АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 01 октября 2002 г. по делу N А73-5165/2002-40
Арбитражный суд в составе:
судьи Горбачевой О.В.
При ведении протокола помощником судьи Барилко М.А.
рассмотрел в заседании суда дело по иску кооператива "Флигель"
к Управлению внутренних дел Железнодорожного района о признании
недействительными действий ГИБДД Железнодорожного района.
В заседании приняли участие:
от истца: Фоля А.Д.
от ответчика: Калюжнер В.Н., Шостак М.В.
от Главного управления юстиции по Хабаровскому краю - Ильин
О.Г. - судебный пристав-исполнитель ПСП-3 Железнодорожного района.
Сущность спора:
Кооператив "Флигель" к УВД Железнодорожного района г.
Хабаровска о признании незаконными действий работников ГИБДД
Железнодорожного района г. Хабаровска, выразившихся в запрете
эксплуатации технически исправного автотранспортного средства с 26
ноября 2001 года.
Представитель истца требования по иску поддержал, настаивает на
их удовлетворении.
Представители ответчика в судебном заседании требования по иску
не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель
третьего лица - Главного управления юстиции, суду пояснил, что в
ноябре 2001 года направил в ГИБДД Железнодорожного района письмо с
указанием о наложении ограничения на 8 единиц автотранспорта,
принадлежащего производственному кооперативу "Флигель".
Ограничения заключаются в запрете перерегистрации транспортного
средства должника на иных лиц, то есть в смене собственника
имущества.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд уставил
следующие обстоятельства.
Кооператив "Флигель" в июле 2001 года предъявил для прохождения
технического осмотра автотранспортное средство, принадлежащее
кооперативу: ЗИЛ ММЗ-555 гос. номер 1948 ХБЛ.
В связи с непредставлением на государственный технический
осмотр автомобиля в 2000 г. и отсутствием платежного поручения об
уплате налога с владельцев транспортных средств за 2000 г., в
соответствии с п. 15.6 Правил проведения государственного
технического осмотра транспортных средств Государственной
инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ (Приложение N 1
к Приказу МВД России от 15.03.99 N 190), результат
государственного технического осмотра не был оформлен.
В ноябре 2001 г. представителем кооператива "Флигель" в ГИБДД
Железнодорожного района представлена налоговая декларация по
налогу с владельцев транспортных средств с отметкой инспектора
Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району Воловик Н.В. от
26.11.2001 о согласовании срока погашения задолженности
кооператива "Флигель" в сумме 2605 рублей до 01.02.2002.
В связи с непринятием инспектором ГИБДД по Железнодорожному
району г. Хабаровска указанной отметки на налоговой декларации в
качестве доказательств уплаты налога с владельцев транспортных
средств за 2000 г. и неоформлением результатов технического
осмотра, кооператив "Флигель" обратился с заявлением об оформлении
результатов технического осмотра автомобиля.
По итогам рассмотрения жалобы старшим государственным
инспектором Управления ГИБДД по Хабаровскому краю Черным 5 января
2002 года на акте технического осмотра была наложена резолюция об
оформлении результатов ежегодного технического осмотра.
9 января 2002 года представителю кооператива "Флигель" был
выдан талон 27АА085770, подтверждающий прохождение технического
осмотра и был определен срок прохождения технического осмотра
автомобиля в 2002 году, а именно в феврале 2002 г. В талоне
27АА085770 о прохождении техосмотра в разделе "Особые отметки"
указано "действителен до 01.02.2002".
12 января 2002 года руководитель кооператива "Флигель"
обратился с жалобой к начальнику ГИБДД Железнодорожного района г.
Хабаровска на действия работников ГИБДД и требованием рассмотреть
вопрос о переносе прохождения технического осмотра на август -
сентябрь 2002 г.
18 января 2002 года письмом N 42/93 начальник ОГИБДД
Железнодорожного РУВД сообщил кооперативу, что на автомобили ПК
"Флигель" наложены ограничения на регистрационные действия и
прохождение государственного технического осмотра. Прохождение
технического осмотра в более поздние сроки по сравнению с
установленными (февраль 2002 г.) не согласовано.
Кооператив "Флигель" не согласившись с действиями органа ГИБДД
Железнодорожного района, выразившихся в запрете с 26 ноября 2001
года на эксплуатацию технически исправного транспортного средства,
обратился в арбитражный суд с жалобой на действия сотрудников
ГИБДД.
Проанализировав установленные в судебном заседании
обстоятельства, суд считает, что требования заявителя подлежат
удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
действий государственных органов, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемые действия не соответствуют закону и создают
препятствия для осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Ограничение на использование автомобиля, а именно неоформление
результатов технического осмотра, установление даты проведения
следующего технического осмотра автомобиля на февраль 2002 г.,
отказ в переносе срока проведения технического осмотра со ссылкой
на ограничения, наложенные судебным приставом-исполнителем,
создает препятствия для использования автотранспорта при
осуществлении предпринимательской (экономической) деятельности
кооператива "Флигель". В соответствии с п. 11 "Основных положений
по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения",
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.93 N 1090
эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном
порядке государственный технический осмотр, запрещается.
Статьей 17 Федерального закона "О безопасности дорожного
движения" N 196-ФЗ от 10.12.95 определено, что находящиеся в
эксплуатации на территории Российской Федерации и
зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства
подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
Порядок проведения обязательного государственного технического
осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 880 от 31 июля 1998 года "О
порядке проведения государственного технического осмотра
транспортных средств, зарегистрированных в государственной
инспекции безопасности движения Министерства внутренних дел РФ"
утверждено Положение о проведении государственного технического
осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним
государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.
Пунктом 4 Положения установлено, что транспортные средства, с
года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а
также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за
исключением транспортных средств, указанных в подпункте "а"
настоящего пункта), - каждые 12 месяцев. Сроки, предусмотренные
настоящим пунктом, исчисляются с даты проведения первого
государственного технического осмотра.
Государственный технический осмотр транспортных средств
проводится по месту регистрации (временной регистрации)
транспортных средств.
Согласно установленному порядку кооператив "Флигель" представил
в июле 2001 года автомобиль ЗИЛ ММЗ-555 ГН 1948 для технического
осмотра. Осмотр транспортного средства был произведен, о чем
составлен акт технического осмотра.
Пунктом 6 Положения установлено, что для проведения
государственного технического осмотра собственник (представитель
собственника) обязан представить в Государственную инспекцию
транспортное средство и следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на
право управления транспортным средством, предъявленным на осмотр;
в) медицинская справка установленной формы;
г) документ, подтверждающий право владения или пользования и
(или) распоряжения транспортным средством;
д) свидетельство о регистрации транспортного средства или
технический паспорт и (или) технический талон;
е) квитанции (платежные поручения) об уплате установленных
налога с владельцев транспортных средств и платы за проведение
государственного технического осмотра, в том числе с
использованием средств технического диагностирования.
Согласно п. 15.6 Правил проведения государственного
технического осмотра транспортных средств Государственной
инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 15.03.99
N 190, зарегистрированного в Минюсте РФ 22 апреля 1999 г. N 1763,
в случае, когда на осмотр представляются транспортные средства, не
представлявшиеся на осмотр в предшествующие текущему годы,
собственник (представитель собственника) предъявляет квитанции
(платежные поручения) об уплате налога с владельцев транспортных
средств как за текущий, так и за предшествующий год, в котором
осмотр не проводился.
Поскольку автомобиль ЗИЛ ММЗ кооперативом в 2000 г. для
прохождения технического осмотра не представлялся, ГИБДД
Железнодорожного района потребовало предоставить квитанцию об
уплате налога с владельцев транспортных средств за 2000 г. Данный
документ представителем кооператива "Флигель" представлен не был.
Поскольку документы, установленные действующим
законодательством для оформления результатов технического осмотра
собственником транспортного средства не представлены в полном
объеме государственной Инспекцией БДД правомерно не были оформлены
результаты прохождения технического осмотра.
В ноябре 2001 года в ГИБДД собственником транспортного средства
была представлена налоговая декларация с резолюцией инспектора
Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району о согласовании сроков
погашения задолженности по налогу с владельцев транспортных
средств за 2000 г., в качестве документа об уплате налога. ГИБДД
Железнодорожного района г. Хабаровска правомерно не принят
указанный документ в качестве доказательства уплаты налога либо в
качестве документа, подтверждающего согласование задолженности.
Как следует из письма ИМНС по Железнодорожному району от
30.01.2002 N 14-989, погашение задолженности кооперативу "Флигель"
в срок до 01.02.2002 согласовано на основании Постановления
Правительства РФ от 23.05.2001 N 410 и постановления главы
администрации Хабаровского края от 26.07.2001 N 310.
Постановлением Правительства РФ N 1002 от 3 сентября 1999 г., в
редакции Постановления Правительства РФ N 410 от 23.05.2001,
установлено, что налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня
получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию с
прилагаемыми к нему документами рассматривает эти документы и
принимает соответствующее решение, которое должно содержать
установленные постановлением сведения.
Таким образом, факт проведения налоговым органом
реструктуризации задолженности должен быть подтвержден решением
налогового органа, подписанным уполномоченным лицом. Декларация по
налогу с владельцев транспортных средств с резолюцией инспектора
Воловик Н.В. не является документом, подтверждающим проведение
реструктуризации.
Представитель кооператива "Флигель" для подтверждения
согласования сроков погашения задолженности обязан был представить
в ГИБДД решение о реструктуризации задолженности по налогу с
владельцев транспортных средств.
Поскольку собственником транспортного средства не был
предоставлен полный перечень документов, установленный указанными
нормативными актами, оформление результатов технического осмотра
не могло быть произведено.
Пунктом 10 Положения, утвержденного Постановлением
Правительства N 880 от 31.07.98, установлено, что на транспортное
средство, прошедшее государственный технический осмотр,
государственная инспекция выдает талон о прохождении
государственного технического осмотра, форма которого утверждается
Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Руководствуясь указанным пунктом, без предоставления полного
пакета документов собственником автотранспортного средства, в
январе 2002 года кооперативу "Флигель" был выдан талон, с
указанием о необходимости прохождения технического осмотра в
феврале 2002 г. и отметкой о действительности талона до
01.02.2002.
Пунктом 7 Порядка, утвержденного Приказом МВД РФ N 190,
установлено, что конкретные год и месяц проведения следующего
осмотра каждого транспортного средства назначаются государственной
инспекцией во время его очередного осмотра в соответствии с
установленной периодичностью. Периодичность для категории
транспорта, к которой относится автомобиль ЗИЛ ММЗ, принадлежащий
кооперативу "Флигель", а именно каждые 12 месяцев. При назначении
следующего технического осмотра учитываются местные особенности
(климатические условия, структура парка транспортных средств,
наличие подготовленного персонала, производственно-технической
базы, обеспечение равномерного распределения осмотра транспортных
средств по месяцам года и так далее). С учетом указанных
обстоятельств и был установлен срок проведения техосмотра.
Осмотр транспортного средства первоначально произведен в июле
2001 года. Назначенный срок прохождения следующего осмотра
транспортного средства органом ГИБДД Железнодорожного района г.
Хабаровска назначен на февраль 2002 г., что не противоречит
Постановлению Правительства РФ N 880 от 31.07.98, Приказу МВД от
15.03.99 N 190. Кроме того, результаты технического осмотра,
проведенного в июле 2001 года, были оформлены без предоставления
собственником транспортного средства документов, установленных
указанными нормативными актами.
При таких обстоятельствах суд считает, что действия ГИБДД по
Железнодорожному району г. Хабаровска по установлению срока
прохождения следующего осмотра транспортного средства
соответствуют действующему законодательству.
Однако судом признаются незаконными действия ГИБДД
Железнодорожного района г. Хабаровска, выразившиеся в отказе
перенесения срока проведения следующего технического осмотра
автотранспорта в связи с наложенными судебным приставом-
исполнителем ограничениями.
12 января 2002 года кооператив "Флигель" обратился к начальнику
ГИБДД Железнодорожного района г. Хабаровска с жалобой, в которой
просил перенести прохождение технического осмотра на август -
сентябрь 2002 г.
Начальник ОГИБДД Железнодорожного РУВД письмом N 42/93 от
18.01.2002 уведомил председателя кооператива "Флигель" о том, что
на автотранспорт, принадлежащий кооперативу, наложены ограничения
на прохождение технического осмотра, в связи с чем не решен вопрос
о переносе осмотра автомобиля.
Пунктом 9 Порядка, утвержденного Приказом МВД N 190 от
15.03.99, установлено, что государственная инспекция с учетом
мнений заинтересованных юридических лиц и иных организаций
составляет сводный график проведения осмотра по району (городу,
району в городе) принадлежащих им транспортных средств.
Решение по изменению срока представления транспортного средства
на осмотр принимается главным государственным инспектором
безопасности дорожного движения соответствующего подразделения
государственной инспекции или его заместителями по письменному
заявлению собственника (представителя собственника) транспортного
средства.
Поскольку мнение кооператива "Флигель" не было учтено при
установлении срока прохождения технического осмотра, а также в
связи с тем, что до истечения 12 месяцев с момента прохождения
технического осмотра, проводимого в 2001 г. (то есть с июля 2001
г.), оставалось 5 месяцев (февраль - июнь 2002 г.), начальник
ОГБДД Железнодорожного РУВД вправе был разрешать вопрос о переносе
сроков прохождения технического осмотра на период до июля 2002 г.
Перенос прохождения технического осмотра на август - сентябрь 2002
г. противоречил бы Постановлению Правительства РФ N 880 от
31.07.98.
При неудовлетворении обращения собственника транспортного
средства отказ должен быть мотивированным.
Основания отказа в переносе сроков прохождения технического
осмотра, отраженные в письме от 18.01.2002, противоречат
действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, 12 ноября 2001 года в адрес
ГИБДД Железнодорожного РУВД судебным приставом-исполнителем
направлено письмо с требованием наложить ограничения на
автотранспорт в количестве 8 единиц.
Статьей 45 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен
перечень мер принудительного исполнения, которые включают в себя
арест и реализацию имущества, иные меры, обеспечивающие исполнение
исполнительного документа. Ограничения на автотранспорт относятся
к иной мере и включают в себя ограничение на перерегистрацию
автотранспорта с одного собственника на другого. Ограничения на
прохождение технического осмотра не предусмотрены ФЗ "Об
исполнительном производстве". Статьей 51 ФЗ "Об исполнительном
производстве" установлено, что ограничение права пользования
имуществом, его изъятие, запрет распоряжаться им осуществляется
только при аресте имущества должника. Как следует из материалов
дела, арест на имущество - автотранспорт, принадлежащий
производственному кооперативу "Флигель", судебным приставом-
исполнителем не накладывался.
Таким образом, действия начальника ОГИБДД Железнодорожного РУВД
по отказу в переносе срока прохождения технического осмотра по
основаниям, изложенным в письме от 18.01.2002, не соответствуют
действующему законодательству.
При этом следует отметить, что поскольку исковое заявление
кооператива "Флигель" принято к производству Арбитражного суда
Хабаровского края 5 июля 2002 года, то есть по истечении 12
месяцев с момента прохождения технического осмотра транспортного
средства в 2001 году, допущенные нарушения не могут быть
устранены, так как это противоречило бы требованиям Постановления
Правительства РФ N 880 от 31.07.98, Приказа МВД РФ N 190 от
15.03.99, предъявляемым к периодичности прохождения технического
осмотра транспортных средств.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины
относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ,
Арбитражный суд
решил:
Требования производственного кооператива "Флигель"
удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника ОГИБДД
Железнодорожного РУВД г. Хабаровска по отказу перенести
прохождение технического осмотра автомобиля ЗИЛ ММЗ-555
государственный номер 19-48 ХБЛ, отраженные в письме N 42/93 от
18.01.2002, как противоречащие Федеральному закону "Об
исполнительном производстве", Постановлению Правительства РФ N 880
от 31.07.98 "О порядке проведения государственного технического
осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ".
В остальной части иска отказать.
Взыскать с производственного кооператива "Флигель" в доход
федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано.
Судья
О.В.Горбачева
|