
| |формирование и |муниципальных |2005 гг. |экономики, |
| |направление |заказов на | |инвестиций и |
| |сводного |предприятиях | |промышленной |
| |перечня |города | |политики |
| |муниципальных | | | |
| |заказов | | | |
| |в отраслевые | | | |
| |отделы в течение| | | |
| |месяца после | | | |
| |утверждения | | | |
| |бюджета на | | | |
| |очередной | | | |
| |финансовый год | | | |
L----+----------------+--------------+-----------+----------------
Управляющий делами
В.Д.Безлепкин
|